Способы связи слов в словосочетании

Содержание

Связь слов в словосочетании. Способы связи слов

Способы связи слов в словосочетании

В данной статье мы поговорим о том, что такое связь слов в словосочетании, какие виды их существуют, чем они отличаются друг от друга. Тема эта требует некоторого терминологического пояснения.

В частности, для того чтобы понять, какие бывают способы связи слов, необходимо сначала определиться, что же представляет собой сам термин “словосочетание”.

После этого мы перейдем к вопросу о том, что же такое связь слов в словосочетании.

“Урок” наш продолжится подробным рассмотрением управления, согласования и примыкания и завершится небольшой подсказкой, которую вы можете использовать, чтобы не ошибиться в их определении.

Отметим, что это очень важная тема, ведь в ЕГЭ уделяется большое внимание вопросу о том, что такое связь слов в словосочетании. Тест этот во всех вариантах включает определение типов связи.

Определение понятия “словосочетание”

Словосочетание – соединение двух или более слов, связанных грамматически и по смыслу, служащее для того, чтобы расчлененно обозначить определенное единое понятие (действие, качество предмета или сам предмет и др.).

Оно представляет собой единицу синтаксиса, выполняющую коммуникативную функцию (другими словами, входит в речь) только лишь в составе некоторого предложения.

Сегодня считается общепризнанным, что к словосочетаниям относятся соединения некоторых слов именно на основе подчинительной связи, то есть в них обязательно должны присутствовать два компонента – главный и зависимый член.

Некоторые из исследователей языковой структуры также включают сочетания однородных членов предложения в отдельную группу – сочинительные словосочетания, но мы будем придерживаться традиционной классификации и исключим их из нашего рассмотрения еще и потому, что для того, чтобы имело место быть управление, согласование и примыкание, то есть способы связи слов, интересующие нас, нужно, чтобы значимые части речи были соединены именно подчинительной связью.

Грамматическая омонимия

Рассмотрим, например, сочетание слов “читай про себя”. Здесь присутствует эффект так называемой грамматической омонимии. К этой фразе можно задать два вопроса: “Читай про кого?” и “Читай как?”.

В последнем случае, когда имеется в виду чтение не вслух, “про себя” выступает в качестве наречия, а это – неизменяемое слово, стало быть, оно примыкает к главному.

Во втором же случае, когда имеется значение “о себе” зависимая часть речи употребляется в некоторой падежной форме, то есть она управляется главной, и поэтому это будет уже управление.

Вспомним и о том, что в предложении слова могут быть связаны либо подчинительной, либо сочинительной связью, поскольку существует два их вида: подчинение и сочинение.

Что такое сочинение?

Сочинение – соединение не зависящих друг от друга или синтаксически равноправных элементов. Это может быть связь в простом предложении однородных членов (медленно, но верно; кошки и собаки) или частей предложения (сложного бессоюзного или сложносочиненного).

Что такое подчинение?

Подчинение – связь неравноправных синтаксически элементов (частей сложноподчиненного предложения, а также отдельных слов в нем).

В словосочетании существует лишь подчинительная связь между значимыми частями речи.

Поэтому, когда предлагается найти в тексте согласование, управление или примыкание, то есть соединения именно с подчинительной связью, можно сразу же убрать из круга нашего поиска сочетание подлежащего и сказуемого (то есть грамматическую основу данного предложения), составные глагольные и именные сказуемые и вводные слова.

Именно на последние стоит обратить особое внимание, поскольку подчинительные связи в том или ином виде могут иметь вводные предложения и словосочетания. Примеры: “Что-то сверкнуло в небе. Может быть, молния”. Здесь “может быть” – вводное слово. А такие выражения, как “как мне кажется” и “по ее словам”, – это вводные предложения и сочетания.

Согласование, примыкание и управление – это главные виды подчинительной связи.

Согласование: определение

Согласование – такая связь слов в словосочетании, при которой по своей форме уподобляется главному зависимое, то есть оно используется в том же числе, роде и падеже, что и то, к которому оно относится – существительное либо иная часть речи в его значении: “дорогие провожающие” или “не любое “то” пишется через дефис”. При изменении главного меняется и зависимое слово.

Какие слова могут быть зависимыми при согласовании?

В тексте не представляет трудности найти сочетания с данным видом связи, если помнить о том, что в качестве подчиненного слова (то есть зависимого) выступают всегда только изменяемые части речи: местоимения притяжательные (из вашего высказывания), относительные (каким способом), указательные (эта гнусность), определительные (всяческих последствий, вся польза), местоимения отрицательные (никакими средствами), неопределенные (некоторые товарищи), прилагательные (тягчайшим грузом, тотальной несвободы, о тяжком бремени), полные причастия (бушующий ураган), а также порядковые числительные (двадцатый год) и существительные, являющиеся согласованными приложениями, соотносящимися в числе и падеже с главным словом (если соответствующее существительное может изменяться по числам); род же у них всегда неизменен, поэтому по данному признаку согласовываться не могут подобные словосочетания. Примеры: в доме-новостройке, мамой-учителем.

