«Вий» главные герои

Гоголь «Вий» – анализ – Русская историческая библиотека

«Вий» главные герои

На нашем сайте вы можете прочитать и краткое содержание повести «Вий»

При анализе повести «Вий» сразу бросается в глаза, что она представляет собою произведение, в котором как и в других ранних рассказах Гоголя романтизм неразрывно смешивается с реализмом: жанровые картины сменяются фантастическими, образы вымышленные, – какие-то мистические чудовища, порождение испуганного воображения народа и самого автора, стоят рядом с самыми обыкновенными людьми. Картины природы идиллически-мирной перемешаны здесь у Гоголя с пейзажами, полными мистического ужаса и тревоги.

Романтический элемент в «Вие»

Романтический элемент повести более всего заметен при её анализе в развитии народного верованья в существование какого-то таинственного Вия, в существование ведьм и в возможность их общения с обыкновенными людьми.

Красавица-панночка, дочь сотника, обладает способностью оборачиваться в собаку и в старуху; она пьет кровь у людей, особенно у детей; она носится на плечах у тех парней, которые ей нравятся, и замучивает их. Про неё много страшных историй знают дворовые её отца.

Она находится в общении и с представителями «нечистой силы» – с темными силами земли, которые олицетворены в виде чертей-демонов, и Вия – которого сам Гоголь называет «начальником гномов»[1].

Пристрастие романтиков к пользованию волшебными мотивами народного творчества было присуще и Гоголю. Ему достаточно было намека для того, чтобы его собственное воображение легко и свободно начинало творить в этой области. Гоголь тяготел к этому миру фантазии и потусторонней жизни, вероятно, потому, что, нервный и впечатлительный с детства, он сам не чужд был мистицизма[2].

Вот почему все то ужасное, что творилось по ночам в церкви, около гроба ведьмы, описано Гоголем в таких ярких, живых красках, что производит впечатление кошмара, горячечной галлюцинации. В русской литературе не было картины ужаснее этой сцены «Вия», в которой, необузданная до болезненности, фантазия писателя-романтика так изумительно сочеталась с описательной силой художника-реалиста.

До какой болезненной проникновенности в «фантастическое» доходит Гоголь в «Вие», лучше всего видно, хотя бы, из описания той волшебной ночи, которую пережил Хома Брут, бегущий с ведьмой на плечах[3].

Даже из краткого анализа описания той «ночи чудес», – мистической ночи, когда совершаются чудеса, когда всё спит «с открытыми глазами» и молча говорит великие тайны, – видно, что все это пережито Гоголем, перечувствовано им самим ясно до ужаса[4].

Хома Брут несёт на себе ведьму. Иллюстрации к повести Гоголя «Вий». Художник А. Кукушкин

Источник изображения

Невозможно реальнее представить «волшебное». Это опять какая-то галлюцинация, – рассказ о своем, когда-то виденном, сне.

Какими бледными, «нестрашными» мертвецами кажутся те, которые так часто встречаются в сочинениях Жуковского, если сравнить их с реалистическим описанием в «Вие» мертвого лица красавицы-ведьмы, с её мертвыми, невидящими очами!

Реалистический элемент в «Вие»

Реалистический элемент, выявляемый при анализе повести «Вий», выразился в описании Гоголем быта старой дореформенной киевской бурсы, в обрисовке типичных бурсаков и дворовых пана-сотника.

Бурса была своеобразной школой, в которой только «избранные», – люди с выдающимися способностями и научными интересами, приобретали образование, – большинство же ничему не научивалось, но зато выносило оттуда характеры, вполне подходящие к потребностям того жесткого, сурового времени.

Учеников там жестоко драли, держали впроголодь, и ученики, в свою очередь, занимались больше всего избиением друг друга, да заботой о собственною пропитании. Развлечения там были грубы и суровы.

Немудрено, что, после такого воспитания, многие шли прямо в Запорожскую Сечь, искать там «лыцарской чести» и вольной жизни вне всяких законов.

Образ Хомы Брута в «Вие». Национальные малороссийские черты его характера

Героем повести «Вий» Гоголь выставил «философа»[5] Хому Брута. Этот юноша представляет собою образ, в котором собрано иного типичный чисто-малороссийских народных черт. Анализ характера Хомы показывает человека, до преизбытка наделенного душевным равнодушием, которое окрашивалось порою юмором, порою – просто флегмой и ленью.

