Вводные конструкции в тексте

Содержание

Вводные конструкции

Вводные конструкции в тексте

Вводное слово (или словосочетание) — слово (или словосочетание), входящее в состав предложения, но не являющееся членом предложения и не вступающее с членами предложения в синтаксическую связь.

Чаще всего вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемой мысли или указывают на источник информации.

И этого, по-вашему, достаточно, чтобы врываться в учреждения, закрытые на обед?(И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»)

По-вашему — вводное слово.

Одним словом, наша планета переживала великую сенсацию.

(И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»)

Одним словом — вводное выражение.

Вводной конструкцией может быть и целое вводное предложение.

Мне кажется, у этой никому не известной группы большое будущее.
Здесь мне кажется — вводное предложение. Все предложение в целом простое, осложненное вводным предложением.

Мне кажется, что у этой никому не известной группы большое будущее.

Здесь мне кажется не вводное предложение, а главная часть сложноподчиненного предложения.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) выделяются знаками препинания с двух сторон.
(Если вводное слово стоит в начале или в конце предложения, запятая ставится только после него или только перед ним.)

Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.
И. Бродский. «Письма римскому другу»

Это основное, но не единственное правило, определяющее постановку знаков препинания при вводных словах. Более подробно об этом написано ниже.

Какие слова являются вводными?

Вводные слова могут иметь следующее значение:

1. Выражать отношение говорящего к его сообщению. Такое значение имеют вводные слова к счастью, к сожалению, к ужасу, к удивлению и др., а также более сложные вводные конструкции (ко всеобщему удивлению, к ужасу своему и т.п.).

К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери.
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

2. Выражать уверенность или неуверенность говорящего в истинности сообщения. Такое значение имеют вводные слова конечно, несомненно, очевидно, без всякого сомнения, разумеется, должно быть, по всей вероятности, видно, возможно, вероятно, наверно, может быть, кажется, казалось и др.

Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности.
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

3.

Указывать на источник информации или мнения: по моему мнению, по-моему, по-твоему, говорят, по мнению …, по словам …, по данным …, по сведениям …, по сообщениям …, мол, дескать и др.

Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу.
(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

4. Указывать на связь мыслей и последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно, таким образом, кстати, главное, например, наоборот, напротив, в общем, в частности, кроме того и др.

Итак, мы спускались с Гуд-горы в Чертову долину…
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

5. Характеризовать способ выражения мысли: словом, одним словом, короче говоря, грубо говоря, собственно говоря, так сказать и др.

Собственно говоря, хвастаться нечем, комбинация простенькая.
(И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»)

6. Привлекать внимание собеседника: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, послушай, вообразите, представьте, согласитесь, скажем, допустим, предположим и др.

А то мы, знаете, не здешние, не в курсе дел.
(И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»)

7. Содержат оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.

Работы оставалось еще, по крайней мере, на две недели; во всё продолжение этого времени Порфирий должен был чистить меделянскому щенку пуп особенной щеточкой и мыть его три раза на день в мыле.
(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)

Примечание. Выражение по крайней мере не всегда является вводным словом.

8. Характеризуют степень обычности того, о чем говорится: бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и др.

С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?»
(Н.В. Гоголь. «Ревизор»)

9. Усиливают экспрессивность высказывания: по совести, по справедливости говоря, по правде (сказать), правда, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаюсь, между нами и др.

А Бигусов теперь принц, родственник микадо и к тому же еще, между нами говоря, получил наличными миллион иен.(И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»)

Здесь между нами говоря — не обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, а вводная конструкция.

У вводных слов могут быть и другие оттенки значения.

Следует запомнить список слов и словосочетаний, которые, как правило, не являются вводными:

авось, аналогично, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, в основном, вроде, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, затем, именно, исключительно, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, однажды, почти, поэтому, приблизительно, притом, просто, решительно, словно, тем более, тем не менее, то есть, якобы.

Ей было назначено жалованье, которое никогда не доплачивали; а между тем требовали от нее, чтоб она одета была, как и все, то есть как очень немногие.(А.С. Пушкин. «Пиковая дама»)

Выражения между тем и то есть не являются вводными и поэтому не обособляются.

Тем не менее из всех этих рассказов никакого ясного результата не выходило.

(М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»)

Выражение тем не менее не является вводным и поэтому не обособляется.

