Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь

«Преступление и наказание»: характеристика Родиона Раскольникова из повести Федора Достоевского

Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь

Меню статьи:

Мир Федора Михайловича включает множество планов, уровней. Роман российского писателя, предлагаемая Достоевским характеристика Родиона Раскольникова – главного героя – это повод для размышления над массой социально-философских проблем.

С Родионом Раскольниковым читатель встречается, как только открывает книгу. Жизнь героя, обстоятельства повествования заставляют задуматься над проблемами развития общества. Эти проблемы, затрагивая морально-нравственную и духовную сферы, области семейной и личной жизни, тему общественного прогресса, актуальны для нас и сегодня.

Факты о герое

В первой главе читатель уже находит описание внешности персонажа, а также информацию о положении Родиона в обществе. Рассмотрим некоторые вехи биографии главного героя детальнее:

  1. Родион Романович описан бедным молодым человеком (возраст героя – 23 года), который, вероятно, происходит из мещанской семьи. О степени бедности юноши читатель узнает из слов о том, что мать Родиона недалека от просьб о милостыни.
  2. Родион был вынужден оставить учебу на юридическом факультете. Раньше Раскольников был студентов Петербургского университета.
  3. От бедности герой часто недоедает, ходит в поношенной и старой одежде, а жить вынужден в жалкой маленькой комнатушке, похожей на каморку для швабр. Бедственное положение Родиона Романовича не позволяет герою продолжать учебу, оплачивать квартиру и отдавать долги.
  4. Вопреки нищете, Раскольников не принимает помощь из рук лучшего товарища – Дмитрия Разумихина, или же матери. Герой расценивает это как собственную слабость, считая принятие помощи унижением.
  5. Раскольников изображен молодым человеком необыкновенного ума. Разумихин неоднократно замечает, что друг очень умный.
  6. Кроме того, юноша – обладатель хорошего образования. Мармеладов подчеркивает, что Родион образованный, знает немецкий язык, так как читает «немецкие листки статьи».

Чтение это круто! Предлагаем ознакомиться с теорией Раскольникова в произведении “Преступление и наказание” Федора Достоевского

Автор характеризует героя постепенно: читатель, прежде всего, изучает портрет героя, внешность. С продвижением вглубь произведения читателю открываются новые грани личности персонажа.

Внешние черты Раскольникова

На первых страницах «Преступления и наказания» встречается и описание внешности Родиона. Герой наделен красотой и тонкими чертами лица. Раскольников – высок и худощав.

Стройный юноша отличается темными русыми волосами, такими же темными глазами и бледным цветом кожи. Родион производит впечатление болезненного человека.

Раскольников ходит в старой одежде, которая выглядит настолько поношенной, что она женщина однажды собиралась помочь юноше милостыней.

Характер и внутренний мир Раскольникова

Главный герой произведения Федора Михайловича отличается мрачностью, замкнутостью и задумчивостью. Родион избегает общества, он – некоммуникабелен и выказывает приверженность ницшеанской философии и нигилизму. Угрюмость Раскольникова способствует склонности героя к самоизоляции: лишнее общее с людьми вызывает у него раздражение.

Меланхолия главного героя сочетается со вспыльчивостью, которая порой трансформируется в холодность. Федор Достоевский описывает Раскольникова юношей с контрастными чертами: порой холодность главного героя доходит до бесчеловечности и даже бесчувственности.

Читатель замечает, что в Родионе борются две противоположные личности, которые поочередно доминируют в характере героя.

Раскольников – эмоционально сдержан, редко выражает чувства и эмоции. Юноша избегает общества, мотивируя собственную неразговорчивость занятостью. Впрочем, занятость героя – внутренняя, выглядящая снаружи как леность или пассивность.

Безразличие к происходящему выказывают гордую и надменную натуру. Впрочем, гордость переходит у Раскольникова в гордыню. Эти черты сочетаются с проявлениями самолюбия и тщеславием. Бедность не одержала победу над главным героем, оставив в живых высокомерие и властные черты.

Кажется, Раскольников беспричинно ценит и превозносит себя.

