Жанр «Недоросль»

Содержание

Комедию Дениса Фонвизина Недоросль читать полностью или кратко

Жанр «Недоросль»

Денис Фонвизин

Год издания книги: 1783

Комедия Фонвизина «Недоросль» задумывалась еще в 1778 году. Через четыре года упорной работы писатель наконец-то смог завершить произведение.

Сразу же в 1782 году рассказ «Недоросль» был поставлен на сцене петербургского театра. С тех пор театральные постановки комедии происходили во многих городах страны.

В 1926 году по мотивам произведения был снят художественный фильм «Господа Скотинины».

Комедии «Недоросль» краткое содержание

Действие повести «Недоросль» Фонвизина начинается в поместье Простаковых. Из дома доносятся ужасные крики – все дело в том, что госпожа Простакова недовольна работой портного Тришки.

Она считает, что кафтан, который он сшил для ее сына Митрофана, слишком узкий. Ее муж отчасти согласен с таким выводом. И только брат Простаковой — Скотинин считает, что изделие выглядит довольно неплохо.

Тришка же оправдывается тем, что он не учился на портного, но никто в доме не хочет его слушать.

Далее в комедии «Недоросль» читать можем, что кафтан на самом деле пошит для одного очень важного дела – помолвки Скотинина с родственницей Простаковых. Как в пьесе Грибоедова «Горе от ума» главную героиню зовут Софья.

Дело в том, что она недавно стала сиротой и получила в наследство несколько деревень. Из всех родственников у девушки остался лишь дядя Стародум, который уехал в Сибирь, и теперь от него ни слуху, ни духу. После этого Простаковы взялись ее опекать.

Скотинину не нравилась Софья, но его привлекало в девушке – наличие в ее имении свиней. Уж очень он любил этих животных.

Неожиданно Софья получает письмо от якобы покойного дядюшки. Поскольку никто из Простаковых не может его прочитать (они не обучены грамоте), конверт передают постояльцу имения Правдину. Мужчина читает, что Стародум надумал сделать племянницу наследницей нескольких его имений в Сибири. Услышав эту информацию, Простакова тут же решает сосватать Софье недоросля Митрофанушку.

Через одну из деревень Простаковых проходят солдаты во главе с офицером Милоном. Оказывается, это старый приятель Правдина.

При встрече Милон рассказал другу, что уже на протяжении полугода он пребывает в разлуке со своей возлюбленной. Правдин же рассказывает, что устроился на работу в наместническое правление.

В его обязанности входит следить за помещиками, которые плохо относятся к своим людям. Именно поэтому он сейчас остановился в доме у Простаковых.

Вдруг на горизонте появляется Софья, и Милон узнает в ней свою любимую. Молодые люди безумно рады видеть друг друга. Казалось бы, теперь их разлукам пришел конец. Но не тут-то было. Девушка рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать ее замуж за своего сына-неуча. Милон в ярости.

Однако, когда он узнает, что перед ним за соперник, его ревность немного угасает. Как раз в это время мимо проходил Скотинин. Увидев девушку, он заговорил о своих планах взять ее в жены. Тогда Правдин рассказывает ему о том, что задумала Простакова. Скотинин злится на сестру и племянника.

Когда он вдруг видит Митрофанушку, то не в силах сдержать свою злость. Он бросается с кулаками на юношу, но няня защищает его.

Далее из повести Фонвизина «Недоросль» узнаем, что Митрофан на момент встречи со Скотининым направлялся к своим учителям – Кутейкину и Цыфиркину. Первый обучал пятнадцатилетнего мальчика грамоте по Часослову, второй занимался с ним математикой.

Однако позже образ недоросля раскрывается всего одной фразой: «Не хочу учиться, а хочу жениться!». За все время обучения Митрофану так и не удалось добиться результатов во многом благодаря мнению матери, которая считает, что все эти науки некому не нужны. Вечером мальчик рассказывает матушке о произошедшей драке.