Отличие вводных слов от членов предложения

Важно различать вводные слова и те же слова, являющиеся членами предложения.

Сравните два предложения.

Римского окатило ледяной волной, но, к счастью для себя, он превозмог себя и не упал. (М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери. (Л.Н. Толстой. «Война и мир»)

В первом предложении слова к счастью входят в вводную конструкцию к счастью для себя. Во втором предложении к счастью своей дочери — определение к подлежащему зависть.

Повторим еще раз основное правило.

Вводные конструкции выделяются знаками препинания с двух сторон.

Существует и несколько сложных случаев:

1. Если вводное слово стоит в начале обособленного оборота, то запятыми выделяется весь оборот, а после вводного слова запятая не ставится.

Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца.(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

И сразу поэт запутался, главным образом из-за слова «покойным».

(М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

В это время все наши помещики, чиновники, купцы, сидельцы и всякий грамотный и даже неграмотный народ сделались, по крайней мере на целые восемь лет, заклятыми политиками.

(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)

Точно так же, если вводное слово стоит в конце обособленного оборота, то запятыми выделяется весь оборот, а перед вводным словом запятая не ставится.

Примечание. Если вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми с двух сторон по общему правилу.

2. Если вводное слово стоит после сочинительных союзов и, но (реже после союза а), оно выделяется запятыми с двух сторон, если возможны изъятие или перестановка вводного слова.

Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

Предложение можно переписать следующим образом: «Но вы, может быть, хотите знать окончание истории Бэлы?» — поэтому вводное слово выделяется запятыми с двух сторон.

А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

Предложение можно переписать следующим образом: «А она, верно, существовала, и было мне, верно, назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…» — поэтому в обоих случаях вводное слово верно выделяется запятыми с двух сторон.

3.

Если вводное слово стоит после сочинительных союзов и, но, а (чаще всего) и изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая между союзом и вводным словом не ставится.

Чаще всего встречаются следующие «цельные» сочетания союза с вводным словом: а значит, а следовательно, а впрочем, а главное, а во-вторых, но стало быть.

Бухгалтеру Василию Степановичу предстояло срочно выполнить две задачи. Во-первых, съездить в комиссию зрелищ и увеселений облегченного типа с докладом о вчерашних происшествиях, а во-вторых, побывать в финзрелищном секторе для того, чтобы сдать вчерашнюю кассу — 21711 рублей.(М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями.

(М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

4. Если два вводных слова следуют друг за другом, запятая между ними ставится.

Однако

Однако является вводным словом, если стоит в конце или в середине предложения (кроме случаев, когда однако служит для противопоставления однородных членов – см. ниже).

Мне, однако, приятно, что я могу плакать!
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

В начале предложения, между однородными членами или перед второй частью сложносочиненного предложения однако является противительным союзом (со значением «но»).

Однако каждый раз не то интеллигентная девушка разочаровывалась в нем, не то он в ней…(В. Шефнер. «Сестра печали»)

Отец долго противился увещаниям своего брата, однако уступил наконец.

(И.С. Тургенев. «Ася»)

Наконец

Наконец является вводным словом, если указывает на связь мыслей, порядок их изложения (то есть имеет значение «и ещё»), употребляется для выражения нетерпения, для усиления.

Третий солдат, с серьгой в ухе — щетинистыми усиками, птичьей рожицей и фарфоровой трубочкой в зубах, на корточках сидевший около костра, был ездовой Чикин.

Четвертый солдат был молодой, невзрачный мальчишка, рекрут прошлогоднего пригона, в первый еще раз бывший в походе.

И, наконец, пятый солдат, немного поодаль сидевший от костра и строгавший какую-то палочку, был дяденька Жданов.(Л.Н. Толстой. «Рубка леса»)

Здесь наконец является вводным словом, потому что употребляется при перечислении.

Да поймите же вы, наконец!

Здесь наконец является вводным словом, потому что выражает нетерпение.

Наконец является обстоятельством, если имеет значение «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего». В таких случаях к слову наконец может быть добавлена частица то.

Мы строили-строили и наконец построили! (Из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»)

В общем и вообще

В общем в значении «короче говоря» является вводным (чаще всего в начале предложения).

