Воланд (Мастер и Маргарита)

Характеристика и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс

Воланд (Мастер и Маргарита)

Воланд, без преувеличения – центральная фигура романа.

Именно о нем эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», и, действительно, если посмотреть на дела Воланда, то в итоге он дает именно благо.

Не то банальное мещанское «добро», к которому стремится большинство второстепенных персонажей и, которое оттеняется аристократическим достоинством фигуры сатаны, но именно благо в его подлинном смысле.

Конечно, сам Воланд – не благостный персонаж. Он не может предложить подлинного блага в конечном смысле. Даже Мастеру и Маргарите он дает только вечный покой.. но где?

Без преувеличения образ Воланда многогранен и, по сути, неуловим. Он меняется как узоры калейдоскопа. Такой тон задает автор с самого начала: «…, рот кривой.., правый глаз черный, левый почему-то зеленый, брови черные, но одна выше другой». Лицо его как бы ускользает от пристального взгляда, его подлинный облик непонятен.

Сам герой представляется разными именами и профессиями, зачастую отражает представления о мире, того с кем общается. Поэтому во многом мы можем сравнить образ Воланда с подобием чистого зеркала, в котором отражается общество того времени. Сатана выявляет пороки людей и дает соответствующие последствия.

Многие после этого вразумляются.

Булгаков, хотя и увлекался мистикой, был православным, а в православии непринято писать иконы Господа и также изображать Его любыми другими способами искусства. Поэтому единственной доступной для него фигурой представителя высших сил остается именно Дьявол. Он не обладает милостью Господа, поэтому так циничен.

Да Воланд обличает пороки, но он также и искушает людей, подталкивает на совершение различных пакостей, за которые в дальнейшем и подвергает всяческим мытарствам. В итоге многие герои глубже узнают себя, становятся, как ни странно, на путь праведников. К примеру, Иван Бездомный.

Вот какой трудный вопрос ставит в том числе Булгаков – если Господь попустительствует расхолаживанию людей, то дьявол наоборот помогает им становиться лучше, хотя и через страдания? Однако не совсем так, ведь Воланд обречен только на Царство тьмы и другим может предложить только его, хотя и под оболочкой благородства и аристократического достоинства.

Сочинение Образ Воланда

Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.

Воланд прибывает в Москву в 1935 году и представляется консультантом по черной магии, профессором в области чародейства, артистом. В своем романе Булгаков описывает его как человека, одетого в дорогую одежду, с тростью, лет сорока с небольшим, с глазами разного цвета.

Нескольким героям Воланд раскрывает свое истинное лицо повелителя тьмы. Воланд не является воплощением абсолютного зла, поскольку способен проявлять милосердие и совершать справедливые поступки.

Князь тьмы пребывает в Москву затем, чтобы увидеть москвичей массово, для чего и устраивает сеанс черной магии в Варьете. Воланд хотел понять, как изменились люди за последние несколько веков, и изменились ли вообще.

Посмотрев со сцены в зрительный зал, оценив поведение зрителей, он приходит к выводу, что люди остались прежними.

Это самые обычные люди, которые любят деньги, бывают легкомысленными, «квартирный вопрос только испортил их…».

Оценивать поступки людей, наводить порядок и совершать возмездие Воланду помогает его свита в лице Коровьева, Азазелло, Кота-Бегемота и Геллы.

Шутовское поведение первых троих призвано оттенить серьезность и величие властелина тьмы, а также подчеркнуть абсурдность происходящих событий, участниками которых из-за своих собственных пороков, в том числе, из-за глупости, трусости, мелочности, невежества, становятся жители города.

Главные характеристики персонажа Воланда сводятся к его всесильности и справедливости. На протяжении всего романе князь тьмы не причинил зла ни одному человеку. Негатив исходит не от него, люди сами являются источниками своих бед.

Воланд лишь наблюдает и констатирует пороки москвичей, наказывает за их грехи, воздает по заслугам.

Таким образом, с помощью созданного им образа дьявола, пропуская сюжет через призму удивительных и таинственных событий, Булгаков рисует сатирическую картину общества того времени.

В своем романе автор обличает такие человеческие пороки как жадность, лицемерие, воровство, взяточничество и многое другое. За свои грехи горожане жестоко расплачиваются, однако наказание им воздается вполне справедливое.

Другие герои произведения, наоборот, сумели сохранить в себе духовную чистоту, доброе сердце и светлую душу, и Воланд прощает им их ошибки, а некоторых щедро награждает. В этом и проявляется всесильность и высшая справедливость Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

Благодаря обличительной роли этого персонажа, герои романа открываются перед читателем словно книга, на страницах которой начертаны все их чувства, мечты, поступки.

