Суть романа «Обломов»

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов»: краткое содержание

Суть романа «Обломов»

«Обломов» (1859) – самый известный роман русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Он образует своеобразную трилогию с двумя другими романами прозаика – «Обыкновенной историей», которая была опубликована двенадцатью годами ранее, и «Обрывом», что увидел свет через десятилетие после публикации «Обломова».

Над каждым крупным произведением Гончаров работал основательно. Так и «Обломов» создавался без спешки, многократно правился и переписывался на протяжении двенадцати лет. Одна из самых знаменитых глав «Сон Обломова» вышла самостоятельным произведением в 1849 году.

Полный текст романа был опубликован только в 1859-м на страницах культового журнала «Отечественные записки».

Эффект, произведенный «Обломовым» на публику и критику, был ошеломительным. Он вышел накануне кардинальных исторических перемен, когда революционные мысли уже вовсю бередили умы прогрессивных россиян.

Роман Гончарова был воспринят как призыв к борьбе с закостенелой системой и удобной бездеятельностью, которой поддаются многие соотечественники.

Актуальная тема произведения
Прошло два века, сменились строи и десятки правителей, но «Обломов» по-прежнему остался актуальным. Что есть истинная жизнь? Нужна ли человеческому существованию конкретная цель? Чем так опасно спокойное тихое счастье? Эти вопросы всегда занимали и будут занимать людей, а Иван Александрович Гончаров рискнул над ними задуматься.

Давайте вспомним сюжет романа, который приоткрывает завесу этих вечных вопросов.

Знакомство с Ильей Ильичем Обломовым

Царская Россия. Петербург. В одной из квартир большого дома на Гороховой улице лежал на диване Илья Ильич Обломов.

Лежание для него не было необходимостью, как для больного или того, кто сильно хочет спать, не было и случайностью уставшего или наслаждением лентяя. Лежание являлось обыкновенным состоянием Ильи Ильича. В таком положении он проводил большую часть дня.

Неизменным местом для дневного досуга был избран диван в гостиной, в другие комнаты своей просторной квартиры Илья Ильич практически не заходил.

На момент нашего знакомства Обломову тридцать лет с небольшим. Рост средний, глаза темно-серые, кожа бледная. В целом наружность обитателя квартиры на Гороховой можно было назвать приятной.

Правда, от малоподвижного образа жизни и склонности к жирной пище тело его преждевременно утратило молодецкую упругость и подтянутость.

Илья Ильич никак не пытался скрыть изъяны фигуры элегантными фраками, выглаженными рубашками, он отдавал предпочтение одежде удобной и фаворитом его гардероба являлся халат.

Это был настоящий восточный халат из персидской материи с расширяющимися от пальцев к плечу рукавами. Любимая вещь имела в глазах хозяина массу достоинств. Мягкий, удобный, просторный (даже Обломов мог завернуться в него дважды), он был каждодневным спутником Ильи Ильича и, забегая вперед, остался со своим хозяином до конца жизни.

В квартире на Гороховой обитал еще один человек – это Захар Трофимов – слуга Ильи Ильича. Он прислуживал Обломовым уже много лет и полностью разделял образ жизни барина – тишина, спокойствие, никакой суеты, стремлений, бурных страстей. Нужно жить, как живется, чтобы «жизнь не трогала».

Эти постулаты исповедовали в Обломовке – родной деревне Ильи Ильича. После смерти родителей, зажиточных помещиков, молодому барину пришлось переехать в город. Теперь он возвращался к идиллическим картинам деревенской жизни только во снах. Один из подобных снов Илья Ильич видит в день нашего с ним знакомства.

Прямая противоположность: Андрей Штольц

Сегодня в квартире Ильи Ильича несвойственное оживление – один за другим приходят старые приятели Волков, Судьбинский, Пенкин. Хозяин ведет неспешные беседы с каждым из гостей (пофилософствовать Обломов любитель), однако ни одному из них так и не удается стащить приятеля с дивана и вывести в свет. Эта миссия под силу только одному человеку – Андрею Ивановичу Штольцу.

Штольц – выходец из семейства обрусевших немцев, друг детства Обломова и его прямая противоположность. Насколько инертен Обломов, настолько деятелен Штольц.