Обсуждение было закрытым. Меня, естественно, не пригласили. То есть это, конечно, не очень естественно. В общем, не пригласили.
(С. Довлатов. «Ремесло»)

В общем в значении «в общих чертах» является членом предложения.

Я в общем представляю себе суть теории относительности.

Вообще в значении «вообще говоря» является вводным словом.

Вообще, всё-таки врачи — отвратительная публика!
(А.И. Солженицын. «Раковый корпус»)

Вообще в значениях «в целом», «совсем», «во всех отношениях» является членом предложения.

Я вообще не понимаю, о чём вы говорите.

Анна Андреевна вообще была чутка, она мгновенно это распознавала.

(Томашевская З.Б. «Петербург Ахматовой: семейные хроники»)

(Эти слова вряд ли встретятся в заданиях ЕГЭ.)

Прежде всего

Прежде всего в значении «во-первых, главное» является вводным выражением.

Профессор тобой недоволен. Прежде всего, ты каждый раз опаздываешь на его лекции.

Прежде всего в значении «сперва, вначале, в первую очередь» является членом предложения.

Прежде всего Нехлюдов поехал в Кузминское, ближайшее большое черноземное имение, с которого получался главный доход.
(Л.Н. Толстой. «Воскресение»)

В первую очередь

Как правило, не является вводным выражением и не обособляется.

На самом деле

На самом деле в значении «собственно говоря» является вводным выражением.

И к чему, на самом деле,
Нам тревожить ход времен!

(Д. Самойлов)

На самом деле в значении «в действительности» является членом предложения.

Как известно, снаружи институт выглядел двухэтажным. На самом деле в нем было не менее двенадцати этажей.
(А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»)

При подготовке статьи использовались:

1. Елисеева М.Б., Ковалевская Е.Г. Универсальный справочник по орфографии и пунктуации со словарями и тестами. СПб, 2011.

2. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. М., 2011.

3.

Материалы сайта Академик.

4. Материалы сайта грамота.ру.

Источник: //lampa.io/p/%D0%B2%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-000000001b2c8ffc7a0f90d4ce5cdd3d

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Формирование умения находить в тексте вводные конструкции и определять их роль.
  • Закрепление умения расставлять знаки препинания при вводных конструкциях.
  • Повторение орфографическое и пунктуационное.

Оборудование:

мультимедиа, таблицы, справочный материал. Ход урока1 этап. Индукция

Мастер:

Я приглашаю вас в творческую мастерскую. Сегодня я не учитель, а мастер, а вы – не просто подмастерья, а творцы. Поэтому ваша задача – на материале текстов, посвященных природе родного края, творчески подойти к изучению темы “Вводные конструкции”. Итогом урока будет творческая работа, при написании которой вы должны использовать умения, знания и навыки, приобретенные в процессе изучения темы.

1 слайд. Вводные конструкции

2 слайд. Фотографии с изображением природы Хакасии. Музыкальное сопровождение “Музыка в гармонии и Природой”

Мастер наизусть читает стихотворение К. Бальмонта.

//www.youtube.com/watch?v=QXlP5Dh8WIM

Быть может, вся природа – Мозаика цветов? Быть может, вся природа – Различность ? Быть может, вся природа – Лишь числа и черты? Быть может, вся природа –

Желанье красоты?

2 этап. Работа с материалом

Лингвистическая разминка

3 слайд.

Стихотворение К. Бальмонта

– Какие слова, строчки показались вам необычными? Почему?

Задание:

1) Из представленных на экране синтаксических средств назовите те, которые придают особую выразительность авторскому тексту.

– Вам предлагается поработать в мини-группах (по 2 человека) со справочным материалом, чтобы найти встретившиеся в тексте данные средства.

4 слайд. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

– инверсия

– синтаксический параллелизм

-парцелляция

– анафора

– риторический вопрос

– вводные конструкции

Афиширование. Представление результата работы.

3 этап. Актуализация знаний

– Что такое вводные конструкции, какова их синтаксическая роль и особенности выделения в устной и письменной речи? Ответить на эти вопросы вам поможет задание, в тексте которого вы должны восстановить пробелы.

5 слайд. Незавершенные предложения

Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые выражают …

Членами предложения …

В устной речи выделяются …, в письменной – …

4 этап. Социализация. Работа с таблицей

Работа с таблицей

– По значению вводные конструкции делятся на смысловые группы.

6 слайд. На экране незаполненная таблица:

ЗначениеВводные словаПримеры

– Назовите смысловые группы вводных слов.

7 слайд.

Экран – проверка.

8 слайд. Во 2-й колонке представлены вводные слова, не соответствующие смысловой группе 1-ой колонки

Задание: исправьте ошибки, допущенные в таблице.

9 слайд. Экран – проверка.

5 этап. Самоконструкция

Задание:

для 3-й колонки составьте и запишите предложения о Хакасии, выражая посредством вводных слов свое отношение и чувства к этому чудесному уголку земли.

Афиширование. Представление результата работы.

– Как вы оформили на письме вводные слова в составленных предложениях?

6 этап. Социализация

10 слайд.

Вернемся к стихотворению К.Бальмонта.

– К какой смысловой группе относятся вводные конструкции?

– В чем особенность их употребления в этом стихотворении?

7 этап. Игровой момент

Есть такая игра – “Подскажи словечко”. В клеточках на экране зашифрованы вводные слова, попробуйте их разгадать.

11 слайд. Игра “Подскажи словечко”

1.

Каким словом вы выражаете свою неуверенность?

2. Каким словом вы пользуетесь, когда вам весело?

3. Каким словом обозначается предположение?

– С какой целью мы используем в своей речи вводные слова соответствующей смысловой группы? 8 этап. Самоконструкция. Индивидуальное выполнение заданий

12 слайд.

На экране упражнение.

Задание: Спишите предложения, найдите вводные конструкции, укажите их значение, расставьте недостающие знаки препинания. Решите орфографические задачи.

1) Очевидно не надо искать по белу свету места, где можно встретить все дары природы.

2)

Бе(с,сс)порно этим благодатным краем является Хакасия!

3)

Здесь несомне(н,нн)о (не)повторимая природа, удивительный народ, таинстве(н,нн)ые памятники прошлого, уникальная культура.

4)

Прямо скажем никого не оставит равнодушным земля бе(с,з)крайних степей, целебных озер, чистых рек и суровой тайги.

13 слайд. Проверка, исправление ошибок, если есть. Комментирование

14 слайд. Деловая игра “Я учитель”

Задание: найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Исправьте ошибки. Объясните, в чем ошибался ученик.

    Тебе моя Хакасия я песни буду петь.

  1. Легкий ветерок, бывало прикоснется к тонким стеблям цветов, чистый воздух наполнится ароматом трав.
  2. К счастью, невозможно привыкнуть.

15 слайд.

Экранпроверка.

– Что общего между вводными словами и обращениями?

15 слайд. Тестовое задание.

В русском языке есть такое понятие – синтаксические омонимы. Тестовое задание познакомит вас с этим понятием и научит различать синтаксическую роль омонимичных слов.

-В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Небо (1) казалось (2) бесконечно синим океаном. Вода в реке (3) казалось (4) была прозрачная словно слеза.

1) 1,2; 2) 1,2,3,4; 3) 3,4; 4) 1,3

16 слайд. Экранпроверка.

– Объясните свой выбор.

– Что такое синтаксические омонимы?

9 этап. Социоконструкция. Работа в парах

17 слайд. На экране незаполненная таблица – “Синтаксические омонимы”

Задание:

Составьте опорный материал, который поможет отличить вводное слово от члена предложения. (Распечатки с таблицей). Заполните таблицу, вписывая краткие ответы на вопросы. Для этого сравните два предложения, обращая внимание на выделенные фрагменты.

ВопросыИтак молчит гора в ответ, Молчит угрюмый край.И так хотелось жить, Чтоб звука не роняя, Тебя любить, обнятьИ плакать над тобой.
1.Можно ли задать вопрос к выделенному фрагменту?
2.Связан ли выделенный фрагмент грамматически с предложением?
3.Какова функция выделенного фрагмента в данном предложении?

Работа в группах (пары объединяются в группы).

Обсудите составленные опорные таблицы, определитесь с правильностью своего решения.

18 слайд.

Экранпроверка.

– Опорный материал какой группы соответствует опорному материалу, представленному на экране?

Представитель той группы, которая справилась с заданием (или представитель одной из групп, по желанию, если все справились), используя опорный материал, расскажет об отличительных особенностях вводных слов и членов предложения.

10 этап. Самоконструкция. Творческая работа

19 слайд.

На экране изображение кургана среди необъятных степных просторов Хакасии.

Слово мастера: Курганы! Куда бы вы ни поехали по степным дорогам Хакасии, везде их встретите. Возникновение курганов связано с древним обрядом погребения. Курганы предназначались для захоронения предводителей и прославленных воинов.

О чем задумался курган? Быть может, о делах давно минувших дней, а может, о настоящем или скором будущем?

Учитывая свои способности и желание, напишите мини-сочинение или небольшое стихотворение на тему: “О чем задумался курган?” (а может быть, вы подберете свое название), используя вводные конструкции, с помощью которых можно выразить разную степень уверенности или неуверенности, источник сообщения и другие значения вводных слов.

Социализация. Чтение работ (по желанию).

  • Если возникают вопросы к автору, они сразу же задаются.
  • Самооценка.
  • Рефлексия.

    Финал урока:

    – Какой этап урока был самым интересным?

    – Какой этап урока вызвал душевный подъем, вдохновение?

    – Какое задание было самое трудное? – Чем обогатила вас сегодняшняя мастерская?

    – Какое задание было самое интересное?

    – Что пожелаете для следующих мастерских?

    20 слайд.

    Домашнее задание.

    Написать сочинение “Моя Хакасия”.

    Объем – не менее 70 слов. Оцениваться сочинение будет по следующим критериям:

    – логичность;

    – последовательность, связность изложения;

    – точность и выразительность речи;

    – уместное использование вводных конструкций;

    – авторская позиция;

    – грамотность.

    28.01.2013

    Источник: //xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628575/

    Вводные слова в русском языке. Примеры предложений с вводными словами

    Вводные конструкции в тексте

    Узнаем, что такое ввод­ные сло­ва в рус­ском язы­ке. Укажем груп­пы ввод­ных слов по зна­че­нию и при­ве­дем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

    Что такое вводные слова?

    В соста­ве пред­ло­же­ния, кро­ме глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, могут быть сло­ва, кото­рые син­так­си­че­ски не свя­за­ны с ними.

      Такие лек­се­мы не име­ют ни сочи­ни­тель­ной, ни под­чи­ни­тель­ной свя­зи с дру­ги­ми сло­ва­ми, то есть они не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния.

    Эти сло­ва толь­ко соот­но­сят­ся по смыс­лу или со всем выска­зы­ва­ни­ем, или с какой-либо его частью и слу­жат для при­вле­че­ния вни­ма­ния собе­сед­ни­ка к сооб­ще­нию или исполь­зу­ют­ся для оцен­ки сооб­ще­ния, модаль­ной или экс­прес­сив­ной, напри­мер:

    Тучам, вид­но, не суж­де­но было собрать­ся в гро­зу (А. Н. Толстой).

    Горный воз­дух, без вся­ко­го сомне­ния, дей­ству­ет бла­го­твор­но на здо­ро­вье чело­ве­ка (И. С. Тургенев).

    Дерсу был, без­услов­но, прав (В. Арсеньев).

    Такие сло­ва явля­ют­ся ввод­ны­ми. Предложения с ввод­ны­ми сло­ва­ми содер­жат основ­ное сооб­ще­ние о фак­тах, явле­ни­ях и собы­ти­ях дей­стви­тель­но­сти и доба­воч­ное, в кото­ром выра­жа­ет­ся отно­ше­ние гово­ря­ще­го к сооб­ща­е­мо­му.

    Как и чем выражаются вводные слова?

    Вводные сло­ва в рус­ском язы­ке могут быть пред­став­ле­ны одной лек­се­мой, сло­во­со­че­та­ни­ем и целым пред­ло­же­ни­ем, или ввод­ной кон­струк­ци­ей.

    Девушка, несо­мнен­но, весь­ма начи­тан­на.

    Ветер, к мое­му удив­ле­нию, быст­ро разо­гнал надви­нув­ши­е­ся тучи.

    Лучше чрез­мер­но не увле­кать­ся слад­ким, как счи­та­ют вра­чи.

    Грамматически ввод­ные сло­ва выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    Правда, он изви­нил­ся впо­след­ствии за свою оплош­ность.

    Главное, сест­ра успе­ла вовре­мя на поезд.

    • гла­го­ла­ми в раз­лич­ных фор­мах

    Все это сле­ду­ет офор­мить, разу­ме­ет­ся, зара­нее.

    В нашей деревне, гово­рят, уже почти нико­го не оста­лось из ста­ро­жи­лов.

    Безусловно, сле­ду­ет под­дер­жи­вать поря­док в кар­то­те­ке.

    Значения вводных слов

    Вводные сло­ва, выра­жая отно­ше­ние гово­ря­ще­го к дей­стви­тель­но­сти, име­ют сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые оттен­ки.

    Примеры предложений

    Действительно, вче­ра к ним зашел ста­рый зна­ко­мый.

    Бледную поган­ку по внеш­не­му виду, без вся­ко­го сомне­ния, мож­но спу­тать со съе­доб­ным гри­бом.

    Теперь, пожа­луй, мож­но попить чаю.

    Этот мастер, вид­но, про­фес­си­о­нал в сво­ем деле.

    Эта исто­рия, кажет­ся, полу­чи­ла широ­кую оглас­ку в газе­тах.

    Различные чувства и оценка происходящего

    • к общей радо­сти
    • к сча­стью
    • к несча­стью
    • на беду
    • к сожа­ле­нию
    • к удив­ле­нию
    • к огор­че­нию
    • у ужа­су
    • к сты­ду
    • как нароч­но
    • уди­ви­тель­ное дело
    • стран­ное дело и др.

    Вводные слова, указывающие на источник сообщения

    • по сло­вам
    • по сооб­ще­нию
    • по пре­да­нию
    • по мне­нию
    • как извест­но
    • по-моему
    • по-вашему
    • на мой взгляд
    • гово­рят
    • как гово­рят
    • с точ­ки зре­ния и пр.

    Вводные слова, привлекающие внимание собеседника

    • види­те ли
    • пони­ма­ешь
    • допу­стим
    • изви­ни­те
    • пред­по­ло­жим
    • поз­воль­те
    • про­шу про­ще­ния
    • послу­шай­те
    • согла­си­тесь
    • пред­ставь­те себе
    • вооб­ра­зи­те
    • вери­те ли
    • зна­е­те ли
    • пом­ню
    • про­шу заме­тить и пр.

    Вводные слова, показывающие степень обычности сообщаемого

    • быва­ет
    • быва­ло
    • слу­ча­ет­ся
    • по обык­но­ве­нию
    • по обы­чаю
    • как обыч­но и пр.

    Бывало, все ухо­ди­ли в поле, а в деревне оста­ва­лись ста­рые да малые.

    Жучка, по обык­но­ве­нию, оста­лась ждать хозя­и­на, свер­нув­шись клу­боч­ком под крыль­цом.

    Андреев, слу­ча­лось, ино­гда опаз­ды­вал.

    Замечания о стиле речи, характере и способе изложения мысли

    • одним сло­вом
    • дру­ги­ми сло­ва­ми
    • так ска­зать
    • с поз­во­ле­ния ска­зать
    • корот­ко гово­ря
    • попро­сту гово­ря
    • гру­бо гово­ря и пр.

    Я, откро­вен­но гово­ря, не люб­лю смот­реть теле­ви­зор.

    Иными сло­ва­ми, при­шлось при­спо­саб­ли­вать­ся к сло­жив­шей­ся ситу­а­ции.

    Запятые

    В пись­мен­ной речи в нача­ле или в кон­це пред­ло­же­ния ввод­ные сло­ва, сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния отде­ля­ют­ся запя­той от чле­нов пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в сере­дине.

    По край­ней мере, все оста­лись при сво­их инте­ре­сах.

    Мальчишки, конеч­но, помча­лись впе­ре­ди  всех.

    Он чело­век доволь­но мни­тель­ный, по-моему.

    Вводные пред­ло­же­ния соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ввод­ны­ми сло­ва­ми и сло­во­со­че­та­ни­я­ми. Обычно они нахо­дят­ся в сере­дине пред­ло­же­ния, выде­ля­ют­ся пау­зой, более низ­ким тоном про­из­не­се­ния и быст­рым тем­пом речи.

    Его вол­не­ние пере­шло, как ему пока­за­лось, в чув­ство глу­бо­кой и кров­ной оби­ды (М. Н. Булгаков).

    Не явля­ют­ся ввод­ны­ми сло­ва:

    Вставные конструкции

    Вставные кон­струк­ции часто содер­жат раз­лич­но­го рода доба­воч­ные заме­ча­ния, попут­ные ука­за­ния, разъ­яс­ня­ю­щие смысл пред­ло­же­ния в целом или отдель­ное сло­во в нем.

    Иногда по смыс­лу они рез­ко выпа­да­ют из син­так­си­че­ской струк­ту­ры выска­зы­ва­ния.

    В таком слу­чае встав­ные кон­струк­ции обособ­ля­ют­ся с помо­щью тире, если они нахо­дят­ся в сере­дине пред­ло­же­ния.

    А одна­жды — мы вос­при­ня­ли это как чудо! — Мария Игнатьевна отво­е­ва­ла для нас две боль­шие бухан­ки хле­ба (К. Чуковский).

    Проснувшиеся овцы — их было око­ло трех тысяч — неохот­но, от нече­го делать при­ня­лись за невы­со­кую, напо­ло­ви­ну утоп­тан­ную тра­ву (А. П. Чехов).

    Реже рас­про­стра­нен­ная встав­ная кон­струк­ция отде­ля­ет­ся от основ­но­го выска­зы­ва­ния с помо­щью ско­бок.

    Навстречу нам такой же гру­зо­ви­чок ЗИС-5 (их потом, когда они уже ухо­ди­ли из жиз­ни, лас­ко­во зва­ли «Захар» или «Захарыч») (В. Шукшин).

    урок «Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них»

    Добавить сайт в избранное

    Источник: //RusskiiYazyk.ru/sintaksis/vvodnye-slova-primery-predlozheniii.html

    Глава 31. Синтаксис. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

    Вводные конструкции в тексте

    Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции – это конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

    §1. Вводные слова и сочетания

    Вводные слова и сочетания – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.

    Вводные слова и сочетания:

    • не являются членами предложения
    • грамматически не связаны с членами предложения.

    В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.

    Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению.

    Замечать вводные слова и предложения помогут наши примеры:

    Эмоции, чувства, оценка

    К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное  дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

    Степень достоверности,  возможности, уверенности

    Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

    Источник сообщения

    По сообщению, по сведениям, по мнению, по слухам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

    Последовательность изложения, связность речи

    Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

    Приёмы формулирования, способы выражения мысли

    Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится

    Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности

    Понимаешь(-ете), знаешь(-ете), видишь(-ите), пойми(-те), поверь(-те), послушай(-те), согласись(-тесь), представь(-те), представь(-те) себе, вообрази(-те), веришь(-ите) ли, знаешь(- ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами , будь сказано

    Мера того, о чём говорится

    Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере

    Обычность, типичность того, о чём говорится

    Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае

    То, что  вводные слова и сочетания выделяются запятыми на письме, известно всем.

    Трудность не в пунктуации как таковой, а в необходимости такие слова, сочетания слов и конструкции узнавать. Дело в том, что в русском языке одно и то же слово может выступать в разных ролях. 
    Как не перепутать вводные слова с омонимичными им членами предложения?

    Не путай:

    1. К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было. 
      К счастью – вводное слово, выделяется запятой.
    2. Посуда бьётся к счастью
      К счастью – дополнение, синтаксическая связь – управление: бьется (к чему?) к счастью. 

    Попробуйте опустить к счастью. Во втором предложении  без нарушения смысла и грамматической структуры предложения это сделать невозможно. Сравним:  

    Посуда бьётся к счастью.  
    Посуда бьётся. 

     Это совсем не одно и то же. Почему второе предложение не допускает подобной трансформации? Потому что к счастью – член предложения, грамматически и по смыслу связанный с другим членом предложения.

    Если его исключить, структура меняется. В первом же предложении к счастью не является членом предложения. Кроме того, оно грамматически не связано ни с одним из членов предложения.

    Следовательно, структура предложения не изменится, если вводное слово опустить.

    В русском языке многие слова могут употребляться двояко: и в качестве вводных слов, и в качестве членов предложения.

    Может быть, брат станет музыкантом.

    (может быть – вводное сочетание)

    Брат может быть музыкантом: у него абсолютный слух.

    (может быть – часть сказуемого)

    (верно – вводное слово)  

    (верно – обстоятельство)

    Возможно, он позвонит сегодня.

