Схемы предложений с однородными членами предложения

Как составить схему предложения

Схемы предложений с однородными членами предложения

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения.

Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами.

Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице.

И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие  посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

Условные обозначения, применяемые на графических схемах

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

Простые и сложные предложения

  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

Как определить количество частей в сложном предложении

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

Условные обозначения членов предложения

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений

  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Круглые скобки для обозначения придаточных предложений

  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Синтаксический разбор простого предложения

Лучшие сервисы собраны в статье: Синтаксический разбор предложения онлайн.

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему.

Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения.

Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже).

Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

Схема простого предложения

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух.

Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше).

Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом;
  • простые – Даниил плавал;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать.

Источник: //it-doc.info/kak-sostavit-sxemu-predlozheniya/

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Схемы предложений с однородными членами предложения

Цели урока:

  1. Развивать умение находить однородные члены, обобщающие слова при однородных членах.
  2. Вырабатывать навык грамотного объяснения постановки знаков препинания при однородных членах предложения, в том числе с обобщающими словами.

  3. Совершенствовать навык использования однородных членов в предложениях.
  4. Соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.
  5. Проявить больший интерес к произведениям С. Я. Маршака.

Оборудование.

  • иллюстрации с зимним пейзажем;
  • схемы предложений с однородными членами.

Дидактический материал: портрет детского писателя С. Я. Маршака.

Эпиграф:

Нельзя, чтобы тот себя письмом прославил,Кто грамматических не знает правил.А. П. Сумароков.

II. Орфографический диктант «Проверь себя»

Задание.

Записать проверочные слова к диктуемым учителем словам. Орфограмма «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.»

Учитель диктует:Учащиеся пишут:
  1. Отвечать.
  2. Бодрить.
  3. Гостить.
  4. Завязать.
  5. Торговать.
  6. Вычислять.
  7. Дальнейший.
  8. Удивление.
  9. Похвала.
  10. Властелин.
  1. Ответ.
  2. Бодрый.
  3. Гость.
  4. Вяжет.
  5. Торг.
  6. Числа.
  7. Даль.
  8. Диво.
  9. Хвалит.
  10. Власть.

III. Работа в парах

(Один ученик задаёт вопрос, другой ученик отвечает.)

Учащиеся получают карточки с вопросами, охватывающими теоретический материал нескольких тем: « Признаки однородных членов предложения», «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», «Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах».

Примерные вопросы:

  1. Каковы отличительные признаки однородных членов предложения?
  2. Какие члены предложения могут быть однородными?
  3. Какие слова называются обобщающими словами при однородных членах?
  4. Какие союзы могут соединять однородные члены?
  5. Когда между однородными членами предложения запятая ставится?
  6. Когда между однородными членами предложения запятая не ставится?
  7. Как расставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

В процессе повторения материала на доске рисуются схемы предложений с однородными членами (можно схемы на карточках приготовить заранее).

[O и О]. [О, а О].
[О да = и О]. [О, но О].
[О и О, О и О]. [О, да = но О].
[О, О и О]. [О: О, О, О].
[и О, и О, и О]. [О, О, О – О].
[О, и О, и О].

IV. Работа с дидактическим материалом

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Совершенствуем умение применять теоретические знания. В качестве дидактического материала используются строчки из стихотворений С.Я.Маршака. Это позволяет активизировать знания учащихся по литературе и проявить больший интерес к произведениям С. Я. Маршака.

Задание:

  1. Прочитать предложение.
  2. Назвать стихотворение С. Я. Маршака.
  3. Подчеркнуть однородные члены.
  4. Надписать часть речи, которой выражены однородные члены.
  5. Расставить знаки препинания, опираясь на записанные ранее схемы (знаки препинания в предложениях не расставлены).

Дидактический материал.

1. «Все троллейбусы трамваи
Гонит в парки Угомон». («Угомон».)

2. «Зайцы соболи и белки
Бьют в литавры и тарелки». («В цирке».)

3. «На доске и в тетради
Школьники строят слова». («Урок родного языка».)

4. «Он вас, бедных, пожалеет И подчистит и подклеит И обрежет и сольёт

И оденет в переплёт». («В библиотеке».)

5. «Я вам семечко найду
На дворе или в саду». («Кто колечко найдёт?»)

6. «Гайки гвозди старый кран
Брякают в кармане». («Большой карман».)

7. «Молоко прошло насквозь
Просочилось пролилось». («Большой карман».)

8. «Стала свинка хрипло хрюкать
Непослушного баюкать». («Про глупого мышонка».)

9. «Он опять поспал немножко И опять взглянул в окошко Увидал большой вокзал

Удивился и сказал». («Вот какой рассеянный».)

10. «Не обходится без нас
Ни диктовка ни рассказ». («Знаки препинания».)

V. Работа с текстом

Знаки препинания в предложениях не расставлены. Варианты однородных членов предложения выделены курсивом.

Задание:

  1. На месте пропусков поставить подходящие по смыслу однородные члены предложения.
  2. Определить, какие это члены предложения, подчеркнуть их.
  3. Надписать часть речи, которой выражены однородные члены.
  4. Расставить знаки препинания.
  5. Прочитать полученный текст.
  6. Какова тема текста?
  7. Какова основная мысль текста? Озаглавьте текст.

Текст.

Ранней зимой в парках и в лесу установилась тишина. С пасмурного неба падают одинокие и редкие снежинки. На ладонях они превращаются в чистые капли воды смерзаются. В лесу остались зимовать птицы синицы и дятлы сороки и воробьи. Редкие грозди красной рябины напоминают о лете и об осени.

VI. Занимательная задачка

Предложения записаны на заранее подготовленных карточках 1, 2.

Задание:

  1. Выразительно прочитать предложение.
  2. Определить, в чём отличие данных предложений.
  3. Подчеркнуть однородные члены предложения.
  4. Расставить знаки препинания, объяснить особенность постановки знаков препинания в данных предложениях, выбрать соответствующую схему (знаки препинания не расставлены).

Карточка 1.

«Дама сдавала в багаж Диван чемодан саквояж картину корзину картонку

И маленькую собачонку».

С. Я. Маршак. «Багаж».

Карточка 2.

«Выдали даме на станции Четыре зелёных квитанции О том, что получен багаж Диван чемодан саквояж картина корзина картонка

И маленькая собачонка».

С. Я. Маршак. «Багаж».

VII. Сочиняем сказки об однородных членах предложения

Учащиеся учатся составлять текст, используя теоретические знания по теме урока. Вот какие творческие работы были подготовлены учащимися в качестве домашнего задания к данному уроку.

Сказка про двух братьев.

Когда-то жили два брата, два однородных члена предложения – глупый и умный.

Однажды поссорились они, потому что не хотели больше жить вместе. Попросили братья запятую разделить их. Запятая пришла к братьям, да не одна, а с союзами а, но, и. Сказала запятая: «Скучно мне будет жить с вами, поэтому пришла я не одна.

Привела я своих друзей». Братья ей ответили: «Хорошо, попробуй соединить нас союзами». Встала запятая вместе с союзом а. Понравилось братьям. Встала запятая с союзом но. И так понравилось братьям.

А союз и не захотел разделять двух братьев, а пожелал помирить их.

Встал союз и один, без запятой. Не понравилось это братьям. Разделились они, сказали возмущённо: «Что ты делаешь? Не желаем мы жить вместе. Уходи!». Союз и обиделся и ответил: «Не хочу я вас разделять. Это не по-братски!». Ушёл, не оглядываясь.

Так в русском языке и повелось: запятая дружит с союзами а, но и всегда готова разделить все однородные члены.

Сочинила Хасанова Саша, ученица 5а класса,Лицей №329 Невского района

г. Санкт-Петербург.

Сказка об однородных членах предложения.

Жили-были сказуемые. Вечно спорили они между собой, потому что никак не могли решить, кто же из них главней. Вот и ссорились:

– Я главней! – говорит первое сказуемое.

– Нет, я! – кричит второе сказуемое.

Услышало их споры подлежащее. Решило оно помирить сказуемые и пригласило братьев к себе в предложение. Да только и там споры не прекращались, ведь стояли-то они рядом.

Думало подлежащее, думало и придумало. Позвало союз и запятую. Разделила запятая сказуемые. Если запятая отсутствовала, то одиночный союз и заменял её. Споры между братьями прекращались.

С тех пор между однородными членами стоит либо одиночный союз и, либо запятая. Больше сказуемые-братья не спорят, а живут в мире и согласии.

Сочинил Бооде Марк, ученик 5а класса,Лицей №329 Невского района

г. Санкт-Петербург.

VIII. Итог урока

Закрепление пунктуационных навыков обеспечивает такая форма работы, как тест.

Тест.

  1. Однородные члены предложения относятся к __________________________ слову, отвечают на __________________________ вопрос, выражены  ___________________________ частью речи,

    являются _____________________________ членом предложения,

  2. Однородными могут быть _____________________ члены предложения.
  3. Однородные члены соединяются в устной речи __________________________, в письменной речи __________________________ ,

    разделяются __________________________ .

  4. Обобщающими словами при однородных членах называются слова, в которых заключено  __________________ всех однородных членов предложения.
  5. При однородных членах предложения запятая ставится _______________________________________.
  6. При однородных членах предложения запятая не ставится _____________________________________.

Что означает «играть в бирюльки»?

Бирюлька (ж.р.).

Бирюлечка (ж.р.).

  1. Дудочка, свирель.
  2. Украшения.
  3. Мелкие игрушки.
  4. Маленькие деревянные игрушки.

Это русская игра. Когда-то в долгие зимние вечера она спасала от скуки. Горсть ровно нарезанных соломинок или маленькие деревянные игрушки горкой (ворохом) высыпали на стол.

Играющие специальным крючком вытаскивают по одной бирюльке, стараясь не потревожить, не встряхнуть вороха бирюлек. Если один игрок был неосторожен, очередь переходила к другому игроку. Играли долго, пока все бирюльки не были вытащены.

Выигрывал тот, у кого оказывалось большее количество вытащенных крючком бирюлек.

Задание:

  1. Поинтересуйтесь, что означают русские игры играть в молчанку, играть в чижа, играть в лапту.
  2. Составьте предложения на тему «Игры», включив в них различные однородные члены.

Источник: //zvonoknaurok.ru/load/russkij_jazyk/konspekty_urokov/znaki_prepinanija_v_predlozhenijakh_s_odnorodnymi_chlenami/3-1-0-2201

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.