Синтаксический разбор двусоставного предложения

Содержание

Синтаксический разбор простого предложения с примерами

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Синтаксический разбор простого предложения позволяет повторить и обобщить знания учащихся о простом предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой.

Список дидактических единиц, проверяемых на ЕГЭ

В перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене, включены следующие дидактические единицы (нумерация – код элемента содержания, для которого создаются задания):

Все эти дидактические единицы изучаются на уроках русского языка в 5-8 классах в разделе «Синтаксис и пунктуация», систематизировать и обобщить знания по данным темам помогает синтаксический разбор простого предложения.

План синтаксического разбора простого предложения

  1. Подчеркнуть члены предложения: главные – подлежащее и сказуемое, и второстепенные – дополнение, определение и обстоятельство, указать тип сказуемого – простое глагольное, составное глагольное, составное именное.
  2. Охарактеризовать предложение:

    — по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

    — по интонации (восклицательное или невосклицательное);

    — по количеству грамматических основ (простое);

    — по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

    — по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);

    — по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

    — по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры к плану разбора

  1. Разбор по членам предложения.
    Вечером приехали долгожданные гости.

    Гости

    – подлежащее, выраженное существительным;

    гости (что сделали?) приехали – простое глагольное сказуемое;

    приехали (когда?) вечером – обстоятельство времени, выраженное существительным;

    гости (какие?) долгожданные – определение, выраженное причастием.

    Мы начали изучать новую тему.

    Мы – подлежащее, выраженное местоимением;

    мы (что сделали?) начали изучать – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начали и инфинитивом изучать;

    изучать (что?) тему – прямое дополнение, выраженное существительным в винительном падеже;

    тему (какую?) новую – определение, выраженное прилагательным.

    День – подлежащее;

    день (что делал? каков?) был пасмурный – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой был и прилагательным пасмурный.

  2. Характеристики предложений.
    Сегодня чудесная погода (повествовательное).
    Ты встретишь меня на вокзале? (вопросительное).
    Покажи мне свои записи (побудительное).Сегодня чудесная погода. (невосклицательное)Сегодня чудесная погода! (восклицательное)Ты встретишь меня на вокзале? (невосклицательное)Ты встретишь меня на вокзале?! (восклицательное)

    Покажи мне свои записи. (невосклицательное)

    Покажи мне свои записи! (восклицательное)

    По количеству грамматических основ:

    Он улыбнулся и вышел из комнаты.

    Он улыбнулся и вышел – одна грамматическая основа (подлежащее он и однородные сказуемые улыбнулся и вышел), предложение простое.

    По наличию главных членов:

    Мы выехали затемно. Мы – подлежащее, мы (что сделали?) выехали – сказуемое, предложение двусоставное.

    Вот это дерево. Дерево – подлежащее, сказуемого нет, предложение односоставное, назывное.

    Люблю пирожные. Люблю – сказуемое, выраженное глаголом 1 лица единственного числа, подлежащего нет, но по смыслу можем подставить местоимение я, предложение односоставное, определённо-личное.

    Строят новую школу. Строят – сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа, подлежащего нет, но по смыслу можно подставить местоимение они, предложение односоставное неопределённо-личное.

    Воду решетом не носят. Носят – сказуемое, выраженное глаголом в 3 лице множественного числа, подлежащего нет, но можно по смыслу подставить местоимение они, все, имеется значение обобщения, предложение односоставное обобщённо-личное.

    Меня знобит. Знобит – сказуемое, выраженное безличным глаголом, в предложении нет и не может быть подлежащего, предложение односоставное безличное.

    По наличию второстепенных членов:

    Наступила зима. Зима – подлежащее, наступила – сказуемое, второстепенных членов нет, предложение нераспространённое.
    Наступила холодная зима. Зима (какая?) холодная – определение, предложение распространённое.

    По наличию необходимых членов:

    Мы вошли в первый подъезд. Смысл предложения ясен вне контекста, предложение полное.

    Он – в следующий. Смысл предложения неясен вне контекста, требуются пояснения: Мы вошли в первый подъезд. Он – в следующий. – Во втором предложении пропущено сказуемое вошёл и обстоятельство подъезд, которые легко восстанавливаются из контекста. Предложение неполное.

    По наличию осложняющих членов:

    Дети, откройте тетради. Предложение осложнено обращением дети.

    Он, безусловно, был прав. Предложение осложнено вводным словом безусловно.

    В портфеле лежали ручки, тетради, книги. Предложение осложнено однородными подлежащими ручки, тетради, книги.

    Река, вышедшая из берегов, залила луга. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом вышедшая из берегов.

    Река, выйдя из берегов, залила луга. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом выйдя из берегов.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Серёжа, немедленно застегнись!

    • Застегнись – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении; застегнись (как?) немедленно – обстоятельство образа действия.
    • Предложение по цели высказывания побудительное; по интонации – восклицательное;
    • простое;
    • в предложении нет подлежащего, сказуемое застегнись выражено глаголом 2 лица единственного числа, мы можем по смыслу подставить местоимение ты, предложение односоставное определённо-личное, распространённое, полное, осложнено обращением Серёжа.

Дорога, заросшая высокой травой, вывела нас к полуразрушенному дому и исчезла в густых зарослях.

    • Дорога – подлежащее, выраженное существительным;
    • дорога (что сделала?) вывела и исчезла – однородные простые глагольные сказуемые;
    • Дорога (какая?) заросшая высокой травой – обособленное определение, выраженное причастным оборотом;
    • вывела (кого?) нас – дополнение, выраженное местоимением;
    • вывела (куда?) к дому – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом;
    • дому (какому?) полуразрушенному – определение, выраженное причастием;
    • исчезла (где?) в зарослях – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом;
    • зарослях (каких?) густых – определение, выраженное прилагательным.
    • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Источник: http://olgadyachenko.ru/sintaksicheskij-razbor-prostogo-predlozheniya.html

Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные.

В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы “Школа 2100”, “Школа России” и “Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие.

Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами “прокладывают” преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

В 4 классеВ 5 классе
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.Сущ.(главное слово)+прил.,Гл.(главное слово)+сущ.Гл.(главное слово)+мест.Нареч.+гл.(главное слово)Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.Разбор постоянно отрабатывается на уроках  и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и  [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.
Схемы предложения с прямой речью: А: “П!” или “П,” – а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: “П, – а. – П.” и “П, – а, – п”. Вводится понятие диалога и способы его оформления.Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи:  грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.

Образцы разбора простых предложений

Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ

Источник: http://ruslita.ru/346-sintaksicheskij-razbor

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор двусоставного предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.

  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора.

    Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.

  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor – uchim.org

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое – простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое – какой формой глагола;
    • составное глагольное – из чего оно состоит;
    • составное именное – какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные.

Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным.

Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания.

И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение.

Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями.

Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их.

Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи.

Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Способы подчеркивания членов предложения

При разборе предложения по членам используются стандартные подчеркивания: одна черта для подлежащего, две черты для сказуемого, пунктирная линия для дополнения, волнистая линия для определения, чередование точек и тире для обстоятельства.

В некоторых школах главный член односоставного предложения подчеркивают тремя чертами, однако более распространенным является такое подчеркивание, при котором главный член назывного предложения отмечается как подлежащее, а главные члены других односоставных предложений — как сказуемые.

При подчеркивании второстепенных членов предложения целесообразно руководствоваться следующими принципами.

Обособленный член предложения подчеркивается как единый член.

Соответственно необособленные члены должны быть подчеркнуты максимально дробно в соответствии с задаваемыми к ним вопросами.

Обозначение слов и оборотов, не являющихся членами предложения

Как известно из морфологии, служебные части речи не являются членами предложения, однако при синтаксическом разборе с ними бывают связаны определенные проблемы.

Союзы не являются членами предложения и при соединении однородных членов не выделяются, но в некоторых случаях могут входить в состав неоднословных членов предложения.

Во-первых, это сравнительные союзы в составе сравнительных оборотов, например: Гладь залива была как зеркало.

Во-вторых, это союзы в составе обособленных членов предложения, например: Останавливаясь часто и надолго, мы добрались до места только на третьи сутки.

Предлоги также не могут выступать как самостоятельные члены предложения, однако они употребляются в составе предложно-падежной группы, совместно с формой падежа выражая определенное значение.

Поэтому принято подчеркивать предлог вместе с существительным, к которому он относится.

При этом необходимо обратить внимание на случаи, когда предлог и существительное разделены прилагательными или причастиями, например: вместо старшего брата.

В этом случае ошибкой будет подчеркивание предлога вместе с прилагательным как определения; подчеркивание должно быть следующим: вместо старшего брата.

Формообразующие частицы входят в состав составных глагольных форм и подчеркиваются вместе с глаголом как при контактном, так и при неконтактном их расположении, например: Пусть он мне позвонит!

Смысловые (неформообразующие) частицы членами предложения не являются, однако в школьной практике отрицательная частица не обычно подчеркивается как единый член предложения вместе с тем словом, к которому она относится, например: Здесь не курят. Я не очень рассчитывал на помощь.

Допустимо невыделение как предлогов, так и всех смысловых частиц.

Некоторые учителя для выделения союзов учат обводить их кружком, а предлоги — треугольником. Такое выделение не является общепринятым.

Вводные слова и обращения не являются членами предложения. Иногда учащиеся заключают эти компоненты в квадратные скобки или подчеркивают крестикам. Это нежелательно, так как подчеркивание используется только для обозначения членов предложения; допустимо отметить эти элементы предложения надписыванием над ними слов «вводное» или «обращение».

Описание осложняющих членов предложения

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение, поскольку и прямая речь, и вставное предложение имеет собственную цель высказывания и интонацию, которая может не совпадать с целью высказывания и интонацией самого предложения.

Так, например, предложение Он с возмущением спросил: «Долго вы еще будете копаться?!» следует разбирать следующим образом: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено прямой речью. Прямая речь представляет собой предложение вопросительное, восклицательное, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.

Причастный оборот осложняет предложение только в том случае, если он обособлен. При этом в описании следует указывать на осложнение не причастным оборотом, а обособленным определением; в скобках возможно, но не обязательно указание на то, что оно выражено причастным оборотом.

Сравнительный оборот может быть любым членом предложения — сказуемым (Этот парк как лес), обстоятельством (Дождь лил как из ведра), дополнением (Петя рисует лучше, чем Антон), определением (Он почти такой же, как его брат).

При этом сравнительный оборот может быть как обособленным, так и необособленным.

Осложнение вызывает только обособленный сравнительный оборот, причем, как и в случае с причастным оборотом, необходимо указывать на осложнение обособленным обстоятельством, дополнением или определением.

Как осложняющие структуру предложения описываются также однородные члены, вводные слова и предложения, обращения.

Некоторую сложность представляют предложения с однородными сказуемыми.

В школьной и довузовской практике считается, что двусоставное предложение, в котором подлежащее употреблено с несколькими сказуемыми, является простым предложением, осложненным однородными сказуемыми.

В односоставном же предложении столько частей, сколько в нем сказуемых, за исключением случаев, когда в структуре сказуемого представлены однородные части.

Например: Я обиделся и не захотел ему отвечать — простое двусоставное предложение с однородными сказуемыми.

Мне стало обидно и не захотелось ему отвечать — сложное предложение.

Мне стало грустно и одиноко — простое односоставное (безличное) предложение с однородными частями сказуемого.

Односоставные предложения

При разборе односоставных предложений учащиеся часто допускают различные ошибки.

Первый тип ошибок связан с необходимостью разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений.

Как уже было сказано, определенно-личное предложение мы диагностируем по форме главного члена: сказуемое в нем выражено глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:

Иду, иду, а до леса никак не дойду.

Особенность глагольных форм с морфологическим признаком 1 и 2 лица заключается в том, что каждая из этих форм может «обслуживать» одно-единственное подлежащее: форма с окончанием -у (ид-у) — местоимение я, форма с окончание -ешь/-ишь (ид-ешь) — местоимение ты, форма с -ем/-им (ид-ем) — местоимение мы, форма с -ете/-ите (ид-ете) — местоимение вы. Формы 1 и 2 лица повелительного наклонения также однозначно указывают на лицо, являющееся производителем действия.

Поскольку морфологический признак лица представлен у глагола только в указанных формах, предложения аналогичного значения со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения считаются двусоставными неполными, например:

Шел, шел, но до леса так и не дошел.

В этом предложении форма сказуемого никак не указывает на производителя действия.

Даже если из предыдущего контекста ясно, что производителем действия является говорящий (говорящие) или слушающий (слушающие), предложения или части сложного предложения без подлежащего со сказуемым в прошедшем времени или в условном наклонении должны быть охарактеризованы как двусоставные неполные, поскольку информация о производителе действия извлекается не из самого предложения, а из предшествующего контекста, что, собственно говоря, и является показателем неполноты предложения или его части; смотрите, например, вторую часть сложного предложения:

Я бы тебе помог, если бы знал как.

В неопределённо-личных предложениях, как уже было сказано, главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:

Тебе звонят / звонили / пусть звонят / звонили бы.

Не являются неопределенно-личными такие предложения без подлежащего со сказуемым в указанных формах, в котором производитель действия известен из предыдущего контекста; смотрите, например, второе предложение в следующем контексте:

Мы вышли из лесу и попытались сориентироваться на местности. Потом пошли по тропинке вправо.

Такие предложения также являются двусоставными неполными.

Таким образом, при характеризации предложения как односоставного определенно-личного необходимо помнить об ограничениях на форму сказуемого, при диагностировании предложения как неопределенно-личного необходимо учитывать также и значение — указание на то, что производитель действия неизвестен.

К обобщенно-личным односоставным предложения относят не все односоставные предложения, сообщающие о действии, которое может быть приписано всем и каждому, а только те из них, в которых сказуемое выражено формой 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или формой 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:

Например: Тише едешь — дальше будешь.

Лес рубят — щепки летят.

Однако в обобщенно-личном значении могут употребляться и определенно-личные предложения с главным членом в форме 1 лица и безличные предложения: Что имеем — не храним, потерявши — плачем; Волков бояться — в лес не ходить. Тем не менее такие предложения не принято характеризовать как обобщенно-личные.

Наибольшие сложности связаны с разбором безличного предложения.

Значительную сложность представляет определение состава главных членов в предложениях типа Нам было очень весело кататься с этой горки, т. е. в предложениях, имеющих в своем составе связку, именную часть и инфинитив. Есть две традиции в разборе таких предложений.

Существует мнение, что при характеристике таких предложений как безличных или как двусоставных важна не последовательность компонентов (инфинитив в начале предложения или после связки и именной части), а значение именной части сказуемого.

Так, если в именной части употреблено наречие со значением состояния, которое испытывает производитель действия (весело, грустно, жарко, холодно и др.), то это односоставное безличное предложение:

Было весело кататься с этой горки.
Кататься с этой горки было весело.

Если же в именной части употреблено слово со значением положительной или отрицательной оценки (хорошо, плохо, вредно, полезно и др.), то перед нами двусоставное предложение с подлежащим, выраженным инфинитивом:

Ему было вредно курить.
Курить ему было вредно.

Согласно другой лингвистической традиции, характеристика предложения такого типа зависит от порядка слов в нем, а не от значения слова в именной части. Если инфинитив стоит до связки и именной части, то он, при относительно свободном порядке слов в русском языке, обозначает предмет сообщения и является подлежащим:

Курить ему было вредно.

Если же инфинитив следует за связкой и именной частью, то перед нами безличное предложение:

Ему было вредно курить.

В отношении безличных предложений необходимо также отметить следующее: не безличными, а двусоставными неполными принято считать части сложного предложения, позиция подлежащего в которых замещена придаточным изъяснительным или прямой речью, например:

Было слышно, как скрипнула калитка (сравните: Это было слышно).

«Я пропал», — пронеслось у меня в голове (сравните: Это пронеслось у меня в голове).

Такие предложения без придаточной части или прямой речи теряют всякий смысл, не употребляются, что и является критерием неполноты предложения. Так, предложения *Было слышно или *Пронеслось у меня в голове не могут быть поняты и не употребляются.

Источник: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/277-sintak

Тренинг «Синтаксический разбор»

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Текст для разбора:

Костёр и муравьи Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра.

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

 (А.И.Солженицын)

Пример 1:

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Ответ:

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел1,/ что изнутри оно густо населено муравьями2.

1) Повествовательное, 2) невосклицательное, 3) сложное с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным изъяснительным):

Часть 1:

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел1

  • главное предложение
  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • осложнено однородными сказуемыми

Часть 2:

что изнутри оно густо населено муравьями2. 

  • придаточное изъяснительное, средство синтаксической связи – союз что
  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • неосложнённое

Схема: […], (что …)

Пример 2:

Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени.

Ответ:

Затрещало бревно1, / вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали  поверху и корёжились, сгорая в пламени2.

1) Повествовательное,

2) невосклицательное,
3) сложное с бессоюзное связью, состоит из 2-х частей (бессоюзное сложное предложение):

Часть 1:

  • двусоставное
  • нераспространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 2:

вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени2.

  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • осложнено:

    а) однородными сказуемыми с повтором,
    б) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Схема: […], […].
Бессоюзное сложное предложение выражает последовательность событий.

Пример 3:

Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

Ответ:

Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

1) Повествовательное, 2) невосклицательное, 3) простое, 4) двусоставное, 5) распространённое, 6) полное,

7) осложнено однородными сказуемыми.

Пример 4:

Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы.

Ответ:

Теперь муравьи многие спасались1 –/ бежали на песок, на сосновые иглы2.

1) Повествовательное, 2) невосклицательное, 3) сложное с бессоюзной связью, состоит из 2-х частей: вторая поясняет первую (может быть вставлен союз а именно)

Часть 1:

Теперь муравьи многие спасались 1

  • (здесь тире – авторский знак, должно быть двоеточие)
  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 2:

бежали на песок, на сосновые иглы2.

  • двусоставное
  • распространённое
  • неполное (опущено местоимение они)
  • осложнено однородными обстоятельствами

Примечание:

данное предложение не может рассматриваться как простое с однородными сказуемыми, поскольку:
1) глаголы: спасались и бежали – не однородные сказуемые: они обозначают одно и то же действие, глагол бежали поясняет, как именно спасались; 2) о том, что это сложное предложение, говорит пунктуация, а именно: тире, которое не ставится между однородными членами предложения;

3) к бессоюзным предложениям многие авторитетные авторы относят и такие, когда описываемые в них события совершаются одним и тем же производителем действия, например:

Посмотрит – рублём подарит., С книгой поведёшься – ума наберешься., Не учи безделью – учи рукоделью., На месте застрял – от жизни отстал.

  (Примеры из пособия «Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др., 2-е изд., – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006., с.476 – 477)

Пример 5:

Но странно: они не убегали от костра.

Ответ:

Но странно1: /они не убегали от костра2.

1) Повествовательное,2) невосклицательное,

3) сложное с бессоюзной связью, состоит из 2-х частей: вторая дополняет первую (может быть вставлен союз что)

Часть 1:

  • Односоставное
  • нераспространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 2:

они не убегали от костра2:

  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • неосложнённое

Схема: […]: […].

Пример 6:

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…

Ответ:

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились  и – какая–то сила влекла их назад, к покинутой родине! –1 / и были многие такие2, / кто опять взбегали  на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…3

1) Повествовательное, 2) невосклицательное,

3) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями, состоит из 3-х частей: 1-я и 2-я связаны сочинительной соединительной связью, а 2-я и 3-я – подчинительной.

Часть 1:

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! -1

    • двусоставное
    • распространённое
    • полное
    • осложнено:

а) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, б) однородными сказуемыми,

в) вставной конструкцией

Вставная конструкция:

– какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!-

1) Повествовательное, 2) восклицательное, 3) простое, 4) распространённое, 5) полное,

6) осложнено обособленным обстоятельством, выраженным именным словосочетанием с предлогом.

Часть 2:

  • двусоставное
  • нераспространённое
  • полное
  • неосложнённое

Часть 3:

кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…3

  • двусоставное
  • распространённое
  • полное
  • осложнено однородными сказуемыми

Схема: [… – вставная констр.!-], и […], (кто…)

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/491

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.