Разряды местоимений

Содержание

Разряды местоимений: таблица определения личных, притяжательных, указательных и т.д

Разряды местоимений

Местоимения в речи необходимы для того, чтобы указывать на предмет, но прямо его не называть. Широкое распространение и употребление этой части речи создало необходимость определить разряды местоимений, таблица позволяет структурировать их по значению и грамматическим особенностям.

Значение местоимения

Примеры:

  • Каждый школьник хочет сдать итоговые экзамены на отлично.
  • Этот дом напоминает мне о детстве.
  • Вы знаете, как правильно решить задачу.

Местоимения в русском языке, как часть речи, начинают изучать еще в начальной школе, в четвертом классе. Эта тема входит в программу единого государственного экзамена, который школьники сдают в одиннадцатом классе. Выполнить задание № 24, не зная, что такое разряды местоимений, сложно.

! Что такое служебные части речи: подробная таблица

Категории местоимений

Разряды местоимений группируются в зависимости от того, в каком они употребляются значении. Всего в русском языке девять категорий. С таблица с разрядами местоимений позволяет быстро и безошибочно определить тот или иной вид.

Таблица и примеры местоимений поможет разобраться лучше, как разделяются местоимения по разрядам.

Личные

Все личные местоимения группируются по лицам и числам.

Первое лицо — я, мы; второе — ты, вы; третье – он, она, они. Примеры:

  • Я видел, как в бою сражаются отважные бойцы.
  • Мы шли по осеннему лесу и восхищались его красотами.
  • Видели ли вы, сколько листьев нападало за окном?

Вместе с тем, в третьем лице местоимения различаются по роду. Он — мужского, она – женского, оно – среднего. Примеры:

  • Он вздрагивал от каждого звука.
  • Напуганная, она ждала, когда приедет отец
  • Слева от села начиналось поле: оно было видно до самого горизонта.

Все личные местоимения в русском языке можно изменять по числам: он — они, ты — вы, я — мы. Также они имеют падеж. При изменении этой части речи по падежам можно видеть, как изменяются корни. Например: они – их, она – её, я – мне. (Стоит мне только сесть за книгу, сразу погружаюсь в чтение.)

! Что такое причастный оборот: примеры

Возвратные

Эта часть речи возвращает действие к себе, как это видно на примере (Я узнал на фотографии своего друга. – Я узнал на фотографии себя.)

Особенность этого разряда в том, что речь идет о человеке, о котором говорится. (Сам себе повторял много раз, что нельзя ждать от людей многого.)

Притяжательные

Примеры:

  • Твой грустный голос слышу сквозь годы.
  • Ваш брат говорит, что в детстве бы были сорванцом.
  • Вопреки моему предсказанию, дождь все равно пошел.
  • Несмотря на мои предосторожности, вечер не удался.

Как и прилагательные, эти части речи могут меняться по падежам, родам, числам. В предложениях они выполняют функцию согласованных определений, подчеркиваются волнистыми линиями.

Для того чтобы обозначить принадлежность, можно поставить местоимение в форму родительного падежа, третьего лица: их, ее, его.

Его лошадь больше не могла тащить тяжелую повозку. По этому предложению можно увидеть принадлежность лошади человеку. Лошадь (чья?) его. Слово использовано в родительном падеже. В данном случае местоимение выражено в предложении несогласованным определением.

Я слышал их шум на другом берегу реки. Слышал чей шум? Их!

При этом неизменяемыми остаются притяжательные местоимения: их, ее и его.

! Что такое сочинительный и подчинительный тип связи

Вопросительные

Этот разряд служит в качестве выражения вопроса: что? кто? чей? сколько? каков? какой?

Подскажите, который сейчас час? Местоимение «который» отвечает в предложении за вопросительную часть.

Вопросы, которые можно задать только к существительным – кто? что? Стоит обратить внимание на то, что они не изменяются по числам и родам.

Вопросы прилагательного: чей? каков? какой? который?

Вопрос числительного: сколько?

Примеры:

  • Кто с самого утра поет под окном песни?
  • Что доброго можно сделать для людей?
  • Каков будет твой вердикт?
  • Который год подряд ситуация не исправляется к лучшему?
  • Ты чего хочешь от дня грядущего?

Относительные

Ученикам важно понимать, что такое относительное местоимение. Вся сложность в том, что эти части речи пишутся и произносятся так же, как и вопросительные, но выполняют совсем иную функцию в речи и предложении. Главное их отличие в том, что они употребляются без вопроса и служат связующим элементом в простых предложениях. Некоторые из них служат в качестве связки в сложных предложениях.

Какой чудесный сегодня день. – Местоимение «какой» пишется в предложении без вопроса.

Я знаю, кто забрал последний шанс на победу. – Местоимение «кто» служит связкой между двумя грамматическими основами «я знаю» и «кто забрал».

Я долго думал, в чьи руки отдаю бразды правления.

Этот разряд также может иметь формы местоимений (чьи – чьих, какой – какого).

Я часто вспоминал, о чем мы говорили долгими зимними вечерами.

Неопределенные

Неопределенные местоимения указывают на предмет, который не определен. Они могут писаться слитно или через дефис.

Важно! К числу их также можно отнести такие слова: несколько, какой-то, некоторый, чей-либо, сколько-нибудь.

Примеры:

  • Кто-то волшебно играл в саду на флейте.
  • Было слышно, как в гостиной что-то упало на пол.
  • Кое в чем мой собеседник все-таки был прав.

Эта часть речи помогает завуалировать смысл фразы.

Отрицательные

Примеры:

  • Ничье мнение уже не могло повлиять на мое решение
  • Ждать от будущего уже было нечего.

! Как сделать и что это такое морфологический разбор слова

Указательные

К указательным относятся слова: тот, этот, такой. Указательное местоимение меняется по числам, падежам и родам.

Слово «таков» по падежам изменять нельзя.

Примеры:

  • Я не разрешал этим людям приближаться ко мне.
  • В темноте тот дом показался мне громадным.
  • Из такой передряги мне было не выбраться.

Определительные

Этот разряд указывает на качество предметов обобщенно. Их можно менять также по числам, падежам, родам. К определительным относятся: сам, каждый, другой, любой, всякий, весь.

Примеры:

  • Каждая работа достойна уважения.
  • Любой ученик может решить эту задачу по физике
  • Я вспоминал о друге каждый раз, проходя мимо его дома.

Подведем итоги

Досконально изучить эту часть речи обязан каждый ученик, чтобы успешно выполнять задания на контрольных, экзаменах. Желательно к каждому виду придумать самостоятельно примеры, чтобы легче было ориентироваться в теме.

Источник: https://znaniya.guru/biografii/formy-mestoimenij-tablitsa.html

Разряды местоимений в русском языке

Разряды местоимений

По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке делят­ся на несколь­ко раз­ря­дов: лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд ПримерыСинтаксическая функ­ция
Личныея, ты, мы, вы, он, она, оно, ониЯ подо­шла к окну.У меня зазво­нил теле­фон.
ВозвратноесебяПосмотри на себя в зер­ка­ло.Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательныемой, твой, наш, ваш, свойТвое мне­ние мне извест­но.Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительныекто? что? какой? каков?кото­рый? чей? сколь­ко?Кто сту­чит­ся в дверь?У чье­го окна сидят голу­би?Сколько яблок на сто­ле?
Относительныекто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­коНе могу понять, что мог­ло их так задер­жать.Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательныеникто, ничто, неко­го,нече­го, ника­кой,ничей, нисколь­коНикто не отве­тил мне.Некого теперь спро­сить об этом.Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенныенекто, нечто, неко­то­рый,кто-то, сколько-то,что-либо, кое-кто,какой-то, какой-либо,кое-какой, чей-то, чей-нибудьКто-то пел пес­ню.Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительныесам, самый, каж­дый,любой, вся­кий, целый,иной, весь, дру­гойДругой путь пред­сто­ит нам.Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательныеэтот, тот, такой,таков, тот-то, такой-то,столь­ко, столько-тоЗа тем домом кафе.Столько радо­сти было в ее гла­зах!Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, что такое место­име­ние как часть речи.

Далее более подроб­но рас­смот­рим син­так­си­че­скую роль место­име­ний в пред­ло­же­нии.

Личные местоимения

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я», «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты», «вы» — ко вто­ро­му; «он», «она», «оно» — к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы, как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

У место­име­ний «он», «она», «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты — мы, вы;
  • он, она, оно — они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы», «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва.  Местоимения «мы« и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты». Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я — меня;
  • ты — тебя;
  • она — её;
  • они — их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Так воз­ни­ка­ют суп­пле­тив­ные фор­мы место­име­ний.

Возвратное местоимение

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п.  —
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

Притяжательные местоимения

Притяжательные место­име­ния «мой», «твой», «свой», «наш», «ваш», «его», «её», «их» ука­зы­ва­ют, како­му лицу при­над­ле­жит пред­мет.

Твой груст­ный шум, твой шум при­зыв­ный услы­шал я в послед­ний раз (А.Пушкин).

Жарко… Ваш кучер рас­ска­зы­ва­ет что-то, часто ука­зы­вая кну­том в сто­ро­ну, что-то длин­ное и ненуж­ное… (А.Чехов).

Вопреки пред­ска­за­нию мое­го спут­ни­ка, пого­да про­яс­ни­лась ( М. Лермонтов).

Несмотря на все наши предо­сто­рож­но­сти, весть о появ­ле­нии Пугачёва раз­нес­лась по кре­по­сти (А. Пушкин).

Притяжательные место­име­ния изме­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные, по родам, чис­лам и паде­жам и явля­ют­ся в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Для обо­зна­че­ния при­над­леж­но­сти могут исполь­зо­вать­ся лич­ные место­име­ния 3-его лица в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа: «его», «её», «их».

Зима!..Крестьянин, тор­же­ствуя, на дров­нях обнов­ля­ет путь; его лошад­ка, снег почуя, пле­тёт­ся рысью как-нибудь (А. Пушкин).

Притяжательное место­име­ние «его» ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность лошад­ки кре­стья­ни­ну. В пред­ло­же­нии оно выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния:

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их — несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его», «её», «их» не изме­ня­ют­ся.

Вопросительные местоимения

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что?), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый?) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко?) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми.

Кто там сту­чит­ся у ворот ? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? — силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к  матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» — спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Относительные местоимения

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми:

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Неопределенные место­име­ния ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы ( А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не-.

Местоимения «неко­го», «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто», «ника­кой», «ничей», «неко­го», «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

Указательные местоимения

Указательные место­име­ния «тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные местоимения

Определительные место­име­ния — «весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый, кто молод, дай­те нам руки — в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

урок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/razryadyi-mestoimeniy-v-russkom-yazyike.html

Как определить, к какому разряду относится местоимение?

Чтобы узнать разряд местоимения, нужно определить его значение в речи, а также выделить грамматические признаки. Предлагаемая таблица местоимений включает список видов местоимений по значению с примерами.

РазрядЗначениеГрамматические признакиПримеры
Личныеуказывают на предмет (лицо, явление)лицо, число, падеж, родя, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратныеуказывают, что действие обращено на говорящего (на субъект действия)падежсебя, себе
Притяжательныеуказывают на принадлежностьрод, число, падежсвой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Определительныеуказывают на обобщенный признаккаждый, другой, любой, иной, весь, сам, самый, всякий
Указательныеуказывают на конкретный предмет, признак или количество из множествападеж (местоимения-существительные, местоимения-числительные);род, число, падеж (местоимения-прилагательные)этот, тот, такой, такой, сей, столько
Вопросительныеиспользуются для выражения вопросакто? что? какой? чей? сколько? каков? который? и др.
Относительныеиспользуются для соединения частей сложноподчиненного предложениякто, что, какой, чей, сколько, каков, который и др.
Неопределенныеуказывают на неизвестные предметы, признаки, количестванечто, некто, весь, несколько, кто-либо, какой-нибудь и др.
Отрицательныеотрицают наличие предмета, признака, количестваничей, нечего, некого, никто, ничто и др.

Обратите внимание! Неизменяемые слова когда, зачем, как, где, никак, никогда, нигде и др. некоторые лингвисты относят к местоимениям (В. В. Бабайцева), а другие к наречиям (М. Т. Баранова, М. М. Разумовская), поэтому их место в системе частей речи до конца не определено.

Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы – первое лицо; ты, вы – 2-е лицо; он (она, оно, они) – 3-е лицо);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я – меня, ты – тебя, он – его);
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они. 2.

Возвратное местоимение себя – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).
  • При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.

4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – употребляются в вопросительных предложениях:

  • кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? – местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.); где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – местоименные наречия;
  • неизменяемые слова.

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

  • Я знаю, кто виноват в нашем провале;
  • Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания;
  • Я знаю, где спрятаны деньги.

Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и другие – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

  • Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь:

кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

  • Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и другие – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

  • Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-: кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.
  • Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

  • тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.);
  • столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде и другие – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.

Источник: http://rus-learn.com/grammatika/razryady-mestoimenij-v-russkom-yazyke

Местоимение. Разряды местоимений по значению

Разряды местоимений

Ме­сто­име­ние – это са­мо­сто­я­тель­ная часть речи, ко­то­рая ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты, при­зна­ки или ко­ли­че­ство, но не на­зы­ва­ет их. К ме­сто­име­ни­ям от­но­сят­ся такие раз­ные слова, как мы, ка­кой-ни­будь, кто, твой, несколь­ко, тот и др. В рус­ском языке на­счи­ты­ва­ет­ся более 50 ме­сто­име­ний.

2. Раз­ря­ды ме­сто­име­ний

Ко­ли­че­ство ме­сто­име­ний до­ста­точ­но ве­ли­ко, при этом мно­гие из них имеют общие черты, на­при­мер, сход­ное зна­че­ние или оди­на­ко­вый тип скло­не­ния. Ис­хо­дя из этого, можно объ­еди­нять ме­сто­име­ния в груп­пы по сход­ству, или, иначе, раз­ря­ды. Раз­би­е­ние боль­шо­го числа слов на неболь­шие груп­пы по­мо­жет упо­ря­до­чить зна­ния о ме­сто­име­ни­ях.

Все ме­сто­име­ния можно раз­де­лить на 9 раз­ря­дов, объ­еди­ня­ю­щих в себе слова, сход­ные по зна­че­нию. На дан­ном уроке каж­дый из них рас­смат­ри­ва­ет­ся крат­ко. На сле­ду­ю­щих уро­ках каж­дый из раз­ря­дов будет рас­смот­рен более по­дроб­но.

Лич­ные ме­сто­име­ния. К ним от­но­сят­ся слова, ко­то­рые ука­зы­ва­ют на участ­ни­ков диа­ло­га (я, мы, ты, вы), на лиц, не участ­ву­ю­щих в нём, а также те, ко­то­рые ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты (он, она, оно, они).

Рас­смот­ри­те при­мер упо­треб­ле­ния лич­ных ме­сто­име­ний.

Не могла бы ты рас­ска­зать мне немно­го о нём?

Ме­сто­име­ние ты ука­зы­ва­ет на че­ло­ве­ка, с ко­то­рым ве­дёт­ся диа­лог,

мне (н. ф. – я) – на са­мо­го го­во­ря­ще­го,

о нём (н. ф. – он) – либо на че­ло­ве­ка, не участ­ву­ю­ще­го в раз­го­во­ре, либо на пред­мет.

Сле­ду­ю­щий раз­ряд уни­ка­лен тем, что вклю­ча­ет в свой со­став всего одно слово – ме­сто­име­ние себя. Оно, как и сам раз­ряд, на­зы­ва­ет­ся воз­врат­ным. Ме­сто­име­ние себя ука­зы­ва­ет на того, о ком го­во­рят, а также на то, что дей­ствие на­прав­ле­но на лицо, про­из­во­дя­щее это дей­ствие. Рас­смот­ри­те при­ме­ры его упо­треб­ле­ния.

Она со­всем не жа­ле­ет себя!

Возь­ми себе по­мощ­ни­ка.

Дети ду­ма­ли толь­ко о себе.

Во всех при­ме­рах ис­поль­зо­ва­но ме­сто­име­ние себя в раз­лич­ных па­де­жах.

При­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния. В этот раз­ряд вхо­дят слова, ука­зы­ва­ю­щие на при­над­леж­ность пред­ме­та или пред­ме­тов опре­де­лён­но­му лицу или опре­де­лён­ным лицам. При­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния от­ве­ча­ют на во­про­сы чей? чья? чьё? чьи? К ним от­но­сят­ся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой.

Рас­смот­ри­те при­мер.

– Это твой ка­ран­даш?

– Нет, не мой. Ско­рее всего, это её ка­ран­даш.

В дан­ном диа­ло­ге ис­поль­зо­ва­ны при­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния твой, мой, её. Все они ука­зы­ва­ют на при­над­леж­ность пред­ме­та тому или иному лицу – со­бе­сед­ни­ку, го­во­ря­ще­му или че­ло­ве­ку, не участ­ву­ю­ще­му в раз­го­во­ре, и от­ве­ча­ют на во­просчей?

Во­про­си­тель­ные и от­но­си­тель­ные ме­сто­име­ния. В их со­став вхо­дят одни и те же слова, но их функ­ции от­ли­ча­ют­ся, по­это­му тра­ди­ци­он­но их раз­де­ля­ют на две раз­ные груп­пы.

Во­про­си­тель­ные ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты, при­зна­ки, ко­ли­че­ство, слу­жат для вы­ра­же­ния во­про­са и упо­треб­ля­ют­ся в во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ни­ях. Это слова кто? что? какой? чей? ко­то­рый? каков? сколь­ко? Рас­смот­ри­те при­ме­ры.

Кто зво­нил?

Ко­то­рый час?

Сколь­ко че­ло­век при­дёт на празд­ник?

В этих пред­ло­же­ни­ях ис­поль­зо­ва­ны во­про­си­тель­ные ме­сто­име­ния кто? ко­то­рый? сколь­ко?

От­но­си­тель­ные ме­сто­име­ния так же, как во­про­си­тель­ные, ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты, при­зна­ки, ко­ли­че­ство, но при этом слу­жат для связи ча­стей слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ний.

В этот раз­ряд вхо­дят те же слова, что и в раз­ряд во­про­си­тель­ных ме­сто­име­ний: кто, что, какой, чей, ко­то­рый, каков, сколь­ко. Их также на­зы­ва­ют со­юз­ны­ми сло­ва­ми.

Рас­смот­ри­те при­ме­ры их упо­треб­ле­ния.

Брат не знает, кто зво­нил.

Скажи, по­жа­луй­ста, ко­то­рый час.

Нужно по­счи­тать, сколь­ко че­ло­век при­дёт на празд­ник.

В дан­ных пред­ло­же­ни­ях ис­поль­зо­ва­ны те же ме­сто­име­ния, что и в преды­ду­щих при­ме­рах – кто, ко­то­рый, сколь­ко. Од­на­ко здесь они слу­жат не для вы­ра­же­ния во­про­сов, а для при­со­еди­не­ния при­да­точ­ных пред­ло­же­ний к глав­ным.

Неопре­де­лён­ные ме­сто­име­ния. Это самый мно­го­чис­лен­ный из всех ме­сто­имен­ных раз­ря­дов. Общим у дан­ных ме­сто­име­ний яв­ля­ет­ся зна­че­ние неопре­де­лён­но­сти.

Неопре­де­лён­ные ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на неопре­де­лён­ные пред­ме­ты, при­зна­ки или ко­ли­че­ство.

К ним от­но­сит­ся до­ста­точ­но боль­шое ко­ли­че­ство слов, име­ю­щих спе­ци­фи­че­ские мор­фе­мы, по ко­то­рым можно легко узнать неопре­де­лён­ные ме­сто­име­ния: -то, -либо, -ни­будь, кое-, а также удар­ную при­став­ку не-.

К раз­ря­ду неопре­де­лён­ных от­но­сят­ся ме­сто­име­ния кто-то, что-ли­бо, ка­кой-ни­будь, кое-что, чей-то, некто, несколь­ко, неко­то­рый и дру­гие.

Кто-то тихо по­сту­чал в дверь.

Нам надо об­су­дить кое-ка­кой во­прос.

На столе ле­жа­ло несколь­ко яблок.

В дан­ных при­ме­рах встре­ча­ют­ся неопре­де­лён­ные ме­сто­име­ния кто-то, кое-ка­кой, несколь­ко, ко­то­рые ука­зы­ва­ют на неопре­де­лён­ное лицо, неопре­де­лён­ный при­знак пред­ме­та и неопре­де­лён­ное ко­ли­че­ство.

От­ри­ца­тель­ные ме­сто­име­ния. Слова этого раз­ря­да объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние. Они вы­ра­жа­ют от­сут­ствие пред­ме­та или при­зна­ка. Су­ще­ству­ет два типа от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ний – с при­став­кой не- (это слова неко­го, нече­го) и с при­став­кой ни-(никто, ничто, ни­ка­кой, ничей).

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: от­ри­ца­тель­ные ме­сто­име­ния не́кого и не́чего не имеют формы име­ни­тель­но­го па­де­жа. Слова некто инечто от­но­сят­ся к раз­ря­ду неопре­де­лён­ных ме­сто­име­ний.

При­ве­дём при­ме­ры упо­треб­ле­ния от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ний.

Ску­чен день до ве­че­ра, коли де­лать нече­го.

У них нет ни­ка­ких до­маш­них жи­вот­ных.

Здесь мы видим от­ри­ца­тель­ные ме­сто­име­ния не́чего и ни­ка­ких.

Ука­за­тель­ные ме­сто­име­ния. Как можно до­га­дать­ся из на­зва­ния раз­ря­да, такие ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на что-ли­бо, а имен­но на пред­мет, при­знак или ко­ли­че­ство. К ним от­но­сят­ся слова: этот, тот, такой, таков, столь­ко, а также ма­ло­упо­тре­би­тель­ные ме­сто­име­ния сей, оный, та­ко­вой, эта­кий.

Кто не ра­бо­та­ет, тот не ест.

Эта ма­ши­на все­гда стоит в нашем дворе.

Столь­ко снега мы ни­ко­гда ещё не ви­де­ли.

Ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние тот из пер­во­го при­ме­ра ука­зы­ва­ет на пред­мет, эта из вто­ро­го пред­ло­же­ния – на при­знак пред­ме­та, столь­ко из тре­тье­го – на ко­ли­че­ство.

Опре­де­ли­тель­ные ме­сто­име­ния. Эти ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на обоб­щён­ное ка­че­ство пред­ме­та. К ним от­но­сят­ся сле­ду­ю­щие слова: каж­дый, вся­кий, самый, сам, весь, иной, дру­гой, любой, а также уста­рев­шие всяк и вся­че­ский.

Каж­дый из вас знает, что такое ме­сто­име­ние.

Вся ком­на­та ян­тар­ным блес­ком оза­ре­на (А.С. Пуш­кин).

К этой ру­баш­ке по­дой­дут любые брюки.

В этих при­ме­рах нам встре­ти­лись опре­де­ли­тель­ные ме­сто­име­ния каж­дый, вся, любые.

Для обоб­ще­ния по­лу­чен­ных зна­ний о ме­сто­име­ни­ях всех раз­ря­дов вы мо­же­те изу­чить дан­ную таб­ли­цу.

Таб­ли­ца 1. Раз­ря­ды ме­сто­име­ний

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1

Впи­ши­те про­пу­щен­ные ме­сто­име­ния, опре­де­ли­те раз­ря­ды, рас­ставь­те недо­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния. При за­труд­не­нии об­ра­щай­тесь к ма­те­ри­а­лу для спра­вок.

Ан­ти­пыч как-то осо­бен­но по­гля­дел на ………., и со­ба­ка сразу по­ня­ла че­ло­ве­ка: ………звал ………. по при­я­тель­ству, по друж­бе, ни для ………, а про­сто так, по­шу­тить, по­иг­рать.

Трав­ка за­ма­ха­ла хво­стом стала сни­жать­ся на ногах все ниже и ниже и, когда под­полз­ла так к ко­ле­ням ста­ри­ка, легла на спину и по­вер­ну­ла вверх свет­лый живот. Ан­ти­пыч толь­ко руку про­тя­нул было, чтобы по­гла­дить ………., ……..

как вдруг вско­чит и ла­па­ми на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы. 

Слова для спра­вок:чего, её, его, самые, она, неё, он

Вставь­те про­пу­щен­ные буквы, а также под­хо­дя­щие по смыс­лу ме­сто­име­ния. Под­черк­ни­те их, а также слова, вме­сто ко­то­рых упо­треб­ле­ны эти ме­сто­име­ния, как члены пред­ло­же­ния. Обо­значь­те падеж всех ме­сто­име­ний:

М…ю по­дру­гу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сен­них к…ни­ку­лах мы с _____________ ез­ди­ли от­ды­хать в лаг…рь.  ____________ было оч…нь вес…ло

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1818

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.