Вариант 3

Воланд – практически главный герой романа. Это сам дьявол, который вершит правосудие в Москве, который сам видел события исторической части романа и рассказывает о них, который запросто общается со Светлыми силами…

В общем, это практически самый могущественный герой романа. Но он не так уж часто что-то делает сам, наказывает, творит волшебство. У него есть целая свита, вот разным её участникам он позволяет заниматься «рутиной». Например, в театре, где должно проходить его представление,  «фокусник» садится в кресло и наблюдает за зрителями, делает выводы о современных москвичах.

Булгаков сделал своего героя не кровожадным, не безумным, а спокойным и благородным. Воланд умён, он не жаждет крови, но несёт справедливость. Именно он помогает Мастеру обрести покой, помогает Маргарите найти своего возлюбленного. И Воланд более человечен, чем можно предположить.

У него даже болит колено! Он лечится, смеётся, что одна ведьма так отомстила ему. Воланд сам разговаривает с Берлиозом и Бездомным, притворяется, для развлечения, иностранцем.

Для него оказывается важным наказать именно Берлиоза, который не верит в Иисуса, а соответственно, и в самого Воланда.

Внешний вид его благороден, но противоречив. Один глаз его зеленый – живой, другой – черный – мертвый. По акценту его можно принять то за немца, то за француза… Но эта игра быстро надоедает темному повелителю, дальше он уже не притворяется, не «прибедняется».

Почти всё время Воланд невозмутим. Он слишком много помнит и знает, чтобы уже удивляться.  Его образ вызывает уважение у практически всех читателей. Я слышала, что христиане многие были возмущены, что Булгаков создал своего Воланда таким не отталкивающим, а интересным.

Сильный, значимый образ, который мне очень нравится. Но всё-таки, думаю, с таким лучше не связываться. От такой силы лучше держаться подальше… Все мы не без греха, мало ли! Это Маргарита и Мастер были в отчаянии.

Сочинение 4

Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа.

Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете. Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.

На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира.

Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни.

Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.

Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми.

Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей.

Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.

Внешность Воланда представляется довольно скупо.

Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования.

Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.

Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы.

На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям.

Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.

Для 11 класса

← Шариковщина, что такое шариковщина← Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце↑ БулгаковХарактеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита →Харакеристика и образ Иешуа в романе Мастер и Маргарита →

  • Сочинение на тему Мой город (Москва)Мой родной город – Москва. Здесь я родилась, живу и учусь. С уверенностью могу заявить, что лучше города вы ни за что не отыщете на всей планете Земля.
  • Сочинение на тему День моей бабушки 4 классМоя бабушка – это самая замечательная бабушка на свете. Папа с мамой уехали в командировки, и теперь со мной две недели живет моя бабушка у нас дома.
  • Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги Лариных в романе Евгений Онегин сочинение таблица и цитатыТакие родные, но совершенно непохожи – это высказывание согласуется с характеристикой пушкинских героинь в романе « Евгений Онегин». Дочери уважаемых родителей
  • Сочинение Дед Гришака в романе Тихий Дон Шолохов образ и характеристика (Григорий Коршунов)Роман «Тихий дон» Шолохова – это повествование о жизни простых казаков, их трагических судьбах, живущих в постоянной борьбе и, конечно же, о любви. Каждый герой занимает важное место в произведении.
  • Каретник Михеев в поэме Мертвые души Гоголя характеристика сочинениеПоэма Гоголя изобилует дополнительными деталями, которые создают фактурность и глубину. Наряду с канвой помещиков, которые задают основное направление сюжету и формируют структуру есть незначительные герои

Источник: //sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/harakteristika-i-obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita

Воланд

Воланд (Мастер и Маргарита)

«Мастер и Маргарита» – книга Михаила Булгакова, которая будоражит умы читателей с 1967 года.

Взрослые поклонники мистического литератора перечитывают этот роман, с каждым разом открывая для себя новые горизонты произведения, а молодое поколение окунается в страницы рукописи, дабы проследить за выходками мессира и его свиты: Геллы, Азазелло, Бегемота и Коровьева. Михаилу Афанасьевичу удалось проработать удивительные образы, которые заставляют задуматься:

«Так что же такое часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо?».

