Звуко-буквенный разбор слова

Содержание

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку

Звуко-буквенный разбор слова

 Распечатать запись

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

Фонетика — раздел науки о языке,  в котором изучаются звуки речи.

Буквы –  это  графические   знаки,  с  помощью которых  звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим ипишем. Читая слова,  мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании ых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].

  • А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:сон [сон], дым [дым], чаща  [ч’ащ’а], часы  [ч’асы].
  • Я,  Ё,  Ю,  И, Е —  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются  всегда твердыми:мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли  [м’усли], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
  • Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и  дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [пэна].
    • Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный [й’] и соответствующий гласный,  если они  стоят
      • в  начале  слова: яма  [й’aма ], ёлка  [й’олка],  юла  [й’у ла ],  ель  [й’э л’];
      • после гласных: маяк [май’ак],  поёт  [пай’от],  поют [пай’ут],  поел [пай’эл];
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ],  объём [абй’ом], вьюга [вй’уга],  съезд [сй’эст].
  • В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь  обозначает два звука: чьи [ч’й’и],  лисьи  [лис’й’и]
  • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»

Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Согласные звуки

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы,  зубы и язык)  в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса (вибрируют ые связки) и шума.
    • Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке),  всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З — звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’],  [з’],  имеют парные звуки по звонкости/глухости.
    • Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
  • Глухие
    • произносятся без голоса (без колебания ых связок) и состоят только из шума:
    • П, Ф, К, Т, Ш, С  —  глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’]  имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ  —  [х], [х’], [ц], [ч’],  [щ’] — всегда глухие,  не имеют парных по звонкости/глухости .
    • Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
      •  «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
      • Фока, хочешь поесть щец?

Для того чтобы определить,  звонкий или глухой согласный, ребёнок  закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

  • Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
  • Мягкие:   [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].  При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно  различать для правильного произношения и написания слов:  мол [мол]  — моль [мол’],  угол [угол] — уголь [угол’], нос [нос] — нёс [н’ос].

  • Л, М, Н, Р, Й —  всегда звонкие.
  • Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С — парные согласные по звонкости-глухости.
  • X, Ц, Ч, Щ —  всегда глухие  согласные.
  • Ч,  Щ,  Й  —  всегда мягкие  согласные.
  • Ж, Ш, Ц — всегда твердые согласные.
  • Ж, Ш,Ч, Щ —  шипящие.

Фонетический  (звуко-буквенный) анализ  слова

  1. Запишите слово.
  2. Поставьте ударение.
  3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.

  6. Опишите звуки:
    • Гласный, ударный или безударный.
    • Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  7. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  8. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
ко|леч|ко — 3 слога, 7 б., 7 зв.Ель — 1 слог, 3 б. 3 зв.
К[к]согл., глух., тв.
О[а]глас, безудар.
Л[л’]согл.,  звон., мягк.
Е[э]глас, удар.
Ч[ч’]согл., глух., мягк.
К[к]согл., глух., тв.
О[а]глас, безудар.
Е[й’]согл.,  звон., мягк.
[э]глас, удар.
Л[л’]согл.,  звон., мягк.
Ь [-]не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л

Обратите внимание !