Та злится на няню за то, что она не избила Скотинина, чем доводит бедную женщину до слез.

Стародум узнает о том беспределе, что творится в доме у Простаковых. Он хочет защитить племянницу от этих наглых людей, а потому выезжает к ней. Он заявляет девушке, что хочет увезти ее из этого поместья, потому как подобрал ей в мужья достойного молодого человека. Тут появляются Простакова и Скотинин.

Женщина тут же начинает ругаться с незнакомцем, но, когда узнает, что перед ней Стародум, становится доброй и ласковой. Всем своим видом она хочет показать расположение к потенциальному родственнику и зарекомендовать себя и свою семью исключительно с лучшей стороны. Но Стародум остается непреклонен – уже следующим утром он намерен увезти Софью в Москву.

Девушка расстроена тем, что как в повести Карамзина «Бедная Лиза» ее могут выдать замуж за того, кого она даже не знает. Тогда мужчина говорит ей, что она может сама себе выбрать жениха. Простакова снова обретает веру в то, что сможет свести Софью с Митрофанушкой. Она начинает хвастаться тем, что ее сын получает образование у немецкого преподавателя Вральмана.

В отличии от других педагогов он забивает голову ее сына всякой чепухой.

Кутейки и Цыфиркин совершенно другого мнения об этом педагоге. Они считают, что Вральман дает Митрофану слишком много свободы. Из-за отсутствия дисциплины мальчик совершенно не умеет учиться.

Поэтому даже после трех лет занятий он все еще не может даже досчитать до трех или прочесть хотя бы одну строчку. Герои комедии «Недоросль» даже хотят побить немца, но ему удается сбежать. Простаковой же математика видится абсолютно ненужной наукой.

Поэтому ей и нравится Вральман, который постоянно говорит о том, что забивать голову вредно и во время занятий отправляет Митрофанушку погулять на свежем воздухе.

Далее кратчайшее содержание «Недоросли» Фонвизина рассказывает, что Стародум получает письмо от дяди Милона, в котором тот хочет договориться о свадьбе офицера и Софьи. Мужчина направляется к своей племяннице, чтобы поговорить об этом. Когда девушка понимает, о ком идет речь, она смущается. Тут на пороге появляется Правдин и его друг Милон.

Из разговора становится понятно, что, пребывая в Москве, молодой офицер часто гостил у матери Софьи. Женщина относилась к нему, как к родному сыну, поэтому и хотела, чтобы ее дочь вышла за него замуж. Стародуму Милон кажется честным и благородным. К тому же он узнает, что молодые люди влюблены друг в друга. Он дает благословение на свадьбу.

Тем временем другие кандидаты в женихи все еще не желают отступать. Скотинин встречается с дядей Софьи и начинает расхваливать свою семью. Стародум делает вид, что впечатлен историей рода молодого человека. Тут же появляется Простакова.

Она приводит с собой Митрофана, чтобы продемонстрировать, насколько он образованный. Стародум снова изображает восхищение.

Выслушав обе стороны, он сообщает, что уже сосватал свою племянницу за Милона и собирается увезти ее отсюда на следующее утро.

Позже в комедии Фонвизина «Недоросль» краткое содержание поведает о том, что Правдину приходит документ, в котором говорится, что он может стать опекуном всего поместья Простаковых. Это произойдет в случае, если их действия будут угрожать людям, которые служат в их доме. Он тут же спешит поделиться этой новостью со Стародумом.

Во время их разговора за окном происходит что-то странное. Мужчины выбегают на шум и видят следующую картину – Простакова пытается силой затащить Софью в карету, чтобы отвезти ее в церковь. Там она уже договорилась про венчание девушки с Митрофаном. Рядом оказался Милон. Ему удается освободить свою возлюбленную.

