Разбор по членам предложения

Содержание

Разбор предложения по составу самостоятельно и онлайн

Разбор по членам предложения

Разбор предложения по составу называют синтаксическим. Он один из первых, который изучают в школе. Сначала процесс может вызывать трудности, однако, уже после двух разборов многие люди быстро находят все составляющие.

Поможет в разборе знание частей речи, правила об основе и второстепенных членах предложения, понимание связи слов в словосочетании. Это проходят к концу начальной школы, поэтому ученики 5 класса выполняют разбор без труда.

Следование простому плану

Придерживаясь определённой последовательности, можно быстро сделать разбор. Для этого понадобится обратить внимание на такие этапы:

  1. Определить, к какому типу относится фраза: повествовательному, вопросительному или побудительному.
  2. По эмоциональному окрасу отличают восклицательное и невосклицательное предложение.
  3. Затем переходят к грамматической основе. Её нужно найти, обозначить способ выражения, указать, является предложение простым или сложным.
  4. Определить односоставность и двусоставность написанного.
  5. Найти дополнительные члены предложения. Они покажут, является оно распространённым или нет.
  6. С помощью определённых видов линий выделить каждый второстепенный член предложения. При этом над словом указывают, каким оно является членом предложения.
  7. Обозначить, имеются ли пропущенные члены предложения в предлагаемой фразе, что позволит определить, полным или неполным является высказывание.
  8. Имеются ли осложнения.
  9. Дать характеристику написанному.
  10. Составить схему.

Чтобы правильно и быстро провести синтаксический разбор, нужно знать, что представляет собой основа и второстепенные члены.

Основа

В любой основе имеется подлежащее и сказуемое. При разборе первое слово подчёркивается одной линией, второе – двумя. Например, «Наступила ночь». Здесь грамматической основой выступает полная фраза. В ней подлежащее слово «ночь». Подлежащее не может находиться ни в каком другом падеже, кроме именительного.

По соседству находится сказуемое «наступила», которое описывает действие, совершённое с подлежащим. (Пришёл рассвет. Наступила осень.) В зависимости от того, простым или сложным является предложение, выделяют одну или две основы. В высказывании «Жёлтые листья опадают с деревьев» одна грамматическая основа. А здесь две основы: «Луна спряталась – наступило утро».

Перед синтаксическим разбором фразы необходимо найти дополнительные члены предложения:

  1. Чаще всего дополнение — это существительное или местоимение. Ко второму члену предложения могут добавляться предлоги. Оно отвечает на все вопросы падежей. Сюда не входит именительный падеж, так как он может быть только у подлежащего. Посмотри (куда?) на небо. Обсудим (что?) вопрос. В семантическом значении они стоят в одном ряду с существительным.
  2. Определение выполняет описательную функцию, отвечая на вопрос «Какой? Чей?». Часто сложно выявить член предложения из-за того, что оно бывает двух видов. Согласованное, когда два слова находятся в одном лице, роде, числе и падеже. Несогласованное выступает словосочетанием с управлением и примыканием. Например: «На стене висит книжная полка. На стене висит полка для книг». В обоих случаях можно задать вопрос: какая? Однако отличием является согласованность и несогласованность определения.
  3. Обстоятельство описывает образ действия, время. Считается самым обширным членом предложения. Мы встретились (где?) в магазине. (Когда?) Вчера мы ходили в кино. Я (как?) легко сделаю упражнение. Это приводит к тому, что обстоятельство часто путают с дополнением. Здесь важно правильно поставить вопрос от главного слова к зависимому.

Взаимосвязь при написании

Важно сказать, что все второстепенные члены обязательно связаны с одним из главных слов. Определение находится в составе подлежащего, поэтому вопросы задают именно от этого члена предложения. А вот дополнение и обстоятельство связано со сказуемым.