    (возможно – вводное слово)

    Статью возможно написать за неделю.

    (возможно – часть сказуемого)

    Видишь, мы не опоздали, ты напрасно волновалась.

    (видишь – вводное предложение)

    (видишь – сказуемое)

    В некоторых случаях возможно двоякое толкование смысла предложения.

    Пример 1.

    1)  безусловно = конечно: уверенность говорящего, вводное слово

          (Синонимично: По-моему, она права., Конечно, она права.)

    2) безусловно = без условий и ограничений, обстоятельство меры и  степени

          (Синонимично: Она абсолютно права., Она совершенно права.) 

    Пример 2.
    1) потом – слово, вводящее довод, вводное слово

    Потом, он стал знаменитым актёром.

        (Синонимично: Словом, он стал знаменитым актёром., Итак, он стал знаменитым актёром.) 

    2) потом = позднее, обстоятельство времени

    Потом он стал знаменитым актёром.

         (Синонимично:  Позднее он стал знаменитым актёром., После этого он стал знаменитым актёром)  

    Различать вводные слова и члены предложения в подобных случаях помогают более широкий контекст и интонация устного высказывания или пунктуация письменного. Важно и то, что вводные слова и сочетания могут быть опущены без нарушения синтаксических связей и структуры предложения.

    Внимание:

    Вводными словами не бывают слова: 
    вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, ведь, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счете и др. подобные.

    Они никогда не выделяются запятыми. Примеры:

    По решению директора уроки отменили.
    Едва ли Кирилл знает, где мы собираемся. Нужно ему позвонить.
    Непременно приходи! Мы будем тебя ждать.
    А ведь он прав! 

    Пунктуация предложений, осложнённых вводными словами

    §2. Вводные предложения

    Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова.
    Примеры:

    Я думаю, он приедет завтра.

    (я думаю = по-моему)

    Это интервью, если я не ошибаюсь, было опубликовано год назад.

    (если я не ошибаюсь = по-моему)

    Как и вводные слова, вводные предложения выражают разные значения.
    Например:

    Я думаю (полагаю, считаю, уверен, …) – степень достоверности, уверенности.

    Как известно (как сообщили по радио, как сообщили в СМИ, как сказано в докладе и т.п.) – источник информации.

    Как и вводные слова, вводные предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной – пунктуационно: запятыми, реже – тире.

    Подробнее: Пунктуация предложений, осложнённых вводными предложениями

    §3. Вставные конструкции

    Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.

    1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения:

      Он – этого никто не ожидал – позвонил только через год.

      (цель высказывания вставной конструкции и предложения, содержащего её, совпадают: это сообщения)

      Пётр – ты уже слышал об этом?- уехал в Китай.

      (цель высказывания предложения, содержащего вставную конструкцию, – сообщение, цель вставной конструкции – вопрос)

    2. Вставные конструкции имеют свой спектр значений: они содержат дополнительные замечания, комментарии, разъяснения или служат средством активизации внимания собеседника:

      Он – ты слушаешь меня или нет? – позвонил только через год.

      (активизация внимания собеседника)

    3. Вставные конструкции имеют структуру самостоятельного предложения. Это могут быть как простые, так и сложные предложения.

      В деревне (я имею в виду деревню, ближайшую к нашему дачному посёлку) был большой пруд.

      (в данном примере и предложение, и вставная конструкция имеют структуру простого предложения, но структура вставной конструкции осложнена обособленным определением)

    В устной речи они выделяются интонационно, а в письменной – пунктуационно: посредством скобок или тире.

    Примеры:

    Наконец – как я об этом мечтал! – я закончил школу и поступил в университет.

    И вот бывшие одноклассники (вы представляете?) встретились через пятьдесят лет!

    Пунктуация предложений, осложнённых вставными конструкциями

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

      • никак не выделяются
      • выделяются запятыми
      • выделяются тире
      • никак не выделяются
      • выделяются запятыми
      • выделяются тире
      • выделяются запятыми
      • выделяются тире или скобками

    Правильные ответы:

    1. нет
    2. нет
    3. выделяются запятыми
    4. нет
    5. да
    6. нет
    7. нет
    8. да
    9. выделяются запятыми
    10. выделяются тире или скобками

    Смотрите также

    Источник: //russkiy-na-5.ru/articles/446

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.