Чему быть, тому не миновать» – обычная его поговорка, с которою он готов идти без борьбы навстречу самому чёрту. Такой фатализм очень скоро приводит этого гоголевского героя в душевное равновесие, из которого вывести его трудно.

После своего приключения с ведьмой, Хома Брут плотно закусил в корчме и сразу успокоился, «глядел на приходивших и уходивших хладнокровно, довольными глазами и вовсе уже не думал о своем необыкновенном происшествии».

В церкви он, глядя на страшную ведьму, сам успокаивает себя магическим: «ничего!»; когда жуть прокрадывается ему в сердце – он прогоняет ее таким же магическим напоминанием себе, что он – «казак», что ему стыдно «бояться» чего бы то ни было.

После первой страшной ночи в церкви Брут после сытного ужина сразу начинает чувствовать себя спокойным и довольным. «Философ был из числа тех людей, которых, если накормят, то у них пробуждается необыкновенная филантропия. Он, лежа со своей трубкой в зубах, глядел на всех необыкновенно сладкими глазами и беспрерывно поплевывал в сторону.

Поседев от ужасов второй ночи, Хома, на расспросы о том, что происходит ночью в церкви, хладнокровно отвечает: «много на свете всякой драни водится! А страхи такие случаются… Ну…» – и больше ничего не сказал.

Готовясь к третьей, последней ночи, Хома старается взять от жизни последнюю радость и пускается в такой пляс, что все на него смотрят с изумлением.

Хома Брут и Вий. Иллюстрации к повести Гоголя. Художник А. Кукушкин

Источник изображения

Характерный образ казака-философа, фаталиста и флегматика, не раз рисовался Гоголем и до написания «Вия», и после этого. Старики-рассказчики, в уста которых вкладывает Гоголь свои «страховинны казочки», почти все отличаются у него этим же хладнокровием.

«Экая невидальщина! Кто на своем веку не знался с нечистым!», – спокойно рассуждает один. В «Вие» друзья погибшего Хомы Брута – такие же «философы». «Так ему Бог дал! – спокойно заявляет фаталист Халява.

– Пойдем в шинок, да помянем его душу!» Другой приятель Тиберий Горобец спокойно заявляет: «Я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся; а если бы не побоялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то ничего и не будет! Я знаю уже все это.

Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, все ведьмы». Не желанием сострить, прихвастнуть, прилгнуть проникнуты эти слова, – непоколебимой верой в истину своих слов и невозмутимым спокойствием…

Эта удивительная, проникающая не только «Вий», но многие другие повести Гоголя черта – быть может, национальная, малороссийская. Реалист, по миросозерцанию, малоросс все волшебное, фантастическое в своих сказках и преданиях умеет представить реально. И только, при этом условии, волшебное, даже ужасное, может быть представлено юмористически.

Другие герои «Вия»

К «реалистическому» элементу «Вия» надо отнести при её анализе еще беглые, но мастерски сделанные характеристики других героев – приятелей Хомы Брута и дворовых сотника. Особенно удалось Гоголю изображение пьяной беседы подгулявших сторожей Хомы, из отдельных отрывистых фраз, которыми они обмениваются, ясно и определенно вырисовывается физиономия каждого.

В отношении «психологического» анализа героев автором повесть «Вий» тоже представляет большой интерес: Гоголю удалось изобразить постепенное нарастание страха в бесстрашном, спокойном сердце бурсака. 

[1] В подстрочном примечании к повести Гоголь говорит: «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в той же простоте, как слышал».

[2] Об этом свидетельствует хотя бы, его собственное признание, что страшные сказки в детстве его очень занимали и волновали.

В повести «Старосветские помещики» Гоголь в одном месте вспоминает, как часто в детстве он слышал таинственный голос, звавший его по имени. «Признаюсь, – говорит он, – мне всегда был страшен этот таинственный зов. Я помню, в детстве я часто его слышал.

