Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени»
Роль пейзажа и природы в романе “Герой нашего времени”
Описание природы Кавказа Характеристика места как функция пейзажа в романе Описание картин природы как преддверие событий Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя Человек и природа в романе Мастерство писателя в изображении природы
Описание природы Кавказа
Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев.
Пейзаж и природа в романе ” Герой нашего времени ” позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.
Описание природы Кавказа в романе “Герой нашего времени” создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так.
С детства Кавказ стал для Лермонтова “волшебной страной”, где прекрасна природа и интересны, самобытны люди. Несколько раз возила его, совсем мальчика, бабушка на кавказские воды, поправитьздоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.
Характеристика места как функция пейзажа в романе
Роль пейзажа в “Герое нашего времени” разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события.
Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, “неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар”, “обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов”, ему кажется, что Арагва “обнимается” с другой речкой, “шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею”.
Описание картин природы как преддверие событий
Пейзаж в “Герое нашего времени” часто предваряет события, о которых мы еще не знаем.
Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто “солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах”, а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия.
И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.
После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц “полный и красный, как зарево пожара”.
Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным “странный отпечаток неизбежной судьбы” на лице офицера-фаталиста рассеялся.
Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.
Сочувствуя Печорину, скачущему, “задыхаясь от нетерпенья”, чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь “солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро.
Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно”.
Раскрытие внутреннего мира главного героя.
Пейзаж в “Герое нашего времени”, пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя.Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру.
Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. “Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна.
Вид с трех сторон у меня чудесный.
… Бешту синеет, как “последняя туча рассеянной бури”; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?” Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.
Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади “по высокой траве, против пустынного ветра”; как вспоминает: “с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее”. Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.
Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя
Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли.
“Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу”. Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели” – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: ” сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!”
Человек и природа в романе
Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с “водяным обществом”, историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.
Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от “цивилизации”, природа – неотделимая часть жизни.
Природа в “Герое нашего времени” Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: “буря сильна”, “туман густеет”.
Мастерство писателя в изображении природы
Мастерство поэта – пейзажиста огромно.
Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам “Вид Пятигорска”, “Кавказский вид с верблюдами” или “Сцена из кавказской жизни”, – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: “умирающая прохлада ночи”, “голова Машука”, дымящаяся, “как загашенный факел”, “как змеи, серые клочки облаков”, “золотой туман утра”, метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях”. Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.
Таким образом, пейзаж и природа в романе “Герой нашего времени” помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.
Источник: https://ege-essay.ru/rol-pejzazha-i-prirody-v-romane-geroj-nashego-vremeni/
Портал педагога |
Намзырай Чечен Алдын-Ооловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ “Кызылское президентское кадетское училище”
Населённый пункт: город Кызыл
Наименование материала: Разработка урока литературы в 9 классе
Тема: “Пейзаж в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”
15.02.2017
Раздел: среднее образование
Урок русской литературы в 9 классе.
Тема: Пейзаж в романе «Герой нашего времени»
Цели: – выработать навыки чтения описаний природы в художественном
произведении;
–
помочь учащимся проникнуть в психологию главного героя через
описания природы;
–
помочь
им
почувствовать
эстетическое
воздействие
природы
на
человека;
–
раскрыть особенности пейзажных зарисовок в романе, показать, с
какой целью они включены в роман;
–
воспитание чувства прекрасного.
Оборудование:
портрет Лермонтова, иллюстрации к роману, репродукция
картин
(природа Кавказа).
Вся великая река русского романа
растекается из этого прозрачного источника,
зачатого на снежных вершинах Кавказа.
А.Н. Толстой.
Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина –
Сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова
В.Г. Белинский
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Роман «Герой нашего времени». На протяжении нескольких уроков
главным предметом наших бесед была личность Григория Александровича
Печорина.
Печорин
–
личность
неординарная,
сложная,
во
многом
таинственная, противоречивая. Попытаться разгадать ее – наша задача.
Ведь Лермонтов отметил: «История души человеческой, едва ли не
любопытнее и не полезнее истории целого народа». А Достоевский писал:
«Человек есть тайна».
–
Мы
попытаемся
проникнуть
во
внутренний
мир
Печорина.
Что
позволяет нам узнать его, что характеризует его? (внешность, речь, поступки,
взаимоотношения с людьми…).
–
Ребята,
очень
важное
место
в
художественном
произведении
занимают страницы пейзажных зарисовок – пейзаж, он тоже помогает лучше
понять героев, основную идею произведения.
1
– Сегодня поведем разговор о пейзаже в романе «Герой нашего времени»,
нам
будет
важно
понять
роль
пейзажа
в
произведении,
выразительно
прочитать описания природы, раскрыть особенности пейзажных зарисовок, и
с помощью пейзажа попытаемся проникнуть в психологию героев.
–
Итак, откройте тетради, запишите дату урока, тему урока «Пейзаж в
романе «Герой нашего времени»».
И я хотела бы обратить ваше внимание на прекрасное высказывание
Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина –
Сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова
В.Г. Белинский
Словарная работа: ПЕЙЗАЖ – художественное описание природы.
2. КАВКАЗ В ЖИЗНИ ЛЕРМОНТОВА:
Важное место в романе занимает описание природы Кавказа.
– А чем был Кавказ для Лермонтова? (устные ответы, сообщения).
М.Ю. Лермонтов – признанный мастер пейзажа. Раскройте роман – в нем
любое
описание
природы
можно
рассмотреть
как
самостоятельную,
художественно
совершенную
картину.
Вот
начало
романа:
повесть
начинается
путевыми
записками,
русского
офицера,
«странствующего
по
казенной надобности».
–
Каким увидел Кавказ автор-повествователь, а, может быть, и
Печорин? (мы уже отмечали, что он по духу, по восприятию жизни близок
молодому офицеру-повествователю).
–
Найдите и выразительно прочитайте описание Койшаурской долины
в повести «Бэла». (Чтение отрывка на стр.29)
–
Долина в окружении гор … О каком времени суток говорит автор?
Каковы горы на закате дня? На что похожи вершины гор? («золотая бахрома»
– метафора)
–
Какой увидел Арагву повествователь?
–
Помните, у Лермонтова есть следующие поэтические строки:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Реки Арагвы и Куры
Был монастырь…
(откуда строки?)
–
С чем сравнивается река? (с серебристой нитью, с чешуей змеи)
–
Итак, перед нами – прекрасная картина – природы. Как вы думаете,
каково назначение данного пейзажа, с какой целью вводит его писатель в
тему романа?
–
2
ВЫВОД:
писатель
выражает
восхищение,
любование
природой
Кавказа. Он вводит читателя в повествование, знакомит с местностью, на
фоне которого будут происходить дальнейшие события.
Лермонтов счастливо сочетал в себе талант художника слова и живописца.
Известны многие его живописные полотна, их около 13, около 50 акварелей,
многочисленны
карандашные
наброски
в
альбомах,
рукописях
(показ
репродукций).
–
Какие события происходят на лоне этой природы? Что рассказывает
Максим Максимыч молодому офицеру? (пересказ сжатый)
–
Максим Максимыч прерывает свое повествование словами: «Да, они
были
счастливы…».
Счастью
Печорина
и
Бэлы
соответствует
картина
ослепительного утра
–
Найдите и зачитайте описание природы (с.49)
–
Какой увидел автор смену ночи и дня?
Пейзаж построен на контрасте: звезды похожи на чудные узоры, они
как будто водят хоровод, горизонт – темно-лиловый.
В мире царит гармония. Ночь сменяется прекрасным, тихим утром. Тихо на
земле
и
на
небе.
Мне
кажется,
в
такие
моменты
человек
ощущает
непосредственную близость к небу, к звездам, к богу, недаром упоминается
утренняя молитва. Да и дорога….
–
По какой дороге движутся повозки героев? (она, казалось, уходит в
небо)
–
Кажется,
что
все
в
мире
прекрасно
–
в
природе,
во
взаимоотношениях людей (любовь возвысила героев, может, поэтому так
прекрасен пейзаж). Природа прекрасна, и общение с ней очищает, возвышает
человека.
–
Найдите описания облаков. Каковы они? С чем сравнивает их автор?
(отдыхают на вершине горы).
–
Вспомните стихотворение Лермонтова «Утес»:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Но внезапно налетела грозовая туча, град, снег, свист ветра – все говорит о
приближающейся трагической развязке.
3
–
Чем
ближе
человек
к
природе,
тем
дальше
он
от
условностей
«света». Что об этом говорит автор? («Удаляясь от условий общества и
приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное
отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно,
будет когда-нибудь опять»)
–
В человеке сохраняется детство. Что это значит? Что понимается
под этим словом? (чистота, непосредственность, естественность…)
Такова и Бэла.
ВЫВОД: чем человек ближе к природе, тем он естественнее («в сердцах
простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат).
4. Беседа по повести «Тамань»
Действие в повести «Тамань» происходит под мистическим светом
луны. Луна озаряет море, приморский городок.
–
Что происходит в Тамани с Печориным? (сжатый пересказ)
–
Найдите описание моря, зачитайте (с. 68,69,71)
–
Каким видит море герой? Что оно для него? (стихия беспокойная,
тайна, загадка…)
– Кто из героев родственнен по духу этой стихии? (Янко…)
–
Дайте характеристику этого человека.
–
Каким представляете человека, плывущего в бурю? Что в характере
Янко
подчеркивается?
Какие
стихи
Лермонтова
приходят
на
ум,
когда
читаешь строки, посвященные морю? («Белеет парус одинокий…»).
Море
–
ведущий
образ
лирики
Лермонтова,
символ
его
поэзии,
поэзии
мятежной…
–
Как вы думаете, чему, какой мысли служит описание моря в данной
повести.
ВЫВОД: Пейзаж (описание моря, луны) подчеркивает родственность души
Янко и моря, характеризует героев (смелость, отвага, бунт, дух).
5. Беседа по повести «Княжна Мэри».
Печорин прибывает в Пятигорск, на Минеральные воды. В повести
показана жизнь дворянского, так называемого «водяного общества» на фоне
кавказской природы. Здесь происходят важные для Печорина встречи – с
Грушницким, Вернером, княжной Мэри и Верой.
–
Что становится предвестником встречи с Верой? (сжатый пересказ).
–
Печорин встал поздно, идет к колодцу, там уже никого нет, он идет к
гроту. Ему грустно. Найдите описание природы и зачитайте (с.95). Воздух
был напоен электричеством.
4
–
Что
происходит
в
природе?
(надвигается
гроза).
Предгрозовая
ситуация предваряет встречу Печорина и Веры.
ВЫВОД: Пейзаж настраивает читателя на тревожный лад, что-то
должно произойти…
Для
понимания
характера
Печорина
очень
важны
взаимоотношения
с
Грушницким.
Каковы
они?
Чем
вызвано
обоюдное
неприятие?
(соперничество….)
–
Что
стало
причиной
дуэли
Печорина
и
Грушницкого?
(сжатый
пересказ).
–
Каким было утро дуэли? (описание утра на с.140).
–
Что позволяет художнику нарисовать такую прекрасную картину?
(эпитеты…)
–
Найдите в тексте эпитеты.
–
Какие ощущения, чувства переполняют Печорина? Почему?
Пейзаж передает, оттеняет душевное состояние героя.
ВЫВОД: Пейзаж подчеркивает контраст, несоответствие переживаний героя
и окружающей обстановки.
На дуэли погибает Грушницкий. Печорин возвращается, на душе тяжело.
–
Как об этом говорит автор? (с. 149).
ВЫВОД: Пейзаж отражает внутреннее состояние героев.
6. Беседа по повести «Фаталист»
И еще одна повесть – повесть «Фаталист».
–
Передайте вкратце содержание повести? (сжатый пересказ)
–
Печорин возвращается домой пустыми переулками станицы. Над
ним раскинулось звездное небо (с. 170).
–
Какие мысли приходят на ум Печорину, когда он смотрит на звезды?
–
Каким чувствует себя человек в этом огромном пространстве, как к
нему относятся звезды, природа? (он одинок, природа равнодушна к нему).
ВЫВОД: Пейзаж явился толчком для философских рассуждений.
Никто не может решить окончательно, сказать однозначно, существует
ли предопределение. Если оно существует, человек должен действовать.
У Лермонтова есть прекрасное стихотворение – одно из лучших в
мировой поэзии – «Выхожу один я на дорогу…» (чтение стихотворения)
7. Заключительное слово учителя
5
3 устойчивых образа, ключевых символа отражены в романе: это
–
Как бы вы охарактеризовали их? Какими представляет их автор?
–
«Есть
два
чуда:
звездное
небо
над
нами
и
нравственный
закон
внутри нас каждого» (Кант).
На мой взгляд, данными эпитетами можно охарактеризовать и главного
героя романа – Г.А. Печорина и самого автора (ведь многие сравнивали
Печорина и Лермонтова, ставили знак равенства между ними).
Небольшие пейзажные зарисовки позволяют судить, что в природе
Лермонтов видел подлинную красоту и совершенство, мечтал о жизни
вольной, свободной, как море, возвышенной и чистой, как звезды, гордой, как
горы.
Когда Лермонтов был убит, началась сильнейшая гроза. Казалось, сама
природа рыдала над павшим поэтом.
8. Выводы и обобщения:
– Какова роль пейзажа в романе «Герой нашего времени»? (Ответы
учащихся).
Я надеюсь, что, читая произведения художественной литературы, вы не
будете пропускать страницы с описанием природы, а попытаетесь увидеть
прекрасный мир глазами героев.
Домашнее задание- на выбор:
1.
Выучить наизусть отрывок из романа – пейзажную зарисовку;
2.
Перевести на тувинский язык один из отрывков;
6
3.
Сравнительный анализ стихотворения «Кавказ» Лермонтова и эпизода
романа «Герой нашего времени» с описанием кавказских гор.
7
Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=18857