Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»

Тема творчества в романе

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»
Искусство и развлечения 26 апреля 2015

Произведение «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать итоговым в жизни Булгакова. Автор работал над ним на протяжении 12 лет. Не случайно этот роман является любимой книгой многих людей. В нем сочетаются представления автора о добре и зле, справедливости и любви. Однако, безусловно, тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» – основная.

Начало романа. Знакомство с представителями пишущей братии

В самом начале своего произведения автор знакомит нас с главой объединения литераторов МАССОЛИТ, Михаилом Александровичем Берлиозом, и поэтом Иваном Бездомным.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова поднимается уже на первых страницах романа. Автор показывает читателю свое ироничное отношение к Берлиозу, однобокость его образования и узость кругозора.

Именно он главный противник издания романа, созданного Мастером.

Истинное и ложное творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (сочинение с таким названием часто пишут школьники) является одной из самых главных. Произведение содержит в себе конфликт истинного и ложного творчества. Автор относился к этому вопросу очень болезненно. Не случайно исследователи полагают, что Мастер – прототип самого Булгакова.

Главной достопримечательностью Москвы был огромный ресторан, в котором подавали судачков, стерлядь, яйца-кокот. Члены МАССОЛИТа заботились главным образом о своей сытости, а не о качестве духовной пищи.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Образ мастера

Мастер изображен автором как истинный творец, который, как это обычно бывает, не может найти понимания среди заурядных писателей, поэтов и редакторов.

Произведение Мастера очень психологично, оно показывает тонкости взаимоотношений карающей стороны и осужденного человека, который невиновен, муки совести прокуратора. Гениальный роман Мастера не встретил поддержки со стороны МАССОЛИТа.

Гонители автора, движимые завистью, пишут обличительные статьи. Критика доводит Мастера до сумасшедшего дома.

Вмешательство высших сил в судьбу Мастера

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита», а если быть точнее, тема истинного творчества, связана с образом Мастера. Произведение, созданное им, находит поддержку Воланда и его свиты. Нечистая сила помогает восстановить справедливость. Они расправляются с Берлиозом, в конце произведения горит дом Грибоедова.

Любовь и творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» связана с темой любви. Чувство Маргариты помогает побороть разочарование в жизни, придает силы. Она верит в то, что роман Мастера – действительно гениальное творение.

Встреча с Воландом превращает Маргариту в ведьму. Чтобы спасти Мастера, она летит на бал Сатаны, который предстает перед читателями как справедливый судья.

Он помогает Маргарите вернуть возлюбленного и делает все, чтобы жизненные невзгоды последних дней не волновали их: Мастер больше не числится в клинике, их гнездышко, подвал, снова свободно, пять сгоревших экземпляров рукописи теперь у него в руках.

Кроме того, наверху было решено подарить влюбленным вечный покой и возможность наслаждаться жизнью.

Завершение романа

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» пронизывает все произведение. Книга заканчивается очень счастливо для Мастера и его возлюбленной. Подлинное творчество одерживает победу над ложным.

Мастер и Маргарита покидают то время, в котором они жили, и обретают вечный покой. Мастер находит то, что очень важно для истинного художника, – свободу, не ограниченную рамками политического строя.

Итак, освещена тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Кратко в этой статье мы уже рассказали, как она прослеживается в этом произведении. Теперь обратимся к истории создания романа.

Об истории создания романа

Знаменитое произведение Булгакова было опубликовано лишь в шестидесятые годы. Временем начала работы над романом следует считать 1928-1929 годы, так как сам автор датировал первые рукописи то одним, то другим годом. Первоначально произведение получило несколько вариантов названий: «Копыто инженера», «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом», «Гастроль».

Булгаков сжег свой роман весной 1930 года, оповестив об этом правительство, когда получил известие о том, что была запрещена пьеса «Кабала святош». Работа над произведением была возобновлена в 1931 году.

Именно тогда в книге появились Маргарита и её спутник, который в последующем был назван Мастером. У Воланда появилась свита. Редакция 1936 года, вторая по счету, была озаглавлена как «Фантастический роман».