Это человек-энергия, человек-движение, человек-прогресс. Он полон планов на будущее и решимости для их осуществления.

Но главное, что, добиваясь поставленной цели, Штольц никогда не останавливается на достигнутом, а ставит другую, более высокую планку.

Образ жизни отразился на внешности Штольца: казалось, что «он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него вовсе нет… Цвет лица ровный, смугловатый…»

Жизнь без работы, без цели – не жизнь, считал Штольц. Бесцельная жизнь-существование затягивает, как трясина. Угодивший в нее обречен на медленную мучительную смерть. От такой погибели и пытается уберечь старого друга Андрей Штольц. И ему удается сделать практически невозможное – заставить Илью Ильича снять халат и отправиться с ним в свет!

Метаморфозы Обломова. Ольга Ильинская

Влекомый энергией Штольца, Обломов мало-помалу начинает шевелиться. Он все реже укладывается на любимый диван, начинает читать давно заброшенные книги и даже берется за перо. Но самое удивительное – Илья Ильич Обломов влюбился!

Его избранницей становится Ольга Сергеевна Ильинская. Дворянка, женщина умная, образованная, современная. Она не была каноничной красавицей, но ее внешность, манера говорить и держаться излучала какую-то чарующую грацию и величие.

Между Ольгой и Обломовым вспыхивает взаимное чувство. Любовь на время окрылила обоих: и Ольгу, которая до этого не была избалована вниманием кавалеров, падких на все красивое и яркое, и Илью Ильича, продремавшего молодость на своем диване.

Однако со временем «обломовщина» (так назвал Штольц образ жизни своего друга) вновь берет верх над главным героем. Активные Ильинская и Штольц пытаются изменить Илью Ильича, но его начинает тяготить этот бешеный ритм.

А тут еще слухи о скорой свадьбе Обломова и Ольги, которые беспрестанно множатся среди горожан.

Да, предложение было сделано, но ведь еще ничего не решено окончательно… Во время решающего разговора влюбленные понимают, что им нужно расстаться.

Обломовщина и старый персидский халат

Расставание с Ольгой спровоцировало глубокую депрессию и даже болезнь Ильи Ильича. Оправившись от горячки, он вновь надевает свой любимый персидский халат и укладывается на диван. Теперь уже навсегда.

Обломов поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной на Выборгской стороне. Дни сменяются днями, Агафья убирает, печет Илье Ильичу пирожки и как-то незаметно для самого Обломова становится его женой. Вскоре у пары рождается сын Андрюша.

Тем временем жизнь Ольги Ильинской также устраивается. Она становится женой Штольца.

Спустя несколько лет Андрей Иванович Штольц решается навестить старого приятеля. Он застает Обломова в привычном лежачем положении в выцветшем персидском халате, заботливо заштопанном рукой Агафьи.

Кажется, ничего не изменилось с тех пор, когда Штольц пришел вызволять друга из плена квартиры на Гороховой. Но на самом деле изменилось многое.

Тогда у Обломова была надежда на спасение, сейчас же он обречен.

Изрядно раздобревший Обломов чувствует, что здоровье его день ото дня становится слабее. Он просит единственного друга лишь об одном – позаботиться о сыне после его смерти.

Через пять лет Илья Ильич скончался, а его друзья Ольга и Андрей Штольцы выполнили обещание и взяли на воспитание Андрюшу Обломова.

Классическая отечественная критика о романе «Обломов»

«Обломов» стал одним из самых обсуждаемых произведений русской литературы. В своих работах роман препарировали выдающиеся критики, писатели, ученые. Классические критические статьи принадлежат Добролюбову, Дружинину, Мережковскому, Писареву, Лосскому, Кантору, Айхенвальду.

Так, Николай Александрович Добролюбов рассуждает над понятием «обломовщина», которое определяет бездеятельный образ жизни, личностный застой, рутину, апатию. Сегодня, надо сказать, этот гончаровский окказионализм стал нарицательным.

Александр Васильевич Дружинин анализирует роль второстепенных героев в раскрытии центрального образа Ильи Обломова. По мнению критика, понять характер Обломова было бы невозможно без Ольги Ильинской и, как ни странно, неодушевленного персонажа – деревни Обломовки.

А русский религиозный философ Николай Онуфриевич Лосский предлагает воспринимать Обломова как собирательный образ русского народа. Он добрый, мечтательный, у него богатый потенциал и большие возможности.

Он стремится к идеалу абсолютно совершенного бытия, зорко подмечает несовершенства нашей жизни вообще и недостатки собственной деятельности. Он разочаровывается в людях, предприятиях и себе.

Берется за одно, другое, третье дело, но так и не доведя ничего до конца, перестает бороться за жизнь и погружается в лень и апатию. Таков Обломов.

Источник: //r-book.club/russian-classics/ivan-goncharov/oblomov-i-shtolc.html

И.А.Гончаров

Суть романа «Обломов»

Роман «Обломов» является составной частью гончаровской трилогии, куда также вошли «Обрыв» и «Обыкновенная история». Напечатан был впервые в 1859 году в журнале «Отечественные записки», однако фрагмент романа «Сон Обломова» автор опубликовал 10 годами раньше, еще в 1849 году.

По утверждению автора, черновик целого романа в это время уже был готов. Поездка в родной Симбирск с его старинным патриархальным укладом во многом вдохновил его на публикацию романа. Однако, пришлось сделать перерыв в творческой деятельности в связи с кругосветным путешествием.

Введение. История создания романа. Основная идея

Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.

Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты.

Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения.

Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».

Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.

Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция

Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм.

Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов.

Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.

Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности – все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.

С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни.

Далее следует кульминация романа – Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв.

Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование.

Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.

Илья Обломов

Центральным героем, олицетворяющим разложение и распад личности, является Илья Обломов. Он типичный представитель мещан с устаревшими взглядами, автор настаивает: таких людей не ждет светлое будущее.Он живет в мире иллюзий, не делает ничего полезного для общества, а лишь паразитирует и живет за счет средств, заработанных чужими руками.

Подробнее: Илья Обломов: характеристика и образ героя

Андрей Иванович Штольц

В противопоставление Обломову идет описание Андрея Ивановича Штольца. Это два антипода: Взгляд Штольца устремлен четко вперед, он уверен, что без развития нет будущего для него как для личности и для общества в целом. Такие люди движут планету вперед, единственная доступная для него радость – постоянный труд.

Он получает удовольствие от достижения целей, ему некогда строить эфемерные воздушные замки и прозябать подобно Обломову в мире бесплотных фантазий. При этом, Гончаров не пытается сделать одного из своих героев плохим, а другого хорошим. Наоборот, он не раз подчеркивает, что ни тот ни другой мужской образ не является идеалом. Каждому из них присущи как положительные черты, так и недостатки.

Это еще одна черта, позволяющая причислить роман к реалистическому жанру.

Подробнее: Штольц: характеристика и образ героя

Агафья Матвеевна Пшеницына

Так же как и мужчины, женщины в этом романе тоже противопоставлены друг другу. Пшеницына Агафья Матвеевна – жена Обломова представлена как недалекая, но чрезвычайно добрая и покладистая натура.

Она буквально боготворит мужа, стараясь сделать его жизнь как можно более комфортной. Бедняжка не понимает, что тем самым сама роет ему могилу.

Она – типичный представитель старого строя, когда женщина – буквально рабыня своего мужа, не имеющая права на собственное мнение, и заложница бытовых проблем.

Подробнее: Агафья Пшеницына: характеристика и образ героини

Ольга Ильинская

Ольга же, прогрессивная молодая девушка. Ей кажется, что она сможет изменить Обломова, наставить его на истинный путь и у нее почти это получается. Она невероятно сильна духом, эмоциональна и талантлива.

В мужчине она хочет видеть прежде всего духовного наставника, сильную цельную личность, как минимум равную ей по складу мыслей и убеждениям. Вот тут то и происходит конфликт интересов с Обломовым. К сожалению, он не может и не хочет соответствовать ее высоким требования и уходит в тень.

Не в силах простить подобного малодушия, Ольга рвет с ним и, тем самым спасает себя от «Обломовщины».

Подробнее: Ольга Ильинская: характеристика и образ героини

Заключение

В романе поднята довольно серьезная проблема с точки зрения исторического развития российского общества, а именно «Обломовщина» или постепенная деградация отдельных слоев российской общественности.

Старые устои, которые люди не готовы менять и совершенствовать свое общество и быт, философские вопросы развития, тема любви и слабости человеческого духа – все это по праву позволяет признать роман Гончарова гениальным произведением 19 века.

«Обломовщина» из общественного явления постепенно перетекает в характер самого человека, затягивает его на дно лени и морального разложения. Мечты и иллюзии постепенно вытесняют реальный мир, где подобному человеку просто нет места.

Отсюда проистекает еще одна проблематичная тема, затронутая автором, а именно вопрос «Лишнего человека», коим является Обломов.

Он застрял в прошлом и порой его мечты даже превалируют на действительно важными вещами, например, любовью к Ольге.

Успех романа во многом был обусловлен совпавшим по времени глубоким кризисом крепостнического строя. Образ заевшегося помещика, неспособного к самостоятельной жизни, очень остро был воспринят общественностью.

Многие узнали в Обломове себя, а современники Гончарова, например, писатель Добролюбов быстро подхватил тему «Обломовщины» и продолжил ее развивать на страницах своих научных трудов.

Таким образом, роман стал событием не только в области литературы, но важнейшим общественно-политическим и историческим событием.

Автор пытается достучаться до читателя, заставить взглянуть на собственную жизнь, и возможно, что-то переосмыслить. Только правильно истолковав пламенный посыл Гончарова, можно изменить свою жизнь и тогда, можно избежать печального финала Обломова.

Источник: //xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2.html

История создания романа Обломов

Суть романа «Обломов»
Роман И.А. Гончарова «Обломов» стал своеобразным призывом к современникам о необходимости перемены косного образа суждения. Это произведение является второй частью трилогии, в которую помимо него вошли такие романы, как «Обыкновенная история» и «Обрыв». История создания романа «Обломов» поможет читателю разгадать замысел великого писателя и проследить этапы написания произведения.

«Сон Обломова»

Первый замысел романа «Обломов» появился у Гончарова в 1847 году. Он приступает к работе и надеется очень быстро закончить свое новое произведение. Гончаров обещает Н.А.

Некрасову, редактору литературного журнала «Современник», предоставить ему рукопись для печати уже к 1848 году. Работа над романом идет тяжело и медленно. В 1849 году Гончаров публикует отрывок из него под названием «Сон Обломова».

В нем раскрываются размышления автора о сути «обломовщины» и роли этого явления в социальной жизни России. Критика восприняла отрывок довольно благожелательно.

Редактор «Современника» был в восторге, но из-за того, что роман не был завершен к обещанному сроку, отношения Гончарова и Некрасова слегка разладились. По этой причине Иван Александрович обращается в журнал «Отечественные записки», обещая предоставить рукопись к 1850 году.

Поездка в Симбирск

В 1849 году Гончаров отправляется в родной город, Симбирск. Он пытается работать над романом, но успевает закончить лишь первую часть.

Симбирск был уютным небольшим поселением, в котором был еще жив уклад патриархальной России. Здесь Гончаров встречает множество случаев, так называемого, обломовского сна.

Помещики живут размеренной неторопливой жизнью, не испытывая тяги к прогрессу, вся их жизнь строится на труде крепостных.

Перерыв в работе

После поездки в Симбирск Гончаров сделал перерыв в работе над романом «Обломов». Написание произведения было отложено почти на семь лет. За это время писатель принял участие в кругосветном путешествии в должности секретаря-помощника Е.В. Путятина.

Итогом этого путешествия стал сборник очерков «Фрегат “Паллада”». В 1857 году Гончаров отправился на лечение в Мариенбад. Там он возобновил отложенную работу по созданию романа «Обломов». Произведение, которое он никак не мог закончить в течение почти десятка лет, было завершено за месяц.

За время длительного творческого перерыва Гончаров сумел до мельчайших деталей обдумать свою историю и мысленно завершить роман. Иван Андреевич признавался, что огромное влияние на его роман оказал критик Виссарион Григорьевич Белинский.

В своей статье, посвященной первой части трилогии романов Гончарова «Обыкновенной истории», Белинский говорил о том, что для дворянина, подверженного чрезмерному влиянию романтики, может использоваться совершенно иной финал, нежели в этом романе.

Гончаров прислушивался к мнению критика и при создании «Обломова» воспользовался его некоторыми ключевыми замечаниями.В 1859 году «Обломов» вышел в печать на страницах «Отечественных записок».

Прототипы героев

Обломов. Известно, что во многом образ главного героя был списан Гончаровым с самого себя. Сибаритство и неторопливая вдумчивость были его отличительными чертами. По этой причине его близкие друзья прозвали его «Принц де Лень».

Многое сходится в судьбе и характерах Гончарова и его героя Обломова. Оба принадлежат к старинной семье с патриархальными устоями, неторопливы и мечтательны, но при этом обладают острым умом.

Ольга Ильинская.

Прототипами возлюбленной Обломова, Ольги Ильинской, исследователи творчества Гончарова считают сразу двух женщин.

Это Елизавета Толстая, к которой писатель питал самые нежные чувства, считая ее идеалом женственности и ума, и Екатерина Майкова, его близкая знакомая, которая поражала Гончарова своей целеустремленностью и активной жизненной позицией.

Агафья Пшеницына. Прообразом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, «идеальной» обломовской женщины, с которой главный герой нашел спокойствие и уют, стала родная мать И.А. Гончарова, Авдотья Матвеевна.

После смерти отца семейства заботы о воспитании мальчика взял на себя крестный отец Ивана Андреевича, а Авдотья Матвеевна погрузилась в хозяйственные дела дома, обеспечивая сытую и уютную жизнь сыну и его воспитателю.

Андрей Штольц. Собирательный образ, противопоставляющийся в романе русскому национальному характеру Обломова. Штольц становится для главного героя своеобразным катализатором, который пробуждает в нем пытливость, живость и интерес к жизни. Но длится этот эффект недолго, стоит Штольцу оставить его одного, как возвращается налет сонливости и лени.

Вывод

Роман «Обломов» был закончен И.А. Гончаровым в 1858 году, незадолго до отмены крепостного права. Он показал кризис патриархальной России, предоставив читателю самостоятельно решать, какой путь является идеальным для русского человека: сонное и мирное существование или стремление вперед, в мир преобразований и прогресса.

Другие материалы по роману «Обломов»:

Краткое содержание

Источник: //frigato.ru/harakteristiki-geroev/1206-istoriya-sozdaniya-romana-oblomov.html

«Обломов», анализ романа Ивана Александровича Гончарова

Суть романа «Обломов»

Гончаров свой главный замысел вынашивал долгие годы.

В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» – глава неоконченного романа «Обломовщина».

Отправляясь в летний отпуск в родной Симбирск, Гончаров даже заранее договорился в одной из петербургских редакций о публикации полного текста романа, уверенно рассчитывая привезти его из отпуска.

Таким образом, можно предположить, что уже к лету 1849 г. первоначальный план « Обломова» сложился в творческом воображении писателя.

Но принадлежа к тому типу литератора, которому для создания произведения необходима сверхидея, Гончаров вновь обратился к своему замыслу лишь после возвращения из экспедиции на фрегате «Паллада», во время которой он имел возможность наблюдать нравы и обычаи, характеры и темпераменты самых разных народов, неизменно сравнивая их с русскими. «Обломов» увидел свет в 1859 г., и именно ему суждено было стать гончаровским ответом на вопрос о «корнях» и о «кроне» русской души.

Сюжет, проблематика и композиция

Помещик Илья Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу он давно забросил, ни в какой другой деятельности себя не нашел. При этом он милый, добрый, образованный человек.

Андрей Штольц, друг детства Обломова, тщетно пытается «пробудить к жизни» дорогого ему человека. Причем сделать это он пытается с помощью своей юной «ученицы» Ольги Ильинской.

Он надеется таким образом внести «ровный свет, несколько градусов тепла» в беспросветную, мрачную и холодную жизнь Обломова.

Неторопливое развитие романа Ильи и Ольги составляет центральные – вторую и третью – части произведения. В конце концов вместо света в «несколько градусов тепла» – разгорелся огонь. Оказывается, в самом Обломове «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму» . Свет натолкнулся на свет – и породил огонь.

Но Ольге не нужен такой человек, как Обломов, и она в конце концов становится женою Штольца.

А Илья в 4-й части романа находит пристанище у вдовы-мещанки Агафьи Пшеницыной, на которой в конце концов женится и с которой до самой своей смерти ведет «растительное» существование. « В ее имени, – замечает литературовед Е. А.

