Суффиксы причастий и деепричастий

Содержание

Что такое причастия и деепричастия, их отличительные признаки и суффиксы

Суффиксы причастий и деепричастий
Образование 3 февраля 2016

Еще со школьной скамьи мы помним, что такое причастия и деепричастия. О загадочности этих частей речи говорить не приходится: до сих пор не решен вопрос об их месте в морфологии русского языка. Основные их признаки, особенности и отличия рассмотрим в нашей статье.

Отглагольные образования

Неизвестной остается судьба этих частей речи.

В современной школьной программе, в зависимости от автора учебно-методического комплекса, понятие о том, что такое причастия и деепричастия, трактуют по-разному.

Некоторые авторы, как, например, Разумовская, справедливо считают их своеобразными формами глагола. Несомненно, доля истины в этом есть, поскольку образовались причастия и деепричастия именно от глагола.

Однако Бабайцева, автор известного УМК, рассматривает их как вполне самостоятельные части речи, обладающие комплексом отличительных признаков.

Обе эти версии имеют право на существование, они логичны и каждая из них может быть по-своему аргументирована.

Вот такой он загадочный, русский язык. Причастие и деепричастие – особые формы, которые делают нашу речь более динамичной и красочной.

Оборот с причастием

Любая часть речи по-своему примечательна. И что такое причастия и деепричастия, что они делают в предложении особенного, чего не могут другие части речи? Их главная отличительная особенность – образование оборотов. Это происходит, когда у одного из них есть зависимые слова.

Например: Девочка, гуляющая по летнему саду, любовалась природой. Если внимательно рассмотреть это предложение, то мы увидим, что от причастия «гуляющая» можно задать вопрос «где?». Ответом будет словосочетание «по летнему саду». Это означает, что перед нами причастный оборот. Гораздо грамотнее и красивее использовать обороты, чем бесконечно повторять слово «который».

Не забываем ставить запятые, если причастный оборот стоит после своего определяемого слова (здесь им является «девочка»).

При синтаксическом разборе возникает вопрос: как его подчеркнуть? Здесь все просто: задаем вопрос от определяемого слова: (девочка) какая? На него отвечает второстепенный член предложения, всем нам известный – определение. Поэтому стоит целиком весь оборот подчеркнуть волнистой чертой.

В случае, когда оборот идет перед своим определяемым словом, все по-другому. Там не нужно ставить запятые. Синтаксическая функция у такого оборота иная – каждая часть речи в нем подчеркивается независимо друг от друга.

Деепричастный оборот

С ним дело обстоит немного иначе. Во-первых, само по себе деепричастие может не содержать никаких зависимых слов, но, тем не менее, будет выделяться запятыми. Лингвисты называют его одиночным.

Например: Не раздумывая, он бросился в горящий дом спасать людей.

Как видим, деепричастие очень сходно по значению с наречием (здесь отвечает на вопрос «как?»). Можно даже заменить его этой частью речи: Быстро он бросился в горящий дом спасать людей.

Как и в случает с братом-причастием, деепричастие может подчинять себе слова и образовывать тем самым оборот. Поскольку в предложении оно всегда выполняет только одну роль, его принято называть обособленным обстоятельством. Со знаками препинания здесь не перемудришь: запятые ставятся абсолютно всегда. И не нужно смотреть, как расположено относительно этого оборота определяемое слово.

Например: Не выполнив домашнее задание, Миша отправился на прогулку.

От деепричастия «не выполнив» зададим вопрос «что?» и получим ответ – «домашнее задание». Перед нами – деепричастный оборот.

Суффиксы причастий и деепричастий

Словообразование каждой части речи изучается школьниками, начиная с пятого класса.

Некоторые из них (например, существительное и прилагательное) имеют несколько способов появления новых слов: не только приставочный и суффиксальный, но и сложение и аббревиацию.

С причастиями и деепричастиями все проще: их основной способ словообразования – это суффиксальный. Именно по этой морфеме мы отличаем их от других частей речи.

Зная, что такое причастия и деепричастия, запомнить суффиксы будет нетрудно. Нужно знать несколько простых правил. Не забывайте, что причастия делятся на две большие группы: действительные и страдательные.

У действмиельных причастий, находящихся в настоящем времени, суффиксы такие: ущ/ющ (танцующий, поющий), ащ/ящ (кричащий, летящий).

У страдательных – ем- (колеблемый), -ом- (влекомый), им (зависимый).

Когда причастия стоят в прошедшем времени, отличать их будем также по залогу.

Действ.прич. : -вш- (купивший), ш (выросший).

Страд.прич. : -т- (расколотый), -енн- (прокрученный), -нн- (вымерянный).

Главное, что нужно сделать – верно определить часть речи. Тогда суффиксы причастий, деепричастий запомнить намного проще. Тем более, они схожи между собой.

У деепричастий категории залога нет, они отличаются лишь по времени. Наст.вр.: -а (не спеша), -я (угадывая), -учи (будучи), -ючи (припеваючи). Прошедшее время: -в (сделав), -вши( не знавши).

Заключение

Суффиксы причастий и деепричастий легко запоминаются на практике. Достаточно выполнить несколько упражнений на эту тему, чтобы закрепить их правописание. Несмотря на кажущуюся сложность этих глагольных форм, они не представят особого труда для тех, кто внимательно читает правило.

Источник: .ru

Источник: //monateka.com/article/183961/

А17. Правописание суффиксов различных частей речи

Суффиксы причастий и деепричастий

А17 не включает орфограммы с  н – нн (этой теме посвящено отдельное задание А13).
Но и без них объём материала велик, потому что русский – это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов.

Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е, либо с буквой и. Это позволяет существенно сузить круг “нужных” суффиксов.

Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные.

Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено “Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ  по русскому языку” и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.

Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах.

Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их встретилось не более 10%).

Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца. 

Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.

Cуффиксы глаголов

1). Суффиксы – -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-: рисовать, горевать – опаздывать, оценивать

Проверяй! Определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени!
Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания

  • ую, юю, то пиши суффиксы -ова-(-ева-): советовать – советую, командовать – командую
  • ываю, иваю, то пиши суффиксы -ыва-(-ива-): опаздывать – опаздываю, рассматривать – рассматриваю

Внимание: 

Данные в скобках фонетические варианты суффиксов встречаются после мягких согласных. 

2). Различение суффиксов  -е- + -ва-  и  -ыва- (-ива-):  одолевать, заболевать – оправдывать, успокаивать
 

Внимание на ударение!              

Суффикс -ва-  всегда под ударением: одолева´ть, заболева´ть. Перед суффиксом -ва-  пиши суффикс -е-.


Суффиксы -ыва-, -ива-  безударные:  записывать, склеивать, прицеливаться.        

Не путай:

В словах типа наливать, распевать буквы и и е  в корне.


3). Суффиксы в неопределённой форме глагола:
видеть, краситьCуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения -и-.

Внимание:

Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе.

Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола,  смело пиши -е- в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе:  обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и др. подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.

4). Суффиксы в причастиях  и деепричастиях.
 

Внимание:

В А17 никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.Примеры из КИМов:

скле…вающий, выдёрг…вая, прицел…вающийся, понаде…вшийся, зачервив…вший, повизг…вая 

Следовательно, не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия. Скле…

вающий – от: склеивать выдёрг…вая – от выдёргиватьприцел…вающийся – от прицеливатьсяпонаде…вшийся – от понадеяться зачервив…вший – от зачервиветьповизг…

вая – от повизгивать Применять, следовательно, нужно правила, приведённые выше. 

Не ошибись:

Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы.

Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий образовано от глагола склеить, прицеливающийся – от прицелиться и т.п.

Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий образовано от склеивать,  прицеливающийся – от прицеливаться.

Суффиксы прилагательных

Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, т.к.

именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные – это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн).

Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в тренировочные варианты КИМов включены слова именно на эти правила. 

1). Суффиксы -ив-, -ев-, -лив-, -чив-: красивый – боевой, счастливый, доверчивый 

Внимание на ударение!В прилагательных, образованных от существительных: – под ударением пиши суффикс -ив-: краси´вый– без ударения – суффикс -ев-:  боево´й.

Пиши суффиксы -лив-, -чив- и под ударением:  счастли´вый и без ударения: дове´рчивый. 

2). Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- – -ев-, -еват-, -евит-: деловой, сероватый, ядовитый – речевой, синеватый, боевитый 

Внимание на последний согласный корня!После твёрдых согласных пиши суффиксы -ов-, -оват-, -овит-: деловой, сероватый, ядовитый.

После мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы -ев-, -еват-, -евит-: речевой, синеватый, боевитый.


 

1. Суффиксы со значением лица (производителя действия).

Суффиксов со значением лица много, но, к счастью, не все они вызывают ошибки при написании слов. Редко кто ошибётся в суффиксах: -ист-: гандболист, тракторист-ник-: дорожник, железнодорожник-навт-: космонавт-ец-: гонец 

-ёр-: комбайнёр

Ошибкоопасные суффиксы: -тель-, а также -чик-, -щик-. Их и стоит повторить.

1). Суффикс  -тель-: учитель
Запомни этот суффикс и всегда пиши его одинаково, с буквой е! Пиши суффикс -тель- в словах, обозначающих лиц по роду деятельности: учитель, писатель, водитель.


2). Суффиксы 
-чик-, -щик-: лётчик, каменщик, асфальтоукладчик

Внимание на последний согласный основы!
После: 

  • согласных т, д, с, з, ж  пиши суффикс -чик-: переводчик, лётчик, разносчик, перевозчик, перебежчик
  • остальных согласных пиши суффикс -щик-: паромщик, стекольщик, каменщик, фонарщик

Внимание:

Перед суффиксом -чик-  буквы к, ц, ч заменяются на т: раздат+-чик- ←раздача.
Мягкий знак пиши только после л: кровельщик, стекольщик.  

2. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. 

В русском языке множество суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Какие это суффиксы и как их писать, придётся разобраться. Ограничимся, правда, суффиксами, в которых пишутся буквы е и и, на которые нас ориентируют КИМы.

1). Суффиксы  -ик-, -ек-: мячик – платочек.
Следи за беглой гласной е при изменении слова!
Если  при изменении слова, в нём  

  • гласный звук [и] сохраняется, пиши суффикс -ик-:  мячик – мячики
  • гласный звук исчезает, пиши суффикс -ек-:  платочек – платочка

2). Cуффиксы  -ец-, -иц-: братец – умница, пальтецо – платьице
Узнай  род существительного!
В существительных 

  • мужского рода пиши суффикс -ец-: братец, палец
  • женского рода – -иц-: красавица, умница
  • среднего рода могут быть и -ец-, и -иц-:
    • в предударном слоге (перед ударением) пиши -ец-: пальтецо´, письмецо´
    • в заударном слоге (после ударения) пиши-иц-:  пла´тьице, кре´слице

3). Суффиксы -ечк-, -ичк-: дочечка, местечко, Ванечка – луковичка

Для слов женского рода определяй производное слово!В существительных пиши суффикс -ечк-:  букашечка, дочечка, местечко, времечко, Ванечка, Сашечка

Не путай:

В существительных женского рода, образованных от существительных с суффиксом -иц-, пиши суффиксы -ич-  и -к-: синичка← синица, пуговичка←пуговица, луковичка←луковица.

4). Суффиксы -оньк-(-еньк-): яблонька – доченька

Определи, какой звук перед суффиксом!
В существительных после

  • твёрдых согласных пиши суффикс -оньк-: кухонька, кисонька, лапонька
  • гласных, шипящих и мягких согласных – суффикс -еньк-: Зоенька, душенька, доченька, бабусенька   

5). Суффикс -к-  в сочетаниях инк, енк: серединка, вишенка

Ищи производящую основу!

Если в существительных женского рода c суффиксом -к- производящая основа

  • на ин, пиши суффиксы -ин- и -к-:  середин+ка←середина
  • на н, пиши сочетание  букв енк:  вишен+ка←вишня.

3. Суффикс -ен-  в разносклоняемых существительных: времена, имена 

Запомни:

10 существительных на мя: бремя, племя, время,семя, темя, стремя,знамя, пламя,

вымя, имя

Пиши суффиксы -ен-( -ён-) во всех формах множественного числа, а также в формах родительного, дательного, творительного и предложного падежей в единственном числе.

Источник: //russkiy-na-5.ru/articles/286

Персональный сайт – Причастие и деепричастие

Суффиксы причастий и деепричастий

Причастие — неспрягаемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как такой признак лица, предмета, который проявляется во времени (или признак предмета по действию) и отвечает на вопросы какой? какие? Например: Посеребренная звѐздным светом туманная даль лугов прояснилась.

В причастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

Глагольность причастия проявляется в наличии категорий вида и времени. В причастии сохраняется видовое значение того глагола, формой которого оно является (читать — читавший, кольнуть — кольнувший).

Причастия имеют две формы времени, грамматически выражаемые посредством специальных суффиксов — настоящее -ущ- (-ющ-), -ом-, -ем- (-им-) — волнующий, волнуемый и прошедшее — -вш- (-ш-), -нн-, -енн-, -анн-, -т- — читавший, прочитанный, вымытый.

В предложении причастия могут употребляться как с прямым временным значением: Чуть шелестят листья берѐз, едва колеблемые ветром (М. Лермонтов), так и с относительным, т.е. таким, которое определяется по соотношению не с моментом речи, а со временем действия глагола-сказуемого: Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле… (А. Пушкин)

С прилагательными причастие сближает общее значение признака предмета и наличие категорий рода, числа и падежа: плескавшееся море, пестреющий цветами, написанная поэма, раздающиеся раскаты грома, над зеленеющей поляной.

Причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму: обследованный больной — больной обследован, назначенные препараты — пре-параты назначены.

Начальная форма причастия — именительный падеж единственного числа мужского рода.

Общее значение (что обозначает)  

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Признак предмета по действию

Какой?

Действительные или страдательные, вид, возвратность, время, полная или краткая форма

(к страдательных). Изменяется по числам, родам, падежам (причастия полной формы)

Определение, сказуемое и другие члены предложения

Действительные и страдательные причастия

Причастия

Что обозначают

Примеры

Действительные

Признак предмета, который сам совершает действие

Ученики, посадившие деревья, заботливо ухаживают за ними

Страдательные

Признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета или лица

Деревья, посаженные учениками, хорошо принялись

Запомните суффиксы причастий

Действительных

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -ш-

несущий, читающий, дышащий, видящий, читавший, нѐсший

Страдательных

-ом-, -ем-, -им-, -нн-, -енн, -т-

несомый, читаемый, видимый, читанный, построенный, мытый

Особенности образования некоторых форм причастий

От глаголов идти, увянуть и различных глаголов с данными корнями (войти, выйти, завянуть) действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени: войти — вошѐл — вошедший, найти — нашѐл — нашедший, увянуть — увял — увядший.

От глагола двигать (I спряжение) страдательное причастие настоящего времени образуется с суффиксом -им- -— движимый: движимый чувством сострадания.

От некоторых переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени не образуются: держать, бить, мести, писать, резать, шить и т.д.

От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени не образуются: гнать (но изгнать — изгнанный), знать (но узнать — узнанный), брать (ноизбрать — избранный), жить (но прожить — прожитый).

Употребление и произношение некоторых форм причастий

1.

Некоторые глаголы на -сти (-сть) образуют разные формы действительных причастий прошедшего времени: а) от основы настоящего времени и б) от основы прошедшего времени, например: изобрести — изобретший (и изобрѐвший), приобрести — приобретший (и приобрѐвший), подмести — подмѐтший (иподмевший). Формы таких причастий с д и т в корне свойственны только книжной речи. Формы без д и т свойственны разговорной и просторечной речам.

2. Суффикс -ся обязательно сохраняется при образовании от возвратных глаголов действительных причастий настоящего и прошедшего времени, например:образовываться — образующийся; подниматься — поднимающийся.

Если суффикс -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов, опускается, это является нарушением норм литературного языка: раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающего страха.

3. От глаголов совершенного вида причастия настоящего времени не образуются, иначе будут нарушены нормы литературного языка, например: Мы завидуем зрителям, попадущим на спектакль.

4.

Следует произносить правильно причастия в краткой форме: взять — взят — взята — взято — взяты; внести — внесѐн — внесена — внесено — внесены; добыть — добыт, добыта — добыто — добыты; загнуть — загнут — загнута — загнуто — загнуты; задать — задан — задана — задано — заданы; начать — начат, начата — начато — начаты, отдать — отдан — отдана, отдано — отданы; издать — издан — издана — издано — изданы.

Деепричастие — неизменяемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как признак другого действия или состояния (добавочное действие при основном действии), например: говорил, глядя в глаза; поставил диагноз, осмотрев больного.

В зависимости от вида глагола, формой которого является деепричастие, различаются деепричастия несовершенного вида (назначать — назначая,, оперировать — оперируя) и совершенного вида (удалить — удалив, рассмотреть — рассмотрев). В деепричастиях, образованных от возвратных глаголов, сохраняется суффикс -ся (-съ) (подняться — поднявшись; вернуться — вернувшись).

Общее значение (что обозначает)

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Добавочное действие и признак действия. Как?

Вид, возвратность. неизменяемая форма глагола

Обстоятельство

Когда? Почему? Зачем?

Деепричастия несовершенного и совершенного вида

Деепричастия

На какие вопросы отвечают

Как образуются

Примеры

Несовершенного вида, (незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с основным)

Что делая?

Основа настоящего времени глагола несовершенного вида + суффикс -а (-я)

глядят — глядя кричат – крича улыбаются — улыбаясь

Совершенного вида (законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала основного действия)

Что сделав?

Основа неопред, формы глагола совершенного вида + суффиксы -в, -вши, -ши

выскочить -выскочив выскочить -выскочивши испечь -испѐкши

Основа простого будущего времени глагола + суффикс -а (-я)

прищурятся -прищурясь

От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются: а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: лить — льют, шить — шьют, бить — бьют, рвать — рвут, жечь — жгут, ждать — ждут, лгать — лгут.

 Исключение: мчаться — мчатся — мчась; б) от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: писать — пишут, хлестать — хлещут; в) от глаголов с основой на г, к, х: беречь — берегут, стеречь — стерегут; течь — текут; г) от глаголов с суффиксом -ну-: мокнуть — мокнут, гаснуть — гаснут.

Правильное произношение некоторых форм деепричастий

Идти — идя, клеветать — клевеща, крыть — кроя, мыть — моя, начать — начав, ненавидеть — ненавидя, отнять — отняв, отречься — отрѐкшись, плакать — плача, поднять — подняв, пойти — пойдя, понять — поняв, прийти — придя, принять — приняв, сидеть — сидя, смотреть — смотря, хохотать — хохоча, шептать — шепча, щебетать — щебеча, щекотать — щекоча.

Употребление деепричастий

Деепричастия употребляются, как правило, в двусоставных личных предложениях, относятся к глаголу-сказуемому, обозначая добавочное действие подлежащего, например: Закончив лекцию, преподаватель вышел из аудитории (глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действие подлежащего: преподаватель закончил, затем вышел).

Если глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов или лиц, то предложение построено неверно, т.е. нарушены нормы литературного языка, например: Поговорив с другом, у меня возникло много разных мыслей.

Деепричастия не употребляются в безличных предложениях: Придя домой, мне .нездоровилось. Но если деепричастие будет употребляться при неопределѐнной форме глагола, то этот вариант возможен: Готовясь к докладу, надо было изучить много литературы (деепричастие и сказуемое обозначают действия одного и того же лица).

Нельзя употреблять в одном предложении деепричастия разного вида, например: Слушая лекцию и законспектировав излагаемый преподавателем материал, я всегда готовлюсь к следующему занятию.

Отличие причастий от деепричастий

Различайте особые формы глагола

Причастия

1. Относятся к существительному и обозначают признак предмета по действию.

2. Бывают определениями или составной частью сказуемого. Отвечают на вопросы: какой? каков?

3. Согласуются с существительными в роде, числе, падеже.

4.

Имеют суффиксы -ущ- (-ющ-), -ащ-(-ящ-), -т-, -нн-, -енн-

Деепричастия

1. Относятся только к глаголу-сказуемому, обозначают добавочное действие.

2. Бывают только обстоятельством. Отвечают на вопросы: когда? как? каким образом? с какой цепью? почему?

3. Неизменяемая форма.

4.

Имеют суффиксы -а- (-я-), -в-, -вши-, -ши-

Вопросы:

1.

Почему причастие и деепричастие являются формами глагола?

2. Признаки каких частей речи свойственны причастиям?

3. Какими грамматическими категориями обладает причастие?

4.

Какие разряды причастий вам известны? Чем они различаются?

5. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

6. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

7. В чѐм заключаются некоторые особенности образования и употребления причастий? Какие могут быть допущены ошибки при использовании причастий в речи?

8. Почему деепричастие неизменяемая глагольная форма?

9. Как образуются деепричастия?

10. Каковы особенности употребления деепричастий?

11. Какие могут быть допущены ошибки в употреблении деепричастий?

Упражнение 119

Прочитайте отрывки, определите их принадлежность к одному из книжных стилей. Докажите эту принадлежность. Составьте по аналогии отрывки, используя причастия и отражая специфику вашей профессии.

1. Великий поход в защиту «зелѐного друга» нужно начать с Москвы. И у нас в Москве найдется немало заброше(н, нн)ых углов, которые при дружном напоре за один день можно преобразить хотя бы в черновики буд…щих внутриквартальных скверов. М. Леонов)

2. С наступлением заморозков клубни георгин убирают из грунта в непромерзающее помещение. Перед выкопкой повреждѐнная заморозками ботва срезается на высоте 8—10 сантиметров, а выкопанные клубни просушиваются. Для этого их раскладывают в один слой в непромерзающем, хорошо проветриваемом помещении, где они находятся не меньше недели. Только после этого их укладывают в хранилище. (А. Мерло)

3. На тенистых полянах, заросших высокой росистой травою, скрыто цветут в лесу ночные фиалки. В густой траве прячутся нежные душистые цветы.

(И. Соколов-Микитов)

Упражнение 120

Прочитайте, укажите ошибки, допущенные при образовании причастий. Перепишите в исправленном виде.

1. Конструктор, изобревший новую модель машины, был очень талантлив. 2. Медицинский работник, пытавший оправдать свой негуманный поступок по отношению к больному, не заслуживает уважения. 3. Дворник, чисто подмѐтший двор, отдыхал на скамейке. 4. В репертуаре музыкального театра, откроющего очередной сезон с октября, много интересных произведений.

Упражнение 121

Прочитайте, укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.

1. Дойдя до реки, усталость овладела нами, 2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 4. Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно. 5. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 6. Когда, читая поэму «Мѐртвые души», сталкиваешься с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение. 7. Набирая

скорость, в окно было видно мелькание телеграфных столбов. 8. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.

Упражнение 122

От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида и составьте с ними предложения. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

Прикасаться, кричать, бежать, развивать, завидовать, встречать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, оставаться, роптать, стрекотать, мѐрзнуть, волноваться.

Упражнение 123

Составьте связный текст на тему: «В читальном зале», используя деепричастные обороты:

Подойдя к каталогу, выписав названия книг, спросив у библиотекаря, удовлетворенно улыбаясь, подперев голову руками, ероша волосы, внимательно изучая статью, выписывая цитаты, составив план.

Источник: //artyom-ivanencko.narod.ru/index/0-26

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.