    1. Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е  — йотированные.
      • Если  эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
        • Я — [а], Ё — [о], Ю — [у], Е — [э]:   Лён —  [л’ о н] —  3  буквы,  3  звука.
      • Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают 2 звука:
        • Я — [й’а], Ё — [й’о], Ю — [й’у], Е — [й’э]: Ёлка —  [й’  о л к  а] —  4 буквы,  5  звуков. Поёт [пай’о т  ] — 4 буквы, 5 звуков.
    2. Буква И
      • после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и],  лисьи  [лис’й’и];
      • после согласных Ж, Ш, Ц   даёт звук [ы]:
        • зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
    3. гласная О  под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
      • кОтик — [ кОт ‘ и к], скворцы — [с к в а р ц ы];
    4. гласнаяЕ  под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
      • лес [л’эс],  лесА [л’исА] (см.   лисА [л’исА]), весна [в’исна];
    5. в некоторых  иноязычных словах перед гласной Е  согласный произносится твёрдо:
      • кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];
    6. гласная Я под ударением даёт звук [а],  а без ударения [э], [и]:
      • мяч — [м’ач’], рябина — [р’эб’ина], пятно — [п’итно].
    1. парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
      • гриб — [гр’ и п], лавка — [л а ф к а];
    2. Й, Ч, Щ  — [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие;
    3. Ж, Ш, Ц — [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
    4. Если в слове рядом стоят несколько  согласных, то  в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но  буквы в,д, л, т пишутся:
      • чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].
    5. сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН — [зн]:
      • звёздный — [з в’ о з н ы й’], лестница — [л’ эс ‘н’и  ц а].
    6. иногда на месте буквы Г  перед глухой согласной произносятся звуки [к],  [х]:
      • когти —  [к о к т’ и], мягкий —  [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
    7. иногда буква С  в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
      • сделал — [з’ д’  э л а л].
    8. между  корнем  и  суффиксом  перед мягкими согласными согласные  могут  звучать  мягко :
      • зонтик — [з о н’ т ‘и к];
    9. иногда  буква  Н  обозначает  мягкий  согласный  звук  перед  согласными Ч, Щ:
      • стаканчик — [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик — [см’э н’ щ’ и к];
    10. Удвоенные  согласные располагаются
      •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа [ груп:а],  вАнна [ ван:а];
      • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
    11. сочетания ТСЯ, ТЬСЯ   (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
    12. иногда   сочетание  ЧНЧТпроизносится  как   [ш]:
      • конечно  — [ кан ‘ эшна ], скучно  — [ скушна ],  что —  [ш т о], чтобы —  [штобы];
    13. буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ  обозначают звук [щ’]:
      • щавель  [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый  [ щ ‘асливый ‘ ],  извозчик  [извощ ‘ик], перебежчик  [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ик];
    14. в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г  произносится как [в]:

© 2011 – 2019 Учим русский язык
Карта сайта

Источник: http://tutrus.com/fonetika/foneticheskiy-razbor-nachalnaya-shkola

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Звуко-буквенный разбор слова

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва — это харак­те­ри­сти­ка зву­ко­во­го и бук­вен­но­го соста­ва сло­ва. Чтобы  его выпол­нить, пишет­ся тран­скрип­ция — точ­ная запись зву­ко­во­го соста­ва сло­ва.

Звуко-буквенный раз­бор сло­ва необ­хо­дим для осо­знан­но­го овла­де­ния рус­ским язы­ком, гра­мот­но­го напи­са­ния слов, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, когда в сло­вах есть без­удар­ные глас­ные, непро­из­но­си­мые соглас­ные, бук­вы, обо­зна­ча­ю­щие два зву­ка, бук­вы, не обо­зна­ча­ю­щие зву­ков и пр.

Фонетический раз­бор выпол­ня­ет­ся в несколь­ко эта­пов.  Звуко-буквенный раз­бор пред­по­ла­га­ет деле­ние сло­ва на сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, поста­нов­ку уда­ре­ния, запись зву­ча­ния сло­ва. Затем про­во­дит­ся фоне­ти­че­ский ана­лиз каж­до­го зву­ка. Фонетический раз­бор завер­ша­ет­ся под­сче­том коли­че­ства букв и зву­ков.

Буквы и звуки

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, научим­ся раз­ли­чать, что на бума­ге мы видим бук­вы, а когда про­из­но­сим сло­во, то слы­шим зву­ки. Буквы — это гра­фи­че­ские зна­ки, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить зву­ки речи.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные зву­ки.

Гласные буквы и звуки

Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся при сво­бод­ном про­хож­де­нии воз­ду­ха изо рта. Они состо­ят толь­ко из голо­са. В рус­ском язы­ке име­ют­ся

6 глас­ных зву­ков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

и 10 глас­ных букв: а, о, у, э, и, ы, я, е, ё, ю, я.

Гласные зву­ки [а], [о], [у], [э], [ы] зву­чат после твер­дых соглас­ных зву­ков, а бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обо­зна­ча­ют, что преды­ду­щий соглас­ный звук явля­ет­ся мяг­ким. Эта фоне­ти­че­ская мяг­кость обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком — апо­стро­фом:

  • лён [л’ о н]
  • редис [р’ и д’ и с]
  • соль [с о л’]

Для выпол­не­ния звуко-буквенного раз­бо­ра сле­ду­ет поста­вить в сло­ве уда­ре­ние.