Правдин грозится тем, что подаст в суд на женщину. Тогда Простакова понимает, что натворила, и просит прощения. Стародум и его товарищ решают простить ее. Женщина обрадовалась и начала планировать другие способы женитьбы своего сына. Но тут вмешивается Правдин.

Он говорит, что из-за произошедшей ситуации он имеет право забрать поместье Простаковых себе и предъявляет полученный указ.

Скотинин понимает, что ему здесь ждать уже нечего, и уезжает домой. Простакова же не может смириться с потерей имущества. Она умоляет Правдина позволить ей управлять домом и деревнями хотя бы несколько дней. Но мужчина настроен решительно и не желает передавать поместье этой женщине ни на день. Он хочет уволить учителей.

Кутейкин заявляет, что хочет определенную сумму за стоптанную обувь и за то, что он учил недоросля Простакова. Тогда Правдин говорит, чтобы тот пошел просить жалование у матери ученика. Опасаясь Простаковой, учитель заявляет, что лучше останется без денег. Цыфиркин же наоборот, говорит, что, поскольку ему не удалось научить юношу арифметике, то он не заслужил платы за работу.

За такой благородный поступок Правдин решает заплатить определенную сумму педагогу.

Когда приходит очередь Вральмана, происходит удивительная вещь. Присутствующие узнают, что на самом деле он является обыкновенным кучером. На протяжении долгих лет он так и не смог найти себе работу, поэтому решил пойти преподавать. Стародум предлагает ему работу кучера, и тот соглашается. Вместе с Софьей и Милоном они покидают поместье. Простакова в отчаянии.

Она говорит Митрофану, что сейчас он единственный человек, который остался с ней. Но Митрофанушка-недоросль отвечает ей грубостью. Не выдержав такого, женщина теряет сознание. Правдин считает, что мальчика нужно воспитывать в строгости. Он хочет отправить Митрофана на службу.

Простакова пророчит себе гибель в одиночестве, на что Стародум заявляет, что женщина сама заслужила все, что с ней сейчас происходит.

Комедия «Недоросль» на сайте Топ книг

Повесть Фонвизина «Недоросль» по праву считается одной из известнейших работ писателя. Крылатые фразы из книги по сей день актуальны и учитывая ее наличие в школьной программе это позволило повести «Недоросль» занять высокое место в нашем списке лучших книг классики. И учитывая динамику интереса к книге мы еще не раз увидим ее на нашем сайте Топ книг.

Недоросль    

Источник: https://top-knig.ru/nedorosl/

Классицизм – литературное направление, получившее развитие в восемнадцатом веке. Ярким примером его является комедия «Недоросль». Действующие лица этого произведения – тема статьи.

Проблематика

О чем повествует комедия «Недоросль»? Действующие лица – типичные представители социальных слоев в России восемнадцатого столетия. Среди них и государственные мужи, и дворяне, и слуги, и крепостные, и даже самозваные учителя. Затронута социальная тема в комедии «Недоросль».

Действующие лица – Митрофанушка и его мать. Госпожа Простакова жестко управляет всеми. Она не считается ни с кем, даже со своим мужем. По своей проблематике прямолинейным является произведения «Недоросль». Действующие лица в комедии либо отрицательные, либо положительные.

Сложных противоречивых образов в сочинении Фонвизина нет.

Произведение также затрагивает и общественно политические проблемы. Даже сегодня, спустя более чем два столетия, оно не теряет актуальности. Действующие лица комедии Фонвизина «Недоросль» произносят фразы, которые буквально разлетелись на цитаты. Имена героев этого драматургического произведения стали нарицательными.

История создания

Стоит несколько слов рассказать о том, как создавалось произведение, прежде чем описывать действующие лица. «Недоросль» Фонвизин написал в 1778 году. К тому времени литератор уже побывал во Франции.

Он более года провел в Париже, где изучил юриспруденцию, философию, познакомился с социальной жизнью страны, которая дала миру такие имена, как Вольтер, Дидро, Руссо. Стало быть, взгляды русского драматурга несколько изменились. Он осознал отсталость русского помещичьего сословия.

А потому писатель посчитал необходимым создать произведение, которое бы высмеивало пороки своих современников.

Над комедией Фонвизин работал более трех лет. В начале восьмидесятых годов в одном из столичных театров состоялась премьера комедии «Недоросль».

Список действующих лиц

  1. Простакова.
  2. Простаков.
  3. Митрофанушка.
  4. Софья.
  5. Милон.
  6. Правдин.
  7. Стародум.
  8. Скотинин.
  9. Кутейкин.
  10. Циферкин.
  11. Вральман.
  12. Тришка.

Софья, Митрофанушка, Простакова – главные действующие лица. Недоросль – это понятие, обозначающее молодого дворянина, не получившего образования.

Им, как известно, в комедии является Митрофан – один из главных героев. Но и других персонажей в комедии нельзя назвать второстепенными. Каждый из них играет определенную роль в сюжете. Произведения, как и другие сочинения эпохи классицизма, отражает события, происходящие в течение одного дня. Действующие лица в комедии «Недоросль» наделены именами.

И это еще один типичный признак произведений классицизма.

Сюжет

Комедия Фонвизина повествует о жестоких и глупых помещиках, которым противопоставлены образованные аристократы. В центре сюжета – история девушки-сироты, которая внезапно оказывается наследницей большого состояния. Отрицательные персонажи в комедии пытаются завладеть ее приданым, выдав замуж насильно. Положительные приходят на помощь, избавляя от вероломных родственников.

В доме простаковых

Более подробная характеристика персонажей в «Недоросле» представлена ниже. Но, как уже было сказано, госпожа Простакова отличается непростым нравом. В этом читатель убеждает уже с первых страниц.

Комедия начинается со сцены, в которой мать Митрофанушки в гневе набрасывается на крепостного Тришку за то, что тот сшил любимому сыну кафтан, который ему мал.

Это и последующие события характеризуют Простакову как личность, склонную к самодурству и неожиданным вспышкам ярости.

В доме простаковых проживает Софья. Ее отец умер. В последнее время она проживала в Москве у матери. Но минуло несколько месяцев, как она стала круглой сиротой. Простакова взяла ее к себе.

Богатая наследница

На сцене появляется брат Простаковой Скотинин. Характеристика действующих лиц в комедии «Недоросль» – описание героев, которых можно разделить на две группы. К первой относятся благородные, честные и образованные. Ко второй – невежественные и грубые. Скотинина следует отнести к последней.

Этот человек выражает желание жениться на Софье. Но связать свою жизнь с этой девушкой он хочет не потому, что она ему нравится. Все дело в том, что он большой охотник до свиней, о чем красноречиво говорит его фамилия.

А у Софьи в наследстве несколько деревень, в хозяйствах которых эти животные обитают в большом изобилии.

Простакова тем временем узнает волнующие вести: дядя Софьи жив. Мать Митрофана в гневе. Ведь она полагала, что Стародума давно уже нет на свете. Оказалось, он жив.

Более того, собирается сделать свою племянницу наследницей состояния, которое он нажил в Сибири. Простакова обвиняет Софью в том, что та скрывала от нее вести о богатом родственнике.

Но вдруг ей в голову приходит гениальная мысль. Она решает выдать Софью за своего сына.

Справедливость восторжествовала

Деревню посещает офицер Милон, с которым Софья была знакома еще в Москве. Они любят друг друга, но в силу жизненных обстоятельств им пришлось расстаться. Милон, узнав о помолвке Софьи, сперва терзается ревностью, но впоследствии он узнают о том, что из себя представляет Митрофан, и несколько успокаивается.

Простакова очень любит своего сына. Она нанимает ему учителей, но при этом тот к шестнадцати годам даже не научился читать и писать. Отрок беспрестанно жалуется матери, что учение навевает на него тоску. На что Простакова утешает сына, обещая его скоро женить.

Появление Стародума

Наконец, в деревню приезжает дядя Софья. Стародум рассказывает историю своей жизни о том, как он был вынужден покинуть государственную службу, уехал в Сибирь, а после решил вернуться с родные края. Стародум встречается с Софьей и обещает избавить ее от неприятных родственников и выдать замуж за достойного человека, коим оказывается ее горячо любимый Милон.

Описание действующих лиц

Недоросль, то есть Митрофанушка, учится, соблюдая указ царя, но делает это с большой неохотой. Характерные черты этого героя – тупость, невежество, лень. Кроме того, он жесток. Митрофанушка не уважает отца, издевается над своими учителями. Он пользуется тем, что мать его самозабвенно любит.

Хорошую характеристику своему несостоявшемуся жениху дает Софья. Девушка утверждает что, хотя Митрофанушке исполнилось всего шестнадцать лет, он достиг пика своего совершенства и далее развиваться не будет. Этот персонажи комедии Фонвизина довольно неприятен. В нем сочетаются такие черты, как раболепства и склонность к тирании.

В начале произведения Митрофанушка предстает перед читателями в роли избалованного жесткого человека.

Но позже, когда матери не удается организовать его свадьбу с богатой родственницей, он кардинально меняет свое поведение, униженно просит прощения у Софьи, проявляет покорность по отношению к Стародуму.

Митрофанушка – представитель мира Простаковых-Скотининых, людей, лишенных всяческих понятий о нравственности. Недоросль символизирует деградацию русского дворянства, причина которого заключается в неправильном воспитании и отсутствии образования.

Фамилия Простаковой символизирует необразованность и невежество. черта этой героини – слепая любовь к сыну. В конце произведения мать Митрофанушки опускается до того, что начинает использовать рукоприкладство по отношению к Скотинину.

Простакова – сочетание наглости, ненависти, злобы и трусости. Созданием этого литературного персонажа автора хотел показать читателю, к чему приводит отсутствие образования.

По мнению Фонвизина, именно невежество является причиной многих человеческих пороков.

https://www.youtube.com/watch?v=_kCvDgPxoUM

Племянница Простаковой – представительница дворянского рода. Но, в отличие от своих родственников, она образована, имеет понятия о чести. Софья смеется над Митрофанушкой и его матерью. Она их презирает. Характерные черты героини – доброта, насмешливость, благородство.

Другие положительные персонажи

Стародум – образованный мужчина преклонных лет, обладающий большим жизненным опытом. Основные черты этого героя – честность, мудрость, доброта и уважение к другим людям. Этот персонаж противопоставлен Простаковой. Оба они желают добра своим воспитанникам.

Но подход к воспитанию у них совершенно разный. Если Простакова видит в своем сыне маленького ребенка, который требует постоянной заботы и во всем потакает ему, то Стародум считает Софью сформировавшейся личностью. Он заботится о племяннице, выбирая ей в мужья достойного человека.

Следует сказать несколько слов и об этом персонаже.

Милон

Характерные черты этого героя – искренность, благородство, рассудительность. Даже в непростых ситуациях он не теряет здравомыслия.

Услышав о помолвке Софьи, он представляет Митрофана человеком образованным и достойным. И только впоследствии его мнение относительно соперника меняется.

Именно этот герой в одном из последних действий пытается помирить Простакову с братом, напоминая им, что они близкие люди.

Источник: http://fb.ru/article/290805/nedorosl-deystvuyuschie-litsa-opisanie-i-harakteristika

Тема комедии «Недоросль»

Жанр «Недоросль»

Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема воспитания, проблема крепостного права и проблема государственной власти. Кто же такие Правдин и Стародум, отважно ведущие борьбу с крепостниками Простаковыми и Скотининым?

Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования.

И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.

Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения.

На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству.

Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны.

В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России.

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания.

К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий.

Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых.

Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется.

Идея комедии «Недоросль»

Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора.

Именно в этом кроется суть произведения. Недоросль», справедливо считающийся первой русской комедией. Здесь, с одной стороны, выставлено поразительное невежество в виде воспитания Митрофанушки, с другой — безобразия крепостного права, в лице Простаковой, Скотинина, Еремеевны и Тришки.

Идейный смысл комедии «Недоросль»

Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправно крепостных — становится темой комедии. В комедии Фонвизин показывает пагубные следствия рабовладения, которые должны подтвердить зрителю моральную правоту Правдина, необходимость борьбы со Скотиниными и Простаковыми.

Денис Иванович Фонвизин

С особой силой проступает это в дворовых. Но рабство развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. В лице Правдина и Стародума впервые на сцене появились положительные герои, которые действуют, осуществляя свои идеалы на практике.

Роль Стародума Фонвизиным была создана в расчете на лучшего актера российского театра И.А. Дмитревского

Почему они оказались способными вмешаться не только в ход действия комедии, но, в сущности, и в политическую жизнь самодержавного государства? Второй темой «Недоросля» и явилась борьба дворянских просветителей с рабовладельцами и деспотическим правительством Екатерины II после разгрома пугачевского восстания.

Именно эта политическая мысль была положена в основание «Недоросля», — в преступлениях Скотининых и Простаковых виновата Екатерина. Недоросль» — кульминационный пункт в развитии творчества Фонвизина…

Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей — вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле». Тема. Идея. Проблематика.

Одни понимают под темой жизненный материал, другие — основную общественную проблему, поставленную в произведении.

Наиболее убедительным является понятие темы как фундамента художественного произведения — того, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки.

Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии

Идея включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его взглядов на мир. Чтобы определить идею, необходимо тщательно и всесторонне проанализировать все стороны произведения.

Проблематика — совокупность проблем, которые поднимаются в произведении. Проблема— основной вопрос, выдвинутый темой произведения.

В крупных эпических и драматических произведениях наряду с основной могут выделяться частные проблемы.

Тема отечества и честного служения ему звучит в речах Стародума и Мирона

По сюжету и по названию «Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем».

Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия).

Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие.

Источник: http://zdravbaza.ru/tema-komedii-nedorosl/

По жанровым признакам «Недоросль» — комедия. Теория классицизма утверждала, что в комедии не должно быть серьезного или печального содержания: она должна быть только смешной и «замысловатой», для чего Буало требовал: «Пусть благородно в ней актер всегда острит».

Уже в своем «Бригадире» Фонвизин не вполне соблюдает эти правила. Так, в разговоре Бригадира и с Добролюбовым и Софьей передана тяжелая и мрачная история капитанши Гвоздиловой.

Еще более серьезна комедия «Недоросль», хотя и в ней стараются острить все, даже положительные герои.

Смех в “Недоросле”

Во-первых, Фонвизин отходит от классицизма в том, что отрицательные лица комедии, по словам Ключевского, «комичны, но не смешны — комичны как роли, и вовсе не смешны как люди». Смех Фонвизина в «Недоросле» разнообразен по оттенкам. В пьесе есть сцены самого простого, чисто внешнего комизма, которым пользуются фарсы.

Таковы, например, места, где выступает Вральман с его ломаным языком. Довольно часто смех в «Недоросле» носит характер юмора, когда смешное соединяется с грустью или жалостью. Так, в сцене «примерки кафтана» портной Тришка дает Простаковой умный ответ; однако для барыни этот способный парень является рабом и поэтому — только «болваном».

По отношению же к Простаковой, Скотинину, Митрофану смех Фонвизина звучит обличительно, сатирически, вызывая горячее чувство негодования против этих глупых и невежественных, подлых и бесчеловечно-жестоких господ тогдашней жизни.

Таким образом, воздействие «Недоросля» на зрителей «составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из него».

Наличие положительных героев

Во-вторых, Фонвизин ввел в комедию положительных героев. В «Недоросле» не только обличаются пороки, но и восхваляется добродетель. Причем ее носители (Стародум и др.

) столь же обыкновенные люди, как Простакова, только люди хорошие. Вместе с тем сцены встреч Стародума с Софьей, с Милоном рассчитаны и на трогательное впечатление.

Во всем этом Фонвизин отходит от образцов комедии классицизма.

Использование “низких и грязных слов”

В-третьих, обязательный для комедий классицизма «благородный тон» шуток и острот в «Недоросле» (как и ранее в комедиях Сумарокова) не соблюдается. Фонвизин не боится «низких и грязных слов», грубых и даже вульгарных сцен.

Сравнение Простаковой своей любви к сыну с привязанностью «суки» к «щенятам» или сцена перебранки и драки учителей привели бы Буало в ужас. Но грубые слова и сцены в «Недоросле» являются реалистическим отражением грубости и невежества изображаемой среды, и уже одним этим их наличие оправдано.

Кроме того, они сближают комедию Фонвизина с «площадными», т.е. народными, представлениями и выводят ее из круга дворянско-сословного театра.

Раскрытие характера

Фонвизин-сатирик и Фонвизин-моралист в «Недоросле» объединяются Фонвизиным-художником, что особенно ясно выступает в том, как в его комедии раскрывается характер. Приемы раскрытия характера в «Недоросле» формально идут из классицизма. Схематично деление героев на положительных и отрицательных.

Односторонность характеров подчеркивается «значащими» именами. Фамилии дворян указывают на их моральные качества: Простаковы, Скотинины, Стародум, Правдин, Милон, Софья (по греч.—мудрость); фамилии остальных лиц, не дворян, намекают на их общественное положение или профессию: Кутейкин, Цыфиркин.

Характеры неизменны: отрицательное лицо не может стать положительным и наоборот, что придает лицам комедии некоторую «маскообразность».
Однако Фонвизин не ограничивается таким условно-обобщенным изображением людей. Он стремится показать их живыми, «действующими», а не только говорящими лицами.

Драматург достигает этого: 1) изображением быта, 2) углублением психологии и 3) естественностью речи.

Изображение быта в “Недоросле”

1) Изображение быта начинается с первой сцены «Недоросля» (примерки кафтана), и на всем протяжении пьеса развертывается как верная бытовая картина помещичьей семьи: урок Митрофана, семейный скандал и т.п. В эту картину не входят лишь положительные лица, но они поставлены рядом с ней и как бы объясняют ее.

Широкий бытовой фон дает автору возможность показать людей в разнообразных отношениях, с различных сторон, в разные моменты жизни. Люди раскрываются вместе с породившей их общественной средой.

В припоминаниях Простаковой о «батюшке» и «дядюшке» намечается даже прошлое этой среды — реалистический прием, разработанный впоследствии Пушкиным, который показывал отца Онегина, родителей Татьяны и т.п.

Углубление психологии

2) Углубление психологии у Фонвизина выражается, прежде всего, в разработке подробностей, подчеркивающих основную черту того или иного лица, т.е. по линии принципов классицизма.

Например, в конце пьесы Простакова на коленях вымолила себе прощение, но, верная своему «злонравию», сама она не может простить слугам неудачу похищения Софьи: «Простил! Ах, батюшка!.. Ну! теперь-то дам я зорю канальям своим людям».

Но кроме этого, образ Простаковой, как мы видели, психологически осложняется новой чертой: любовью к сыну. В финале она — страдающая мать (а не только «госпожа бесчеловечная»), она даже вызывает сочувствие, т.е. перестает быть в глазах зрителя лишь отрицательным персонажем.

