Сочинения по «Ионычу» Чехова

Сочинение с планом по рассказу Чехова «Ионыч» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Сочинения по «Ионычу» Чехова

  • А. П. Чехов
  • Произведение: Ионыч
  • Это сочинение списано 12 959 раз

План

1. Пороки общества, описанные Чеховым
а) «Обличительный» период в творчестве Чехова
б) Идея рассказа «Ионыч»
2. Пять стадий деградации главного героя рассказа
а) Причина духовного падения Старцева
3. Мое отношение к произведению

Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает.

Однако в жизни каждого творческого человека бывают разные периоды, и в те годы, когда Чехов создавал произведение «Ионыч», его, похоже, чаще посещали печальные мысли. В произведениях, которые автор создавал в девяностых годах девятнадцатого века, смех имеет несколько иной характер, чем в ранних рассказах.

Чехов продолжает обличать пороки общества, но делает это довольно грубо, хотя при этом он уделяет больше внимания внутреннему миру своих героев. В рассказах часто появляются интеллигенты, которые не хотят вместе с другими людьми строить будущее, которые возводят вокруг себя стены и тем самым закрываются от жизни и внешнего мира и постепенно деградируют.

Историю одного из таких людей и отразил Чехов в рассказе «Ионыч».

Главный герой рассказа Чехова — молодой врач. Зовут его Дмитрий Ионыч Старцев. В небольшом рассказе автору удается показать практически всю жизнь этого человека, а если говорить точно, то пять этапов его жизни. Видимо, поэтому произведение разделено на пять частей.

Сначала Старцев предстает перед читателями молодым интеллигентом, который ценит искусство и имеет хороший вкус. При всем этом врач энергичен и смотрит на жизнь оптимистично.

Затем Чехов описывает Старцева как человека, склонного к полноте, немного ленивого, но еще способного ценить прекрасное. Кроме этого, Дмитрий Ионыч влюблен, и это придает ему силы. После того, как Старцева отвергли, он стал равнодушен и спокоен.

В четвертой главе герой уже ездит на тройке, имеет много лишних килограммов и у него случается отдышка. Вместе с тем он замкнулся в себе, развлекается только игрой в карты и не способен больше испытывать светлые чувства. В последней части рассказа Старцева сложно узнать.

Это жестокий толстый человек, который не умеет сострадать. Вместе с прекрасными чувствами ушли его имя и фамилия, люди называют его теперь просто Ионычем.

Ионыч – пример того, как быстро может разрушиться личность, как быстро происходит духовное падение. Кто виноват в том, что человек так меняется? Конечно, первый толчок дала Екатерина Ивановна, потому что она так спокойно отвергла доктора. Но Старцев мог бы еще спастись, если бы жил в окружении других людей.

В конце произведения он четко понимает, что люди, которых считают самыми талантливыми в городе, бездарны. И осознание этого могло бы стать толчком к тому, чтобы Старцев изменился, но вместо этого он сливается с толпой жителей этого города.

Поэтому можно судить о том, что Ионыч сам виноват в том, что потерял свою личность.

Место, в котором живет человек, конечно, оставляет свой отпечаток. Жители столицы с первого взгляда отличают приезжих и говорят «Что с него взять, он же из провинции». Но часто можно заметить, что великими часто становятся именно те люди, которые выросли в деревнях и в детстве общались только с рабочими людьми и животными.

Я думаю, что этот рассказ особенно актуален сегодня, потому что может заставить каждого человека задуматься о том, не похож ли он на Ионыча, который бессмысленно прожил свою жизнь.

Характеристика героев рассказа

Охарактеризовать главного героя рассказа не так просто, это можно сделать только по частям, ведь Старцев, который представлен в начале произведения, и Ионыч из пятой части – два разных человека. Своему персонажу Чехов дал красивое имя Дмитрий Ионыч Старцев.

В самом начале рассказа Старцев — положительный герой, интеллигентный человек, который любит свою работу и искусство. Ему не очень комфортно в городе С. Но постепенно Ионыча засасывает «провинциальная тина», он уподобляется всем окружающим его людям. У героя нет стрежня, он не только не борется со своим лишним весом, но и не противостоит окружающему миру.