На письме при разборе следует обозначить второстепенные члены. Если подлежащее и сказуемое подчёркивают одной и двумя линиями соответственно, то дополнение выделяют пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – точкой и тире. При синтаксическом разборе следует обязательно указывать в графическом варианте, чем является каждое слово.

Практическое занятие

Рассмотрим простое предложение:

Зимой туристы отправляются на горнолыжный курорт.

Начинают с основы. Здесь она представлена словосочетанием «туристы отправляются». То есть подлежащее — туристы, сказуемое – отправляются. Это единственная основа, значит, написанное является простым высказыванием. Так как имеются дополнительные члены, то оно является распространённым.

Теперь можно заняться поиском дополнений. Здесь при написании его не использовали. За ним следует определение: на (какой?) горнолыжный курорт. И можно выделить обстоятельства. Отправляются (куда?) на курорт, отправляются (когда?) зимой.

Вот так выглядит предложение при разборе по составу: Зимой (обст.) туристы (подл.) отправляются (сказ.) на горнолыжный (опр.) курорт (доп.).

Пример сложного предложения:

Солнце зашло за тучу, с неба пошёл мелкий дождь.

Сначала ищем основу. В предложении речь идёт о солнце и дожде. Значит, основы в предложении две: солнце зашло, и дождь пошёл. Теперь нужно найти дополнительные члены предложения в каждой основе. Зашло (куда?) за тучу; пошёл (какой?) мелкий, пошёл (откуда?) с неба.

Вот так нужно разбирать распространённые предложения по составу:

Мальчик сидел на крыше дома и смотрел на звёздное небо, притягивающее взгляд.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

Здесь основа – мальчик сидел и смотрел, поэтому сказуемых два. Находим второстепенные члены предложения. Сидел (где?) на крыше (чего?) дома. Смотрел (куда?) на небо, (какое?) звёздное. Небо (какое?), притягивающее взгляд.

То есть после нахождения всех составляющих высказывания, оно будет выглядеть так:

Мальчик (подл.) сидел (сказ.) на крыше (обст.) дома (доп.) и смотрел (сказ.) на звёздное (опред.) небо (обст.), притягивающее взгляд (опред.).

Синтаксический разбор предложения делать несложно. Главное, придерживаться шагов, начиная с поиска главных членов предложения. Они являются основой. Затем переходят к второстепенным. В конце разбора каждый из них подчёркивают определённой линией.

Из видео вы узнаете, как правильно сделать синтаксический разбор предложения.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/russkiy-yazyik/razbor-predlozheniya-po-sostavu-samostoyatelno-i-onlajn

Разбор предложений по составу онлайн

Разбор по членам предложения

При работе с различными текстами многим требуется разобрать предложение по его составу.

Осуществление такого разбора обычно предполагает наличие у человека соответствующих филологических знаний, способных помочь в корректном анализе нужного ему текста.

При этом в сети также существуют сервисы, выполняющие операции по синтаксическому разбору предложения онлайн. После досконального изучения правил по разбору разных предложений по составу я решил изложить все свои наработки в данной статье.

Выполняем анализ предложений по составу с помощью сетевых сервисов

Правила синтаксического анализа предложений

В начале отмечу, что выражение «разбор предложения по составу» несколько некорректно, так как по составу обычно разбирают слова, а то, что нас интересует в данном случае, называется «синтаксическим разбором предложения».

При этом указанный синтаксический разбор (в школе его ещё называют «разбор по членам») обычно выполняется следующим образом:

  • Определитесь, какое анализируемое предложение по цели его высказывания (повествовательное, вопросительное или носит побудительный характер);
  • Обозначьте эмоциональную окраску предложения (оно восклицательное или не восклицательное);
  • Отметьте количество грамматических основ в данном предложении (если предложение простое – то одна основа, если сложное – две и более);

Если предложение простое:

  • Определяемся, односоставное наше предложение или нет. Если в предложении только один главный член – односоставное, если в предложении есть и подлежащее и сказуемое – двусоставное;
  • Смотрим, распространённое это предложение или не распространённое;
  • Осложнённое или неосложнённое (есть ли в предложение однородные члены, обращение, причастный или деепричастный оборот и так далее);
  • Определитесь, какими частями выражаются члены предложения;
  • Нарисуйте схему предложения.Иллюстрация синтаксического разбора простого предложения

Пример простого предложения:

«Это был необыкновенный осенний день!»

Проведя синтаксический анализ мы можем видеть, что это предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, не осложнено.

Если предложение сложное:

  • Определитесь со связью в сложном предложении – союзная или бессоюзная;
  • Обозначьте связь, используемую в предложении – интонация, подчинительная, сочинительная;
  • Укажите на тип сложного предложения — бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое.

Пример сложного предложения:

«В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.»

Проведя синтаксический анализ данного предложения мы можем видеть, что это предложение имеет повествовательный характер, не восклицательное, сложное, обладает союзной связью, сложносочинённое. Первое предложение здесь двусоставное, грамматической основой выступают слова «розы и лилии были», оно распространённое, и осложнено однородными подлежащими.

Второе предложение в этом сложном предложении двухсоставное, его грамматической основой являются слова «тюльпаны нравились», предложение распространённое, и не осложнено.

Сервисы для разбора предложения по составу онлайн

В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:

Seosin.ru

Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.

  1. Для работы с данным сервисом перейдите на сайт seosin.ru.
  2. Введите в соответствующее окно ваше предложение, и нажмите на «Анализировать».

Окно для проведения синтаксического анализа текста на сервисе seosin.ru

Lexisrex.com

Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.

  1. Для работы с данным ресурсом выполните вход на сайт lexisrex.com.
  2. Вставьте ваше предложение в соответствующее окно, и нажмите на кнопку «Analyze».

Проведите синтаксический анализ англоязычного предложения на сайте lexisrex.com

Форумы лингвистов

В синтаксическом разборе предложения в режиме онлайн можно обратиться к помощи «человеческого фактора», и отправиться на разнообразные форумы лингвистов (уровня gramota.turbotext.ru, rusforus.ru и аналогам). Зарегистрируйтесь там, задайте свой вопрос, и вам обязательно помогут.

Обратитесь за помощью к участникам форума rusforus.ru

Заключение

Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов.

Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста.

Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.

Источник: https://sdelaicomp.ru/obzori/razbor-predlozhenij-po-sostavu-onlajn.html

Повторение. Разбор предложения по членам. 4-й класс

Разбор по членам предложения

  • Анохина Елена Викторовна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (615,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Тренироваться в определении главных и второстепенных членов предложения.
  2. Повторять словарные слова.
  3. Воспитывать бережное отношение к здоровью.

На доске девиз: “На добрый путь всегда готовым будь!”

– Все ли готовы к работе? (да)

– Разгадываем кроссворд, отгадаем загадки, а отгадкой будет словарное слово: см. кроссворд в презентации (слайды 1-7)

(записываем в тетради, затем слово появляется на экране)

– Назовите ударный слог и опасные места.

Не сварить хороших щей Нам без свежих … (овощей) Плаванье полезно всем, Посещаем мы …(бассейн) Нам не нужен аспирин, Принимаем …(витамин) Вызывает оптимизм Наш здоровый …(организм) Рассчитавшись по порядку, Дружно делаем …(зарядку) Занимайся физкультурой,

Будет стройная …(фигура)

– Какое новое слово получилось? (осанка)

– Назовите ударный слог и опасное место.

– Кто может объяснить, что обозначает это слово?

– В словаре Ожегова это слово объясняется так: (слайд 8.1)

– А словарь Даля дает другое объяснение этого слова (слайд 8.2) Как вы понимаете пословицу, приведенную Далем?

– Придумайте предложение со словом осанка.

– Я вам приготовила свои предложения со словом осанка (слайд 9) Прочитайте 1-ое предложение. Запишите его. Прочитайте 2-ое предложение. Запишите.

В предложении есть слова, без которых оно не может существовать.

– Какие же это слова? (Это главные члены предложения, его грамматическая основа)

Тема нашего урока: “Разбор по членам предложения

(слайд 10)

– А какие ещё члены предложения вы знаете? (второстепенные члены предложения)

Цель урока: уметь определять главные и второстепенные члены предложения.

– Какие члены предложения относятся к главным? (подлежащее и сказуемое)

– Что такое подлежащее? (слайд 11)

– Что такое сказуемое? (слайд 12)

– Какие относятся к второстепенным членам предложения? (слайд 13)

– О каком члене предложения говорится в определении? (слайд 14)На слайде запись: … – член предложения, выраженный именем существительным, отвечающим на падежный вопрос.

Аналогично слайды 15, 16

5.

– Вернёмся к нашим предложениям. (Слайд 17)

– Найдите предложение, в котором слово осанка является подлежащим.

– Как подчеркиваем подлежащее? Подчеркнуть (учитель на экране)

– Найдите сказуемое.

– Как подчеркиваем сказуемое? Подчеркнуть (учитель на экране)

– Каким членом предложения является слово осанка во втором предложении? (дополнением)

– Как подчеркиваем дополнение? (пунктирной линией) Подчеркнуть (учитель на экране)

– У какого сказочного героя была нарушена осанка? (у Бабы-Яги) (слайд 18)

– Как вы думаете, почему у Бабы-Яги вырос горб? (Когда она училась в школе, неправильно сидела за партой)

– Какой совет можно дать Бабе-Яге и тем людям, у которых нарушена осанка? (Надо заниматься спортом, правильно сидеть и стоять за партой) (слайд 19)

– Чтобы девочки были стройным как берёзки, а мальчики были высокими, нам помогают ростовые парты.

Меняемся партами. Чтобы нам не уставать,

Важно место поменять. (Собираем вещи с парты)

Смена положения –

С усталостью сражение. (Меняемся местами)

На уроке каждом

Это очень важно. (Раскладываем вещи на столе)

– Предлагаю поработать с текстом.

– На экране и у вас на листочках текст. (см. презентацию слайд 20)

– Что вы заметили? (пропущены буквы, нет знаков препинания, заглавных букв)

– Задание: Списать текст, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

*Все работают в тетради, один ребенок за компьютером (экран погашен).

– Проверим текст в тетрадях и на экране компьютера. (Поставить оценку ученику, выполнявшему задание).

– Разберем первое предложение по членам (см. презентацию слайд 21) используя алгоритм. Один ребенок комментирует с места. Учитель “подчеркивает” на экране компьютера.

– Какой частью речи выражены члены предложения?

– Разберите по членам второе предложение самостоятельно (см. презентацию слайд 22). Ребенок, комментировавший с места, выполняет задание на компьютере (экран погашен).

– Проверим. (Поставить оценку ученику, выполнявшему задание).

– Сейчас мы работали с компьютером и экраном. Поэтому необходимо сделать упражнения для глаз.

– А теперь вспомните, о каких растениях шла речь в тексте? (о лекарственных)

– Чем они полезны для человека? (приносят пользу)

– А у нас в классе есть растения? (Да. Фитомодуль)

– Для чего создан фитомодуль?

Фитомодуль служит для красоты, уюта, спокойной обстановки, для оздоровления воздушной среды. В нём есть лекарственные, красивоцветущие, экзотические растения.

– Да, с появлением зелёного уголка в классе дети стали меньше болеть и уставать. Стало комфортно и уютно. (слайд 23)

– А вы комфортно чувствовали себя на уроке? (да)

– Давайте вспомним цель нашего урока? (уметь определять главные и второстепенные члены предложения) (слайд 24)

– Мы достигли поставленной цели? (да)

– Оцените свою работу на уроке. (Смайлики)

16.02.2011

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590904/

Синтаксический разбор предложения

Разбор по членам предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.

  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора.

    Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.

  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor – uchim.org

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое – простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое – какой формой глагола;
    • составное глагольное – из чего оно состоит;
    • составное именное – какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные.

Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным.

Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания.

И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение.

Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями.

Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их.

Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи.

Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

38. Разбор по членам предложения

Разбор по членам предложения

Запомни:

Член предложенияОбозначает/показываетОтвечает на вопросыПодчеркивается
Подлежащееглавные члены предложенияо ком или о чем говорится в предложениикто?что?
Сказуемоеназывает то, что совершает предмет, его состояние, каков ончто делает?что делал?что будет делать?каков?
Определениевторостепенные члены предложенияпризнак предметакакой? какая?какое? какие?чей? чья?
Дополнениена какой предмет или явление направлено действиекого? чего?кому? чему?кого? что?кем? чем?о ком? о чём?
Обстоятельствокак совершается действие,когда совершается действие,где совершается действие,по какой причине совершается действие,с какой целью совершается действиегде? куда?когда? откуда?почему? зачем? и как?

Выпишипредложение.

Делайтак:Свысокихгорпобежализвонкие ручейки.

1.Основапредложения:

впредложении говорится о ручейках,следовательно, ручейки-это подлежащее,

оручейках говорится, что они побежали,следовательно, побежали– это сказуемое.

2.Впредложении есть второстепенные члены.

Задаювопрос от подлежащего:

ручейкикакие?- звонкие–это определение.

Задаювопрос от сказуемого:

побежалиоткуда?–с гор– это обстоятельство места.

Задаювопрос от второстепенных членовпредложения:

сгоркаких? – высоких– это определение.

39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор)

I.Вид предложения по цели высказывания.

II.Вид предложения по интонации.

III.Основа предложения (подлежащее исказуемое).

IV.Вид предложения по наличию второстепенныхчленов.

V.Второстепенные члены предложения.

Выпишипредложение.

Делайтак:Свысокихгорпобежализвонкиеручейки.(Повеств., невоскл., распр.)

Этопредложение

I.Повествовательное.

II.Невосклицательное.

III.Основапредложения:

впредложении говорится о ручейках,следовательно, ручейки-это подлежащее,

оручейках говорится, что они побежали,следовательно, побежали– это сказуемое.

IV.В предложении есть второстепенныечлены, поэтому оно распространённое.

V.Задаю вопрос от подлежащего:

ручейкикакие?- звонкие–это определение.

Задаювопрос от сказуемого:

побежалиоткуда? – сгор– это обстоятельство места.

Задаювопрос от второстепенных членовпредложения:

Сгоркаких? – высоких– это определение.

Запомни:

Виды предложений
По интонацииПо цели высказыванияНевосклицательныеВосклицательные
ПовествовательныеНа улице идёт снег.На улице идёт снег!
ВопросительныеЧья это работа?Чья это работа?!
ПобудительныеПодождите меня.Подождите меня!

III. Пунктуация

40.Знакипрепинания в конце предложений( .?! ).

Выпишипредложение правильно. Придумай своеили найди в учебнике предложение с такимже знаком. Подчеркни знак препинания.

Делайтак:Слава нашей Родине !Слава труду !

41.Однородные члены предложения.

Выпишипредложение. Правильно расставь знаки.Подчеркни однородные члены предложения.Начерти схему предложения.

Делайтак:Грачи,скворцыи жаворонкиулетели в теплые края. (О,О и О)

Знакипрепинания при однородных членах:

О,О

Ои О

Оили О

Ода (=и) О

О,а О

О,но О

О,да (= но) О

иО , и О,и О,и О

илиО , или О,или О,или О

О, и О,и О,и О

42.Сложноепредложение.

Выпишиправильно предложение. Подчеркниграмматические основы. Начерти схемы.

Делайтак:

Дремлют рыбыпод водой, почивает сомседой.

[ ], [ ].

43.Предложенияс прямой речью.

Запишиправильно предложение. Составь схему.

Делайтак:

1)Олег успокаивал мать: “Все будетхорошо”.

А:”П”.

2)Он крикнул: “Вперёд, ребята!”

А:”П !”

3)Он спросил: “Ты откуда, парень?”

А:”П?”.

4)”Я тебя не выдам”, – обещал Иван.

“П”,-а.

5)”Пожар!”– крикнула Таня.

“П!”-а.

6)”Кто это был?” – спросила Оля.

“П?”-а.

7)”Я врач, – сказал он,- сегодня дежурю”.

“П,- а, – п”.

8)”Наше присутствие необходимо, -закончил Петров.- Выезжаем утром”.

“П,- а. – П”.

9)”Почему в пять? – спросил брат.- Этоочень рано”.

“П?- а. – П”.

10)”Ну и отлично! – воскликнула Аня.-Поедем вместе”.

“П!- а. – П”.

11)”Он из нашей группы, – сказал Иван.-Садись, Пётр!”

“П,- а. – П!”

УЧИТЕЛЮИ РОДИТЕЛЯМ

«Памяткапо выполнению работы над ошибками порусскому языку» состоит из трёх разделов:«Правила правописания», «Виды разборов»,«Пунктуация».

Впервом и третьем разделе даны указанияо том, какие операции и в какойпоследовательности необходимо произвестиучащимся при выполнении работы надошибками. Для того чтобы ученик могбыстро и легко найти в памятке нужнуюорфограмму, каждое правило имеет свойпорядковый номер.

Работупо памятке мы предлагаем проводитьследующим образом. К традиционнымобозначениям ошибок на полях приписыватьномер орфограммы, помещенной в памятке.После проверенной работы пропускатьдве строчки и на последующих строчкахуказывать эти номера.

Ученик,получив тетрадь, должен выполнить работунад ошибками строго по памятке. Каждуюработу учитель проверяет и оценивает,при этом учитывается правильность иточность исправления.

Например:на улице сильный морос – на полях учениквидит|№20.Он открывает книжку-памятку и читаеталгоритм работы:

№20Мороз– морозы.

Такимобразом, основными видами самостоятельнойработы учащихся над ошибками являются:

-самостоятельное исправление (потомможно предложить самостоятельноеотыскивание) ошибок;

-самостоятельное выписывание слов, вкоторых допущена ошибка;

-подбор проверочных слов;

-повторение правил.

Учитываянеобходимость преемственности начальнойи средней ступени обучения при составлении третьего раздела «Виды разборов»(морфемный, фонетический, морфологический,синтаксический) мы опирались на учебникдля 5 класса общеобразовательныхучреждений, авторы Т.А. Ладыженская,М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

«Памяткапо выполнению работы над ошибками порусскому языку» может быть использованав учебной работе по любой программеначальной школы, как при групповой формеработы, так и при индивидуальной,самостоятельной работе ученика в классеили дома.

Литература

1.Русскийязык: 3 класс: комментарии к урокам/ С.В.Иванов, М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф,2011.-464 с.- (Начальная школа XXIвека).

2.Русскийязык: Теория: Учебник для 5-9 кл.общеобразоват. учеб. заведений /В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.:Просвещение,1994.-256 с.

3.Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват.учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение,2007.-317 с.

4.Справочник для начальных классов.Пособие для учащихся 3-5 классов, ихродителей и учителей. /Т.В. Шклярова -М.: “Грамотей”, 2012, 128 с.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5920262/page:5/

Разбор предложения по частям речи онлайн

Разбор по членам предложения

Для начала разберемся с терминологией: для предложения существует только синтаксический разбор. В этом разборе указывается подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Указать часть речи можно только для слова.

Тем не менее, в синтаксический разбор предложения часто входит задача указать часть речи для каждого слова. И есть сервисы, где можно ввести либо предложение целиком, либо по одному слову.

И они дают вам информацию по частям речи для каждого слова.

Goldlit

В этом сервисе можно ввести предложение целиком и получить морфологический разбор каждого слова. В который, конечно же, входит и часть речи. Например:

Разбор Goldlit

Как видите, обнаруженное слово ставится в начальную форму и для него указывается:

  • Начальная форма.
  • Часть речи.
  • Грамматика – что тут указывается зависит от части речи.
  • Формы слова.

Нас интересует часть речи. Но будьте внимательны сервис недостаточно умен, чтобы всегда корректно его определить. Например, частица «уж». В приведенном предложении это частица, а никакое не существительное «уж». Про ужей тут речи не идет.

Так что результаты пословного разбора предложения надо перепроверять вручную. В этом смысле он ничуть не выигрывает у сервисов, где вводится одно слово. Если б он мог из контекста определить значение, то выигрывал бы, а так – нет.

Так что обратите внимание обычные на онлайн-сервисы морфологического разбора, они работают также. У меня один такой сервис описан тоже дальше.

Возьмем другой пример, повествовательное предложение  «Времени нет». 

Что скажет нам Goldlit?

Начальная форма: ВРЕМЕНИТЬ
Часть речи: глагол в личной форме
Грамматика: второе лицо, действительный залог, единственное число, переходный, несовершенный вид, повелительное наклонение (императив)То есть слово «времени» он понял как глагол «повремени». Что явно неправда. Дальше правда указывается второе значение:
Начальная форма: ВРЕМЯ
Часть речи: существительное
Грамматика: единственное число, неодушевленное, родительный падеж, средний род
Формы: время, времени, временем, времена, времён, временам, временами, временах

Это уже правильно, существительное. В общем будьте внимательны при использовании подобных сервисов.

Чтобы воспользоваться сервисом:

Викислово

Здесь вы можете указать только одно слово. При этом дополнительно вам скажут, каким членом предложения может быть это слово. Либо один вариант, либо, если их несколько, то так и пишут. Разбор слова «времени» выглядит примерно так же:

Разбор слова в Викислово

А вот разбор слова «добавив». Тут уже однозначно указан член предложения. Это обстоятельство. Потому что деепричастия всегда являются обстоятельствами.

Разбор слова в Викислово

Morphologyonline

Этот сервис мне нравится даже больше: дизайн чище, рекламы меньше, работает не хуже.

Чтобы воспользоваться:

Вы получите разбор:

Разбор слова в Morphologyonline

Здесь третьей строкой идет «Синтаксическая роль». Это то же самое, что «Член предложения» в сервисе Викислово.

А второй строкой идут «Морфологические признаки», которые в первом сервисы обозначены как «Грамматика».  Тут они прописаны лучше, так как разделены на постоянные и непостоянные. Имеется в виду, что в зависимости от формы слова, какие-то признаки могут меняться, а какие-то нет.

Например, существительное «время» всегда нарицательное, неодушевленное, среднего рода и 2 склонения. Это постоянные признаки. А падеж  и число могут меняться в зависимости от формы слова: «нет времени», «дай время», «с давних времен». Тут родительный, дательный, снова родительный падеж. И единственное, снова единственное и множественное число.

Какую форму слова «время» употребишь, такой падеж и число и будет. Потому это непостоянные признаки.

Морфологический vs Морфемный

Морфологический разбор слова следует отличать от морфемного. В морфемный разбор слова входит определение корня, суффикса, окончания, основы слова. Для морфемного разбора тоже есть много сервисов, они описаны тут.

Морфемный разбор слова

Синтаксический разбор предложения

Если вам надо определить не только части речи всех слов предложения, но и разобрать предложение в целом: по цели высказывания, подчеркнуть члены предложения, то используйте шпаргалки, коих полно в интернете. Кое-где можно даже поупражняться онлайн. Сравнение подобный сервисов у меня тут.

Синтаксический разбор предложения

Источник: https://itlang.ru/razbor-predlozheniya-po-chastyam-rechi-onlajn/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть