Характеристика Раскольникова и Сони

Сонечка Мармеладова: характеристика героини романа

Характеристика Раскольникова и Сони

Достоевский написал свой роман “Преступление и наказание” после каторги. Именно в это время убеждения Федора Михайловича приняли религиозную окраску.

Обличение несправедливого общественного устройства, поиски правды, мечта о счастье для всего человечества сочетались в этот период в его характере с неверием в то, что мир можно переделать насильно. Писатель был убежден в том, что зла невозможно избежать ни при каком устройстве общества.

Он считал, что оно исходит из человеческой души. Федор Михайлович поднимал вопрос о необходимости нравственного усовершенствования всех людей. Поэтому он решил обратиться к религии.

Соня – идеал писателя

Соня Мармеладова и Родион Раскольников – два главных героя произведения. Они представляют собой как будто два встречных потока. Идейную часть “Преступления и наказания” составляют их мировоззрения. Сонечка Мармеладова является нравственным идеалом писателя. Это носитель веры, надежды, сочувствия, любви, понимания и нежности.

По мнению Достоевского, именно таким должен быть каждый человек. Эта девушка является олицетворением правды. Она считала, что у всех людей есть равное право на жизнь. Сонечка Мармеладова была твердо убеждена в том, что путем преступления нельзя добиться счастья – ни чужого, ни своего. Грех всегда остается грехом.

Неважно, кто совершил его и во имя чего.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова существуют в разных мирах. Подобно двум противоположным полюсам, эти герои не могут друг без друга. Идея бунта воплощена в Родионе, тогда как Сонечка Мармеладова олицетворяет смирение. Это глубоко верующая высоконравственная девушка.

Она верит в то, что в жизни есть глубокий внутренний смысл. Идеи Родиона о том, что все существующее бессмысленно, ей непонятны. Во всем Сонечка Мармеладова видит божественное предопределение. Она считает, что ничего не зависит от человека. Истина этой героини – бог, смирение, любовь.

Для нее смысл жизни – великая сила сочувствия и сострадания к людям.

Раскольников же беспощадно и страстно судит мир. Он не может мириться с несправедливостью. Именно отсюда проистекает его преступление и душевные мучения в произведении “Преступление и наказание”.

Сонечка Мармеладова, подобно Родиону, тоже переступает через себя, однако она делает это совсем не так, как Раскольников. Героиня приносит себя в жертву другим людям, а не убивает их. В этом автор воплотил идею о том, что у человека нет права на личное, эгоистическое счастье.

Необходимо учиться терпению. Достичь истинного счастья можно лишь через страдание.

Почему Соня принимает преступление Родиона близко к сердцу

Согласно мысли Федора Михайловича, человеку необходимо ощущать ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло, творимое в мире.

Именно поэтому Соня чувствует, что в преступлении, совершенном Родионом, есть и ее вина. Она принимает поступок этого героя близко к сердцу и разделяет его нелегкую судьбу.

Раскольников решается открыть свою страшную тайну именно этой героине. Ее любовь возрождает его. Она воскрешает Родиона к новой жизни.

Высокие внутренние качества героини, отношение к счастью

Образ Сонечки Мармеладовой является воплощением лучших человеческих качеств: любви, веры, жертвенности и целомудрия. Даже будучи окруженной пороками, вынужденная отдать в жертву собственное достоинство, эта девушка сохраняет чистоту своей души. Она не теряет веру в то, что в комфорте нет счастья.

Соня говорит, что “человек не родится для счастья”. Оно покупается страданием, его надо заслужить. Падшая женщина Соня, загубившая свою душу, оказывается “человеком высокого духа”. Эту героиню можно поставить в один “разряд” с Родионом. Однако она осуждает Раскольникова за презрение к людям. Его “бунта” Соня не может принять.

А ведь герою казалось, что его топор был поднят и во имя нее.

Столкновение Сони и Родиона

По мысли Федора Михайловича, эта героиня воплощает русскую стихию, народное начало: смирение и терпение, любовь к богу и к человеку. Столкновение Сони и Родиона, их противоположные мировоззрения являются отражением внутренних противоречий писателя, тревоживших его душу.

Соня надеется на чудо, на бога. Родион же убежден в том, что бога нет, а чуда ждать бессмысленно. Этот герой раскрывает перед девушкой тщетность ее иллюзий. Раскольников говорит о том, что ее сострадание бесполезно, а ее жертвы безрезультатны.

Вовсе не из-за позорной профессии является грешницей Сонечка Мармеладова. Характеристика этой героини, данная Раскольниковым во время столкновения, не выдерживает никакой критики.

Он считает, что ее подвиг и жертвы напрасны, однако в конце произведения именно эта героиня возрождает его к жизни.

Способность Сони проникнуть в душу человека

Загнанная жизнью в безвыходное положение, девушка пытается предпринять что-то и перед лицом смерти. Она, подобно Родиону, действует согласно закону свободного выбора. Однако, в отличие от него, она не потеряла веру в человечество, что отмечает Достоевский.

Сонечка Мармеладова – героиня, которой не нужно примеров, чтобы понять, что люди добры по своей природе и заслуживают самой светлой доли. Именно она, и только она, способна сострадать Родиону, поскольку ее не смущает ни уродливость его социальной судьбы, ни физическое уродство. Соня Мармеладова проникает в суть души через ее “коросту”. Она не спешит никого осуждать.

Девушка понимает, что за внешним злом всегда таятся непонятные или неизвестные причины, которые привели ко злу Свидригайлова и Раскольникова.

Отношение героини к самоубийству

Эта девушка стоит вне законов мира, терзающего ее. Ее не интересуют деньги. Она по собственной воле, желая прокормить свою семью, пошла на панель. И именно по своей несокрушимой и твердой воле она не покончила жизнь самоубийством. Когда перед девушкой встал этот вопрос, она тщательно обдумала его и выбрала ответ.

В ее положении самоубийство было бы эгоистическим поступком. Благодаря ему она была бы избавлена от мучений и позора. Самоубийство вытащило бы ее из “зловонной ямы”. Однако мысль о семье не позволила ей решиться на этот шаг. Мера решимости и воли у Мармеладовой намного выше, чем предполагал Раскольников.

Для того чтобы отказаться от самоубийства, ей необходимо было больше стойкости, чем для того, чтобы совершить этот поступок.

Разврат для этой девушки был горше смерти. Однако смирение исключает самоубийство. В этом раскрывается вся сила характера этой героини.

Если определить одним словом натуру этой девушки, то слово это – любящая. Любовь к ближнему у нее была деятельной. Соня умела отзываться на боль другого человека. Это особенно проявилось в эпизоде признания Родиона в убийстве. Это качество делает ее образ “идеальным”. Приговор в романе произносится автором с позиций этого идеала.

Федор Достоевский в образе своей героини представил пример всепрощающей, всеобъемлющей любви. Она не знает зависти, не хочет ничего взамен. Эту любовь даже можно назвать невысказанной, ведь девушка никогда не говорит о ней. Однако это чувство переполняет ее. Только в форме поступков оно выходит наружу, но никогда не в форме слов. Безмолвная любовь становится от этого только прекраснее.

Перед ней преклоняется даже отчаявшийся Мармеладов.

Перед девушкой падает ниц и сумасшедшая Катерина Ивановна. Даже Свидригайлов, этот вечный развратник, уважает за нее Соню. Не говоря о Родионе Раскольникове. Этого героя ее любовь исцелила и спасла.

Автор произведения путем размышлений и нравственных исканий пришел к мысли о том, что любой человек, обретающий Бога, по-новому смотрит на мир. Он начинает переосмысливать его.

Именно поэтому в эпилоге, когда описывается нравственное воскрешение Родиона, Федор Михайлович пишет, что “начинается новая история”.

Любовь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, описанная в конце произведения, – самая светлая часть романа.

Бессмертный смысл романа

Достоевский, справедливо осудив Родиона за его бунт, оставляет победу за Соней. Именно в ней он видит высшую правду. Автор хочет показать, что страдание очищает, что оно лучше, чем насилие. Вероятнее всего, в наше время была бы изгоем Сонечка Мармеладова.

Образ в романе этой героини слишком далек от норм поведения, принятых в обществе. И далеко не каждый Родион Раскольников будет сегодня страдать и мучиться. Однако до тех пор, пока “мир стоит”, всегда живы и будут жить душа человека и его совесть.

В этом и состоит бессмертный смысл романа Достоевского, которого по праву считают великим писателем-психологом.

Источник: //fb.ru/article/219466/sonechka-marmeladova-harakteristika-geroini-romana-prestuplenie-i-nakazanie

Характеристика героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Раскольников и Соня

Характеристика Раскольникова и Сони

Раскольников и Соня – главные герои произведения. Уже название романа Федора Михайловича Достоевского – «Преступление и наказание» – намекает читателю на то, что произведение пропитано нравственностью. Проблематика романа разворачивается вокруг не столько юридического, нормативно-правового аспекта наказания за проступок, сколько вокруг наказания религиозного, суда совести.

Чтобы понять истоки такого характера романа, упомянем, что Ф. Достоевский писал «Преступление и наказание» в годы, которые последовали его возвращению с каторги. На этот период приходится расцвет творчества религиозной направленности писателя.

С одной стороны, автор мечтает о том, что мир станет справедливее, что человечество обретет счастье. С другой же стороны, писатель однозначно понимает: насильственное счастье невозможно, нельзя повернуть мир к лучшему вектору с помощью методов неестественных, насильственных, соответственно.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести”Слабое сердце “ Ф. М. Достоевского

Таким образом, Ф. Достоевский создает идеологический роман, сложное социально-философское литературное произведение, где с помощью персонажей, их действий, событий и образов автор обличает недееспособность теории «благодетельного тиранства».

Герои «Преступления и наказания»

Главные герои романа – Раскольников и Соня. С одной стороны, прямой связи между этими персонажами нет, читателю не слишком ясно, чем похожи герои. Но, между тем, пути Раскольникова и Сони вдруг пересекаются.

Родион Раскольников описан человеком замкнутым и тщеславным. Юноша мечтает играть такую же роль в истории, как Наполеон. Родиону не нравится общение с другими людьми, он не стремится к этому, гордыня и побочные эффекты полученного образования берут над героем верх.

Сонечка, наоборот, оказалась на дне не от собственного поступка, как Родион, но по воле стечения внешних обстоятельств. Соне 18 лет, девушка не имеет ни гроша и ни капли счастья. Она жалеет людей и ставит близких и родных выше собственных интересов: не зная, как заработать на жизнь и помочь тем, кого любит, Соня занимается проституцией.

Рассмотрим этих героев более детально.

Родион Раскольников

Раскольников – молодой студент. Хоть юноша и происходил из мещанской семьи, но – по «лучшим правилам» студенческой жизни – испытывал трудности с деньгами.

В итоге Родион не может дальше продолжать учиться в университете, так как это становится юноше не по карману.

Созерцая – словесно – жизнь Раскольникова, читатель замечает картину жуткой, ужасающей бедности: писатель выпячивает ее, постоянно подчеркивает.

Родион живет в маленькой, даже миниатюрной квартирке: автор пишет, что квартира скорее похожа по размеру на шкаф для одежды, чем на место, пригодное для жизни человека.

Как и за учебу, за жилье Раскольников заплатить не может. Родион не мог позволить себе и нормальное питание. По причинам – психологическим и физиологическим – герой решается на реализацию своей идеи – как он ее называет, теории «благодетельного тиранства». Раскольников убивает старуху-процентщицу, на пансионе у которой юноша жил.

В старухе Родион видел концентрированное зло человечества, а потому искренне считал поступок правильным. Но, к удивлению главного героя, юноша не нашел успокоения или удовлетворения: вместо этого Раскольникова стала преследовать совесть – самое страшное из возможных наказаний.

Если Соня уверена в том, что Бог существует, в том, что однажды произойдет чудо, то Раскольникову чужда надежда и вера. Фамилия «Раскольников» намекает на внутренний раскол души героя, и смысл книги в том, чтобы герой этот раскол преодолел, чтобы заново сумел собрать себя по кусочкам и обрел целостность.

Путь этой нравственной трансформации мы наблюдаем, читая роман «Преступление и наказание».

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова – одна из людей (второй – это следователь Порфирий Петрович), которые считают, что Раскольникову будет лучше признаться в преступлении. В отличие от Порфирия Петровича, «юродивой» Соне удалось достучаться до совести Раскольникова.

Софье уготована тяжкая участь: сперва она теряет отца, а потом и мать. Из нужды девушка оказывается на улице и платит телом за то, чтобы иметь возможность помочь оставшимся членам семьи. Героиня предстает мягкой и «забитой», однако в Соне  скрыта невидимая мощь внутренней силы воли и решимости.

Есть мнение, что Родион доверился Соне и прислушался к девушке, потому что и она имела грехи, была человеком, который преступил некую, определенную религиозными нормами, заповедями, черту. Соня для него родственная душа.

Раз уж вы зашли к нам, предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием произведения “Сон смешного человека” Федора Михайловича Достоевского

Узнав о том, что содеял Родион, Соня не отталкивает Раскольникова, не боится. Напротив, девушка плачет и жалеет его, ведь понимает, что поступок Родиона – это проклятие, это непосильная, тяжкая ноша.

Пребывая вместе с Раскольниковым в местах заключения, Соня вызывает со стороны заключенных уважение и теплые чувства, тогда как Родион, напротив, – отторжение и антипатию. Читатель наблюдает, как меняется отношение Родиона к Сонечке: сначала юноша выказывает к Соне холодность, но затем – чувства сменяются на любовь и осознание: Соня – самый близкий и родной человек для него.

Несмотря на отсутствие образования, Соня обладает высоким уровнем нравственности, глубоко и искренне верит в Бога. Девушка полна сочувствия и сострадания, которое пробуждает и в Родионе: российский этик В. Малахов считает, что путь к чувству сострадания лежит через толерантность и милосердие. Такой путь проходит Раскольников.

Соня занимается проституцией, но одновременно девушка целомудренна и чиста. Это возможно, благодаря жертвенности.

Девушка отдает тело, постепенно разрушая себя, однако это великая жертва, это выражение понимания Соней смысла жизни. Однажды Соня даже думает о самоубийстве, но отказывается от него.

По мнению девушки, это поступок, присущий эгоистам. Мы знаем, что о суициде подумывал и Раскольников: этот герой тоже отказался от такой затеи.

Личностное измерение отношений Раскольникова и Сони

Итак, мы выяснили, что эти герои разные, однако Раскольников и Соня, вследствие некой преступленной (ведь и в названии романа мы видим выведенное вперед слово «преступление») нравственной черты сближаются.

Герои узнают друг о друге случайно: пьяный Мармеладов рассказывает Родиону о Соне. Однако познакомятся лично герои намного позже: Раскольников увидит Соню, робко и стыдливо заходящую в комнату к умирающему чиновнику.

С тех пор пути персонажей часто пересекаются – словно по воле случая. Родион помогает Соне деньгами (что благородно, ведь у него их постоянно нет), спасает девушку от обвинений в воровстве.

В конце концов, Раскольников признается в совершенном преступлении: юноша изливает душу и ужасный грех именно Сонечке, что странно, ведь Раскольников отрекся от остальных людей, и даже от собственной семьи. Речь идет не столько о любви, сколько о спасении, которое Раскольников и Соня находят друг в друге.

Соня остается с Родионом в тяжелые для героя дни, словно вместе с ним отбывая наказание, во время каторги помогая возродиться духовно.

Итоги

«Преступление и наказание» – наверное, один из наиболее известных романов Федора Достоевского. Кажется, что произведение полнится яркими и живыми персонажами, однако события здесь, равно как и герои – это предлог, чтобы выразить, выписать главную идею романа.

Автор пишет, прежде всего, о том, что общество должно развиваться не революционным, но эволюционным путем. Коренная ломка, попытка насильственно переделать мир, перекроить устои общества не приводят ни к чему хорошему. Время, когда Ф.

Достоевский писал «Преступление и наказание» можно обозначить как период обращения к религиозности писателя.

Соответственно, автор говорит: причина бед в обществе коренится отнюдь не в неправильности устройства, но в «неправильности», нравственной извращенности души человека, полной зла.

Писатель поднимает проблему гордыни, когда один человек считает себя выше других, считает, что вправе вершить судьбы других людей.

Также, Федора Достоевского интересует нравственная оценка вседозволенности, которая, как мы видим, приводит к катастрофическим для души человека последствиям. Единственный верный путь – это тропа веры и раскаяния.

Религия – это тот механизм, спасительный маяк, который ведет к моральному улучшению человека.

Источник: //r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/raskolnikov-i-sonya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.