Старуха-процентщица

Разоблачение сенсации. Возраст литературных героев

Старуха-процентщица
По Интернету (вконтакте, одноклассниках и на форумах) распространился следующий текст, много раз его встречала, а сегодня вспомнили в разговоре.- Старухе-процентщице из романа Достоевского “Преступление и наказание” было 42 года.- Маме Джульетты на момент событий, описанных в пьесе, было 28 лет.- Марья Гавриловна из “Метели” Пушкина была уже немолода.

Ей шёл 20 год.- Бальзаковский возраст – 30 лет.- Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-ти летняя дочь на выданье).- Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, Вронскому – 23 года. Старику – мужу Анны Карениной – 48 лет.- Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в “Трёх мушкетерах” осады крепости Ла-Рошель было 42 года.

– Из записок 16-ти летнего Пушкина: “В комнату вошел старик лет 30-ти”. Это был Карамзин.- У Тынянова Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34 года – возраст угасания.Так вот!!!Это все притянуто за уши и вообще неправда!Давайте разбираться по порядку.

– Старухе-процентщице из романа Достоевского “Преступление и наказание” было 42 года.

Первоисточник:

“Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая.

Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.

Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.”

– Маме Джульетты на момент событий, описанных в пьесе, было 28 лет.На деле еще меньше, но тогда были приняты ранние браки.Первоисточник:Мама говорит Джульетте:Ну что ж, подумай. У веронской знатиВ почете ранний брак. Я тоже, кстати,Тебя довольно рано родила -Моложе я, чем ты теперь, была.А чуть раньше говорится, что Джульетте нет ещё 14 лет: Она ребенок. Ей в новинку свет И нет еще четырнадцати лет.

– Марья Гавриловна из “Метели” Пушкина была уже немолода. Ей шёл 20 год.

Кто дал такое определение: “немолода”? Во всей повести не встречается ни слово “молода”, ни “немолода”.Первоисточник о возрасте говорит только следующее:

“В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**.

Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу.

– Бальзаковский возраст – 30 лет.

Вот что сообщает нам всезнающая Википедия:Бальзаковский возраст — выражение, ставшее общеупотребительным после появления романа “Тридцатилетняя женщина” французского писателя Оноре де Бальзака.

Героиня этого романа виконтесса д’Эглемон отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств.

В первые годы после выхода романа в свет это выражение употреблялось иронически по отношению к женщинам, которые были похожи или стремились походить на героиню бальзаковского романа. Позже это значение термина забылось.

Бальзаковский возраст — женщина в возрасте от 30 до 40 лет (шутл.-ирон., иносказательно). Современное понимание термина, происходящее от романа Оноре де Бальзака.
– Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-ти летняя дочь на выданье).

Опять-таки из Википедии:О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. …Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях никак не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

– Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, Вронскому – 23 года. Старику – мужу Анны Карениной – 48 лет.

Не нашла, длинный роман, да и перечитать собиралась. Собственно, упоминания о возрасте Анны нет, только говорится, что она на 20 лет младше мужа была.Никто не знает, а???

– Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в “Трёх мушкетерах” осады крепости Ла-Рошель было 42 года.

В романе ни разу не встречается слово “старикан”, а по отношению к Ришелье не употребляется и определение “старик”.Первоисточник: “У камина стоял человек среднего роста, гордый, надменный, с широким лбом и пронзительным взглядом.

Худощавое лицо его еще больше удлиняла остроконечная бородка, над которой закручивались усы. Этому человеку было едва ли более тридцати шести — тридцати семи лет, но в волосах и бородке уже мелькала седина.

Хотя при нем не было шпаги, все же он походил на военного, а легкая пыль на его сапогах указывала, что он в этот день ездил верхом.

Человек этот был Арман-Жан дю Плесси, кардинал де Ришелье, , не такой, каким принято у нас изображать его, то есть не согбенный старец, страдающий от тяжкой болезни, расслабленный, с угасшим голосом, погруженный в глубокое кресло, словно в преждевременную могилу, живущий только силой своего ума и поддерживающий борьбу с Европой одним напряжением мысли, а такой, каким он в действительности был в те годы: ловкий и любезный кавалер, уже и тогда слабый телом, но поддерживаемый неукротимой силой духа…”И да, ему, действительно, было 42. Но стариком его не называют.

– Из записок 16-ти летнего Пушкина: “В комнату вошел старик лет 30-ти”. Это был Карамзин.

Не нашла текст записок. Но Карамзин родился в 1766 году, а Пушкин – в 1799. Т.е., когда Карамзину было 30 лет, Пушкина не было еще и, как сейчас говорят, в проекте. В то время, когда Пушкину было 16, Карамзину было (считаем) около 49.

Возможно, в 16 лет Пушкин вспоминает, как к ним приезжал Карамзин. Карамзину на момент визита было 34, если верить Тынянову, а Пушкину – 1 год. Вряд ли он запомнил.

– У Тынянова Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся.

Ему было 34 года – возраст угасания.

Ну да, цитата точная. Но… неполная.Первоисточник:”Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года – возраст угасания.Время нравиться прошло,А пленяться, не пленяя,И пылать, не воспаляя,Есть дурное ремесло.Морщин еще не было, но на лице, удлиненном, белом, появился у него холод.

Несмотря на шутливость, несмотря на ласковость к щекотуньям, как называл он молоденьких, – видно было, что он многое изведал…” Вспоминается неприличный анекдот про коров и двух быков: молодого и опытного. Так что угасание тут не в смысле старости, отнюдь.

Про пожилой возраст есть такая же “сенсация”, но там не вникала, кроме того, что

– Лев Толстой в 83 года управлялся на поле с косой так, что за ним не могли угнаться молодые косцы.

Он умер в 82. Про молодых косцов не нашла. Единственное, подумала, что, может, его крестьяне намеренно не обгоняли графа?

|

phontankaВ мартовском номере “Космополитена” я увидела девушку – дочь Мика Джаггера. Она успешная модель. Со щербинкой между зубами – точно такой, как у меня. Джорджия Мэй Джаггер говорит: мол, мне со всех сторон говорят, чтобы я носила брекеты, а я не хочу и не буду. Это моя изюминка.Этот репортаж меня очень порадовал, потому что я тоже не хочу носить брекеты.Не помню, рассказывала ли я тут эту историю, но за эту щербинку мне один раз очень обидно “прилетело”: перед выпускным балом в школе, все девушки расстарались, причесались, накрасились, нарядились. И я не исключение. После того как сфотографировали наш класс (примерно 30 человек + 10 учителей на итоговой фото) фотограф с женой выбрали меня, чтобы сказать, как я смела улыбаться и испортить всем этим людям праздничную фотографию своей улыбкой. Каково услышать такое именно в такой особый день, хм?Так что вперед, Джорджия! Я с тобой 🙂

История Джорджии из “Гламура”

Источник: //phontanka.livejournal.com/1164851.html

Старуха-процентщица

Старуха-процентщица

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старуха шестидесяти лет, вдова чиновника, занимается ростовщичеством. Убита главным героем романа Родионом Раскольниковым.

История создания

Федор Достоевский

У старухи-процентщицы из романа Достоевского есть несколько прототипов. Работая над романом, писатель, вероятно, использовал материалы об убийстве, произошедшем в Москве летом 1865 года. Тогда жертвой убийцы стали две женщины, кухарка и прачка.

Убийцей оказался 27-летний приказчик, сын купца, некий господин Чистов. Заметка об этом преступлении вышла в журнале «Голос».

Детали убийства во многом совпадают с тем, что описано в романе, поэтому исследователи творчества Достоевского считают, что писатель мог использовать информацию об этом преступлении в работе над текстом.

//www.youtube.com/watch?v=WHGAkF5hlNw

Убийца Чистов по вероисповеданию был раскольником, что, вероятно, стало толчком к появлению фамилии главного героя романа — Раскольников.

Убийца пробрался в квартиру между семью и девятью часами вечера и убил двух старух — кухарку и прачку. Орудием убийства оказался топор, а целью проникновения — грабеж.

Убийца выпотрошил сундук и украл деньги, а также золотые и серебряные вещи. Вытащенные из сундука вещи оказались разбросаны по квартире.

Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”

Еще одним прототипом старухи-процентщицы исследователи считают тетку писателя, некую А.Ф. Куманину. Эта женщина приходилась сестрой матери Достоевского. Была необычайно богатой, но сумасшедшей старухой.

У Куманиной было много бедных родственников, однако женщина завещала собственное состояние не им, а церкви — на украшение храмов и помин души.

Старуха-процентщица в романе Достоевского оставила такое же завещание и так же оставила без средств к существованию собственную слабоумную сестру Лизавету.

«Преступление и наказание»

Настоящее имя старухи-процентщицы — Алена Ивановна, фамилия героини неизвестна. Это женщина шестидесяти лет, вдова, состояла замужем за чиновником — то ли коллежским секретарем, то ли коллежским регистратором. В свои годы героиня выглядит как «крошечная сухая старушонка» с тонкой и длинной шеей, со злыми глазками и маленьким острым носом.

Старуха-процентщица

Волосы героини слабо тронуты сединой, Алена Ивановна — блондинка. Героиня жирно мажет волосы маслом, вероятно, ухода ради, и заплетает в тонкую крысиную косичку.

Автор называет героиню «маленькой и гаденькой». Одежда на героине потрепанная — «фланелевое тряпье», кроме того, героиня мерзнет даже в жаркую погоду и носит меховую кацавейку.

Алена Ивановна больна туберкулезом, постоянно кашляет и кряхтит.

Героиня жила в Петербурге, по предположению исследователей — в одном из домов на набережной канала Грибоедова, известном как дом Вальха.

Старуха занимается ростовщичеством — дает в долг деньги нуждающимся под залог ценных вещей. Главный герой романа, бедный студент Родион Раскольников, узнает об Алене Ивановне и ее промысле от одного приятеля.

Раскольников обращается к старухе, когда возникает острая нужда в деньгах, и закладывает у той вещи.

Старуха-процентщица и Родион Раскольников

Ростовщический промысел приносит Алене Ивановне хороший доход. Старуха выдает клиентам сумму в четыре раза меньшую, чем реальная стоимость вещей, которые те у нее оставляют.

Некоторые клиенты не в состоянии бывают выкупить заложенные вещи, тогда оставленное в залог остается у старухи. Достаточно просрочить заклад на один день. Процентщица, вероятно, перепродает заложенные вещи по более высокой цене.

Героиня безразлична к людям и обстоятельствам, которые вынуждают тех задерживать выплату долга.

Таким образом Алена Ивановна сколотила неплохое состояние. Персонажи говорят, что старуха «богата, как жид» и способна выдать на руки пять тысяч сразу. Несмотря на богатство, героиня жадна и патологически бережлива, ходит в изношенной одежде и практически не тратится, доходы не приносят героине никакой пользы или удовольствия.

Сестра старухи-процентщицы Лизавета (кадр из фильма)

У Алены Ивановны стервозный характер — злой и капризный. Героиня глупа, жизнь ее лишена смысла. Алена Ивановна «никому не нужна» и сама не знает, для чего живет.

Героиня живет вместе с младшей сестрой, слабоумной Лизаветой, которую постоянно бьет, угнетает и использует как прислугу. При этом состояние старуха завещала не сестре, а некоему монастырю ради помина собственной души.

Лизавете же после смерти старшей сестры отойдет одно движимое имущество — мебель, одежда и прочее, но ни гроша денег.

Героиня равнодушна к будущему сестры и бессердечна по натуре, но при этом религиозна. Дальнейшая судьба недееспособной Лизаветы совершенно не волнует процентщицу, зато та беспокоится о собственной посмертной участи.

Алена Ивановна недоверчиво относится к людям, никуда не ходит и круглый год сидит дома, жалуясь на больные ноги. Окружающие открыто называют героиню «старой ведьмой» и не испытывают к ней симпатии.

Студент Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Герой учился на юриста, но бросил университет, забросил также давать частные уроки и впал в бедность.

Герой валяется целыми днями дома, бездельничает и размышляет о жизни.

У старухи Раскольников брал деньги под залог, однако убийство замыслил не чистой выгоды ради, а чтобы подтвердить измышленную им теорию и доказать самому себе, что он, Раскольников, относится к лучшей части человечества.

Раскольников убивает Алену Ивановну и ее слабоумную сестру, грабит убитых и незамеченным скрывается с места преступления. По сути, старуха-процентщица — психологический двойник Раскольникова. Герой напирает на ничтожность убитой им женщины, называя ту «вошью». Однако в конце романа Раскольников приходит к выводу, что сам он точно такая же вошь.

Экранизации

Елизавета Евстратова в роли старухи-процентщицы

В 1956 году вышла французская экранизация романа «Преступление и наказание» под названием «Crime Et Chatiment». Это криминальная драма, сюжет которой заметно переделан по отношению к роману. Местом действия стала Франция 40-ых годов ХХ века.

Главный герой, бедный студент Рене, принимает решение убить старую мадам Орваи из романтических соображений. Герой хочет раздобыть денег, чтобы избавить сестру от нежеланного замужества, а заодно помочь прекрасной проститутке Лили бросить неприличную профессию и зажить новой жизнью.

Мадам Орваи в этом фильме играет актриса Габриэль Фонтейн.

Вера Карпова в сериале “Преступление и наказание”

В 1969 году вышла советская экранизация романа, двухсерийная драма, снятая режиссером Львом Кулиджановым. Роль Алены Ивановны здесь исполняет актриса Елизавета Евстратова.

Критики назвали фильм Кулиджанова «холодноватой интеллектуальной трактовкой» романа Достоевского. Следующая экранизация выходит в 2007 году.

Это восьмисерийный телесериал режиссера Дмитрия Светозарова, где роль старухи-процентщицы сыграла актриса Вера Карпова.

Цитаты

«Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»«Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами».«Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало».«Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную».

Фото

Источник: //24smi.org/person/6209-starukha-protsentshchitsa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.