Третья редакция изначально носила название «Князь тьмы». Произведение было озаглавлено как «Мастер и Маргарита» в 1937 году. В начале лета 1938 года впервые был полностью напечатан текст романа, который редактировался практически до последних дней жизни писателя.

Герой Мастера очень автобиографичен, что лишний раз подтверждается информаций о его возрасте, сообщенной в романе. Согласно тексту произведения Мастер был человеком примерно тридцати восьми лет. Столько же было Булгакову, когда он начал работать над этой книгой.

Считается, что на создание образа сатаны автора вдохновила опера Шарля Гуно, сильно впечатлившая его еще в детстве, а также поэма И.В. Гете «Фауст». Интересно, что на Булгакова произвел сильное впечатление роман Чаянова А.В., главный персонаж которого носит фамилию Булгаков. На страницах книги он сталкивается с дьявольской силой. Совпадение фамилий сильно взволновало писателя.

Примечательно, что Воланд в первых редакциях носил имя Астарот, но в последующем это имя было заменено.

Как сообщила вдова писателя, последние слова Булгакова о произведении «Мастер и Маргарита» были: «Чтобы знали…»

Сейчас в Москве на Большой садовой есть «Булгаковский дом». Это музей, который рассказывает о творчестве и жизни писателя. Довольно часто там проходят небольшие театральные постановки, импровизации на произведения писателя.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (аргументы для этого были приведены выше) является главной.

Кроме того, первоначально автор планировал поднять в романе множество общественных проблем, среди них и вопрос о сложностях работы русских писателей в России, которые подвергались настоящей травле со стороны государства.

В известной нам редакции автор пишет о судьбе одаренного человека в условиях господства тирании, что, впрочем, сильно перекликается с первоначальным замыслом.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» – ключевая, ведущая. Она тесно переплетается с темой любви героев этого великолепного произведения. Чувство Маргариты спасает Мастера. Творение, созданное Булгаковым, впечатляет современников, как ни одно другое.

Роман пользуется дурной репутацией у кинематографистов, однако находятся смельчаки, в которых желание снять фильм по этому произведению побеждает суеверный страх.

Последняя экранизация романа в 2005 году потрясла зрителя подробностью, количеством спецэффектов, мастерством актерского состава.

Источник: .ru

Источник: //monateka.com/article/128101/

Тема творчества в романе

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»

Произведение «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать итоговым в жизни Булгакова. Автор работал над ним на протяжении 12 лет. Не случайно этот роман является любимой книгой многих людей. В нем сочетаются представления автора о добре и зле, справедливости и любви. Однако, безусловно, тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» – основная.

Тема творчества в романе Мастер и Маргарита сочинение

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” создавался многие годы и стал итоговым произведением в жизни автора. В произведении освещаются многие темы, в том числе идея истинного творчества.

Она прослеживается на протяжении всего повествования – от первых до последних страниц.

Проблему творчества писатель раскрывает через трех персонажей – редактора журнала Берлиоза, поэта Бездомного и, конечно же, Мастера.

Для Михаила Александровича Берлиоза творчество – это возможность лишний раз потешить свое самолюбие и покичиться знаниями. Он воплощает в себе весь бюрократизм литературной элиты того времени. Несмотря на то, что Берлиоз погибает в самом начале книги, с его помощью удается показать принижение роли творчества и творца.

Иван Бездомный олицетворяет всю молодежь булгаковского периода – с их желанием творить, но абсолютным отсутствием индивидуальности и собственного стиля, искры.

Бездомный с большим рвением пишет стихи, но под влиянием требований и критериев журналов, в которых они печатаются, его поэтические работы выходят чудовищными, как он впоследствии замечает в больнице.

Там молодой человек осознает, что не быть ему поэтом, но тем не менее ему удается до самых глубин прочувствовать суть творчества.

Единственным, кто с самого начала понимал творчество в самом истинном его значении, был Мастер. На его примере проблема творчества раскрывается наиболее полно. Мастер не просто писатель, он – настоящий творец. Свой роман он не пишет, он им живет.