Краснощекова, – возможно, отозвался и мифологический мотив (Агафий – святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада) » .

Впрочем, защитить от внутреннего огня – не значит ли загнать его еще глубже внутрь? Можно ли (и нужно ли) спасти человека от такого огня? Этот вопрос был популярен во второй половине ХІХ века, и причиной тому, если попытаться уложить ее в некую схему, можно назвать обострение извечного конфликта европейской культуры Нового времени – конфликта языческих (огонь желаний) и христианских (любовь-агапэ – еще одно толкование имени Агафья) элементов культурной традиции.

Жанр

Современное литературоведение часто относит «Обломова» к жанру «романа-мифа», ибо в нем «выразилась самая сущность русской культуры». В то же время это один из первых «чистых» образцов русского психологического романа, не признающего однозначных, формальных характеристик.

Так, автор «Обломова» вряд ли был бы согласен со знаменитой первой фразой «Анны Карениной», ибо и о счастливой семье Андрея и Ольги Штольцев ему хочется знать не только то, что они в конце концов были счастливы, но и то, ценою каких усилий каждого из них давалось их семейное счастье.

Персонажи

Еще современная Гончарову критика сосредоточилась на антитезе «Обломов – Штольц» как главной символической оси романа.

Объехав по периметру всю Азию, автор «Фрегата “Паллада” » вынес о ней почти то же самое впечатление о полном и убежденном погружении в сон, какое у Обломова (еще в его раннем «Сне… » ) осталось от Обломовки.

Однако, находя много родственного на Востоке, русский человек в то же время никогда не переставал дивиться дивам Запада и молиться на «священные», по словам Достоевского, «камни Европы».

Автору «Обломова» и «Фрегата “Паллада” » быть может более других русских писателей свойственно это умиленное (но и достаточно отстраненное) восхищение Европой. «Все, начиная с человека, породисто и красиво в Англии», — замечает автор «Фрегата “Паллада” » .

И вновь настаивает: «Все породисто здесь: овцы, лошади, быки, собаки, как мужчины и женщины» . И в «Обломове» о Штольце он говорит: Штольц породист, «как английская кровная лошадь» .

Уважение, умиление, восхищение – вот чувства, которые вызывает Штольц: у Обломова и Ольги, у Захара («патриархального» слуги Обломова), у повествователя, у читателя… Вот только быть как Штольц или даже быть рядом с ним – тяжелый, непосильный труд.

И не на такой ли труд обрекла себя Ольга, выйдя за Штольца? … Не испытывая к нему – поначалу – влечения-эроса, не умея и любить «ни за что», любить любовью-агапэ, и, таким образом, лишенная одной из двух возможных надежд на счастье в браке, не будет ли она до конца жизни внутренне метаться, не находя никакого внешнего выхода? …

«У меня нет ни одного типа, а все идеалы», — утверждал сам автор, имея в виду двух главных героев и двух главных героинь «Обломова» . Каждый и каждая из них идеальны в чем-то одном и для кого-то одного.

Илья не готов быть главой семьи, быть не просто умным собеседником, нежным любовником (его « голубиную нежность» еще долго поминают между собою Ольга и Андрей), но мужем, берущим на себя ответственность и без колебаний предлагающим жене единственно верный (конечно, всего лишь для их семьи) ответ на любой вопрос.

Илье нужна Агафья: та ни в чем не усомнится, сама все решит и за все ответит. И Агафья идеал, и Ольга, и Илья идеал, и, конечно, Андрей – но в разном, для разного, для разных и по-разному.

«Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются – а Штольц был счастлив! … Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге: он не ожидал никогда и этого».

Направление

Итак, вот что такое идеал по Гончарову: нечто настолько прекрасное, что в жизни встретить его не ожидаешь – а вот встречаешь же… Это и есть реализм в его новом и полном проявлении.

Реализм ведь не в том, чтоб назвать идеал «положительным типом» и «подтягивать» к нему действительность, а в том, чтоб в познании самой действительности пройти глубже индивидуального и глубже типического – туда, где можно встретиться с идеальным.

По произведению: «Обломов»

По писателю: Гончаров Иван Александрович

Источник: //goldlit.ru/goncharov/804-oblomov-analiz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.