Совершенный и несовершенный вид глагола

Как определить глаголы совершенного и несовершенного вида | Сделай все сам

Совершенный и несовершенный вид глагола

Глагол, как и любая часть речи, имеет огромное число грамматических и морфологических знаков, по которым дозволено с легкостью его определить. При постижении глагола может появиться вопрос о том, как определить глаголы идеального и несовершенного вида.

Инструкция

1. Все глаголы делятся на два вида . Для начала следует дать определение термину «вид».

Вид представляет собой глагольную категорию, которая показывает, как происходит действие во времени, выражает отношение действия к его итогу. Категорию вида в любой форме, имеют все глаголы русского языка.

Как водится, глаголы бывают идеального и несовершенного вида .

2. Определение глаголов идеального вида Глаголами идеального вида называют глаголы , отвечающие на вопрос «что сделать?» и обозначающие действие предмета, ограниченное по времени, законченность.

Глаголы идеального вида также обозначают действие, ко¬торое теснее закончилось (либо закончится), действие, которое информирует о достижении итога (запомнить, прибежать), действие, которое теснее началось либо скоро начнется, (заговорить, забежать), единичное действие (пихнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы имеющие суффикс -ну).

3. Определение глаголов несовершенного вида Глаголами несовершенного вида называют глаголы , отвечающие на вопрос “что делать?” и обозначающие действие без указания вывода, а также без ограничения его по времени, действие долгое либо повторяющееся (писать, глядеть, говорить, сидеть, стоять).

4. Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют пары по виду.

Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол идеального вида , имеющие, идентичное лексическое значение и различающиеся только значением вида : смотреть — просмотреть, писать — написать, строить — возвести, бежать — прибежать.

Совет 2: Все о глаголе как части речи

Термин «глагол» пришел в нашу речь из Старинной Руси. В те дальнии времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает значимое место.

Глагольные слова зачастую встречаются в предложениях, совместно с подлежащим составляют грамматическую основу.

Глагол владеет рядом грамматических знаков, может быть основным и второстепенным членом предложения.

Совет 3: Как определить вид глагола

Славянские языки круто противопоставлены иным индоевропейским языкам по формам выражения категорий времени и вида. Современная система видов сложилась в языкознании только в начале XX в. Для того дабы верно определить вид глагола в русском языке, нужно рассматривать ряд оснований.

Вид глагола — это лексико-грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренним пределом именуется такая точка в протекании действия, когда действие переходит в недействие.

История категории вида глагола

До XX в. в русском языкознании выделяли 3 вида:

1. Неопределенный вид, совпадающий с современным несовершенным видом.

2. Многократный вид. Примерами являются следующие слова: сиживал, говаривал, хаживал.

3. Однократный вид, совпадающий с современным идеальным видом.

Как определить вид глагола?

В современном языкознании грамматические виды глагола принято разграничивать на основе семантики, т.е. значения.

В русской грамматике выделяют идеальный и несовершенный виды.

Определить вид глагола дозволено на основании следующих оснований:

1) На основании семантики.

Глаголы идеального вида обозначают действие, достигшее внутреннего предела (скажем: посмотрел, сделал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее внутреннего предела (скажем: глядел, делал).

2) По вопросам.

Глаголы идеального вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос «что делать?». Скажем: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) глядел.

3) На основании словообразовательного оформления.

Совершенный вид глаголов образуется с подмогой приставок, несовершенный вид — с подмогой суффиксов. Так, глаголы идеального вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «глядел, делал» не имеют.

4) По сочетаемости.

Глаголы несовершенного вида гармонируют с наречиями «длинно», «медлительно», со словами «всякий день» и другими, а глаголы идеального вида не имеют такой вероятности. Так, дозволено сказать «длинно глядел», но невозможно употребить выражение «длинно посмотрел».

5) По отличию в комплекте словоформ.

Глаголы идеального вида не могут находиться в форме подлинного вида, а глаголы несовершенного вида не владеют формами 3 времени.

Обратите внимание! на межвидовые связи глаголов

Полезный совет

для закрепления изученного материала нужно подбирать крупное число примеров

Источник: //jprosto.ru/kak-opredelit-glagolyi-sovershennogo-i-nesovershennogo-vida/

Совершенный и несовершенный вид глагола

Совершенный и несовершенный вид глагола

Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает процесс, отношение, движение, состояние предмета или его действие. В предложении чаще всего является сказуемым, но может быть любым членом предложения.

Вид грамматическая категория, отражающая течение во времени. Различают несовершенный и совершенный вид глагола.

Несовершенного вида указывают на незавершенное, повторяющееся, протяженное действие. В начальной форме (инфинитиве) отвечают на вопрос «Что делать?»

Примеры: ходить, думать, молчать, считать.

Они могут:

  1. Обозначать длительность: Петя долго рисовал натюрморт.
  2. Указывать на повторение: Каждый день она гуляет со своей собакой.
  3. Характеризовать постоянство: Деревня находится на холме.

В таких случаях зачастую в сочетании употребляются наречия.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида передают законченное действие, ограниченное временем. Отвечают на вопрос «Что сделать?» и, как правило, имеют в составе приставку.

Примеры: смастерить, списать, сесть, скрыть, выпить.

Они выражают:

  1. Достижение какого-либо результата: Папа починил кран.
  2. Начало действия: Весной в саду зацвела сирень.
  3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса -ну-: Он оттолкнул меня в сторону.

Как определить

  1. Самый простой способ определения — задать вопрос. Если глагол отвечает на вопрос «Что делать?» — он несовершенный. Если на «Что сделать?» — совершенный.
  2. Второй способ — применить слово «буду». Оно употребляется только в НВ. Примеры: буду танцевать — несовершенные.

    Буду станцевать — так сказать нельзя, это совершенный вид.

  3. Еще один указатель — приставка «с». Она применяется только в СВ. Примеры: мастерить — смастерить, писать — списать, жечь — сжечь.

  4. Кроме того, вид определяют с помощью суффиксов:
  • Суффикс «ну» указывает на законченность или однократность действия: трогать — тронуть.
    • С помощью суффикса «и», которому в НВ соответствует суффикс а/я: бросать — бросить.
  • «ыва» / «ива», «ва» употребляются для НВ: записать — записывать.

Внимание! Слово-исключение — покупать. В совершенном виде оно употребляется без приставки: купить.

НВ имеет три временных формы: прошедшую, настоящую и сложную будущую. Во всех трех формах результат действия остается не известным:

  • Искала, ищет, будет искать
  • Ловил, ловит, будет ловить
  • Писали, пишут, будут писать

СВ используется в двух временах: прошедшем и будущем.

Примеры: закрыл — закроет, обыграл — обыграет, сходил — сходит.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам при помощи суффикса «л» и родовых окончаний.

Пример: крутить-крутил-крутили (НСВ); закрутить-закрутил-закрутила-закрутили (СВ).

Одновидовые

Одновидовые — значит имеют форму только одного из видов. В эту категорию относят глаголы несовершенного вида, выражающие:

  1. Эмоции: любить, ненавидеть.
  2. Состояние человека: мечтать, грустить.
  3. Движение: прыгать, бежать.
  4. Действие, со значением «слегка»: напевать, покручивать.
  5. Значение профессиональной деятельности: учительствовать.
  6. Обоюдный характер: переглядываться.
  7. Моментальное действие: хлынул.
  8. Избыточное значение: наелся.

Справка! Сюда же относятся глаголы с несколькими префиксами: противостоять, унаследовать, переписать.

Обозначают законченное или длящееся в момент речи действие. Значение зависит от контекста.

  1. Слова с многолетней историей: крестить, ранить, казнить, женить 
  2. Некоторые глаголы, оканчивающиеся на «овать»: содействовать, исследовать, расследовать.
  3. Слова иноязычного происхождения, в составе которых есть «ова», «ирова»: складировать, кодифицировать, телеграфировать.

СВ и НВ, в особых случаях, может выражаться одним словом без изменений: жениться (что делать?) – жениться (что сделать?).

В большинстве случаев, глаголы образуются от одной формы, но бывают исключения. Например, ловить-поймать.

Формы глаголов в русском языке.

Источник: //sklonenie-slova.ru/rus/vidy-glagola

Вид глагола. урок. Русский язык 6 Класс

Совершенный и несовершенный вид глагола

Формально данная тема достаточно проста. Вам просто нужно научиться правильно задавать вопросы к глаголу, и вид вы определите без проблем. Но на знании этой темы строится несколько очень важных орфографических правил!

Вид глагола определяется по вопросу.

Вопросы совершенного вида:

что сделать?

что сделал?

что сделает?

что сделаем?

и др.

Вопросы несовершенного вида:

что делать?

что делал?

что делает?

что будем делать?

и др.

Если в вопросе есть с, то вид совершенный, если приставки с нет, то и вид несовершенный.

Обратите внимание, что буква с в вопросе либо отсутствует, либо сохраняется вовсех формах глагола, то есть вид – это постоянный признак глагола, и он не меняется при изменении времени, например.

2. Суффиксы и приставки в образовании видовых форм глаголов

Обратите внимание на некоторые закономерности:

1. Непроизводные глаголы чаще всего относятся к несовершенному виду (пить, лететь, смотреть) Но: дать, бросить – сов. в.

2. Несов. в.+ приставка = сов. в.

мотать – на-мотать

махать – по-махать

смотреть – по-смотреть

Но: ходить – приходить

3. Сов. в. + ыва/ива = несов. в.:

намотать – намат-ыва-ть

помахать – помах-ива-ть

просмотреть – просматр-ива-ть

4. Несов. в. + НУ = сов. в.

кидать – ки-ну-ть

стучать – стук-ну-ть

3. Двувидовые глаголы

Рассмотрите следующие примеры:

Ранить

Солдата ранили (что сделали?) – сов. в.

Твои слова меня ранят (что делают?) – несов. в.

Велеть

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (что делают?) – несов. в.

Не прикажете ли, я велю подать коврик? (что сделаю?) – сов. в.

Обычно глаголам свойственно все же иметь один вид: либо совершенный, либо несовершенный. Но есть двувидовые глаголы. Они в зависимости от контекста могут быть и совершенного, и несовершенного вида. Таких глаголов немного, например: атаковать, организовать, телеграфировать, венчать, крестить, обещать, велеть, женить, казнить, ранить.

4. Значение категории вида

Глаголы несовершенного вида обозначают действие длящееся (пою, рисую) или повторяющееся (прыгал, кричал, толкал).

А глаголы совершенного вида обозначают действие, которое закончилось, завершилось, свершилось (спел, нарисовал, прыгнул, крикнул, толкнул), а также действие, которое началось или начнется, и его начало – это своеобразная граница, через которую действие переступает, свершается (заиграл, запел).

5. Чередование гласных в корне слова

Если от глагола совершенного вида мы образуем глагол несовершенного вида, то мы можем увидеть не совсем обычное поведение корня:

О-позд-а-ть – о-пазд-ывать

Говор-и-ть – раз-говар-ива-ть

От-толк-ну-ть – от-талк-ива-ть

Вы-про-вод-и-ть – вы-про-важ-ива-ть

Когда вы изучали правописание безударной гласной корня, то запоминали, что безударную гласную в корне нельзя проверять глаголом несовершенного вида.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. School-assistant.ru (Источник).
  2. Langrus.ru (Источник).

Домашнее задание

Упражнение 1.

Измените вид выделенных глаголов. Как от этого изменится смысл предложения?

1. Он ложился спать, когда я поздно вечером зашёл к нему.

2. Корабль уже возвращался в порт.

3. Наступила долгая полярная ночь.

4. Мы спешно собирали свои вещи.

5. Студенты разъезжались на практику.

6. Снег таял, дороги стали непроезжими.

7. Когда мы подошли к стадиону, я вспомнил, что забыл билет дома.

Упражнение 2.

Определите вид глаголов; укажите, какое значение имеют глаголы совершенного и несовершенного вида.

1. Вы выступали вчера на собрании?

2. Вдруг загремел гром.

3. Я читал вашу статью.

4. Вы звонили мне?

5. Он перевёл за вечер пять страниц.

6. Он изучал немецкий язык самостоятельно.

7. В метро я увидел знакомого и подошел к нему.

8. Ты уже завтракал? – Да, позавтракал.

9. Ты решал задачи? – Да, я решил все задачи и отдал тетрадь преподавателю.

10. Он показал лучший результат и пришёл к финишу первым.

11. Он долго готовился к экзамену.

12. Дедушка постоянно терял свои очки и находил их где-нибудь в квартире. Однажды он потерял их на улице и не нашёл.

13. Он долго смотрел на меня и вспоминал, где мы могли встречаться. Наконец, он вспомнил, что мы вместе ехали на конференцию.

Источник: //interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglagolb/vid-glagola

Что такое вид глагола?

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

  • совер­шен­ный вид;
  • несо­вер­шен­ный вид.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обо­зна­ча­ют

  1. дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его пре­дел;
  2. неза­кон­чен­ность дей­ствия.

Например:

  • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
  • что делать? нести, полз­ти. 

Первый способ — вопрос

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

Второй способ — слово «буду»

  • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
  • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:

(что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:

1. суф­фик­са­ми

  • бросить — бросать;
  • кончить — кончать;
  • встретить — встречать;
  • обидеть — обижать;
  • сосре­до­точить — сосре­до­точивать;
  • при­урочить — при­урочивать;
  • упол­но­мочить — упол­но­мочивать;
  • достигнуть — достигать;

2. при­став­ка­ми

  • гото­вить — пригото­вить;
  • брать — собрать;
  • гнать — выгнать;
  • звать — назвать;
  • рабо­тать — перерабо­тать;
  • моро­зить — подморо­зить.

Таблица

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИДСОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слу­шатьпослу­шать
читатьпро­чи­тать
писатьнапи­сать
питьвыпить
гото­витьпри­го­то­вить

Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:

  • разре́зать — разреза́ть;
  • засы́пать — засыпа́ть;
  • отре́зать — отреза́ть.

При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

  • опоздать — опазды­вать;
  • стереть — стирать:
  • вздохнуть — вздыхать;
  • изложить — излагать;
  • утомить — утомлять;
  • защитить — защищать;
  • упросить — упрашивать.

Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

  • (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать (невер­но: спой­мать);
  • поло­жить — класть;
  • вкла­ды­вать — вло­жить;
  • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
  • брать — взять;
  • искать — най­ти. 

Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) гря­нуть,
  • очу­тить­ся;
  • (что делать?) при­сут­ство­вать,
  • сожа­леть.

Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:

  • ранить;
  • мол­вить;
  • кре­стить;
  • обе­щать;
  • воз­дей­ство­вать;
  • исполь­зо­вать;
  • ата­ко­вать и пр.

урок

Добавить сайт в избранное

Источник: //RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/glagoly-sovershennogo-nesovershennogo-vida.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.