Все отказы, критические отзывы ранят его сердце настолько, что иногда ему кажется, будто обида за свое творение начинает материализоваться и преследовать его.

Мастеру не нужна слава, его не интересует самоутверждение; он не боится и не вгоняет себя в какие-либо рамки, игнорирует традиции и условности, в нем горит огонь его труда, позволяющий быть отверженным и бесстрашным.

Так, посредством трех совершенно разных героев, Михаил Афанасьевич исследует проблему творчества. Все описанные позиции по отношению к творчеству имеют место быть, но восхищение вызывает только одна, – вечная, чистая преданность своему делу, временами граничащая с безумием.

Вариант №2

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» – одно из самых загадочных произведений двадцатого столетия, которое поднимает множество проблем, актуальных и по сей день. Тема творчества является ведущей в романе, и писатель раскрывает ее на примере совершенно разных героев.

Уже в самом начале произведения ставится проблема истинного предназначения творчества. Начитанный и тщеславный Берлиоз представляет собой яркий пример представителя популярного в Москве литературного общества.

Для него писательское дело – это, в первую очередь, слава, всеобщее признание и уважение. Для Ивана Бездомного атеистическая поэзия – способ выделиться, проявить свою «яркую» индивидуальность. Но такое дело нельзя назвать творчеством, оно фальшиво и неискренне.

Иван пишет стихи неосознанно, не проникаясь ими, не чувствуя их.

Настоящим творцом можно назвать Мастера, с которым Булгаков знакомит читателей несколько позже. Возлюбленная Маргарита дала ему такое прозвище по той причине, что он – мастер своего дела и он не самоутверждается посредством творчества.

Она поняла это, прочитав его гениальный роман о Понтии Пилате. Но главную книгу жизни Мастера раскритиковали в том самом литературном обществе, где работали «талантливые» Берлиоз и Иван Бездомный.

Беспощадная критика глубоко ранила чувствительное сердце писателя, потому что он вложил все свои силы в этот роман. Мастер до такой степени жил своим творением, что не выдержал грубой критики и пал духом, дошел до отчаяния.

Он сжег свое творение, но Воланд его уверял: «Рукописи не горят», то есть настоящие, истинные творения человека живут вечно, а не растворяются во времени.

Таким образом, в своем романе М.А.Булгаков раскрывает тему истинного творчества на примере Мастера, познакомившись с которым Иван Бездомный переосмыслил свои стихи. Он осознал, что цель подлинного творчества – это не стремление к славе, а порыв души и доброго сердца.

Сочинение Тема творчества в романе Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» произведение Булгакова, в котором автор поднял множество тем. Актуальность вопросов упомянутых в произведении не исчезла даже сегодня. Творчество в видении Булгакова описано на примере персонажей таких как: Берлиоз, Иван Бездомный и, конечно же, самого мастера. Это совершенно разные персонажи со своей судьбой.

Берлиоз является воплощением бюрократизма, он понижает творчество людей. Через это прошел Булгаков и его персонаж мастер.

Берлиоз до последней минуты жизни не отступает от своего мнения, он уверен в том, что Иисуса не существует. Это человек самодур, он любуется только собой в этом и заключается его творчество.

Берлиоз образован и начитан и этим он гордится, но на вопросы отвечает только цитатами из книг, сама же истина остается для него закрытой.

Следующий персонаж, осветляющий вопрос творчества это поэт Иван Бездомный. Это молодой человек и творчество его это молодежное направление. Но, он не может вольно творить, так как ему хочется, он постоянно идет на поводу у критиков и всяких «берлиозов».

Вскоре после встречи с Воландом, молодой поэт понимает, что творчество его чудовищное. Бездомный выбрал не правильный путь в своем творчестве. Иван уже в больнице меняет свои понятия и понимает, что дорога поэта для него закрыта.

Хотя, так ошибиться мог и сам мастер, но вот только мастер не слушал критиков и рвение творить, как ему хочется, всегда было впереди.

На примере мастера Булгаков очень четко осветил проблему творчества. После прочтения романа, язык не поворачивается назвать этого героя писателем – он мастер. Для него творчество это никак не способ заработать или как-то самоутвердится. Его роман, это как его жизнь, как глоток воздуха.

Мастер каждый день живет своим творчеством. Благо для мастера на его жизненном пути появилась Маргарита, которая помогает по жизни. Он полюбил эту женщину, и эта любовь перенеслась в роман, что опять доказывает, что мастер живет романом. Все творчество мастера это есть его отражение.

Великий деятель литературы Булгаков достаточно понятно рассказал о теме творчества на примере трех персонажей, возможно, каждый найдет в них, что-то схожее с собой.

Кратко по литературе

Тема творчества в романе Мастер и Маргарита

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 классОсень по праву считается самой красивой и загадочной порой. Каждый из нас может воспринимать осень по- разному, для кого-то это пора грусти, ведь лето закончилось, впереди холодная долгая зима. А для кого-то напротив осень- это красочное,
  • Тема творчества в романе Мастер и Маргарита сочинениеРоман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” создавался многие годы и стал итоговым произведением в жизни автора. В произведении освещаются многие темы, в том числе идея истинного творчества. Она прослеживается на
  • Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза Островского сочинениеОдним из центральных персонажей в пьесе Островского А.Н. считается Кабанова Марфа Игнатьевна – богатая купчиха, живет без мужа, упрямая и черствая, жестокая и боевая, имеет двоих детей Тихона и Варвару. Эта героиня полна земных дел, она,
  • Нужен ли России Базаров? – сочинение по роману Отцы и детиНеоднократно в истории русской литературы писателями поднимался вопрос «лишнего человека». Среди «лишних людей» мы может наблюдать таких героев как Безухов, Обломов, Онегин, Чацкий и многие другие.
  • Сочинение Любовная лирика Лермонтова 9 классТеме любви в творчестве любого автора, как правило, уделяется достаточно времени и внимания. Молодой Лермонтов посвятил свыше двадцати стихотворений своим прекрасным подругам. Он подробно описывает свои взаимоотношения с ними – вероломство и измена,
  • Сочинение на тему Прогулка по весеннему лесуВесной лес выгладить волшебно, а прогулка по нему способна доставить удовольствие любому человеку. Весна – это золотая серединка между холодной и мрачной зимой и теплым, ласковым летом.

Источник: //uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/tema-tvorchestva-v-romane-master-i-margarita

Тема творчества в романе “Мастер и Маргарита”

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»

Вступление Творчество в понимании Берлиоза Творчество для Ивана Бездомного Творчество и мастер Выводы

Вступление

Роман ” Мастер и Маргарита ” поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе “Мастер и Маргарита” – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия.

Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера.

Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.

Творчество в понимании Берлиоза

Тема творчества в романе “Мастер и Маргарита” поднимается с первых страниц.

С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе “председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор Толстого художественного журнала” неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически

не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.

В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях.

Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве.

Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза “Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек”.

Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась “за кадром”.

В дополнение к образу “пишущей братии” Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его “румяногубым” и “пышнощеким”, писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.

Творчество для Ивана Бездомного

Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и “толстых журналов” превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.

Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его “чудовищны”, и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе “Мастер и Маргарита” проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер.

Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название “Появление героя”. Он действительно настоящий герой и творец.

Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в “спрута с очень длинными и холодными щупальцами”, который начинает ему видится повсюду, “как только погаснет свет”. Мастер пишет роман, и будто живет им.

Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары “настали безрадостные дни”, они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Выводы

Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет.

Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами.

Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.

Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на “поэмы под заказ” и, в конце концов, осознает, что стихи его “чудовищны” и писать их он больше не будет.

На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер.

Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа.

Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман “Мастер и Маргарита”.

Источник: //ege-essay.ru/tema-tvorchestva-v-romane-master-i-margarita/

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» — сочинения для 11 класса

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»

  1. Вступление
  2. Творчество в понимании Берлиоза
  3. Творчество для Ивана Бездомного
  4. Творчество и мастер
  5. Выводы

Роман «Мастер и Маргарита» поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе «Мастер и Маргарита» – одна из таких тем.

Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия. Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера.

Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.