Звуко-буквенный разбор слова
Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку
Распечатать запись
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим ипишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании ых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
- А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
- Я, Ё, Ю, И, Е — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл‘и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
- Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [п‘эна].
- Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
- в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
- после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
- после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
- В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
- Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
- [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Звонкие
- образуются при помощи голоса (вибрируют ые связки) и шума.
- Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
- Б, В, Г, Д, Ж, З — звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
- Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
- Глухие
- произносятся без голоса (без колебания ых связок) и состоят только из шума:
- П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
- X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
- Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
- «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
- Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
- Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’], нос [нос] — нёс [н’ос].
- Л, М, Н, Р, Й — всегда звонкие.
- Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С — парные согласные по звонкости-глухости.
- X, Ц, Ч, Щ — всегда глухие согласные.
- Ч, Щ, Й — всегда мягкие согласные.
- Ж, Ш, Ц — всегда твердые согласные.
- Ж, Ш,Ч, Щ — шипящие.
Фонетический (звуко-буквенный) анализ слова
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
- Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
К | [к] | согл., глух., тв. |
О | [а] | глас, безудар. |
Л | [л’] | согл., звон., мягк. |
Е | [э] | глас, удар. |
Ч | [ч’] | согл., глух., мягк. |
К | [к] | согл., глух., тв. |
О | [а] | глас, безудар. |
Е | [й’] | согл., звон., мягк. |
[э] | глас, удар. | |
Л | [л’] | согл., звон., мягк. |
Ь | [-] | не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л |
Обратите внимание !
- Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Я — [а], Ё — [о], Ю — [у], Е — [э]: Лён — [л’ о н] — 3 буквы, 3 звука.
- Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
- Я — [й’а], Ё — [й’о], Ю — [й’у], Е — [й’э]: Ёлка — [й’ о л к а] — 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] — 4 буквы, 5 звуков.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Буква И
- после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
- после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]:
- зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
- гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
- кОтик — [ кОт ‘ и к], скворцы — [с к в а р ц ы];
- гласнаяЕ под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
- лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];
- в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо:
- кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
- гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
- мяч — [м’ач’], рябина — [р’эб’ина], пятно — [п’итно].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные.
- парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
- гриб — [гр’ и п], лавка — [л а ф к а];
- Й, Ч, Щ — [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие;
- Ж, Ш, Ц — [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
- Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся:
- чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].
- сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН — [зн]:
- звёздный — [з в’ о з н ы й’], лестница — [л’ эс ‘н’и ц а].
- иногда на месте буквы Г перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
- когти — [к о к т’ и], мягкий — [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
- иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
- сделал — [з’ д’ э л а л].
- между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко :
- зонтик — [з о н’ т ‘и к];
- иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
- стаканчик — [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик — [см’э н’ щ’ и к];
- Удвоенные согласные располагаются
- после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
- перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
- сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
- иногда сочетание ЧН, ЧТпроизносится как [ш]:
- конечно — [ кан ‘ эшна ], скучно — [ скушна ], что — [ш т о], чтобы — [штобы];
- буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]:
- щавель [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый [ щ ‘асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ик], перебежчик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
- в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]:
- парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
© 2011 – 2019 Учим русский язык
Карта сайта
Источник: http://tutrus.com/fonetika/foneticheskiy-razbor-nachalnaya-shkola
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова
Звуко-буквенный разбор слова — это характеристика звукового и буквенного состава слова. Чтобы его выполнить, пишется транскрипция — точная запись звукового состава слова.
Звуко-буквенный разбор слова необходим для осознанного овладения русским языком, грамотного написания слов, особенно в тех случаях, когда в словах есть безударные гласные, непроизносимые согласные, буквы, обозначающие два звука, буквы, не обозначающие звуков и пр.