Иногда вдруг позади меня кто-то явственно произносит мое имя. Я, обыкновенно, тогда бежал с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из сада…»

[3] «Леса, луга, небо, долины – все, казалось, как будто спало с открытыми глазами; ветер хоть бы раз вспорхнул где-нибудь; в ночной свежести было что-то влажно-теплое; тени от дерев и кустов, как кометы, острыми клинами падали на отлогую равнину; такая была ночь, когда философ Хома Брут скакал с непонятным всадником на спине…».

[4] «…Он чувствовал какое-то томительное, неприятное и вместе сладкое чувство, подступавшее к его сердцу.

Он опустил голову вниз и видел, что трава, бывшая почти под ногами его, казалось, росла глубоко и далеко, и что сверх её находилась прозрачная, как горный ключ, вода, и трава казалась дном какого-то светлого, прозрачного до самой глубины, моря; по крайней мере, он видел ясно, как он отражался в ней вместе с сидевшею на спине старухою. Он видел, как, вместо месяца, светило там какое-то солнце; он слышал, как голубые колокольчики, наклоняя свои головки, звенели; он видел, как из-за осоки выплывала русалка… Видит ли он это, или не видит? Наяву ли его, или снится? Но там что? ветер, или музыка? звенит, звенит и вьется, и подступает, и вонзается в душу какою-то нестерпимою трелью.

«Что это?» – думал философ Хома Брут, глядя вниз, несясь во всю прыть… Он чувствовал бесовски-сладкое чувство, он чувствовал какое-то томительно-страшное наслаждение…».

[5] «Философом» он назван потому, что был в предпоследнем классе бурсы. В последнем классе преподавалось только «богословие», и ученики носили название «богословов»; в предпоследнем классе преподавалась «философия» – и ученики назывались «философами».

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2799-gogol-vij-analiz

Вий Гоголь

«Вий» главные герои

Н.В.Гоголь создал замечательный сборник «Миргород», который состоит из двух частей. Во вторую часть знаменитый писатель поместил повесть «Вий», которую с удовольствием читают и дети, и взрослые.

Но такое название повести было выбрано не случайно, так как слово вий существует и им называли обычно демонов в славянском фольклоре.

Поэтому и повесть с таким необычным названием имеет мистическое и даже фантастическое содержание.

Истоки создания повести

Стоит разобраться в том, что такой образ, как вий, относится к сказочным мистическим восточнославянским персонажам. Исследователь фольклорных традиций в литературе А.

Афанасьев в своей книге утверждал, что такой образ выглядит в виде старика, но сильного и могучего, у которого выделяются огромнейшие брови и шикарные по своей длине ресницы. Кстати, дословный перевод названия произведения означает ресницы.

И вот у этого огромного славянского фольклора ресницы оказались настолько густыми, что ему их поднимали настоящие силачи.

Известен был этот мистический герой и Гоголю, который взял у него лишь некоторые черты. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь.

Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.

Сюжет повести

Студенты духовной семинарии, которая находится в Киеве, были отпущены на каникулы. Трое студентов этой бурсы решили использовать время и заняться репетиторством. Но дороге они заблудились и попали на какой-то дальний хутор. Старуха пустила Хому Брут на ночлег в свой хлев.

И когда молодой человек уже готовился лечь спать, то к нему пришла хозяйка, которая неожиданно вскочила на него верхом и стала скакать на нем по полям. Хома читал божьи молитвы, пока ведьма не успокоилась. После этого Хома сам оседлал старуху. Но к утру чары рассеялись, и перед студентом уже предстала прекрасная панночка.

Это событие сильно напугало молодого человека, он решил вернуться назад в Киев. Поселившись в пустом здании бурсы, скучать Хоме не пришлось. Так как вскоре велено было ему явиться к богатому сотнику, у которого умерла единственная дочь и теперь нужно над ее телом читать молитвы. Отказаться от этого дела оказалось невозможно.

Вскоре люди этого сотника заперли его в церкви, где находилось тело панночки, и Хома приступил к своим обязанностям. Но когда бурсак взглянул на лицо умершей, то тут же признал в ней ту самую ведьму, которая недавно ночью скакала на нем.

Бурсаку предстояло читать молитвы над телом умершей красавицы три ночи. Но уже в первую ночь стали происходить чудеса. Труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Ничего не оставалось молодому бурсаку, как очертить вокруг себя мелом так, чтобы он находился в кругу, и никакая нечистая и злая сила не могла к нему добраться. Но вторая ночь оказалась куда хуже первой.

Так Хоме еще никогда не было страшно. Круг уже едва спасал бурсака, так как панночка, которая опять превратилась в ведьму, летая в гробу, все время хотела прорваться сквозь него. Но и в эту ночь у нее ничего не получилось. Тогда под утро, заслышав петухов, ведьма наложила на него заклятие.

Когда Хома вышел из церкви, то его едва узнали, ведь он стал похож на седого старика.

Но самой ужасной и страшной оказалась третья ночь. В церкви появилось огромное количество чудовищных тварей, которые пытались найти и достать бурсака. И чтобы найти Хому привели ужасного гнома Вия, у которого были ресницы до земли и лицо из железа. Бурсак пытался не смотреть на это чудовище, но все-таки не выдержал и взглянул. И вот тогда нечисть смогла на него накинуться. Хома умирает перед тем, как зазвучал последний петушиный крик. И нечисто, которая тоже опоздала покинуть церковь, застряла в окнах.

Главные герои произведения

Действующих лиц в повести «Вий» немного, но они важны для сюжета, что дает более глубокое понимание основного содержания произведения. Итак, остановимся на них более подробно:•Хома Брут. Он философ и вчерашний выпускник бурсы из города Киева. Он как раз и станет жертвой мистического существа Вия.•Панночка, которая оказалась ведьмой, и это выяснилось после ее смерти.

Она перед смертью попросила, чтобы Хома Брут читал возле нее каждую ночь святую молитву, должен был три ночи читать молитву.•Выпускник той же киевской бурсы, что и главный герой – Богослов Халява. Так происходит, что он вместе с приятелями: Тиберием и Хомой отправился в путь, но отдалился и тоже попался к ведьмочке.

•Ритор Тиберий Горобець, который вместе с приятелями тоже попал к ведьме-паночке.

Фантастическое в произведении Гоголя

Жизнь и смерть Гоголя – это череда каких-то тайн и загадок. Несмотря на то, что он был верующим человеком, но он верил и в мистику. Верил автор повести и в то, что черт может водить за собой человека, который вдруг неожиданно начнет совершать злые поступки.

Особенность повести заключается в том, что фантастическая сторона этого произведения родилась на основе мистики в нем. В своем произведении Николай Васильевич показывает два фантастических существа – это паночка-ведьма и колдун, которым автор дает отрицательные характеристики.

Эти два персонажа не только полны злобы, но они еще и очень мстительные.

Но, несмотря на то, что в произведении много фантастических и мистических элементов, автор все же в своем повествовании переходит и на бытовой уровень.

Например, обращает внимание на то, как ведет себя Богослов, набожный человек:

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав».

Но автор продолжает описывать его странный нрав такими словами:

«Все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

Но и на этом автор не заканчивает подробную характеристику божьего человека:

«И когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне».

Автор показывает реалистические картины, где выпускники духовной семинарии оказываются великими грешниками, так как они пьют, курят и дерутся. Писатель показывает, как они нарушают все божественные заповеди и, конечно же, за это должны понести наказание. И вот в повести невозможно разделить, где это лишь гоголевский вымысел, а где реальность. Автор показывает в своем произведении, что их души полостью погибли, поэтому у них может быть только такой итог, как в повести. Главный герой Хома погибает от бесовщины, которую несет в себе панночка. Основной мотив гоголевской повести – это человеческий страх перед чем-то неизведанным и мистическим. Уже само желание дочери сотника пугает Хому, он чувствует что-то недоброе, но желание получить хорошие деньги пересиливает его. И тут опять возникают вечные вопросы о жизни и смерти человека. Но юмор, присущий гоголевскому литературному стилю, помогает усилить напряжение с приближением очередной ночи. Контраст дневной жизни Хомы и то, что ему приходится пережить ночью. Все чудовища, которые начинают возникать в церкви, описаны Н.Гоголем детально, но вот такого подробного описания он не дает панночке и вию, чтобы читатель, содрогаясь, мог сам их додумать.

Хому в повести губит его же страх, но и нечистая сила погибает вместе с ним, не услышав петушиный крик. Но если перестать верить в фантастическое, то можно причиной смерти главного героя назвать его постоянное пьянство.

Известно, что Гоголь перед написанием своего мистического произведения, собрал и изучил весь фольклор, где могла встречаться нечистая сила. Практически все герои повести вспоминают черта, когда ругаются и даже просто разговаривают.

Интересен и образ панночки, у которой прекрасна внешняя красота.

Оказывается, что в Украине в старину ведьмой называли ту женщину, которую свою душу черту продала. Обычно она красива и молода, но у некоторых народов, например, у русских, выглядит как старуха. Такой ее впервые и видит Хома. Дневное отличие ведьмы от простой женщины трудно отличить:➥Есть маленький хвостик.

➥Умеет летать на каком-то предмете, ступе, метле и других.Хома – философ, вот автор его и помещает в двух измерениях: реальная жизнь и фантастический мир. И это второе измерение позволяет герою увидеть другой и прекрасный мир, где цветут цветы и поют птицы.

Теперь у главного героя начинается другая жизнь, но уже не на земле.

Мистическое и реалистическое в повести

В повести воссозданы реальные картины того времени, когда выпускники духовной семинарии вели кочевой образ жизни. Мистика же начинается у автора тогда, когда Хома заступает в свое первое ночное дежурство возле гроба с телом панночки.

Известно, что именно гоголевские произведения стали расцветом реализма в русской литературе. Некоторые критики творчества выдающегося писателя относятся к его стилю как к «фантастическому реализму». Практически во всех гоголевских сюжетах есть элемент фантастики.

Основными литературными приемами, которые пользуется автор, являются гротеск, гипербола и юмор. Все критики гоголевского творчества отмечали, что автор описывал все очень детально. Все образы, которые создает автор в своих произведениях, – это глубокие и яркие символы.

Писатель пытался передать при помощи главных героев национальный характер произведения. Фантастическое представлено у Н.Гоголя лишь только злом – это мир нечистой силы.

Известность мистической повести

Эта мистическая повесть была экранизирована в 1909 году, но ни эта ее экранизация, ни последующие две не сохранились. В наше время самой лучшей черно-белой экранизацией является фильм 1967 года, но в 2009 году вышел новый фильм по гоголевскому мистическому произведению.

Во многих фильмах, в том числе и зарубежных, использовались отрывки из повести. Чаще всего это киноленты про ведьм.

На сегодняшний день уж по гоголевской мистической и фантастической повести созданы и компьютерные игры.

Например, онлайн игра «Аллоды», но полным отражением текста все-таки стала игра Survivors Viy, которая была выпущена в 2013 году.

Источник: https://gfom.ru/viy_gogol_selvikt.php

Проклятые роли фильма «Вий»

«Вий» главные герои

Каждая экранизация гоголевской повести чревата неприятными сюрпризами

Премьера советского «Вия» состоялась в 1967-м году. В первый год проката первый отечественный «ужастик» занял 13-е, так называемое «дьявольское» место по количеству проданных билетов. Что довольно символично.

Ведь этот фильм всегда был овеян мистикой и дурными слухами.

А особенно «нехорошей» считается роль ведьмы, которую тогда сыграла Наталья Варлей, а в современной версии – Ольга Зайцева.

Справка: Вий – персонаж из Преисподней (по восточнославянской мифологии). В русских и белорусских сказках веки Вия поднимали вилами его помощники, черти.

Падение из гроба

В советский «Вий» на роль ведьмы пробовались и Светлана Коркошко, и Елена Санько. Но обошла их актриса Александра Завьялова, ее утвердили. Однако после первой же съемочной смены Завьялова тяжело заболела. Решено было ждать артистку, а пока снимать одного Куравлева.

Александра пошла на поправку и тут же приехала на съемки. Ее загримировали под ведьму, выставили свет, приготовили хлопушку. Но неожиданно Завьяловой стало нехорошо. Прозвучала команда «стоп».

Через некоторое будущий муж Александры, а тогда еще возлюбленный – режиссер Резо Эсадзе – позвонил на «Мосфильм» и попросил снять Завьялову с роли Панночки.

Пришлось срочно искать новую актрису. О «Вие» к тому моменту распространилась дурная молва, и многие артистки отказывались даже на пробы приходить. Осмелившеюся Жанну Болотову только собрались утверждать, но она, как и Завьялова, резко заболела. Так в «дьявольскую картину» попала Наталья Варлей.

На следующий же день со звезды «Кавказской пленницы» сняли мерки для гроба, в котором по сюжету ей предстояло летать.

Гробов для съемок советского «ужастика» изготовили три: в первом Панночка лежала, во втором летала с открытой крышкой, а третий смастерили с закрытой. Последний, кстати, сделали в два раза меньше остальных, чтобы его было легче перемещать.

Помните момент, где Панночка несется в гробу по кругу? Был случай, когда во время съемок этой самой сцены Варлей чудом не погибла:

– Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5-3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки – и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь! – рассказал в одном из своих интервью Леонид Куравлев.

Но на этом череда несчастий Натальи Варлей только началась.

Молодая Наталья Варлей не побоялась лечь в гроб. Правда потом об этом долго жалела. ru.wikipedia.org

Череда смертей

После окончания съемок артистка надолго слегла с серьезной болезнью. А после выздоровления не смогла больше получить роль, которая была бы ярче, чем Панночка или Нина из «Кавказской пленницы».

В 69-м Наталья вышла замуж за Владимира Тихонова, сына Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Через два года Владимир в возрасте 40 лет скончался от сердечной недостаточности. Варлей осталась вдовой.

Личная жизнь актрисы так и не сложилась.

А в 85-м на свет вне брака появился второй сынишка Варлей – Александр. Однако роды прошли тяжело, жизнь Саши висела на волоске. Если бы не врач-реаниматолог Алексей Грачев, Наталья потеряла бы сына. К слову, Грачев впоследствии стал священником, и Варлей нередко приходила к нему, как к отцу-настоятелю за советом. Позже Грачев разбился в автокатастрофе.

Еще был мистический случай: как-то Наталья отправилась в морской круиз. Его организаторы в первый же день объявили вечерний показ «Вия». Варлей произнесла для собравшихся зрителей пару короткую речь перед началом сеанса, и вдруг… разбушевалось море. Наталья расценила это как нехороший знак и попросила перенести показ на другой день.

Через сутки история повторилась. И этот сеанс тоже отменили.

На следующий день организаторы все-таки устроили показ «Вия». Но не прошло и десяти минут, как на судне началась сильная качка, теплоход стал крениться на бок. Актриса бросилась к организаторам с мольбами остановить фильм. Море успокоилось только тогда, когда показ прервали.

После всего произошедшего в ее жизни после «Вия» Варлей уже в зрелом возрасте пришла к Богу.

Факт: 24 февраля 2006-го в селе Горохолин Лес, что в Карпатах, произошел страшный пожар. Дотла сгорела старинная церковь, где снимали ключевые сцены советского «Вия».

Совпадение или злой рок, но трагедии после выхода картины на экран случались не только с Варлей. Один за другим начали уходить в мир иной создатели «Вия», совсем еще не старые люди.

Через четыре года после премьеры ленты на 49-м году жизни Алексей Глазырин, сыгравший сотника, умер от инфаркта.

Главный режиссер фильма – Александр Птушко – скончался в 1973-м, не дожив до своего 73-летия. Тогда же погиб Степан Шкурат, сыгравший Явтуха. Спустя два года умер оператор Федор Проворов, которому оставалось два месяца до 70-летия.

Вий

Утопленница

Вольная экранизация «Вия» режиссера Олега Степченко – «Вий 3D» – вышла на экраны в 2014-м. Актерский состав фильма пестрит звездными именами. А вот на роль Панночки решили выбрать малоизвестную актрису Ольгу Зайцеву, чтобы зритель поверил – она настоящая дочка сотника, а не переодетая знаменитость.

Пробовалась на эту роль и Анна Чурина. Но играть Панночку актриса в итоге отказалась.

– Мне это показалось неправильным, и потом, мне даже мама не дала благословения на эту роль, – делилась с журналистами Чурина.

У Зайцевой же сомнений не было. Однако во время репетиции одной сцены Ольга едва не утонула! По сценарию она должна была пройти по мосткам на реке. На середине пути под актрисой резко проломились доски, и Оля упала в воду. «Панночку» еле успели спасти – артистка никак не могла вынырнуть.

Но ближе к финалу съемок картины Зайцева отогнала от себя плохие мысли, «забила» на суеверия и могла даже спокойно спать в гробу, пока режиссер репетировал сцену.

Кстати: От роли старой Ведьмы в фильме «Вий» 1967-го отказались все актрисы еще на стадии проб. Поэтому вместо женщины утвердили мужчину – актера Николая Кутузова. На съемках он начал частенько прикладываться к бутылке и однажды даже сорвал съемку. До этого не выпивавший артист объяснял свою неожиданную тягу к алкоголю страхом перед «дьявольской ролью».

Источник: https://www.eg.ru/culture/357366/

Вий

«Вий» главные герои

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Вий» выделяется среди других произведений писателя.

Демон, способный убить одним взором, описан в книге настолько достоверно, что образ до сих пор вызывает мурашки у читателей и собирает восторженные отзывы литературоведов и ценителей мистического жанра.

Белинский считал повесть фантастической и исключал наличие характерной для Гоголя полезной подоплеки. Сам автор ценил сочинение и неоднократно возвращался к работе над ним. «Вий» был опубликован в сборнике под названием «Миргород» и дважды издавался при жизни автора.

История создания

В примечании Гоголь замечает, что основой произведения стали народные предания, записанные им со слов очевидцев и тех, кто был близок к ним.

Николай Гоголь

Мифология предлагает оценивать персонажа Гоголя как потомка существа, способного убивать взглядом. Восточные славяне рассказывали предания о чудовище с огромными веками и ресницами, которые оно не в состоянии поднимать без посторонней помощи. Исследователи уверяют, что значение слова «Вий» связано с украинским «вiя», означающим «ресница».

В качестве этимологической основы рассматривается и слово «виться», так как ноги существа изображаются в виде переплетающихся корней.

Украинская легенда гласила: чтобы поднять Вию веки, требовалась помощь нескольких человек, вилами раздвигавших ресницы демона. Взор чудовища способен не только погубить жизнь, но и испепелить город.

Некоторые историки упоминают о схожести образа Вия с Кощеем, так как в одной из сказок бессмертному герою тоже приходилось раздвигать веки посредством вил.

Вий в мифологии

Исследователи творчества Гоголя считают образ языческого бога Велеса прототипом Вия. Его преследовала православная церковь.

Описание смертоносного взора персонажа обращает к легенде о Святом Касьяне и шелудивом Буняке. Оба могли умерщвлять, используя взгляд. В простонародье озвучивается более симпатичное изображение Вия.

Под ним украинцы часто понимают верховного гнома с веками, опускающимися до земли.

Любопытно, что аналоги Вия встречаются в фольклоре разных народов. У литовцев Виелона является покровителем скота. В балтийском пантеоне существовало божество по имени Велс, антипод Пруна. В Киевской Руси статуя Перуна располагалась на возвышенности, а деревянное изображение Велеса – в нижней части города.

Образ и сюжет

По сюжету «Вия» бурсаки Киевской семинарии отправляются по домам. Трое героев – Хома Брут, Халява и Тиберий Городец – теряют верный путь и принимают решение попроситься на ночлег на ближайшем хуторе. Их привечает старуха-хозяйка, которая ставит странное условие: приятели лягут в разных местах.

Хома Брут, Халява и Тиберий Городец

Хома Брут, оставшийся на ночлег в овечьем хлеву, становится жертвой ведьмы. Старуха настигает его впотьмах, вскакивает на плечи и седлает парня как жеребца, управляя им в небесных просторах. Сила молитвы позволяет герою победить ведьму. Он колотит ее до тех пор, пока старуха не превращается в юную красавицу. Хома Брут сбегает.

Позднее ректор сообщает о визите казаков, присланных, чтобы отвезти парня к сотнику для прощания с его умершей от побоев дочерью. Оказалось, последним желанием Панночки было отпевание из уст Хомы.

Хома и Панночка

Удивленный сотник пытается узнать, как дочь и Брут свели знакомство, но семинарист узнает ее лишь в гробу, поняв, что это ведьма, которую он проучил поленом.

На поминках односельчане рассказывают истории о девушке, подмечая, что она была с чертовщинкой. На ночь семинариста оставляют наедине с гробом в церкви. Парень, очертив вокруг себя круг, начинает молиться.

В полночь усопшая восстает, чтобы убить его.

Защитный круг не просто стал воплощением зоны комфорта, а оказался магическим оберегом, позволившим бурсаку спастись. Три ночи Хоме помогает выжить защитный символ. Неистовствуя, ведьма призывает Вия. Появившееся чудовище в окружении нечисти насмерть пугает Хому Брута. Пытавшиеся сбежать вурдалаки с криком петуха застревают в расщелинах церкви, после чего люди не решаются в нее входить.

Хома и Вий

Николай Васильевич Гоголь описывает фантастическое существо косолапым демоном с крепкими конечностями. Весь он осыпан землей, а лицо обрамляют огромные веки, ниспадающие до земли.

В момент появления чудовища раздается волчий вой. Оно способно не убить взглядом, а устранить защиту, которую поддерживают славянские обереги.

Герой произведения умирает не от взора монстра, а от страха перед ним.

Ужас перед Вием заставлял избегать его пробуждения. Даже темные силы обходят стороной и стараются не беспокоить чудовище. Существо является сосредоточием ненависти и вселенского гнева. Остальные эмоции ему неведомы. Вий не способен на самостоятельное передвижение. Ему способствуют вурдалаки, который тащат древнее божество и поднимают его веки.

Вий

Гоголь описывал своего героя как олицетворение всех подземных сил. Железные пальцы чудища олицетворяют металлические руды. Он обладатель невероятной природной силы. Способности Вия и Панночки перекликаются. Женщина видит, закрыв глаза, а монстр смотрит сквозь очерченный магический круг.

Место действия, которое автор выбрал для повествования, тоже необычно. Это церковь – проводник между миром живых и мертвых, пространство, становящееся посредником для существующих под солнцем и под землей. Описание церкви внушает трепет и ужас. Гоголь говорит о храме не как о святилище, а как о темном ветхом помещении, предназначенном для борьбы добра и зла.

Экранизации

Отечественный кинематограф предлагает аудитории не один фильм, снятый по сюжету произведения Николая Гоголя. Жанр картин – мистика, фантастика. Экранизации повести относятся к разным эпохам и позволяют проанализировать становление искусства спецэффектов в советском и российском кинопроизводстве.

В 1909 году вышла первая лента. Проект Василия Гончарова оказался первым фильмом ужасов, снятым в России. Это был немой короткометражный фильм. В 1916 году картину по «Вию» снял Владислав Старевич.

Вий в фильме 1967 года

Самым успешным и популярным киновоплощением сюжета, сочиненного Гоголем, стала картина 1967 года.

Ее создали Константин Ершов и Георгий Кропачев, а в главных ролях выступили актеры Наталья Варлей и Леонид Куравлев.

Постановщики сделали проект незабываемым и позволили прочувствовать слияние романтического и реалистичного начала, характерного для литературного произведения.

Лента считается классикой кинопостановки «Вия». Картину увидели в прокате 30 млн. советских зрителей, навсегда запомнивших летающий гроб Панночки. Гроб этот изготовили специально для съемок в трех экземплярах.

Вий в фильме 2014 года

В 2014 году презентован фильм-3D Олега Степченко «Вий», в котором участвовал Валерий Золотухин.

В 2017 году к героям гоголевских произведений обратился Егор Баранов. В 2018 году режиссер предложит вниманию публики ленту под названием «Гоголь. Вий». Роль писателя в фильме сыграет Александр Петров.

Цитаты

Фразы из гоголевского «Вия» стали афоризмами.

«Подымите мне веки: не вижу!»

Эта знаменитая реплика Вия часто употребляется в анекдотах и в саркастических высказываниях. Любопытно, что Хома Брут представляется автором философом, а значит, человеком, для которого религия занимает не первостепенное место. При этом Брут знает молитвы и приглашен для отправления усопшей в последний путь. Мировоззрение философа сочетает в себе скептицизм и богобоязненность:

«Человек прийти сюда не может, а от мертвецов и выходцев из того света есть у меня молитвы такие, что как прочитаю, то они меня и пальцем не тронут. Ничего!».

Парень не на шутку боится происходящего, понимая, что остается один на один со страшной силой, против которой не может противостоять. Приятели Хомы уверены, что в смерти товарища виноваты не нечистые силы, а его собственный страх:

«А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/1964-vii.html

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.