Образованность приводит к заносчивости и самоуверенности, а также к серьезности. Между тем, в Раскольникове есть и положительные черты, которые в герое разглядела Сонечка Мармеладова. Это великодушие и доброта, благородство.

Мать главного героя говорит, что доброта – черта, отличающая как сына, так и дочь – Дуню.

Раскольникову не жалко денег, в которых и сам испытывает постоянную нужду: Родион неоднократно помогает деньгами Соне, а однажды даже отдал последние средства бедной вдове – на похороны мужа.

Следователь, Порфирий Петрович, замечает, что Раскольников – подлец, хотя обладает многочисленными талантами и достоинствами. Кроме философской одаренности, юноша наделен писательским, литературным даром.

Об этом читатель знает из романа: пребывая в арендованной квартирке, принадлежащей убиенной им Лизаветы, Родион пишет газетную статью «О преступлении», что глубоко символично, учитывая дальнейшие события.

Сложность характера Родиона выказывает симбиоз болезненных черт и нетерпения.

Идейная борьба Раскольникова

В контексте характеристики Родиона Раскольникова следует упомянуть об идеях, за которые герой, по мнению Порфирия Петровича, борется со страшной силой и смелостью. Упомянутые выше черты – гордыня, нищета, высокомерие – порождают в сознании героя идею.

Здесь на лицо – влияние идей немецкой философии конца XIX века и Фридриха Ницше, в частности. Суть социально-философских идей такова: всех людей герой классифицировал по двум группам – люди обычные («твари дрожащий»), и выдающиеся личности, «право имеющие».

Себя Раскольников относит, безусловно, к «имеющим право». Знатоки учения Ницше о сверхчеловеке без труда заметят, что эта группа людей соотносится с образом сверхчеловека: каната, натянутого над пропастью, молнией, бьющей из грозовой тучи. Человека же Ницше мыслит как мост между животным и сверхчеловеком.

«Имеющие право» сверхлюди не ограничены общепринятыми правилами. Поэтому, обретя внутреннюю уверенность во вседозволенности, Раскольников убивает несчастную старуху, хозяйку пансиона. Но наказание приходит к герою в образе наиболее страшного палача – совести.

О преступлении и наказании

Однако жизнь далека от абстрактных идей. Идея близка к идеалу, который суть то, что всегда отдаляется, идеал – нечто недостижимое.

Раскольников не учел, что собирался уничтожить воплощенное вселенское зло (по мнению героя), таящееся в образе старухи-процентщицы, жадность и социальную несправедливость.

Но смерть старухи привела и к смерти Лизаветы – несчастной старой женщины, которая не причиняла неудобств и пыталась выживать – подобно самому главному герою.

Раскольников украл деньги, но это оказалось бесполезным: использовать изъятое у Лизаветы Родиону было гадко и омерзительно. Героя настигла самая страшная кара, от глаза которой не скрыться, – это совесть.

Страх преследовал Раскольникова: Родион боялся, что полиция раскроет преступление и личность преступника.

Популярная ныне писательница Джоан Роулинг подчеркивала, что убийство – это преступление, раскалывающее душу человека.

Это справедливо и для Раскольникова, поскольку убийство старушки превратилось для героя в преступление моральной грани, поместив Родиона в опасную ситуацию. Избегая социальных связей и общения, герой ощутил, что теряет рассудок.

Облегчение Раскольников находит только в общении с Соней. Родион открывает девушке душу – признается в содеянном.

Раскольников пересматривает собственную личность, переосмысливает себя. Проступок способствовал тому, что герой посмотрел на себя со стороны: Родион увидел, что Разумихин – лучший друг, мать и сестра любят его, и, как оказалось, любят незаслуженно. Дмитрий хочет понять причины плачевного состояния Раскольникова, однако тот закрывается в себе.

Но судьбоносный случай трансформирует поведение героя – по отношению к себе и окружающим. Раскольников старается улучшить общение с людьми.

Проступок пробуждает в герое чувства, которые до этого момента спали: Родион осознает, что любить кого-то – это тяжкая ноша. Герой старается компенсировать новыми поступками – социально значимыми – преступление.

Родион помогает вдове чиновника Мармеладова, спасает девушку от насилия.

При этом сущность героя – глубоко амбивалентна. Высокие, благородные черты сочетаются с нравственным падением, досадой. Раскольников раздражается на близких людей, ощущая одиночество, изоляцию.

Преступление забросило Родиона в духовный вакуум. Совесть для Родиона трансформировалась в своем значении: Раскольников стыдится не преступления, но того, что оказался слишком слабым для испытания.

Относя себя к категории «прав имеющих», юноша не расценивает проступок как зло.

Нежелание быть пойманным и проводить время в тюрьме заставляют Родиона прятаться и хитрить. Следствие ведет умный и мудрый следователь Порфирий Петрович, Раскольников же тратит все силы на то, чтобы запутать следственную работу. Необходимость лгать, притворяться опустошают юношу.

Роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Раскольникова

К моменту знакомства с Соней состояние Раскольникова вызывало крайние опасения. С одной стороны, юноша тяготился совестью и смутным осознанием вины. С другой же стороны, Родион не считал, что совершил преступление. Соня возвращает Раскольникова на путь духовного совершенствования, показывая, что спасение – в христианстве и возвращении к Богу.

Хорошо что вы любите читать! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести Федора Достоевского “Слабое сердце”, в которой описывается судьба Василия  Шумкова, жизнь которого была перечеркнута страшным словом «безумие»

Для приверженцев ницшеанской философии христианство не выглядело привлекательной религией: скорее, ницшеанцы, нигилисты рассматривали христианское вероучение как ресентимент.

Соне было 18 лет, когда девушка познакомилась с Раскольниковым. Родион чувствовал духовное родство с Мармеладовой, потому что та тоже пребывала в бедственном положении. Нищета, необходимость заботиться о семье, толкнула девушку на продажу собственного тела.

Проституция не сломила дух Сони и не сделала девушку менее чистой в нравственной плане – это парадокс. Соня, вопреки жизненным невзгодам, сумела сохранить в душе свет, которым делилась с Раскольниковым.

Герои находят спасение, в котором нуждались, обращаясь друг к другу.

Судьба Сони – это «желтый билет», потому все заработанные деньги девушка отдавала нуждающейся семье. Мармеладова – жертва, претерпевающая унижения, оскорбления, мишень для выражения злобы со стороны окружающих.

Соне чужд принцип талиона: скорее девушка живет, руководствуясь «золотым правилом морали». Писатель, создатель вселенной «Преступления и наказания», называет героиню «безответной».

Девушке не свойственна мстительность: обладательница доброго сердца и сострадательной души, Соня живет по совести, не теряя верю в светлое будущее и Бога.

Отношения Сони и Раскольникова развиваются постепенно. Сначала Родион испытывает к девушке неприязнь, ведь считает, что та проявляет жалость – недостойное, унизительное для героя чувство. Со временем, любовь и глубокая религиозность Сони влияет на Родиона.

Чувства главного героя к Мармеладовой нельзя назвать любовью, однако Раскольников понимает, что ближе Сони у него никого нет. С семьей Раскольников прекратил общение, с другом – тоже.

Понять страдания и раскол души способен лишь человек, сам прошедший через похожие страдания и раскол.

Раскольников борется с самим собой. Но в этой битве не бывает победителей – только побежденные. В итоге, измученный и опустошенный, Родион приходит к Соне и открывает девушке душу и нравственную рану. Соня уповает, что Раскольников найдет в себе смелость признаться в преступлении. Только чистосердечное, искреннее признание спасет героя от духовной гибели.

Следуя наставления Сони, Раскольников приходит с повинной, после чего отправляется в ссылку, отбывать каторгу. Мармеладова уезжает вместе с возлюбленным.

Соня и Родион – разные, но наличие духовной пропасти, попытки преодоления духовного раскола роднят героев. Родион не принимает Бога, не верит в высшую сущность. Соня убеждена, что милосердие, терпение и прощение спасут заблудшую душу.

Постепенно стараниями Сони Родион приходит к осознанию пути спасения. Раскаяние помогает начать новую жизнь.

Несколько выводов из романа «Преступление и наказание»

Характеристика главного героя произведения – Родиона Романовича – помещена автором в центр, в остов романа. Отсюда начинаются рассуждения писателя о сущности преступления и наказания.

Кара, наказание приходят не в момент ареста или суда. Преступник ощущает последствия содеянного, вину, давление совести сразу после совершения проступка. Сомнения, изоляция, социальный вакуум, потеря контакта с семьей, мучительница-совесть – это кара пострашнее каторги и ссылки. От совести не скрыться, не спрятаться.

В «Преступлении и наказании» содержится урок, то, чему Федор Достоевский старается научить человека, читателя. Пример Раскольникова – вымышленного героя – предостерегает реального человека от совершения подобного преступления. Автор демонстрирует читателю, чем грозит опасная философия, нигилизм, отступление от веры.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/prestuplenie-i-nakazanie-rodion-raskolnikov.html

Соня и Раскольников в “Преступлении и наказании” – их воскресила любовь

Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь

В романе “Преступление и наказание” Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Федор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учебу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семеновна Мармеладова – робкое “забитое” существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни ее заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь “униженных и оскорбленных”. Их объединяет совершенное преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными.

Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым.

Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнает о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых.

Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, “робко озираясь”.

Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе “Преступление и наказание” часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдает ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве.

В сердце молодого человека еще нет места для большой любви, но ему все больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идет именно к Соне и только ей признается в своем страшном преступлении.

Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в “Преступлении и наказании” два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идет к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании.

“Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику.

Девушка читает вслух библию “Историю о воскресении Лазаря” и плачет от жалости к любимому человеку:”Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!” Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться.

Родион Раскольников по совету подруги идет в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, ее незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на все. Не задумываясь, девушка едет за осужденным Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Ее жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя.

Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются ее появлению, обращаясь к ней, говорят: “Мать ты наша, нежная, болезная”. Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях.

Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нем добрые стороны его души. Ф. М.

Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. “Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное”, – сказал Лао-цзы.

Источник: https://home-task.com/sonya-i-raskolnikov-v-prestuplenii-i-nakazanii-ix-voskresila-lyubov/

Сочинение на тему: МОТИВ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь

Взгляд Ф. М. Достоевского на окружающий мир очень своеобразен, и любая деталь в его глазах имеет не только необычную трактовку, но и зачастую изме­ненный внешний облик. Не исключением стала и лю­бовь. Хотя вроде бы этому чувству всегда присущ строго определенный набор качеств и отступить от ка­нонического отображения любви очень непросто.

Одна­ко Достоевский не был бы гением, если бы не смог шаг­нуть за рамки канонов, создавая совершенно необыч­ные картины чувств и взаимоотношений влюбленных в «Преступлении и наказании».

И этой своей необыч­ностью любовь Разумихина к Авдотье Романовне и Раскольникова к Соне Мармеладовой особенно силь­но бросается в глаза и оставляет в душе читателя глу­бокий след.

Обе эти истории любви начинаются как-то совер­шенно неожиданно. И та, и другая умудряются появить­ся там, где им, строго говоря, совершенно не место.

Ра­зумихин влюбляется в девушку, которая уже наречена другому, а Раскольников и вовсе в обладательницу «желтого билета», этого постыдного клейма, создающего вокруг владелицы атмосферу отчуждения и презрения.

И совершенно никого не трогает тот факт, что отнюдь не от хорошей жизни Соня Мармеладова стала падшей женщиной.

Хотя, строго говоря, чувство Раскольникова к Соне трудно сразу и безоговорочно окрестить именно «лю­бовью». Изначально это — лихорадочная привязан­ность, почти что болезненная тяга одного преступника к другому. Да, не один только Раскольников — пре­ступник. Соня Мармеладова тоже нарушила закон.

Но только, в отличие от Родиона Романовича, престу­пившего уголовный кодекс, она шагнула за черту ко­декса нравственного. О, нет, не нужно винить ее за это, но и забывать о том, что факт преступления здесь налицо, тоже не стоит. Раскольников вначале цепля­ется за Соню, как за человека, который наверняка его поймет.

В некотором роде он прав, ведь его терзания и угрызения совести были пережиты и Соней тоже. Раскольников поначалу ни в коем случае не видит в Соне объект любви. Ведь он никуда не может деться от знания того, чем она занимается. Тем более он не может позволить себе влюбиться не только в нее, но и в кого бы то ни было еще: он — убийца.

А значит, для него уже закрыто большинство путей, по которым может пройти нормальный, не запятнавший себя кро­вью человек.

Придя к Соне в первый раз, Раскольников ведет себя очень жестоко. Когда она приходила к нему, Ро­дион был другим.

Вспомним, как смело он отрекомен­довал Соню своим сестре и матери: «Маменька, — ска­зал он твердо и настойчиво, — это Софья Семеновна Мармеладова, дочь того самого несчастного господина Мармеладова, которого вчера в моих глазах раздавили лошади и о котором я уже вам говорил…» Он почти что бросает вызов своим родным. И здесь тоже просматри­вается ощущение: Соня — сродни ему. И он, преступ­ник, готов заступиться за «себе подобную» перед Пульхерией Александровной и Дуней — людьми чис­тыми и избавленными от проклятия порочности. Хотя потом Достоевский и показывает читателю, что Рас­кольников мог бы не вести себя так — Соню никто не собирается воспринимать, как отверженную. Авдотья Романовна прямо заявляет: «А я уверена, что она… прекрасная…»

Однако Раскольников ведет себя так только до тех пор, пока Соню вроде бы нужно от кого-то защищать. А вот когда он оказывается с ней наедине, его отноше­ние резко меняется. Он продолжает относиться к ней с жалостью, но при этом, как уже упоминалось, он же­сток.

Раскольников не упускает возможности напом­нить Софье Семеновне, что мачеха ее сгорает от жес­точайшей чахотки, что после того, как болезнь сведет Катерину Ивановну в могилу, останутся дети, он за­ставляет Соню читать ему Библию… В общем, он изо всех сил старается, чтобы дочь покойного Мармеладо­ва тоже испытала страдания. И дав последнее обеща­ние — рассказать, кто убил Лизавету (а значит, и старуху-процентщицу), Родион Романович, истерзанный, вымотанный своей беседой со следователем, хочет, чтобы Софья Семеновна испытала те же самые муки неопределенности, неизвестности. Возможно, уже тог­да он понимает, что им суждено быть рядом, и потому он хочет, чтобы Соня, пройдя через подобие его мук, надежнее к нему привязалась. Вот так необычно завя­зывается узел первой любовной интриги романа. С ней мы еще встретимся, а пока посмотрим на завязку вза­имоотношений сестры Раскольникова — Авдотьи Ро­мановны и его товарища — Разумихина.

Здесь вовсе неожиданность громоздится на неожи­данности.

Ну разве не внезапен и не неуместен всплеск чувств Дмитрия Прокофьича к чужой невесте, к особе, чье будущее уже вроде бы определено и пред­начертано? И хотя Дуня хорошо умеет скрывать свои эмоции, но можно ли поручиться за то, что Разумихин был ей безразличен? Он ведь с самого начала был го­тов пойти за нее и Пульхерию Александровну бук­вально в огонь и воду.

Это прекрасно видно по его поч­ти комичной горячности, по словам и поступкам не только в момент первой встречи, когда Разумихин был пьян, а Раскольников слишком ошеломлен появлением матери, но и по поведению на следующий день. Впро­чем, Дмитрий Прокофьич изначально отдает себе от­чет в бесперспективности своих надежд.

И не только потому, что Авдотья Романовна собирается выйти за­муж за Лужина, но еще и оттого, что он вел себя со­вершенно неподобающим образом. Но все равно, когда человек влюблен — он не может запретить себе наде­яться. Пусть эта надежда будет тщательно упрятана даже от самого себя, но все равно помыслы и поступки влюбленного будут ей подчинены и ею же будут по­рождаться.

А ведь Дмитрий Прокофьич очень старался ничего не показать. Он весьма интересовался наутро после первой своей встречи с Дуней в квартире Раскольни­кова собственной внешностью, но при этом темнил, как мог. Вершиной его притворства стало то, что он не побрился специально. «Ну как подумают, что я вы­брился для… да непременно же подумают! Да ни за что на свете!»

И к подтруниваниям Раскольникова Разумихин от­носился чрезвычайно болезненно именно потому, что уже тогда, на другой день после первой его встречи с Авдотьей Романовной, было ясно: он безнадежно и отчаянно влюблен. Иначе какой смысл так ругать се­бя за вчерашнее пьяное рвение, почти переходящее в буйство, зачем бить кулаком в печь так, что кирпич из нее оказался выбитым, а рука — Повреждена?

Ведь в тот момент он еще не подозревал, что Дуня разорвет отношения с Лужиным! А безнадежность, осознание неспособности своей повлиять на ситуа­цию — это самое страшное чувство для того, кто испы­тывает любовь.

Пусть при этом он изо всех сил делает вид, что только и исключительно дружеская привязан­ность и самоотверженность имеют место на самом де­ле. Этим влюбленный даже себе как следует голову не заморочит, а уж другим и подавно.

Особенно друзьям, которые хорошо знают черты характера влюбленного притворщика.

Авдотья Романовна, наверное, тоже почти сразу от­метила для себя незаурядность персоны Разумихина, и ее вроде бы совершенно нейтральное: «Какой расто­ропный и… преданный молодой человек», почти навер­няка имеет скрытый подтекст.

Ведь Дуня прекрасно понимает, что ее будущий брак с Петром Петровичем Лужиным никак не сможет стать союзом любящих сердец. Это дань необходимости, жестоко навязанной ей бедственным положением матери и брата.

Как тут можно быть оптимистичной в отношении грядущего? И наверняка где-то про себя Авдотья Романовна позво­лила немалую долю симпатии в отношении Разумихи­на.

Тем более, что он и вправду, хоть и был во хмелю, но прямо-таки самоотверженно заботился о больном Раскольникове, провожал Пульхерию Александровну и Дуню в их жилье… В общем, ему можно было симпа­тизировать.

Более того, своим рвением Разумихин на­верняка произвел на Авдотью Романовну куда более приятное впечатление, нежели она показала вначале. Просто не к лицу ей было бы перед предстоящей свадьбой вовсю расточать на не своего жениха излиш­нюю нежность. А ведь и приглашение Дмитрия Прокофьича на тот самый знаменательный разговор с Лужи­ным (почти на семейное дело) очень ярко показывает, что Дуня «заметила» Разумихина сразу.

Такова завязка второй истории любви, случившей­ся в романе.

Вернемся к Раскольникову и Соне Мармеладовой, чтобы проследить до конца их непростые взаимоотно­шения. Итак, Родион — личность неуравновешенная и незаурядная — вначале ну никак не считает воз­можным полюбить Софью Семеновну, хоть и тянется к ней.

Даже его вопрос о том, последует ли Соня за ним в Сибирь, — едва ли проявление надежды любящего. Скорее это болезненное желание, стремление к тому, чтобы рядом с ним был кто-то сопричастный преступ­лению.

Наверное, Раскольников просто неспособен му­читься в одиночку, и Соня Мармеладова с ее способно­стью самопожертвования видится ему идеальной по­другой по несчастью.

Буквально вплоть до самого последнего Раскольни­ков терзает несчастную девушку, которая полюбила его с того самого момента, когда впервые судьба свела их на квартире Мармеладова в вечер нелепой и траги­ческой смерти последнего. Да, Соня уже тогда испыта­ла к Родиону любовь.

Иначе и быть не могло, ведь свою собственную, почти погубленную, жизнь Софья Семеновна подпитывала только безграничной любовью к мачехе Катерине Ивановне и младшим братьям и се­страм, непутевому отцу.

Она любила — и тем жила, и в том черпала силы, позволявшие ей приносить неве­роятные жертвы во имя ближнего своего.

Раскольников же, совершив свой благородный (пусть и с налетом характерного для него безумия) поступок, отдав вдове все свои деньги на устройство похорон, попадает в глазах Софьи Семеновны в раз­ряд людей, которых можно беззаветно любить, несмо­тря ни на что.

И пусть она всей душой против поступ­ка Раскольникова, пусть она ни в каком виде не при­емлет насилия, а тем паче убийства, но Соня не понаслышке знает о муках совести. И потому Родион получает от нее сочувствие, потому она льет слезы и дарит ему крестик.

Он любим, а значит — не в ее праве отталкивать его.

Зато Раскольников ведет себя далеко не самым благородным образом. Даже на каторге он продолжает быть собой — болезненно гордым и из-за этого жесто­ким человеком. Жутковатой нелепицей выглядит то, что совершенно посторонние, чужие люди относятся к Соне куда более ласково.

«“Матушка Софья Семе­новна, мать ты наша, нежная, болезная!” — говорили эти грубые клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию… Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая ма­ленькая, даже уж не знали, за что похвалить». А ведь на самом деле к этому времени Раскольников уже не может без Сони. И это он понимает тогда, когда она за­болевает. Вот тут-то он начинает всерьез беспокоить­ся, посылает даже справляться о здоровье ее. И «серд­це его сильно и больно билось», когда он читал утеши­тельную записку от Сони.

И потом, когда они наконец-то увиделись, он взял ее за руки уже без отвращения и вот тогда-то понял, что любит и что его дальнейшая жизнь уже немыслима без этой хрупкой девушки. «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».

Вот так, тяжело и мучительно, Достоевский привел-таки нелегкие отношения Раскольникова и Сони к счастливому исходу.

И вполне возможно, что именно так и должно быть, что любовь этих двух людей долж­на была пройти тернистым путем. Тем большую цен­ность она в итоге получила, и читатель с особенным облегчением воспринимает данный финал.

Да, в жизни все очень сложно и трудно, но есть в конце этого тем­ного лабиринта заветный проблеск.

Хорошо все заканчивается и для Разумихина с Авдо­тьей Романовной. Хотя здесь благополучный исход но­сит куда менее выстраданный характер. И это тоже нор­мально, учитывая душевную твердость Дуни и энергич­ную доброту Дмитрия Прокофьича.

И он, и она лишены нервозности Родиона, а потому им гораздо проще нала­дить союз, начав с идеи совместного дела — издатель­ского занятия, предложенного Разумихиным. Они вооб­ще хорошо подходят друг другу, эти двое. Дуня способна направить кипучую натуру Разумихина на верную сте­зю, а он — придать разумности Авдотьи Романовны над­лежащее горение.

Они по сути своей — плюс и минус. Тем сильнее их обоюдное притяжение, заложенное для противоположностей самой природой.

Так что намек Раскольникова Дуне — «Этот Разу­михин, Дмитрий Прокофьич, очень хороший чело­век» — носит исключительно риторическое значение. Дуня и сама это прекрасно понимает.

Может быть, именно из-за очевидности благопо­лучного (хотя бы отчасти) исхода для Авдотьи Рома­новны и Разумихина Достоевский так мало внимания уделяет этой сюжетной линии. Он ведь куда более тщательно привык исследовать те явления в обществе, которые могут называться болезненными.

В итоге же остается сказать, что мотив любви в ро­мане «Преступление и наказание» настолько же све­тел, насколько мрачен и суров сам роман.

Во многом именно благодаря этому мотиву творение Достоевского после прочтения оставляет скорее светлое, нежели тя­желое, впечатление.

Ясно и легко замечается, что именно любовь способна донести тепло и свет в самые страшные трущобы, в Сибирь, на каторгу. Таково ее предназначение, и никакой подлости не дано лишить любовь этой великой созидательной силы.

На этой странице искали :

  • тема любви в романе преступление и наказание
  • тема любви в романе преступление и наказание сочинение
  • тема любви в преступлении и наказании
  • сочинение на тему любви в романе преступление и наказание
  • преступление и наказание сочинение на тему любви

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-motiv-lyubvi-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.