Фонетический разбор выполняется в несколько этапов. Звуко-буквенный разбор предполагает деление слова на слоги в соответствии с количеством гласных звуков, постановку ударения, запись звучания слова. Затем проводится фонетический анализ каждого звука. Фонетический разбор завершается подсчетом количества букв и звуков.
Буквы и звуки
Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный разбор слова, научимся различать, что на бумаге мы видим буквы, а когда произносим слово, то слышим звуки. Буквы — это графические знаки, с помощью которых можно обозначить звуки речи.
В русском языке различают гласные и согласные звуки.
Гласные буквы и звуки
Гласные звуки образуются при свободном прохождении воздуха изо рта. Они состоят только из голоса. В русском языке имеются
6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]
и 10 гласных букв: а, о, у, э, и, ы, я, е, ё, ю, я.
Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы] звучат после твердых согласных звуков, а буквы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обозначают, что предыдущий согласный звук является мягким. Эта фонетическая мягкость обозначается специальным значком — апострофом:
- лён [л’ о н]
- редис [р’ и д’ и с]
- соль [с о л’]
Для выполнения звуко-буквенного разбора следует поставить в слове ударение.
Под ударением гласные звуки звучат отчетливо, а без ударения они искажаются:
- буква «о» обозначает звук [а];
до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]
- после согласных буквы «е», «я» без ударения соответствует звуку [и]
cтена́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]
Каждый гласный звук в одиночку или в сочетании с одним или с несколькими согласными согласными образует фонетический слог:
- бо-ло-то
- кра-со-та
- у-ди-ви-тель-ный
- ли-ни-я
Согласные буквы и звуки
В русской речи звучат 36 согласных звуков. При их произношении выдыхаемый воздух трется об губы, язык и щеки, в результате чего возникает шум.
Всегда звонкие согласные [л], [м], [н], [р] произносятся с участием голоса и минимальным шумом.
Если согласные звуки произносятся с бо́льшей долей голоса и шума, то образуются звонкие согласные:
[б], [в], [г], [д], [ж], [з].Каждому звонкому согласному соответствует парный глухой согласный, который произносится с большей долей шума, чем голоса:
- [б] — [п];
- [в] — [ф];
- [г] — [ к];
- [д] — [т];
- [ж] — [ш];
- [з] — [с].
Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обозначают глухие согласные [х], [ц], [ч’], [щ’], у которых нет парных звонких согласных.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие:
[б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’];Выполняя звуко-буквенный анализ, учитываем, что буквы «й», «ч» и «щ» обозначают всегда мягкие звуки [й’], [ч’], [щ’],
а буквы «ж», «ш», «ц» — твердые звуки [ж], [ш], [ц].
Как научиться делать звуко-буквенный разбор
Для того, чтобы научиться делать звуко-буквенный разбор слова, важно понимать, что часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть:
- одинаковое количество звуков;
- звуков больше, чем букв;
- букв больше, чем звуков.
Примеры
- не́бо [н’ э б а] — 4 буквы, 4 звука
- ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 звуков
- купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 звуков
При записи звукового состава слова следует учитывать, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в следующих позициях в слове:
1. в начале слова:
- е́дкий [й’ э т к’и й’]
- ёмкий [й’ о м к’ и й’]
- ю́ный [й’ у н ы й’]
- я́сли [й’ а с’ л’ и]
2. после других гласных звуков:
- поезди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
- поём [п а й’ о м]
- каю́та [к а й’ у т а]
- мая́к [м а й’ а к]
3. после разделительных «ь» и «ъ»:
- жулье́н [ж у л’ й э’ н]
- въе́хать [в й ‘э х а т’]
- курьёз [к у р’ й’ о с]
- отъём [а т й’ о м]
- рья́ный [р’ й’ а н ы й’]
- изъя́н [и з’ й’ а н]
- вью́нок [в’ й’ у н о к]
- предъюбиле́йный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]
Как видим, в таких словах всегда больше звуков, чем букв.
После согласных звуков буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают их мягкость:
- сел [с’ э л]
- нёс [н’ о с]
- люк [л’ у к]
- пять [п’ а т’]
Записывая звучание слова, следует учитывать, что в русском языке происходит фонетический процесс оглушения звонких согласных, находящихся перед глухим согласным и в конце слова, и, наоборот, озвончения глухих согласных перед звонким согласным, кроме «л», «м», «н», «р», «в», «й»
- ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’], о́тблеск [о д б л’ и с к];
- сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’], сдви́нуть [з д в’ и н у т’];
- все [ф с’ э], пруд [п р у т], вокза́л [в а г з а л].
В словах с буквосочетанием «зж» слышится длинный мягкий звук [ж’]
- брюзжа́ть [б р’ у ж’ а т’]
- мозжечо́к [м а ж’ и ч’ о к]
В конце глаголов буквосочетания -тся и -ться звучат как [ца]:
- бои́тся [б а и ц а];
- стели́ться [с’ т’ и л и ц а].
В словах, в которых есть «ь», который обозначает мягкость предыдущего согласного звука или является морфологическим знаком, указывающим на принадлежность слова к женскому роду, букв насчитываем больше, а звуков меньше:
- знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
- речь [р ‘э ч’] — 4 буквы, 3 звука.
Мягкие согласные звуки могут смягчать предыдущий согласный звук.
Послушаем, как звучат слова:
- све́чка [с’ в’ э ч’ к а]
- гво́зди [г во з’ д’ и]
- жизнь [ж ы з’ н’]
- зо́нтик [з о н’ т’ и к]
Образец фонетического разбора
Источник изображения: fedsp.com
Пример звуко-буквенного разбора
Чтобы выполнить звуко-буквенный разбор, запишем слово и поставим в нем ударение. Разделим его на фонетические слоги. Учитывая все фонетические изменения в слове, запишем по вертикали буквы и соответствующие им звуки слова в квадратных скобках. Дадим фонетическую характеристику каждому звуку.
Например, выполним фонетический разбор слова «ёлочный»:
ёлочный [й’ о л а ч’ н ы й’]
ё-ло-чный — 3 слога. Первый слог ударный.
- буква «ё» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
- [о] — гласный ударный;
- буква «л» — [л] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «о» — [а] — гласный безударный;
- буква «ч» — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
- буква «н»— [н] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «ы» — [ы] — гласный безударный;
- буква «й» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
В слове «ёлочный» 7 букв, 8 звуков.
урок «Фонетический разбор слов»
Для закрепления материала посмотрите видео по теме урока.
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/fonetika/zvuko-bukvennyiy-analiz-slova.html
Фонетический разбор слова онлайн
Написанный и произнесенный тексты чаще всего не совпадают. Букв в русской азбуке всего 33, а звуков в речи – бесконечное множество. Они различаются качеством произнесения, громкостью, на них влияют соседние звуки, ударение и другие фонетические явления.
(скрип находится в разработке, и имеет недостатки)
Введите нужное Вам слово:
Фонетический разбор слова – анализ буквенного и звукового его состава.
Правильно выполнить такой разбор – решить непростую лингвистическую задачу и выполнить сложную аналитическую работу. При этом нужно помнить следующее.
1. Анализируем звук, обозначенный буквой. Звуки при разборе заключаются в квадратные скобки. Транскрипция передает записью на листе звучание слова. Пример.
Голова – [галава́]
Разбирая слово, надо обязательно записать его в транскрипции, а в конце работы проверить и сравнить результаты.
2. Любое слово – определенный набор гласных и согласных букв. Примерно на 100 букв текста приходится 46 гласных. С ними в потоке речи происходят интересные явления. Выявить их помогает фонетический анализ всех букв.
При произношении звуки речи могут стоять в сильной (слышен отчетливо) и слабой (неясное произношение) позиции. Гласный под ударением – сильная позиция, без ударения – слабая. В чистом виде гласный звучит только в сильной позиции. Молоко́ – [малакО́]
О – [а] вода – [вАда́]
Е – [и] метель – [м'Ит'э́л']
Я – [и] вязать – [в'Изат']
- Е Ё Ю Я – особенные буквы, они выполняют двоякую роль в звуковом оформлении слов:
- после гласных, ъ, ь, в начале слова – сразу два звука – [й'э], [й'о], [й'у], [й'а].
Яма – [й'ама], ежик – [й'ожык], юг – [й'ук].
- после согласных – мягкость этого согласного и [э], [о], [у], [а].
Мята – [м'ата]
3. Согласные буквы обозначают звонкие звуки (образуются из голоса и шума) и глухие (в их образовании голос не участвует, только шум), твердые и мягкие.
- Мягкими согласные звуки становятся, если за ним следует Ь, Е, Ё, Ю, Я, И, а также мягкий согласный может оказать смягчающее влияние на соседний звук (явление ассимиляции).
Мягкие в любой позиции: [й'][ч'][щ'] часы – [ч'асы], чеснок – [ч'иснок]
Не бывают мягкими: [ж][ш][ц] мышь – [мыш], живот – [жывот]
- Согласные звуки также могут оказаться в слове в сильной или слабой позиции. В конце слова или в соседстве со звонкими или глухими буквами парные по глухости-звонкости буквы произносятся нечетко – в слабой позиции звонкий звук оглушается, а глухой становится звонким. Эти явления называются оглушением и озвончением.
Сгиб – [Зг'иП], вокзал – [ваГзал]
Это важно
1. Русский язык – красивый язык, не терпит неблагозвучия. Звуковой ряд в слове может не совпадать с буквенным написанием. Важно при фонетическом разборе слово произносить вслух, многое можно выявить только при проговаривании звуков.
- Сч – [щ'] счастье – [щ'а́с'т'й'э]
- Ч – [ш] чтобы – [што́бы]
- Г – [в], [х] всего – [фс'иво́], легко – [л'ихко]
- Тс – [ц] смеяться – [см'ий'аца], детство – [д'эЦтво]
- Чн – [шн] конечно – коне[шн]о
- Зч – [щ'] – [грущ'ик]
2. Заимствованные слова ведут себя в русском языке часто не по правилам чуждой им орфоэпии, о правильном произношении таких слов нужно справляться в словаре.
Пример.
Фонема – [фонЭма]
Стратегия – [стратЭг'и й'а, допустимо и страт'Ег'и й'а]
Как выполнить фонетический разбор?
- Запишите слово, разделив на слоги.
- Поставьте ударение. (Вспомните, что О,Е,Я в слабой позиции меняют значение).
- Дальше записывайте слово столбиком: сначала букву, рядом в строке обозначенный ею звук с полной характеристикой. В новой строке вторую букву, звук и его признаки.
Так записывается все слово.
- Подчеркните звукобуквенный состав слова и подсчитайте количество букв и звуков.
- Чаще произносите разбираемое слово вслух – меньше ошибок допустите в разборе. Учтите вышеизложенную информацию о звуках русского языка и законах фонетики. Сверьте разобранное слово с его транскрипцией.
Это полезно.
Разберем слово ночник
Ноч-ни́к
(В слове 2 слога, ударный звук И. Сразу мысленно отмечаем, что О в слабой позиции – [а]).
н – [н] – согласный, сонорный, твердый парный.
о – [а] – гласный, безударный.
ч – [ч'] – согласный, мягкий непарный, глухой непарный
н – [н'] – согласный, мягкий парный, сонорный.
и – [и] – гласный, ударный
к – [к] – согласный, глухой парный, твердый парный.
———————————————————-
6 букв, 6 звуков
Взгляните на транскрипцию – [нач'н'и́к]
Разбор выполнен верно.
Обратите внимание
В разных учебниках встречаются варианты обозначений одного и того же фонетического явления или звука.
- Обозначение долгого звука: ванна – [ван:а], [ванна], [вана] с чертой над [н].
- Апостроф над [й][ч] для обозначения мягкости не ставится.
- Звук [щ'] обозначается как долгий [ш'].
- Диалектные особенности произношения не должны учитываться при фонетическом разборе слова.
Грамотно выполненный, он помогает глубже разобраться в тайнах языка, понять их и писать без ошибок, учитывая законы фонетики.
Источник: https://distance-teacher.ru/mr/razbor-slova
Фонетический разбор конкретного слова: пример, что такое звуковой анализ – схема разбора по слогам и основные правила
Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.
Особенности фонетики
Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка. Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:
- произнести можно несколько сотен звуков;
- используется для передачи мыслей более 50;
- в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.
Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать.
- буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
- звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.
Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков.
Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами.
Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:
- буква;
- звук;
- слог;
- ударение.
Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова.
Принципы и правила
Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения. Несколько советов по проведению звукового анализа слов:
- Определить особенности звучания.
- Записать транскрипцию каждой буквы.
- Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы].
- Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.
Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:
- Оглушение и озвончение согласных. Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
- Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
- Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
- Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].
В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:
- аккомодация,
- диссимиляция,
- редукция.
Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм. Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.
Фонетический разбор слова — пример.
Характеристика гласных и согласных
При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:
Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.
Гласные
В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в русском языке полугласная. В школьном курсе ее считают согласным – это «й». Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:
- йа – я;
- йэ – е;
- йу – ю;
- йо – ё.
Раздвоение появляется в определенных условиях:
- В начале слова: Юра, Яша, Елена.
- После гласных: тихая, синее, голубое.
- После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.
В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают.
Гласные можно разделить на две группы.
- Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
- Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.
Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.
Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.
Согласные
В русском языке согласных всего двадцать. Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:
Характеристика | перечень | количество |
звонкие | б, в,г,д,ж,з,р,л,н,м | 10 |
глухие | п,ф,к,т,ш,с,х,ц,ч,щ | 10 |
парные по зв/гл | б (п), в (ф), г (к), д (т),ж (ш), з (с) | 6 |
непарные звонкие | р, л, н, м | 4 |
непарные глухие | х, ц, ч, щ | 4 |
шипящие | ж, ч, ш, щ | 4 |
мягкие | все, кроме шипящих и ц | 15 |
твердые | все, кроме шипящих и ц | 15 |
всегда твердые | ж, ш, ц | 3 |
всегда мягкие | Й, ч, щ | 3 |
Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим.
Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.
Модель слова
Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова. Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:
- твердые согласные – синий квадрат;
- мягкие согласные – зеленый квадрат;
- гласные – красный квадрат;
- слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
- слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.
Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать.
При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко.
Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.
Таблица звуко-буквенного разбора слова.
Алгоритм проведения анализа
Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:
- Запись орфографического написания разбираемого понятия.
- Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
- Постановка ударения, правильное нахождения его места.
- Распределение по порядку их звучания.
- Характеристика.
- Подсчет количества букв и звуков.
Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам, затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.
Пример. Фонетический разбор слова «все»
Всё – 1 слог
в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;
с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;
ё — [о] – гласный и ударный.
3 б. 3 зв.
Фонетический разбор слова юла.
Фонетический разбор слова «лазер», пример
Ла-зер – 2 слога
л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;
а — [а] – гласный и ударный;
з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;
е — [э] – гласный и неударный;
р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.
5 б. 5 зв.
Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.
Слух помогает при обучении ораторскому искусству, овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.
! Как отличить заимствованные слова в русском языке: примеры иноязычных выражений
Разделение на слоги
Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.
Виды слогов:
- открытые — заканчиваются на гласный;
- закрытые – на согласный;
- прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.
Разборы слова по слогам строятся по правилам:
- Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
- Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
- Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
- Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца].
Внимание! Порядок разбора со временем меняется.
Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.
- Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса.
- Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.
Фонетический разбор слов
Уроки русского. Звуки и буквы
Заключение
Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух, укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.
(-3 баллов, 5 оценок)
Загрузка…
Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/foneticheskij-razbor-slova-primer.html
Звуко-буквенный разбор слова
В русском алфавите33 буквы. Из них 10 гласных , 21 согласная и 2 буквы, которые звуков не обозначают, – Ъ и Ь.
Йотированные буквы Я, Е, Ё, Ю в начале слова и после гласного, а также после Ь и Ъ обозначают 2 звука:
Я – [ЙА], Ю – [ЙУ], Ё – [ЙО], Е – [ЙЭ].
Важно запомнить!
Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной . Например:
Мясной
– 6 букв, 6 звуков – буква Я обозначает звук [И]. Исключение – слова с сочетаниями ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А (чаща –4 буквы, 4 звука);
Люк – 3 буквы, 3 звука – буква Ю обозначает звук [У]. Исключение – слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Слышим [Ю], а пишем У (щука – 4 буквы, 4 звука);
Пёс – 3 буквы, 3 звука –буква Ё обозначает звук [О];
Лесной – 6 букв, 6 звуков – буква Е обозначает звук [И].
Важно знать!
Ударение в русском языке может падать на любую часть слова. Ударение всегда падает на гласную букву.
Если в слове одна гласная, то она всегда ударная.
Для правильной постановки ударения пользуйтесь Словарём ударений, например: Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2006 г.;
Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2008 г.
Звуко-буквенный разбор слова, примеры:
Ель – (ель – [йэл])
3 буквы, 3 звука (буква е обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).
Ёж – (ёж – [йож])
2 буквы, 3 звука (буква е обозначает 2 звука).
Юркий – (ю́ркий – [йуркий])
5 букв, 6 звуков (буква ю обозначает 2 звука).
Янтарь – (янта́рь – [йантар])
6 букв, 6 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).
Боярин – (боя́рин – [бойарин])
6 букв, 7 звуков (буква я обозначает 2 звука).
Баюкать – (баю́кать – [байукат])
7 букв, 7 звуков (буква ю обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).
Боец – (бое́ц – [бойэц])
4 буквы, 5 звуков буква (е обозначает 2 звука).
Поёшь – (поё́шь – [пойош])
5 букв, 5 звуков (буква ё обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).
Семья – (семья́ – [семйа])
5 букв, 5 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).
Пьёт – (пьёт – [пйот])
4 буквы, 4 звука (буква ё обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).
Вьюга – (вью́га – [вйуга])
5 букв, 5 звуков (буква ю обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).
4 букв, 5 звуков (буква ю обозначает 2 звука).
Лаять – (ла́ять – [лайат])
5 букв, 5 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).
Крючья – (крю́чья – [крючйа])
6 букв, 6 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).
Подъезд – (подъе́зд – [подйэзд])
7 букв, 7 звуков (буква е обозначает 2 звука, буква ъ звука не имеет).
Съел – (съел – [сйэл])
4 буквы, 4 звука (буква е обозначает 2 звука, буква ъ звука не имеет).
Коньки – (коньки́ – [конки])
6 букв, 5 звуков (буква ь звука не имеет).
Пружины – (пружи́ны – [пружыны])
7 букв, 7 звуков.
Фонетический разбор слова
Пример:
Паль – то – 2 слога.
пальтó – ударение падает на гласную второго слога
п [л] – согл., глух., тв.
а [а] – гл., безуд.
л [л] – согл., зв., мягк.ь [-]
т [т] – согл., глух., тв.
о [о] – гл., уд.
6 букв, 5 звуков.
Звуко-буквенный анализ слова
Источник: http://xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai/zvuko-bukvennyj-razbor-slova