Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых имен существительных

Род несклоняемых существительных

Разделы: Русский язык, Информатика

Цели урока: знакомство с несклоняемыми именами существительными и определение их рода .

Задачи урока:

  • Образовательная: отрабатывать умение в согласовании прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми именами существительными.
  • Развивающая: развивать память, внимание.
  • Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к словам; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование к уроку: проектор, интерактивная доска, презентация.

1. Организационный момент.

На экране презентация (Приложение 1). Открываем тетради, записываем число. Далее учитель просит оставить строчку для записи темы, которую они определят чуть позже.

2. Мотивация к учебной деятельности

Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Записать предложение «Для участия в концерте учительница пригласила конферансье, певца и музыканта.»

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Класс делится на несколько групп. Им предлагаются карточки для заполнения (Приложение 3). Ребята должны выписать из предложения все имена существительные и определить их род и склонение. По мере выполнения задания карточки с ответами вывешиваются на доску.

После этого ребята комментируют несколько слов (учительница ж.р. 1 скл., певец- м.р. 2 скл.) Выясняем вместе с ребятами, что затруднение вызвало слово конферансье (даже если дети интуитивно отнесли слово к м.р., то прокомментировать свой выбор они не могут).

Итак, проблемное слово выносится на доску.

4. Выявление места и причины затруднения

Учитель предлагает просклонять существительное КОНФЕРАНСЬЕ, для того чтобы определить его склонение.

В результате ребята выясняют, что это слово не склоняется, а значит оно НЕСКЛОНЯЕМОЕ.

По ходу нашей работы мы столкнулись с ПРОБЛЕМОЙ. Какая это проблема? Дети сами озвучивают, что они не могут определить род несклоняемых имен существительных. А значит тема нашего урока РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Возвращаемся к оставленной в начале урока строчке и записываем на неё тему урока. После чего учитель просит называть цель урока.

5. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Работа со стихотворением

Как-то рано поутру  С другом сели мы в метру  И поехали в метре  Фильм смотреть о кенгуре.  Вот сидим мы с ним в кине  Без пальта и без кашне,  А вернее, я и ты 

Без кашна и без пальты. 

Исправляем ошибки в стихотворении, определяем род известных имен существительных. Затруднение может вызвать слово кенгуру, и здесь можно помочь детям, подсказав, что это существительное мужского рода.

Вопрос: по какому признаку несклоняемы существительные разделились на две группы- ср.р. и м.р.? (по одушевленности\ неодушевленности).

Возвращаемся к нашему проблемному слову КОНФЕРАНСЬЕ.

Вопрос: а что обозначает это слово? (помогаем детям, если определение значения вызывает затруднение). Т.о. КОНФЕРАНСЬЕ существительное мужского рода.

Вопрос: А какого рода существительное ЛЕДИ? Выясняем, что одушевленные имена существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к ж.р.

Формулируем ПРАВИЛО: неодушевленные несклоняемые имена существительные относятся к среднему роду, а одушевленные-к мужскому роду.

Слова –исключения: кофе, иваси, колибри (в 5 классе достаточно введения этих слов)

Вопрос: А к какому роду будут относиться слова Сочи, Миссисипи, Онтарио?

Сочи– город – м.р.

Миссисипи– река -ж.р.

Онтарио- озеро –ср.р.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

На интерактивной доске (Приложение 2) ребятам предлагается распределить слова по родам.

Физкультминутка.

На экране появляются слова. Задача учащихся состоит в том, чтобы определить, склоняемое это существительное или несклоняемое (можно предложить приседания или наклоны).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение работы в тетради (Приложение 4) с самопроверкой и выставлением оценок.

8. Рефлексия деятельности на уроке

На столах у детей наклеены по два бумажных стикера в виде яблок (красного и зеленого цвета). На последнем слайде высвечивается изображение дерева.

Ребята, как дерево не может жить без корней, так и жизнь человека невозможна без знаний. Сегодня на уроке мы с вами узнали что-то новое об имени существительном, и мне бы хотелось узнать, как вы поняли эту тему. Если вы полностью разобрались и уверены, что сможете выполнить домашнее задание, то наклейте на наше дерево знаний красное яблочко.

Если что-то осталось непонятным, то наклейте зеленое яблоко.

9. Домашнее задание

По учебнику (при необходимости комментировать).

Спасибо за урок!

15.05.2013

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/635246/

§2. Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых существительных

П.1.Род одушевлённых существительных,называющих животных

Одушевлённыесуществительные относятся к мужскомуроду (основной принцип – главенствующийв природе мужской пол). Большой шимпанзе,эму, пони, кенгуру, зебу, какаду, фламинго и др.

Примечание:Приконтекстном или ситуативном указаниина самку данные слова сочетаются каксуществительные женского рода. Шимпанзеродила двух малышей. Шимпанзе Маша любитбананы.

Исключения.Общемуправилу не подчиняются отдельныесуществительные (основной признак –родо-видовой: соотношение род – вид).

Ксуществительным женского рода относятся:путассу(таккак рыба),иваси(сельдь), цеце (муха), колибри (птичка).

П.2.Род неодушевлённых существительных,называющих предметы, явления.

Неодушевлённыесуществительные относятся к среднемуроду (по принципу грамматическогоподобия): депо, какао, кафе, кашне,кино; такси, интервью, рагуи др.

Общемуправилу не подчиняются отдельныесуществительные (основной признак –родо-видовой: соотношение род – вид).

Существительныемужского рода: сирокко,торнадо (ветер);сулугуни, бри (сыр);кофе (напиток); евро (денежныйзнак).

Существительныеженского рода: кольраби, брокколи(капуста); салями(колбаса), авеню (улица)и др.

П.3.Род существительных, называющих лиц(людей).

Существительныеличные относятся к мужскому или/иженскому роду в зависимости от реальногопола (мужчина или женщина) обозначаемоголица.

Мужскойрод: мсье, денди, крупье, кюре,маэстро, портье, рефери.

Женскийрод: мадам, мисс, миссис, леди, пани,фрау, фрекен, фру.

Двуродовые:визави, протеже, инкогнито.

П.4.Род существительных, называющихгеографические объекты.

Существительные– географические наименованияопределяются по грамматическому родунарицательного существительного,называющего родовое понятие (соотношениерод – вид). Огромный Чикаго(город); густонаселённое Конго(государство); пересыхающая Конго(река).

§3. Род сложносокращённых слов и аббревиатур

Родсложносокращённых слов и аббревиатуропределяется по роду основного словав словосочетании.

ООН(ОрганизацияОбъединённых Наций) приняла в свойсостав новых членов. КГУ (Костромскойгосударственный университет)расположенна набережной Волги.

Примечание:Аббревиатуры и сложносокращённые слова,активно употребляющиеся в речи, перестают«расшифровываться», воспринимаютсякак самостоятельное слово, начинаютсклоняться и относятся к тому или иномуроду в соответствии с принципомграмматического подобия (по внешнимморфологическим показателям).

Загс(записьактов гражданского состояния) впонедельник не работал.Вуз (высшееучебное заведение)приглашаетабитуриентов на День открытых дверей.

§4. Род личных имен существительных, обозначающих профессию, род занятий, должность, звание

П.1.Большая часть личных существительныхобразует пары мужского и женского рода:студент – студентка,журналист – журналистка,дояр доярка.

Вофициально-деловом стиле наблюдаетсятенденция к употреблению существительныхв мужском роде. Премиями награжденыучитель К.С. Петрова, секретарьМ.И.Семёнова, лифтёр З.В. Иванова.

Рядсуществительных не имеет в книжной речивариантов форм женского рода, употребляетсятолько в мужском роде, так как:

  1. данные профессии и звания относятся к традиционно мужским, существительных женского рода не существует (кузнец, сталевар, металлург, шахтёр и др.);

  2. формы женского рода используются в разговорной речи и содержат фамильярно-пренебрежительный оттенок (секретарша, повариха, деканша, дикторша);

  3. существительные женского рода имеют другое значение (офицер – офицерша (жена офицера), штукатур – штукатурка, овчар – овчарка).

П.2.Для обозначения мужчин и женщин попрофессии, должности, званию используютсясуществительные, изначально бывшиеприлагательными и причастиями(субстантивированные прилагательныеи причастия). Такие существительныеобразуют пары по роду: заведующий– заведующая, учёный – учёная, дежурный– дежурная.

Приофициальном, номенклатурном обозначениидолжности, профессии и т.п. такие словаставятся в мужском роде:

  1. независимо от конкретного лица: Во время возгорания в помещении дежурного не было;

  2. в связи с конкретным лицом – если в контексте сообщается прежде всего о должности, профессии, звании лица безотносительно к тому, идёт ли речь о женщине или мужчине. Назначить заведующим сектором А.М Голубеву. Уполномоченным на переговорах с представителями фирмы «Прайс» назначается Г.А. Никитина;

  3. в докладных записках, в устном представлении (особенно в армии, военизированных, силовых структурах) при назывании женщиной должности, чина, звания. Товарищ капитан, за время дежурства никаких происшествий не произошло. Рядовой Иванова;

  4. при характеристике женщины в связи с оценкой её деятельности: Мария Склодовская-Кюри была выдающимся учёным.

Примечание.Женский род субстантивированных словвыбирается:

  1. при обозначении женщин в некоторых юридических ситуациях, а также в «строгих» информационных жанрах СМИ: пострадавшая, потерпевшая, осуждённая, заключённая;

  2. в трафаретных табличках на двери кабинета, на рабочем столе при обозначении должности женщины: Заведующая кафедрой зарубежного права А.В. Клюева; Управляющая делами М.Н. Степанова;

  3. при ответе по телефону в учреждениях: Дежурная слушает.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6188080/page:3/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.