Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума»

Образ и характеристика Скалозуба в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума»

Одним из важных героев комедии Грибоедова «Горе от ума» является Скалозуб Сергей Сергеевич. Всю свою жизнь он потратил на военную службу, дослужился до полковника и очень хочет стать генералом. Блестящий карьерист, однако, был увлечён одной своей службой, человеком был ограниченным и попросту глупым.

Внешность Скалозуба почти идеальная: вся одежда подобрана по армейской моде, рост у него высокий, а его голосом могли бы восхищаться все девушки, которые мечтают о сказочных героях. Скалозуб имеет много медалей, но все они по случаю торжества, а не полученные доблестью и честью.

Это одна из деталей, которой автор хочет показать читателям, что в Скалозубе нет того настоящего военного духа, который рвётся в бой, чтобы защитить любимых. Всё, о чём мечтает Скалозуб, — это красивая форма и много славы, известности.

Он воюет не за родину, а за свои корыстные и тщеславные цели.

Воспитание же подводит Сергея Сергеевича: он вырос в казармах, поэтому все его просьбы или даже обычная речь звучат как армейские приказы. Он очень грубый, не толерантный, не тактичный и местами кажется просто хамом. Но его недостатки во многом перекрываются его огромным состоянием, солидностью и местом в обществе, его многие уважают и едва ли не преклоняются перед ним.

Скалозуб ненавидит чтение и считает, что в книгах ничего хорошего нет, примером тому можно привести два случая: когда он с радостью говорит о том, что теперь все образовательные школы станут подобными казармам и когда с большим презрением рассказывает о своём двоюродном брате, который в данный момент сидит в деревне и читает книги.

Фамусов хочет выдать Софью за Скалозуба, потому что у того очень много денег. Софья же находит Скалозуба весьма глупым, отзывается о нём так, будто бы он не сказал ни одной толковой мысли за всё время. Слова Софьи подтверждаются для читателя и в ситуации, когда Скалозуб, послушав монолог Чацкого, соглашается с ним, ничего не поняв из того, что сказал Чацкий.

Я думаю, что Скалозуб — это человек, который пытается во всём себя проявить с хорошей стороны, человек, который пытается понравиться окружающим и завоевать их симпатию. Из-за своих амбиций стать генералом, он не видит ничего дальше своей службы, чем отпугивают сообразительную и начитанную Софью.

Сам же Скалозуб считает себя очень честным офицером, который достоин занимаемой должности.

Судя по тому, как проходит его служба, могу предположить, что своей цели стать генералом он всё же добьётся, но вот станет ли он тем человеком, которого захочет такая барышня, как Софья, видеть в своих мужьях, — это вряд ли.

Вариант 2

Грибоедов в своей комедии “Горе от ума” поднимает важную тему, которая касается прошлого и нынешнего времени. В это время ценности “старого” времени противостоят ценностям времени нового.  Приверженцем старого себя считает не только Фамусов или Хлестаковы, но и Скалозуб.

Скалозуб занимает военный чин, его целью в жизни является достижение хорошего места или звания любой ценой. Он “сколотил себе состояние”, поэтому пользуется популярностью у дам. Даже сам Фамусов предпочитает Скалозуба в мужья своей дочери.

Скалозуб хоть и военный, но не умеет думать сам. Он идет за обществом, за тем, кто ему выгоден или поддерживает того, кто знатнее.  Герой не любит Россию по-настоящему, об этом он говорит сам.

  Он получил высокий военный чин только потому, что были места, а не за подвиги и преданность Родины.

Скалозуб – образ собирательный, его поведение соответствует и другим военным, которые пытались сделать свою карьеру после Отечественной войны, и, надо отметить, у них были все возможности для этого.

Скалозуб – типичный либерал того времени, который держится за старое, ведь только по тем законам и правилам он может жить, ему удобнее подстраиваться под кого-то, чем действовать самому.

Также образ Скалозуба помогает полностью понять Чацкого, который противостоит “веку минувшему”, читатель замечает лживость, испорченность и глупость Фамусовского общества, в которое и входит Скалозуб.

Отношение к учению у Скалозуба особое, он не понимает для чего нужно учиться, а сам пытается показать себя умным, но в диалогах с другими персонажами только отвечает заученными военными фразами.

Скалозуб ничего полезного обществу не приносит, он только ублажает свои потребности, идет по головам ради своих целей. Такое отношение к миру – основа старого строя, который так не любит Чацкий.

Образование герой не получил, он вырос в военной обстановке, поэтому привык выражаться грубо, ни с кем не считаться, отдавать приказы. Скалозуб груб, не слушает и не понимает других, он живет по законам армии.

Его отношение к чтению ужасно – он презирает книги. Это читатель замечает, когда главный герой уверяет, что школы лучше обустроить по-новому, как в армии, где научат действительно важному, а не науке. А рассказывая о своем далеком брате, который любит читать и живет в деревне, Скалозуб унижает его, не понимает, как можно читать книги.

Софья видит в Скалозубе человека глупого и отсталого, ее не интересуют его деньги. В диалоге с Чацким Скалозуб не понимает о чем говорит герой, но по привычке соглашается со сказанным.

Скалозуб привык извлекать для себя выгоду из любой ситуации, путем лести и соглашения с другими. Он не хочет развиваться, а цель одна  – преуспеть в военный карьере, это и показывает ограниченность главного героя и его идеалы.

Подробный анализ образа Скалозуба

Скалозубы – генералы царской России, или хрипуны, удавленники и фаготы.

(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Литературе известны случаи гениальности автора благодаря одному своему произведению. К ним можно отнести знаменитые творения искусства слова разных эпох. Это «Дон Кихот» Сервантеса Сааведры, «Путешествия Гулливера» Свифта и, конечно, «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова.

Бессмертная комедия написана в начале 19 века, но не утратила своей значимости и в 21 веке, потому что в ней затрагиваются общечеловеческие – «вечные ценности».

В пьесе в основном присутствуют представители дворянства («век нынешний» и «век минувший») со своим мировоззрением, отношением к службе, образованию, крепостному праву, иностранной моде, людям разных сословий. Автор говорит о смысле жизни, чести и достоинстве, любви, внутренней свободе, нравственном выборе.

В комедии много действующих лиц, но условно их можно разделить на два лагеря: мир Фамусова и мир Чацкого. У Чацкого прогрессивные взгляды на жизнь, он активный деятель, мыслящий человек, а другой (Фамусов) – приверженец старых порядков, где в цене угодливость, лицемерие, чинопочитание, стремление стать «тузом».

Скалозуб – яркий представитель фамусовского круга. Чацкий дает меткую характеристику этому персонажу:

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки.

В царской России хрипунами называли офицеров-фанфаронов, придающих себе важный вид и стремящихся быть особенно заметными в светском обществе. С этой целью они насильно заставляли себя хрипеть, произнося слова с французским акцентом. Писатель придает термину «хрипун» армейское, военно-жаргонное осмысление.

Слово «удавленник» ассоциируется с «хрипуном» и помогает частично представить военных высшего ранга в николаевской России: воротник настолько туго затягивали, а мундир перетягивали в рюмочку, что было трудно дышать.

Фаготом называется музыкальный духовой инструмент из дерева, издающий хрипловатые, гнусавые звуки (прямое значение). Однако чтобы иметь полное представление о слове «фагот», надо обратиться к рассказу хирурга Н.И.Пирогова («Дневник старого врача»).

Мундирных руководителей называли фаготами за отрывистую, резкую речь. Герой грибоедовской комедии Скалозуб Сергей Сергеич – служивый полковник, ограниченный салдофон, у которого на уме только военная карьера («И золотой мешок, и метит в генералы»).

На самом деле не участвовал в боевых действиях и получил награду, потому что «сидели в траншее». Он очень ограничен в знаниях и обладает бедным словарным запасом, как персонаж сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка.

Туповатый и грубый в общении, он неинтересен никому, и общаются с ним из-за денег. Смешно и грустно слышать его ответы. Типичный деятель аракчеевской армейской муштры. Его облик исторически реален, без карикатурной окраски.

Так же, как и Фамусов, полковник Скалозуб придерживается «философии» «века минувшего», но более грубо и откровенно. Для него цель службы не в защите Отечества, а в карьерном росте, богатстве и почете. Человеку военному, по его мнению, можно быстрее достигнуть успеха.

Скалозуб – противник всякого просвещения. Для него ученость – «чума». Чтобы устранить свободомыслящих, именно он предлагает действенные меры по уничтожению книг. Ему бы очень хотелось установить армейский режим и подавлять любое проявление свободы мысли.

Личности, подобные Скалозубу, опасны для общества.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/obraz-i-harakteristika-skalozub-v-komedii-gore-ot-uma

Характеристика Скалозуба в комедии Горе от ума

Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума»

Стоит отметить, что многие герои пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанной в 1824 году, носят комедийные маски. Однако это только лишь поверхностный слой ее объемного сюжета.

И вот одним из самых важных гостей, навестивших дом Фамусова, стал Сергей Сергеевич Скалозуб – до мозга костей военный, находящийся в звании полковника, который стремительно идет вверх по карьерной лестнице.

Он очень хвастливый и самолюбивый, да и по службе продвигается, зачастую используя своих же товарищей. Характеристика Скалозуба не слишком лестная. Она даже составляет своеобразную пародию на так называемые чины.

Характеристика Скалозуба

Как о потенциальном женихе Софьи, о нем уже в самом начале акта намекает служанка Лиза. Она говорит, что он «золотой мешок и метит в генералы».

Скорее всего, именно ради него Фамусов и устраивает бал, чтобы представить его гостям и особенно важной светской даме Хлестовой, которой, однако, тот ничуть не понравился из-за отсутствия раболепной покорности и льстивости, да и был он слишком высокого роста.

Однако все биографические данные Скалозуба очень выгодно представляются и отличают его от обедневшего дворянина Чацкого.

Ведь тот богат, прямолинейно и выразительно высказывается, что, конечно, не вписывается в тон светской любезности, но, по мнению окружающих, это совсем не вредит.

Было бы глупо недооценивать влияние полковника в московской среде. Его поддерживает и признает светское общество.

Скалозуб: характеристика. “Горе от ума”

Кульминационным моментом было объявление полковника Скалозуба о том, что школы, лицеи и гимназии будут скоро преобразованы по казарменному образцу. Он говорит: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят для больших оказий». А Фамусов пошел дальше и предложил просто сжечь книги.

Цитатная характеристика Скалозуба говорит о многом. Вообще, такой персонаж, как Скалозуб, представляет собой собирательный образ, в котором современники того времени узнавали то дивизионного полковника Фролова, то великого князя Николая Павловича (будущего российского императора) и т. д.

Характеристика Скалозуба совсем не радует, у него на первом месте муштра, командирские приказы, казарма, шеренги. Он в разговоре с Хлестовой становится разговорчив, когда речь пойдет о различиях всех полков по погончикам, выпушкам и петличкам на мундирах.

Уже понятно, что более ничем он не интересуется, да и связно говорить ему не с руки, он разве что только и способен сплетни светские приукрашивать. Кстати, полковник с большим удовольствием сплетничает о княгине. В его разговорах то и дело проскальзывают военные термины типа дистанция, фельдфебель, шеренга и т.

д., причем даже там, где и речи нет о военной жизни.

Полковник Скалозуб

Когда Фамусов расспрашивает его о Настасье Николаевне, кем она ему доводится, тот лаконично отвечает: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили». А вот когда они заводят речь о Москве и москвичах, то Фамусов все хвалит, Чацкий, наоборот, обличает, а Скалозуб про Москву отмечает всего несколько привычных для его понятия слов: «Дистанции огромного размера».

Полковник старается быть вежливым с хозяином дома Фамусовым, но с другими он особо не церемонится и даже может резко выразиться. Фамусов и Скалозуб имеют общие взгляды на службу и чины, однако в умственном и интеллектуальном отношении последний сильно проигрывает первому, который довольно неглуп, наблюдателен и красноречив.

Софья же, отзываясь о Скалозубе, говорит, что он и слова умного произнести не может, только и говорит «о фрунте и рядах», а Лиза с ней соглашается: «Больно не хитер». Такая цитатная характеристика Скалозуба говорит сама за себя.

Настроения русской армии

Характеристика Скалозуба говорит о том, что он учился военному делу в прусско-павловской школе русской армии, которая была очень ненавистна многим благородным офицерам того времени, отличавшимся свободомыслием, ведь они были воспитаны на заветах великих полководцев Суворова и Кутузова. И, что характерно, Грибоедов Скалозубу противопоставляет его двоюродного брата, ставшего представителем русской армии другой среды, той части офицеров, из которой вышли офицеры-декабристы. Он после войны 1812-1814 года подал в отставку и отправился к себе в деревню «читать книги».

Свободомыслие

Декабрист П. Каховский свидетельствует о правдивости этого интересного образа. Он пишет о том, что многие из этих отставников при своих очень скромных доходах сами учатся и просвещают других в своих сельских домиках.

О чем говорит краткая характеристика Скалозуба? О том, что в то время многие передовые офицеры уходили в отставку, это было также связано с тем, что в армии шло усиление аракчеевского режима, который преследовал свободомыслие и насаждал тупую военную муштру и холопское подчинение. Это стало одной из форм протеста, и поэтому недаром на молодых и не служащих дворян Фамусовы смотрели с неодобрением. Теперь понятно, что в мире фамусовской аристократии, кроме самого Фамусова и Скалозуба, есть еще и подхалимствующие и прислуживающие чиновники типа Молчалина.

Теперь можно надеяться, что многое будет понятно при рассмотрении такой личности, как Скалозуб. Характеристика (“Горе от ума” – произведение, которое включено в программу школьной литературы) этого героя была представлена в данной статье.

Источник: https://autogear.ru/article/175/917/harakteristika-skalozuba-v-komedii-gore-ot-uma/

Характеристика Скалозуба в комедии “Горе от ума”

Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума»

Стоит отметить, что многие герои пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанной в 1824 году, носят комедийные маски. Однако это только лишь поверхностный слой ее объемного сюжета.

И вот одним из самых важных гостей, навестивших дом Фамусова, стал Сергей Сергеевич Скалозуб – до мозга костей военный, находящийся в звании полковника, который стремительно идет вверх по карьерной лестнице.

Он очень хвастливый и самолюбивый, да и по службе продвигается, зачастую используя своих же товарищей. Характеристика Скалозуба не слишком лестная. Она даже составляет своеобразную пародию на так называемые чины.

Характеристика и образ Скалозуба в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума»

В своём произведении Грибоедов придумал отличный способ рассказать историю с максимальной отдачей для читателя. Описав множество различных персонажей он дал нам отличную пищу для размышлений, одним из таких персонажей стал Скалозуб.

Скалозуб – состоявшийся человек, имеющий высокий уважаемый чин.  Как человек он показан верным своим идеалам, готовым всегда отстоять как свою честь, так и честь своих близких.

Однако, как и Фамусов он является явным консерватором, который привык к устоям прошлого времени, не желая никоим образом их поменять или вообще убрать из своей жизни.

Для него старый мир является опорой, на которую можно положиться в случае чего, ведь он попросту боится потерять самого себя в этих революциях и инновациях не успев за ними.

Поэтому автор раскрывает его  не так сильно как Фамусова, давая нам возможность подумать над тем, что Скалозуб не такой уж и ярый консерватор. Он попросту не хочет терять то, чего он достиг. Получается, если бы он не потерял в случае революции всё, то он бы принял её как должное и само собой разумеющееся. Это один аспект личности и образа полковника Скалозуба, но так же есть и другой аспект, более мрачный.

Скалозуб хоть и не до конца консерватор, но его методы гораздо жёстче и радикальнее чем  у того же Фамусова. Если Фамусов не так сильно презирает инновации, то Скалозуб их попросту ненавидит, всеми силами принижая тех людей, которые стараются привнести что-то новое в мир.

Для него они являются признаком того, что перемены, такие нежеланные для него, уже идут полным ходом, с чем он крайне не согласен, и чем он крайне недоволен. Тем самым показывая нам свою несостоятельность как личность, так как он просто не может адаптироваться к обстоятельствам, и принять их как должное.

Он боится перемен и это ясно просматривается в его образе. Автор сделал это очевидным.

Также интересно прописаны его отношения к обычным жизненным вещам.

Например, к любви и привязанности он относится весьма и весьма скептически, называя данные термины попросту вещами, которые не нуждаются во внимании, так как не несут в себе никакой практической ценности.

Также его отношение к окружающим людям тоже раскрывает его образ как персонажа не очень приятного. Он считает полезными только тех людей, которые могут привнести в его жизнь успех и продвижение по карьерной лестнице, а остальных просто ненужным окружением.

Сочинение про Скалозуба с цитатами

Одна из комедий Александра Сергеевича Грибоедова, что принесла ему львиную долю популярности, отобразила на книжном листе особенности дворянского общества девятнадцатого века.

Произведение очень ярко и эмоционально показывает ту ситуацию, когда в уже привычном, традиционном, укладе жизни дворян неожиданно появляются люди, отличающиеся совсем другими взглядами на жизнь.

Главной темой произведения является противостояние старого и нового.

Автор имеет очень интересное слово и способен всего парой штрихов создать законченный образ, который способен тронуть до глубины души.

Именно таким ярким образом является полковник Сергей Сергеич Скалозуб. Этот герой изображает своеобразный тип военных, сконцентрированных на внешней части военного служения: их привлекает форма, которая отличает полки друг друга, они выстраивают и отрабатывают шаги.

Зачастую ограниченные люди, утратившие настоящий военных дух, которым всегда отличалась русская армия. Скалозуб изо дня в день шутит, “зубоскалит”, старается острить, речи не лишены сарказма. Но выходки, в основном, не смешны ни на каплю, а всегда отличаются пошлостью.

Его действительность отчасти может раскрыть реплика Чацкого:

«За армию стоит горой,И прямизною стана,

Лицом и голосом герой»

Фраза Фамусова позволяет раскрыть Скалозубова с довольно положительной стороны:

«Известный человек, солидныйИ знаков тьму отличья нахватал;Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал»

В его образе выражен кошмар для многих девушек – необразованный, не слишком смышлёный, недальновидный, да и вежливостью его точно обделили, но зато богатый и самодовольный человек.

Чтобы достичь высших чинов, Скалозуб без зазрения совести пользуется подхалимством и лестью. По большей части, зарабатывает продвижение по службе с помощью товарищей, что вовремя вышли в отставку  или погибли при исполнении военного долга.

Следует закону – оказаться в нужное время в нужном месте.

Фамилия была дана автором неспроста. Она вполне может быть заменена на “Зубоскал”, от чего смысл не поменяется. Очевидно, она была выбрана для того, чтобы показать довольно своеобразный характер армейского юмора – натужливо, пошло и совсем не смешно для окружающих.

Именно Скалозуб объявляет войну учености. Его раздражает, что количество грамотных людей, позволяющих себе иметь собственное мнение и открыто выражать его, значительно выросло. Стоит отметить, что меры для устранения подобного, он предлагает крайне резкие: «собрать бы книги все, да сжечь».

Образ Скалозуба в комедии «Горе от ума» – это классический образ военного человека периода русской армии.

← Жанровое своеобразие пьесы Горе от ума← Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовОбраз и характеристика Репетилова в комедии Горе от ума →Хрюмины характеристика и образы в комедии Горе от ума →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/harakteristika-i-obraz-skalozuba-v-komedii-gore-ot-uma

Характеристика Скалозуба в «Горе от ума» (с цитатами) – Русская историческая библиотека

Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума»

Скалозуб
1 вариант

Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа» .

В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы» . Герой презирает книжную мудрость.

Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом.

Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор. ******* Скалозуб

2 вариант

Скалозуб — персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824).
ли искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует «хвастливый воин» , популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом «башнеградопобедителе» Пиргополини-ке, герое Плавта.

Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С. , если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но «масочность» лишь верхний слой объемного ее сюжета. В ходе действия С. преображается в индивидуальный комедийный характер.

Полковник Сергей Сергеевич С. — в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи («и золотой мешок и метит в генералы» ) в контрасте с «нежеланным» Чацким и «тайным» Молчалиным. Может быть, ради С. , чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С.

Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста. Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно и лапидарно. Манера С.

не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих (как Чацкому) , потому что в главном С. — фамусов-ский, свой: «ученостью меня не обморочишь!» . На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: «тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты» .
ло бы ошибкой недооценивать влияние С.

в «московской» среде: он признан и поддержан обществом. В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, С. объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий» .

(Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: «забрать все книги бы, да сжечь». ) С. — это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I.

В обширной сценической истории «Горя от ума» до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от «масочности» , одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа С. лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал «поэтикой превосходного стихотворения» .

«…У нас в пятнадцатой дивизии, не дале…»

Критика о Скалозубе

Е. Цимбаева:

«Биография полковника Скалозуба выписана досконально: он выходец из Малороссии, куда явно отсылает его фамилия, и «золотой мешок», но род и состояние его новые… Большинство дворян служило если не в гвардейских полках, то в кавалерийских, на худой конец — в конно-егерских, на крайний случай — в артиллерии. Скалозуб же всю жизнь служил в мушкетёрах или егерях и сделал не такую уж хорошую карьеру. 

Он вступил в армию в 1809 году, видимо, лет пятнадцати или шестнадцати, как было принято; к 1823 году стал полковником и метил в генералы.

Такую выслугу могли бы счесть вполне приличной, если бы не война: в кампанию 1812—1814 годов продвижение офицеров шло гораздо быстрее… Скалозуб отличился на войне очень мало: в окончательном варианте Грибоедов оставил ему только одну награду — «за третье августа».

 …3 августа 1812 года боевых действий не было, после сражения при Красном 2 августа русская армия передислоцировалась в район Смоленска до 4 августа.

Наступление 3 августа было просто отвлекающим маневром, и то, что Скалозуб отличился в этот день, а не в дни великих битв Бородина, Кульма, Лейпцига, свидетельствовало не то чтобы об отсутствии у него храбрости (едва ли Грибоедов хотел изобразить труса, слишком нетипичного в его кругу), но об отсутствии инициативности — в более важных сражениях его отодвигали на задний план быстро думающие и действующие офицеры.  

Зато исполнительность и безынициативность полковника пришлись кстати в аракчеевские времена с их бессмысленной муштрой и мучением солдат в военных поселениях. Грибоедов это старательно подчеркнул. Скалозуб служил в сорок пятом егерском полку, который существовал в действительности, и в 1819 году был направлен в Кавказскую армию.

Истинный карьерист был бы рад такой удаче: на Кавказе чины шли быстро. Но полковник Скалозуб понимал, что главнокомандующий Кавказской армией знаменитый генерал А. П. Ермолов его не оценит, предпочитая решительность и быстроту мышления.

Неудивительно, что Скалозуб остался в России, в пятнадцатой дивизии, в мушкетёрском, отнюдь не первостепенном, полку. 

По данным исследования… в егерских полках периода Отечественной войны 67,5% офицеров умели только читать и писать!  Странно ли, что Скалозуб, одетый в простой, без всяких украшений, пехотный мундир, питает неприязнь, замешанную на зависти, «к любимцам, к гвардии, к гвардейцам, к гвардионцам».

Их шитые золотом мундиры, конечно, привлекали барышень, но не менее привлекали их некоторая начитанность, умение хоть несколько говорить по-французски и танцевать… Как пехотинец, Скалозуб, видимо, едва умеет ездить верхом, недаром с такой радостью он приветствует падение с лошади Молчалина…  

Впрочем, полковник получит своё генеральское звание как награду за преданность казарме и фрунту. Но, как и Молчалин, Скалозуб не поднимется слишком высоко.»(Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Семь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)

Сочинение образ и характеристика Скалозуба

Нельзя назвать пьесу «Горе от ума» слишком богатой на персонажей. Их становится больше ближе к концу, к развязке. Но с некоторыми мы знакомимся раньше.

И пусть они появляются всего в нескольких действиях, но Грибоедов, подобно истинному талантливому художнику слова, способен всего несколькими выразительными штрихами создать вполне законченный тип и характер того или иного гостя фамусовского дома.

Именно такой колоритной фигурой из ближайшего фамусовского окружения является полковник Сергей Сергеич Скалозуб.

Его недалекая натура вполне может быть охарактеризована по репликам других персонажей: «И золотой мешок, и метит в генералы» (Лизанька); «Не по летам и чин завидный, / Не нынче завтра генерал» (Фамусов); «Созвездие маневров и мазурки» (Чацкий); «Он слова умного не выговорил сроду» (Софья).

Данная ему автором фамилия, конечно, вполне может быть обращена на «Зубоскал», причем без особой потери смысла. Сам же смысл, очевидно, тот, чтобы указать на специфический характер армейского, солдафонского юмора – когда люди этой профессии пытаются шутить, а выходит это всё натужно, тяжеловесно, и совсем не смешно для окружающих.

лоть до наших современников – генералов Александра Лебедя и Льва Рохлина, чьи высказывания тоже вошли в поговорки. Вот и анекдот про княгиню Ласову, рассказываемый Скалозубом, вряд ли вызывает у присутствующих даже тень улыбки. Суть там в том, что она разбилась во время катания верхом и потеряла одно ребро.

Стало быть – нуждается в поддержке со стороны мужа, которого как раз и ищет. Что и говорить, это лишь жалкая претензия на остроумие, оборачивающаяся примитивным зубоскальством.

Другой показательный случай – когда в ответ на вопрос Фамусова «Как вам доводится Настасья Николавна?», полковник совершенно серьезно отвечает: «Не знаю-с, виноват; мы с нею вместе не служили».

Еще одна выразительная деталь – Скалозуб имеет продвижение по службе преимущественно «благодаря» товарищам – тех, что вышли в отставку или погибли при исполнении служебного долга. Так, например, Скалозуб получил награжденье «за третье августа».

Именно в этот день состоялось свидание российского императора Александра I с австрийским императором в Праге, ознаменованное массовыми торжествами и награжденьями. В этот день никаких боевых действий не велось.

Таким образом, «подвиг» Скалозуба состоял только в том, что они с братом «засели в траншею».

Политическая же позиция Скалозуба вполне проясняется, когда гости Фамусова обсуждают мнимое сумасшествие Чацкого. Именно Скалозуб объявляет просвещение и ученость чумой своего времени.

Его буквально бесит, что количество грамотных людей значительно выросло, что они дерзают иметь собственное независимое мнение.

Причем меры по искоренению этого вольнодумства он предлагает самые радикальные: «собрать бы книги все, да сжечь».

В короткой же беседе с Репетиловым, своеобразным «двойником» Чацкого, Скалозуб тоже не выдерживает и дает понять собеседнику, что будь его воля, он бы поставил над «Секретнейшим союзом» обычного фельдфебеля, и он будет определять там порядок и дисциплину, совсем как в армии.
Характеристика и образ Скалозуба

Источник: https://novoevmire.biz/other/harakteristika-skalozuba-v-gore-ot-uma-s-tsitatami-russkaya-istoricheskaya-biblioteka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.