Разбор местоимения как части речи

Урока русского языка в 3 классе «Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи»

Разбор местоимения как части речи

Наша кнопка

Скачать материал

Урока русского языка в 3 классе

«Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи»

Цель: знакомство учащихся с порядком разбора местоимения как части речи, с ролью личных местоимений в речи.

Задачи.

Образовательные: развивать умение распознавать местоимения в тексте; формировать умение употреблять личные местоимения в речи; формировать умение выделять грамматические признаки местоимения как части речи 
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, устную и письменную связную речь; развивать умение оценивать свои знания.
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, интерес и уважение к русскому языку.

 УУД

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: учебник, слайдовая презентация, кластер, звезды для самооценки (красные, желтые, синие), 12 звезд, 4 конверта с признаками, плакат самооценки.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I. Организационный момент (3 мин.).Слайд 1Звучит музыка.Я читаю слова.Слайд 2На доске -плакат.– Вот звёздное небо!-Что видно на нём?- Звёзды там светят далёким огнём!- Только ли звёзды на небе сияют?- Нет! Среди них созвездие Знаний блуждает!- Сегодня на уроке мы совершим путешествие к созвездию Знаний и увидим, как оно выглядит.- Давайте прочитаем, о чем вы должны помнить, работая на уроке.-Мы уже многое знаем.-В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.-Мы имеем право на ошибку.У вас у каждого по три звезды, которыми вы сами себя будете оценивать:Голубая – вы все сделали правильно,Желтая – допустили 1 ошибку,Красная – допустили несколько ошибок.- Откройте тетради, запишите число, классная работа.Слушают.Читают.Работают в тетради.Личностные УУДвоспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познанияКоммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиII.Актуализация знаний. Формулирование темы урока. ( 5 мин.)Слайд 2Звезда 1Задание 1.Звезды:Род, число, лицо, существительное, личное, местоимение, начальная форма,одушевленное или неодушевленноСлайд 3Слайд 4Звезды все пересчитаю, Все кометы перечту – Так я прошлое узнаю И грядущее прочту. В небе множество загадок – Знаю их наперечет. Наведет всегда порядок В звездных картах … (звездочет)  (Б. Поляков) – К нам в гости пришел Звездочет и принес звездочки с заданиями.- Звездочет вместе с вами будет путешествовать к созвездию Знаний.Послушайте первое задание.

  1. Найдите местоимения в тексте.
  2. Что такое местоимение?
  1. Что вы можете рассказать о местоимении мы?

