Роль родителей Базарова в романе «Отцы и дети»

Родители Евгения Базарова в повести Ивана Тургенева «Отцы и дети»

Роль родителей Базарова в романе «Отцы и дети»

Меню статьи:

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», безусловно, давно стоит на полке классики русской литературы. Самая яркая фигура произведения – Евгений Базаров – стал не только примером для наследования, но и выразителем свободомыслия и последних идейных веяний, бушевавших в 1860-е годы среди молодежи.

Несколько слов о сюжете романа

Итак, перед нами события, которые разворачиваются за два года до крестьянской реформы 1861-го. Роман начинается приездом Аркадия Кирсанова и его друга – Евгения Базарова – в именье родителей Аркадия – Марьино.

Уважаемые читатели! Рекомендуем вам прочитать драматическое произведение “Му-му” Ивана Тургенева.

Евгений – представитель того, что позже будет названо прогрессивной молодежью. Представителей этой своеобразной и маргинальной тогда прослойки прекрасно описал, в том числе, Борис Акунин в романе-эпопее «Приключения Эраста Фандорина». Итак, у Базарова и Кирсановых случается идейный конфликт и Евгений решает отправиться в город. За ним следует и Аркадий Кирсанов.

Базаров отличается приверженностью нигилистическим идеям, и в городе на балу у губернатора он знакомится с достаточно молодой вдовой – Анной Сергеевной Одинцовой.

Последняя склонна принимать у себя представителей молодежного подполья того времени. В именье Одинцовой – Никольское – приглашаются и Аркадий с Евгением.

Однако Анну пугают слишком открытые и откровенные романтические чувства к ней Базарова, и тот снова решает покинуть очередное разочаровавшее его место.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию характеристику Павла Кирсанова” в повести Ивана Тургенева “Отцы и дети”.

Следующая «остановка» – дом родителей Базарова – Арины Власьевны и Василия Ивановича. Однако их специфика – это тема следующей части нашей статьи. А пока обратимся к логике дальнейшего развертывания сюжета.

Евгений быстро отягощается излишней любовью родителей, которых вскоре снова покидает. Путь снова приводит Евгения и Аркадия к Одинцовой, но та не выказывает теплоты при встрече с ними. В итоге наши герои в очередной раз оказываются в Марьино.

Евгений проводит некоторое время в доме родителей Аркадия, но вступает в конфликт с его дядей и стреляется с ним на дуэли – из-за девушки. Младший Кирсанов же уезжает в Никольское, где дает волю своим чувствам к Кате – сестре Анны Одинцовой.

Что касается Базарова, то он также вскоре снова покидает Марьино. В этих перипетиях Базаров переживает некое духовное и идейное обновление: он просит прощения у Анны, а также, вконец разругавшись с Кирсановыми, возвращается в родительский дом. Евгений также прерывает общение с Аркадием, который, наконец, все же признается в любви сестре Одинцовой.

Пребывая у родителей, Базаров оказывает помощь отцу – доктору. Однако после неудачного вскрытия трупа человека, умершего от тифа, Евгений погибает от заражения крови.

Василий Иванович Базаров

Что известно о внешности отца Евгения? Василий Иванович описывается высоким мужчиной худощавого телосложения. Он – человек не слишком богатый, но и не бедный. Крестьяне были у него в оброке, а всего имение насчитывало 22 души и принадлежало жене Базарова – Арине. Сам же Василий работал армейским хирургом.

Как отец, так и мать, не чают души в своем единственном сыне – Евгении.

Некоторое новшество, витавшее в дореформенном воздухе, проявляется здесь в том, что культуролог Маргарет Мид назвала префигуративной культурой.

Что же это означает? Например, это означает то, что отец учится у сына, а не наоборот, что было, безусловно, более привычно для того времени, да и вообще для патриархальной и консервативной российской культуры.

Отец воспринимает нигилистическое мировоззрение сына с любопытством. Он начинает активно изучать новейшие публицистические тексты, вникать в особенности современной мысли.

Но зачем? Потому ли Василий Базаров делал это, что и сам проникся искренними чувствами к последним культурным веяниям? Нет, он просто очень боялся потерять сына, он страшился, что тот отвернется от него, перестанет обращать на отца внимание. В итоге Василий запутывается и не может заново отыскать ориентиры в жизни.

На самом деле, позиция отца Базарова выражает его внутреннюю силу: как ни трудно ему было отринуть принципы, строгие и консервативные, в которых он был воспитан, он все же делает это, избирая приоритеты.

Да, он стремится иметь образ просвещенного и современного человека, воспринимающего и принимающего прогрессивные идеи, однако читатель догадывается (что сделать вовсе и не сложно), что это лишь личина, в которую и сам герой старается поверить, но на деле он все так же остается консерватором, а не либералом.

Арина Власьевна Базарова

Как и супруг, она безумно любит сына и боготворит его. Арина не дворянка, она обыкновенная, простая и добродушная женщина. Если ее муж – высокий и стройный, то она низкого роста, суетливая и полноватая – хозяйка и любящая, заботливая мать.

Она покладиста и добра, но слишком уж старомодна в ее набожности и приверженности старым порядкам. Даже сам автор романа замечает, что ее рождение должно было произойти намного раньше, лет так на 200.

Кроме гордости за сына, она испытывает также страх перед ним. Но если Василий Базаров пытается наладить с ним контакт, то Арина замыкается в себе и старается вовсе обходить младшего Базарова стороной.

Она почти не говорит с ним и практически не выказывает своего отношения и чувств к сыну. Однако делает она это не потому, что хочет так, а лишь по причине, что знает: Евгений не любит излишних нежностей. Конечно, ее простота иногда выдает ее: бывает, что женщина плачет или бросается обнимать Базарова. Но эти порывы пресекаются либо же самим Евгением, либо же его отцом.

Родители Базарова – пример того, как отеческая и материнская любовь без границ, до уподобления собственного ребенка Богу, может оказать обратное влияние на этого ребенка: вместо того, чтобы приблизиться к Евгению, они стали от него бесконечно далеки, несмотря на все старания несчастных стариков.

Разрыв отцов и детей

Из романа видно, что образованный и начитанный Евгений тянется к похожим на него по уровню интеллектуального развития Кирсановым, однако и у них он не находит себе места. Что касается родителей Базарова, то нельзя сказать, что он не любит их: разумеется, любит, но он не может говорить с ними на одном языке.

Конечно, можно притвориться, что такой язык существует, но это все равно не позволяло Евгению вести дискуссии и интеллектуальные, идейные споры с его родителями.

Как и многие ученые люди, внутренне Базаров частично усох, иссушился, словно слишком долго живущее дерево.

Если вслушаться, всмотреться в образ Базарова-младшего, можно увидеть, насколько он несчастен и потерян, ведь его жизненная философия проповедует всеоотрицание, скепсис и постоянные сомнения.

Не все литературные критики, однако, соглашаются, что Базаров любил своих родителей. Между тем, не вызывает сомнений, что любовь Арины и Василия к сыну была слепа: это прослеживается не только в их словах, но и в каждом поступке. В Евгении был заключен весь смысл жизни Базаровых.

В конце романа мы видим, насколько тонка и хрупка идейная скорлупа: на умы людей, вроде Евгения Базарова, она влияет лишь в той мере, что перестраивает его поведение, а не внутреннюю сущность.

Лишь умирая, он, наконец, говорит родителям, что любит их, и на самом деле всегда замечал и ценил их заботу. Но проявить свои чувства он не умел.

Возможно, и прав был Кирилл Туровский, когда писал о том, что некоторым людям свойственно впадать в «печаль ума».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-roditeli-bazarova.html

Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева

Роль родителей Базарова в романе «Отцы и дети»

  • Волкова Марина Геннадиевна

Разделы: Литература

Каким должен быть урок, чтобы он запомнился, чтобы ученику хотелось идти в школу и заниматься там с удовольствием? Думаю, урок нужно строить так, чтобы он стал и доступным, и в то же время необыкновенным, нетрадиционным.

В данной системе уроков я использую не только нестандартные методы и приёмы, но и обновляю содержание некоторых уроков, применяя элементы проблемного обучения. Создание проблемной ситуации учителем – творческий поиск знаний учащимися.

В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье.

Большинство наших воспитанников из неблагополучных семей, хотя есть и дети – сироты, и дети, никогда не знавшие своих родителей. Вот на такой контингент учащихся и рассчитан цикл уроков литературы, где затрагивается тема семейных отношений, где на примере произведений “Война и мир” Л. Толстого, “Гроза” А. Островского, “Вишнёвый сад” А. Чехова, “Отцы и дети” И.

Тургенева, “Доктор Живаго” Б. Пастернака, “Тихий Дон” М. Шолохова, “Жизнь и судьба” В. Гроссмана и др. ребята убеждаются в необходимости создания благополучной семьи, в которой при любой ситуации можно найти поддержку и понимание. Учащиеся пришли к выводу, что обязанности есть не только у родителей по отношению к детям, но и у детей перед родителями.

Такое умозаключение я решила использовать в теме “Базаров и его родители” при изучении романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Мы не станем говорить о родителях Базарова, как об “отставных людях”, идущих не в ногу со временем, во многом не понимающих сына – нигилиста.

Для нас, как и для самого Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна – любящие отец и мать, стремящиеся, чтобы их сын нашёл счастье в жизни. Важно увидеть на данном уроке, что эту семью объединяет любовь, уважение, искреннее дружелюбие. Когда Евгений умирает, горе родителей безмерно.

Необходимо заставить учеников сострадать несчастью людей, потерявших сына, тогда они сами придут к решению, что дети ответственны перед родителями за их душевный покой, за их долгую жизнь.

Задача урока

: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Цель урока

: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.

Оборудование урока

:

  • эпиграфы к уроку на доске:

Базаров — человек реального, полезного дела.

Д.И. Писарев

Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.

Р. Гамзатов

Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись… Мы пред ними в долгу неоплаченном —

Помни свято об этом всю жизнь.

М. Рябинин

  • Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Методические приёмы

: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.

На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.

Ход урока

I.

Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель, Старенькая женщина слегла. Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко. И тогда, не замечая нас, Всё ходила и шептала:

“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела, Что ж поделать – старость подошла. Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили, Песни пели до зари, А теперь разъехались, уплыли.

Вот, поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью Телеграф не уставал кричать: “Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки, Отложив до времени дела, Дети собрались, да только жалко —
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки, Мягкую серебряную прядь, Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады. Тягостны бессонницы ночей: Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы Привели вас к скорым поездам? Слушайте! У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

— Кому посвящено это стихотворение?  Назовите тему и идею данного произведения.

В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”

  • У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.
  • Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.
  • Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

Задание классу:

— Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.

Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.

Тема урока: “Базаров и его родители”.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.

Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

II.

Реализация домашнего задания.

Слово учителя:

— Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

“Семья как основа нравственного благополучия в смутное время”.

Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:

Нравственное благополучие семьи

духовное родство: общие интересы, взгляды, деятельностьдушевные качества: искреннее дружелюбие, любовь, уважение

Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

— Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец.

Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить, что один из них был директором школы, благополучным человеком, а другой, наоборот, пьяницей, неудачником):

— Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.

— Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
  • Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
  • Речь отца и сына. (Примеры из текста).
  • Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).
ОтецМать
Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д.
Люди хорошие народ не строгийкак опёнки на дубле

Слово учителя.

— Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

  • Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.
  • Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто… Мама!

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Арины Власьевны.
  • Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
  • Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.
  • Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

— Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта.

По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни…

Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу.

Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы…” [1; 616]).

III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:

  • 1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? [1; 538].
  • 2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.
  • 3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” [1;539].

Слово учителя.

— Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.

IV.

Слово учителя.

— В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины [2;42].

Работа с текстом.

— Прочитайте последний абзац эпилога [1;599],сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация?  Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Вывод.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):

Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись… Мы пред ними в долгу неоплаченном –

Помни свято об этом всю жизнь.

V.

Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение: “История жизни Аркадия Кирсанова”.
  2. Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?”

Литература

  1. Тургенев И. С. Избранные сочинения. / Библиотека учителя /. — М. , Худож. литер. , 1987.
  2. История русского искусства. В 2-х томах. — М., Госиздат “Искусство”, 1960.
  3. Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? — М.

    , Просвещение, 1990.

  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПК и ПРО, 2002.
  5. Смолина Е. А. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. — Волгоград, Учитель, 2001.

4.02.2005

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/211760/

Родители базарова

Роль родителей Базарова в романе «Отцы и дети»

«Отцы и дети» — выдающееся произведение И. Тургенева, в котором представлена широкая панорама отношений людей разных возрастов.

Отец Базарова – представитель старшего поколения, бывший военный лекарь. Нынче занимается лечением жителей деревни. Василий Иванович не доверяет новым тенденциям в медицине. Он человек, который живет старыми правилами, характерными для его поколения. Старый Базаров консерватор. Он полагается на помощь Бога.

Мать – настоящая хозяйка, хоть и дворянского происхождения. Ее нельзя назвать умной, зато она добрая и заботливая. Арина Власьевна суеверная и одновременно набожная женщина.

Родители любят сына без памяти. Мать тратит уйму усилий на должное воспитание отпрыска, а отец заботится о хорошем образовании. Арина Власьевна боится сына и всячески старается ему услужить, а Василий Иванович старается не показывать, насколько сильно любит Базарова.

Они оба настолько гордятся сыном и настолько его превозносят, что считают себя ничтожными по сравнению с ним. Родители пекутся о его благе, готовы пылинки сдувать с ребенка. Все разговоры и помыслы только о сыне, о его благополучии, достижениях и заботах.

Супруги любят Евгения безгранично и не замечают его истинной сути.

Когда Базаров приезжает домой, родители надеются на то, что он останется с ними. Но тихая деревенская жизнь быстро надоедает, и Евгений отправляется в путь. Расстроенный отец сетует, что снова остается в одиночестве.

Базаров привык к родителям, но он не любит их так сильно, как они его. Он хорошо к ним относится, они дороги ему. Но Евгений не задумывается над тем, что это нужно как-то выразить.

Он и родителям не позволяет выставлять на всеобщее обозрение их эмоции, проявлять излишнюю заботу о нем.

Только когда близится последний час, Евгений просит Одинцову присмотреть за Василием Ивановичем и Ариной Власьевной, потому что лучше на свет никого нет.

И. Тургенев изображает разность интересов молодежи и людей старшего поколения. Молодые быстро осваиваются с новшествами. А вот людям солидного возраста суета и либеральность взглядом ни к чему. Тургенев подчеркивает актуальную и для нынешнего времени мысль: поколения должны прислушиваться, помогать друг другу. Только так можно обрести взаимопонимание.

Источник:
Базаров и родители (сочинение)«Отцы и дети» — выдающееся произведение И. Тургенева, в котором представлена широкая панорама отношений людей разных возрастов. Отец Базарова – представитель старшего

http://sochinenienatemu.com/ottsy-i-deti-turgenev/bazarov-i-roditeli-sochinenie/

Образы стариков родителей Базарова

Небогат. Управляет имением жены.

В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила

его в изоляции от современных идей.

Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен,

Василий Иванович Базаров,» высокий, худощавый человек с

взъерошенными волосами и тонким орлиным носом»,

с трубкой в зубах, «отставной ветеран» (как он себя именует) .

Он прожил долгую кочевую жизнь военного лекаря,» в каких только

обществах не бывал, с кем не важивался!»

Не без гордости бережёт он воспоминание из далёких лет

своей походной жизни:

Я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал» .

Живёт в нём и другое, утаённое воспоминание — о декабристах:

«Техто, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете

(и тут Василий Иванович значительно сжал губы) ,

всех знал наперечёт».

Живя в глуши, Базаров — старший — вставал с рассветом, в своем саду

сам каждое деревце сажал.

Имея весьма скромный доход, он посадил крестьян на оброк и

отдал им свою землю «исполу».

Он старается «не отстать от века», быть тем мыслящим человеком

, для которого «нет захолустья». Ему не хочется перед такими

передовыми людьми, как Базаров и Аркадий, ударить лицом

в грязь, и он пытается блеснуть перед ними своим интересом

к науке, заводит речь»о тяжёлых опасениях, внушаемых ему

наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса» .

Выражается он витиевато .

Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души

Набожная последовательница православия.

Мнительна и сентиментально-чувствительна.

Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

Арина Власьевна-«кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками»,

набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны.

Всё это рисует образ «настоящей русской дворяночки прежнего времени» ,

которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена» .

Но она покоряет своей добротой, искренностью.

но не докучали ему излишней опекой и “не притесняли”.

Он — гордость и слава добрых, наивных старичков.

Они дали “Енюшеньке” полную свободу, и он сформировал

себя как личность совершенно самостоятельно.

Но Евгений не жаловал своих родителей, считал себя

выше родителей и это создаёт пропасть в отношениях

Источник:
Образы стариков родителей БазароваПользователь Vlad Bouners задал вопрос в категории Литература и получил на него 1 ответ

http://otvet.mail.ru/question/196063421/

Старик Базаров и его жена Арина Власьевна очень любят своего единственного сына Евгения. После смерти сына они печально и одиноко доживают свой век.

Образ и характеристика отца Базарова в романе «Отцы и дети»

Полное имя героя — Василий Иванович Базаров:

«. щеки Василия Ивановича смутно покраснели. «

«. вот я – старик, шестьдесят второй год живу. «

«. Отец в шестьдесят лет хлопочет. «

«. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже, и рот немного шире. «

«. как он, однако, поседел, бедняга. «

«. высокого, худощавого человека с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку. «

«. шлепая стоптанными туфлями. «

«. прикладывая по-военному руку к засаленной ермолке, прикрывавшей его голову. «

«. старый штаб-лекарь предстал перед молодыми людьми, облеченный в домоделанный полотняный пиджак и с соломенною, тоже домоделанною, шляпой на голове. «

«. Бронзовые щеки Василия Ивановича смутно покраснели. «

«. вдруг разевал широкий рот и хохотал безо всякого шума. «

«. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке. «

«. руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. «

«. его неподвижную, сгорбленную спину. «

«. хохотал, выказывая все свои черные зубы до единого. «

Отец Базарова управляет имением, принадлежащим его жене:

«. В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. «

«. и моего отца усадьбишка оттуда недалеко. «

«. небольшая деревушка, где жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. «

«. Впрочем, мне не в диво: я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. «

«. в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров. «

«. Он был прежде полковым доктором. «

«. позвольте попросить в кабинет к отставному ветерану. «

«. Я у вашего дедушки в бригаде служил, – обратился он опять к Аркадию. » (служил в бригаде у генерала Кирсанова — дедушки Аркадия Кирсанова)

Отец Базарова — простой человек:

«. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. «

«. Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один. «

«. Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. «

«. у меня здесь все по простоте, на военную ногу. «

«. Весь его домик состоял из шести крошечных комнат кожаный, кое где продавленный и разорванный, диван. «

«. мы живем здесь, так сказать, на бивуаках*. » (бивуак — стоянка войск для ночлега)

«. мы с тобой не Крезы и у тебя не дворец. «

«. Вот тебе на! Презабавный старикашка и добрейший. «

«. добродушнее хохотал его осчастливленный отец. «

«. великодушничает с крестьянами – кутит, одним словом. «

«. По непринужденности обращения, – заметил Аркадию Базаров, – и по игривости оборотов речи ты можешь судить, что мужики у моего отца не слишком притеснены. «

«. Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает. «

«. Василий Иванович собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал. «

«. он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами, между тем как сын его отличался какою то небрежною неподвижностию. «

«. Василий Иванович живо вскочил с скамейки. «

«. Замечательная живучесть! – проговорил, отходя от окна, Базаров. «

«. И Василий Иванович суетливо пошел вперед, шаркая и шлепая стоптанными туфлями. «

«. я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века. «

«. я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает. «

«. А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы. «

«. Василий Иванович. В бухарском шлафроке, подпоясанный носовым платком, старик усердно рылся в огороде. «

«. А я здесь, как видите, как некий Цинциннат, грядку под позднюю репу отбиваю. Теперь настало такое время, – да и слава богу! – что каждый должен собственными руками пропитание себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому. «

«. Все это я делаю gratis* – анаматёр. » (*gratis — бесплатно)

«. Ведь я, ты знаешь, от практики отказался, а раза два в неделю приходится стариной тряхнуть. Идут за советом – нельзя же гнать в шею. Случается, бедные прибегают к помощи. «

«. толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей. «

«. Ну да, я готов вот перед ними признаться, имел я эту страсть в молодости – точно; да и поплатился же я за нее. «

«. Василий Иванович повел всех в сад, для того чтобы полюбоваться красотою вечера. «

«. На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца. «

«. Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли! Ведь ты хвастался, что ты философ. «

«. затерли бы меня, маленького человека. «

«. Василий Иванович не смел сознаться, что он сам пожелал молебна… Набожен он был не менее своей жены. «

«. в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу. «

«. мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии. «

«. За который ты получил Владимира? – подхватил Базаров. «

«. он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы. «

«. не только боготворю его, я горжусь им. «

«. Они тебя так любят. » (родители любят Базарова)

«. рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания. «

«. каждое утро, чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки. «

«. Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять… не…»

«. Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила его в его печали. «

Источник:
Родители базароваотец базарова отцы и дети, характеристика отец базарова отцы и дети, образ отец базарова отцы и дети, василий иванович базаров отцы и дети

http://www.literaturus.ru/2015/08/otec-bazarova-otcy-i-deti.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

Источник: http://psiholog4you.ru/roditeli-bazarova/

Сочинение. Роль второстепенных персонажей в романе Тургенева «Отцы и дети»

Роль родителей Базарова в романе «Отцы и дети»

..

Роль второстепенных персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» многогранна. Система действующих лиц выстроена автором так, что отношения героев с Базаровым раскрывают характер каждого из них и в то же время позволяют выявить сильные и слабые стороны мировоззрения главного героя, понять его характер, причины его одиночества, оттенить те или иные черты его личности.

Кроме того, при описании второстепенных персонажей ярко проявляются симпатии и антипатии самого Тургенева, его мировоззренческая позиция, его вкусы и идеалы.

Наконец, образы второстепенных героев Тургенева — братьев Кирсановых, Аркадия, Одинцовой, Фенечке, родителей Базарова — представляют самостоятельную художественную ценность и в своей совокупности рисуют картину современной автору эпохи.В качестве основного идейного противника Базарова в повествовании выступает Павел Кирсанов.

В спорах с ним раскрываются такие черты главного героя, как ум и воля, внутренняя независимость, ненависть к барству и рабству, но, с другой стороны, обнаруживаются и его отрицательные качества: грубость, неспособность прислушаться к мнению другого, склонность к безапелляционным суждениям. Павел Петрович говорит о необходимости уважать авторитеты — для Базарова авторитетов не существует.

Оба они категоричны в своих оценках, уверены в своей правоте и не способны к разумному компромиссу. Оба в итоге остаются одинокими, не оставив после себя ни потомства, ни результатов своего труда.Нигилистическую теорию Базарова по-настоящему опровергает в романе тихий и скромный Николай Кирсанов.

Николай Петрович, с его тактом, интеллигентностью, открытостью всему прекрасному, противопоставлен Базарову, враждебно настроенному по отношению ко всему миру, в том числе к поэзии, любви, философии, красоте природы. Николай Кирсанов не участвует в идейном поединке своего брата с Базаровым — он, напротив, старается смягчить остроту конфликта между ними.

Мягкий и сердечный, этот тургеневский герой вызывает симпатию, как у читателя, так и у автора романа. Если Базаров умирает одиноким, не успев реализовать свои незаурядные способности, не оставив наследника, то Николаю Петровичу дано познать тепло семейной жизни, осуществлять связь поколений, быть подлинным хранителем духовного и эстетического опыта прошлого.

Как бы ни старались «нигилисты» потрясать основы жизни, как бы пи отрицали в ней вечные ценности, такие люди, как Николай Петрович, сохранят здоровые основы человеческого бытия, привьют своим детям простые и мудрые жизненные понятия.Аркадий вначале попадает под влияние незаурядной и сильной личности своего друга.

Стремясь походить во всем па своего наставника, он ведет себя с излишней развязностью, старается выглядеть взрослым и независимым: пьет много вина, без нужды растягивает свою речь, избегает слова «панаша». Автор подмечает многочисленные детали, показывающие, что убеждения Аркадия случайны, поверхностны и противоречат его душевному складу и воспитанию.

Базаров — человек действия, прошедший школу труда и лишений и презирающий леность и барство. Аркадий — «неженка», «барич». «…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан», — скажет Базаров Кирсанову-младшему в одной из последних глав романа.Любовь к Одинцовой становится главным испытанием на прочность нигилистических воззрений Базарова.

Одинцова аристократка. В ней, как и в Павле Кирсанове, развито чувство самоуважения, и потому она придерживается распорядка, который «завела у себя в доме и в жизни». Оберегая и ценя этот распорядок, Анна не решается отдаться тому чувству, которое поначалу пробудил в ней Евгений. Эта любовь становится началом возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает душу героя па две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека: один — убежденный противник «романтических», возвышенных чувств, другой — страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством глубокого чувства.

Завершается повествование не сценой смерти Базарова (наиболее сильной в художественном отношении), а своеобразным ЭПИЛОГОМ, в котором писатель рассказывает о дальнейшей судьбе героев.

Прощаясь с ними, автор еще раз выражает свое к ним отношение, а в последних строках романа звучит величественный гимн природе как символу «вечных начал человеческой жизни». В эпилоге раскрывается авторская позиция в отношении главного героя и других персонажей романа.

Тургенев противопоставляет трагической фигуре «нигилиста» не каких-либо героев, а «жизнь человеческую, в самом широком се значении», «природу во всей се красоте».

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/turgenev/sochinenie-rol-vtorostepennyx-personazhej-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.