Существительные общего рода

Имена существительные общего рода

Существительные общего рода

Рас­смот­рим три пред­ло­же­ния: «Ум­ни­ца!» – ска­за­ла мама.

«Что же ты за непо­се­да!» – вос­клик­ну­ла ба­буш­ка.

«Ну и ко­пу­ша же ты!» – не вы­дер­жал отец.

Видно, что вы­де­лен­ные в этих пред­ло­же­ни­ях слова могут быть в рав­ной сте­пе­ни ад­ре­со­ва­ны как маль­чи­ку, так и де­воч­ке. Есть в рус­ском языке неко­то­рые су­ще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­я­ми -а, -я, ко­то­рые от­но­сят­ся и к муж­ско­му, и к жен­ско­му роду. Они на­зы­ва­ют­ся су­ще­стви­тель­ны­ми об­ще­го рода.

Обыч­но су­ще­стви­тель­ные об­ще­го рода обо­зна­ча­ют че­ло­ве­ка по его ка­че­ству (ха­рак­тер­но­му при­зна­ку), на­при­мер: егоза, непо­се­да, плак­са, ра­зи­ня, рас­трё­па.

Если в рас­смот­рен­ные ранее пред­ло­же­ния до­ба­вить опор­ные слова, мы сразу пой­мём, о ком идёт речь: «Ум­ни­ца, Та­ню­ша!» – ска­за­ла мама.

«Что же ты за непо­се­да, вну­чок!» – вос­клик­ну­ла ба­буш­ка.

«Ну и ко­пу­ша же ты, Стёпа!» – не вы­дер­жал отец.

Глядя на опор­ные слова, мы по­ни­ма­ем, что в пер­вом пред­ло­же­нии су­ще­стви­тель­ное об­ще­го рода ум­ни­ца от­но­сит­ся к де­воч­ке, сле­до­ва­тель­но, будет жен­ско­го рода, во вто­ром пред­ло­же­нии су­ще­стви­тель­ное непо­се­да – к маль­чи­ку, сле­до­ва­тель­но, будет муж­ско­го рода, а в тре­тьем пред­ло­же­нии су­ще­стви­тель­ное ко­пу­ша – к маль­чи­ку, сле­до­ва­тель­но, будет муж­ско­го рода.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: если мы до­ба­вим дру­гие опор­ные слова, род вы­де­лен­ных су­ще­стви­тель­ных может по­ме­нять­ся. На­при­мер: «Ум­ни­ца, Ваня!» – ска­за­ла мама.

«Что же ты за непо­се­да, внуч­ка!» – вос­клик­ну­ла ба­буш­ка.

«Ну и ко­пу­ша же ты, Ма­ри­на!» – не вы­дер­жал отец.

В этом слу­чае су­ще­стви­тель­ное ум­ни­ца будет муж­ско­го рода, су­ще­стви­тель­ное непо­се­да – жен­ско­го рода, су­ще­стви­тель­ноеко­пу­ша – жен­ско­го рода.

Таким об­ра­зом, су­ще­стви­тель­ное об­ще­го рода от­но­сит­ся к муж­ско­му роду, если обо­зна­ча­ет лицо муж­ско­го пола, и от­но­сит­ся к жен­ско­му роду, если обо­зна­ча­ет лицо жен­ско­го пола.

Су­ще­стви­тель­ные об­ще­го рода слу­жат, как пра­ви­ло, для экс­прес­сив­ной, то есть эмо­ци­о­наль­ной ха­рак­те­ри­сти­ки че­ло­ве­ка. Упо­треб­ля­ют­ся они пре­иму­ще­ствен­но в раз­го­вор­ном стиле речи.

 Существительные, которые обозначают лиц по профессии

С су­ще­стви­тель­ны­ми об­ще­го рода не сле­ду­ет пу­тать су­ще­стви­тель­ные, ко­то­рые обо­зна­ча­ют лиц по про­фес­сии, роду за­ня­тий, на­при­мер: до­цент, аг­ро­ном, про­фес­сор, судья, кос­мо­навт.

В грам­ма­ти­че­ском от­но­ше­нии эти су­ще­стви­тель­ные не стали су­ще­стви­тель­ны­ми об­ще­го рода, а со­хра­ни­ли свою при­над­леж­ность к муж­ско­му роду, по­это­му при­ла­га­тель­ные с ними со­гла­су­ют­ся в форме муж­ско­го рода. На­при­мер: Новый судья Ива­но­ва.

Из­вест­ный скуль­птор Му­хи­на.

Ска­зу­е­мые при су­ще­стви­тель­ных, ко­то­рые обо­зна­ча­ют лиц по про­фес­сии, могут сто­ять как в форме жен­ско­го, так и в форме муж­ско­го рода. На­при­мер: Новый судья Ива­нов вынес ре­ше­ние. В вы­став­ке участ­во­ва­ла из­вест­ный скуль­птор Му­хи­на.

Мно­гие из таких су­ще­стви­тель­ных со­всем не имеют па­рал­лель­ных форм жен­ско­го рода, од­на­ко неко­то­рые имеют раз­го­вор­ные формы жен­ско­го рода и упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в одном зна­че­нии – жены че­ло­ве­ка со­от­вет­ству­ю­щей про­фес­сии или рода за­ня­тий. На­при­мер: про­фес­сор­ша, ди­рек­тор­ша. Эти формы могут упо­треб­лять­ся толь­ко в раз­го­вор­ной речи: Про­фес­сор­ша – жена про­фес­со­ра

НО

На ка­фед­ре пре­по­да­ёт из­вест­ный про­фес­сор Пет­ро­ва.

В рус­ском языке есть су­ще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие лиц по про­фес­сии, ко­то­рые имеют толь­ко формы жен­ско­го рода, на­при­мер: ба­ле­ри­на, ма­ши­нист­ка (ра­бо­та­ю­щая на пи­шу­щей ма­шин­ке).

Для обо­зна­че­ния лиц муж­ско­го пола упо­треб­ля­ют­ся опи­са­тель­ные обо­ро­ты, на­при­мер: ар­тист ба­ле­та, спе­ци­а­лист, ра­бо­та­ю­щий на пи­шу­щей ма­шин­ке.

 Примеры существительных общего рода

К су­ще­стви­тель­ным об­ще­го рода от­но­сят­ся нескло­ня­е­мые фа­ми­лии рус­ско­го и ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния, на­при­мер:Дол­гих, Чер­нен­ко, Бенуа.

Также к су­ще­стви­тель­ным об­ще­го рода от­но­сят­ся лич­ные формы имён, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в ка­че­стве умень­ши­тель­ных к пол­ным име­нам, на­при­мер: Же­неч­ка, Саша, Шура, Валя.

 Итоги урока

Осо­бую груп­пу среди имён су­ще­стви­тель­ных со­став­ля­ют су­ще­стви­тель­ные об­ще­го рода. Род таких слов ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от пола обо­зна­ча­е­мо­го ими лица.

Вопросы к конспектам

1) Про­чи­тай­те по­сло­ви­цы на­ро­дов мира. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на имена су­ще­стви­тель­ные об­ще­го рода и по сло­вам-под­сказ­кам опре­де­ли­те их род в дан­ном кон­тек­сте.

Ти­хо­ня-жучок стену про­еда­ет.

Зина, не ходи ра­зи­ней.

Па­рень-слад­ко­еж­ка, что ни день, то сы­ро­еж­ка.

Нож не раз­би­ра­ет, что резал, об­жо­ра не за­ме­ча­ет, что ел.

Не из чего сшить, неуме­хой на­зо­вут, нечем уго­стить – ску­пой про­слы­вешь.

Пуля – дура, штык – мо­ло­дец.

2) Опре­де­ли­те в по­сло­ви­цах су­ще­стви­тель­ные об­ще­го рода.

На каж­до­го про­сто­фи­лю най­дет­ся мо­шен­ник.