Звездочет поймал несколько звезд, упавших с неба и принес к нам.Прочитайте, что на них написано.- Как можно назвать слова, записанные на звездах?- Выберите среди них только те признаки, которые относятся к местоимениям.- Проверьте, все ли признаки выбрали.- Давайте посмотрим, какие звезды преобладают на небе после выполнения 1-го задания.- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?Достают звездочку и читают задание.Мы, у нас Рассказывают правило.Мы – 1 лицо, мн.ч.Переворачивают звезды.Читают записи на звездах.Признаки частей речи.Род, число, лицо, местоимение, личное, начальная форма.Род, число, лицо, местоимение, личное, начальная форма.Самооценка.Разбор местоимения как части речи.Познавательные УУДАнализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Коммуникативные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений.2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах.Регулятивные УУДФормулировать вопрос (проблему) урока и его цель.III.Открытие новых знаний. Постановка проблемы.(6 мин.). Звезда 2КонвертПорядок разбора.Слайд 5Собираю созвездие.на доске.Звезда 3. СозвездиеСлайд 6– Послушайте следующее задание.2. Разберите в группах местоимениеу нас.– У каждой группы на столе конверт с признаками местоимений. Откройте его, расположите эти признаки по порядку, чтобы разобрать местоимение как часть речи.- Произведите разбор на листах фломастером.- Защита у доски.Проверка.- Почему не определили род?- В каком лице можно определить род?- Командиры, проверьте, так ли ваша группа выполнила задание.- Задание было одно?- А как вы его выполнили?-Почему так получилось?- Прочитайте алгоритм разбора местоимения на с. 67.- У вас на столе кластер, сейчас мы его будем заполнять.- Обратите внимание на образец записи.- Какие слова сокращены? Как?- Уважаемый Звездочет принес ещё одну звезду. Послушайте задание.- Разберите местоимение как часть речи по алгоритму.- Работаете в парах.- Записываете в тетради.- Взаимопроверка.- СамооценкаДостают звезду.Распределяют в группах.Разбирают в группах на листах.Проверяют.ПроверяютПо- разномуМы не знаем порядка разбора местоимения.Читают алгоритм на с. 67.Составляют кластерЧитают задание.Работают в парахв тетради.1 ряд – вам, 2 ряд – нам, 3 ряд – тебе.Проверяют друг у друга.СамооценкаПознавательные УУД1.Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.2. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.Коммуникативные УУД 1.Высказывать и аргументировать свою точку зрения.2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.3. Договариваться о совместной деятельности, работать в группах4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.Регулятивные УУД1. Искать пути решения проблемы.2.Высказывать предположения на основе наблюдений.3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.IV. Физминутка Звезда 4. (2 мин.) Звездочет приглашает вас на физминуткуСлайд 7 Представьте, что вы звездочки. Вы летите в космосе, между другими звездами.Повторяйте движения за мной.V. Углубление и обобщение изученного.(10 мин.)Словарная работа.Шкатулка.ЭтимологияСлайд 8Словарь Сергея Ивановича Ожегова.Слайд 9Слайд 10Слайд 11Слайд 12Слайд 13Слайд 13Звезда 5 СозвездиеЗвезда 6 СозвездиеСлайд 14– Звездочет пришел к нам в гости не с пустыми руками. У него в шкатулочке удивительный предмет.- А какой, вы узнаете, отгадав его загадку.Горит, но не огонь.Светит, но не звезда.Освещает путь в темноте, но не маяк.(фонарь)- Запишите слово фонарь, подчеркните орфограммы.- Какие орфограммы вы подчеркнули?- Фонарь – (греч. турецк).род коробки со стеклами для держанья огня, света.- Прочитаем определение в словаре С.И. Ожегова.- Фонарь – осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света.- Составьте словосочетания со словом фонарь. Лучшие мы запишем в тетрадь.- Это ручные и шахтерские фонари,- А есть уличные фонари.- Вам известны Царь-колокол, Царь-пушка,а есть ещё «Царь-фонарь», который находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Фонарь этот, высотой более двух метров, весом 160 кг, несли обычно перед крестным ходом на Пасху восемь человек.4. У Звездочета есть любимое произведение.1) Прочитайте текст вслух, определите жанр.- Найдите речевые ошибки,- Как устранить эту ошибку?- Откройте учебник, найдите упр. 299, стр. 68.- Замените существительные местоимениями, чтобы получился красивый текст. Работаете в парах.2) Сильный ветер качнул Уличный Фонарь, и он увидел высоко-высоко в чёрном небе Звезду.«Какая она маленькая, – подумал Фонарь. – А так высоко забралась. Ей, наверное, страшно..».Но как раз Звезде не было страшно, потому что она не собиралась прыгать вниз.- Почему вы не заменили существительное Звезде?3) Звездочет предлагает списать 1 варианту – 1 абзац, 2 варианту – 3 абзац.- Найдите и подчеркните личные местоимения.4) Разберите местоимения как часть речи:1 вариант – местоимение м.р.2 вариант – местоимение ж.р.- Самопроверка.- СамооценкаОтгадываютЗаписывают слово – фонарь и подчеркивают орфограммы.ОтвечаютЧитает ученик в словаре.Яркий фонарь, потухший фонарь, ручной фонарь, уличный фонарь, посветил фонарем (записывают 2-3 сочетания).Сказка.Повтор имён существительных Фонарь и ЗвездаЗаменить существительные местоимениями.Работа в парах.Заменяют существительные местоимениями.Читают исправленный текст.В предыдущем предложении существительное Звезда уже заменено местоимением.Списывают текст.1 вариант – 1 абзац.2 вариант – 3 абзац.Находят местоимения.Разбирают местоимения самостоятельно:1 вариант – он2 вариант – она– Самопроверка.- СамооценкаПознавательные УУД Адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества в парах;оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.Регулятивные УУДОсуществлять познавательную и личностную рефлексию.VI. Итог урока. Слайд 15Слайд 16– Вот мы и завершили путешествие.- На что похоже созвездие Знаний?- Перед тем, как Звездочет отправится к себе, давайте повторим:- Какая тема урока была сегодня?- Повторим алгоритм разбора местоимения как части речи.- Ребята, а Звездочет хочет проверить, хорошо ли вы знаете личные местоимения. Он приготовил вам загадки.1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)2. Какие два местоимения мешают движению? (ямы)3. Сколько личных местоимений в слове семья?(7)4. Первый слог – личное местоимение, второй – звуки, которые издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква)На «пятерку»Повторяют алгоритм по созвездию.Отгадывают загадки.VII. Рефлексия. (3 мин.)Слайд 17Слайд 18– А сейчас оцените свою работу на уроке.- Доскажите фразу до конца и прикрепите свою звезду на наше небо.– Я научился разбирать местоимение как часть речи …- Спасибо за работу.Отлично (голубая звезда)Хорошо (желтая звезда)Нормально (красная звезда)Регулятивные УУДОсуществлять познавательную и личностную рефлексию.VII. Домашнее задание. (1 мин)На доскеУпр.300, с. 68,

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: //doc4web.ru/russkiy-yazik/uroka-russkogo-yazika-v-klasse-razbor-mestoimeniya-kak-chasti-re.html

Морфологический разбор местоимения

Разбор местоимения как части речи

Морфологический разбор означает, что слово нужно охарактеризовать как часть речи. Проводи морфологический разбор местоимения, если после слова ты видишь надстрочную цифру “3” – мне3. В начальной школе знакомятся только с личными местоимениями, поэтому в разделе будут приведены примеры морфологического разбора для личных местоимений.

Схема морфологического разбора местоимения:

  1. Часть речи. На что указывает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж).
  3. Лицо.
  4. Падеж.
  5. Род (если есть).
  6. Число.
  7. Каким членом предложения является (главным или второстепенным, каким именно).

Примеры устного рассуждения:

Дано предложение: Эта река удивительная, я слышал разные истории о ней3.

(истории о) ней

  1. Из предложения выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать – слово (о) ней вместе со словом истории: истории (о чём?) о ней. (О) ней – местоимение, т.к. отвечает на вопрос о чём? и указывает на предмет, но не называет его.
  2. Начальная форма – она – именительный падеж.
  3. 3-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Истории (о чём?) о ней – предложный падеж.
  5. Женский род, определяю по начальной форме.
  6. Единственное число, т.к. форма предложного падежа – о ней.
  7. В предложении является дополнением: истории (о чём?) о ней.

Дано предложение: Я буду ждать тебя3 возле школы.

(ждать) тебя

  1. Выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать – ждать (кого?) тебя. Тебя – местоимение, т.к. отвечает на вопрос кого? и указывает на лицо.
  2. Начальная форма – ты – именительный падеж.
  3. 2-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Ждать (кого?) тебя – родительный падеж.
  5. Рода нет, т.к. это местоимение 2-го лица.
  6. Единственное число, определяю по форме родительного падежа – тебя.
  7. В предложении является дополнением: ждать тебя.

Дано предложение: Мы3 вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

Мы

  1. (кто?) мы – это местоимение, т.к. отвечает на вопрос кто? и указывает на ли́ца.
  2. Начальная форма – мы – именительный падеж.
  3. 1-е лицо, определяю по начальной форме.
  4. Кто? мы – именительный падеж.
  5. Род не определяю, т.к. это местоимение 1-го лица.
  6. Множественное число.
  7. В предложении является подлежащим: Мы вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

Образец письменного разбора:

Дано предложение: Эта река удивительная, я слышал разные истории о ней3.

(истории о) ней

  1. Истории (о чём?) о ней. Мест., о чём?, указ. на предмет.
  2. Н. ф. – она
  3. 3-е л.
  4. П. п.
  5. Ж. р.
  6. Ед. ч.
  7. Дополнение: истории (о чём?) о ней.

Дано предложение: Я буду ждать тебя3 возле школы.

(ждать) тебя

  1. Ждать (кого?) тебя. Мест., кого?, указ. на лицо.
  2. Н. ф. – ты
  3. 2-е лицо.
  4. Р. п.
  5. Ед. ч.
  6. Дополнение: ждать тебя.

Дано предложение: Мы3 вместе играем и вместе за эти игры отвечаем.

Мы

  1. кто? мы, Мест., кто? указывает на лица.
  2. Н. ф. – мы.
  3. 1-е лицо.
  4. И. п.
  5. Мн. ч.
  6. Подлежащее: Мы вместе играем

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Личные местоимения

//www.youtube.com/watch?v=tb4VIjW0cwQ

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 235, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 300, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 301, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 324, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 325, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 178, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 74, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

7 класс

Упражнение 224, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 243, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 336, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

© 2019 – budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: //budu5.com/manual/chapter/56

Как разобрать местоимение как часть речи. Правописание и склонение местоимений. Роль местоимений в русском языке

Разбор местоимения как части речи

Местоимение – одна из самостоятельных частей речи. В школьной программе под ее изучение отведен не один урок. В данной статье мы с вами узнаем, как разобрать местоимение как часть речи. Но перед этим поговорим немного о самом местоимении и определим его основные грамматические признаки, так как без этих знаний сделать полноценный разбор не удастся.

Также постараемся составить алгоритм разбора данной части речи и приведем пример для лучшего понимания сути вопроса и закрепления полученных вами знаний. Кроме того, поднимем и вопрос о синтаксической роли местоимений в предложении, а также уделим немного внимания такой важной проблеме, как правописание местоимений.

Общие сведения

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы “кто?”, “что?”, “какой?”, “чей?”, “сколько?”, “как?”, “когда?”, “где?” При этом данная часть речи указывает на предметы, их признаки или количество, но не называет их. Местоимения обладают такими признаками, как разряд, лицо, число, род, падеж.

В русском языке роль местоимений довольно важна. Слова, которые относятся к данной части речи? являются одними из наиболее употребляемых. С их помощью можно избегать повторов, успешно заменяя слова в тексте на местоимения, придавать экспрессивную окраску (к примеру, замена «я» на «мы» в научных текстах, сарказм при обращении к хорошо знакомым людям на «вы» и т. д.).

И это далеко не полный перечень стилистических возможностей данной части речи. Тут стоит отметить, что в школьной программе также уделяют внимание употреблению личных местоимений. Специально для этого разработаны упражнения, в ходе которых ребенок учится правилам обращения к своим друзьям и взрослым людям.

К примеру, написание писем для друга и учителя и их сравнение, составление диалогов с местоимениями «ты» и «вы».

Прежде чем говорить о том, как разобрать местоимение как часть речи, скажем пару слов о его происхождении. Местоимения были известны еще в праславянском языке и использовались довольно широко. По сути, данная часть речи была сформирована еще до выделения русского из праславянского языка.

Если ознакомиться с исторической грамматикой, становится ясно, что все местоимения имеют давние корни, то есть образованы довольно давно, и на данном этапе нам не стоит ждать пополнения этой части речи новой лексикой.

Слова-местоимения практически не изменили своего начертания и звучания на протяжении веков.

Разряд

Если вы хотите узнать, как разобрать местоимение, то первым делом вам следует ознакомиться с его характеристиками и разрядами. В русском языке насчитывается 9 разрядов местоимений. Каждый имеет свое значение.

  • Личные местоимения указывают непосредственно на людей и предметы.
  • Выделяют также возвратное местоимение “себя”, которое употребляется для того, чтобы передать направленность действия на субъекта, который это же действие и выполняет.
  • Притяжательные местоимения указывают, что предмет принадлежит определенному лицу или даже предмету.
  • С помощью указательных местоимений можно указать на количество или же признак.
  • Определительные местоимения указывают на признак лица или предмета.
  • Вопросительные местоимения – те же вопросительные слова. Указывают не только на лиц, но и на предметы или их признаки, количество.
  • К относительным относятся те же местоимения, что и вопросительные, но их функция состоит в том, чтобы соединять части сложноподчиненных предложений.
  • Отрицательные местоимения указывают на отсутствие признака или предмета.
  • Неопределенные местоимения указывают на неопознанные предметы или их признаки.

Если вы хотите сделать разбор местоимения как части речи, перед этим обратите внимание на таблицу с разрядами. Лучше выучить ее на память.

Лицо, число и род

У личных местоимений выделяют такой признак, как лицо. Всего лиц три: первое, второе и третье. К первому относится местоимение «я». Ко второму – «ты», к третьему – «он», «она», «они». Местоимения делятся на лица не только в единственном, но и во множественном числе.

Итак, мы с вами разобрали, какого вида местоимение бывает и каковы его постоянные признаки. Теперь поговорим о непостоянных признаках. Сюда относится число местоимений. Большинство их может быть как единственного, так и множественного числа. Также некоторые имеют род.

Падеж

Стоит отметить, что все местоимения, как и существительные, прилагательные и числительные, могут изменяться по падежам. Склонение местоимений происходит так же, как и существительных.

В том случае, если они заменяют другую часть речи, местоимения могут склоняться с помощью вопросов данной части речи. Стоит отметить, что возвратное местоимение не имеет формы в именительном падеже. Не имеют формы именительного падежа и такие слова, как “некого” и “нечего”.

Отметим, что вовсе не склоняются местоимения “таков” и “каков”, а также “некто” и “нечто”.

Правописание местоимений

Перед тем как разобрать местоимение как часть речи, поговорим и о правописании. Можно выделить несколько основных правил, которые стоит знать. Они не столь сложны, как могут показаться на первый взгляд, но их применение существенно повысит вашу грамотность.

  • В первую очередь, если в косвенных падежах у местоимений третьего лица присутствует начальная буква н-, перед местоимением употребляется предлог . Например: у нее, с ними.
  • Неопределенные местоимения употребляются с ударной приставкой не-. К примеру: некто, нечто.
  • Частицы -либо, кое-, -нибудь, -то всегда пишутся через дефис. Например: кто-нибудь, что-либо.
  • В том случае если между частицей кое- и местоимением стоит предлог, данное словосочетание записывается раздельно в три слова. Например: кое у кого.
  • Что касается отрицательных местоимений, то у них может быть как ударная приставка не-, так и безударная – ни-. Например: никто, нечего.

Как видите, этих правил не так много и их легко запомнить. Если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного местоимения, всегда можете проверить, используя специальные справочники по правописанию или же орфографические словари.

Синтаксическая роль

Последнее, что нужно узнать, перед тем как рассмотреть вопрос о том, как разобрать местоимение как часть речи, – это его синтаксическая роль в предложении. Как и существительное, местоимение может выступать практически в любой синтаксической роли. Наиболее часто оно служит подлежащим, отвечая на вопрос именительного падежа. Отметим, что местоимение “себя” подлежащим быть не может.

Также местоимение может быть и вторым главным членом предложения – сказуемым. В таком случае оно отвечает на вопросы “каков?” или “какой?”, “что такое?” или “кто такой?” Отвечает данная часть речи и на вопросы дополнения, определения и даже обстоятельства.

Как видите, местоимение может выступать в качестве любого члена предложения, а также заменять любую именную самостоятельную часть речи.

Порядок разбора

Итак, мы выяснили все признаки местоимений, и теперь можно поговорить непосредственно о том, как разобрать местоимение как часть речи. Предлагаем воспользоваться следующим алгоритмом разбора:

1. Записываем местоимение.

2. Подбираем вопрос, на который оно отвечает.

3. Определяем разряд.

4. Записываем начальную форму данного местоимения.

5. Определяем лицо.

6. Определяем Число.

7. В случае если это возможно, определяем род.

8. Определяем падеж.

9. Выясняем синтаксическую роль слова в предложении.

Вот и весь алгоритм. Как видите, ничего сложного в разборе местоимения нет.

Наглядный пример

Для наглядности сделаем разбор местоимения как части речи из предложения: «Проснулась я довольно поздно».

1. “Я” – местоимение.

2. Вопрос, на который отвечает: “кто?”

3. Разряд – личные.

4. Начальная форма – “я”.

5. Лицо – первое.

6. Число – единственное.

7. Род – определить нельзя

8. Падеж – именительный.

9. Синтаксическая роль – подлежащее.

Теперь мы рассмотрели не только правописание местоимений, но и порядок их разбора, основные признаки.

В заключение

Местоимение – одна из наиболее значимых частей речи в русском языке, которая отвечает на вопросы существительных, числительных, прилагательных и указывает на предмет или его признак, в то же время не называет его.

Местоимения делятся на разряды по значению, имеют такие грамматические признаки, как лицо, род, число, падеж, и могут изменяться по падежам. В предложении могут выполнять любую синтаксическую роль.

Также мы узнали, как разобрать местоимение как часть речи, установили порядок разбора и даже сделали анализ местоимения «я». Надеемся, данная статья была вам полезна.

Источник: //fb.ru/article/146230/kak-razobrat-mestoimenie-kak-chast-rechi-pravopisanie-i-sklonenie-mestoimeniy-rol-mestoimeniy-v-russkom-yazyike

Этимология

До того как гласить о том, как разобрать местоимение как часть речи, скажем пару слов о его происхождении. Местоимения были известны еще в праславянском языке и использовались достаточно обширно. На самом деле, данная часть речи была сформирована еще до выделения российского из праславянского языка.

Если ознакомиться с исторической грамматикой, становится понятно, что все местоимения имеют давнешние корешки, другими словами образованы достаточно издавна, и на данном шаге нам не стоит ожидать пополнения этой части речи новейшей лексикой.

Слова-местоимения фактически не изменили собственного начертания и звучания в протяжении веков.

Приятный пример

Для наглядности создадим разбор местоимения как части речи из предложения: «Пробудилась я достаточно поздно».

1. “Я” – местоимение.

2. Вопрос, на который отвечает: “кто?”

3. Разряд – личные.

4. Исходная форма – “я”.

5. Лицо – 1-ое.

6. Число – единственное.

7. Род – найти нельзя

8. Падеж – именительный.

9. Синтаксическая роль – подлежащее.

Сейчас мы разглядели не только лишь правописание местоимений, да и порядок их разбора, главные признаки.

Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Разбор местоимения как части речи

Введите слово без ошибок:

Например: смотришь, чуть, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к.

разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки.

Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора.

Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена.

Также вам помогут Части речи.

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение
  6. число;
  7. падеж;
  8. роль в предложении.

Существительное (образец разбора): Малыши любят пить молоко.

Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора): Полное лукошко грибов собрала Аленушка.

Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

//uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova – uchim.org

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора): Пролетело четыре дня.

Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора): С нее капали хрустальные дождинки.

Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. вид;
  5. спряжение;
  6. наклонение;
  7. время (для изъявительного наклонения);
  8. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  9. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  10. число;
  11. роль в предложении.

Глагол (образец разбора): Сказали правду, не побоявшись осуждения.

Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. вид;
  4. время;
  5. возвратное или невозвратное (для действительного);
  6. переходное или непереходное (для действительного);
  7. полное или краткое (для страдательного);
  8. род (для единственного числа);
  9. падеж;
  10. число;
  11. роль в предложении.

Причастие (образец разбора): Гляжу на опадающую листву и грущу.

Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. вид;
  3. возвратное или невозвратное;
  4. переходное или непереходное;
  5. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора): Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.

Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Посмотрите также Фонетический разбор.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: //uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.