Субстантивированные слова

От прилагательных и причастий, участвующих в такой связи значимых частей речи, как согласование, следует отличать также так называемые субстантивированные слова, то есть причастия и прилагательные, которые перешли уже в разряд существительных: “Она одинаково относится и к плохому, и к хорошему”. Два этих понятия (“плохое” и “хорошее”) образуют с главным словом сочетание, именуемое управлением, поскольку являются именами существительными в данном контексте. Мы задаем вопрос: “Относится к чему?”. И отвечаем: “И к плохому, и к хорошему”.

Количественные числительные

Особый случай представляют в составе словосочетаний количественные числительные. В них они выступают обычно в функции зависимых слов, но далеко не всегда.

Например, в винительном и именительном падежах подобные числительные являются всегда главным членом, а в других формах – подчиненным. Можно сравнить следующие предложения: “Я двадцать лет проработала в школе” и “Я работаю до шести часов”.

В сочетании слов “до шести часов” числительное “шесть” в родительном падеже является зависимым словом. Можно задать вопрос: “До скольки часов вы работаете?”. И ответить: “До шести”. В выражении “двадцать лет” главным словом является числительное “двадцать”.

Вопрос задаем следующий: “Двадцать чего?”. И отвечаем: “Двадцать лет”. Этот случай – управление. В русском языке очень часто используется подобное словосочетание.

Управление: определение

Мы постепенно подобрались к рассмотрению следующего типа соединения двух значимых частей речи.

Управление – связь слов в словосочетании, характеризующаяся тем, что зависимое слово (существительное либо иная часть речи в его функции: субстантивированное слово, местоимение, числительное (взглянуть на обоих/на сидящих/на него/на друга)) ставится в определенной падежной форме (с предлогом или без него), которая обусловлена главным членом, его лексико-грамматическим значением. Таким словом может быть существительное, глагол, прилагательное, наречие, количественное числительное в винительном или именительном падеже, слова категории состояния.

Другими словами, главное от зависимого требует некоторой падежной формы.

Отметим, что и в самом этом термине “управление” уже заложен намек на то, что русские словосочетания подобного рода характеризуются управлением одного слова другим.

Особенности управления

При данном виде связи зависимые члены отвечают всегда на вопросы косвенных падежей: “вспомнил историю”, “его должны были отпустить”, “досиживал сутки”, “показалось в дороге” и др.

Обращаем внимание на то, что некоторые русские словосочетания, несмотря на то, что можно к ним задать другие, а именно обстоятельственные, вопросы (досиживал (где?) и (на чем?) на режиме) – это именно управление, поскольку на то указывает наличие предлогов в них.

Таким образом, предлог – это всегда признак того, что это словосочетание – управление, а не примыкание.

Примыкание: определение

Рассмотрим теперь последний вид связи. Примыкание – это такая связь слов в словосочетании, при которой именно грамматически, а не лексически (то есть по смыслу) выражается зависимость подчиненного слова, интонацией и порядком их следования.

Только неизменяемые части речи могут примыкать: это инфинитив, наречие, неизменяемое прилагательное (хаки) и сравнительная его степень, при этом простая (дети постарше), существительное, выступающее в роли несогласованного приложения (например, в газете “Московские ведомости”), притяжательные местоимения их, ее, его.

Помня об этом, можно легко найти в тексте связь слов в словосочетании “примыкание”. Ведь и сам этот термин прозрачен: зависимое поясняет главное, присоединяется к нему.

Особенности примыкания

Главным словом в таких сочетаниях может выступать глагол, существительное, прилагательное, наречие, причастие и деепричастие.

Следует обратить особое внимание на связь слов с притяжательными местоимениями ее, его, их, поскольку они, в отличие от форм личных местоимений, омонимичных им, не изменяются, поэтому выступают только в такой связи, как примыкание. Например: “Завтра ее должны были отпустить”.

Здесь “ее” – это форма личного местоимения “она” в родительном падеже, поэтому перед нами в этом случае связь управление.

А в другом предложении -“Ее глаза были голубые” – это уже притяжательное местоимение, являющееся неизменяемым, поэтому оно связано с главным словом с помощью примыкания.

Особый случай примыкания

Особый случай данного вида связи – это когда в качестве зависимого слова выступает инфинитив: “Требую соблюдать приличия”.

В этом предложении словосочетание “требую соблюдать” – не составное глагольное сказуемое, поскольку данное действие осуществляется разными лицами (субъектами): требую я, а соблюдать будете вы/он/они и т. п.

, следовательно, другие лица/лицо в этом случае являются дополнением, а не частью составного сказуемого.

В сложноподчиненных предложениях союзные слова – относительные местоимения “чей”, “какой”, “который”, “сколько”, “что”, “кто” в формах косвенных падежей (эти же части речи в простых выступают в роли вопросительных), а также наречия насколько, как, зачем, почему, откуда, когда, куда, где – тоже являются зависимыми в словосочетаниях с различными типами связи.

Подводим итог

Таким образом, при определении, к какому типу отнести то или иное выражение, можно пользоваться следующей подсказкой:

при согласовании главное слово к зависимому имеет три требования – число, род и падеж;

при управлении имеется лишь одно требование – падеж;

при примыкании ничего не требуется.

Поможет вам лучше запомнить информацию о том, что такое связь слов в словосочетании, таблица.

согласованиеуправлениепримыкание
род, число, падежпадеж

Источник: //autogear.ru/article/169/581/svyaz-slov-v-slovosochetanii-sposobyi-svyazi-slov/

Способы связи слов в словосочетании

Способы связи слов в словосочетании

Сайттағы жеке шотты толтыру бойынша және сайт бойынша барлық сұрақтарды 8-771-234-5599 номеріне ватсап арқылы қоюға болады

Уважаемые коллеги! С огромным удовольствием публикую свою разработку открытого урока по русскому языку “Способы связи слов в словосочетании”. Эта публикация включает в себя презентацию, которая позволит сделать Ваш урок более интересным, продуктивным и занимательным. Также я делюсь с Вами подробнейшей разработкой своего урока, которая позволит Вам буквально по минутам (если, конечно, Вы решите использовать мой скромный труд на своих уроках) спланировать свой урок так, чтобы он принес максимальную пользу Вашим обущающимся

Урок: русский языкШкола: № 16
Дата:Имя учителя: Егимбаева Алия Болатбековна
Класс: 11 «А», к/о, ЕМНКоличество присутствующих:Количество отсутствующих:
Цели обученияУмеют выделять словосочетания из предложений, определяют способы связи слов в словосочетании
Цели урокаВсе учащиеся смогут:смогут отличить словосочетание от предложений;выделять словосочетания из предложений
Большинство учащихся смогут:определять способы связи слов в словосочетании
Некоторые учащиеся смогут:написать эссе и выделить в нем словосочетания
Языковая цельсловарь по тексту: государство-мемлекет-countryнезависимое – тәуелсіз – independencyВопросы для обсуждения:Каким вы видите будущее Казахстана
Материал прошедших уроковСинтаксис и пунктуация
План урока
Временное планированиеПланируемые мероприятияРесурсы
Начало урока7-10 минут(К) Создание положительного эмоционального настроя.В жизни можно по – разному жить.Можно в беде, а можно в радости.Вовремя есть, вовремя питьВовремя делать гадости.А можно так:На рассвете встатьИ, помышляя о чуде,Рукой обожженной солнце достатьИ подарить его людям. 1.Сообщаю детям, что сегодня на уроке будем работать в группах, Предлагаю всем повторить «Правила работы в группе»2.Деление на группыПредлагаю подойти к столу и выбрать листочек-отрывок из эпиграфа Пушкина и Новикова   «Язык неистощим в соединении слов»А.С.Пушкин«Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов – неотменно от воспитания». Н.И.Новиков (по цвету делятся на две группы, выбирают лидера и таймкипера группы).Лидерам выдаются оценочные листы1.плакат «Правила работы в группе»2.листочки-отрывки3.оценочные листыСлайд 1
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. – Как вы думаете, о чем мы будем говорить? На стикерах ученики пишут свои цели к уроку и клеят на дерево знаний. Тема сегодняшнего урока: Связи слов в словосочетании. Сөз тіркестердің байланысуы. АнглГрамматическая тема:Способы связи слов в словосочетании Лексическая тема:Казахстан и научно-технический прогресс. Дома по желанию написать эссе на тему «Каким вы видите будущее Казахстана». Чтение эссеПроверка домашнего задания стр.98 упр.203 (взаимопроверка)Записываем число, классная работа Работа в тетрадях, у доски. Разбор предложенияСкромно пришла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все заискрилось, побелело.доска, мел
Середина урока8 минутНовая тема урока.

  • Ребята, вам было задано опрежающее задание, познакомься с новой темой в учебнике, и подготовить ответы на вопросы (указанные на стр.38).
  • Метод «Снежный ком»

  • Какие сочетания слов называются словосочетаниями?
  • Сколько слов может быть в словосочетании?
  • Какой вид синтаксической связи объединяет слова в словосочетания?
  • Как называются слова, входящие в словосочетание?
  • Каким способом подчинительной связи зависимые слова присоединяются к главным словам в словосочетаниях?
  • Какой способ подчинительной связи называется согласованием?
  • Какой способ подчинительной связи называется управлением?
  • Какой способ подчинительной связи называется примыканием?
  • Приведи свой пример
  • Ответы учащихся

    Слайд, учебник
  • минут
  • Работа над текстом (стр.26 упр.49)Словарная работа (полиязычие): государство-мемлекет-country;независимое – тәуелсіз – independency. Чтение текста, деление на смысловые части. На дом было задано опрежающее задание: по содержанию текста каждому ученику составить презентацию, состоящию из одного слайда. Сейчас в группе просматриваете работу каждого ученика и составляете единую презентацию. 1-группа найдите показатели сочинительной и подчинительной связи и составьте презентацию на компьютере, 2-группа выпишите словосочетания со словом государство (укажите, когда оно выступает как главное слово, а когда – как зависимое) составьте презентацию на компьютере.Защита презентацийТестовые задания по тексту (подготовка к итоговой аттестации учеников).

  • От чего зависит движение Казахстана по пути прогресса
  • -от населения Казахстана-от патриотизма-от наций, живущих в Казахстане-от степени образованности его граждан

  • Что является главным условием могущества любого государства? 
  • -экономическое процветание-политическая стабильность-сильная армия-патриотизм граждан

  • Глава государства
  • -Правительство-Парламент-Президент-Армия

    ноутбуки, учебник,интернет (сайт Kahoot.it), смартфоны
    5 минут(И, К) Работа в тетрадях, у доски.

  • Ребята, к нам на почту пришло письмо, не одно, а сразу две.
  • Перестрой сочетания слов в соответствии со схемой прилаг.+существ.

  • Окунь из моря – морской окунь
  • Каша из гречки – гречневая каша
  • Ваза из хрусталя – хрустальная ваза
  • Дом в два этажа – двухэтажный дом
  • Платок из ситца – ситцевый платок
  • Девочка лет десяти – десятилетняя девочка
  • Суп из грибов – грибной суп
  • Кресло из кожи- кожаное кресло
  • тетради, доска, мел, конверт, звук смс
    2 минутыРелаксацияПросмотр видеоролика о Казахстанетелевизор
    3 минуты(И) Метод «Цифровой». Определите способы подчинительной связи в словосочетании цифрами: 1-согласование, 2-управление, 3-примыкание. Желая удачи, большой радостью, обладающий даром, завладев акциями, словарный запас, часы на башне, ловкая белка, жду от бабушки, строят из блоков, красный от стыда, жарко по летнему, шелестящие листья, работать кое-как, радостно встретить, интересный урок. Ответ-код: 2,1,2,2,1,2,1,2,2,2,3,1,3,3,1.карточки, сигнал об окончании задания -флажок
    Конец урока1 минута2 минуты2 минутыПодведение итогов. Метод «Минутка»Вопросы на соответствие (несколько правильных ответов)1. Какие типы связи слов существуют в русском языке: А) Управление, примыкание; Б) Определение, дополнение; В) Дополнение, обстоятельство, согласование; Г) Согласование, управление; Д) Именные, глагольные и наречные; Е) Согласование, примыкание2.Найдите словосочетание « прилагательное + существительное»А) Повернуть налево; Б) Красный тюльпан В) Подарить книгу; Г) Играть на домбре; Д) Старый карагач; Е) Волнующая нива3. Определите словосочетание, построенное по способу управления: А) Жить дружно; Б) Стройная берёза В) Открыть книгу Г) Строить электростанцию; Д) Настойчиво учиться; Е) Доволен другом4. Словосочетания, в котором слова связаны по способу примыкания в: А) заметить лукаво; Б) восторженный отклик; В) восторженно говорить; Г) думать о встрече; Д) восторгаться спектаклем Е) бежать быстроКритерии оценивания теста3 правильных ответа – 2 балла2 правильных ответа – 1 балл1 правильный ответ -0 баллов8-10 баллов – оценка «5»5-7 баллов – оценка «4»4 балла – оценка «3»0-3 баллов – оценка «2»Слайд
    Оценивание ведется лидером по оценочным листам, учитель контролируетоценочный лист
    Рефлексия.

  • Ребята, вернемся к написанным нами стикерам в начале урока и каждый напишет добился ли он своей цели по окончанию урока.
  • Стикеры
    Д/з. Стр,165 упр.3 Вместо точек вставьте нужные по смыслу наречия
    Дополнительная информация
    ДифференциацияОцениваниеМежпредметные связи
    Повышение уровня мотивации у детей с высоким уровнем готовности к обучению и уровнем готовности выше среднего.Ответы детей на вопросы по материалу урока.

  • Какие сочетания слов называются словосочетаниями?
  • Сколько слов может быть в словосочетании?
  • Какой вид синтаксической связи объединяет слова в словосочетания?
  • Как называются слова, входящие в словосочетание?
  • Каким способом подчинительной связи зависимые слова присоединяются к главным словам в словосочетаниях?
  • Какой способ подчинительной связи называется согласованием?
  • Какой способ подчинительной связи называется управлением?
  • Какой способ подчинительной связи называется примыканием?
  • Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой.Анализируя результаты рефлексии учеников.

    -математика- информатика- литература

  • казахский язык
  • английский язык
  • Рефлексия учителя

    Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!

    Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.

    Источник: //ust.kz/word/sposoby_svyazi_slov_v_slovosochetanii-36020.html

    Виды связи слов в словосочетании: что это такое, согласование, примеры, способы подчинительной и синтаксической

    Способы связи слов в словосочетании

    Словосочетание – строительный материал предложения. Это самая маленькая синтаксическая единица, которая имеет свои методы соединения. Если мы умеем определять виды связи слов в словосочетании, то научимся разбирать более сложные синтаксические единицы – предложения.

    Способы образования

    Слова объединяются подчинительным способом. Это значит, что они неравноправны: одно – главное, другое – зависимое. Функция такого соединения – более подробно описать понятие (предмет, признак, действие).

    Важно! Не каждое сочетание слов может стать словосочетанием.

    Какие разновидности словесных сочетаний не относятся к словосочетаниям:

    1. Грамматическая основа – подлежащее и сказуемое: папа приехал, окно открыто, задача решена.
    2. Однородные члены предложения. Они связаны сочинительными союзами: добрый и веселый; то грустно, то смешно; не только умный, но и красивый.
    3. Сложное будущее время: буду читать, будем смеяться.
    4. Сравнительная степень: самый быстрый, менее высоко.
    5. Служебные части речи с самостоятельными: в течение времени, возле реки, навстречу ветру.
    6. Фразеологизмы. По смыслу они приравниваются к словам: вешать нос (расстраиваться), скрепя сердце (неохотно).

    Слова в словосочетании соединяются:

    • по смыслу (от главного элемента задается смысловой вопрос: написать (что?) книгу, зайти (куда?) домой);
    • грамматически: с помощью окончаний: курткой желтой, либо с помощью окончаний и предлогов: зацепиться за ветку.

    Чтобы лучше понять, что такое зависимое слово, посмотрим, какие встречаются смысловые отношения:

    1. Определительные. Называется признак предмета: фрукты (какие?) вкусные.
    2. Объектные. Указывается на объект действия, место, направление: приехать (к кому?) к другу, повернуть (куда?) направо.
    3. Обстоятельственные. Обозначается признак действия: бежать (каким образом?) быстро.

    Подчинение и его способы

    Смысловое соединение есть во всех конструкциях, а грамматическое – нет. Основные виды словосочетаний определяют по форме его составных элементов. Смотрим, изменяемые это части речи или нет, какой вид они имеют, какие средства связи слов в конструкции. Чтобы быстро определять тип соединения, нужно уметь изменять словоформы по падежам и лицам.

    Существует 3 типа грамматической связи слов в минимальных синтаксических единицах. Рассмотрим подробно каждый из них.

    Согласование

    Способ сочетания, при котором зависимое слово принимает форму главного: шляпа (какая?) красивая. Оба члена имеют одинаковые падеж, род, число.

    Внимание! Изменяется основной компонент – изменяется и второстепенный: шляпой красивой, шляпами красивыми, о шляпах красивых.

    Оба элемента в таких конструкциях – изменяемые части речи. Поэтому средства связи слов в сочетаниях такого типа – смысл и грамматический вид.

    ГлавноеЗависимоеПримеры
    Существительное и те словоформы, которые могут выполнять его функциюПрилагательноеЧто-то (какое?) красивое,небо (какое?) голубое,столовая (какая?) чистая
    ПричастиеУченик (какой?) читающий,река (какая?) замерзшая
    ЧислительноеДом (который?) второй,в городах (скольких?) трех,руками (сколькими?) обеими
    МестоимениеЧеловек (какой?) какой-то,смысла (какого?) никакого,тарелка (чья?) моя
    Существительное (приложение)Девочка (какая?) Оля,глаза (какие?) бусинки (глаза-бусинки)

    Управление

    Главное слово управляет зависимым, ставит его в необходимую форму: пришел (с кем?) с другом – глагол указывает существительному на форму Т.п.

    Если изменить словоформу ведущего элемента, ведомый останется в том же падеже.

    Например: приду с другом, пришли с другом, придет с другом.

    Грамматические средства в этих конструкциях – смысл и падежная форма. Только при управлении между частями может ставиться предлог: думать о звездах, накричать на соседа, лететь навстречу ветру.

    При управлении второстепенные слова – изменяемые части речи, так как соединяются с помощью падежных окончаний и/или предлогов.

    ГлавноеЗависимоеПримеры
    Глагол,деепричастие, существительное, причастие, прилагательное,числительное,местоимение.СуществительноеПриехать (к кому?) к другу,записывая (что?) лекцию,прочитана (кем?) мальчиком,память (о чем?) о прошлом,три (кого?) сестры,не нужен (кому?) никому.
    МестоимениеСпросил (у кого?) у кого-то,увидел (что?) нечто,подарок (кому?) ему
    Прилагательное, называющее предметУзнать (о ком?) о неизвестном,принесли (что?) горячее
    Причастие, называющее предметМножество (кого?) собравшихся,приветствовать (кого?) отдыхающих

    Необходимо различать! Числительное в именительном и винительном падежах командует существительным. Это управление: пять собак, трое мальчиков. Если числительное стоит в других падежах, то это согласование: пятью собаками, о пяти собаках, с тремя мальчиками, о трех мальчиках.

    Примыкание

    К главному компоненту примыкает неизменяемая часть речи: ехать (куда?) вперед. Средство соединения здесь одно – смысл, потому что ведомое слово не может принять иной вид. Можно выделить дополнительные средства соединения в таких конструкциях – порядок слов и интонацию.

    Зависимые компоненты в примыкании – неизменяемые, поэтому средство грамматической связи отсутствует. Ведущее слово – любая часть речи.

    ГлавноеЗависимоеПримеры
    Глагол,существительное,наречие,прилагательное,причастие,деепричастие,местоимениеНаречиеПриехал (когда?) вчера,дом (какой?) напротив,быстро (в какой степени?) очень
    ДеепричастиеГоворил (каким образом?) заикаясь
    ИнфинитивМечта (какая?) жениться,пришел (с какой целью?) поговорить
    Неизменяемое имя прилагательноеЦвет (какой?) хаки
    Сравнительная степень имени прилагательногоНовость (какая?) поважнее,некто (какой?) поинтереснее
    Притяжательными местоимениями (его, ее, их)Квартира (чья?) его,ребенок (чей?) их
    Существительное (несогласованное приложение)Пьеса (какая?) «Бесприданница»,роман (какой?) «Война и мир»

    Как определить тип соединения

    Выпишите из предложения необходимые конструкции – так разбирать будет удобнее. Помните, что не все соединения подходят. Когда верные единицы нашлись, определяем способы подчинительной связи. Попробуйте действовать по алгоритму:

    Образец разбора:

    1. Возьмем такой пример: увидимся скоро.
    2. Задаем вопрос: увидимся (когда?) скоро. Увидимся – главный элемент, скоро – второстепенный.
    3. Изменяем: увижу скоро, увидишь скоро. Преобразовался только основной компонент, значит согласованием это быть не может. Остаются те виды синтаксической связи в словосочетании, в которых изменяемый только один компонент.
    4. Предлога нет.
    5. «Скоро» – это наречие. Наречие не изменяется, значит грамматическое средство в нашем случае отсутствует.
    6. Это примыкание.

    Связь слов в словосочетании

    

    Задание 6. Словосочетание

    

    Вывод

    При синтаксическом разборе удобно строить схему. Главную часть обозначаем крестиком, формальные средства подчеркиваем (предлоги и окончания), называем части речи членов конструкции. С помощью схемы и алгоритма легко разобрать любые примеры словосочетаний.

    (+5 баллов, 11 оценок)
    Загрузка…

    Источник: //uchim.guru/russkij-yazyk/vidy-svyazi-slov-v-slovosochetanii.html

    Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

    Способы связи слов в словосочетании

    Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться. 

    Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

    Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы.

    Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч.

    Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.

    Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

    любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
    озером (каким?) голубым – главное слово озером
    любоваться (как?) долго – главное слово любоваться

    В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

    • именные
    • глагольные
    • наречные

    любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное

    озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное

    любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное

    три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное

    очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное

    Схемы словосочетаний

    Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.

    любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога

    озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.

    любоваться долго – глагол + наречие

    §2. Виды синтаксической связи в словосочетании

    В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.

    Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

    • согласование
    • управление
    • примыкание

    Примеры:

    озером голубым – согласование,

    любоваться озером – управление,

    любоваться долго – примыкание.

    Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:

    Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.

    Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:

    Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.

    Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:

    Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.

    Проба сил 

    Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

    Итоговый тест

      • сочинительная
      • подчинительная
      • именное
      • глагольное
      • наречное
      • именное
      • глагольное
      • наречное
      • именное
      • глагольное
      • наречное

    Правильные ответы:

    1. да
    2. нет
    3. подчинительная
    4. нет
    5. любить
    6. музыкой
    7. читать
    8. именное
    9. глагольное
    10. наречное

    Источник: //russkiy-na-5.ru/articles/436

    Виды, типы и способы связи словосочетаний

    Способы связи слов в словосочетании

    Впервые словосочетания и способу связи словосочетаний начинают изучать в 4-х классах, но более подробно их рассматривают только в 5-ом. Чаще всего дети путаются в типах подчинительной связи. Для того чтобы разобраться в типах словосочетаний, необходимо подробно рассмотреть каждый из них и разобрать примеры.

    Способы подчинительной связи в словосочетании

    Словосочетанием называют соединение из 2-х или более слов. Эти слова связаны между собой по смыслу, а также грамматически.

    Особенность всех словосочетаний в том, что они включают в себя главное и зависимое слова. Способы связи словосочетаний – самая затруднительная тема для школьников в 5-ом классе.

    Однако, ее очень важно изучить потому, что она понадобится ученикам на протяжении всей последующей учебы в школе.

    Всего лингвисты и филологи выделяют 3 способа связи главного и зависимого слов в словосочетаниях: согласование, примыкание, а также управление. Способы подчинительной связи в словосочетании легко и очень часто путают. Для того чтобы уметь определять к какому типу подчинительной связи относится словосочетание, необходимо в них разобраться и подробно рассмотреть все примеры.

    Тип связи согласование

    Способ связи согласование в словосочетании встречается довольно часто. Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в падеже, числе и роде.

    Это значит, что оба слова являются изменяемыми, но при всем этом изменяются одинаково.

    Словосочетание с типом согласование может состоять из существительного, которое обычно играет роль главного слова, согласующегося с прилагательным или порядковым числительным, причастием, местоимением.

    Рассматривая способы связи словосочетаний, необходимо приводить и подробно разбирать все примеры, для того, чтобы хорошо усвоить материал.

    Все примеры нужно списывать в тетрадь, делать тщательный разбор, работать с карандашом. Только в этом случае материал будет хорошо усвоен и крепко запомнится.

    Первым делом, чтобы понять на практике, что такое согласование, необходимо разобрать словосочетания со связью. Примеры:

    • Существительное + прилагательное:

    Красивый дом (дом какой? красивый). “Дом” – это главное слово, так как от него задается вопрос “какой?”. “Красивый” – это зависимое слово в словосочетании.

    Лягушка зеленая (лягушка какая? зеленая). “Лягушка” – это главное слово, так как от него задается вопрос к зависимому.

    • Существительное + порядковое числительное:

    Пятый этаж (этаж какой? пятый). Оба слова согласованы в числе, роде, а также падеже. Зависимым словом является порядковое числительное “пятый”, так как к нему задается вопрос от главного.

    С сотым покупателем (с покупателем каким? сотым). Главным словом является “покупатель”, от него задается вопрос к порядковому числительному “сотый”.

    • Существительное + причастие:

    Разбросанные вещи (вещи какие? разбросанные). Зависимым словом здесь будет являться причастие “разбросанные”, так как к нему задается вопрос от главного.

    Листва опавшая (листва какая? опавшая). Главным словом является “листва”, потому что от него задается вопрос.

    • Существительное + местоимение:

    С вашей мамой (с мамой чьей? вашей). И зависимое, и главное слова согласованы между собой в роде, числе и падеже. Главным словом будет являться существительное, потому что от него задается вопрос к местоимению.

    Такой мужчина (мужчина какой? такой). Главным словом будет являться “мужчина”, потому что именно от него задается вопрос к зависимому.

    С кем-то веселым (с кем-то каким? веселым). Главным словом будет являться местоимение, так как от него задается вопрос к зависимому.

    В чем-то красивом (в чем-то каком? красивом). Главным словом является местоимение, потому что вопрос к зависимому прилагательному задается от него.

    • Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

    Белая ванная (ванная какая? белая). Главным словом будет являться субстантивированное прилагательное, потому что от него задается вопрос. Прилагательное “белая”- зависимым.

    Загорелый отдыхающий (отдыхающий какой? загорелый). “Отдыхающий” будет являться главным словом, так как вопрос исходит от него, а “загорелый” – зависимым.

    Тип связи управление

    Способы связи словосочетаний, как известно, бывают трех типов. Управление – это еще один способ связи. Чаще всего именно с ним возникают путаница и проблемы у школьников. Для того чтобы их не было, необходимо рассмотреть этот тип связи несколько подробней.

    Способ связи в словосочетании управление – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в том падеже, которого требует главное слово (только косвенные падежи, то есть все, кроме именительного).

    В управлении у детей чаще возникают проблемы, потому что бывает трудно различить управление среди других типов. Этому типу связи стоит уделить особое внимание и поработать над ним более усердно.

    Нужно запомнить, что все типы связи словосочетаний требуют большой практики и запоминания теории.

    Примеры словосочетаний со связью управление

    Рассмотрим примеры словосочетаний, построенных на связи управление:

    • В связи словосочетаний “управление”, чаще всего главное слово является глаголом, а зависимое слово – существительным:

    Посмотреть киноленту (посмотреть что? киноленту). Главным словом является глагол “посмотреть”. От него задается вопрос “что?” к существительному “киноленту”. Нельзя сказать “посмотреть кинолента”, потому что это будет речевой ошибкой. В этом словосочетании зависимое слово употребляется в падеже, которое требует от него главное.

    Бегу в джинсах (бегу в чем? в джинсах). Глагол “бегу” является главным словом, а “в джинсах” – зависимым.

    • Словосочетания со связью управление могут состоять и из прилагательного и местоимения:

    Согласен с ним (согласен с кем? с ним). От краткого прилагательного “согласен” задается вопрос к местоимению, это значит, что оно главное.

    Уверен в ней (уверен в ком? в ней). Краткое прилагательное является главным словом, а местоимение, к которому задается вопрос, зависимым.

    • Способы связи словосочетаний могут осуществляться так, что главным словом будет прилагательное, а зависимым существительное.

    Красный от мороза (красный от чего? от мороза). Прилагательное “красный” является главным в этом словосочетании, а существительное “мороза” – зависимым.

    Злой на дочь (злой на кого? на дочь). Слово “дочь” является зависимым, потому что к нему задают вопрос от зависимого.

    • Два существительных также могут являться составляющими словосочетания:

    Враг народу (враг кому? народу). Существительное “враг” является главным, так как от него задается вопрос к зависимому “народу”.

    Ложка из серебра (ложка из чего? из серебра). Существительное “ложка” является главным, а слово “серебра” – зависимым.

    • Числительное может быть главным в словосочетании, а существительное – зависимым.

    Три капли (три чего? капли). “Три” – это главное слово, а “капли” – зависимое.

    Двенадцать месяцев (двенадцать чего? месяцев). Числительное является главным словом, а существительное зависимым.

    • Наречие бывает главным словом в словосочетании со связью управление, а существительное – зависимым:

    Слева от дома (слева от чего? от дома).

    Вниз по улице (вниз по чему? по улице).

    • Встречаются словосочетания, где главным словом является деепричастие, а зависимым – существительное:

    Следя за ними (следя за кем? за ними). Деепричастие является главным словом, потому что вопрос к зависимому исходит от него.

    Обращаясь к статье (обращаясь к чему? к статье). Существительное в дательном падеже в данном словосочетании является зависимым словом, потому что к нему задается вопрос от деепричастия “обращаясь”.

    Тип связи примыкание

    Способ связи в словосочетании примыкание – это завершающая ступень изучения типов связи словосочетания. В словосочетании со связью примыкание оба слова, и зависимое, и главное, присоединяются друг к другу лишь только по смыслу. Главное слово является неизменяемым.

    Примеры словосочетаний со связью примыкание

    Для того чтобы понять, как осуществляется связь примыкание, необходимо подробно разобрать всевозможные примеры:

    • Существительное, глагол, прилагательное + инфинитив глагола:

    Возможность остаться (возможность что сделать? остаться). Известно, что связь примыкание осуществляется только по смыслу. Существительное “возможность” является главным словом, тогда как инфинитив глагола “остаться” является зависимым, потому что к нему задается вопрос.

    Другие примеры: решение встретить, желание уйти, наука мыслить, стремление учиться. Во всех словосочетаниях главным словом будет существительное, а зависимым – инфинитив.

    Позволил поцеловать (позволил что? поцеловать). Оба члена словосочетания являются глаголами. Главным словом будет глагол “позволил”, а зависимым – инфинитив “поцеловать”.

    Другие примеры: любит гулять, пришел посмеяться, хочет придти, решил прочитать. Во всех данных примерах зависимым словом будет инфинитив, а главным – глагол.

    Должен уйти (должен что сделать? уйти). Главным словом является краткое прилагательное “должен”, а зависимым, к которому задается вопрос, инфинитив.

    Другие примеры: направо свернуть, рад видеть, готов ответить. Во всех приведенных примерах главным словом будет являться краткое прилагательное, а зависимым – инфинитив.

    • Существительное + наречие:

    Поворот направо (поворот куда? направо). Главным словом является существительное “поворот”, а зависимым наречие “направо”.

    Виды словосочетаний по главному слову

    Пройдя способы подчинительной связи в словосочетании, переходят к изучению темы видов словосочетаний по главному слову. Всего выделяют 3 группы словосочетаний по главному слову.

    Именные словосочетания

    Именные словосочетания – это такие словосочетания, в которых главным словом является существительное, местоимение, прилагательное или числительное. Примеры именных словосочетаний: розовый слон (главное слово – существительное), пять капель (главное слово – числительное), рад стараться (главное слово – краткое прилагательное), ей хорошо (главное слово – местоимение).

    Глагольные словосочетания

    Глагольные словосочетания – это такие словосочетания, в которых главным словом, как правило, является глагол. Примеры глагольных словосочетаний: уйти далеко, говорить ложь, зайти повидаться, идти радостно (главные слова в данных словосочетаниях являются глаголами).

    Наречные словосочетания

    Наречными словосочетаниями являются такие словосочетания, в которых главным словом является наречие. Примеры наречных словосочетаний: всегда хорошо, совершенно секретно, далеко от России (главные слова в данных словосочетаниях являются наречиями).

    Типы связи словосочетаний легко запомнить, если часто практиковаться, а также выучить необходимую теорию.

    Источник: //fb.ru/article/226802/vidyi-tipyi-i-sposobyi-svyazi-slovosochetaniy

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.