Шипящие согласные звуки

§ 68. Шипящие и свистящие согласные

Шипящие согласные звуки

Звукиж, ш, щ, чнапоминают на слух шипение, поэтому ониназываются шипящими. Звуки з, с, цназываются свистящими.

§ 69. Таблица согласных звуков

Изложенные вышесведения об образовании согласныхзвуков можно представить в виде таблицы.

Упражнение 66.Устно ответьте на данные вопросы.

I) На какие группыделятся согласные звуки по работе губи языка? По способу образования? 2) Какиесогласные звуки называются звонкими икакие – глухими? Какие звукиназываются сонорными? 3) Вчём сходствои в чём различие звуковб – м, д – н,б–п,в– ф, г– х, ш– ш', м–н?4) Когда звонкие согласныеоглушаются? Что происходит со звукамиз, с, г, д,когда ониоказываются перед шипящими, например:сшиб, сжал, отчистил?Почему школьникиделают ошибки в выделенных буквах:низкий, просьба, редкий, молотьба,близко: сделать, сдобный, сгореть,сбросить, сжать?

67.Прочтите;укажите согласные звуки и охарактеризуйтеих (по работе губ или языка; по способуобразования; по участию голоса, поучастию носовой полости).

Мы идём, идём – Да послушаем,

Остановимся, Как шумят, бегут

На леса, луга Воды вешние,

Полюбуемся. Как поёт-звенит

Полюбуемся Жавороночек.

(Н. А. Некрасов.)

68.Изперечисленных ниже слов и форм словсоставьте пары, которые различались бысогласными, соотносительными позвонкости-глухости или твёрдости-мягкости.

Удар, дом, злой,жить, ударь, дело, забор, горка, шить,том, пить, слой, корка, запор, бить, тело.

69.Прочтите; укажите, в каких словах есть звукj,как он изображен на письме.

1) Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье тёмном, и пахло гнилью.

И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью! О, счастье битвы!» (М. Г.)

2) Руслан подъемлет смутный взор и видит: прямо над главою с подъятой, страшной булавою летает карла Черномор. (П.)

70.Прочтите; укажите долгие согласные и расскажите, как они изображены на письме.

1) Солнце жжёт немилосердно. 2) Жук жужжал. 3) Синицы и щеглы усыпали кусты можжевельника. 4) Ямщик привстал, натянул вожжи, свистнул, и лошади понеслись к лесу. 5) Рожь уже сжата. 6) Беззвучно пролетела над нами ночная птица. 7) Товарищ быстро разжёг костёр. 8) Наступили длинные осенние сумерки.

71.Измените данные слова так, чтобы звуки, обозначенные выделенными буквами, оглушились или озвончились.

Берёза – берёзка (оглушение), косить – косьба (озвончение), скоба, бечева, робок, мягок, лёгок, ловок, низок, узок, вырезать, молотить, подвязать, просить.

§ 70. Обозначение мягкости согласных на письме

Мягкость согласных (кроме всегда мягкихч, щ)на письме обозначается по-разному, а в некоторых случаях совсем не обозначается.

  1. Мягкость согласных (за исключением шипящих), если они стоят на конце слова, обозначается буквойь,например:дробь, кровь, кладь, грязь, моль, конь, косарь, высь, мать, потрафьи т. д. (но сравните слова:врач[ч' ], плащ[ш],у которых последние звуки мягкие, но их мягкость на письме не обозначена буквойь).

Примечание.

После шипящих, стоящих на конце слова, буква ь ставится не для обозначения мягкости, а для обозначения той или иной формы, например

1)глушь [ш], ночь [ ч']– существительные женского рода единственного числа

2) назначь [ч'], отрежь [ ш ],съешь [ш]–глаголы повелительного наклонения

3) стричь [ ч ] – глагол в неопределенной форме.

2. Мягкость согласного, стоящего внутри слова перед согласным, на письме обозначается по-разному, а иногда и совсем не обозначается.

1) После мягкого л,стоящего перед любым согласным (и твёрдым, и мягким), всегда пишется букваь,например:вольный, мельница, сельдь, мельче, июльский, вскользь.

2)После других мягких согласных (кромел),если дальше следует тоже мягкий согласный, букваь,как правило, не ставится, например:червяк, ветви, разве, если, прости, скатерть, смерть, казнь, жизнь, верфь, медведь.

Примечание.

Для обозначения формы слова ь ставится и между двумя мягкими согласными; например, в глаголах повелительного наклонения (приготовьте, сядьте) и при склонении некоторых существительных и числительных (детьми, людьми, четырьмя, восьми).

3) Буква ьобязательно ставится после мягкого согласного, за которым следует твёрдый согласный, например:письмо, молотьба, борьба, возьму.

Если при изменении слова этот твёрдый согласный смягчается, то букваьвсё-таки остаётся, например:в письме, в молотьбе, в борьбе, возьми.

Это можно выразить следующим правилом: между мягкими согласными буква ь пишется в том случае, если при изменении слова второй согласный звук становится твёрдым, а первый остаётся мягким(возьми – возьму, Кузьмич – Кузьма).

Примечание.

После шипящих, стоящих в середине слова, буква ь ставится или для обозначения формы, или в качестве разделительного знака, например: 1) назначьте, ешьте (глаголы повелит, накл.); умываешься (глагол 2-го л. ед. ч.); остричься (глагол неопред, формы); 2) ночью (в качестве разделительного знака).

В остальных случаях после шипящих в середине слова буква ь не ставится, например: почта, вычту, учти, ночка, печной.

3. Мягкость согласных, стоящих перед гласными, обозначается своеобразно.

После мягких, согласных вместо апишутя(сравните:пола – поля);вместоупишутю(сравните:пилу – пилю);вместоопишутёилие(сравните:возвёзиливез); вместоэпишуте(сравните:сэр–сер(серый).

4. В письменной речи сочетания твёрдых и мягких шипящих и цс гласными изображаются не так, как сочетания других согласных с гласными.

1) Послеж, ш, ч, щникогда не пишутся буквыы, я, ю,а пишутся буквыи, а, у.

2) После цбукваыпишется в следующих случаях:

а) в окончаниях существительных, например: прилетели птицы, нет курицы;

б) в окончаниях прилагательных, например: куцый, бледнолицый;

в) в суффиксе прилагательных-ын,например:сестрицын, курицын;

г) кроме того, в следующих словах: цыган, цыц, цыплёнок, цыпочки(а также в словах с теми же корнями:цыганка, цыкать, цып-цып, на цыпочках).

В остальных случаях после цпишетсяи,например:циркуль, цифра, специалист, революция, конституция, циновка, цинга, панцирь, цибуля, цигарка и т. д.

1) После цпод ударением, когда слышитсяо,то и пишетсяо; без ударения пишетсяе,например:цокать, лицо, овцой, отцов, танцори т. п.; но:полотенце, улицей, братцев, поцелуй, цепляться и т. д. Исключение представляют некоторые иностранные слова, например:палаццо(дворец),интермеццо(небольшая музыкальная пьеса).

2) После шипящих под ударением, когда слышитсяо,пишется тоо,тоё (е),например:шов – шёлк, саранчой – влечёт.Правила об употреблении букв ои ё(е)после шипящих будут даны в даль-шейшем в различных разделах курса.

Примечания. 1. Правописание некоторых иноязычных слов отступает от правил, данных в этом параграфе, например: брошюра, парашют, жюри.

2. Так как звук ц всегда твёрдый, то, естественно, после буквы ц не бывает буквю и я, за исключением немногих иноязычных слов, в том числе иностранных собственных имён: Цюрих, Цявловский и под.

3. Употребление буквы и после ж, ш объясняется тем, что раньше звуки ж, ш были мягкими.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5771192/page:23/

Конспект урока по русскому языку

Шипящие согласные звуки

Наша кнопка

Скачать материал

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГ ЯЗЫКА

«ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Подготовила и провела:

Учитель начальных классо

МОУ «Самарская сош»

Лукьяновская Светлана Анатольевна

Цель:

Образовательная: познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласныз звуков, их ролью в русском языке.

Развивающая: Развивать умение самостоятельно ставить целевые установки, оттолкнувшись от темы. Развивать внимание, умение сравнивать. Работать над обогащением словарного запаса учащихся.

Воспитывающая :чувство коллективизма, сострадание; отзывчивость и желание прийти на помощь ближнему.

Ход урока.

1. Орг.момент

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья!

2.Подготовка к активной познавательной деятельности.

У:- Тема нашего урока «Шипящие согласные звуки». Посмотрите на тему урока. Сформулируйте познавательные вопросы по данной теме.

Д:- Какие шипящие звуки существуют в русском языке?

Как произносятся шипящие звуки?

У:- Молодцы. Но сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказку. Закройте глаза, положите голову на парту и послушайте внимательно.

Включаю музыку.

В некотором царстве, в некотором государстве в замке жила маленькая девочка и звали ее Белоснежка. Она росла доброй, вежливой, ласковой девочкой. У нее было много друзей. Очень любила она играть с гномами. Замок, в котором она жила находился возле леса. И играла она с друзьями на опушке леса.

Однажды Белоснежка и гномики пошли играть в прятки. Девочка голила, а гномы прятались. И когда они спрятались, злая мачеха Белоснежки заколдовала их и превратила в камни.Белоснежка долго искала своих друзей, но найти не могла. Вернувшись домой, она случайно узнала, что мачеха заколдовала гномов и очень расстроилась.

Но узнав, что друзей можно расколдовать, она позвала нас помочь ей.

-Поможем, ребята, Белоснежке?

Д:- Да, поможем.

1)Итак, первое задание. Давайте повторим:

– что такое звук?

-На какие группы можно разделить звуки?

-Чем отличаются гласные звуки от согласных?

-Какую роль играют гласные звуки?

-На какие группы мы еще можем разделить звуки, по каким признакам?

У:- Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Посмотрите, на полянке появился первый гномик.

2) На доске записаны предложения:

Шапкой Миши шишки сшибли.

В живом уголке жили ежи и ужи.

У:- Как называются эти предложения?

Д:- скороговорки.

У:- Как читают скороговорки?

Д:- Скороговорка- говорить скоро или быстро.

У:- Давайте произнесем скороговорки сначала медленно, а затем в быстром темпе. Трудно было произносить?.

3. Изучение новых знаний.

-Какой шипящий звук слышится много раз в словах первой строчки?

Д:- В словах первой строчки слышится звук Ш

У:- Давайте вместе пошипим. А в словах второй строчки?

Д:- Во второй строчке слышится звук Ж.

У:- Давайте пожужжим . Теперь Произнесите по очереди эти звуки и скажите, твердо или мягко звучат эти звуки? Можем для сравнения позвать гласные звуки.

Д:- Эти звуки звучат твердо.

У:- Можно ли эти звуки произнести так, чтобы они стали мягкими? Получается? Какой вывод мы можем сделать?

Д:- Эти звуки всегда твердые.

У:- Молодцы. А теперь давайте откроем рабочие тетради. У вас в тетрадях записан образец букв «Ш», «Ж». Запишите эти буквы, соблюдая правила каллиграфии.

-Молодцы. Посмотрите, на полянке появилось 2 гномика, потому что мы выполнили 2 задания.

3) Упражнение 72, стр.60

У:- Прочитайте упражнение. В этих словах есть шипящие звуки?

Д:- Это звук Щ.

У:- Сравните произношение данного звука. Какой он?

Д:- Звук Щ мягкий.

У:- запишите упражнение в тетради, подчеркните шипящие звуки.

-Посмотрите, еще одного гномика мы с вами спасли.Сколько их стало на полянке?

Д:- На полянке 4 гномика.

У:- Какой звук вы подчеркивали в упражнении?

Д:- Звук Щ.

ФИЗМИНУТКА.

4) Следующее наше задание будет на сообразительность. Я загадаю вам загадки, а вы должны написать отгадки в тетрадь и подчеркнуть буквы, которые обозначают шипящие звуки.

(Приложение 1)

У:- Какие шипящие вы подчеркнули?

Д:- Ж,Ш,Ч,Щ.

У: Посмотрите, на полянке появилось еще 2 гномика .Молодцы, ребята, вы очень помогли Белоснежке.

– Скажите, какие из названных вами звуков твердые, какие мягкие?

Д:- Звуки Ж,Ш- всегда твердые. Звуки Ч,Щ- всегда мягкие.

4.Закрепление

У:- Ребята, нам осталось спасти еще одного гномика. А для этого вам нужно выполнить тест. На партах у вас лежат листочки с тестами. Выполните их самостоятельно.

(ПРИЛОЖЕНИЕ2)

-А теперь возьмите ключ и проверьте тест.

Поставьте себе оценку.

-Молодцы, ребята, мы спасли еще одного гномика.

5. Рефлексия. Итог урока.

-Давайте вспомним, с какой темой урока мы сегодня познакомились?

-Какие познавательные вопросы задавали?

-Что нового каждый из вас узнал?

-А где в жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

_Молодцы! А еще мы с вами сегодня совершили добрый поступок, помогли Белоснежке и расколдовали гномов.

А теперь откройте тетради -открытий и оцените свою работу.

-Я благодарю вас за совместную работу. Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В лес с лукошками пошли

Трое маленьких сестричек.

Много рыжиков нашли,

И оранжевых …

(лисичек)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная …

(акниженс)

Золотым играет глянцем

Из воды торчащий панцирь.

Это что за зверь иль птаха?

Без сомнений, …

(ахапереЧ)

Любит сладкое примат –

Человека младший брат.

От бананов до безе

Обожает …

(езнапмиШ)

7. Застрочит, как пулемёт,Платье новое сошьёт.(швейная машина)8. Сжал кулак свой исполин*,Сделал соком апельсин.(соковыжималка)Солнце греет у порогаИ растаяли сугробы,Потекли рекой ручьи,Прилетели к нам …(ичарг)Полосатый зверь у мамыБлюдце выпросит сметаны.И, поев ее немножко,Замурлычет наша …(акшок)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест№1

Ф.И.______________

1. Подчеркни в словах мягкие согласные шипящие.

Человек, пижама, шарик, широкий, жарко, щавель.

2.Подчеркни в словах твердые согласные шипящие

Шкаф, встреча, жираф, школа, щенок, ощущение, жизнь.

3. Вставь пропущенные буквы

Ко_ка, Кры_ка, бо_ка, ми_ка.

Пояснительная записка.

Ф.И.О. автора: Лукьяновская Светлана Анатольевна

Тип урока- урок. изучение новых знаний.

Место урока: кабинет начальных классов. Количество уроков: 1

Подача готовой информации учителем не производится, учитель организует совместный поиск и решение познавательных задач, управляет познавательной и речевой деятельностью ребенка.

Оборудование:. : тесты, карточки с предложениями, сигнальные карточки, картинки с отгадками к загадкам, картина с лесной поляной, рисунки Белоснежки и гномов.

Особенностью урока является использование личностно-ориентированного, деятельностного и здоровьесберегающего подходов, использование технологии критического мышления, приемов анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.

Кроме этого использован и валеологический подход.

Использованная на уроке литература:

1.А.А.Плигин Личностно-ориентированное образование.М.2007

2.. С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина . Необычные уроки.Т.Ц. «Учитель», 2004г

Использованные подходы к обучению: деятельностный, здоровьесберегающий, личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, индуктивный, обобщающий, аналитический, метод контроля и т.д.

Приемы обучения: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.

Характер деятельности учащихся: репродуктивный, творческий, рефлексивный, исследовательский.

Принципы обучения: индивидуальности, вариативности, развития, самостоятельности, дифференциации.

Использованные технологии: здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная, технология критического мышления.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-shipyaschie-soglasnie-zvuki-kl.html

Шипящие согласные звуки в русском языке

Шипящие согласные звуки

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква — это то, что мы пишем и видим, а звук — это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них — это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Классификация звуков в русском языке

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков, которые находятся под ударением, существует всего шесть:

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

  • способу образования;
  • месту;
  • по степени участия шума и голоса.

Если говорить о соотношении шума и голоса при образовании согласных, то классификация выглядит таким образом:

  • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
  • шумные (звонкие и глухие);
  • шипящие (щ, ч, ш и ж).

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ — только мягкими.

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности. Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с [gj], [‘zj] и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь», например:

  • мужь;
  • нессши;
  • часъ;
  • уюти и пр.

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

  • тревожь;
  • шить;
  • жир;
  • рожь и т. д.

Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

Далее предлагается работа с учебником следующего характера:

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие — мягкими.

Работа со скороговорками

Скороговорки — это отличная разминка для детей, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

Предложите ученикам прочитать вслух хором несколько скороговорок подряд. Причем первый раз это нужно делать медленно, а затем постепенно увеличивать темп произнесения.

Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/russkiy-yazyik/shipyashhie-soglasnye-zvuki-v-russkom-yazyke

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.