Разнообразие животных

Разнообразие животных. Материалы для проведения урока

Разнообразие животных

В биологии все живые организмы, существовавшие и существующие на нашей Земле, подразделяются на четыре громадных группы, называемых царствами. Это бактерии, растения, грибы и животные.

Каждое царство включает в себя великое множество родов и видов, состоящее из большого количества единиц. Поражает воображение и огромное разнообразие животного мира.

В свою очередь, животные разделяются на одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные организмы. А наука, занимающаяся их изучением, называется зоологией (раздел биологии).

Разнообразие животных: классификация

К беспозвоночным обычно относят червей, моллюсков, иглокожих, ракообразных, паукообразных и насекомых. Эти животные (да, черви – тоже животные!) не имеют внутри или снаружи ярко выраженного позвоночника.

Иногда присутствует хитиновый панцирь, выполняющий данную роль.

К позвоночным относят рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих (человек относится к последнему классу, потому как вскармливает своих детенышей грудным молоком).

Беспозвоночные: черви

Разнообразие животного мира можно хорошо представить, изучая этих существ. К этой группе относят более 46 тысяч видов организмов. Черви передвигаются при помощи упругой мускулатуры, изгибая тело в различных направлениях. Обитают в морях, реках, озерах, болотах, в земле. Яркий, всем известный представитель – дождевой червь.

Он обитает в почве, помогая разрыхлять и обогащать ее. Это очень важно для проведения всяческих сельскохозяйственных работ. Многие из класса червей полезны. Например, пиявки. Их используют в медицине. А морские черви служат постоянным кормом для промысловых рыб, добываемых рыбаками. Без них у некоторых видов рыб просто не было бы пищи.

Однако существует множество червей-паразитов, существующих за счет других организмов (паразитирующих на них). Из-за недостаточного соблюдения правил личной гигиены такие паразиты могут попасть и внутрь человеческого организма и годами там жить.

Так что теперь вы понимаете, как важно соблюдать простые гигиенические правила: мыть руки перед едой, не пользоваться грязной посудой, не допускать присутствия мух. Кстати, черви, поселяясь внутри других организмов, выделяют вредные продукты своей жизнедеятельности, постепенно отравляя своего хозяина.

Человек становится нервным, его все на свете раздражает, он быстро устает и слабеет, присутствует постоянная интоксикация организма, и уже необходимо серьезное вмешательство докторов, удаляющих специальными средствами всю эту живность из человеческого тела.

Разнообразие животных-моллюсков также велико. Эта группа насчитывает более 130 тысяч видов. А живут они практически везде, даже на деревьях. Но большинство из них обитает в мировом океане на различных глубинах. Некоторым из них сотни лет отроду.

Моллюски питаются и растениями, и мелкими животными, и органическими отходами. Практически все они имеют защиту в виде раковины (кроме, например кальмара, который также является моллюском, но и у него имеются зачатки раковины). Люди издавна употребляют моллюсков в качестве пищи.

Некоторые представители этой группы даже являются деликатесами.

Иглокожие

Это морские звезды (1500 видов), получившие свое название из-за наличия лучей на теле (у многих их пять, но некоторые насчитывают даже до 50 штук). Звезды, живущие в море, отличаются по размерам и внешнему виду.

Характерная особенность морской звезды – способность к регенерации (как у ящериц). Если у животного оторвали конечность, то на ее месте вырастает в скорости новая. А из оторванного луча при благоприятных условиях развивается новая особь.

Большинство морских звезд – хищники.

Морские ежи (800 видов) также относятся к иглокожим. Тело ежей покрыто иглами различных размеров. А длина отростков может доходить до 30 сантиметров. Ежи передвигаются при помощи игл. И среди них есть весьма ядовитые, опасные для других животных.

Тело этих животных состоит из панцирных сегментов: головы, груди и брюшка. Конечности, располагающиеся на брюшке и груди, позволяют ракам передвигаться по поверхности. Глаза их состоят из множества мелких глазков, а на голове есть несколько пар челюстей.

Паукообразные и насекомые

Разнообразие животных, обитающих на Земле, хорошо представлено и этими группами, которых насчитывается более 27 тысяч видов. Эти две группы родственны. Только у насекомых шесть ног, а у пауков – восемь.

Еще у всех насекомых имеются крылья, пусть даже в зачаточном состоянии. У пауков крыльев не имеется. Также строение тела разнится: у насекомых есть голова, грудь и брюшко, а у пауков – головогрудь и брюшко.

Позвоночные животные

Разнообразие животных, живущих на нашей планете, легко представить, изучив отряд позвоночных. Это и рыбы, покрытые чешуей. Их великое множество видов, среди которых и очень древние, населяющие воды океана с незапамятных времен (акулы, кистеперые рыбы). Это и земноводные, и пресмыкающиеся, и птицы, и млекопитающие, населяющие окружающий мир.

Разнообразие животных так велико, что даже опытный зоолог не даст точного ответа на вопрос о том, сколько видов животных существует в природе. Потому что окончательного ответа и нет: постоянно открываются новые, исчезают некоторые существующие виды. Осуществляется круговорот природы, включающий бесконечное разнообразие животных (фото смотрите выше).

Источник: http://fb.ru/article/184003/raznoobrazie-jivotnyih-materialyi-dlya-provedeniya-uroka

Разнообразие мира животных

Разнообразие животных

Наша кнопка

Скачать материал

Учитель начальных классов Андабасова С.А.

Караганда, 2014год

Урок познания мира

Тема: Разнообразие мира животных.

Тип урока – Урок изучения нового материала

Форма урока – групповая, индивидуальная

Время реализации занятия – 45 минут

Цель урока: формирование ключевых компетенций, развитие системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности у обучающихся, позволяющих справляться с различными ситуациями и работать в группе.

Задачи:

Обучающие:

  • научить аргументировано отстаивать свою точку зрения, даже отличную от общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение;

  • сформировать навык видеть и выделять главное;

  • сформировать умение донести информацию для остальных учащихся;

  • сформировать навыки работы в группе;

  • обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: насекомые, звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся;

Развивающие:

  • развивать умения учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли,

  • развивать творчество, наблюдательность, внимание, находчивость, интерес к предмету.

Воспитывающие:

  • воспитывать нравственно-эстетические качества;

  • воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: интерактивная доска, картинки животных; конверты с заданиями, ватман с изображением среды обитания животных, листы бумаги; фломастеры, клей, сигнальные карточки, пазлы.

Ход мастерской

  1. Организационный момент:1 минута.

Позитивный настрой на урок.

Позитивный настрой.

Настроение у нас отличноеА улыбки – дело привычное Пожелаем друг другу добра

Ведь урок начинать пора!

Ребята, подарите свою улыбку друг другу и нашим гостям.

А теперь займите свои места.

II. Введение в тему урока. 3минуты.

– На прошлом уроке мы закончили работу по разделу «Жизнь растений», но наше путешествие по миру природы продолжается. Посмотрите клип и подумайте, о ком мы будем говорить в следующем разделе?

Звучит музыка “В мире животных” (ролик) 1минута.

Догадались ли вы, о ком мы будем говорить на уроке?

-Тема нашего урока «Разнообразие мира животных». (слайд 1)

Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. 

III. Постановка цели урока.

Дома вы должны были найти и изучить материал о разных группах животных, и сегодня у каждого из вас появится возможность поделиться друг с другом информацией, узнать о том, какие группы животных существуют, научиться отличать их по групповым признакам, открыть для себя много нового и интересного.

Вы будете работать в группах, каждый из вас станет исследователем, а кто такие исследователи?

Исследователь – это человек, который занимается изучением какого-то исследования, то есть поиском новых знаний.

Напоминаю правила работы в группах. (слайд 2)

  1. Уважай своего товарища!

  2. Умей каждого выслушать!

  3. Говори тихо!

  4. Не согласен – предлагай!

Если группа закончила работу, спикер должен поднять сигнальную карточку зелёного цвета с восклицательным знаком.

Если вам непонятно задание, спикер команды поднимает сигнальную карточку красного цвета со знаком вопроса.

IV. Самоконструкция (работа в группах) 3 минуты.

Задание 1. Распределите животных по группам. (слайд 3)

Перед вами лежит конверт с картинками разных животных. Вам нужно выбрать только те, которые будут относиться к вашей группе животных, наклеить их на лист. Кроме этого каждая группа должна ответить на вопросы, которые находятся в конверте.

Задания для группы «Рыбы».

  1. Какие рыбы изображены на картинках?

  2. Чем рыбы отличаются от других животных?

  3. Где живут рыбы?

  4. Как они передвигаются?

  5. Чем они питаются?

Задания для группы «Насекомые».

  1. Какие насекомые изображены на картинках?

  2. Чем насекомые отличаются от других животных?

  3. Где живут насекомые?

  4. Как они передвигаются?

  5. Назовите полезных и вредных насекомых.

Задания для группы «Птицы».

  1. Какие птицы изображены на картинке?

  2. Чем птицы отличаются от других животных?

  3. Как они передвигаются?

  4. Чем они питаются?

  5. Какую пользу приносят птицы?

Задания для группы «Звери».

  1. Какие звери изображены на картинке?

  2. Чем звери отличаются от других животных?

  3. Где живут звери?

  4. Чем они питаются?

  5. Назовите хищников, травоядных, всеядных.

Задания для группы «Домашние животные».

  1. Какие домашние животные изображены на картинке?

  2. Чем домашние животные отличаются от других животных?

  3. Где живут домашние животные?

  4. Чем они питаются?

  5. Какую пользу домашние животные приносят человеку?

V. Социоконструкция (заслушивание групп) 10 минут.

Каждая группа в порядке очереди выходит к доске. Сначала выступает спикер, он называет животных, которые изображены на картинках, затем команда в течение 2 минут должна ответить на все вопросы. После выступления команды Лист вывешивается на магнитную доску.

Насекомые.
Это самая многочисленная группа животных, известно около 1 миллиона видов. Обитают они на суше и в воде. У насекомых 6 ног, а тело чётко разделено на голову, грудь и брюшко. Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: некоторые выживают даже после того, как замёрзнут при температуре – 30’С.

Рыбы.Рыбы появились более 400 миллионов лет назад. Учёные выявили около 30 тысяч видов рыб. Рыбы живут в воде. Тело рыб покрыто чешуёй и слизью. Передвигаться им помогают хвост и плавники.

С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.Птицы.
Существует около 10 тысяч видов птиц. Тело птиц покрыто перьями. Передвигаются по земле на двух ногах.

Большинство птиц способны к полёту.

Звери.
Сейчас на Земле насчитывается около 3500 видов зверей. Живут звери на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде. Звери рождают детёнышей и вскармливают их молоком. Поэтому их называют млекопитающими. Отличительным признаком зверей является шерсть.

Домашние животные.

Давным-давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Человек стал подкармливать зверей, которые ходили возле его жилья.

Постепенно они стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они стали уже не дикими, а домашними.   Домашние животные рождают детёнышей и кормят их молоком.

Тело домашних животных покрыто шерстью.

VI. Слайд 4. Игра «Не ошибись». 1 минута.

Возьмитесь за руки. Я буду называть разных животных, как только вы услышите животное, которое принадлежит вашей группе, вы должны будете поднять руки.

Воробей, кузнечик, тигр, муравей, кошка, слон, карась, филин, коза, гусеница, орлан, сом, овца, бабочка, снежный барс.

VII. Задание 2.

– А теперь мы переходим к следующему заданию:

Слайд 5-6

Задание 2. «Составь картинку из пазлов». 2 минуты.

Каждой команде раздаются пазлы, из которых они должны составить картинку животного.

Что вам известно об этих животных?

VIII. Социоконструкция (заслушивание групп) . 5 минут.

Снова возьмитесь за руки. Я загадаю загадку, если в загадке речь пойдёт о животом. Которое вы собрали, ваша группа должна поднять руки вверх.

Загадки.

Хвостиком – рулём рулит.

Схватишь хвостик, только – ах!

– Убежала!…Хвост в руках. (Ящерица).

Может ползать по саванне,

Панцирь в клетку, как рубаха…

Кто же это? … (черепаха)!

Проползает кнут живой.

Приподнялся, зашипел:

Подходи, кто очень смел (змея)

– Что объединяет этих животных: черепаху, змею, ящерицу? (это пресмыкающиеся животные-рептилии)

– А какое животное можно ещё отнести к ним? Почему?

На доску вывешиваются картинки с пресмыкающимися.

Загадки.

Где же вы её найдёте?

Ну конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка).

Сидит Матрёна намокрёна, не говорит – ещё терпима, а как речи начнёт – всех досада возьмёт.

– Что объединяет лягушку и жабу? (Это земноводные животные – амфибии)

Какое животное ещё можно отнести к этой группе? (Тритона) Почему? Его называют ящерицей, которая откладывает икру в воде.

На доску вывешиваются картинки с земноводными.

– Однажды я подслушала такой разговор:

На пригорке под кустиком возле речи сидели две лягушки.

IX. Инсценировка экологической сказки. 3 минуты.

1 лягушка.«Очень трудно выбрать место для того, чтобы отложить икру и вывести потомство».

2 лягушка.« Да, всё кругом завалено мусором!»

Тритон. «Верно вы говорите, ничего не понимают люди, бросают мусор там, где захочется. А ведь сами тоже сюда отдыхать и купаться приходят. Как им только не противно купаться в такой воде?»

1 лягушка.«Посмотри, сюда снова идут какие-то дети! Они сейчас снова будут везде бросать мусор, да ещё и нам от них достанется. Бежим скорее отсюда!»

Лягушки нырнули в воду и спрятались в тине.

1 ученик. Ребята, смотрите, как много мусора.

2 ученик. Да, к сожалению, некоторые люди на месте отдыха после себя часто оставляют бутылки, остатки пищи, пакеты.

3 ученик.Взрослые иногда мусорят даже больше, чем дети, а вот детям приходится за ними всё  убирать.

1 ученик. Обидно, что люди не понимают, что засоряя природу, они губят её.

Лягушки от неожиданности вынырнули и  громко заквакали:

Лягушки. «Пр-р-ростите нас, мы увидели пр-р-ре-кр-р-расную работу!

Мы вас очень благодар-р-рим!»

2 ученик.Нам тоже очень приятно, что мы вам помогли.

3 ученик.Мы хотим, чтобы наша любимая речка стала чистой и красивой!»

Тритон.Хорошо было бы, если все люди были такими добрыми!

– Чему учит нас эта экологическая сказка? 1 минута.

X. Слайд 7. Физминутка «Зверобика» 2минуты.

XI. Слайд 8. Работа по учебнику стр. 86-88 – 5минут.

– Откройте учебник на странице 86. Положите закладку.

Текст читает Беседа Валера.

– Каких животных называют хищниками, а каких травоядными?

– Как называются животные, которые питаются и травой и другими животными?

– Почему млекопитающих так называли?

– Каких млекопитающих знаете вы?

Работа по вопросам учебника и картинкам на странице 86.

Рассмотрите рисунки, назовите животных и определите, к какой группе они относятся.

Воробьи – птицы.

Коза – домашнее животное.

Золотая рыбка – рыба

Муха – насекомое

Лягушка – земноводное

Змея – пресмыкающееся

Рассмотрите рисунки на странице 87.

– Какие животные относятся к диким, какие к домашним? Докажите.

Закройте учебники.

XII. Слайд9. Запись домашнего задания. 1 минута.

– Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок познания мира. 24 января стр. 86-87, пересказ, отвечать на вопросы

XIII. Закрепление (2 мин.)

Слайд 10.

– Назовите отличительные признаки каждой группы.

XIV. Задание 3. (дополнительно) слайд 11 Рефлексия. 3 минуты

У меня на столе лежат картинки с разными животными. Вам нужно подумать, где живут эти животные и правильно расположить их на нашем плакате.

Учащиеся выходят по группам.

XV. Подведение итога. 2 минуты.

– Какое из животных всех нужнее, всех важнее?

Ответом на этот вопрос могут быть эти строки из стихотворения Б.Заходера «Про всех на свете» Баймулдина Наргиза, Жагуфарова Жанель, Поздняков Артём.

1. Все – все на свете,На свете нужны!И мошки не меньшеНужны, чем слоны.Нельзя обойтисьБез чудовищ нелепыхИ даже без хищников,Злых и свирепых!

– Какое из животных всех нужнее, всех важнее?

– Как нужно относиться к животным?

– Что нового вы открыли для себя на уроке?

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории окружающий мир:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/raznoobrazie-mira-zhivotnih.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть