«Теплый хлеб» главные герои

Произведение “Теплый хлеб” написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже.

Знаменитый журнал “Мурзилка” опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки.

Анализ произведения “Теплый хлеб” также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.

О чем рассказ “теплый хлеб” коротко?

Сначала коротко обсудим, какую тему поднимает Константин Паустовский и о чем побуждает задуматься читателей, затем рассмотрим сюжет и главных героев, увидим также, как Филька обижает коня.

Рассказ “Теплый хлеб” раскрывает тему любви и великодушия, вместе с тем обращается внимание на равнодушного человека.

Можно ли устранить последствия причененного зла, проявить милосердие и простить от сердца? События настоящего и прошлого связаны единой нитью, автор пишет о людях и животных, о вине и искуплении.

Анализ рассказа “Теплый хлеб” был бы неполным без рассмотрения сюжета. Паустовский рисует простую деревню во времена войны.

Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное.

Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало.

На селе коня любят, поэтому каждый помогает, кто чем может. Здесь, делая анализ рассказа “Теплый хлеб”, подчеркнем, что однако есть один человек, который выделяется на фоне всех – это Филька. Его злоба и равнодушие к другим приводит к тому, что он сильно обижает и коня.

Жуя ломоть хлеба с солью, он не желает поделиться с конем, когда тот тянется к руке, а бьет его по губам. Такое бездушное поведение катастрофически сказывается на всей деревне – наступают лютые холода, которые предвещают голодную смерть.

В конце концов, Филька понимает свою вину, желает ее искупить, поэтому, угостив коня теплым хлебом, он заключает с ним мир.

Герои рассказа “Теплый хлеб”

Готовя сочинение 5 класс по рассказу “Теплый хлеб” Паустовского, обратите внимание на образ Фильки. Это подросток, который живет с бабушкой, и он очень бессердечен, полон злобы, недоверия и черствости. Когда друзья обращаются к нему за помощью, он отказывает им, и не любит он ни людей, ни животных.

Когда с Филькой беседует его бабушка, он вдруг понимает, насколько жестоко поступил, и какие теперь могут быть последствия.

Поразмышляв, он находит самый лучший выход из положения, и признает свою ошибку.

Теперь мы видим этого персонажа с другой стороны: он трудолюбив, сообразителен, организован и готов исправить последствия своих необдуманных действий на благо других. Фильке уже можно верить.

Однако анализ рассказа “Теплый хлеб” показывает и образ другого персонажа, о котором мы уже упоминали. Это старый мельник Панкрат.

Его образ загадочен, ведь он не только вылечил коня, но и проявил удивительные качества.

Когда Филька идет искупать свою вину, Панкрат не мешает ему, и не держит на него зла, давая себе отчет в том, что каждый человек имеет свои положительные качества, и в человека нужно верить.

Другие детали анализа

События в рассказе “Теплый хлеб” строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими.

Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция.

Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.

Обязательно в анализе “Теплый хлеб” подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость.

Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло.

Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.

Надеемся, что анализ рассказа “Теплый хлеб” будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу “Теплый хлеб” Паустовского, обязательно включите эти мысли.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/teplyy-hleb-analiz-proizvedeniya

Рассказ Паустовского теплый хлеб читать

«Теплый хлеб» главные герои

Константин Паустовский

Год издания сказки: 1954

Сказка Константина Паустовского «Теплый хлеб» с момента первой печати в журнале «Мурзилка» получила горячу любовь у читателей.

В 1973 году по мотивам этой сказки Паустовского был снят одноименный мультфильм, а вскоре он был включен в школьную программу.

И сейчас сказка Паустовского «Теплый хлеб» пользуется огромной популярностью, а творчество писателя высоко оценили современные читатели благодаря чему Паустовский не раз попадал в наш рейтинг топ 100 самых читаемых писателей.

Сказки Паустовского «Теплый хлеб» краткое содержание

В рассказе Паустовского «Теплый хлеб» читать можно о том, как во время войны отряд кавалеристов проходил через деревню Бережки. Немецкий снаряд взорвался на околице деревне и ранил вороного коня.

Для дальнейшей службы конь был не пригоден и его взял себе старый мельник Панкрат. Он выходил коня и тот немало помогал ему в строительстве новой водяной мельнице. Но времена были тяжелые и прокормить коня Панкрат не мог.

Поэтому он часто ходил попрошайничал по деревне. Кто даст свекольную ботву, кто хлеба, а кто и морковку.

Далее в нашем сказки «Теплый хлеб» кратком содержании читать можно как конь пришел ко двору мальчика Фильки. Ребята его еще называли «Ну тебя» за скверный характер. Конь постучал мордой в калитку и жевавший хлеб Филька вышел во двор. Конь потянулся было к хлебу, но Филька ударил его по губе и выкинул хлеб в снег.

 «На вас не напасёшься! Иди копай хлеб мордой в снегу!» — сказал он. После этого то и пришла в Бережки беда. Зима, которая до этого радовала теплой погодой, решила взять свое. Прибежавшая домой бабка сказала Фильке, что не только река, но даже колодцы в деревне позамерзали.

Теперь получается в деревне нет не воды не хлеба, ведь мельница то водяная.

А тем временем в сказке Константина Паустовского «Теплый хлеб» читать можно о том, что морозы крепчали. Даже мыши полезли из подполья греться к печке. Тогда-то бабка и вспомнила, что лет 100 назад уже было такое. После той зимы лет десять нечего не цвело и даже птиц не было. А все это случилось по вине одного из деревенских. В ту поры с войны шел солдат и попросил кусок хлеба.

Деревенский кинул его в снег. Солдат сказал, что не может его поднять, ведь нога то у него деревянная. На что хозяин ответил: «Есть захочешь поднимешь». Дотянулся солдат до куска хлеба, а он весь зеленый от плесени. Тогда свистнул солдат и поднялась буря как в повести Пушкина «Метель». А хозяин тот в ту зиму умер, от переохлаждения сердца.

И как исправить это проклятие знает только Панкрат.

Далее в рассказе К Г Паустовского «Теплый хлеб» кратком содержании вы узнаете, как сначала Филька как обычно махнул рукой: «Да ну его этого Панкрата». Но ночью побежал к мельнику. Когда он подходил заржал конь, Филька испугался и заплакал.

Мельник втянул его в дом, и главный герой сказки Паустовского «Теплый хлеб» все ему рассказал. Панкрат сказал, что его спасение — это изобрести спасение от стужи и просить прощения у коня.

Тогда Филька решил упросить ребят ломать вместе с ним лед на реке, чтоб потекла река и мельница заработала.

Далее в сказке Константина Паустовского «Теплый хлеб» читать можно как сорока, слышавшая разговор взметнулась и улетела в лес. А дети вместе со стариками, которых уговорил мельник помочь, взялись за ломы.

И река потекла и немалую роль в этом сыграл теплый ветер, который как говорит сорока принесла именно она. Мельница заработала и в домах запахло печенным хлебом. Да так запахло, что даже лисы вылезли из нор. Осталось только просить прощения у коня.

И Филька взял буханку теплого хлеба и пошел к коню, а маленький Николка держал солонку с крупными кусками соли. Конь не хотел принимать дар, пугаясь главного героя сказки Паустовского «Теплый хлеб». Филька совсем расстроился и заплакал перед всей деревней.

Тогда конь взял хлеб и насытившись довольно закрыл глаза. Все улыбались, а мороз пошел на убыль.

Сказка «Теплый хлеб» на сайте Топ книг

Сказку Константина Паустовского «Теплый хлеб» читать настолько популярно, что это позволило ей занять высокое место в нашем рейтинге лучших детских книг. Кроме того, благодаря наличию произведения в школьной программе оно попало в наш рейтинг топ 100 лучших книг. И учитывая все эти факторы можно предположить, что сказка и в дальнейшем будет занимать высокие места в наших рейтингах.

Сказку Константина Паустовского «Теплый хлеб» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете здесь

.

Источник: https://top-knig.ru/teplyj-xleb/

Константин Паустовский и «Теплый хлеб»: главные герои рассказа

«Теплый хлеб» главные герои

Меню статьи:

Российский писатель Константин Паустовский – мастер поэтичной прозы, наполненной лирическими описаниями и пейзажными вставками. Паустовского даже номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Рассказ «Теплый хлеб», главные герои которого демонстрируют веру в доброту, отличается также нравственной красотой, наравне с изяществом слога.

На пути к главной идее рассказа…

Произведение Паустовского призывает читателя научиться смотреть на себя со стороны. Жизнь человека учитывает причинно-следственную связь: мысли способствуют определенным действиям, а действия вызывают последствия. Автор показывает, что умение прогнозировать последствия – это то, чему человеку следует научиться.

Человечность предполагает милосердное и сострадательное отношение к ближним, а также к тем, за кого мы отвечаем (аллюзия на А. де Сент-Экзюпери).

Российский философ, этик Виктор Малахов подчеркивал, что этическое измерение отношений между людьми насчитывает несколько уровней. На первом уровне находится толерантность. Вторая ступень – милосердие.

Наконец, высший уровень предполагает умение сострадать и сочувствовать.

Центральная идея «Теплого хлеба», главные герои которого учат читателя нравственным качествам, состоит в том, что человек должен забыть о равнодушии и безразличии.

Парадигма линейности, в которой живет западный человек, предполагает, что мы ошибочно думаем о невозможности исправления содеянного. Однако Паустовский говорит: действия, правильные поступки переворачивают ситуацию.

Порой это простые действия: просьба о прощении, раскаяние, обычное осознание и понимание ошибочности, неправильности поступков или поведения с другими людьми, животными, природой.

Специфика рассказа «Теплый хлеб» состоит в персонажах, которых писатель выводит на сцену. Читатель привык, что действующие лица произведений – люди.

Но Паустовский обращает внимание на то, что в жизненном мире человека «героями» предстают не только люди. Нас окружают животные, вещи и, наконец, природа в целом.

Единая нить связывает события настоящего и прошлого, жизни людей, животных и бытие природы. Причинно-следственная связь характеризует неразрывность вины и искупления.

Из истории создания «Теплого хлеба»

Произведение, читательская аудитория которого, прежде всего, – дети, Паустовский создал спустя 9 лет после конца Второй мировой войны. В 1954 году уже было достаточно спокойно, но помнить о важности любви к ближним, сердечности в отношениях с людьми, о пагубных последствиях равнодушия к товарищам, стоит даже в мирное время.

Рассказ Паустовского напечатали в «Мурзилке» – центральном детском журнале. Позже, в 1973 году, также вышел мультфильм по мотивам произведения российского писателя.

Кратко – о сюжете «Теплого хлеба»

Основные действия повествования сосредоточены вокруг жизни обыкновенной деревни. События рассказа происходят во время Второй мировой войны. Читатель становится свидетелем тяжести военного времени: это голод и постоянная нехватка продовольствия, сложный и выматывающий труд, нужда, сопровождающая быт крестьян.

Деревня называется Бережки. Сюжет разворачивается вокруг фигуры мельника Панкрата, который, заприметив раненую лошадь, забирает животное домой. Однако у Панкрата дефицит ресурсов: мужчина не знает, как прокормить себя, поэтому несчастного коня выходить крестьянину не под силу. На помощь мельнику приходят соседи – односельчане.

Жители деревни стараются помочь бедолаге, чем могут. Отличается от крестьян только Филька. Этот персонаж – носитель отрицательных черт. Филька отказывается помогать мельнику выхаживать лошадь, оставаясь безразличным к происходящему. Кроме прочего, Филька обижает коня, причиняя животному боль.

Равнодушие Фильки, нравственная холодность, пустота героя привели к страшным последствиям: в деревню пришел голод, который во время войны означал мучительную смерть.

Осознав ошибку, юноша внес собственное предложение по поводу того, как справиться с надвигающейся катастрофой.

Конец рассказа – положительный и оптимистичный: Филька осознает свою вину, а в искупление делит с конем теплый хлеб.

Карта центральных персонажей «Теплого хлеба» Паустовского

Паустовский не изобретает новую структуру выписывания героев: по традиции, читатель может заметить персонажей, действующих на первом плане, и героев второго плана.

Филька

В начале повествования Филька – герой явно отрицательный. На примере развития личности персонажа читатель наблюдает трансформацию героя, духовный и нравственный рост Фильки.

Герой «Теплого хлеба» – это маленький мальчик, неправильные поступки которого привели к беде для всей деревушки. Ребенок живет с бабушкой, которая воспитывает внука, вопреки неласковости мальчика.

Фильку отличают злобное и угрюмое отношение к действительности и к окружающим людям, настороженность, подозрительность и недоверие. Поведение мальчика характеризуется грубостью, выражающейся даже в общении с бабушкой.

Филька отказывает друзьям и соседям в помощи, не принимает никаких предложений, пренебрегая даже родным человеком – бабушкой.

Центр повествования и «точка бифуркации» в развитии личности Фильки – это взаимоотношения мальчика и коня. Однажды в деревню забрел конь, которого ранили. Местный мельник приютил коня, но не имел возможности прокормить животное.

Тогда жители деревни решили выходить лошадь общими силами. Только Филька оказался недовольным происходящим.

Мальчик обижал коня, жалел для животного еду, а однажды даже, поскупившись дать лошади кусочек хлеба, бросил этот хлеб в сугроб.

После поступка мальчика деревню охватила метель. Бабушка Фильки – мудрая женщина – поняла, что причина стихийного бедствия – не природная, а культурно-нравственная. Человеческая злость, беспощадная и беспричинная, приводит к катастрофическим последствиям. Филька осознает свою вину и извиняется перед животным – лишь так можно исправить положение.

Жители села дали мальчику забавно прозвище – «Ну тебя». Причина – любимом выражении мальчики, которые постоянно приговаривал на любое обращение соседа «да ну тебя!». Неприветливость Фильки обижала окружение юнца и бабушку, которая всегда проявляла ласковую заботу о внуке.

В конце повествования, сила воли, настойчивость, терпение, осознание вины и ошибки, сообразительность Фильки исправляют положение. Когда мельница замерзает, деревня покрывается льдом, юноша догадывается помириться с животным, принеся коню теплого хлеба. Мальчик раскаялся и солнце снова взошло над Бережками.

Перед мальчиком стала нелегкая задача, но герой смело пошел навстречу трудностям. Логика рассказа Паустовского демонстрирует, как нравственное совершенствование способно изменить личность в лучшую сторону.

Читатель знакомится в начале с бессердечным, нелюдимым, злобным, черствым и жадным героем, который к концу произведения превращается в отзывчивого, ответственного, надежного, дружелюбного мальчика, с легкостью заводящего друзей.

Конь

Паустовский поступает нетрадиционным образом, вводя в список центральных действующих лиц животное – лошадь. Мельник нашел раненого коня в Бережках. Автор рассказывает читателю, что во время отступления кавалеристов из деревни, в селе взорвался снаряд, ранив боевого коня. Поврежденная нога не позволяла коню продолжать участие в сражениях.

Вороная лошадь осталась в селе и погибла бы, если бы мельник Панкрат не спас животное. Война окончилась победоносно, а конь остался в Бережках, помогая мельнику восстанавливать мельницу. Но об этом читатель узнает только в конце повествования.

В начале повествования мельник спасает коня, но не может выкормить животное самостоятельно. Несчастный конь был вынужден бродить по деревне и побираться. Тогда односельчане решили помочь товарищу выходить, вылечить лошадь. Но конь – это особенный персонаж «Теплого хлеба».

Конь – герой войны. Односельчане уважали животное, относились к лошади так, как к равному себе человеку, потому что животное воевало на войне так же, как сражались в бою люди, солдаты.

Этого героя отличает недюжинное терпение. Конь помогает новому хозяину – Панкрату – на мельнице, возит строительные материалы, чтобы отремонтировать плотину, поврежденную военными событиями. Но конь – это некое нравственное мерило рассказа. Для персонажа характерно глубокое понимание жизни, смекалка.

Конь понимает, что для Панкрата он – обуза, поэтому животное ходит по селу, ведь если каждый житель села даст коню немного еды, это не будет слишком обременительно.

Между тем, животное наделено человеческими качествами. Среди них особенное место занимает чувствительность. Когда очередь кормить коня доходит до дома Фильки, то животное приходит туда в отсутствие бабушки.

Лошадь обижается на мальчика, который издевался над героем. Филька не дает коню хлеб, посыпанный солью, – лучшее лакомство для животного, выбрасывая гостинец в снег.

Реакция на злобное поведение Фильки – гнев коня, который, махнув хвостом и стукнув копытом, вызывает в деревне страшную метель.

Поднявшаяся буря оледенила реку, которая полностью замерзла. От нехватки воды остановилась и мельница.

Жители деревни поняли, что эта ситуация грозит селу голодом – ведь не работающая мельница означает отсутствие муки, а значит и хлеба, если Филька не извиниться перед конем.

Читатель, в свою очередь, узнает, что конь был «волшебным», ведь сумел наказать мальчика за ошибку и недостойное поведение. Конь отличается эмоциональностью: гнев затмевает разум животного.

В этом эпизоде поведение коня тоже демонстрирует читателю важность обдумывать последствия собственных поступков: животное не обдумало результат своих действий. Жители деревни относились к лошади уважительно и тепло, а теперь из-за одного шального мальчишки пострадали бы все крестьяне. Поступок коня – несправедлив, слишком жесток.

В итоге Филька осознал неправильность издевок над конем. Мальчик проявляет талант организатора и стратега. Рубка льда, которую придумал Филька, восстанавливает ток воды: лед плавится, и мельница начинает работать снова.

Кризисная ситуация способствовала духовному очищению Фильки: мальчик мирится с конем, принося животному лакомство. Но конь не уступил. Простить обидчика животное смогло лишь после настоятельных просьб Панкрата – мельника, которого конь считал хозяином и другом.

Конь прощает Фильку: в знак забвения обид лошадь кладет голову на плечо мальчика.

Фигура коня выписана Паустовским детально: лошадь обладает амбивалентностью натуры, присущей человеку, у которого в характере есть и преимущества, и недостатки.

Мельник

Панкрат считался в Бережках колдуном – за ум и мудрость, смекалку и многознание – в хорошем смысле. Когда кавалеристы оставили мужчине раненого коня, то вылечил животное. Прокормить лошадь крестьянин не мог, а потому конь стал «общественным».

К лошади Панкрат относится с большим уважением и любовью, считая коня героем войны. Мудрость мужчины проявилась и в ситуации, когда к нему обратился Филька. Панкрат не дал мальчику универсального рецепта для исправления положения, совета, как исправить ошибку.

Мельник хотел, чтобы Филька самостоятельно осознал вину, и понял, что перед конем надо всего лишь извиниться. Просьбы о прощении, конечно, недостаточно, потому что настоящее искупление требует решительных поступков.

В итоге, мальчик принял верное решение, сумев организовать товарищей – сельских друзей: вместе ребята, с помощью стариков, которых позвал Панкрат, раскололи лед.

Панкрата считают также немного строгим, практичным, сердитым мужчиной. Всю жизнь герой работал мельником, трудолюбие – одна из отличительных черт персонажа. Паустовский наделяет героя быстрыми глазами, проницательным взглядом, выдающим ум мужчины. Панкрат отзывчивый, рассудительный, мудрый, терпеливый человек. Герою ведома истинная ценность вещи: не материальная, но нравственная.

Филькина бабушка

Бабушка воспитывает внука, но женщина недовольна, что из мальчика растет неотесанный грубиян и задира. В бурю старушка поведала внуку, что его действия привели к критической ситуации, ведь метель означает, что село останется без пропитания.

В природе связано все, и бабочка, пролетевшая над Атлантическим океаном, способна вызвать ураган на другом конце планеты.

Бабушке свойственная мудрость и доброта: женщина демонстрирует собственным примером, что правильные поступки исправляют ситуацию и уничтожают мороз.

Птица

Сорока в рассказе Паустовского воплощает негативные качества характера человека. Это символический, сказочный герой произведения. Сорока представляет отрицательный пример, учит тому, какие поступки не стоит совершать.

Односельчане

Жители Бережков по просьбе Фильки приходят мальчику на помощь. Добрые люди прощают задиру, который сам отказывался помогать сотоварищам. Старики и юноши, которые живут в деревне, выхаживают общими усилиями коня, давая животному немного еды.

Источник: https://r-book.club/best/detskie/teplyj-hleb.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.