Жанр «Грозы» Островского

А.Н. Островский

Жанр «Грозы» Островского

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия.

Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс.

Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы.

Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери.

Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) – нового, прогрессивного.

Катерина

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы.

Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования.

Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Подробнее: Катерина: характеристика и образ героини

Борис

(Катерина и Борис)

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Подробнее: Борис: характеристика и образ героя

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Подробнее: Кабаниха: характеристика и образ героини

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи – Марфы Игнатьевны)

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Подробнее: Тихон: характеристика и образ героя

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки)

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени.

Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью.

Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки.

Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров.

Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность.

Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным.

Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа.

Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом.

Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

Источник: //xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0.html

Жанр Грозы Островского сочинение

Жанр «Грозы» Островского

Самый распространенный вопрос о различных жанрах безусловно практически всегда был достаточно резонансным и спорным в кругу специалистов литературного общества и критиков, которые связывают свою жизнь с этой тематикой.

К слову сказать, разногласия того, к какому именно жанру относиться то или другое произведение литературы, создают и распространяют очень большое количество различных точек зрения, в некоторых случаях практически неожиданными. В основном все разногласия появляются между авторским и научным различием жанров.

Ну а если говорить, конкретно о данной пьесе, то стоит отметить что пьеса была написана в 1859 году, во времена когда реформа театров были просто жизненно необходимы.

Сам автор, Александр Николаевич Островский при создании данного произведения считал, что читателям и зрителям гораздо значительнее важна игра всех персонажей данного произведения.

Стоит отметить, что прочтение данного произведения и просмотр, поставленной на это произведение пьесы очень отличаются друг от друга.

Автор справедливо замечал, что необходимо заранее начинать подготавливать читателей и зрителей к тому, что несмотря на то, что произведение одно и то же, пьесы для постановок и пьесы для чтения всё же различаются, и они должны различаться.

Но, очень часто бывает так что старые традиции очень сильны, и за частую людям порой сложно понять разницу.
Если говорить о мнении автора, то он справедливо решил, что жанр данного произведения «Гроза» является драматическим, а само произведение наполнено драмой и связанными с ней событиями.

Очень важно отметить, что для драмы допустим очень серьёзный характер, и как правило бытовой сюжет, вся стилистика очень близко приближена к реальности. Большинство читателей и зрителей отмечают, что на первый взгляд в данном произведении действительно очень много различных драматических моментов. В прочем, каждый вправе сам решать, что для него является драмой, а что не совсем.

Вариант №2

Пьеса А.Н.Островского «Гроза» – это философское произведение с глубоким смыслом. В нем автор изображает множество социальных пороков: жадность, невежество, грубость, деспотизм, лицемерие. И все они существуют и по сей день.

Сам Островский определил жанр пьесы как реалистическая драма, потому что в основе сюжета произведения преобладают быт и нравы жителей провинциального города.

Однако в «Грозе» присутствуют и некоторые черты трагедии, что становится причиной споров об определении жанра пьесы.

Островский описывает вымышленный город Калинов, тем самым типизируя характеры своих героев. Действительно, с такими вполне может встретиться в обычной жизни каждый из нас. Автор знакомит нас с богатым, но деспотичным купцом Диким, который никогда не упускает возможности накричать на своих подчиненных.

У него есть племянник Борис, терпящий постоянные унижения со стороны дядюшки ради огромного наследства. В Калинове есть и похожие «жертвы», которые живут в семье Кабановой. Ее дочь Варвара постоянно врет, чтобы избежать наказаний матери, а сын Тихон во всем ей подчиняется, потому что до смерти боится ее.

Единственный человек в городе, который не хочет ни врать, ни бояться этих деспотов и самодуров – это Катерина, жена Тихона.

Ее судьба складывается достаточно трагично: выросла в замечательной семье, в добре и любви, а, выйдя замуж, попала под гнет Кабанихи. Катерина не любит искренне мужа, не желает жить в страхе перед свекровью. Но ее положение вполне обыденно – с этим встречаются многие женщины. Поэтому пьесу можно назвать реалистической драмой.

Но последующие события оказываются очень неожиданными. Когда Тихон уехал в командировку, Катерина изменила мужу с Борисом. Варвара предложила ей молчать обо всем, но девушка не выдержала такого греха в душе. Пьеса заканчивается смертью Катерины, которая в отчаянии бросилась со скалы в воду.

Она единственная и всех жителей города, кто проявил честность, стремление к свободе и правде. Она не предпочла молчать и бояться, как остальные. Такой резко контрастирующий на фоне остальных герой присущ более высокому жанру, а не социально-бытовой драме.

Трагедия заключается в поединке двух мировоззрений: желание подчинить себе всех и вся (Кабанова и Дикой) и стремление жить свободно и честно (в отличие от Бориса, Варвары и Тихона).

Таким образом, жанр пьесы «Гроза» является неоднозначным. В нем есть черты и социально-бытовой драмы, и черты более высокого жанра – трагедии.

Сочинение Жанр Грозы Островского

Литературоведы и критики считают, что пьеса “Гроза”, написанная Островским, абсолютно заслуженно и справедливо получила жанр “драма”.

В подтверждение этих мнений можно привести конфликт между старым поколением и новым, между дворянством и переменами, вокруг которого постоянно бушуют страсти и чувства.

Ярким, хоть не самым жизнерадостным примером служит пара Катерина-Кабаниха, по итогам битвы которой Катерина кончает жизнь самоубийством.

В тексте данной пьесы вышеупомянутый конфликт является не единственным проявлением драматичных чувств, но наиболее ярким и выразительным. Кабаниха, старая женщина – представительница дворянского рода, старого воспитания и на редкость упрямая личность.

Она не желает признавать свою недееспособность в качестве главы дома, хотя и строго, даже можно сказать что фанатично, выполняет все правила, даже давно устаревшие. Она чувствует себя хозяйкой в доме, власть имеющей, что заставляет её ревностно смотреть за сыном и его женой, Катериной.

При всей своей фанатичности она понимает, что она старая, отжившая своё положение женщина, но отчаянно цепляется за ускользающую власть.

Вторая сторона этого противостояния – Катерина, словно запертая птица, она бьётся раз за разом, пытаясь понравиться, прижиться в новом доме.

Как человек, выросший в хорошей обстановке, она искренне не понимает, почему Кабаниха не хочет даже попытаться найти пути примирения. Раз за разом, унижаемая и оскорбляемая, она в итоге перестаёт чувствовать частью семьи и влюбляется в другого мужчину.

Буря эмоций, чувства, рвущие её на части, презрение и унижение от Кабанихи – всё это в итоге приводит её к самоубийству.

В конечном счёте столкновение таких характеров, эмоций и чувств, поступков и понятий о правильном – всё это даёт невероятный, захватывающий шквал эмоций, засасывающий читателя моментально. И именно по этому, можно точно утверждать, что эта пьеса имеет жанр “драма”.

Жанр Грозы Островского

Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Некрасова стихотворение Железная дорога 6 классСтихотворение отражающее социальную позицию великого русского поэта Некрасова было издано в 1864 году, через несколько лет после начала проведения реформы крепостного права
  • Сочинения 6 класс
  • Женские образы Тихого Дона сочинениеЖенские персонажи романа основываются на основе эпического повествования. Шолохов обогащает наше понимание мира, уникальными характерами Аксиньи, Ильиничны, Натальи и Дуняши. Женщины романа, погружены в яростно кипящую жизнь своего
  • Сочинение на тему Моя любимая сказка ПушкинаДети всех возрастов любят сказки Пушкина за то они написаны в стихах, легко читаются и всегда содержат мораль и очень интересный сюжет. А мой любимой сказкой Александра Сергеевича является “Сказка о рыбаке и рыбке”.
  • Образ и характеристика Тараса Бульбы 7 класс сочинениеНиколай Васильевич Гоголь, за свою жизнь создал множество литературных шедевров, которые имеют бешеную популярность и в наше время, так как каждый раз он поднимал довольно острые вопросы, которые касались нашего общества, государственности,
  • Сочинение О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбеНравственное начало представляет собой внутренний компонент, который присущ человеку. Если мораль является неким внешним сводом своеобразных правил и норм, которые предписывается соблюдать человеку, то нравственность является внутренним ориентиром

Источник: //uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/zhanr-grozy-ostrovskogo

Смысл названия драмы

Жанр «Грозы» Островского

Творчество русского драматурга Александра Николаевича Островского широко известно многим читателям еще со школьных лет. Он прожил долгую жизнь. Родился в тысяча восемьсот двадцать третьем году, а умер в тысяча восемьсот восемьдесят шестом. И на его жизненном пути была одна очень важная дата.

Это тысяча восемьсот пятьдесят шестой год. В указанном году Александр Николаевич перебрался из Москвы в Петербург, где бурлила литературная жизнь. Издавались самые популярные русские журналы, и здесь Островский упрочил свою славу драматурга, которую завоевал еще в Москве.

Особенности эпохи, в которую было написано произведение

Самым известным произведением этого замечательного автора стала драма “Гроза”. А. Н. Островский написал ее в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году.

И прежде всего необходимо сказать о том, что это была за эпоха в русской жизни. Остается всего два года до великой реформы, отмены крепостного права.

Это был период, когда поднимались темы и проблемы, о которых ранее предпочитали умалчивать.

Внимание к народной теме в то время было привлечено повсюду. И в газетах, и в литературе, и в театре. Рассматриваемая пьеса была награждена Уваровской премией. В тысяча восемьсот пятьдесят девятом году на сцене Малого театра была впервые поставлена драма, которую написал Островский – “Гроза”. и образы пьесы вот уже сто пятьдесят лет радуют многих зрителей.

Сюжет ее достаточно прост. Он показывает быт обычных людей купеческого сословия и внутренние переживания главной героини Катерины. Ее своеобразную любовь к мужу. Последующие взаимоотношения с любовником Тихоном. А самое главное – почтение к традициям и Богу, которые и побудили Катю покончить с собой в трагическом финале произведения.

Особенное сословие. Жанр произведения

В своей пьесе Александр Николаевич продолжил ту тему, знатоком которой он зарекомендовал себя еще в Московские годы. Это мотив русского купечества – сословия со своими особенными традициями.

Это люди, которые не склонны к изменениям в своей жизни. Они живут достаточно простой жизнью, а главное для них – соблюдение традиций.

И за этим кроется целая философия, которую очень хорошо знал Александр Николаевич.

Островский обозначил жанр пьесы “Гроза” как драму. Читатели знают, что в конце произведения главная героиня Екатерина погибает, не преодолев сложных обстоятельств личной жизни. Но тогда эта пьеса должна относиться к жанру трагедии. Как же правильно определить принадлежность произведения, опираясь на сюжетную линию и проблемы в драме “Гроза”?

Скорее всего, для автора важно было показать драму российской действительности, которой на тот момент не важны и не нужны были сильные личности. То есть люди, для которых внутренние и духовные ценности дороже самой жизни.

Ценности купеческих семей. Сложное построение произведения

Добродетель купеческой семьи заключается в том, чтобы умножать состояние не ради роскоши, а во имя соблюдения особого нравственного кодекса. Это очень замкнутый круг, где каждый подчиняется традициям. Сын должен обязательно продолжать дело отца, а не идти поступать в университет или на службу. А дочь должна быть безгранично покорна воле родителей.

Расположенный на берегу Волги город Калинов, в котором происходит действие пьесы, тоже своего рода замкнутый мир. И известия из большого мира доходят туда с большим трудом. Калинов отделен от него многими барьерами.

Смысл названия драмы “Гроза” передается при помощи сложной схемы построения произведения. В нем есть нижний уровень – это овраг и омут, средний, где расположены дома обывателей, и верхний – высокий берег Волги. Для обывателей спуститься в овраг – все равно что попасть в ад, а подняться на берег – в рай.

героиня Катерина. “Гроза”: переход от старого к новому

Но есть в произведении главная героиня, у которой все наоборот. Когда Катерина спускается в овраг, то преодолевает себя, достигает райского состояния свободы. А если поднимается на высокий берег – значит, она вплотную подошла к смерти. Потому что верх и низ соединены. До омута всего один прыжок.

Жизнь в городе Калинове как будто остановилась. Очень показателен образ изобретателя Кулибина.

И он у Островского придумывает вещи либо давно изобретенные, вроде громоотвода, либо вообще невозможные – типа вечного двигателя.

Все судьбы обитателей города олицетворяют собой судьбы жителей тогдашней России. Все персонажи находятся на перепутье между старым укладом и новым, в том числе и Катерина.

“Гроза” – это пьеса, которая показывает переход от традиционного купеческого мира, где у человека нет индивидуальной судьбы, частной воли, а есть только покорность тому, что принято, к новому миру, основанному на активности каждой личности. Вот что кроется за простыми событиями этого произведения. Но в чем же смысл названия драмы “Гроза”? Какую роль это явление играет в композиции пьесы?

Природное явление как персонаж

Гроза – это не только символ произведения, но и участник основных действий драмы. Обычное природное явление оказывает значительное влияние на поведение многих персонажей. Раскрывает их характеры. И в первую очередь смысл названия драмы “Гроза” очень тесно связан с главной героиней Катериной.

Даже сама ее личность напоминает это природное явление. Внутри характера Кати не могут сойтись две непримиримые крайности. Она одновременно и человек традиции, и личность, живущая в духе нового времени, согласно собственным эмоциям. Самое главное то, что ее никто не изобличает, не было свидетелей их свиданий с Тихоном. Она сама признается в этом.

Катерина, с одной стороны, импульсивный человек, даже грозит в Волгу броситься, и в итоге так и получается. С другой – она очень набожна. Она испытывает минуты необыкновенного подъема в церкви.

И любовь к Богу в этой пьесе звучит очень ясно и объемно. И, как многие верующие люди в то время, главная героиня считает это природное явление карой небесной.

Именно во время грозы Катя признается в своем грехе.

Яркие, но трагические последствия

Чем больше вдумывается читатель не только в смысл названия драмы “Гроза”, но и в сюжетную линию пьесы, тем яснее понимает, что Катерина противостоит не какому-то конкретному человеку. Не Кабанихе, не Борису, не Дикому, а всему миропорядку. Каким-то силам, которые намного превосходят собой тот мир, в котором она живет.

И главный враг Кати находится внутри ее сознания. Она блюдет традиции, для нее значимо понятие греха, и одновременно она хочет поступать по велению своей души, любви и других чувств. Это драматичное противостояние человека и стихии. И имеет оно не только очень яркие, но и трагические последствия.

Источник: //fb.ru/article/162299/smyisl-nazvaniya-dramyi-groza-ostrovskogo

Анализ пьесы «Гроза» А. Островского | Литерагуру

Жанр «Грозы» Островского

Guru · 05.04.2018

Без сомнения, «Гроза» (1859) является вершиной драматургии Александра Островского. Автор показывает на примере семейных отношений важнейшие изменения в общественно-политической жизни России. Именно поэтому его творение нуждается в подробном анализе.

История создания

Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.

Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Смысл названия

Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.

Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину.

Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста.

Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении.

Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать сочинение на эту тему.

Жанр и направление

«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.

Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание здесь). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.

Композиция

  1. Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои и развернутся будущие события.
  2. Далее следует завязка конфликта Катерины с новой семьей и обществом в целом и внутреннего конфликта (диалог Катерины и Варвары).

  3. После завязки мы видим развитие действия, в ходе которого герои стремятся разрешить конфликт.
  4. Ближе к финалу конфликт доходит до момента, когда проблемы требуют срочного разрешения. Кульминация — последний монолог Катерины в 5 действии.

  5. Вслед за ней – развязка, которая показывает неразрешимость конфликта на примере гибели Катерины.

Конфликт

В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:

  1. Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен здесь.
  2. С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
  3. Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.

Суть

Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д.

Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом.

Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи.

Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.

В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная здесь.

Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает.

Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.

Главные герои и их характеристика

В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.

  1. Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом сочинении.
  2. Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное эссе. Варвара — дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое сочинение.
  3. Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех. Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова. Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей сочинении.
  4. Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое эссе.

Темы

  • Основная тема произведения – быт и нравы Калинова (ей мы посвятили отдельное эссе). Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно цепляться за пережитки прошлого, надо понимать настоящее и думать о будущем. А обитатели приволжского городка застыли вне времени, их жизнь однообразна, фальшива и пуста.

    Ее портят и тормозят в развитии суеверия, консервативность, а также нежелание самодуров меняться к лучшему. Такая Россия так и будет прозябать в нищете и невежестве.

  • Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений.

    Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).

  • Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном.

    С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину. Если вас заинтересовала эта тема, прочитайте наше сочинение о ней.

Проблематика

Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.

  1. Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое.
  2. Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.
  3. Проблему противоречивого русского характера, переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.
  4. Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.
  5. Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше здесь.
  6. Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.

Смысл

Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней.

Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам.

Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.

Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в сочинении на эту тему.

Критика

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев.

И. А. Гончаров высоко оценил пьесу и выразил свое мнение в одноименной критической статье:

В той же драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною, полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни.

Полина Батраева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • 10 класс
  • Александр Островский
  • пьеса Гроза

Источник: //LiteraGuru.ru/analiz-pesy-groza-a-ostrovskogo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.