Куда бе­до­ла­га, туда и беда.

Гу­ля­ка в мо­ло­до­сти – скро­мен в ста­ро­сти.

Голод за­став­ля­ет во­ро­вать, обида де­ла­ет за­ди­рой.

Язы­ком ма­стер, а делом – левша.

3) В дан­ных по­сло­ви­цах най­ди­те ан­то­ни­мы к вы­де­лен­ным сло­вам.

При­дет тру­дя­га – силу утро­ит, при­дет лен­тяй – дело рас­стро­ит.

В еде – здо­ро­вяк, а в труде – ка­ле­ка.

Пока мямля ра­зу­ва­ет­ся, рас­то­роп­ный вы­па­рит­ся.

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1793

Примеры существительных общего рода. Что такое существительные общего рода?

Существительные общего рода

Имя существительное относится к числу наиболее часто употребляемых частей речи.

При этом такие слова имеют род, каковых в русском языке три: мужской (пес, дом, лук, отец), женский (коза, кошка, комната, груша) или средний (село, небо, варение, расстояние).

Категория рода относится к числу постоянных признаков данной части речи. Однако есть и ряд исключений. Предлагаем познакомиться с примерами существительных общего рода.

Что такое род

Охарактеризовать категорию рода можно при помощи следующих характеристик:

  • Это постоянный признак. Так, если число и падеж могут меняться (например, слова «кошка» – ед. ч. и «кошки» – мн. ч.), то род всегда остается один и тот же. О каком бы количестве кошек ни шла бы речь, это слово всегда женского рода.
  • Во множественном числе у существительных эта категория не выражена. В данном случае при необходимости определения слово следует поставить в ед. ч.
  • Слова, которые не употребляются в единственном числе (ножницы, носилки), не имеют рода.

Чаще всего категория выражена грамматически определенными окончаниями.

Как определить

Самый простой способ определения рода – подстановка местоимений. Этому учат в школе. Например:

  • Стол, дом, шкаф, стул – он мой.
  • Собака, дверь, юбка, герань – она моя.
  • Масло, молоко, растение, сочинение – оно мое.

Иногда с течением времени слово может поменять родовую принадлежность, например, слово «лебедь» ранее было женского рода, теперь же – мужского.

Общий род

Познакомимся с примерами существительных общего рода и рассмотрим, что это такое. Есть ряд слов, которые могут употребляться по отношению к существу любого пола:

  • Неряха.
  • Растяпа.
  • Плакса.
  • Ябеда.
  • Тихоня.
  • Зануда.

Из контекста становится понятно, о каком роде идет речь. Например:

  • Таня была ужасной плаксой и всегда решала проблему слезами.
  • Егор был ужасным плаксой и всегда решал проблему слезами.

Слово «плакса» – это и есть пример существительного общего рода.

Примеры

Слов, которые подходят под категорию «имена существительные общего рода», достаточно много. Приведем ряд примеров словосочетаний:

  • Бедняга пес – бедняга Ольга.
  • Всезнайка Максим – всезнайка Катерина.
  • Подлиза (мальчик, девочка).
  • Грязнуля (Ваня, Аня).
  • Обжора (кот, собака).

Это и есть слова общего рода. Чаще всего они обладают ярко выраженной эмоциональной окраской, выражают отношение говорящего к описанному им предмету.

Приведем примеры предложений с существительными общего рода:

  • Кроха сын постоянно задавал множество вопросов.
  • Почемучка Юля нередко ставила своих родителей в тупик.
  • Простофиля Кирилл так часто попадал в нелепые ситуации, что смеяться над ним уже устали.
  • Этот человек вошел в историю как цареубийца.

Из примеров видно, что по своей форме такие слова напоминают существительные женского рода, на это указывают окончания –а/я, однако при сочетании необходимо учесть, от слова какого рода они зависят.

Первый пример

Работяга Петров получил премию. Слово общего рода «работяга» характеризует мужчину, поэтому также относится к сущ. мужского рода. Согласованное определение следует выбрать соответствующее: «добросовестный, исполнительный работяга».

Другой пример

Самоучка Аксенова добилась значительных успехов в научной деятельности. Здесь «самоучка» описывает женщину, поэтому слово следует отнести к женскому роду, согласованное определение будет таким: «талантливая, умная, работоспособная самоучка».

Примеры из текстов

Приведем примеры существительных общего рода из произведения Крылова «Слон и Моська»:

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Могу попасть в большие забияки.

Здесь присутствуют два слова общего рода – “зевака”, “забияка”; оба первого склонения, множественного числа.

В басне «Кот и повар» есть еще один пример имени существительного общего рода:

Ах ты, обжора! ах, злодей! –

Тут Ваську повар укоряет.

Здесь используется слово «обжора» общего рода.

Еще один пример – из басни «Зеркало и обезьяна»:

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть.

И вновь перед нами пример имени существительного общего рода.

Как не допустить ошибку

Нередко без контекста становится сложно выявить, к лицу какого пола относится существительное общего рода. К примеру:

  • Ну ты и выскочка!
  • Ты одиночка, не умеешь работать в команде.

Слова означают качественную характеристику человека, однако не дают указания на его пол. Если же дополнить примеры опорными словами, смысл станет ясен:

  • Ну ты и выскочка, Миша!
  • Катя, ты одиночка, не умеешь работать в команде.

Благодаря опорным словам мы понимаем, что в первом примере слово «выскочка» относится к мальчику, поэтому является существительным мужского рода, а во втором – к девочке, потому род его – женский.

Слова общего рода следует отнести к мужскому роду в случае, когда они обозначают лицо мужского пола, или к женскому, когда обозначают лицо женского.

Распространенная ошибка

Нередко школьники могут ошибочно принять за слова-существительные общего рода лексические единицы, которые обозначают профессии:

  • доктор;
  • профессор;
  • геолог;
  • археолог;
  • библиотекарь;
  • палеонтолог;
  • хирург.

Они могут относиться как к мужчинам, так и к женщинам, однако род их всегда мужской: доктор Иванова, хирург Смирнова. При необходимости согласовать с ними прилагательное следует помнить о том, что они сочетаются с формой мужского рода: талантливый хирург Смирнова. Сочетание «талантливая хирург Смирнова» будет ошибкой.

Большая часть этой лексики не имеет параллельной формы женского рода, но иногда в разговорной речи могут проскальзывать обороты вроде «врачиха Иванова» «библиотекарша Савинова», в литературной речи недопустимые.

Есть в русском языке и слова женского рода, означающие наименование лиц по профессии: машинистка, балерина. Если необходимо обозначить лицо мужского пола, на помощь приходят описательные обороты: артист балета.

Имена собственные

В качестве примеров существительных общего рода можно привести и собственные имена – несклоняемые фамилии как русского, так и иностранного происхождения: Сидоренко, Видных, Гродас.

Общий род имеют и уменьшительно-ласкательные формы, которые могут относиться к людям обоих полов: Сашенька, Шурочка, а также сокращенные формы имен: Валя, Саша.

Группы существительных общего рода

На основании вышеизложенного материала можно выделить три группы имен общего рода:

  • Нарицательные существительные, своей формой напоминающие слова женского рода, на что указывает окончание –а/я: сирота, неумеха, пройдоха, сладкоежка. Чаще всего они обладают яркой эмоциональной окраской.
  • Уменьшительные имена собственные, относящиеся как к мальчикам, так и к девочкам: Саня, Валя, Женя.
  • Несклоняемые фамилии: Савченко, Дюма, Седых.

Существительные общего рода важно правильно употреблять в речи, но чаще всего носители языка понимают смысл высказывания благодаря опорным словам или исходя из общего смысла диалога.

Источник: http://fb.ru/article/371312/primeryi-suschestvitelnyih-obschego-roda-chto-takoe-suschestvitelnyie-obschego-roda

Слово педагога |

Существительные общего рода

Михайлова Вера Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ “Средняя школа №3”
Населённый пункт: город Фролово Волгоградской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: “Род имен существительных. Существительные общего рода”
25.10.2017
Раздел: начальное образование

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А .С. Макаренко»

городского округа город Фролово

Конспект урока русского языка

в 4 классе

«Род имён существительных .Существительные общего рода»

(система РО Д Б.Эльконина –В В.Давыдова)

подготовила

Михайлова Вера Евгеньевна

учитель начальных классов

высшей категории

г Фролово

2017–2018 учебный год

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Род имён существительных. Существительные общего рода.

Цель урока

Познакомить учащихся с существительными общего рода, их особенностями .

Сформировать умение находить существительные общего рода в тексте, умение

мыслить логически, сравнивать, обобщать.

Обогащать и развивать речь учащихся.

Воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.

Оборудование:

. Мультимедийный проектор, ноутбук, экран

,орфографические словари

,

цветные карточки для осуществления обратной связи

,памятка-алгоритм, презентация.ppt

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

1)Организационный

момент. Мотивация

к учебной

деятельности

У: – Готовы ль вы

начать урок?

Все ль на месте, все

ль в порядке

Книги, ручки и

тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

У: Начинаем урок

русского языка

Цель: создать

условия для

возникновения у

ученика внутренней

потребности

включения в

учебный процесс

Личностные УУД

Коммуникативные

УУД

2)Актуализация

знаний

1) Ввод в тему.

какой

части

речи

будем

говорить

на

уроке? Угадайте!

-Я в языке одни

предметы называю,

Запомните, друзья, вот

главный мой секрет:

Когда процесс и

признак я обозначаю,

То их всегда вам

представляю как

предмет.

2) Тест

(приложение 1)

Об имени

существительном

Цель: организовать

актуализацию

изученного

материала,

достаточного для

изучения нового

материала

Личностные УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

– Мы продолжаем

изучение имени

существительного, и

вы уже достаточно

много знаете об этой

части речи.

– Мне приходилось

слышать такой ответ:

«Имена

существительные

изменяются по родам,

числам и падежам».

Верно?

– Действительно, в

русском языке, в

отличие от

английского,

финского, турецкого,

армянского,

узбекского, где нет

деления по родам,

существительные

относятся к одному из

трех родов.

-Как же можно

определить род

существительных в

предложении?

-Определите, какого

рода эти

существительные,

допишите окончания.

(Слайд №2)

Легк.. тюль

Больш…. кенгуру

Больн…мозоль

Детск….. шампунь

Старин…рояль

Горяч…кофе

(Проверка

выполнения задания)

(Слайд №3)

Нет. Имена

существительные

относятся к одному

из трех родов:

мужскому,

женскому или

среднему.

– Род

существительного в

словосочетании и

предложении

можно определить

по именам

прилагательным и

местоимениям,

которые с ним

согласуются.

В тетрадях

записывают

словосочетания и

вставляют

окончания

3.Проблемное

объяснение нового

материала

4.Построение

проекта выхода из

затруднения

-Посмотрите на

словосочетания (слайд

№ 4)

Допишите окончания

Ужасн…плакса

больш.. задира

страшн .. соня

сильн.. забияка

. (2 ученика работают

на обороте доски,

затем объявляют

результаты классу)

Проверим, какие вы

вставили окончания.

Почему окончания

разные?

– Что надо сделать,

чтобы было понятно,

какое писать

окончание? (Указать

на пол)

Так мы можем

назвать и мальчика,

и девочку,

– лицо и мужского,

и женского пола.

Поэтому и

прилагательные

стоят то в мужском,

то в женском роде)

Цель:

1) зафиксировать

причину

затруднения

2) организовать

диалог по

проблемному

материалу

3)организовать

уточнение и

согласование темы

урока

4)соотнесение

нового знания с

правилом в

учебнике

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

5.Этап изучения

новых знаний

Работа с учебником

-Давайте поработаем с

учебником. Найдите

упр.99.Нас просят

разобраться в

любопытной

особенности

существительных.

1 склонения?

-Вы готовы это

сделать?

Какого же рода слово

неряха?

Поработайте с

предложениями..

Цель: организовать

усвоение детьми

нового материала

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные УУД

Опять эта неряха

измазала тетрадь

.Опять этот неряха

измазал тетрадь.

Какой вывод сделали?

-Что на это указывает?

-Как Вы это поняли?

-Так какого же рода

существительное

неряха?

-Давайте придумаем

как их можно назвать

-Ваши предложения.

Как, на ваш взгляд,

будет звучать тема

урока?

Назовите тему нашего

урока…(Слайд 5)

– чтение правила

стр.150.

В первом

предложении идет

речь о неряхе-

девочке

-Во 2 предложении

неряха -мальчике

Ответы детей

Предложения детей

6 Физминутка

7.Первичное

закрепление нового

материала

-Работа со словами.

(слайд № 6)

-Нет ли

существительных,

которые относятся то

к мужскому, то к

женскому роду, среди

слов драчун ,забияка

трус, трусиха

трусишка?

Какого склонения эти

слова? Докажите.

Ответы детей

Цель: организовать

усвоение детьми

нового материала

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

8Работа с

орфографическим

словарем.

-Как род данных

существительных

указывается в

орфографическом

словаре?

У вас на столах лежат

орфографические

словари. Откройте

с.174 и найдите

существительные

общего рода.

Прочитайте их. Все

ли слова вам

понятны?

Чтение и

объяснение слов

9.Работа с

лексическим

значением

найденных слов

. Составить с 2-3

существительными

предложения (устно)

.

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

10.Закрепление

изученного

материала

1)Упражнение

«Угадай слово»:

– Продолжаем

знакомство с

существительными

общего рода

по толкованию

лексического

значения угадать

существительные

общего рода,

записать в тетрадь в

столбик в

соответствии с

номерами

предложений.

Подсказка на доске

(слова написаны в

столбик).

1)Очень

трудолюбивый,

старательный

человек.(трудяга,

работяга

2) Умный человек.

(умница)

3) Тот, кто много и

часто плачет.

(Плакса)

-Будем учиться

правильно

употреблять

существительные

общего рода в своей

речи? Давайте

Цель: организовать

выполнение

учащимися

типовых заданий по

новому материалу

Познавательные

УУД

Личностные УУД

Коммуникативные

УУД

Цель: расширить

представление

учащихся о

существительных

общего рода и

формировать

умение

классифицировать

слова по типовым

значениям.

разработаем

алгоритм

правильного

употребления

существительных

общего рода в речи

(запись на доске).

11 Групповая работа

На столах у вас лежат

памятки, вы можете

воспользоваться и

ими при выполнении

следующего задания.

Задание: спишите,

дописав окончания

прилагательных.

Обозначьте род

существительных

общего рода.

1. Серёжа —

кругл … сирота.

Катя —

кругл … сирота.

2. Ваня —

больш … забияка.

Марина —

удивительн .. забия-

ка.

3. Витя —

больш … умница.

Моя сестра Света —

больш … умница.

Цель: организовать

выявление типов

заданий, где

возможно

использовать новые

знания

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

12.Рефлексия

Что нового вы узнали

сегодня на уроке об

имени существитель-

ном? А что значит —

правильно

употреблять в речи

существительные

Цель: организовать

фиксацию нового

материала

,изученного на уроке

общего рода?

Сколько же родов в

русском языке?

Ответ дайте в виде

схемы (на

листочках).

Объявление оценок

за урок.

Поднимите

карточки, кому

понравилась своя

работа на уроке.

Работают на

листочках

Поднимают

цветные карточки

Личностные УУД

13.Домашнее

задание

Упр.101.по заданию

учебника ,составьте

свои 2 предложения

со словами общего

рода, правило стр.150

(Слайд 7)

Цель: закрепление

нового материала

Список использованной литературы

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2359

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.