Проверочное слово к слову «касаться»

Безударная гласная в корне

Проверочное слово к слову «касаться»

Холодный или халодный? Вырастет или выростет? Корабль или карабль? Вопрос о выборе правильной гласной при написании этих слов возникает, потому что на гласную в корне не падает ударение. В этой статье пойдет речь о том, как правильно писать эти и другие подобные слова.

Все слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы:

  • Слова с проверяемой безударной гласной корня
  • Слова с чередующейся гласной в корне
  • Слова с непроверяемой безударной гласной корня.

Слова с проверяемой безударной гласной корня

Это слова, к которым можно подобрать однокоренное проверочное слово, в котором на ту же самую гласную корня падает ударение. При этом в неударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге проверочного слова.

Примеры

1) ух…дить Можно подобрать проверочные слова ход, уход. В этих словах на букву о падает ударение, поэтому сомнений в том, как они пишутся, не возникает. Значит, правильное написание – уходить.

2) аргум…нтировать Можно подобрать проверочное слово аргумент, в котором ударение падает на букву е. Значит, правильное написание – аргументировать.

Важно подобрать правильное проверочное слово. Рассмотрим слова просв…щение и посв…щение. Проверочное слово для слова просв…

щениесвет, поэтому надо писать просвещение. Проверочное слово для слова посвящениесвятость, поэтому посвящение пишется через букву я.

Проверочное слово должно быть однокоренным, то есть непременно близким по смыслу.

Приведем несколько слов, которые могут вызвать трудности при подборе проверочного:

извинение — невинный; нагромождать — громоздкий (а не громада); неиссякаемый — иссякнуть (а не иссечь); обнажать — наг; образцовый — образчик; пастух — пас, подпасок; поглощать — глотка; покорять — покорный (а не кара); постигать — постигнуть (а не стегать); разлиновать — линия.

Гласные о — а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Глагол с безударной гласнойПравильное проверочное словоПарный глагол, который нельзя использовать для проверки
опоздатьпоздноопаздывать
затопитьзатопитзатапливать
проглотитьглоткапроглатывать
раздвоитьдвоераздваивать

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

В русском языке есть целый ряд корней с чередующимися гласными: в одних словах такие корни пишутся с одной гласной, а в других словах — с другой. Слова с такими корнями можно по ошибке принять за слова с проверяемой гласной корня.

Список корней с чередующейся гласной нужно знать наизусть. Выбор гласной в таких корнях может зависеть от наличия в слове суффикса –а-, от ударения, от буквы, следующей за гласной, или от значения корня.

Корни, написание которых зависит от наличия в слове суффикса –а

  • кос– — –кас-: коснуться — касаться
  • лож– — –лаг-: положить — полагать
  • мер– — –мир-: замереть — замирать
  • бер– — –бир-: уберу — убирать
  • пер– — –пир-: запереть — запирать
  • дер– — –дир-: задеру — задирать
  • тер– — –тир-: стереть — стирать
  • блест– — –блист-: блестеть — блистать
  • стел– — –стил-: стелю — застилать
  • чет– — –чит-: вычет — читать
  • жег– — –жиг-: выжег — обжигать

Исключения: сочетать, сочетание, обжиг (керамики).

Корни с чередованием а(я) — им, ин пишутся с буквой и, если в слове есть суффикс –а-:

  • ня– — –нима-: понять — понимать, заняться — заниматься
  • ча– — –чина-: начать — начинать
  • мя– — –мина-: размять — разминать, упомянуть — упоминать
  • жа– — –жима-: разжать — разжимать.

Корни, написание которых зависит от ударения

  • Корни, в которых без ударения пишется о: –гор-, –клон-, –твор-. Примеры: гореть, поклониться, творить.
  • Корни, в которых без ударения пишется а: –зар-, –плав-. Примеры: заря, поплавок, плавучий (мост).

Под ударением во всех этих корнях пишется та гласная, которая слышится: загар, кланяться, поклон, зори, зарево, плавать, заплыв.

Исключения: утварь, пловец, пловчиха, плывун, плывучий (песок).

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

  • рос– — –раст-, –ращ-: в корне –рос– пишется о, в корнях –раст-, –ращ– пишется а. Примеры: выросли, вырасту, выращенный.
  • скоч– — –скак-: в корне –скоч– пишется о, в корне –скак– пишется а. Примеры: выскочу, скакать.

Из этого правила много исключений.

Исключения:

  • росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
  • скачок, скачу (и другие формы: скачешь, скачет, скачем, скачете, скачут), скачкообразный.

Корни, написание которых зависит от значения

  • мак– — –мок-: слова со значением «погружать в жидкость» пишутся через а, а слова со значением «пропускать жидкость» пишутся через о. Примеры: обмакнуть перо в чернила, вымокла под дождем.
  • равн– — –ровн-: слова, указывающие на равенство, сравнение, пишутся через а; слова, указывающие на ровность, гладкость, пишутся через о. Примеры: уравнение, выровнять пол.

