Словообразовательный разбор слова

Содержание

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким спо­со­бом.

Выясним, как сле­ду­ет выпол­нять сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лек­сем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо».

А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля». Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми.

Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

  • небо — корень/окончание;
  • земля — корень/окончание;
  • рука — корень/окончание;
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех мор­фем:

  • при­став­ки
  • суф­фик­са
  • при­став­ки и суф­фик­са;
  • пост­фик­са

и т. д.

Понаблюдаем:

  • небе­са  → поднебесный;
  • зем­ля → земляной → зем­лянка;
  • вла­га → влажный → увлажнить;
  • близ­кий → приблизить → при­бли­зиться.

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на  исход­ное сло­во:

  • петь → запеть (начать петь);
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка крас­ный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние:

  • чёрный → чернота;
  • рука → ручной;
  • красный → краснеть.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для после­ду­ю­ще­го:

  • вина → виновный;
  • виновный → виновность.

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру сло­ва.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Понаблюдаем:

  • ходить → приходить;
  • при­хо­дить → при­ход   

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.

Способы обра­зо­ва­ния словПримеры
1. Приставочныйтекст → подтекстгнать → догнать
2. Суффиксальныйбелый → белизнапахать → пахотасотво­рить → сотворение
3. Приставочно-суффиксальныйлюди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник
4. Бессуффиксальныйотды­хать → отдыхзеленый → зеленьсупруг → супру­га
5. Постфиксальныйкакой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо
6. Сложение:1) двух основ 2) двух основ + суф­фикс 3) сокра­щен­ных основ4) началь­ных букв или зву­ков

пожар, опасный → пожа­ро­опас­ный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → кана­то­ходец
море, пла­вать → море­пла­ватель
специаль­ный корреспон­дент → спец­кор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых словгусто, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ныймало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый8. Переход из одной части речи в дру­гуюзаго­ра­ю­щие (сущ.) – заго­ра­ю­щие (прич.) люди;про­хо­жий (сущ.) – про­хо­жий (прил.) чело­век

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить ← при­хо­дить ← при­ход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир ← при­ми­рить ← при­ми­ре­ние);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод ← холод­ный ← холод­но­ва­тый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве сло­ва.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор.

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его мор­фе­мы:

монетка — корень/суффикс/окончание

монеткой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную фор­му.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го сло­ва.

Монета → монетка.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над сло­вом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли2 арти­сты цир­ка.

  1. Приехали — н. ф. при­е­хать;
  2. при­е­хать — осно­ва приеха-.
  3. ехать → при­е­хать ;
  4. ехать — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + ехать =  приехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб обра­зо­ва­ния

Пример 2

На зем­ля­нич­ной2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. зем­ля­нич­ный;
  2. зем­ля­ничный — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → зем­ля­нич­ный;
  4. зем­ля­ника — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ника + -н— = зем­ля­нич­ный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 3

Хочется уде­ся­те­рить2 свои силы.

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­рить — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → уде­ся­те­рить;
  4. деся­теро — осно­ва десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Добавить сайт в избранное

Источник: //RusskiiYazyk.ru/slovoobrazovanie/slovoobrazovatelnyi-razbor-slova.html

Как сделать словообразовательный разбор слова в русском языке

Словообразовательный разбор слова

Словообразование – неотъемлемая часть языка. Без него не было бы новых слов, профессиональных жаргонов, названий новых изобретений и многого другого.

Без словообразования современный язык не был бы настолько богат и удобен для общения, многие слова не канули бы в лету, не стали бы историзмами. Благодаря этому процессу наша повседневная речь усложняется и совершенствуется.

Именно поэтому нужно знать законы словообразования и уметь делать словообразовательный разбор слова.

Немного теории

Словообразование (деривация) – процесс создания новых, зачастую более сложных слов из более простых. Этот процесс является неотъемлемой составляющей такой науки, как лингвистика. В разделе словообразования слова делятся на первичные (из которых получают новое слово) и производные (которые получаются при помощи словообразования).

Словообразование – сложный процесс, и именно поэтому для него есть несколько методов. О них (или некоторых из них) мы и поговорим в этой статье, а в итоге узнаем, как произвести словообразовательный разбор слова и многое другое. Кроме того, мы узнаем намного больше того, что говорили нам в школе, на уроках русского языка.

И, может быть, вы сможете объяснить ребёнку то, что не смог доходчиво объяснить учитель.

Сложение двух основ

В современном мире из-за обилия слов и их спецификации всё чаще используется такой метод словообразования, как сложение двух основ. Чаще всего это сложение происходит так: у двух слов, например, “вода” и “проводить”, выделяется корень. Получается: “вод” и “провод”.

Эти корни соединяются при помощи соединительной гласной «о». Получается новое слово: “водопровод”, означающее систему сооружений, чаще всего находящуюся под землёй, доставляющую воду от места «добычи» в места её потребления. Это один из самых простых методов словообразования.

Сложение основы и слова

Разумеется, есть способы и посложнее, чем первый. Допустим, сложение основ и целого слова. Возьмём слово «гидроэлектростанция» и разобьём его на основы. «Гидр», «электр» и «станция».

Как вы видите, гласные «о» являются соединительными, от слова «электричество» взяли только корень «электр» (от “электрон”). А вот слово “станция” осталось полноценно жить в данном производном.

Так с помощью словообразовательного разбора слова можно определить способ его образования.

Аббревиация

Часто мы используем в своей речи аббревиатуры, а не целые слова. Например, название организаций, учебных заведений и даже стран. Например, “МГУ” – Московский Государственный Университет. Этот способ называется буквенной аббревиацией, т. е.

при произнесении аббревиатуры мы обязаны проговаривать буквы слова. Однако есть и звуковая аббревиация, например, “НАТО”, “ООН” и “вуз”. При такой аббревиации мы произносим звуки, а не буквы.

Создание аббревиатур тоже поможет в словообразовательном разборе слова.

Субстантивация

Не стоит бояться этого термина, ведь субстантивацией называют всего лишь такое свойство слов, как переход из одной части речи в другую.

Например, “мороженое” (как существительное и как прилагательное), “выходной” (то же самое), “зубной”, “жаркое” и т. д. Стоит отметить, что в русском языке переход обычно совершается как раз между существительными и прилагательными.

Разумеется, морфемный и словообразовательный разбор слова, которое перешло из одной части речи в другую, будет изменяться.

Приставочный

Этот способ мы знаем ещё со школьной скамьи. “Бежал – прибежал”, “шёл – отошёл”, “дорожный – придорожный” и т. д. Здесь всё просто и понятно. К основе слова добавляется приставка со значением приближения, неполноты действий, близости к предмету и т. п. Часто приставочным способом образуются прилагательные (непричастный – причастный) и местоимения (нигде – где).

Суффиксальный

Обычно эти два способа словообразования изучаются параллельно. Часто этим способом образуются существительные (от глаголов) и такие части речи, как причастие и деепричастие. Например: “положение – положить” и “бегущий – бежать”.

Здесь, чтобы не путаться, можно выучить суффиксы разных частей речи. Это поможет вам сделать словообразовательный разбор слова и разбор по составу намного быстрее и легче.

Например, словообразовательный разбор слова «карманный» будет таким: “карманный –карман” (при помощи суффикса прилагательного -н-).

Приставочно-суффиксальный

Один из самых сложных способов словообразования. Ведь здесь нужно смотреть не только на производное слово, но и на лексическое значение каждой из его морфем. Например, слово «поморье», образовано от слова «море». А вот «приморский» образовано от «морской», а уже оно от «море». Вот такая сложная словообразовательная цепь.

Но понять её довольно просто: если слово без приставки или суффикса отдельно не употребляется, тогда способ образования – приставочно-суффиксальный. Если же слово может спокойно существовать без приставки, но с суффиксом, то способ приставочный. Если слово употребляется без суффикса, но с приставкой, то способ суффиксальный.

Это всё, что нужно запомнить и уяснить.

Бессуффиксный

Поговорим о таком способе словообразования, как бессуффиксный. Этим способом в русском языке образовано немало имён существительных. Разумеется, они образовываются от глаголов. Каким образом? Возьмём глагол «насыпать» и уберём окончание «ть» и суффикс глагола «а».

У нас останется имя существительное женского рода, третьего склонения «насыпь». То есть бессуффиксный способ образования – способ, при котором у глагола отсекается окончание и суффикс, а в итоге получается существительное. Так образованы существительные: “загар” и “просека”.

Но этим способом имена существительные могут образовываться и от прилагательных, например: “глубь”, “тишь”, “интеллектуал” и т. д.

Усечение корня

Тут тоже всё понятно. “Танцевальный + пол = танцпол”. То есть в этом способе слово отрезается до голой косточки – корня – и в таком виде живёт. Ничего необычного, сложного или специфического. Часто этот способ используется для создания жаргонных слов: “преподаватель – препод”, “доктор – док” и т. д. Это, пожалуй, самый простой способ появления на свет новых слов.

Как сделать словообразовательный разбор слова?

После того как мы разобрали основные способы словообразования в русском языке (а те, что мы описали, действительно, лишь основные, а не все способы), нужно разобраться, как же делать словообразовательный разбор слова. Этим и займемся. Для того чтобы всё было понятней, в качестве примера сделаем словообразовательный разбор слова «растапливать». Все данные об этом слове будут помещаться в скобках каждого пункта.

Поэтапный план словообразовательного разбора

  1. Итак, для начала разбора определяем часть речи (в нашем случае это глагол).
  2. Разбираем слово по составу, то есть делим его на морфемы. («рас» – приставка, «тап» – корень, «л» – глагольный суффикс, «ива» – суффикс, «ть» – окончание).

  3. Теперь смотрим, может ли слово существовать без приставки (в нашем случае получается несуществующее слово «тапливать»).
  4. Определяем способ образования (у нас приставочно-суффиксальный).
  5. Составляем словообразовательную цепочку, то есть от какого слова образовано.

    Должно получиться то слово, которое осталось после отделения приставок, суффиксов и т. д. (“растапливать – топить”).

Вот так, на несложном примере, легко и просто можно разобраться с тем, как делать словообразовательный разбор. Главное, знать все способы словообразования.

Но на этом наш письменный урок не закончен.

Словообразовательный разбор поможет вам понять, какая перед вами часть речи, и не сделать ошибку по невнимательности.

Например, всем известно правило, что в суффиксах –ан- и –ян- у прилагательных пишется одна буква –н-, а у полных страдательных причастий, образованных от глагола совершенного вида, пишется две буквы -нн-.

Если же вы составили словообразовательную цепь, то вам сразу станет понятно, что же за часть речи перед вами, и вы не сделаете глупой ошибки.

Как ни странно, словообразование тесно связано и с пунктуацией. Это опять же касается прилагательных, причастных и деепричастных оборотов. Ведь предпоследние выделяются запятыми, если стоят после определяемого слова, а последние – всегда.

Словообразовательная цепочка поможет вам определить и значение слова, а это, в свою очередь, позволит облачить его в грамотную, стилистически нейтральную конструкцию, органично вписать в текст и искусно обыграть слово.

Это очень поможет вам при составление речей для публичного выступления и красивой, уверенной речи в повседневной жизни. Ведь у каждой морфемы есть своя смысловая нагрузка, которую она несёт.

И забывать об этой важной роли приставок и суффиксов никак нельзя.

Интересные факты о словообразовании

Существует слово, которое нужно произносить три с половиной часа! А для того, чтобы его записать, нужно сто восемьдесят девять тысяч восемьсот девятнадцать знаков алфавита (букв). Это название одного из белков титана. Упрощенное название этого белка читается сравнительно просто и быстро: коннектин.

Английский язык официально признан самым богатым языком в мире. В нём насчитывается четыреста девяносто тысяч слов и ещё триста тысяч профессиональных и технических терминов. Это в несколько раз больше, чем в любом другом языке мира. Учитесь образовывать новые слова у англичан, дамы и господа!

Существуют аспектные словари, которые отражают морфемный состав слова, всевозможные частные признаки этого слова, включая его словообразовательную производность. Вот бы всем такой словарь! Тогда бы проблем с написанием слов и получением оценок ни у кого не было.

И в заключение хотелось бы сказать..

Как вы видите, словообразование – важнейший раздел русского языка, незнание которого может привести к элементарным и даже смешным ошибкам из раздела орфографии, пунктуации, лексики и даже стилистики.

Учите и любите свой родной язык! Не делайте глупых ошибок!

Источник: //fb.ru/article/143663/kak-sdelat-slovoobrazovatelnyiy-razbor-slova-v-russkom-yazyike

Морфемный и словообразовательный разбор конкретного слова: что это такое – примеры

Словообразовательный разбор слова

В русском языке слова состоят из морфем – минимальных значимых частей слова.

Понятие морфемы

К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание, соединительные гласные и постфикс. Каждая морфема имеет определенное положение в словоформе:

  • Приставка находится в начале. В одной лексической единице их может быть несколько. Приставка несет слово- и формообразовательную функцию. Например, крошить – рас-крошить, думать – об-думать, ход – про-ход.
  • В корне лежит главный лексический смысл. Слов без этой части не существует. Например, хлеб – хлеб-ный – хлеб-ец, волна – волн-истый – раз-волн-оваться.
  • Позиция суффикса находится после корня и перед окончанием. Он несет слово- и формообразовательную функцию. В одной лексической единице может быть от одного до трех суффиксов. Например, река – реч-к-а, совет – совет-ова-ть, камень – камен-н-ый.
  • Окончание не является частью основы и выделяется только у изменяемых частей речи (кроме неопределенных местоимений, возвратных глаголов, сложных числительных). Оно указывает на род, число, падеж, лицо, а также определяет связь слов в синтаксических конструкциях. В некоторых словах встречается нулевое окончание. Например, конь Ø – кон-я, крути-ть – крут-ят, тонк-ий – тонк-ая.
  • Соединительные гласные образуют сложные лексемы (имеют два и более корня). Наиболее распространенные соединит. гласные – -о и -е, но можно встреть -и, -а, -у. Например, звероловство, кашевар, шестиклассник, сорокалетие, сорвиголова, двустволка.
  • Постфикс стоит после окончания. К нему относят возвратный глагольный суффикс -сь/-ся, суффикс повелит. наклонения мн. ч. -те; местоименные -то, -либо, -нибудь; -ка и -таки. Постфиксы относятся к основе слова и прерываются окончанием. Например, жмуриться, выполняйте, так-то, когда-либо, кто-нибудь, покажи-ка, все-таки.

Важно! Все морфемы, за исключением окончания, составляют основу словоформы. Глагольный суффикс прош. вр. -л- также не входит в нее.

Как сделать морфемный разбор слова

Что такое морфемный разбор? Это разложение словоформы на составные части. Он имеет четкую структуру:

  1. Определить часть речи.
  2. Выделить окончание и основу.
  3. Выделить приставку(и) и суффикс(ы).
  4. Выделить корень.

Изучим примеры:

Произведем морфемный анализ слова ограничиться:

Часть речи – глагол. Оконч. -ть указывает на инфинитивную форму. Неизменяемая часть слова -огранич + -ся. Выделяем словообразоват. прист. о-, возвратный суф. -ся, суф. -и-, указывающий на II спряжение. Корень -гранич от слова «граница».

Разберем слово происхождение (вариант 1):

Это существительное ср. р. 2-го скл., на что указывает оконч. -е. Основа -происхождени-. Выделили словобразов. прист. -про- и -ис- (вариант написания прист. -из- перед глухим согласным) и суффикс -ени-, указывающий на действие или состояние. Кор. -хожд-.

Морфемный разбор слова происхождение (вариант 2):

Основная часть та же – -происхождени-. Выделили словобразов. суф. -ени-. В этом слове есть 2 корня: -проис- и -хожд-.

Морфемный разбор слова скоросшиватель:

Это существительное муж. р., 2-го скл., на что указывает нулевое окончание. Основная часть -скоросшиватель-. Выделяем словообразов. прист. -с-, ударный суф. -ва-, отглагольный суф. -тель-, указывающий на название механизмов/профессий. Это сложная лекисическая единица, имеет два корня -скор- и -ши-, соединенные гласной -о.

Внимание! Для морфемного анализа всегда берется словоформа, использованная в данном тексте, независимо от того, в каком падеже/лице/числе оно стоит.

Как делать словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор слова всегда идет вместе с морфемным. Его целью является выяснение, как образована словоформа.

Словообразовательный разбор ведется по четкому алгоритму:

  1. Слово ставится в начальную форму.
  2. Определяется неизменяемая часть и устанавливается производность.
  3. Для производного подбираются однокоренные слова.
  4. Указывается основа в однокоренных словах.
  5. Указываются словообразовательные морфемы.
  6. Называется способ образования.

Сделаем разбор слова сороконожка:

Предложение «Размер тела у сороконожек может составлять до 30 см».

  • Начальная форма – сороконожка (сложное).
  • Основа существительного -сороконожк- –производная.
  • Имеет два корня: -сорок- и -нож-. Однокоренные слова: сорок и ног-а/нож-ка.
  • Соединит. гласная -о-; суффикс -к-.
  • Слияние нескольких основ; суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова объездили:

Обратимся к предложению: «Мы объездили полмира».

  • Начальная форма – объездить.
  • Основа глагола -объезди- – производная.
  • Кор. -езд-. Однокоренные слова: объ-езд, объ-езд-ной.
  • Словообразов. прист. -об-, разделительный Ъ, глагольные суф. -и- и -л-.
  • Приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова наушник:

Предложение: «Наушники перестали работать».

  • Начальная форма – наушник.
  • Основа -наушник- – производная.
  • Корень -уш-. Однокоренные слова: уш-и, ух-о, на-уш-ный.
  • Словообразов. прист. -на-; словообразов. суф. -ник-.
  • Приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный анализ слова заметный:

Возьмем предложение: «В ее глазах отразилась чуть заметная улыбка».

  • Начальная форма – заметный (у прилагательных начальной является форма муж. р., ед. ч., Им. п.).
  • Основа -заметн-.
  • Кор. -замет-. Однокоренные слова: замет-ить, замет-но, замеч-ание.
  • Суффикс прилагательного -н-.
  • Суффиксальный.

Словообразовательный разбор слова

Морфемный разбор слова



Вывод

Морфемный и словообразовательный разбор слова обязателен для школьной программы.

Если вы новичок, то трудности при разборах будут сопровождать вас до тех пор, пока вы не научитесь безошибочно определять морфемы.

Трудности в основном касаются выделения суффиксов, их легко можно спутать со схожими морфемами. Практикуйтесь больше, внимательно делайте морфемный и словообразовательный разбор слова, чтобы свести к минимуму количество ошибок.

(-41 баллов, 75 оценок)
Загрузка…

Источник: //uchim.guru/russkij-yazyk/morfemnyj-i-slovoobrazovatelnyj-razbor-slova.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.