Ближе к концу произведения автор описывает Ионыча совсем неприятным человеком. Некрасива стала и его душа.

Есть несколько событий, которые влияют на жизнь главного героя, и одно из них – знакомство с Екатериной Ивановной Туркиной. Эта молодая девушка довольно глупа, она хоть и читает книги, но не видит в них самого главного.

Она давно распланировала себе жизнь, потому что не хочет оставаться в этом городе и быть женой неизвестного человека. Девушка играет на пианино, но судя по словам автора, она скорее просто долбит по клавишам. Чехов дает героине второе имя. Так родители называют девушку Котиком.

В этом имени скрыто то, что Екатерина Ивановна навсегда останется инфантильным ребенком. Самая большая проблема в том, что Ионыч и Котик говорят на разных языках, поэтому никогда не смогли бы понять друг друга. Отношения главных героев строятся только на двух встречах.

В первом случае в любви признается Старцев, а второй раз — Екатерина Ивановна, но в то время доктор уже настолько изменился, что не способен любить никого.

Родители Котика, Иван Петрович и Вера Иосифовна Туркина считаются в городе самыми талантливыми и образованными людьми. Хотя сразу становится ясно, что талантливых людей в этой семье нет.

У главы семейства — странный язык, у его жены романы, повествующие о том, чего не бывает в жизни.

Талантливые люди постоянно работают над собой, но Туркины не меняются, даже через много лет они живут по-прежнему, механически повторяя одни и те же действия, как роботы.

В этом произведении есть еще несколько героев, которые живут в городе. Чехов говорит о том, что с этими людьми можно играть в карты и говорить о еде. Но ни в политике, ни в науке, ни в философии они абсолютно ничего не понимают.

Мини-сочинение

Рассказ Чехова «Ионыч» можно назвать притчей или инструкцией к тому, как убить личность. В произведении отражен провинциальный город, в котором люди бессмысленно существуют, механически совершая одни и те же действия. Автор не описывает многих жителей, а показывает только «лучших» — семью Туркиных.

Эти люди свято уверены в том, что все, что они делают – предмет искусства. Отец семейства рассказывает анекдоты, его жена пишет бесконечные романы, не имеющие никаких переплетений с реальностью, а их дочь, которую они называют «Котик», стучит по клавишам пианино, называя это музыкой.

Туркины — не только самая талантливая, но и самая гостеприимная семья, поэтому только что прибывший в город врач Дмитрий Ионыч, проводит много времени у них дома. Интеллигентного доктора посещает светлое чувство – он влюбляется в дочь Туркиных, но в такой обстановке даже любовь превращается в нечто неприятное.

Девушка отвергает героя, но ему это не приносит много страданий. Ведь постепенно эта семья обтачивает душу главного героя, и он уподобляется им, а также другим людям в городе. А ведь все могло быть иначе, если бы доктор попал в другой город и познакомился бы с такими же личностями, каким был он сам.

Вот как легко место может уничтожить человека, если у него нет внутреннего стержня и желания что-то изменить в этой жизни.

Источник: //resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-rasskazu-chexova-ionych/

А.П. Чехов. Новелла

Сочинения по «Ионычу» Чехова

  • Шкодкина Ольга Николаевна, учитель

Разделы: Литература

Задачи урока:

  • в ходе урока показать старшеклассникам непримиримое отношение Чехова ко всем проявлениям пошлости, фальши, бездуховности, показать мастерство писателя в раскрытии трагизма повседневно-будничного существования человека;
  • развивать навыки идейно-художественного анализа прозаического произведения, совершенствовать навыки устной монологической речи, развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор; развивать мышление и воображение;
  • способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.
  • Структура и содержание урока

    Эпиграф к уроку: “Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”

    Из записных книжек А.П.Чехова

    Словарь:

    Новелла – небольшая повесть, рассказ.

    Пошлость – низость в нравственном отношении, безвкусица, грубость.

    Фальшь – отсутствие естественности, неискренность, лицемерие.

    – Изучая творчество А.П.Чехова, мы познакомились уже с его “маленькой трилогией” о футлярной жизни человека (“Крыжовник”, “О любви”, “Человек в футляре”). По своему идейному содержанию новелла “Ионыч” примыкает к этим рассказам, изображающим духовное оскудение личности, порабощение её повседневной суетой.

    Задача нашего урока – проанализировать идейно-художественное содержание новеллы и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, какими художественными средствами это изображает писатель, выяснить его отношение к духовному застою.

    Вопросы:

    1. Фамилия семьи, самой образованной и талантливой в С.?

    2. Какие таланты были у членов этой семьи?

    3. Каким приветствием встречал всегда гостей хозяин семьи?

    4. О чем мечтала Екатерина Ивановна?

    5. Как звали её родители?

    6. Сколько лошадей было у Старцева, когда Котик назначила ему свидание на кладбище?

    7. Какое прозвище дали Старцеву в городе и за что?

    8. Какое развлечение было у доктора Старцева, “в которое он втянулся мало-помалу”?

    9. О чем подумал герой при встрече с Екатериной Ивановной через 4 года?

    10. кончите фразу: “Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками…, то кажется, что едет не человек, а…”?

    (Итоги экспресс-викторины, оценки)

    3. Идейно-художественный анализ новеллы. Работа учащихся в группах

    Вступительное слово учителя:

    – Новелла состоит из пяти 5 глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев (в первых главах) и “просто Ионыч” (в последней). Почему и как это происходит – вам и предстоит выяснить.

    События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени (год, больше года, четыре года, несколько лет) происходят большие перемены в облике героя. Он проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы.

    Давайте составим эту символическую лестницу и выясним, куда она привела нашего героя.

    Задание группам

    (их создаётся 5 – по числу глав произведения):

    – Дайте название главам, выделите в них главную мысль и подберите к каждой главе эпиграф из текста главы новеллы. Покажите, какими средствами автор изображает главного героя и его путь. В качестве вывода каждая группа рисует соответствующую ступеньку воображаемой лестницы, наверху которой пишут название главы, а под ступенькой материальное положение героя.

    Система индивидуальных заданий

    предварительное домашнее задание:

    1)найти полный текст романса, который напевал Дмитрий Ионыч. Объяснить, почему писатель именно этот романс вложил в уста героя произведения;

    2)подготовить сообщение о “Притче о талантах” ( Мф., гл.25, ст.14-30);

    3)выучить наизусть (повторить) стихотворение Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться!”

    – на уроке:

    – написать сочинение-миниатюру на тему: “Берегите в себе человека!”

    “Современный Ионыч: каков он?”

    .

    (Так как я уже не один раз проводила этот урок, то помещаю примерные ответы учеников.)

    (Сначала слушаем сообщение по индивидуальному заданию “Полный текст романса, который напевает в начале истории герой новеллы”)

    Стихи А.Дельвига “Элегия” были написаны в 1821 или 1822 г. На музыку они положены Яковлевым. Полный текст романса следующий:

    Когда, душа, просилась ты Погибнуть иль любить, Когда желанья и мечты К тебе теснились жить,

    Когда еще я не пил слёз из чаши бытия, –

    Зачем тогда в венке из роз,

    К теням не отбыл я!

    Зачем вы начертались так На памяти моей, Единый молодости знак, Вы, песни прошлых дней! Я горько долы и леса И милый взгляд забыл – Зачем же ваши голоса

    Мне слух мой сохранил!

    Не возвратите счастья мне, Хоть дышит в вас оно! С ним в промелькнувшей старине Простился я давно

    Не нарушайте ж, я молю,
    Вы сна души моей

    И слова страшного: люблю

    Не повторяйте ей!

    Ключевыми словами для понимания образа Старцева, по-видимому, следует считать слова:

    “Не нарушайте ж, я молю, вы сна души моей…”. Именно “сон души” осуждает Чехов в своем герое и показывает, как этот сон одолевает Старцева – Ионыча по мере улучшения его материального положения. Не то плохо, что Старцев стал состоятельным, даже богатым человеком, а то, что он не видел смысла в своей жизни…

    (Затем каждая группа делает сообщение по своему заданию)

    I группа

    Первую главу новеллы можно озаглавить “Весна жизни”. Молодой доктор Д.И.Старцев, полный энергии и высоких стремлений, приезжает в Дялиж, в земскую больницу.

    Перед ним заманчивое будущее: “…помогать страдальцам, служить народу…” Возможно, как и каждого молодого человека, его ожидает впереди любовь… Доктор безотчетливо счастлив, полон надежд, желаний, хотя он беден, вынужден ходить пешком к больным по многу километров.

    Эпиграфом можно взять слова: “Какое это счастье быть земским врачом!” Эти слова выражают мироощущение нашего героя.

    Герой напевает романс “Когда еще я не пил слёз из чаши бытия…” Чехов использует прием умолчания или недосказанности.

    Читателей того времени, у которых романс был на слуху, настораживали следующие слова романса, которые были “за кадром”…

    Длинный и скучный роман Веры Иосифовны будит какие-то смутные, но “хорошие мысли”. Шумная и однообразная игра Котика не нравится, но увлекает сама Котик.

    Старцеву очень хорошо, и даже пошлые, приевшиеся остроты хозяина дома ему нравятся, потому что слышит Старцев их впервые. Герой чувствует себя счастливым и желает счастья, любви, добра всем и себе.

    У него всё впереди – это поистине весна жизни человека.

    (Ребята рисуют на доске ступеньку лестницы, на которой пишут название главы “Весна жизни”, а под ступенькой материальное положение героя.)

    II группа

    “Любовь”

    – так можно озаглавить следующую главу, потому что в ней рассказывается о том, как завязываются отношения у Дмитрия Ионыча с Котиком. А эпиграф: “…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…”

    Прямо Чехов не изображает роман героя с Екатериной Ивановной, а использует излюбленный прием – художественную деталь. Это любимая скамейка в саду.

    “Прошло больше года… в трудах и одиночестве…” Старцев трудится и все это время не мог побывать у Туркиных, но одиночество заставило его принять приглашение Веры Иосифовны. Старцев стал часто бывать в доме “самого талантливого семейства” города С., но уже не ради мигрени хозяйки, а ради Котика.

    Перед читателем предстает и среда, в которую попал герой: фальшивая, неискренняя, однообразная, пошлая. Кратко, пунктирно, Чехов намечает путь Старцева, надеясь на сотворчество читателей, использует подтекст.

    Свидание на кладбище – самая поэтическая страница в новелле и самый поэтический момент в жизни Старцева, после которого “…и точно опустился занавес…”. Здесь Старцев “сгорел”. После этого фраза: “Я устал… Ох, не надо бы полнеть!”).

    Доктор располнел, и к тому же у него уже появилась пара лошадей – красноречивые детали, свидетельствующие об улучшении его материального положения.

    Старцев поднялся на ступеньку материального благополучия, но опустился в духовном развитии, потускнел его духовный облик. И снова чеховская деталь: пейзаж. Если в I главе – весна, то во II – осень. Поэтому ступени жизненной лестницы Старцева ведут не вверх, а вниз.

    Постепенно в ходе рассуждений учащихся рисуется воображаемая жизненная лестница доктора Старцева, которая ведет не вверх, а вниз. Полное объяснение этому ученики дают в конце урока.

    III группа

    Третью главу можно озаглавить “Крах”, а эпиграфом могут быть слова: “И жаль было своего чувства, этой своей любви…”

    Всего сутки отделяют события III главы от II . Но эта новая глава в новелле – новый и переломный момент в жизни Старцева: начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, а от этого и охлаждение к своему делу, первые признаки духовной лени.

    Чехов немногословен, но читателям уже ясно, что недалеко то время, когда серая повседневность потушит огонь души, усыпит его совесть, опустошит душу. Старцев хочет сделать предложение, но какие-то ничтожные причины мешают ему. “А любит ли Старцев? Хочет ли на самом деле объяснения?” – сомневаемся мы. И вот он объясняется.

    И где же? Верный своему ироническому таланту, Чехов показывает объяснение Старцева в клубе, где в шуме и суете трудно быть услышанным. А поэтому Старцев кажется смешным. Чехов иронизирует над героем.

    Он его уже не любит! Читатели видят, что герой ни на что не способен в отличие от Екатерины Ивановны, которая действительно совершает поступок, уезжая из дома с желанием посвятить себя искусству. К тому же Старцев недолго и переживает, так спокойней. Отсюда и ленивый, почти старческий вздох “Сколько хлопот, однако!”

    Старцев вступил в новую фазу своей жизни.

    IV группа

    “Последняя вспышка”

    можно назвать четвертую главу, а эпиграфом к ней будут слова: “И огонек в душе погас…”Прошло четыре года. У Старцева большая практика в городе, тройка лошадей с бубенчиками и одышка. Сам “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком…”

    Он одинок, ни с кем не сходится близко. У него появляется одно развлечение (кроме игры в карты), в которое он втянулся мало-помалу…

    Старцев потерял вкус к жизни, одна работа еще держит его “на плаву”, “что-то мешало ему чувствовать, как прежде…”

    “Последней вспышкой” жизни можно считать посещение Старцевым семьи Туркиных, в которой ничего не изменилось. Какой застой лучше: у Туркиных или у Старцева? Ни то, ни другое.

    Старцеву неприятно вспоминать о своей любви и вообще производить какую бы то ни было душевную работу. На живое движение чувств Екатерины Ивановны он беспокойно подумал: “А хорошо, что я тогда не женился”.

    Огонек в его душе окончательно погас. Что дальше? “Сон души”.

    V группа

    “Финал”

    – название пятой главы, эпиграфом к которой могут служить слова: “Куда это Ионыч едет?”

    Что произошло со Старцевым? Почему он стал таким безразличным, тяжелым и раздражительным? Об этом пятая глава.

    В четвертой главе писатель судит общество города С. устами Старцева, а в пятой произносит приговор самому Старцеву. Неприязнь автора к своему герою переходит в горечь и боль за человека, которого Старцев погубил в самом себе.

    Здесь Чехов использует прием, которым пользовался Гоголь в “Мертвых душах”: отнесение людей в неодушевленный ряд через сопоставление с неживым предметом. А.П.Чехов сравнивает Старцева с истуканом, “языческим богом”.

    Из молодого, подающего надежды доктора, который был счастлив тем, что мог служить страдальцам, который желал счастья, любви и добра всем и себе самому, Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, в заплывшего жиром мизантропа, в “языческого бога”.

    Прием градации, используемый Чеховым, особенно подчеркивает трагизм повседневно-будничного существования, приводящий к духовному оскудению личности, к духовной деградации.

    Вывод.

    – Посмотрите на лестницу, которая у вас получилась. Какую закономерность она отражает?

    Чем выше становится материальное благополучие Старцева, тем ниже опускается он по лестнице жизни.

    Ученик, прочитавший дома притчу о талантах, делает вывод о том, что Ионыч – это “раб ленивый и лукавый”, который безответственно распорядился теми дарами, которые имел. Поэтому у него “отнято и то, что имел”, т.е. он переживает то, что мы называем духовной смертью. Жизнь прожита впустую: “…ни школы, ни колодца, ни чего-нибудь вроде…”

    Старцев позволил повседневной суете взять верх над своей духовной жизнью, позволил растоптать мечту, любовь, высокие идеалы.

    Стихотворение Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться!” ученик читает наизусть.

    Вывод о том, с чем не может примириться А.П.Чехов.

    9. Домашнее задание:

    1) написать сочинение по новелле “Ионыч”:

    “Вверх по лестнице, ведущей вниз”   или “Новелла “Ионыч” – роман о неслучившейся жизни” (тема на выбор уч-ся);

    2) составить тезисы к теме: “От доктора Старцева – к Ионычу”.

    Прочитать пьесу “Вишневый сад”.

    26.05.2011

    Источник: //xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/599731/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.