Сочинения по «Руслану и Людмиле» Пушкина

Пушкин «Руслан и Людмила» – анализ – Русская историческая библиотека

Сочинения по «Руслану и Людмиле» Пушкина

Преобладающими настроениями лицейского периода проникнуто первое крупное произведение Пушкина: «Руслан и Людмила» (начато в 1817 году, окончено в 1819 году).

Жанр «Руслана и Людмилы»

По своему жанру «Руслан и Людмила» принадлежит к тем поэмам и романам конца XVIII и начала ХІX века, в которых ясно сказалось тяготение к творчеству в «национальном» духе. Для его полного осуществления нужно было только проникнуться духом народа, нации. К этому Пушкин пришёл гораздо позднее, в период жизни в селе Михайловском.

Теперь же он стоял так же далеко от понимания народа, как его предшественники в этом смысле Чулков, Попов, Карамзин и др. Поэтому все его первые «национальные произведения» отразили на себе влияния ложноклассицизма, сентиментализма и волшебно-рыцарских романов. Истинная же русская «народность» здесь выразилась ещё очень слабо.

Тем не менее, в тяготении к народному, в интересе к родному творчеству содержался великий смысл.

Пушкин был неправ, называя содержание своей поэмы «делами давно минувших дней», «преданьями старины глубокой». Определяя свое произведение так, он стоял на обычной точке зрения, которая не только в народных былинах, но и в романах Чулкова видела поэтические воспоминания о действительных фактах русского прошлого.

По жанру «Руслан и Людмила» тесно примыкает к поэмам Ариосто, Боярдо, к романам-пародиям Виланда («Оберон») и пр., лишь с тем отличием, что в русские подражания вставлены имена русских богатырей, имена, взятые из былин, а иногда и вымышленные.

Как все волшебно-рыцарские романы и поэмы («Амадисы», «Пальмерины», «Большой Морганте», «Неистовый Роланд»), так и романы Чулкова и Попова построены на шаблонных схемах: рыцари разыскивают красавиц, похищенных чародеем, или каким-нибудь насильником.

Для освобождения красавицы нужно преодолеть ряд трудностей, испытаний, надо вооружиться особыми «талисманами», «волшебными мечами», «копьями» и пр. Подвиг, конечно, удается; чародей оказывается побежденным, и благодарная красавица награждает своею любовью избавителя-рыцаря.

Здесь присутствуют и добрые чародеи, помогающие герою советом, или делом, и волшебные замки, с очарованными красавицами, и соблазны, и ужасы…

Картина художника Н. Ге на сюжет «Руслана и Людмилы» Пушкина

Литературные особенности «Руслана и Людмилы»

Совершенно так же построена поэма Пушкина «Руслан и Людмила». Сравнительно с романами Чулкова и Попова, в ней нет ни одного нового мотива, но зато она грациозна, удивительно свежа, вся пропитана тонким остроумием, блещет яркостью красок и легкой примесью изящного эпикуреизма, который так характерен для многих пушкинских произведений лицейского периода.

Рыцарские авантюрные мотивы, которые у многих писателей разрабатывались серьезно, в поэме Пушкина разработаны шутливо: скептицизм XVIII века, влияния Вольтера, Виланда, Гамильтона, Лафонтена внесли в юношескую поэму Пушкина эту своеобразную окраску, сближая её с «пародиями» на рыцарские романы.

Таким образом, ироническое отношение автора своего произведения и, в то же время, полное неумение разобраться, что в сказочных мотивах имеет народное происхождение, а что – книжное, помешали первому произведению Пушкина сделаться истинно «национальным».

К достоинствам поэмы надо отнести прекрасную форму, легкий, игривый стиль, бодрое, задорное настроение, которое пронизывает всё это произведение, ярко и полно выразившее идеалы и настроения лицейского периода.

Поэма «Руслан и Людмила» была принята русской публикой восторженно – ясное доказательство того, что она пришлась по плечу русскому обществу. В ней видели старое, известное, но сказанное на новый лад, возведенное в действительную красоту.

Впрочем, русская критика разделилась на два лагеря. Одни восхваляли поэму, другие ее осуждали. Жуковский, после прочтения поэмы, подарил Пушкину свой портрет, с надписью: «победителю-ученику от побежденного учителя».

Другой член общества «Арзамас», Воейков, написал длинный разбор-анализ «Руслана и Людмилы», в котором превознес её, как произведение, в «романтическом» духе. Он нашел в поэме и нравственную цель, которая достигнута поэтом, так как злодейство оказалось наказанным, а добродетель торжествующей…

Но Воейков не удержался и от упреков. Он нашел, что поэт недостаточно целомудрен. «Он любит проговариваться, изъясняться двусмысленно, намекать, употреблять эпитеты: «нагие», «полунагие», говоря даже о холмах и саблях напр.: «холмы нагие», «сабли нагие». Он беспрестанно томится какими-то желаниями, сладостными мечтами и пр.

» Так наивно судил о поэме Пушкина её поклонник. Он увидал в ней «романтизм», которого там не было, «нравоучительность», которая отсутствовала, и безнравственность там, где была лишь игра молодой фантазии.

Еще курьезнее отзывы о поэме её противников. Один из них хулил «Руслана и Людмилу» с точки зрения ложноклассицизма. Попутно в своём анализе он высказывается и о народных сказках; их он называет «плоскими шутками старины», не смешными, и не забавными, а отвратительными по своей грубости.

Поэтому и поэма Пушкина показалась ему произведением вульгарным, недостойным печати. Он восклицает: «позвольте спросить: если бы в Московское Благородное Собрание как-нибудь втерся (предполагаю невозможное возможным) гость с бородою, в армяке, в лаптях и закричал бы зычным голосом: “здорово, ребята!” – неужели бы стали таким проказником любоваться!».

Таким же «неприличием» показался ему первый крупный литературный дебют Пушкина.

Новизна «Руслана и Людмилы»

Очень важно, что для стариков-псевдоклассиков поэма Пушкина показалась «проказницей». Это и было «новое слово», внесенное Пушкиным; за это превознесли его друзья-«арзамасцы», за это на него напали старики.

Вся сотканная из старых поэтических формул, поэма Пушкина была нова своим свободным отношением к литературным традициям. Она не была романтическим произведением. Фантастика «Руслана и Людмилы» не та, которая была свойственна романтизму. Романтизм относится к своим чудесам с «верой» (ср.

сочинения Жуковского), а у Пушкина отношение к фантастике такое же, какое мы встречаем в волшебных сказках XVIII-го века: скептическое, ироническое. Поэма была «вызовом» творчеству «старому», связанному правилами, подчиненному морали, тусклому и однообразному…

Тот факт, что около этого юного произведения в русской критике разгорелась ожесточенная полемика, доказывает всю важность «Руслана и Людмилы».

Источник: //rushist.com/index.php/literary-articles/3401-pushkin-ruslan-i-lyudmila-analiz

Сочинение. Лирика Пушкина

Сочинения по «Руслану и Людмиле» Пушкина

..

Писать стихи Александр Сергеевич Пушкин начал рано, еще будучи лицеистом. Но уже в этих стихах читателей поражает глубина и философское осмысление мира.

Юный поэт посвящает свои стихи Батюшкову, пишет в стиле “российского Парни”, отмечая особенности его поэзии, певца радости, любви и неги.

Позже Пушкин попадает под очарование Жуковского, в его поэзии появляются унылые ноты, он “жалуется на жизнь”, появляется целый ряд подобных стихотворений: “Элегия”, “Слезы”, “Певец”, “Желание”. Но в поэзии Пушкина нет мистицизма Жуковского.

Вы помните: текла за ратью рать.Со старшими мы братьями прощались.И в сень наук с досадой возвращались.

Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас…

Эти два поэта — Батюшков и Жуковский — помогли сформировать Пушкину два различных типа отношений к действительности: утверждение жизни и неудовлетворенность ею.

Эти два взгляда на действительность отразятся в его творчестве: от “легкой поэзии” к вольнолюбивой лирике двадцатых годов XIX века и “Руслану и Людмиле”, от элегий к “Кавказскому пленнику”. Сплавятся эти два начала в нечто единое в “полусмешных, полупечальных” главах “Евгения Онегина”.

На основе этого синтеза выработается тот новый, необыкновенный по своей художественности и напевности “пушкинский” стих, который начал формироваться и складываться еще в лицейский период. Выйдя из Лицея, Пушкин активно включается в литературную и общественную жизнь столицы.

В этот период сгущается политическая реакция, а в передовых кругах дворян усиливается оппозиционный настрой, растет протест против крепостного права, самодержавного произвола, аракчеевского режима.

Вакхические песни поэта — это своеобразный протест ханжеству, лицемерию, царящим в высших кругах дворянства. Но все чаще в стихах Пушкина звучит и слово “свобода”, оно многозначно. Это не только личная свобода от всяких условностей и предрассудков, но и право на свободный образ мыслей — вольнолюбие:

С тобою пить мы будем снова,Открытым сердцем говоря.Насчет глупца, вельможи злого,Насчет холопа записного,Насчет небесного царя,

А иногда насчет земного.

Свобода здесь как бы на стыке двух тематических рядов: частного и общественного. Неоднократно в “Евгении Онегине” Пушкин описывает атмосферу дружеских сходок прогрессивных дворян, входящих в тайные общества, куда сам поэт не был принят, но был знаком и дружил со многими из них. В стихотворении “Краев чужих неопытный любитель” (1817) он восклицает:

..В отечестве моемГде верный ум, где гений мы найдем!Где гражданин с душою благородной,

Возвышенной и пламенно свободной?

В условиях общественно-политического подъема Пушкин требует от поэзии большой общественной значимости, передовой идейности, гражданского звучания, и такими стихотворениями становятся: “Вольность” (1817 г.), “Деревня” (1819г.).

Приветствую тебя, пустынный уголок,Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья…

И резкий переход ко второй части:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает…

При виде “барства дикого”, “рабства тощего…” поэт не может молчать, делать вид, что ничего не видит. Он призывает к восстанию против тиранов:

Восстаньте, падшие рабы.

Эти стихи не могли остаться незамеченными. Они явились началом “декабристской лирики”, и за них поэт первым из вольнолюбивых друзей подвергается гонениям.

Вначале Александр I планировал сослать поэта в Сибирь во след Радищеву, но за Пушкина хлопочут друзья, влиятельные в России люди: Чаадаев, Жуковский, Карамзин,— и поэта отправляют в Бессарабию. Но и в ссылке поэт не смиряется. Он работает над поэмой “Руслан и Людмила”, проникнутой духом протеста против мракобесия и мистицизма.

Именно эта поэма послужила поводом к надписи на портрете Жуковского: “Победителю ученику от побежденного учителя”.В этой поэме Пушкин впервые соединил героическое и обыденное, возвышенное и шутливое, даже пародийное. Кроме этого в поэме присутствует глубоко лирическое начало — личность автора-рассказчика.

Это как дружеское послание, развернутое в большое повествовательное полотно.Пушкин — “начало наших начал”, говорил Максим Горький. Многогранный его талант смог отразиться во многих жанрах, стилях, поэзии и прозе.

Отмечая двухсотлетие со дня рождения поэта, мы не устаем удивляться и восхищаться мощи его таланта, красоте и музыкальности его стиха.

..

..

gdzotvet | 22.10.2012

Источник: //gdz-otvet.ru/sochin/pushkin/sochinenie-lirika-pushkina/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.