Степени сравнения наречий

Содержание

Степени сравнения прилагательных и наречий

Степени сравнения наречий

В английском языке, так же, как и в русском, прилагательные и наречия имеют три степени сравнения: положительную, сравнительную и превосходную.

В английском языке существуют два способа построения степеней сравнения.

1. Для коротких (состоящих из одного слога) слов:

Положительная степеньСравнительная степеньПревосходная степень
small(маленький)smaller(меньший)(the) smallest(самый маленький /наименьший)
large(большой)larger(больший)(the) largest(самый большой /наибольший)

Примечания:

с превосходной степенью часто используется определенный артикль;

при построении степеней сравнения в написании:

а) конечная согласная с предшествующей краткой гласной удваивается:

  • big => bigger => (the) biggest 

б) если перед конечной -у стоит согласная буква, то -у переходит в-i:

  • easy => easier => (the) easiest;
  • early => earlier => (the) earliest

в) при прибавлении -er u -est конечная -е опускается: см. выше large;

На произношение особенности написания не влияют.

2. Для длинных (состоящих из двух или более слогов) слов:

Не имеет смысла еще больше удлинять слово, поэтому в английском языке добавляется другое короткое слово впереди:

  • beautiful => красивый – more beautiful => более красивый –  (the) most beautiful => самый красивый;
  • easily => легко – more easily => легче – (the) most easily => легче всего

Для передачи значений менее и меньше всего / наименее используются соответственно слова less и least:

  • beautiful – less beautiful => менее красивый – (the) least beautiful => наименее красивый

Примечание:

Иногда односложные слова образуют степени сравнения с помощью more / less или most / least, и наоборот, слова, состоящие более чем из одного слога, имеют -ег / -est в конце; это зависит только от звучания – если какая-то форма воспринимается на слух лучше другой, ее и ставят в предложение:

  • crisp – more crisp – (the) most crisp звучит лучше, чем crisp – crisper – (the) crispest правило в подобных случаях игнорируется.

Формы степеней сравнения некоторых прилагательных и наречий в английском языке образуются не по правилу:

Положительная степеньСравнительная степеньПревосходная степень
good(хороший)Better (лучше)(the) best (самый лучший/ лучше всего)
well(хорошо)
bad(плохой)Worse (хуже)(the) worst (самый плохой/ хуже всего)
badly(плохо)
many(много)More (больше / более)(the) most (больше всего/ наиболее)
much(много)
little(мало)less  (менее / меньше)(the) least (меньше всего/ наименее)

Примечание:

слово little может быть как прилагательным, так и наречием; в данном случае оно используется только как наречие «мало»; если нужно построить степени сравнения от прилагательного« маленький», пользуемся словом small (см. выше).

far(далекий)farther / further (более далекий / дальше)(the) farthest(самый далекий)
far(далеко)(the) furthest (дальше всего)
Положительная степеньСравнительная степеньПревосходная степень
old (старый)elder(the) eldest
(старше)(самый старший)

Степени сравнения наречий

Степени сравнения наречий

Кузьмина Елена Михайловна

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: « Степени сравнения наречий».

Цели урока:

• ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степеней наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;

• формирование умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий;

• формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия;

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.(слайд 1)

1. Индивидуальное задание, анализ предложения.

Задание.Запишите предложение. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части речи.

Учитесь крепко, живите дружно. (М.Горький)( слайд 2)

2. Лингвистическая разминка. ( слайд 3)

Задание.Продолжите строчку, учитывая смысловую группу наречия.

Внизу, … (места) (справа, слева, сбоку)

Завтра, … (времени) (вчера, вечером, наутро)

Горячо, … (образа действия) (сильно, крепко, весело)

Сослепу, … (причины) (сгоряча, нечаянно, сгоряча)

Назло, … (цели) (нарочно, специально)

Очень, … (меры и степени) (бесконечно, немного, чуть-чуть, вдвое)

II. Объяснение нового материала.

1. Степени сравнения наречий. Работа с учебником (стр.100)

Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Например( слайд 4) :

красиво танцевать – исходная форма;

танцевать красивее(более красиво) – сравнительная степень;

красивее всех – превосходная степень.

Таким образом, наречия образа действия на о,образованные от качественных имен прилагательных, могут иметь две степени сравнения: сравнительную и превосходную..

Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную. ( слайд 5)

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро – быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано – раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания исходной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составнуюформу: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего:

бежать быстрее всех;

любить сильнее всего.

Простые формы наречий с суффиксами -ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании.

Задание. Определите часть речи выделенных слов. ( слайд 6)

Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).

Весной солнышко светит веселее (наречие).

2. Закрепление нового материала.

Задание. С данными словами составьте глагольные словосочетания. Запишите эти словосочетания, образуя степени сравнения наречий. ( слайд 7,8)

Образец:

взглянуть строго – строже (более строго) – строже всех.

Холодно – холоднее (более холодно) – холоднее всего.

Жарко – жарче (более жарко) – жарче всего.

Сладко – слаще (более сладко) – слаще всего.

Интересно – интереснее (более интересно) – интереснее всего.

Радостно – радостнее (более радостно) – радостнее всего.

3. Возьмите на заметку! Теоретический материал. ( слайд 9)

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:

имя прилагательноенаречие
1) обозначает признак предмета1) обозначает признак действия;
2) относится к имени существительному2) относится к глаголу
3) отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?3) отвечает на вопросы как? каким образом?
4) в предложении выступает в роли сказуемого: Наше озеро (какое?) глубже реки.4) в предложении выступает в роли обстоятельства: Аквалангист нырнул (как?) глубже расставленных сетей.

4. Закрепление нового материала.

Задание. Выразительно прочитайте стихотворение Н.Языкова. Чем являются выделенные слова – наречием или прилагательным? ( слайд 10,11)

Мой друг! Что может быть милей(прилагательное)

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей(прилагательное),

Там радостней(прилагательное) весна златая,

Прохладней(прилагательное) легкий ветерок,

Душистее(прилагательное) цветы, холмы там зеленее(прилагательное),

Там сладостней(наречие) журчит поток,

Там соловей поет звучнее(наречие),

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно(прилагательное), там все мило(прилагательное).

III. Тренировочные упражнения.

1. Сравнительная и превосходная степени. ( слайд 12.13)

Задание.В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.

Степени сравнения наречий

сравнительнаяпревосходная
простая составнаяпростаясоставная
печально
интересно
звонко
низко
строго

2. Прилагательное или наречие?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова являются краткими прилагательными, а в каких – наречиями. ( слайд 14.15)

Взлететь высоко – наречие.

Говорил громко – наречие.

Полотно красиво – прилагательное.

Рисует красиво – наречие.

Здание высоко – прилагательное.

Движение быстро – прилагательное.

Плыл быстро – наречие.

Звучание громко – прилагательное.

Утро прохладно – прилагательное.

Встретил прохладно – наречие.

3. Сравнительная или превосходная?

Задание. Определите, в каких словосочетаниях наречия использованы в сравнительной степени, в каких – в превосходной. ( слайд 16,17)

Бежать быстрее – сравнительная.

Бежать быстрее всех – превосходная.

Любить сильнее – сравнительная.

Любить сильнее всего – превосходная.

Смеяться громче – сравнительная.

4.Итог урока.( слайд 18)

Домашнее задание:пункт 34, упр. 213.

Источник: //multiurok.ru/files/stiepieni-sravnieniia-nariechii.html

Степени сравнения наречий в русском языке

Степени сравнения наречий
Образование 21 августа 2014

Как однажды сказал великий немецкий философ Фридрих Ницше, “все познается в сравнении”. И действительно, человечество имеет огромный ассортимент товаров и услуг. Люди соревнуются друг с другом, выбирают себе друзей и партнеров для семейной жизни.

Тем самым мысленно мы постоянно что-то сравниваем между собой. А чтобы выразить это словесно и письменно, мы используем те самостоятельные части речи, которые обозначают признаки предметов, других признаков или действий.

Для этого и существуют степени сравнения наречий и прилагательных, правила образования которых мы и рассмотрим в данной статье.

Морфология

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая может обозначать признак действия (бежать как? – быстро; читать как? – внимательно), признак признака (освещенная как? – ярко; сильная насколько? – очень), и в редких случаях, в сочетании с рядом определенных существительных, признак предмета (совсем еще дитя, чтение вслух).

В предложениях они чаще располагаются рядом с глаголами, прилагательными и другими наречиями, выполняя роль обстоятельств, а если относятся к существительному, то определений. Степени сравнения наречий выражают разницу или соотношение нескольких действий или нескольких признаков, выделяя один из двух или один из всех.

А поскольку по правилам образования и применения в предложении они крайне схожи с прилагательными, то запомнить их не составит особого труда.

Какие слова можно использовать

Степени сравнения наречий можно образовать только от тех представителей этой части речи, которые относятся одновременно к качественно-определительным, т. е. выражают качество признака или действия. К примеру: идти быстро, воевать отважно, любить нежно, сверкающий ярко фонарь.

Чтобы быстрее это понять, можно запомнить нехитрый прием: степень сравнения образуется только от тех наречий, которые условно можно превратить в прилагательные. Быстро – быстрый, отважно – отважный, нежно – нежный, ярко – яркий и т. д.

С остальными наречиями времени (всегда, допоздна), места (далеко, впереди), причины (поневоле, сгоряча), цели (в насмешку, нарочно), меры и степени (много, чуть-чуть), образа действия (пешком, исподлобья) поступить так явно невозможно.

Происходит это потому, что только качественные наречия были образованы от аналогичного разряда прилагательных путем удаления окончания и добавления суффикса «-о».

Примечание

Отсюда же следует и опасность ошибиться в определении части речи. А именно краткие формы прилагательных легко спутать с качественными наречиями. Для примера возьмем два простых предложения: «Она шутит смешно» и «Да, это смешно».

В первом случае подразумевается наречие, поскольку оно относится к глаголу (сказуемому), обозначает признак этого действия, следовательно, отвечает на вопрос «как?» и является обстоятельством.

Во втором же предложении слово «высоко» является краткой формой прилагательного, находится в зависимости от местоимения (подлежащего), выражает свойство предмета, отвечает на вопрос «каково?» и подчеркивается как сказуемое.

Поэтому, чтобы различить две эти части речи в предложении, необходимо произвести вышеуказанный разбор проблемного слова, и тогда все станет понятно.

Как образовать сравнительную форму наречия

Существует и другая возможность ошибочной путаницы. Проблема состоит в том, что сравнительная форма степени сравнения наречий образуется точно так же, как у прилагательных, т. е. путем добавления суффиксов «-е, -ей, -ее, -ше, -же» к корню, иногда при этом отсекаются или заменяются последние буквы, а в отдельных случаях видоизменяется все слово.

К примеру, «далеко – дальше, близкий – ближе, красивый – красивее/красивей/краше, хорошо – лучше, маленький – меньше». Так происходит образование простой (синтетической) формы степени сравнения наречий, таблица включат ее внизу первого столбика, и именно она идентична прилагательным в тексте. Снова возьмем для примера два предложения: «Он прыгнул выше» и «Этот мальчик выше».

Здесь также необходим разбор: так, в первом случае это наречие, относится к сказуемому, означает признак действия, отвечает на вопрос «как?», а во втором примере – прилагательное. Другая форма степени сравнения (составная/аналитическая) у этих частей речи отличается, хоть и образуется одинаково, путем добавления вспомогательного слова «более» или «менее».

К примеру, «более высокий» и «менее близкий» у прилагательных, «более высоко» и «менее близко» у наречий.

Как образовать превосходную форму

Наречия в сравнительной степени выражают, что для данного действия/признака обозначаемое слово более характерно, чем для другого. Помимо этого, существует и еще одна форма, которая называется «превосходная».

Она выделяет данное действие/признак из всех, выражая его в самой высокой степени сравнения наречий, и образуется путем добавления вспомогательного слова «всех» (составная) или суффиксов «-ейше, -айше» (простая).

Последняя характерна только для определенных слов, главным образом, устаревших (покорнейше, нижайше), а потому практически не указывается в справочниках по русскому языку. Но зато используется составная форма степени сравнения наречий.

Упражнения и примеры с ней можно придумать из любых слов: прыгнуть выше всех, быть ниже всех, ездить дальше всех, выступать лучше всех и т. д.

Источник: .ru

Источник: //monateka.com/article/188250/

Степени сравнения качественных наречий

Степени сравнения наречий

Качественныенаречия – это самая богатая в количественномотношении семантическая группа наречий.Эти наречия, как правило, мотивированыименами прилагательными и наследуютот них не только лексическое значениекорня, но и степени сравнения. Формыстепеней сравнения наречий во многомсовпадают с формами сравнительнойстепени имени прилагательного.

Степени сравнения наречий Сравнительная

1)простая(синтетическая) –громче, быстрее;

2) аналитическая– более громко, быстро.

Превосходная

1) простая(синтетическая) – отсутствует;

2) аналитическая– более громко, громче всех; болеебыстро, быстрее всех.

Сравнительнаяпростая форма наречий образуется спомощью суффиксов –е: громко –громче; -ее: сильно – сильнее;-ше: рано – раньше.

Некоторыенаречия имеют две вариантные формысравнительной степени: далеко– далее, дальше; рано – ранее, раньше;поздно – позднее, позже. Возможнадобавка префикса по-:выше – повыше; медленно – помедленнее.

Аналитическаяформа сравнительной степени образуется,как и у прилагательных, путем присоединенияк положительной степени слова более(наиболее):более громко, наиболее громко. Поповоду включения слова менеесуществуютразные мнения. В.В.

Виноградов писал:«…сочетания прилагательных со словомменее(вследствиеотсутствия соотносительных формпревосходной степени) не сливаются вграмматическое целое, не «морфологизируются».Они сохраняют характер свободногосинтаксического сцепления.

Менеевыступаетлишь как антоним к более».[Виноградов, 1972, с. 203–204].

Мнениео том, что в качестве компонентааналитической формы может выступатьтолько слово более,основываетсяна том, что сравнительная степеньвыражает большую интенсивность признака,а слово менееразрушаетэту теорию.

Возможнообразование супплетивных формсравнительной степени: хорошо– лучше, мало – меньше.

Существуетмнение, что аналитические формысравнительной степени имеют не тольконаречия качественной характеристики,но и некоторые наречия, оканчивающиесяна –ски,по…ски, по…ому, например:дружески –более дружески.

Формыпревосходной степени у наречий образуютсятак же, как и у прилагательных, – спомощью суффиксов –айше,-ейше, новстречаются крайне редко, в небольшойгруппе слов: строжайше,глубочайше, покорнейше, почтеннейше,почтительнейше, высочайше, милейше,нижайше, подробнейше, ближайше. Этиустаревшие формы используются встилистических целях.

Аналитическиеформы имеют компоненты: 1) формусравнительной степени и слов всего,всех: быстрее всех, удобнее всего; 2)положительную форму наречия и словонаиболее:наиболее понятно.

Каки прилагательные, наречия, образованныеот качественных адъективов, выражаютстепень качества без сравнения с помощьюсуффиксов субъективной оценки и особыхприставок.

Степени качестванаречий образуются:

1)с помощью суффиксов –оньк-(-еньк-),-оват-(-еват-), -онечк-(-енечк-),-охоньк-(-ёхоньк-): тихонько,давненько, легонечко, тихонько, близёхонькои т. д. Приэтом часть суффиксов используется дляусиления признака (частенько,быстренько ит. п.), другая – для выражения ослабленностипризнака (маловато,рановато);

2)при помощи приставок пре-,раз-, все-, архи-, сверх-: преспокойно,распрекрасно, архисовременно,сверхизысканно;

3)путём повторения наречий: далеко-далеко,быстро-быстро ит. д.

Наречия образуютсяот имён прилагательных, существительных,причастий, деепричастий и т. д. Наиболеепродуктивными являются суффиксальныйи префиксально-суффиксальный способысловообразования. Кратко остановимсяна основных способах.

1.Суффиксация.Самым продуктивным является образованиенаречий с помощью суффикса –оот имён прилагательных: вольно,быстро, умеренно, трудно, удобно,ежедневно, высоко, верно, ловко, задорно,незаслуженно, упорно, грустно, весело.

Отимён прилагательных на ский, -цкий образуютсянаречия с суффиксом–и: братски,дружески, варварски, начальнически,молодецки.

Наречиявызывающе,угрожающе, раздражающе, волнующе,умоляюще, любящеи под., имеющие суффикс –е,мотивированы соответствующими причастияминастоящего времени действительногозалога.

Наречиямогут мотивироваться именамисуществительными (днём,утром, весной, порой, рысью, верхом,кругом, мигом, домой, гуськом),числительными (пятью,трижды, единожды),глаголами (молчком,трусцой, настороже),наречиями (маловато,частенько, кратенько, давненько,тихохонько, вразвалочку).В некоторых случаях словообразованиетесно переплетается с адвербиализацией– пополнением наречий за счёт переходаиз других частей речи. Так, адвербиализацииподверглись имена существительныевечером,весной,в которых бывшее окончание превратилосьв суффикс.

2.Префиксация.Наречия образуются от соответствующихнаречий с помощью приставок не-(недалеко,ненадолго),за- (засветло,заранее),до-(доныне);от местоимений (навсегда,досюда, отсюда).

3.Префиксацияс суффиксацией.

Наречия могут быть мотивированы именамиприлагательными (по-деловому,по-прежнему, по-видимому, по-товарищески,по-собачьи, вручную, вдалеке, взаперти,досуха, заново, изредка, направо, навеселе,сгоряча, исстари),местоимениями (по-нашему,по-моему),именами существительными (вправду,вничью, наполовину, вверху, сверху,впереди, наутро, замужем),именами числительными (втроём,вдесятером, вдевятеро), глаголами (вприглядку,вприкуску),наречиями (подолгу,помногу).

4.Сложение:полулёжа,полушутя.

5.Суффиксациясо сложением:мимоходом,самоходом.

6. Префиксацияс суффиксацией и сложением:вполсилы,вполголоса, втридорога.

Источник: //StudFiles.net/preview/1101685/page:18/

Срав­ни­тель­ная сте­пень

Срав­ни­тель­ная сте­пень обо­зна­ча­ет бόльшую или ме́ньшую сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка.

Срав­ни­тель­ная сте­пень имеет две формы – про­стую и со­став­ную.

Про­стая срав­ни­тель­ная сте­пень об­ра­зу­ет­ся от ос­но­вы на­ре­чия без -о(-ко, -око) с по­мо­щью суф­фик­сов -ее(-ей), -е, -ше/-же.

На­при­мер: тепло – теплее (-ей),

                   громко – громче,

                   рано – раньше,

                   глубоко – глубже.

На­ре­чия хо­ро­шо, плохо, мало об­ра­зу­ют про­стую форму срав­ни­тель­ной сте­пе­ни нестан­дарт­но: хо­ро­шо – лучше,  плохо – хуже, мало – мень­ше.

В раз­го­вор­ной речи ис­поль­зу­ют­ся на­ре­чия, об­ра­зо­ван­ные от про­стой формы срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при по­мо­щи при­став­ки по-. Такие на­ре­чия обо­зна­ча­ют неболь­шую меру про­яв­ле­ния при­зна­ка. На­при­мер: де­шев­ле → поде­шев­ле

                                   лучше → получше

                                   свет­лее → посвет­лее

От­ли­чие про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни на­ре­чия от со­от­вет­ству­ю­щей формы имени при­ла­га­тель­но­го

Про­стая форма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни на­ре­чий сов­па­да­ет с со­от­вет­ству­ю­щей фор­мой имени при­ла­га­тель­но­го. Срав­ни­те:

             при­ла­га­тель­ное: ве­се­лый – ве­се­лее;

             на­ре­чие: ве­се­ло – ве­се­лее.

От­ли­чить про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень при­ла­га­тель­но­го от на­ре­чия в этой же форме можно по несколь­ким ха­рак­тер­ным чер­там этих двух ча­стей речи: 

На­ре­чие в форме про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ниИмя при­ла­га­тель­ное в форме про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни
1. обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та
2. от­ве­ча­ет на во­про­сы как? каким об­ра­зом?2. от­ве­ча­ет на во­про­сы какой? какая? какое? какие?
3. в пред­ло­же­нии вы­сту­па­ет в роли об­сто­я­тель­ства3. в пред­ло­же­нии вы­сту­па­ет в роли ска­зу­е­мо­го

                                                        гла­гол                  на­ре­чие

На­при­мер: Лет­ние ка­ни­ку­лы мы про­во­дим (как?)ве­се­лее,чем зим­ние.

                                       сущ.                                                           при­лаг.

                    В дет­стве мой брат брат был (какой?)ве­се­лее, чем сест­ра.

Со­став­ная срав­ни­тель­ная сте­пень об­ра­зу­ет­ся путем при­бав­ле­ния к сло­вам более (менее) на­ре­чия в на­чаль­ной форме. На­при­мер: тепло – более тепло, гром­ко – менее гром­ко.

Со­став­ная срав­ни­тель­ная сте­пень на­ре­чий часто упо­треб­ля­ет­ся в срав­ни­тель­ных обо­ро­тах со сло­вом чем и яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством. На­при­мер: Аня вы­пол­ня­ет до­маш­ние за­да­ния более ста­ра­тель­но, чем Оля.

Пре­вос­ход­ная сте­пень срав­не­ния обо­зна­ча­ет наи­боль­шую или наи­мень­шую сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка.

В от­ли­чие от при­ла­га­тель­ных, на­ре­чия не имеют про­стой пре­вос­ход­ной сте­пе­ни срав­не­ния. Остат­ки про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни пред­став­ле­ны лишь в уста­рев­ших вы­ра­же­ни­ях: по­кор­ней­ше бла­го­да­рю, ни­жай­ше кла­ня­юсь.

Со­став­ная пре­вос­ход­ная сте­пень срав­не­ния на­ре­чия об­ра­зу­ет­ся двумя спо­со­ба­ми:

1.      При­бав­ле­ние к сло­вам наи­бо­лее или на­и­ме­нее на­ре­чия в на­чаль­ной форме.

На­при­мер: вы­со­ко – наи­бо­лее вы­со­ко, се­рьёз­но – на­и­ме­нее се­рьёз­но.

2.      Со­че­та­ние про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни на­ре­чия со сло­ва­ми всего или всех. На­при­мер: вы­со­ко – выше всех; се­рьёз­но – се­рьёз­нее всего.

От­ли­чие со­став­ной пре­вос­ход­ной сте­пе­ни на­ре­чия от со­от­вет­ству­ю­щей формы имени при­ла­га­тель­но­го

Со­став­ная пре­вос­ход­ная сте­пень на­ре­чий со сло­ва­ми всех/всего сов­па­да­ет с со­от­вет­ству­ю­щей фор­мой при­ла­га­тель­ных. От­ли­чить их можно по тем же при­зна­кам, по ко­то­рым раз­де­ля­ют­ся формы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни (см. таб­ли­цу).

На­при­мер:                        гла­гол            на­ре­чие

                       Мой друг ри­су­ет (как?) кра­си­вее всех.

                            сущ.                                                  при­лаг.

                       Сест­ра моего друга была (какая?) кра­си­вее всех!

Вопросы к конспектам

За­да­ние № 1. Вы­пи­ши­те сна­ча­ла по­сло­ви­цы и по­го­вор­ки со срав­ни­тель­ной сте­пе­нью при­ла­га­тель­ных, а затем – со срав­ни­тель­ной сте­пе­нью на­ре­чий. Под­черк­ни­те слова в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни как члены пред­ло­же­ния.

1.Лучше ма­те­ри друга не сы­щешь. 2. Лучше много знать, чем много иметь. 3. И лес шумит друж­ней, когда де­ре­вьев много. 4. Легче друга по­те­рять, чем найти. 5. Боль­ше слу­шай, мень­ше го­во­ри. 6. Выше себя не вы­рас­тешь. 7. После ра­бо­ты еда вкус­нее. 8. Мень­ше жмурь­ся – боль­ше уви­дишь. 9. Мень­ше конь – мень­ше воз.

За­да­ние № 2. От дан­ных на­ре­чий об­ра­зуй­те все воз­мож­ные формы сте­пе­ней срав­не­ния.

Близ­ко, скоро, низко, от­чет­ли­во, да­ле­ко, хо­ро­шо, кра­си­во, чисто, ши­ро­ко, редко, туго.

Источник: //100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1866

Степени сравнения наречий – упражнения

Степени сравнения наречий

Давайте попрактикуемся в теме степени сравнения английских наречий и выполним несколько упражнений.

The adverb. Degrees of comparison. Exercises

Упражнение 1. Напишите три степени сравнения следующих наречий. Некоторые из предложенных наречий не имеют степеней сравнения – какие? Write three degrees of comparison for the following adverbs. Which of these adverbs do not form any degrees of comparison?

Well, badly, far, here, outside, easily, mostly, fast, loudly, usually, carefully, happily, patiently, dangerously

Упражнение 2. Выберите правильный вариант использования степени сравнения наречий. Choose the right adverb (degree of comparison) to complete the sentences.

  1. Alisа smiles even (most brightly / more brightly) than the sun.
  2. The new teacher explains the rules (more completely / completely) than our book.
  3. Jack arrived (latest / most late) at the airport.
  4. Jillian usually climbs (highest /higher) of all the other climbers in her group.
  5. Andrew is speaking even (more louder / louder ) than usual.
  6. Melody dances (most gracefully / more gracefully) of all the girls.
  7. Of all three, Mike runs (fastest / faster).
  8. Of all two, Mike runs (fastest / faster).
  9. Harry swims (slower / slowest) of all the boys in the swimming team.
  10. Yesterday the President spoke (more calmly /calmly) to Congress than usual.

Упражнение 3. Вставьте наречие в нужной степени сравнения. Use the correct form of the adverbs in brackets.

  1. Unfortunately, it’s becoming _______ (hard) and _______ (hard) to find a well-paid job.
  2. This phrase is _______ (widely) used in spoken Russian than in written.
  3. Your test isn’t good. You can do _______ (well) than you did.
  4. We walk _______ (fast) than usual to catch the train.
  5. I know Daniel _______ (well) than you do.
  6. I used to play tennis _______ (often) than now.
  7. Could you move a bit_______ (far) away for me to sit here too?
  8. Mary is driving _______ (slowly) than usual, as the road is wet.
  9. Of all the group Jimmy did _______ (badly) in the examination.
  10. Could you speak _______ (distinctly), please?

Упражнение 4. Скажите, какие из следующих предложений составлены верно, исправьте ошибки. Say which of these sentences are right and correct the wrong ones.

1 I hope that next time you’ll speak to your uncle more politely. 2. Peter usually comes to his classes most late of his classmates. 3. Who can solve this problem most quickly? 4. This time he listened to his little sister patienter than usual. 5. Could you speak a little slower, please? 6.

When I was a very young child I thought that to sing best meant to sing loudest. 7. I think that now I see the whole problem much more clearly. 8. Who lives more near to the school — you or your friend? 9. Alice goes to the theatre frequentest of us all. 10.

Will you raise your hands a bit higher, please? I can't see them. 11. In December it snows oftener than in November. 12. He knows three languages but he speaks English easiest. 13. Last night I slept peacefullier than before. 14, Could you come to school more early and water the plants tomorrow? 15.

This new computer works most fast and can solve problems in no time.

Упражнение 5. Translate.

  1. Ты не мог бы вести машину быстрее?
  2. Поезд прибыл раньше, чем обычно.
  3. Моя сестра помогает маме чаще других членов нашей семьи.
  4. Из пяти спортсменов Вася прыгнул выше всех.
  5. Миссис Финч разговаривает с медсестрами терпеливее всех других врачей.
  6. Наша собака лает громче соседской.
  7. Мой брат пишет бабушке чаще, чем я.
  8. Анна говорит по-английски лучше Васи.
  9. Вася живет ближе всех к школе.

Ответы к упражнениям на степени сравнения наречий

Exercise 1.

  • Well – better (than) – best (of all),
  • Badly – worse (than) – worst (of all),
  • Far – farther/further (than) – farthest/furthest (of all),
  • here, outside – нет степеней сравнения,
  • easily – more easily (than) – most easily (of all) или easily – easier (than) – easiest (of all)
  • mostly – нет степени сравнения,
  • fast – faster (than) — fastest (of all),
  • loudly – more loudly (than) – most loudly (of all) или loudly – louder (than) – loudest (of all)
  • usually – нет степени сравнения,
  • carefully – more carefully (than) – most carefully (of all),
  • happily – more happily (than) – most happily (of all),
  • patiently — more patiently (than) – most patiently (of all),
  • dangerously – more dangerously (than) – most dangerously (of all).

Exercise 2.

Упражнение 2. Выберите правильный вариант использования степени сравнения наречий. Choose the right adverb degree of comparison to complete the sentences.

  1. more brightly
  2. more completely
  3. latest
  4. highest
  5. louder
  6. most gracefully
  7. fastest
  8. faster
  9. slowest.
  10. more calmly

Exercise 3.

Harder / harder, 2 more widely, 3 better, 4 faster, 5 better, 6 more often (oftener), 7 farther, 8 (more slowly) slower, 9 worst, 10 more distinctly

Exercise 4.

1 -> correct;

2 most late -> latest;

3-> correct;

4 patienter -> more patiently;

5-> correct;

6-> correct;

7-> correct;

8 more near -> nearer

9 frequentest -> most frequent;

10 -> correct;

11-> correct;

12-> correct;

13 peacefullier -> more peacefully;

14 more early -> earlier;

15 most fast – fastest;

Exercise 5.

  1. Can't you drive faster?
  2. The train arrived earlier than usual.
  3. My sister helps my mother more often than other members of our family.
  4. Of the five athletes Bob jumped highest.
  5. Mrs. Finch talks to the nurses most patiently of all the other doctors.
  6. Our dog barks louder than our neighbor's.
  7. My brother writes to our grandma more often than I do.
  8. Anna speaks English better than Vasya.
  9. Bob lives closest / nearest to the school.

I hope you these exercises on the degrees of comparison of adverbs

Сохраните на будущее и поделитесь с друзьями!

Источник: //grammar-tei.com/stepeni-sravneniya-narechij-uprazhneniya/

Какие наречия могут образовать степени сравнения?

Начнем с того, что наре­чие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (глу­бо­ко ныр­нуть), при­знак при­зна­ка (крайне нере­ши­тель­ный) и пред­ме­та (стук сбо­ку).

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка наре­чие име­ет отли­чи­тель­ную осо­бен­ность — неиз­ме­ня­е­мость.

Слова этой части речи не обра­зу­ют грам­ма­ти­че­ских форм паде­жа и чис­ла, то есть не скло­ня­ют­ся. Они не изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам, как гла­го­лы.

Следовательно, у наре­чий нет окон­ча­ния как сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы. Конечные бук­вы обо­зна­ча­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы:

  • сверху
  • издали
  • дочиста
  • заново

И все же неко­то­рые наре­чия могут изме­нять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му и обра­зо­вать сте­пе­ни срав­не­ния. Что же это за сло­ва?

Качественные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют с помо­щью суф­фик­са -о/-е наре­чия:

  • весе­лый → весело пры­гать;
  • гром­кий → громко зву­чать;
  • бод­рый → бодро шагать;
  • искрен­ний → искренне сочув­ство­вать;
  • внеш­ний — внешне спо­ко­ен.

Наречия, обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фик­са -о/-е, име­ют сте­пе­ни срав­не­ния.

Качественные наре­чия, как и одно­ко­рен­ные при­ла­га­тель­ные, обра­зу­ют две сте­пе­ни срав­не­ния:

  • срав­ни­тель­ную сте­пень;
  • пре­вос­ход­ную сте­пень.

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы наре­чий быва­ют про­сты­ми и состав­ны­ми. Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий в рус­ском язы­ке.

Таблица

Сравнительная сте­пеньПревосходная сте­пень
Простая фор­маСоставная фор­маСоставная фор­ма
С помо­щью суф­фик­сов
-ее (-ей), – е, -ше
более менее+

исход­ное наре­чие

про­стая фор­ма срав­ни­тель­ной фор­мы наре­чия+

всех (все­го)

быстрее
гро­мче
дальше
более быст­роменее гром­ко

более дале­ко

быст­рее всехгром­че всех

даль­ше всех

Сравнительная степень наречий

Сравнительная сте­пень наре­чий обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни.

Она име­ет две грам­ма­ти­че­ские фор­мы: про­стую и состав­ную (ана­ли­ти­че­скую).

Наречия с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -е, -ее/-ей, -ше обра­зу­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень:

  • гром­кий — гро­мче ска­зать;
  • труд­но — труднее, трудней выпол­нить;
  • дале­ко — дальше бро­сить.

Часто при обра­зо­ва­нии про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чий про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных осно­вы:

  • тихо — тише;
  • звонко — звонче;
  • просто — проще.

Некоторые наре­чия име­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень с дру­гим кор­нем:

  • хоро­шо — луч­ше выгля­деть;
  • пло­хо — хуже чув­ство­вать себя.

Составную срав­ни­тель­ную сте­пень обра­зу­ем, если к началь­ной фор­ме наре­чия доба­вим вспо­мо­га­тель­ные сло­ва «более» или «менее»:

  • гром­ко — более гром­ко ска­зать;
  • труд­но — менее труд­но выпол­нить;
  • дале­ко — более дале­ко бро­сить.

Обратим вни­ма­ние, что непра­виль­но обра­зо­ва­ны фор­мы состав­ной сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий:

  • более гром­че;
  • менее труд­нее;
  • более даль­ше.

Это мор­фо­ло­ги­че­ские ошиб­ки в обра­зо­ва­нии этой фор­мы.

Превосходная степень наречий

Превосходная сте­пень наре­чий пока­зы­ва­ет при­знак дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в наи­боль­шей сте­пе­ни. Она име­ет толь­ко состав­ную (ана­ли­ти­че­скую) фор­му.

Превосходная сте­пень наре­чия скла­ды­ва­ет­ся из началь­ной фор­мы наре­чия и вспо­мо­га­тель­ных слов «наи­бо­лее», «наи­ме­нее», а так­же из срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чия и вспо­мо­га­тель­ных слов «все­го», «всех». Эта фор­ма может быть обра­зо­ва­на с помо­щью суф­фик­сов -ейш-е-, -айш-е-:

  • покор­ней­ше бла­го­да­рю;
  • нижай­ше про­сим.

Эти сло­ва ред­ко упо­треб­ля­ют­ся в совре­мен­ном рус­ском язы­ке.

Понаблюдаем, как обра­зо­вать пре­вос­ход­ную сте­пень наре­чий:

  • гром­ко — наи­ме­нее гром­ко, гром­че всех ска­зать;
  • труд­но — наи­бо­лее труд­но, труд­нее все­го выпол­нить;
  • дале­ко — наи­бо­лее дале­ко, даль­ше всех бро­сить.

Отметим, что сло­во «всех» участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии пре­вос­ход­ной сте­пе­ни, если речь идёт об оду­шев­лен­ном про­из­во­ди­те­ле дей­ствия, а сло­во «все­го» — при неоду­шев­лен­ном пред­ме­те.

Спортсмен под номе­ром две­на­дцать при­шел к фини­шу быст­рее всех.

Лучше все­го это сде­ла­ем зав­тра.

Синтаксическая роль наречий в форме степеней сравнения

Наречия в фор­ме сте­пе­ней срав­не­ния пояс­ня­ют гла­гол. В пред­ло­же­нии они явля­ют­ся, как пра­ви­ло, обсто­я­тель­ством. Отличаем их от омо­ни­мич­ных форм каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые высту­па­ют в роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния — ска­зу­е­мо­го.

Примеры

Почуяв лако­мый кусо­чек, соба­ка подо­шла ко мне (как?) бли­же.

Наш коло­дец (каков?) бли­же к дому, чем у сосе­дей.

Запах чере­му­хи (каков?) силь­нее всех весен­них цве­тов.

Кузнец уда­рил моло­том по нако­вальне (как?) силь­нее всех.

урок

Источник: //RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/narechie/stepeni-sravneniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.