Схематичное деление персонажей на «положительных» и «отрицательных» не распространилось на образ Еремеевны; не случайно, что ее простонародное русское имя не имеет само по себе «значащего» смысла.

Использование ремарок

Одним из средств психологической характеристики являются у Фонвизина ремарки. Обычно в пьесах классицизма ремарка указывала только на приход или уход персонажа.

Ремарки в «Недоросле» отмечают психологическое состояние лица в данный момент.

Например, бледный образ Софьи несколько оживляется от пояснений «держа письмо в руке и имея веселый вид», «бросаясь в его объятия», «тихо Стародуму и в большом робости» и т.п. Исключительно разнообразны ремарки, относящиеся к Простаковой.

Речь действующих лиц

3) Речь действующих лиц в драматическом произведении, как известно, является одним из самых важных средств характеристики. Естественность речи персонажей «Недоросля» (ее соответствие общественному положению говорящих, их характерам и переживаниям) давно и справедливо признана изумительной.

В связи с основным «классическим» делением лиц на отрицательных и положительных в языке «Недоросля» отчетливо различаются два речевых потока: разговорный и книжный.Разговорная речь Простаковых, Скотининых и других «комичных лиц» резко индивидуализирована. Почти каждая фраза подчеркивает основные черты говорящего.

Например, Скотинин так разъясняет сестре необходимость своей женитьбы:« Я и своих поросят завести хочу». Речь Кутейкина, пересыпанная славянизмами и цитатами из библии, на каждом шагу обнаруживает, что перед нами бывший семинарист: «Посрамихся, окаянный». Цыфиркин — отставной солдат, и говорит по-солдатски: «Здешни господа — добры командиры».

Язык Вральмана — пример еще более определенной речевой маски. Такое прямое соответствие речи характеру или общественному положению действующего лица само по себе не противоречило еще рассудочным принципам классицизма.

Но поскольку следствием этого была расчлененность, индивидуализация действующих лиц, постольку в этом приеме таились возможности реалистического показа, и Фонвизин возможности эти мастерски использовал.Тон говорящих зависит от психологических обстоятельств речи. Особенно разнообразен тон Простаковой.

Со всеми домашними она говорит грубо, но с Митрофаном нежно, со Стародумом — заискивающе и т.д. Вот как, например, Простакова обращается к Софье до известия о богатстве: «Нет, сударыня, это твои вымыслы». После же того, как Софья стала богатой невестой, Простакова разговаривает с ней по-другому: «Поздравляю, Софьюшка, поздравляю, душа моя».

Жизненность языка отрицательных лиц «Недоросля» выступает в обилии пословиц и поговорок и т.п.: «маменькин сынок», «собака лает, ветер носит». Вреде случаев Фонвизин передает даже фонетические особенности разговорной речи: «ища» вместо «еще», «те» вместо «тебе» и др.Книжный язык, которым говорят положительные лица «Недоросля», индивидуализирован в меньшей мере.

Однако и здесь заметно стремление автора приблизить культурную речь к разговорному тону. Стародум, например, говорит совсем не так, как Простакова и Скотинины, но в соответствии со своим характером: отрывисто и резковато, перебивая собеседников, пользуясь разговорными интонациями (обращениями, междометиями и т.п.).

В построении комедии Фонвизин обнаружил высокое мастерство драматурга. Описательные сцены не мешают зрителям следить с напряженным вниманием за борьбой действующих лиц, волноваться за судьбу Софьи и с нетерпением ждать развязки. Интерес к пьесе поддерживается тем, что исход борьбы «отрицательных» и «положительных» лиц определяется лишь в самом конце пьесы: еще предпоследний, четвертый, акт оканчивается словами Простаковой: «а мы свое возьмем».

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. М.: “Грамотей”, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/fonvizin_d_i/nedorosl_zhanrovye_osobennosti_klassicizm_i_realizm_podrobnyj_analiz/74-1-0-267

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.