Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени»

Роль пейзажа и природы в романе “Герой нашего времени”

Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени»

Описание природы Кавказа Характеристика места как функция пейзажа в романе Описание картин природы как преддверие событий Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя Человек и природа в романе Мастерство писателя в изображении природы

Описание природы Кавказа

Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев.

Пейзаж и природа в романе ” Герой нашего времени ” позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.

Описание природы Кавказа в романе “Герой нашего времени” создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так.

С детства Кавказ стал для Лермонтова “волшебной страной”, где прекрасна природа и интересны, самобытны люди. Несколько раз возила его, совсем мальчика, бабушка на кавказские воды, поправить

здоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Роль пейзажа в “Герое нашего времени” разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события.

Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, “неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар”, “обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов”, ему кажется, что Арагва “обнимается” с другой речкой, “шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею”.

Описание картин природы как преддверие событий

Пейзаж в “Герое нашего времени” часто предваряет события, о которых мы еще не знаем.

Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто “солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах”, а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия.

И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.

После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц “полный и красный, как зарево пожара”.

Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным “странный отпечаток неизбежной судьбы” на лице офицера-фаталиста рассеялся.

Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.

Сочувствуя Печорину, скачущему, “задыхаясь от нетерпенья”, чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь “солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро.
Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно”.

Раскрытие внутреннего мира главного героя.

Пейзаж в “Герое нашего времени”, пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя.

Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру.

Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. “Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна.

Вид с трех сторон у меня чудесный.

… Бешту синеет, как “последняя туча рассеянной бури”; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?” Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.

Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади “по высокой траве, против пустынного ветра”; как вспоминает: “с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее”. Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли.

“Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу”. Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели” – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: ” сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!”

Человек и природа в романе

Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с “водяным обществом”, историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.

Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от “цивилизации”, природа – неотделимая часть жизни.

Природа в “Герое нашего времени” Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: “буря сильна”, “туман густеет”.

Мастерство писателя в изображении природы

Мастерство поэта – пейзажиста огромно.

Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам “Вид Пятигорска”, “Кавказский вид с верблюдами” или “Сцена из кавказской жизни”, – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: “умирающая прохлада ночи”, “голова Машука”, дымящаяся, “как загашенный факел”, “как змеи, серые клочки облаков”, “золотой туман утра”, метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях”. Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.

Таким образом, пейзаж и природа в романе “Герой нашего времени” помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.

Источник: https://ege-essay.ru/rol-pejzazha-i-prirody-v-romane-geroj-nashego-vremeni/

Портал педагога |

Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени»

Намзырай Чечен Алдын-Ооловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ “Кызылское президентское кадетское училище”
Населённый пункт: город Кызыл
Наименование материала: Разработка урока литературы в 9 классе
Тема: “Пейзаж в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”
15.02.2017
Раздел: среднее образование

Урок русской литературы в 9 классе.

Тема: Пейзаж в романе «Герой нашего времени»

Цели: – выработать навыки чтения описаний природы в художественном

произведении;

помочь учащимся проникнуть в психологию главного героя через

описания природы;

помочь

им

почувствовать

эстетическое

воздействие

природы

на

человека;

раскрыть особенности пейзажных зарисовок в романе, показать, с

какой целью они включены в роман;

воспитание чувства прекрасного.

Оборудование:

портрет Лермонтова, иллюстрации к роману, репродукция

картин

(природа Кавказа).

Вся великая река русского романа

растекается из этого прозрачного источника,

зачатого на снежных вершинах Кавказа.

А.Н. Толстой.

Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина –

Сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова

В.Г. Белинский

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Роман «Герой нашего времени». На протяжении нескольких уроков

главным предметом наших бесед была личность Григория Александровича

Печорина.

Печорин

личность

неординарная,

сложная,

во

многом

таинственная, противоречивая. Попытаться разгадать ее – наша задача.

Ведь Лермонтов отметил: «История души человеческой, едва ли не

любопытнее и не полезнее истории целого народа». А Достоевский писал:

«Человек есть тайна».

Мы

попытаемся

проникнуть

во

внутренний

мир

Печорина.

Что

позволяет нам узнать его, что характеризует его? (внешность, речь, поступки,

взаимоотношения с людьми…).

Ребята,

очень

важное

место

в

художественном

произведении

занимают страницы пейзажных зарисовок – пейзаж, он тоже помогает лучше

понять героев, основную идею произведения.

1

– Сегодня поведем разговор о пейзаже в романе «Герой нашего времени»,

нам

будет

важно

понять

роль

пейзажа

в

произведении,

выразительно

прочитать описания природы, раскрыть особенности пейзажных зарисовок, и

с помощью пейзажа попытаемся проникнуть в психологию героев.

Итак, откройте тетради, запишите дату урока, тему урока «Пейзаж в

романе «Герой нашего времени»».

И я хотела бы обратить ваше внимание на прекрасное высказывание

Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина –

Сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова

В.Г. Белинский

Словарная работа: ПЕЙЗАЖ – художественное описание природы.

2. КАВКАЗ В ЖИЗНИ ЛЕРМОНТОВА:

Важное место в романе занимает описание природы Кавказа.

– А чем был Кавказ для Лермонтова? (устные ответы, сообщения).

М.Ю. Лермонтов – признанный мастер пейзажа. Раскройте роман – в нем

любое

описание

природы

можно

рассмотреть

как

самостоятельную,

художественно

совершенную

картину.

Вот

начало

романа:

повесть

начинается

путевыми

записками,

русского

офицера,

«странствующего

по

казенной надобности».

Каким увидел Кавказ автор-повествователь, а, может быть, и

Печорин? (мы уже отмечали, что он по духу, по восприятию жизни близок

молодому офицеру-повествователю).

Найдите и выразительно прочитайте описание Койшаурской долины

в повести «Бэла». (Чтение отрывка на стр.29)

Долина в окружении гор … О каком времени суток говорит автор?

Каковы горы на закате дня? На что похожи вершины гор? («золотая бахрома»

– метафора)

Какой увидел Арагву повествователь?

Помните, у Лермонтова есть следующие поэтические строки:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Реки Арагвы и Куры

Был монастырь…

(откуда строки?)

С чем сравнивается река? (с серебристой нитью, с чешуей змеи)

Итак, перед нами – прекрасная картина – природы. Как вы думаете,

каково назначение данного пейзажа, с какой целью вводит его писатель в

тему романа?

2

ВЫВОД:

писатель

выражает

восхищение,

любование

природой

Кавказа. Он вводит читателя в повествование, знакомит с местностью, на

фоне которого будут происходить дальнейшие события.

Лермонтов счастливо сочетал в себе талант художника слова и живописца.

Известны многие его живописные полотна, их около 13, около 50 акварелей,

многочисленны

карандашные

наброски

в

альбомах,

рукописях

(показ

репродукций).

Какие события происходят на лоне этой природы? Что рассказывает

Максим Максимыч молодому офицеру? (пересказ сжатый)

Максим Максимыч прерывает свое повествование словами: «Да, они

были

счастливы…».

Счастью

Печорина

и

Бэлы

соответствует

картина

ослепительного утра

Найдите и зачитайте описание природы (с.49)

Какой увидел автор смену ночи и дня?

Пейзаж построен на контрасте: звезды похожи на чудные узоры, они

как будто водят хоровод, горизонт – темно-лиловый.

В мире царит гармония. Ночь сменяется прекрасным, тихим утром. Тихо на

земле

и

на

небе.

Мне

кажется,

в

такие

моменты

человек

ощущает

непосредственную близость к небу, к звездам, к богу, недаром упоминается

утренняя молитва. Да и дорога….

По какой дороге движутся повозки героев? (она, казалось, уходит в

небо)

Кажется,

что

все

в

мире

прекрасно

в

природе,

во

взаимоотношениях людей (любовь возвысила героев, может, поэтому так

прекрасен пейзаж). Природа прекрасна, и общение с ней очищает, возвышает

человека.

Найдите описания облаков. Каковы они? С чем сравнивает их автор?

(отдыхают на вершине горы).

Вспомните стихотворение Лермонтова «Утес»:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Но внезапно налетела грозовая туча, град, снег, свист ветра – все говорит о

приближающейся трагической развязке.

3

Чем

ближе

человек

к

природе,

тем

дальше

он

от

условностей

«света». Что об этом говорит автор? («Удаляясь от условий общества и

приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное

отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно,

будет когда-нибудь опять»)

В человеке сохраняется детство. Что это значит? Что понимается

под этим словом? (чистота, непосредственность, естественность…)

Такова и Бэла.

ВЫВОД: чем человек ближе к природе, тем он естественнее («в сердцах

простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат).

4. Беседа по повести «Тамань»

Действие в повести «Тамань» происходит под мистическим светом

луны. Луна озаряет море, приморский городок.

Что происходит в Тамани с Печориным? (сжатый пересказ)

Найдите описание моря, зачитайте (с. 68,69,71)

Каким видит море герой? Что оно для него? (стихия беспокойная,

тайна, загадка…)

– Кто из героев родственнен по духу этой стихии? (Янко…)

Дайте характеристику этого человека.

Каким представляете человека, плывущего в бурю? Что в характере

Янко

подчеркивается?

Какие

стихи

Лермонтова

приходят

на

ум,

когда

читаешь строки, посвященные морю? («Белеет парус одинокий…»).

Море

ведущий

образ

лирики

Лермонтова,

символ

его

поэзии,

поэзии

мятежной…

Как вы думаете, чему, какой мысли служит описание моря в данной

повести.

ВЫВОД: Пейзаж (описание моря, луны) подчеркивает родственность души

Янко и моря, характеризует героев (смелость, отвага, бунт, дух).

5. Беседа по повести «Княжна Мэри».

Печорин прибывает в Пятигорск, на Минеральные воды. В повести

показана жизнь дворянского, так называемого «водяного общества» на фоне

кавказской природы. Здесь происходят важные для Печорина встречи – с

Грушницким, Вернером, княжной Мэри и Верой.

Что становится предвестником встречи с Верой? (сжатый пересказ).

Печорин встал поздно, идет к колодцу, там уже никого нет, он идет к

гроту. Ему грустно. Найдите описание природы и зачитайте (с.95). Воздух

был напоен электричеством.

4

Что

происходит

в

природе?

(надвигается

гроза).

Предгрозовая

ситуация предваряет встречу Печорина и Веры.

ВЫВОД: Пейзаж настраивает читателя на тревожный лад, что-то

должно произойти…

Для

понимания

характера

Печорина

очень

важны

взаимоотношения

с

Грушницким.

Каковы

они?

Чем

вызвано

обоюдное

неприятие?

(соперничество….)

Что

стало

причиной

дуэли

Печорина

и

Грушницкого?

(сжатый

пересказ).

Каким было утро дуэли? (описание утра на с.140).

Что позволяет художнику нарисовать такую прекрасную картину?

(эпитеты…)

Найдите в тексте эпитеты.

Какие ощущения, чувства переполняют Печорина? Почему?

Пейзаж передает, оттеняет душевное состояние героя.

ВЫВОД: Пейзаж подчеркивает контраст, несоответствие переживаний героя

и окружающей обстановки.

На дуэли погибает Грушницкий. Печорин возвращается, на душе тяжело.

Как об этом говорит автор? (с. 149).

ВЫВОД: Пейзаж отражает внутреннее состояние героев.

6. Беседа по повести «Фаталист»

И еще одна повесть – повесть «Фаталист».

Передайте вкратце содержание повести? (сжатый пересказ)

Печорин возвращается домой пустыми переулками станицы. Над

ним раскинулось звездное небо (с. 170).

Какие мысли приходят на ум Печорину, когда он смотрит на звезды?

Каким чувствует себя человек в этом огромном пространстве, как к

нему относятся звезды, природа? (он одинок, природа равнодушна к нему).

ВЫВОД: Пейзаж явился толчком для философских рассуждений.

Никто не может решить окончательно, сказать однозначно, существует

ли предопределение. Если оно существует, человек должен действовать.

У Лермонтова есть прекрасное стихотворение – одно из лучших в

мировой поэзии – «Выхожу один я на дорогу…» (чтение стихотворения)

7. Заключительное слово учителя

5

3 устойчивых образа, ключевых символа отражены в романе: это

Как бы вы охарактеризовали их? Какими представляет их автор?

«Есть

два

чуда:

звездное

небо

над

нами

и

нравственный

закон

внутри нас каждого» (Кант).

На мой взгляд, данными эпитетами можно охарактеризовать и главного

героя романа – Г.А. Печорина и самого автора (ведь многие сравнивали

Печорина и Лермонтова, ставили знак равенства между ними).

Небольшие пейзажные зарисовки позволяют судить, что в природе

Лермонтов видел подлинную красоту и совершенство, мечтал о жизни

вольной, свободной, как море, возвышенной и чистой, как звезды, гордой, как

горы.

Когда Лермонтов был убит, началась сильнейшая гроза. Казалось, сама

природа рыдала над павшим поэтом.

8. Выводы и обобщения:

– Какова роль пейзажа в романе «Герой нашего времени»? (Ответы

учащихся).

Я надеюсь, что, читая произведения художественной литературы, вы не

будете пропускать страницы с описанием природы, а попытаетесь увидеть

прекрасный мир глазами героев.

Домашнее задание- на выбор:

1.

Выучить наизусть отрывок из романа – пейзажную зарисовку;

2.

Перевести на тувинский язык один из отрывков;

6

3.

Сравнительный анализ стихотворения «Кавказ» Лермонтова и эпизода

романа «Герой нашего времени» с описанием кавказских гор.

7

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=18857

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.