Смысловые группы наречий

Смысловые группы наречий

Смысловые группы наречий

  • Хакимова Гузял Газизовна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цель

урока:

  1. Повторение изученного о наречиях.
  2. Дать понятие о смысловых группах наречий. Научить определять смысловой разряд наречий.
  3. Выработать навыки правильного употребления в речи наречий. Обогащение речи учащихся наречиями разных смысловых разрядов (слайд№2).

Наглядность:

задания на карточках, таблица на каждого ученика, тексты об этимологии наречий “пешком” и “мельком”, “авось”.

Актуализация: (слайды №3, 4)

– Чем наречия отличаются от других частей речи? – Что означает эта часть речи? – На какие вопросы наречия отвечают? – К какому слову в предложении они относятся?

– Каким членом предложения они являются?

(Можно дать задание составить план ответа по теме “Наречие”)

Новый материал: (слайд №5)

1.Рассмотрите таблицу и вставьте недостающую информацию

Значение наречияВопросыПримеры наречий
Где? Куда?Откуда?
Как? Каким образом?
Когда? Как долго?
Почему? Отчего?По какой причине?
В какой мере? В какой степени?
Зачем? С какой целью?Для чего?

Вывод:

Наречия по значению делятся на следующие группы: (слайд №6)

  • Места;
  • Образа действия;
  • Времени;
  • Причины;
  • Меры и степени;
  • Цели.

Прочитайте теоретический материал, составьте план текста в виде вопросов к каждому абзацу и дополните сведения урока:

– На какие группы делятся наречия еще? (знаменательные и местоименные, которые только указывают на значение, но не называют его конкретно)

Закрепление материала.

3. Практическая работа. Упр. № 154. (слайд №8)

Составь словосочетания, вставив наречия требуемого разряда.

Составь графическую схему их.

Составь с двумя словосочетаниями предложения.

Взаимопроверка.

Сделаем вывод: для чего нужно знать смысловые разряды наречий?

Как возникли наречия “пешком” и “мельком”? “ авось” (записать на доске и дать ученику подготовить информацию)

Исправление речевой ошибки:

Сегодня обратно идет дождь.

Ученик обратно позабыл тетрадь.

Вперед говорили о посещаемости, а потом – о дисциплине.

– Какая ошибка допущена здесь?

Рассмотрите предложения, определите роль наречий в них (связывают предложения).

Как называется такой тип связи между предложениями?

Прочитайте предложения.

Найдите в них наречия, определите их значение, выпишите вместе с теми словами, к которым они относятся.

Определите, каким членом предложения являются наречия?

На какие смысловые группы можно разделить эти наречия?

  1. Да помнится, еще в запрошлом лете ты мне здесьтак же нагрубил! Вороне где-то бог послал кусочек сыру.
  2. Куда пророческий в нем дар девался?
  3. Когда-то, в старину, Лев с Барсом вел предолгую войну.

  4. Зачем вы посетили нас в глуши забытого селенья?
  5. Когда-нибудь и где-нибудь с товарищем вдвоем мы песенку вполголоса в два голоса споем.

  6. Нигде я больше его не встречал, да и где нам было встретиться?
  7. Куда нас еще закинет судьба?
  8. Где и когда сойдутся наши дороги?
  9. Да и зачем нам теперь встречаться?
  10. То там, то тут появлялись вспышки молнии.
  11. Мы поворачивали головы туда, где вспыхивала молния.

  12. Тогда я еще не понимал, насколько страшно остаться где-нибудь в лесу во время грозы.
  13. Как же мы не заметили ее приближения сюда?
  14. Куда-то попряталось все живое.
  15. И все же мы решили, что никуда отсюда не уйдем.

– Какие смысловые группы наречий теперь вам известны? – Как определить смысловой разряд наречий? – Каким морфологическим признаком является смысловой разряд наречия?

– Есть ли у наречий непостоянные морфологические признаки? (род, число, лицо, падеж)

Напишите ключевые слова урока.

Напишите небольшое рассуждение на тему “Курить – здоровью вредить”.

Используйте наречия разных смысловых разрядов.

Презентация

23.01.2009

Источник: //xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518600/

Смысловые группы определительных наречий

Определительные наре­чия обо­зна­ча­ют каче­ствен­ный или коли­че­ствен­ный при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка:

  • гово­рить (как?) гром­ко;
  • совер­шен­но (насколь­ко?) непред­ска­зу­е­мый.

Эти неиз­ме­ня­е­мые сло­ва делят на смыс­ло­вые груп­пы (раз­ря­ды):

1. наре­чия обра­за дей­ствия, кото­рые пояс­ня­ют гла­гол или дее­при­ча­стие и отве­ча­ют на вопро­сы как? каким обра­зом?

  • посо­ве­то­вать (как?) дру­же­ски;
  • дой­ти (как?) пеш­ком;
  • делать (как?) сооб­ща;
  • поло­жить (как?) ров­но.

2. наре­чия меры и сте­пе­ни, кото­рые обо­зна­ча­ют коли­че­ство, меру при­зна­ка дей­ствия или сте­пень интен­сив­но­сти дру­го­го при­зна­ка:

  • сло­жить (насколь­ко?) вчет­ве­ро;
  • почти (в какой мере?) закон­чен­ный;
  • чрез­вы­чай­но (в какой сте­пе­ни?) серьёз­ный;
  • слег­ка (насколь­ко?) влаж­ный.

Смысловые группы обстоятельственных наречий

Обстоятельственные наре­чия обо­зна­ча­ют усло­вия совер­ше­ния дей­ствия:

  • вре­мя
  • место
  • цель
  • при­чи­ну.

В свя­зи с этим обсто­я­тель­ствен­ные наре­чия делят на смыс­ло­вые груп­пы:

1. наре­чия вре­ме­ни, кото­рые обо­зна­ча­ют вре­мен­ные про­ме­жут­ки совер­ше­ния дей­ствия или при­зна­ка при­зна­ка и отве­ча­ют на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор?

  • смо­ло­ду (с каких пор?) дру­жим;
  • поедем (когда?) летом;
  • (как дол­го?) дав­но извест­ный.

2. Наречия места назы­ва­ют, где про­ис­хо­дит дей­ствие, и отве­ча­ют на вопро­сы куда? отку­да? где?

  • сте­лет (где?) свер­ху;
  • бежит (куда?) напра­во;
  • слы­шен (отку­да?) сни­зу.

3. Наречия цели обо­зна­ча­ют цель совер­ше­ния дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы зачем? с какой целью? для чего?

  • ска­за­но (с какой целью?) в насмеш­ку;
  • заго­то­вить (для чего?) впрок;
  • сде­лать (зачем?) нароч­но.

4. Наречия при­чи­ны ука­зы­ва­ют на при­чи­ну, в силу кото­рой совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ют на вопро­сы поче­му? отче­го?

  • покрас­нел (поче­му?) от зло­сти;
  • позво­ни­ли (отче­го?) неспро­ста.

Таблица с примерами

РазрядыВопросыПримеры
Образа дей­ствияКак? Каким обра­зом?Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
ВремениКогда?Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
МестаГде? Куда? Откуда?Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, ввер­ху.
Меры и сте­пе­ниСколько? Насколько?Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
ПричиныПочему? Отчего?Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспро­ста.
ЦелиС какой целью? Для чего?Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, напе­ре­кор.

Смысловые группы местоименных наречий

Ряд наре­чий напря­мую не обо­зна­ча­ют вре­мя, место, спо­соб дей­ствия, при­чи­ну и пр., а толь­ко ука­зы­ва­ют на них или спра­ши­ва­ют о них. Это место­имен­ные наре­чия, кото­рые свя­за­ны по про­ис­хож­де­нию с место­име­ни­я­ми и подоб­но им явля­ют­ся словами-указателями в рус­ском язы­ке.

Аналогично место­име­ни­ям раз­ли­ча­ют такие же смыс­ло­вые груп­пы место­имен­ных наре­чий.

Разряды место­имен­ных наре­чийПримеры
Указательныездесь, там, тут, туда, так, отту­да, тогда, затем, отто­го, пото­му, поэто­му
Отрицательныенигде, никуда, нико­гда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипо­чём и пр.
Определительныевез­де, всю­ду, ото­всю­ду, все­гда, вся­че­ски, по-всякому, по-иному, по-другому
Неопределенныегде-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
Вопросительныегде? куда? когда? зачем? как? поче­му? отку­да? отче­го?
Относительныегде, куда, когда, зачем, как, поче­му, отку­да, отче­го

Добавить сайт в избранное

Источник: //RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/narechie/smyslovye-gruppy.html

Конспект урока по русскому языку на тему

Смысловые группы наречий

Смысловые группы наречий

Цель урока:

·         познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.

Работа по развитию речи:

·         употребление наречий для более точного выражения мыслей.

Повторение:

·         различные виды орфограмм и пунктограмм.

Не в одних стихах поэзия:
она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья,

на это небо – отовсюду веет

красотой и жизнью, а где

красота, там и поэзия.

И.С. Тургенев

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, сегодня мы работаем на распечатанных листах, которые приготовлены специально для урока. В них вы будете производить все необходимые действия и разборы, а в конце урока сдадите на проверку. (см. Приложение)

II. Работа с эпиграфом и повторение ранее изученного о наречии (фронтальный опрос)

Учитель. Обратите внимание на эпиграф. Давайте прочитаем высказывание И.С. Тургенева и определим,какой частью речи являются подчеркнутые слова.

1.      По каким признакам вы определили, что это наречия?

2.      Дать определение наречию как части речи.

3.      Синтаксическая роль наречия в предложении?

4.      На какие 2 основные разряда можно разделить все наречия по лексическому значению?

5.      В свою очередь обстоятельственные делятся на…?

6.      А определительные на…?

– К эпиграфу мы еще вернемся позже, а сейчас небольшое тестирование.

III. Тестирование “Наречие-это…”

Учитель. Посмотрите в свои листочки, у вас есть строчка с цифрами, под которыми вы будете ставить “+”, если вы согласны с утверждением, и “-”, если не согласны.

1.      Наречие – это самостоятельная часть речи.

2.      Наречие – служебная часть речи.

3.      Наречие не имеет окончания.

4.      Наречие – изменяемая часть речи.

5.      Наречие обозначает признак предмета по действию

6.      Наречие обозначает признак действия.

7.      В предложении наречие играет роль обстоятельства.

8.      Наречие может отвечать на вопрос сколько?

9.      Наречие имеет форму слова.

10.  Наречия можно разделить на смысловые группы.

Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы .На доске вывешены правильные ответы, сравните их с тем, что у вас получилось. (см. Рис. 1)

Неправильные ответы зачеркнуть, подсчитать количество неправильных ответов. Если вы сделали 1 ошибку или не сделали ни одной, поставьте “5”, если у вас 2 ошибки – “4”, если 3или 4 ошибки, то “3”.

 IV. Комплексная работа с текстом

Учитель. Прежде чем начать работу с текстом, давайте вернемся к эпиграфу и подумаем, какой смысл вложил И.С. Тургенев в свое высказывание?

1.      А почему он затрагивает вопрос о поэзии?

2.      Что такое поэзия? Вспомните, на уроках литературы мы говорили об этом.

Давайте сегодня попробуем увидеть красоту во всем, что нас окружает, что нам кажется таким обыденным и неприметным на первый взгляд. Я   прочитаю текст, а вы попробуйте сформулировать его тему.

(Чтение текста учителем.)

Одуванчик

Встало Солнышко спозаранку умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло оно золотым рукавом сразу брызнули на землю солнечные пылинки засветились на лугах на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.

Одуванчик, если внимательно пр…глядеться, очень похож(?) на солнце.Созд…ется ощущение, что ми(л,лл)ионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех получает(?)ся по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а (от) него в разные стороны ра(с,з)ходятся лучи.

Этот цветок, растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе.Кроме этого, делают варенье и мед, а это очень вкусно.

Вот такой маленький посланец солнца озаряет землю своим золотым светом.

Задания к тексту.

А) Стилистическая работа.

1.      Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

2.      Что такое текст?

3.      Сформулируйте тему данного текста.

4.      Выделить микротемы текста.

5.      К какому типу вы отнесете этот текст?

6.      К какому стилю речи он относится? Почему ?

7.      Найти художественные средства, используемые автором?

(Метафора: одуванчики-огоньки олицетворения: Солнышко встало, умылось, пошло гулять, пылинки брызнули эпитеты: солнечные пылинки, веселые огоньки, золотым светом сравнения: одуванчик похож на солнце )

Вывод: кажется, совершенно незаметный цветок – одуванчик, автор опоэтизировал, и он уже предстает перед нами совершенно в другом свете – в образе посланника солнца. (см. Рис. 2)

Б) Практическая работа.

1.      В предложениях 1-го абзаца расставить знаки препинания и объяснить графически их постановку.

2.      Составить схему 2-го предложения и устно дать ему характеристику.

3.      В предложениях 2-го абзаца вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.

4.      В 3-м абзаце найти обороты, осложняющие предложения и доказать правильность постановки знаков препинания .

5.      Какие это обороты? Выделить их графически.

6.      Выделить суффиксы причастий, определить вид и время, страдательное или действительное.

!!!По ходу работы с текстом ищем и подчеркиваем наречия, определяя смысловую группу (можно пользоваться таблицей ).

– Вернемся опять к эпиграфу и определим, подчеркнутые наречия можно отнести к какой группе? Обратите внимание на наречие ТАМ. Обозначает ли оно признак действия?

К каким наречиям его можно отнести? (Указательные.)

– А какие еще вы знаете наречия, не обозначающие признак действия? (Отрицательные и неопределенные, вопросительные)?

V. Работа по развитию речи

А) Теперь давайте с вами попробуем сами опоэтизировать на первый взгляд неприметные предметы. Например, осенние листья. Обратите внимание на предложение, написанное в ваших распечатках.

Листья падают с дерева.

– Можно ли по этому предложению представить, какие это листья, как они падают, какого они цвета? Конечно, нет. Наша задача состоит в том, чтобы красиво и наглядно описать этот процесс, а также более красочно представить тот предмет, о котором мы говорим.

– Что же мы для этого должны сделать?

Давайте попробуем добавить эпитеты, распространить действия, добавив деепричастия или деепричастные обороты, употребить наречия, которые также украсят наше предложение.

(По ходу продумывания предложения на доске учитель записывает наречия, которые можно употребить, например, плавно, медленно, тихо, бесшумно, красиво, печально).

– Записываем полученное предложение .

Разноцветные листья плавно кружились в воздухе, оторвавшись от ветки.

– Вот теперь вы можете себе представить картину падающих листьев?

Б) Теперь посмотрите на фотографию. Здесь фотограф уже нашел и запечатлел кленовые листья, упавшие на мокрую скамейку.(см. Рис. 3)

Давайте еще немного пофантазируем и придумаем продолжение к уже написанному нами предложению, но оно должно соответствовать данной фотографии. Не забудьте употребить наречия в данном предложении.

Они бесшумно упали на мокрую скамейку, печально ожидая своей дальнейшей участи.

Не забудьте определить синтаксическую роль наречия и смысловую группу.

В) А вот еще как можно написать об одиноком осеннем листке, который оторвался от ветки и начал свой путь в неизвестность.

Я вам хочу прочитать небольшое стихотворение, где о листке говорится, как о живом существе.

 Осенний лист

Последний лист кружится в воздухе, летает, Гонимый ветром вдаль по мостовой, О чем он думает, о чем мечтает?

Кто унесет его, поманит за собой?

Быть может, он прилепится к окошку И будет там ждать участи своей,

А может ляжет на промокшую дорожку 

И затеряется среди дождей.

А может в парке, средь листвы опавшей, Он вспомнит о вчерашнем дне И загрустит о том, что он однажды

Сорвался с дерева, попал в небытие.

Но что поделать, коль назначено природой Весной рождаться, летом зеленеть, А поздней осенью с ветвей срываться

И в путь неведомый лететь.

 VI. Итог урока

Учитель. Итак, сегодня на уроке мы сумели доказать, что красоту можно разглядеть в самых обычных вещах, которые нас окружают, и в зависимости от того, как мы охарактеризуем тот или иной предмет, он сможет по-особому заиграть яркими красками. Кроме того, мы повторили смысловые группы наречий, а также убедились в том, что наречия могут вносить свой вклад в красоту речи.

VII. Домашнее задание

Учитель. По данному началу придумать продолжение, употребив в тексте как можно больше наречий и определив их смысловую группу.

Недаром говорится, что в самом обычном и, на первый взгляд, неприметном предмете можно увидеть необыкновенную красоту. Ее можно разглядеть и в одиноко стоящем дереве, и в речке, бегущей куда-то…

А вот каким я увидел…

Тема урока : «Смысловые группы наречий»_

Не в одних стихах поэзия:

она разлита везде, она вокруг

нас. Взгляните на эти деревья,

на это небо – отовсюду веет

красотой и жизнью, а где

красота, там и поэзия.

                                И.С.Тургенев

1.     Тестирование «Наречие-это…»

        1        2        3        4        5        6        7        8       9        10_____

_______________________________________________________                                _

2        . ___________________________________________

Встало Солнышко спозаранку умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло  оно золотым рукавом  сразу брызнули на землю солнечные пылинки засветились на лугах  на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.

Одуванчик, если внимательно пр…глядеться, очень похож(?) на солнце.Созд…ется ощущение, что ми(л,лл)ионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех получает(?)ся по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а (от) него в разные стороны ра(с,з)ходятся лучи.

Этот цветок , растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе.Кроме этого, делают варенье и мед, а это очень вкусно.

Вот такой маленький посланец солнца озаряет землю своим золотым светом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.           Листья падали с дерева.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: //www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_smyslovye_gruppy_narechiy-41989.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.