Сюжет романа «Обломов»

Обломов

Сюжет романа «Обломов»

В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов — молодой человек лет тридцати двух, не обременяющий себя особыми занятиями.

Его лежание — это определённый образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, потому Илья Ильич так горячо, философски осмысленно возражает против всех попыток поднять его с дивана.

Таков же и слуга его, Захар, не обнаруживающий ни удивления, ни неудовольствия, — он привык жить так же, как и его барин: как живётся…

Этим утром к Обломову один за другим приходят посетители: первое мая, в Екатерингоф собирается весь петербургский свет, вот и стараются друзья растолкать Илью Ильича, растормошить его, заставив принять участие в светском праздничном гулянии. Но ни Волкову, ни Судьбинскому, ни Пенкину это не удаётся. С каждым из них Обломов пытается обсудить свои заботы — письмо от старосты из Обломовки и грозящий переезд на другую квартиру; но никому нет дела до тревог Ильи Ильича.

Продолжение после рекламы:

Зато готов заняться проблемами ленивого барина Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрого».

Зная, что после смерти родителей Обломов остался единственным наследником трёхсот пятидесяти душ, Тарантьев совсем не против пристроиться к весьма лакомому куску, тем более что вполне справедливо подозревает: староста Обломова ворует и лжёт значительно больше, чем требуется в разумных пределах. А Обломов ждёт друга своего детства, Андрея Штольца, который единственный, по его мысли, в силах помочь ему разобраться в хозяйственных сложностях.

Первое время, приехав в Петербург, Обломов как-то пытался влиться в столичную жизнь, но постепенно понял тщетность усилий: ни он никому не был нужен, ни ему никто не оказывался близок. Так и улёгся Илья Ильич на свой диван… Так и улёгся на свою лежанку необычайно преданный ему слуга Захар, ни в чём не отстававший от своего барина.

Он интуитивно чувствует, кто может по-настоящему помочь его барину, а кто, вроде Михея Андреевича, только прикидывается другом Обломову. Но от подробного, с взаимными обидами выяснения отношений спасти может только сон, в который погружается барин, в то время как Захар отправляется посплетничать и отвести душу с соседскими слугами.

Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где всё дышит спокойствием и безмятежным сном.

Здесь только едят, спят, обсуждают новости, с большим опозданием приходящие в этот край; жизнь течёт плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги.

Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви. Всё мирно, тихо, покойно в этом благословенном краю — никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, среди которых протекало детство Ильи Ильича.

Этот сон мог бы длиться, кажется, целую вечность, не будь он прерван появлением долгожданного друга Обломова, Андрея Ивановича Штольца, о приезде которого радостно объявляет своему барину Захар…

Брифли существует благодаря рекламе:

Часть вторая

Андрей Штольц рос в селе Верхлёве, некогда бывшем частью Обломовки; здесь теперь отец его служит управляющим.

Штольц сформировался в личность, во многом необычную, благодаря двойному воспитанию, полученному от волевого, сильного, хладнокровного отца-немца и русской матери, чувствительной женщины, забывавшейся от жизненных бурь за фортепьяно.

Ровесник Обломова, он являет полную противоположность своему приятелю: «он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает; когда он успевает — Бог весть».

Первое, с чего начинает Штольц — вытаскивает Обломова из постели и везёт в гости в разные дома. Так начинается новая жизнь Ильи Ильича.

Штольц словно переливает в Обломова часть своей кипучей энергии, вот уже Обломов встаёт по утрам и начинает писать, читать, интересоваться происходящим вокруг, а знакомые надивиться не могут: «Представьте, Обломов сдвинулся с места!» Но Обломов не просто сдвинулся — вся его душа потрясена до основания: Илья Ильич влюбился.

Штольц ввёл его в дом к Ильинским, и в Обломове просыпается человек, наделённый от природы необыкновенно сильными чувствами, — слушая, как Ольга поёт, Илья Ильич испытывает подлинное потрясение, он наконец-то окончательно проснулся.

Но Ольге и Штольцу, замыслившим своего рода эксперимент над вечно дремлющим Ильёй Ильичом, мало этого — необходимо пробудить его к разумной деятельности.

Тем временем и Захар нашёл своё счастье — женившись на Анисье, простой и доброй бабе, он внезапно осознал, что и с пылью, и с грязью, и с тараканами следует бороться, а не мириться. За короткое время Анисья приводит в порядок дом Ильи Ильича, распространив свою власть не только на кухню, как предполагалось вначале, а по всему дому.

Но всеобщее это пробуждение длилось недолго: первое же препятствие, переезд с дачи в город, превратилось постепенно в ту топь, что и засасывает медленно, но неуклонно Илью Ильича Обломова, не приспособленного к принятию решений, к инициативе. Долгая жизнь во сне сразу кончиться не может…

Ольга, ощущая свою власть над Обломовым, слишком многого в нём не в силах понять.

Часть третья

Поддавшись интригам Тарантьева в тот момент, когда Штольц вновь уехал из Петербурга, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему Михеем Андреевичем, на Выборгскую сторону.

Не умея бороться с жизнью, не умея разделаться с долгами, не умея управлять имением и разоблачать окруживших его жуликов, Обломов попадает в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, чей брат, Иван Матвеевич Мухояров, приятельствует с Михеем Андреевичем, не уступая ему, а скорее и превосходя последнего хитростью и лукавством. В доме Агафьи Матвеевны перед Обломовым, сначала незаметно, а потом всё более и более отчётливо, разворачивается атмосфера родной Обломовки, то, чем более всего дорожит в душе Илья Ильич.

Постепенно все хозяйство Обломова переходит в руки Пшеницыной. Простая, бесхитростная женщина, она начинает управлять домом Обломова, готовя ему вкусные блюда, налаживая быт, и снова душа Ильи Ильича погружается в сладостный сон.

Хотя изредка покой и безмятежность этого сна взрываются встречами с Ольгой Ильинской, постепенно разочаровывающейся в своём избраннике.

Слухи о свадьбе Обломова и Ольги Ильинской уже снуют между прислугой двух домов — узнав об этом, Илья Ильич приходит в ужас: ничего ещё, по его мнению, не решено, а люди уже переносят из дома в дом разговоры о том, чего, скорее всего, так и не произойдёт.

«Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, всё волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» — размышляет Обломов, понимая, что всё происходящее с ним есть не более чем последние конвульсии живой души, готовой к окончательному, уже непрерывному сну.

Дни текут за днями, вот уже и Ольга, не выдержав, сама приходит к Илье Ильичу на Выборгскую сторону. Приходит, чтобы убедиться: ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон.

Тем временем Иван Матвеевич Мухояров прибирает к рукам дела Обломова по имению, так основательно и глубоко запутывая Илью Ильича в своих ловких махинациях, что вряд ли уже сможет выбраться из них владелец блаженной Обломовки.

А в этот момент ещё и Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось, починить уже никому не по силам. Это становится последней каплей в муках сопротивления Ильи Ильича — он заболевает горячкой.

Часть четвёртая

Год спустя после болезни Обломова жизнь потекла по своему размеренному руслу: сменялись времена года, к праздникам готовила Агафья Матвеевна вкусные кушанья, пекла Обломову пироги, варила собственноручно для него кофе, с воодушевлением праздновала Ильин день…

И внезапно Агафья Матвеевна поняла, что полюбила барина.

Она до такой степени стала предана ему, что в момент, когда нагрянувший в Петербург на Выборгскую сторону Андрей Штольц разоблачает тёмные дела Мухоярова, Пшеницына отрекается от своего брата, которого ещё совсем недавно так почитала и даже побаивалась.

Пережившая разочарование в первой любви, Ольга Ильинская постепенно привыкает к Штольцу, понимая, что её отношение к нему значительно больше, чем просто дружба. И на предложение Штольца Ольга отвечает согласием…

А спустя несколько лет Штольц вновь появляется на Выборгской стороне. Он находит Илью Ильича, ставшего «полным и естественным отражением и выражением ‹…› покоя, довольства и безмятежной тишины.

Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нём, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать…». Обломов нашёл своё тихое счастье с Агафьей Матвеевной, родившей ему сына Андрюшу.

Приезд Штольца не тревожит Обломова: он просит своего старого друга лишь не оставить Андрюшу…

А спустя пять лет, когда Обломова уже не стало, обветшал домик Агафьи Матвеевны, и первую роль в нём стала играть супруга разорившегося Мухоярова, Ирина Пантелеевна. Андрюшу выпросили на воспитание Штольцы.

Живя памятью о покойном Обломове, Агафья Матвеевна сосредоточила все свои чувства на сыне: «она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…

» И высокая память навсегда связала её с Андреем и Ольгой Штольцами — «память о чистой, как хрусталь, душе покойника».

А верный Захар там же, на Выборгской стороне, где жил со своим барином, просит теперь милостыню…

Источник: https://briefly.ru/goncharov/oblomov/

Сюжет и композиция романа «Обломов»

Сюжет романа «Обломов»

В основе сюжета романа И.А.Гончарова история жизни главного героя Ильи Ильича Обломова. В основе трагедии главного героя — обломовщина, то есть существование многих поколений дворян помещиков, которое было основано на паразитизме.

Композиция романа как отражение замысла писателя

Композиция «Обломова» выстроена писателем по строгой логике отображения национального характера, выраженного в образе главного персонажа.

Логика деления на части:

  • 1 часть — день Обломова, его характер, история детства. Персонажи, оттеняющие характер героя.
  • 2 часть — история любви Обломова и Ольги Ильинской. Противопоставление главного героя и Штольца.
  • 3 часть — Конец любви, отношения героя с Агафьей Тихоновной.
  • 4 часть — конец Обломова.

Первая часть романа — отображение характер героя

По замыслу Гончарова сюжет произведения разделен на 4 основные части. Цель первой части — показать характер Обломова от жизни в деревне и проблемах по службе.

  • 1 глава — портрет героя, обстановка, характеризующая его. Захар как альтер эго своего барина;
  • 2-4 главы — характеристика жизни, от которой отказывается Обломов

( Волков — воплощение светской жизни, Судьбинский — карьеры, службы, Пенкин — литературных занятий, публицистики, Волков и Тарантьев как приживалы при барине) ; подготовка появления Штольца;

  •  5-6 главы — рассказ о службе, причины отвращения к жизни у героя, рассказ о его учении. Внутренняя жизнь Обломова

(» Так пускал он вход свои нравственные силы, так волновался часто по целым дням, и только тогда разве очнется с глубоким вздохом от обаятельной мечты или от мучительной заботы, когда день склонится к вечеру… Тогда он опять проводит его мучительным взглядом и печальной улыбкой и мирно опочиет от волнений»);

  • Характеристика Захара и его отношений с барином

( » Он принадлежал двум эпохам, и обе наложили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов» ,»старинная связь была неистребима между ними»);

  • главы 2-8 — невозможность для Обломова действовать и решать практические дела: чтение письма из имения, обращение героя ко всем, даже доктору, за советом и помощью — неспособность к деятельности.
  • 9 глава — Сон Обломова — центральное место романа, объясняющее суть обломовщины как явления.
  • 10-11 главы — проясняют характер слуг, в частности показывают преданность Захара барину, подготавливают приезд Штольца, который и появляется в конце 10 главы.

Вторая часть романа  «Обломова» — любовная линия сюжета

2 часть романа в общей композиции посвящена истории любви героя и Ольги Ильинской, а также отображению испытания героя любовью, попытке вырвать его из обломовщины. Девиз этой части — «теперь или никогда».

  • 1-2 главы — о Штольце как альтернативе Обломову, соединение немецкого (отец) и русского (мать) —

» Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…», «…сам он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…», у Обломова «всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров…»

  • 3-4 главы — диалоги главного героя и Штольца. Обломовская критика современной жизни

(«это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала человеку природа», обломовская идиллия — покойная жизнь, без суеты, без войн, карьеры).

Программа Штольца

(» Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни»). Обломовщина — диагноз Штольца.

  • 5 глава — Знакомство Обломова и Ольги Ильинской. Цель Штольца и Ольги -спасти Илью Ильича от обломовщины. Пение Ольги

(» Давно не чувствовал он такой бодрости и такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг».)

  • Отношение Ольги к Обломову. Сначала только цель пробудить его к жизни

(«Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее»).

Ветка сирени (6 глава) как символ искренней любви не только героя , но и Ольги.

  • 7 глава — Преображение жизни Захара как отголосок жизни барина.
  • 8-12 главы — развитие любви: встречи. Сомнения, объяснение, письмо Ильи Ильича, упоение счастьем. Ольга

«А теперь она поняла, что только что начала жить».

Обломов —

«Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал — она тут». «Для меня любовь эта — все равно что…жизнь… Жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг; мне как будто бог послал ее — и велел любить».

Преображение героя

(«Обломов сиял, идучи домой. У него кипела кровь, глаза блистали».)

Третья часть композиции «Обломова» — крах героя

В 3 части Гончаров показывает крушение своего главного героя. Илья Ильич не выдерживает испытания любовью. Появление другой героини — Агафьи Тихоновны.

  • 1-4 главы — вмешательство жизни, требующей от него действия: ситуация с квартирой не разрешена, Обломов остается. Внимание Обломова к Агафье Тихоновне

(«Деревню напоминают, Обломовку»).

Начало интриги Ивана Матвеевича и Тарантьева против Обломова. Отсутствие у героя знаний о жизни. Разговоры о свадьбе и реакция на них Обломова

(«Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе…»)

  • 5-6 глава -начало конца любви (в ответ на предложение Ольги покататься по Неве —

«Что ты? Бог с тобой! Этакой холод…» ),

на разговоры о свадьбе —

» Погоди, Ольга: к чему так торопиться?»

Нежелание ехать к Ольге. Постепенное возвращение к прежнему образу жизни — мысли поселиться рядом с Ольгой-

«…но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте».

  • 7 глава — объяснение с Ольгой, последний взлет

(«Вы увидите, ты и Андрей, до какой высоты подниает человека любовь такой женщины, как ты!»)

  • 8-10 главы — столкновение Обломова с жизнью ( письмо из имения, разговор с Иваном Матвеевичем, наивность в практических делах, стремление избавиться от них с чужой помощью)
  • 11 глава — последнее объяснение с Ольгой- конец отношений

(«Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего больше не хочешь… да я не такая»)

Четвертая часть — общий итог «Обломова»

В 4 части писатель показывает постепенное приближение к концу. Временные рамки: прошел год, полтора, пять лет.

  • 1 глава — любовь Агафьи Тихоновны

(«… полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку»). «Его отношения к ней были гораздо проще:… воплощался идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».

  • 2 глава — объяснение со Штольцем . Штольц :

» Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

(«Дружба утонула в любви»).

  •  5-7 главы — Штольц утраивает дела Обломова (раскрывает интригу Тарантьева и Ивана Матвеевича). Решительный поступок героя — пощечина Тарантьеву — ответ на оскробления Штольца.
  • 8 глава — жизнь Штольца и Ольги. Духовный рост Ольги. Женщина в русской литературе — духовно выше героя. Ольга об Обломове —

«никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его будет всегда чисто, светло, честно…»

  • 9 глава — Последняя встреча Штольца и Обломова.

» Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины». Последний поступок героя. На слова Штольца об Агафье Тихоновне Обломов с достоинством говорит, что это его жена.

  • 10-11 главы — своеобразный эпилог — жизнь после смерти героя. Достоинство Агафьи Тихоновны

(» Она на все отвечает достоинством своей скорби и гордым молчанием»).

Деятельность Штольца. Воспитание сына Обломова, Андрея, в семье Штольца и Ольги. Судьба Захара как отражение судьбы барина. То же нежелание и неумение жить. Обломовщина — как приговор.

Композиция романа Гончарова — искусное переплетение глав, которые помогают автору воссоздать тип русского национального характера, показать его принципы, характерные черты, предначертанность судьбы.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-a-goncharov-syuzhet-i-kompozitsiya-romana-oblomov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.