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчет­ли­во, а без уда­ре­ния они иска­жа­ют­ся:

  •  бук­ва «о» обо­зна­ча­ет звук [а];

до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]

  • после соглас­ных бук­вы «е», «я» без уда­ре­ния соот­вет­ству­ет зву­ку [и]

cте­на́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]

Каждый глас­ный звук в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с одним или с несколь­ки­ми соглас­ны­ми соглас­ны­ми обра­зу­ет фоне­ти­че­ский слог:

  • бо-ло-то
  • кра-со-та
  • у-ди-ви-тель-ный
  • ли-ни-я

Согласные буквы и звуки

В рус­ской речи зву­чат 36 соглас­ных зву­ков. При их про­из­но­ше­нии выды­ха­е­мый воз­дух трет­ся об губы, язык и щеки, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет шум.

Всегда звон­кие соглас­ные [л], [м], [н], [р] про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и мини­маль­ным шумом.

Если соглас­ные зву­ки про­из­но­сят­ся с бо́льшей долей голо­са и шума, то обра­зу­ют­ся звон­кие соглас­ные:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з].

Каждому звон­ко­му соглас­но­му соот­вет­ству­ет пар­ный глу­хой соглас­ный, кото­рый про­из­но­сит­ся с боль­шей долей шума, чем голо­са:

  • [б] — [п];
  • [в] — [ф];
  • [г] — [ к];
  • [д] — [т];
  • [ж] — [ш];
  • [з] — [с].

Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обо­зна­ча­ют глу­хие соглас­ные [х], [ц], [ч’], [щ’], у кото­рых нет пар­ных звон­ких соглас­ных.

Согласные зву­ки быва­ют твер­дые и мяг­кие:

[б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’],  [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’];

Выполняя звуко-буквенный ана­лиз, учи­ты­ва­ем, что бук­вы «й», «ч» и «щ» обо­зна­ча­ют все­гда мяг­кие зву­ки [й’], [ч’], [щ’],

а бук­вы «ж», «ш», «ц» —  твер­дые зву­ки [ж], [ш], [ц].

Как научиться делать звуко-буквенный разбор

Для того, что­бы научить­ся делать звуко-буквенный раз­бор сло­ва, важ­но пони­мать, что часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть:

  • оди­на­ко­вое коли­че­ство зву­ков;
  • зву­ков боль­ше, чем букв;
  • букв боль­ше, чем зву­ков.

Примеры

  • не́бо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 зву­ка
  • ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 зву­ков
  • купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 зву­ков

При запи­си зву­ко­во­го соста­ва сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в сле­ду­ю­щих пози­ци­ях в сло­ве:

1. в нача­ле сло­ва:

  • е́дкий [й’ э т к’и й’]
  • ёмкий [й’ о м к’ и й’]
  • ю́ный [й’ у н ы й’]
  • я́сли [й’ а с’ л’ и]

2. после дру­гих глас­ных зву­ков:

  • поезди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
  • поём [п а й’ о м]
  • каю́та [к а й’ у т а]
  • мая́к [м а й’ а к]

3. после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»:

  • жулье́н [ж у л’ й э’ н]
  • въе́хать [в й ‘э х а т’]
  • курьёз [к у р’ й’ о с]
  • отъём [а т й’ о м]
  • рья́ный [р’ й’ а н ы й’]
  • изъя́н [и з’ й’ а н]
  • вью́нок [в’ й’ у н о к]
  • предъюбиле́йный [п р’ и д  й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

После соглас­ных зву­ков бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют их мяг­кость:

  • сел [с’ э л]
  • нёс [н’ о с]
  • люк [л’ у к]
  • пять [п’ а т’]

Записывая зву­ча­ние сло­ва, сле­ду­ет учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ких соглас­ных, нахо­дя­щих­ся перед глу­хим соглас­ным и в кон­це сло­ва, и, наобо­рот, озвон­че­ния глу­хих соглас­ных перед звон­ким соглас­ным, кро­ме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

  • ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’], о́тблеск [о д б л’ и с к];
  • сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’], сдви́нуть [з д в’ и н у т’];
  • все [ф с’ э], пруд [п р у т], вокза́л [в а г з а л].

В сло­вах с бук­во­со­че­та­ни­ем «зж» слы­шит­ся длин­ный мяг­кий звук [ж’]

  • брюзжа́ть [б р’ у ж’ а т’]
  • мозжечо́к [м а ж’ и ч’ о к]

В кон­це гла­го­лов бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат как [ца]:

  • бои́тся [б а и ц а];
  • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].

В сло­вах, в кото­рых есть «ь», кото­рый обо­зна­ча­ет мяг­кость преды­ду­ще­го соглас­но­го зву­ка или явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­ность сло­ва к жен­ско­му роду, букв насчи­ты­ва­ем боль­ше, а зву­ков мень­ше:

  • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 зву­ка;
  • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 зву­ка.

Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

Послушаем, как зву­чат сло­ва:

  • све́чка [с’ в’ э ч’ к а]
  • гво́зди [г во з’ д’ и]
  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • зо́нтик [з о н’ т’ и к]

Образец фонетического разбора

Источник изоб­ра­же­ния: fedsp.com

Пример звуко-буквенного разбора

Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на фоне­ти­че­ские сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку.

Например, выпол­ним фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва «ёлоч­ный»:

ёлоч­ный  [й’ о л а ч’ н ы й’]

ё-ло-чный  — 3 сло­га. Первый слог удар­ный.

  • бук­ва «ё» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • [о] — глас­ный удар­ный;
  • бук­ва «л» — [л] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «о» — [а] — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «ч» — [ч’] — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • бук­ва «н»— [н] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «ы» — [ы] — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «й» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный.

В сло­ве «ёлоч­ный» 7 букв, 8 зву­ков.

урок «Фонетический разбор слов»

Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме уро­ка.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/fonetika/zvuko-bukvennyiy-analiz-slova.html

Фонетический разбор слова онлайн

Звуко-буквенный разбор слова

Написанный и произнесенный тексты чаще всего не совпадают. Букв в русской азбуке всего 33, а звуков в речи – бесконечное множество. Они различаются качеством произнесения, громкостью, на них влияют соседние звуки, ударение и другие фонетические явления.

(скрип находится в разработке, и имеет недостатки)

Введите нужное Вам слово:

Фонетический разбор слова – анализ буквенного и звукового его состава.

Правильно выполнить такой разбор – решить непростую лингвистическую задачу и выполнить сложную аналитическую работу. При этом нужно помнить следующее.

1. Анализируем звук, обозначенный буквой. Звуки при разборе заключаются в квадратные скобки. Транскрипция передает записью на листе звучание слова. Пример.

Голова – [галава́]

Разбирая слово, надо обязательно записать его в транскрипции, а в конце работы проверить и сравнить результаты.

2. Любое слово – определенный набор гласных и согласных букв. Примерно на 100 букв текста приходится 46 гласных. С ними в потоке речи происходят интересные явления. Выявить их помогает фонетический анализ всех букв.

При произношении звуки речи могут стоять в сильной (слышен отчетливо) и слабой (неясное произношение) позиции. Гласный под ударением – сильная позиция, без ударения – слабая. В чистом виде гласный звучит только в сильной позиции. Молоко́ – [малакО́]

О – [а] вода – [вАда́]

Е – [и] метель – [м'Ит'э́л']

Я – [и] вязать – [в'Изат']

  • Е Ё Ю Я – особенные буквы, они выполняют двоякую роль в звуковом оформлении слов:
  • после гласных, ъ, ь, в начале слова – сразу два звука – [й'э], [й'о], [й'у], [й'а].

Яма – [й'ама], ежик – [й'ожык], юг – [й'ук].

  • после согласных – мягкость этого согласного и [э], [о], [у], [а].

Мята – [м'ата]

3. Согласные буквы обозначают звонкие звуки (образуются из голоса и шума) и глухие (в их образовании голос не участвует, только шум), твердые и мягкие.

  • Мягкими согласные звуки становятся, если за ним следует Ь, Е, Ё, Ю, Я, И, а также мягкий согласный может оказать смягчающее влияние на соседний звук (явление ассимиляции).

Мягкие в любой позиции: [й'][ч'][щ'] часы – [ч'асы], чеснок – [ч'иснок]

Не бывают мягкими: [ж][ш][ц] мышь – [мыш], живот – [жывот]

  • Согласные звуки также могут оказаться в слове в сильной или слабой позиции. В конце слова или в соседстве со звонкими или глухими буквами парные по глухости-звонкости буквы произносятся нечетко – в слабой позиции звонкий звук оглушается, а глухой становится звонким. Эти явления называются оглушением и озвончением.

Сгиб – [Зг'иП], вокзал – [ваГзал]

Это важно

1. Русский язык – красивый язык, не терпит неблагозвучия. Звуковой ряд в слове может не совпадать с буквенным написанием. Важно при фонетическом разборе слово произносить вслух, многое можно выявить только при проговаривании звуков.

  • Сч – [щ'] счастье – [щ'а́с'т'й'э]
  • Ч – [ш] чтобы – [што́бы]
  • Г – [в], [х] всего – [фс'иво́], легко – [л'ихко]
  • Тс – [ц] смеяться – [см'ий'аца], детство – [д'эЦтво]
  • Чн – [шн] конечно – коне[шн]о
  • Зч – [щ'] – [грущ'ик]

2. Заимствованные слова ведут себя в русском языке часто не по правилам чуждой им орфоэпии, о правильном произношении таких слов нужно справляться в словаре.

Пример.

Фонема – [фонЭма]

Стратегия – [стратЭг'и й'а, допустимо и страт'Ег'и й'а]

Как выполнить фонетический разбор?

  1. Запишите слово, разделив на слоги.
  2. Поставьте ударение. (Вспомните, что О,Е,Я в слабой позиции меняют значение).
  3. Дальше записывайте слово столбиком: сначала букву, рядом в строке обозначенный ею звук с полной характеристикой. В новой строке вторую букву, звук и его признаки.

    Так записывается все слово.

  4. Подчеркните звукобуквенный состав слова и подсчитайте количество букв и звуков.
  5. Чаще произносите разбираемое слово вслух – меньше ошибок допустите в разборе. Учтите вышеизложенную информацию о звуках русского языка и законах фонетики. Сверьте разобранное слово с его транскрипцией.

    Это полезно.

Разберем слово ночник

Ноч-ни́к

(В слове 2 слога, ударный звук И. Сразу мысленно отмечаем, что О в слабой позиции – [а]).

н – [н] – согласный, сонорный, твердый парный.

о – [а] – гласный, безударный.

ч – [ч'] – согласный, мягкий непарный, глухой непарный

н – [н'] – согласный, мягкий парный, сонорный.

и – [и] – гласный, ударный

к – [к] – согласный, глухой парный, твердый парный.

———————————————————-

6 букв, 6 звуков

Взгляните на транскрипцию – [нач'н'и́к]

Разбор выполнен верно.

Обратите внимание

В разных учебниках встречаются варианты обозначений одного и того же фонетического явления или звука.

  • Обозначение долгого звука: ванна – [ван:а], [ванна], [вана] с чертой над [н].
  • Апостроф над [й][ч] для обозначения мягкости не ставится.
  • Звук [щ'] обозначается как долгий [ш'].
  • Диалектные особенности произношения не должны учитываться при фонетическом разборе слова.

Грамотно выполненный, он помогает глубже разобраться в тайнах языка, понять их и писать без ошибок, учитывая законы фонетики.

Источник: https://distance-teacher.ru/mr/razbor-slova

Фонетический разбор конкретного слова: пример, что такое звуковой анализ – схема разбора по слогам и основные правила

Звуко-буквенный разбор слова

Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.

Особенности фонетики

Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка. Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:

  • произнести можно несколько сотен звуков;
  • используется для передачи мыслей более 50;
  • в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.

Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать.

  • буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
  • звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.

Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков.

Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами.

Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:

  • буква;
  • звук;
  • слог;
  • ударение.

Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова.

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения. Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы].
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение согласных. Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм. Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова — пример.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в русском языке полугласная. В школьном курсе ее считают согласным – это «й». Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я;
  • йэ – е;
  • йу – ю;
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают.

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать. Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Характеристикапереченьколичество
звонкиеб, в,г,д,ж,з,р,л,н,м10
глухиеп,ф,к,т,ш,с,х,ц,ч,щ10
парные по зв/глб (п), в (ф), г (к), д (т),ж (ш), з (с)6
непарные звонкиер, л, н, м4
непарные глухиех, ц, ч, щ4
шипящиеж, ч, ш, щ4
мягкиевсе, кроме шипящих и ц15
твердыевсе, кроме шипящих и ц15
всегда твердыеж, ш, ц3
всегда мягкиеЙ, ч, щ3

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим.

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.

Модель слова

Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова. Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:

  • твердые согласные – синий квадрат;
  • мягкие согласные – зеленый квадрат;
  • гласные – красный квадрат;
  • слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
  • слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.

Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать.

При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко.

Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.

Таблица звуко-буквенного разбора слова.

Алгоритм проведения анализа

Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:

  1. Запись орфографического написания разбираемого понятия.
  2. Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
  3. Постановка ударения, правильное нахождения его места.
  4. Распределение по порядку их звучания.
  5. Характеристика.
  6. Подсчет количества букв и звуков.

Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам, затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.

Пример. Фонетический разбор слова «все»

Всё – 1 слог

в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;

с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;

ё — [о] – гласный и ударный.

3 б. 3 зв.

Фонетический разбор слова юла.

Фонетический разбор слова «лазер», пример

Ла-зер – 2 слога

л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;

а — [а] – гласный и ударный;

з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;

е — [э] – гласный и неударный;

р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.

5 б. 5 зв.

Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.

Слух помогает при обучении ораторскому искусству, овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.

! Как отличить заимствованные слова в русском языке: примеры иноязычных выражений

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые — заканчиваются на гласный;
  • закрытые – на согласный;
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца].

Внимание! Порядок разбора со временем меняется.

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса.
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.

Фонетический разбор слов

Уроки русского. Звуки и буквы

Заключение

Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух, укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.

(-3 баллов, 5 оценок)
Загрузка…

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/foneticheskij-razbor-slova-primer.html

Звуко-буквенный разбор слова

Звуко-буквенный разбор слова

В русском алфавите33 буквы. Из них 10 гласных , 21 согласная и 2 буквы, которые звуков не обозначают, – Ъ и Ь.

Йотированные буквы Я, Е, Ё, Ю в начале слова и после гласного, а также после Ь и Ъ обозначают 2 звука:

Я – [ЙА], Ю – [ЙУ], Ё – [ЙО], Е – [ЙЭ].

Важно запомнить!

Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной . Например:

Мясной

6 букв, 6 звуковбуква Я обозначает звук [И]. Исключение – слова с сочетаниями ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А (чаща 4 буквы, 4 звука);
Люк 3 буквы, 3 звука – буква Ю обозначает звук [У]. Исключение – слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Слышим [Ю], а пишем У (щука – 4 буквы, 4 звука);
Пёс 3 буквы, 3 звукабуква Ё обозначает звук [О];
Лесной 6 букв, 6 звуков буква Е обозначает звук [И].

Важно знать!

Ударение в русском языке может падать на любую часть слова. Ударение всегда падает на гласную букву.

Если в слове одна гласная, то она всегда ударная.

 Для правильной постановки ударения пользуйтесь Словарём ударений, например: Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2006 г.;

Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2008 г.

Звуко-буквенный разбор слова, примеры:

Ель – (ель – [йэл])
3 буквы, 3 звука (буква е обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

Ёж – (ёж – [йож])
2 буквы, 3 звука (буква е обозначает 2 звука).

Юркий – (ю́ркий – [йуркий])
5 букв, 6 звуков (буква ю обозначает 2 звука).

Янтарь – (янта́рь – [йантар])
6 букв, 6 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

Боярин – (боя́рин – [бойарин])
6 букв, 7 звуков (буква я обозначает 2 звука).

Баюкать – (баю́кать – [байукат])
7 букв, 7 звуков (буква ю обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

Боец – (бое́ц – [бойэц])
4 буквы, 5 звуков буква (е обозначает 2 звука).

Поёшь – (поё́шь – [пойош])
5 букв, 5 звуков (буква ё обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

Семья – (семья́ – [семйа])
5 букв, 5 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

Пьёт – (пьёт – [пйот])
4 буквы, 4 звука (буква ё обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

Вьюга – (вью́га – [вйуга])
5 букв, 5 звуков (буква ю обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

Лают – (ла́ют – [лайут])
4 букв, 5 звуков (буква ю обозначает 2 звука).

Лаять – (ла́ять – [лайат])
5 букв, 5 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

Крючья – (крю́чья – [крючйа])

6 букв, 6 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

Подъезд – (подъе́зд – [подйэзд])
7 букв, 7 звуков (буква е обозначает 2 звука, буква ъ звука не имеет).

Съел – (съел – [сйэл])
4 буквы, 4 звука (буква е обозначает 2 звука, буква ъ звука не имеет).

Коньки – (коньки́ – [конки])
6 букв, 5 звуков (буква ь звука не имеет).

Пружины – (пружи́ны – [пружыны])
7 букв, 7 звуков.

Фонетический разбор слова

Пример:

Паль – то – 2 слога.
пальтó – ударение падает на гласную второго слога

п [л] – согл., глух., тв.

а [а] – гл., безуд.
л [л] – согл., зв., мягк.ь [-]

т [т] – согл., глух., тв.

о [о] – гл., уд.

6 букв, 5 звуков.

Звуко-буквенный анализ слова

Источник: http://xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai/zvuko-bukvennyj-razbor-slova

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.