История и прототипы

Булгаков был как искусным врачом и прозаиком, так и загадочным человеком. Пелена тайны, которой окутана биография писателя, не дает покоя ученым, пытающимся собрать все факты воедино. Поэтому вопрос, когда же Михаил Афанасьевич придумал «Мастера и Маргариту», остается открытым, но литературоведы сходятся во мнении, что черновые наброски были сделаны в 1928–1929 годы.

Михаил Булгаков

Причем в дебютных записках Михаила Афанасьевича отсутствовала любовная линия безымянного писателя в черной шапочке и женщины, которая несла «отвратительные желтые цветы».

Первоначально гений стал скрупулезно собирать информацию о дьяволе: в специальной тетради хранились вырванные листы из словарей, очерки Михаила Орлова и отрывки из произведений, где описывается нечистая сила.

В 1930 году Булгаков получил отказ от Главреперткома: в письме говорилось, что пьеса «Кабала святош» (1929) к представлению в театре не разрешена, поэтому Михаил Афанасьевич в сердцах кинул свои записки о Люцифере в печь. Но, как известно, «рукописи не горят», поэтому большая часть отрывков, а именно две толстых тетради с изорванными листами, уцелела.

Воланд – арт

В 1932-м Михаил Афанасьевич вновь возвращается к своей задумке и садится за написание романа, не используя авторского лиризма.

Правда, Булгаков опирался на классический библейский сюжет и делал дьявола искусителем и провокатором, тогда как в окончательном варианте Воланд выступает в роли свидетеля и наблюдателя.

В 1940 году здоровье Булгакова начинает резко ухудшаться: у гения литературы обнаружили болезнь почек.

Михаил Афанасьевич оказался прикованным к постели и, превозмогая сильнейшую боль, диктовал жене Елене Сергеевне отрывки из произведения: о похождениях Коровьева, путешествии Степы Лиходеева и безоблачных деньках в «Грибоедове» и театре «Варьете».

Роман увидел свет только в 1966 (67) году, вдова писателя редактировала рукописи около двадцати лет. Воланд стал одним из самых ярких и запоминающихся персонажей. У этого героя нет истинного прототипа, потому что образ черного мага собирательный. Сам литератор говорил:

«Не хочу давать повод любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет».

Михаил Булгаков называл мессира главным противником небесных сил – Сатаной. По крайней мере, аналогия с религиозным олицетворением зла кажется исследователям очевидной. Кроме того, литератор опирался на предшественника, немецкого поэта Иоганна Гете, который подарил этому миру «Фауста»: во времена своего детства в Киеве Булгаков с удовольствием слушал одноименную оперу Шарля Гуно.

Воланд и Мефистофель

В действительности, Воланд имеет схожесть с гетевским злым духом, к тому же отсылка к этому персонажу присутствует в эпиграфе романа и 29-й главе, когда профессор черной магии сидит на каменной террасе, положив острый подбородок на кулак и готовясь к расставанию с Москвой. Тем самым обнаруживается сходство со скульптурой «Мефистофель», выполненной из мрамора Марком Антокольским. Да и мастер в первых редакциях именовался Фаустом.

Драматург Эдвард Радзинский увидел сходство между Воландом и Иосифом Сталиным, а некоторые исследователи ассоциируют мессира с Апостолом Петром и со вторым пришествием Иисуса Христа. Помимо прочего, литературоведов интересует значение имени дьявола. Дело в том, что в немецком фольклоре беса называли Фаландом, тогда как в «Фаусте» Мефистофель произносит фразу:

«Дворянин Воланд идет!».

Образ

Михаил Булгаков детально описал внешность Воланда с первых страниц произведения, поэтому у читателей не возникает затруднений с представлением образа этого героя.

Гипнотизер предстал перед завсегдатаями книжной лавки высокорослым и гладковыбритым брюнетом, с кривым ртом (уголок оттянут к низу) и разными бровями: одна выше другой.

Следовательно, на выражении лица мессира прослеживалась доля удивления.

Воланд – арт

Глаза дьявола тоже отличались друг от друга: правый глаз неподвижный, пустой и черный, будто бы мертвый, а другой – ярко-зеленый и живой. Поклонники Булгакова догадываются, что роман «Мастер и Маргарита» – это сплошные параллели, которые найдет только заядлый любитель этого произведения.

Действительно, во внешности представителя светлой стороны – Иешуа Га-Ноцри – можно найти отголоски Воланда, и наоборот. Когда мятежник появился во дворце Понтия Пилата, он выглядел так: в углу рта была кровоточащая рана, а левый глаз украшал темный синяк. Кожа на лице черного мага была загорелой, тогда как во время казни Иешуа сжигало палящее солнце.

Воланд и его свита

Далее у Воланда была пугающая улыбка, и этому поспособствовал не только искривленный рот, но и зубы: с одной стороны платиновые коронки, с другой – золотые. Сатана предстал перед Иваном Бездомным и Михаилом Берлиозом в дорогом костюме, лакированной обуви и с тростью с набалдашником в виде пуделя.

Кстати, здесь Булгаков опять отдает дань «Фаусту», ведь Мефистофель появился перед профессором в образе этого домашнего животного.

Воланда постоянно преследует Луна, которая является символом нечистой силы, ведь все мистическое творится под покровом ночи.

Весьма интересно то, что в романе Булгакова постоянно слышится слово «черт»: жители Москвы «чертыхаются» без зазрения совести, будто призывая Сатану.

«Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…» – думал Михаил Берлиоз, увидев парящего в воздухе Коровьева.

Перед гостями Воланд появляется в неприглядном виде: в грязной и несвежей ночной рубашке. Стоит отметить, что одежда Иешуа, а именно голубой хитон, превратилась в рваное тряпье, от которого отказались даже палачи. На балу гипнотизер предстает в черном одеянии, черных перчатках и со шпагой.

Воланд и Маргарита. Сцена из спектакля

Исследователи считают, что манера поведения Воланда – не естественна, и похожа на театральные мотивы: он эффектно появляется и неожиданно исчезает, будто бы актер на подмостках сцены.

Повелитель тьмы предельно вежлив, покладист, часто улыбается в разговоре, обладает острым умом и знает все наперед. Не мог же он только предположить, что Аннушка разольет подсолнечное масло. В книге говорится, что дьявол бессмертен, обладает магическими способностями и существует вне времени.

Роман «Мастер и Маргарита»

В произведении Булгакова Воланд играет не второстепенную, а основополагающую роль. Незнакомец в черном одеянии появляется в начале романа и демонстрирует читателям невероятную мощь. Между поэтом Иваном Бездомным и литературным редактором Михаилом Берлиозом начался разговор о Боге, и проходящий мимо (а, может, он там и должен был быть) Воланд решил ввязаться в беседу двух атеистов.

Правда, этот разговор на Патриарших закончился печально: Михаил Александрович в буквальном смысле этого слова потерял голову, а его товарищ лишился рассудка.

Но, как говорилось выше, у Воланда не было цели провоцировать или подталкивать на совершение зла, он не был тем дьяволом, который вечно шепчет на ухо: по заслугам получали только состоявшиеся грешники, а Воланд только наблюдал за этой жизненной игрой.

В романе свита Воланда обличала аморальное поведение, жадность, непрофессиональность, доносительство, а дьявол смотрел за этим представлением и отмечал:

«Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Мессир знает мысли людей наперед, поэтому в романе выполняет функцию судьи. Яркая черта Воланда – справедливость, так как каждый получает по вере своей. Воланд не только проводит магический сеанс в «Варьете» и пугает соседей пятидесятой квартиры, что на улице Большой Садовой 302-бис, но также устраивает бал Сатаны.

На дьявольском мероприятии собираются самые отъявленные грешники: фальшивомонетчики, убийцы, государственные изменники, отравители, и прочие отличившиеся личности. В кульминации романа был раскрыт характер Воланда и Маргариты, а некоторые писатели даже вдохновились концовкой произведения, например, писатель Павел Санаев назвал подзаголовок своей книги «Спор на балу у Воланда».

Фильмы

Роман Михаила Булгакова пытались экранизировать именитые режиссеры множество раз, но, словно по каким-то мистическим обстоятельствам, не всем удавалось это сделать.

Существует даже суеверие, что Михаил Афанасьевич был против переноса книги на экраны телевизоров, поэтому на съемочных площадках происходит чертовщина: то бюджета не хватает на проработку спецэффектов и персонажей, то партийные чиновники омрачали кинодеятелей словом «нельзя», то начинались судебные разбирательства.

Слухи и домыслы пошли после того, как Владимиру Наумову, который скрупулезно проработал сценарий, приснилась Елена Сергеевна (жена Булгакова), потребовавшая отменить работу над фильмом. Но, тем не менее, режиссерам удалось выпустить в свет несколько работ:

  • 1972 – «Мастер и Маргарита» (Италия, Югославия, Александр Петрович)
  • 1988 – «Мастер и Маргарита» (Польша, Мацей Войтышко)
  • 1994 – «Мастер и Маргарита» (Россия, Юрий Кара)
  • 2005 – «Мастер и Маргарита» (Россия, Владимир Бортко)

Актеры

Список актеров, кому удалось примерить роль всемогущего Воланда, невелик. Первым, кто перевоплотился в справедливого дьявола, стал французский и итальянский актер Ален Кюни, который сыграл в картине 1972 года.

Фильм разительно отличается от оригинала писателя, хотя и удостоился национальной премии и приза МКФ в Венеции.

Кюни удалось войти в роль, но внешне он не походил на Воланда: вместо брюнета зрители видят седого мужчину в сером пальто.

Ален Кюни в роли Воланда

В 1988 году за роман Булгакова взялся польский режиссер Мацей Войтышко, который умудрился завоевать положительные отзывы зрителей и поклонников Михаила Афанасьевича, ведь его экранизация мини-сериала практически не отличается от книги. На этот раз в облике повелителя ада выступил Густав Холоубек, знакомый по фильмам: «Голубой крест» (1955), «Марыся и Наполеон» (1966), «Огнем и мечом» (1999).

Густав Холоубек в роли Воланда
Далее образ Сатаны примерил российский актер Валентин Гафт, который заметил в интервью:

«Мой Воланд не дьявол, а посланник светлых сил!»

Валентин Иосифович говорил, что дьявол – самый положительный персонаж булгаковского романа. В фильме «Мастер и Маргарита», который был снят в 1994 году, сыграли Виктор Раков, Николай Бурляев, Александр Филиппенко, Сергей Гармаш, Леонид Куравлев и другие представители кинематографического небосвода.

Валентин Гафт в роли Воланда

В 2005-ом за экранизацию взялся Владимир Бортко, и, надо сказать, что режиссер постарался максимально воплотить рукописи Михаила Афанасьевича на кинопленку. Не подвела и музыкальная составляющая, главная тема сериала – «Гимн Воланда» Игоря Корнелюка.

Так как хронометража на полноценный фильм явно не хватило бы, Владимир Владимирович создал мини-сериал. Роль Воланда досталась Олегу Басилашвили. Внешность актера не подходит под описание, но Олег Валерианович блистательно исполнил сторонника сил тьмы.

Олег Басилашвили в роли Воланда

Примечательно, что первоначально роль мессира должна была достаться Олегу Янковскому, но артист не стал испытывать судьбу и отказался от этого образа.

Также Бортко рассматривал Гари Олдмана, Жана Рено и Клауса Марию Брандауэра.

Помимо Басилашвили, в сериале сыграли: Александр Галибин, Владислав Галкин, Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Сергей Безруков и Александр Баширов.

Цитаты

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды.

Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.»«Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы.

Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения.

Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!»«Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.»«Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»

Интересные факты

  • Космология романа «Мастер и Маргарита» отличается от классического библейского сюжета, хотя в книге присутствуют две противоположные стороны добра и зла. У Булгакова они равноправны, и «каждое ведомство занимается своими делами». Воланд не в состоянии простить Пилата и Фриду, а Иешуа не имеет права забрать мастера с собой.
  • По слухам, роман экранируют в США. Что получится у американских кинодеятелей – судить сложно, но сериал «Записки юного врача» (2012–2013, Великобритания), где булгаковского героя исполнил Дэниел Рэдклифф, иностранцам не удался.

Воланд, кот Бегемот и Коровьев

  • В ранних редакциях Воланда звали Астаротом, а роман носил названия «Копыто инженера» и «Черный маг».
  • Булгаков описывал Воланда как человека средних лет, тогда как в телесериале «Мастер и Маргарита» Олегу Басилашвили исполнился 71 год. Понтий Пилат в книге тоже молод, однако актеру (Кирилл Лавров), который исполнил роль прокуратора, было почти 80.
  • В черновых рукописях романа описание внешности Воланда занимало целых пятнадцать страниц.

Фото

Источник: //24smi.org/person/127-voland.html

Образ и характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс

Воланд (Мастер и Маргарита)

Роман М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет интересное композиционное построение. Сюжет произведения затейливо переплетается из двух, на первый взгляд, разных и не касающихся друг друга историй. Часть событий, описываемых в романе, происходит в стенах древнего города Ершалаим. Другая часть событий происходит в Москве, в начале двадцатого века.

Реальные события, происходящие в жизни, в сюжете перемежаются со сценами, наполненными волшебством и мистицизмом. Этаким проводником и связующим звеном между реальной жизнью и сверхъестественными явлениями является Воланд.

Этот мистический персонаж, который, ни во что не вмешиваясь, тем не менее, влияет на события, происходящие вокруг. Для того, чтобы случилось что-то из ряда вон происходящее, герою не нужно ничего делать. Для этого у него есть безотказные подручные – Кот Бегемот и Азазелло. Им достаточно только спровоцировать людей своим появлением в их жизни, а дальше герои романа сами всё сделают.

Образ Воланда можно принимать за образ Сатаны, описанный иносказательно. Он, своим появлением способствовал тому, что некоторые жители Москвы, не зная, как понять мистические явления, просто сходили с ума.

Но при всём этом этого героя нельзя категорично записать в отрицательные персонажи. Иногда он совершенно справедливо наказывает порочных людей.

Это видно на примере с директором варьете Лиходеевым и алкоголиком Никаноровым.

Обладая сверхъестественными способностями, Воланд видит всё, что происходит в обществе людей. Иногда он вмешивается в ход событий и наказывает по своему усмотрению людей нечестных и порочных. Некоторые люди и их поступки вызывают у него смех. Не все люди вызывают у него злую усмешку. Мастер и Маргарита вызвали у него симпатию. Он проникся их страданиями и готов подарить им свободу.

За три дня, которые Воланд провёл вместе со своими подручными в Москве, произошло немало всяких событий. Происходящее нельзя было бы назвать обыденными явлениями.

Таким образом, наблюдая за обществом людей, Воланд испытывает их в разных неординарных жизненных ситуациях. Реакция людей на происходящее с ними была самая разнообразная.

Одно только было неизменным – Воланд давал им возможность самостоятельно сделать свой выбор между силами Тьмы и Света.

Вариант 2

Действие в романе “Мастер и Маргарита” происходит на территории Москвы советского периода и Древнего Иерусалима. Композиционная уникальность состоит в том, что идёт включение одного произведения в другое. Фантастический персонаж Воланд появляется в каждом из них.

Воланда автор представляет таинственным незнакомцем лет сорока, который пребывает в столицу. Одет он в дорогой костюм, в цвет которого подобраны туфли.

Обществу герой представляется в роли профессора, фокусника, повелителя тьмы. Воланд не несёт своим поведением абсолютного зла, он поступками доказывает справедливость.

Прибыв в Москву Воланд хотел увидеть народную массу и узнать произошли ли какие-либо изменения в сознании народа. Выяснилось, что все по-прежнему, преобладает большая любовь к наживе и легкомыслие. Но самое главное – квартирный вопрос, который всех портит.

Воланд введён автором в качестве силы, которая засчет своей всесильности способна оценивать ситуацию и принимать кардинальные решения.

Поступки сатаны и его слуг сами по себе не несут никакой опасности. Каждое несчастье случившееся с человеком является результатом его поведения. При помощи Воланда прорисовывается портрет современного автору испорченного общества.

За то время, которое Воланд пробыл в Москве, удалось найти целую группу тех, кто в будущем попадёт в тёмное царство зла. Это лживые представители искусства, которые беспокоятся лишь о наживе, работники сферы питания разворовывающие продукты и торгующие просрочкой. Обогатившаяся администрация и родственники, которые за наследство готовы радоваться смерти родного человека.

Алчность, предательство, фальшь, продажность понесли наказание жестокое, но справедливое. Тем, кто сохранил сердечную и душевную чистоту, Воланд послал прощение, а некоторым и награду. Так Мастер и Маргарита навсегда уходят из земного мира, в котором кругом царит страдание и несправедливость.

Значение Воланда в романе первостепенно, он указывает людям на проделанные ими грехи. Но положительным не является тот герой, который не чувствует разницы между добрыми поступками и злыми.

Возможно ли объективность Воланда считать добротой? Нет, ведь он только указывал людям на незамеченные ошибки.

Его появление в Москве можно расценивать, как зеркальный механизм, который способен проецировать негативное поведение людей в обратную сторону.

Сочинение про Воланда

Воланд – мой любимый персонаж, характер, герой… Он настолько мудр, так красиво поступает, что вызывает только восхищение у читателей.

Сразу нужно сказать, что я слышала мнения церковников против Воланда. То есть они признают, что у Булгакова образ получился таким изящным, благородным, привлекательным, что он просто всем нравится. Но нельзя забывать, что это всё-таки «главный демон из Ада». Получается, что читатели симпатизируют «злу», восхищаются «отрицательным героем».

Но я думаю, что нельзя просто делить мир на белое и черное. Ещё сам Булгаков поясняет, что Воланд хотел бы совершить что-то плохое, но всё равно выходит хороший поступок. Воланд справедлив! Именно его руками наводится порядок в той Москве, где процветают взяточники и подобные им. И справедливость он восстанавливает довольно изящно, с юмором.

Даже судьбу Мастера и его женщины решает именно Воланд (по договору с Иешуа).

Этот герой получился намного ярче, чем Иешуа. Ну, что поделать… Отрицательные персонажи (в книгах, в фильмах) всегда ярче, больше запоминаются.

Воланда мы видим в разных ситуациях, сам он тоже разный. Вот только, безусловно, умный.

Сначала он иностранный профессор в парке, который вступает в спор с героями. Точней, он их удивляет эрудированностью. Сам портрет его необычен. Например, один глаз черный – мертвый, а второй – зелёный и хитрый. Одет герой элегантно. Он весьма необычен для советской Москвы.

Он в возрасте, но весьма бодр. Его акцент то появляется. То пропадает. Воланд изволит шутить над людьми. Понятно, что он видит своих собеседников насквозь… С ним свита, о которой стоит говорить отдельно.

Важно, что все его подопечные тоже яркие персонажи, более весёлые, но готовые на всё ради своего господина.

Также мы видим его в варьете, где он благородно наблюдает за москвичами. Он не лезет вперёд, отдавая эту «честь» своим подопечным. И вот Коровьев на сцене – развлекает публику. Если бы Воланд сам всё делал – «руки марал», то это было б странно. По словам Воланда понятно, что он живёт очень давно, он ведь наблюдал и всю эту историю с Пилатом.

И мы видим Воланда на балу, где он опять же уступает место Маргарите. Она королева. Но им, конечно, тоже все восхищаются. И до самого праздника Воланд со своей свитой отдыхает. Он лежит в халате, ему лечат ногу. Даже странно для могущественного демона, но это придаёт ему человечности, делает образ противоречивым и интересным.  

В общем, Воланд – образ яркий, разносторонний, могущественный и очень важный.  Без него роман потерял бы очень много…    Этот герой вносит благородство, неоднозначность и шарм. Мне он, всё-таки, очень нравится.

11 класс

Источник: //sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/master-i-margarita/obraz-i-harakteristika-volanda-v-romane-master-i-margarita-11-klass

«Мастер и Маргарита»: о чем на самом деле писал Булгаков

Воланд (Мастер и Маргарита)

«Мастер и Маргарита» — один из самых загадочных романов в истории, над его толкованием до сих пор бьются исследователи. Мы дадим семь ключей к этому произведению.

Литературная мистификация

Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем, на самом деле, эта книга? Известно, что идея создания родилась у автора после увлечения мистицизмом XIX века.

Легенды о дьяволе, иудейская и христианская демонологии, трактаты о Боге – все это присутствует в произведении.

Наиболее важными источниками, которыми консультировался автор, стали работы «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и книга Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков». Как известно, у «Мастера и Маргариты» было несколько редакций.

Говорят, первая, над которой автор трудился в 1928-1929 годах, не имела никакого отношения ни к Мастеру, ни к Маргарите, и называлась «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом». То есть центральной фигурой и сутью романа был именно Дьявол — эдакий русский вариант произведения «Фауст». Первую рукопись Булгаков самолично сжег после запрета его пьесы «Кабала Святош».

Об этом писатель сообщил правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе»! Вторая редакция, также была посвящена падшему ангелу и называлась «Сатана» или «Великий канцлер». Здесь уже появились Маргарита с Мастером, а Воланд обзавелся своей свитой.

Но, нынешнее название получила лишь третья рукопись, которую, на самом деле, автор так и не закончил.

Многоликий Воланд

Князь тьмы является, пожалуй, самым популярным персонажем «Мастера и Маргариты». При поверхностном прочтении у читателя создается впечатление, что Воланд – это «сама справедливость», судья, который борется с человеческими пороками и покровительствует любви и творчеству.

Кто-то вообще считает, что в этом образе Булгаков изобразил Сталина! Воланд многолик и сложен, как и полагается Искусителю.

Его рассматривают как классического Сатану, что и замышлял автор в ранних версиях книги, как нового Мессию, переосмысленного Христа, чье пришествие и описывается в романе.

На самом деле, Воланд – не просто дьявол – у него множество прототипов. Это и верховный языческий бог – Вотан у древних германцев (Один — у скандинавов), великий «маг» и масон граф Калиостро, который помнил события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее, и имел с Воландом портретное сходство.

А еще это «темная лошадка» Воланд из «Фауста» Гете, который упоминается в произведении лишь однажды, в эпизоде, который упустили в русском переводе. Между прочим, в Германии черта называли именно «Фаланд». Помните эпизод из романа, когда служащие не могут вспомнить имя мага: «Может быть, Фаланд?».

Свита Сатаны

Как человек не может существовать без тени, так и Воланд – не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот – это инструменты дьявольского правосудия, самые яркие герои романа, за спиной у которых отнюдь не однозначное прошлое.

Возьмем, например, Азазелло – «демона безводной пустыни, демона-убийцу». Этот образ Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.

Благодаря ему, женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому, именно Азазелло дает крем Маргарите, толкает ее на «темную дорожку». В романе это правая рука Воланда, исполняющая «черную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных.

Его суть – бестелесное, абсолютное зло в чистом виде.

Коровьев-Фагот – единственный человек в свите Воланда.

До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным.

Это – бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте – дух ада и первый помощник сатаны. Его имя, неосторожно произнесенное председателем «МАССОЛИТа» – сигнал для появления Воланда.

Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, чей образ происходит из легенд о демоне обжорства и мифологическом звере ветхого завета. В исследовании И. Я.

Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные».

Сведения о Бегемоте автор также почерпнул из истории о некой Анне Дезанж, жившей в XVII века и одержимой семью дьяволами, среди которых упоминается Бегемот, демон из чина Престолов. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом и клыками.

Руки у него были человеческие, а громадный живот, короткий хвост и толстые задние лапы — как у бегемота, что напоминало о его имени.

Маргариту часто считают образцом женственности, эдакой пушкинской «Татьяной XX века». Но прототипом «королевы Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки.

Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами.

Первая — та самая «Королева Марго», жена Генриха IV, свадьба которой обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие упоминается по дороге на Великий бал Сатаны.

Толстяк, узнавший Маргариту, называет ее «светлая королева Марго» и лопочет «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар — парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи.

В образе героини видят и другую королеву — Маргариту Наваррскую, которая была одной из первых французских женщин-писательниц, автор знаменитого «Гептамерона».

Обе дамы покровительствовали писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя – Мастера.

Москва – Ершалаим

Одна из самых интересных загадок «Мастера и Маргариты» – это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929 года.

Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29 или 30 года в течение недели, которая впоследствии стала Страстной.

«Над Москвой 1929 года и Ершалаимом 29-го стоит одна и та же апокалиптическая погода, одна и та же тьма надвигается на город греха грозовой стеной, одна и та же луна пасхального полнолуния заливает переулки ветхозаветного Ершалаима и новозаветной Москвы».

В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, все более и более переплетаясь, в конце концов они сливаются воедино, обретая целостность и переходя из нашего мира в потусторонний.

Влияние Густава Майринка

Огромное значение на Булгакова оказали идеи Густава Майринка, произведения которого появились в России в начале XX века.

В романе австрийского экспрессиониста «Голем» главный герой мастер Анастасиус Пернат в финале воссоединяется со своей возлюбленной Мириам «у стены последнего фонаря», на границе реального и потустороннего миров. Связь с «Мастером и Маргаритой» налицо.

Вспомним знаменитый афоризм булгаковского романа: «Рукописи не горят». Скорее всего, она восходит к «Белому доминиканцу», где говорится :«Да, конечно, истина не горит и ее невозможно растоптать». Там же рассказывается о надписи над алтарем, из-за которой падает икона Божьей матери.

Равно как и сожженная рукопись мастера, возрождающая Воланда из небытия, который восстанавливает истинную историю Иешуа, надпись символизирует связь истины не только с Богом, но и с дьяволом.

В «Мастере и Маргарите», как и в «Белом доминиканце» Майринка, для героев главным является не цель, а сам процесс пути – развитие. Только вот смысл этого пути у писателей разное. Густав, как и его герои, искал его в творческом начале, Булгаков стремился к достижению некоего «эзотерического» абсолюта, сути мироздания.

Последняя рукопись

Последняя редакция романа, которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти.

Почему он не смог закончить работу над книгой, которую писал дюжину лет? Может, он полагал, что недостаточно осведомлен в вопросе, за который взялся, и его понимание иудейской демонологии и ранних христианских текстов было дилетантским? Как бы то ни было, роман практически «высосал» жизнь автора.

Последним исправлением, которое он внес 13 февраля 1940 года, стала фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Через месяц он умер. Последними словами Булгакова, адресованные роману были: «Чтобы знали, чтобы знали…»

Источник: russian7.ru

Источник: //mirkrasoty.life/interesnoe/master-i-margarita-chto-zashifrovano-bulgakovym

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.