Исключения: равнина, поравняться, поровну, уровень, сровнять (с землей, в значении «уничтожить»).

Во всех спортивных и военных выражениях пишется корень –равн-: сравнять счет, равнение направо, подравнять ряды, выравняться, Равняйсь!

Ко многим словам с безударной гласной в корне не подобрать проверочное слово, и чередующейся гласной в корнях этих слов тоже нет. Правописание таких слов надо запомнить.

Вот списки слов, написание которых надо знать наизусть. Буква, вызывающая трудности, выделена жирным шрифтом.

А–В

абсолютныйавангардавангардныйавантюраагиткампания (от слова кампания в значении «действие»)агрономакадемияакварельныйальманаханомалияапелляцияапельсиновыйаплодироватьбагровыйбаллонберлогабеседующийбеспрецедентныйвакансиявакцинавариантвеликийвеликолепныйвинегретвестибюльветеранвиртуозвитражвосхищениевыразительный

Г–Ж

гектаргениальностьгениальныйгербарийгимназистгипнозгипотезагоризонтгорячийгосударственныйгромадныйдекларациядиагноздинамичныйдиректордирижироватьдокументдорогиедорожныйдоскональножелатьжелезнодорожный

З–К

завтрашнийзаинтересоватьигнорироватьиждивенецинтересинформационныйинформацияинциденткавычкикалендарькарьеракарьеристколичествоколыхатькомбинациякомментарийкоммерсанткоммуникабельныйкомпаньонкомпенсациякомпетентныйкомпоненткомпромиссконституцияконтиненткопошитсякоридоркорифейкоричневыйкоровакорректныйкорректоркоррекциякрестьянинкритерий

В значении «организованное действие» употребляется слово кампания.
В значении «фирма, предприятие» или «общество, группа лиц» употребляется слово компания.

Л–Н

лазурьлелеятьлиловыйлингвистическийлотереямагистральмандариновыймеридианметафораметеорологиямеханикамеханизаторминиатюраминимальныймолокомотивнаваждениенаречиенеохотно

О–Р

обоняниеозабоченныйокаймлятьоколдоватьопределитьоригинальныйорнаментошеломлённыйпалисадникпанорамапапоротникпейзажполироватьпоразительныйпоролонпосещатьпредварительныйпрезидентпреодолениепретензияпривилегияприоритетныйпрогреметьпродемонстрироватьпроцедурараздражатьсяреальныйрегионрежимремесленныйрецензияреставрироватьрешить

С–У

семинарсериалсимпатиясистемаситуациясобакасобеседованиесовестьсражатьсястереотипстипендиясуверенитетторжественныйторопливыйтрадиционныйудовлетворительноудостоенудостоитьуничтожатьутрамбовать

Ф–Ц

фамилияфигурироватьфилармонияфилологияфилософияфрагментарныйфразеологизмхарактерхарактеризоватьхарактеристикахореографическийцеремония

Ч–Э

человекшедеврэквивалентныйэкспозицияэкспериментэлементэтикетка

На самом деле, слов с непроверяемой безударной гласной корня намного больше. Очень сложно перечислить и выучить их все. Поэтому, если в корне слова нет чередующейся гласной (а корней с чередующейся гласной немного, и их следует помнить наизусть) и вы никак не можете подобрать проверочное, очень вероятно, что перед вами слово с непроверяемой безударной гласной корня.

Задачи для самостоятельного решения: #задание8

Источник: https://lampa.io/p/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B2-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5-0000000099d5c3699ada91b6ba892003

Инновационная компьютерная дидактика | учебные информационные технологии

Проверочное слово к слову «касаться»
sh: 1: –format=html: not found

Этот номер журнала посвящен инновационным образовательным проектам с компьютерной поддержкой.

Опубликованы статьи по темам: “Инструментальные оболочки ИКД в структуре учебной и воспитательной работы”, “Праздник Великой Победы в газете сельской школы”, “Электронный веб-тренажёр в структуре проекта “Алфавит-ИКД”, “Роль инфо-коммуникационных технологий в преподавании истории в школе”, “Конструирование комплекса Интернет технологий инновационной компьютерной дидактики по математике (тема “Алгебраическая система множеств”)”, “Предметный электронный фонд ИКД по математике – проблемы, структура, иллюстрации”. На CD – диске представлены электронные приложения к статьям.

На сайте опубликованы: содержание журнала.

Перейти

Подписка по Российской Федерации и зарубежным странам осуществляется по индексу 47223 – каталог “Газеты. Журналы”

Оставить комментарии можно в блоге редакции – школьные-годы.рф

Нам 20 лет!

В 2013 году исполняется 20 лет с момента выхода первого номера журнала «Школьные годы». За это время нашим коллективом пройден большой и трудный путь, результатом чего явилось становление научно-педагогического направления, именуемого инновационной компьютерной дидактикой.

В рамках этого направления выполнены десятки теоретических исследований, которые обычно завершались защитами диссертаций, разработано множество практических учебно-методических материалов различного жанра, от учебников нового поколения до отдельных учебных информационных технологий, подготовлены и опубликованы сотни статей (общий объём более 350 печ.

листов). А новая программная продукция насчитывает десятки гигабайт!

Учебно-методический комплект «УЧКОМ» как прообраз учебника будущего

Суть образовательных технологий, разрабатываемых коллективом редакции журнала «Школьные годы», заключается в создании инновационной учебно-методической продукции с компьютерной поддержкой для системы образования, с принципиально новой структурой и техническим оформлением, что в состоянии качественно преобразовать учебно-воспитательный процесс и существенно поднять уровень обучения и воспитания обучающихся.

Наш учебник (назван технологическим, потому что почти весь составлен из новых технологий обучения) стал методической основой проекта «УЧКОМ» (учебник + компьютер в общей связке). В статье мы приводим теоретическое обоснование проекта, а также описание его программной реализации.

Подробнее

Новый проект – «Сила знаний»

Инновационный образовательный проект нацелен на объединение интерактивных учебных программных продуктов и создание единой базы данных, содержащей информацию о результатах обучения.

Данный проект позволит не только повысить знания, но и проконтролировать их.

Приглашаем педагогов принять участие в инновационном проекте 'Сила знаний'.

У Вас есть уникальная возможность самостоятельно добавлять новый материал по учебным технологиям 'Поле знаний', 'Матрица знаний' и 'Формула знаний', а также добавлять учащихся на сайт для отслеживания их активности. Подробности на сайте проекта или по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

«Матрица знаний» – учебная Интернет технология систематизации и обобщения изученного материала
Подробнее о технологии

«Формула знаний» – дидактическая Интернет технология с применением понятий алгебры логики
Подробнее о технологии

Перейти на сайт (ya-znau.ru)

Блог редакции журнала «Школьные годы»

Приглашаем подписчиков журнала для обсуждения опубликованных материалов на сайте блога редакции.

Если сайт школьтные-годы.рф недоступен, то рекомендуется использовать один из следующих браузеров: mozilla forefox, opera, chrome.

Перейти на сайт (школьные-годы.рф)

На сайте доступен новый раздел – «Графический редактор»

С редактором можно работать через сайт icdau.ru в онлайн режиме. При этом на компьютере не нужно устанавливать дополнительного программного обеспечения. Графические возможности программы значительно превосходят редактор Microsoft Paint. Изображения можно открывать как со своего компьютера, так и с Интернет ресурсов.

Подробнее… Перейти в новый раздел…

Подготовлены к печати книги с электронными приложениями

1.Компьютерные обучающие игры (для начальной школы). 2. Компьютер на уроках математики в начальной школе. 3. Инновационные технологии обучения математике с компьютерной поддержкой. 4. Основы теории информации (для профильных классов). 5.

Компьютерная поддержка обучения физике (разделы: механика, молекулярная физика, электростатика).

Для формирования тиража книг редакция просит присылать заявки на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Внимание учителей, преподающих информатику в пятых классах.

Приглашаем принять участие в апробации инновационного учебника по информатике для учащихся 5-х классов с использованием образовательных технологий. Учебник имеет две версии – печатную и электронную интерактивную.

Обучение учителей современным образовательным технологиям учебника будет организовано посредством сайта журнала ШГ. Учителя, принявшие участие в эксперименте, получат доступ к алгоритмам изменения технологий и научатся создавать их самостоятельно.

Подробности на сайте в разделе учебник нового поколения.

Перейти

презентация учебных технологий

В видео презентации представлены следующие интерактивные учебные образовательные технологии: интеллектуальная лабильность, морская жемчужина, калейдоскоп задач, эстафета чисел, числовой кроссворд, полет на запад, полет на восток, букварь, карта Германии, кроссворд «Букварь», воздушный десант, персидский ковер, восхождение на пик «Парабола», восхождение на пик «Функция», восхождение на пик «Кинематика».

С некоторыми из представленных интерактивных учебных образовательных технологий можно подробнее ознакомиться на сайте в разделах: «Локальные технологии обучения», «Журнал «Школьные годы».

Источник: https://icdau.ru/index.php?catid=38:2008-10-29-07-28-17&id=53:-1-&Itemid=56&option=com_content&view=article

Коснуться как пишется

Проверочное слово к слову «касаться»

А13.

Правописание корней.

Задание А13  проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):

хорОший – прихорАшИВАться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

вОРОта – привРАтник,

хОРОнить – охРАна,

зОЛОто – зЛАто,

хОЛОдный – прохЛАда.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент — ?

в…кторина — ?

ор…гинал — ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1. В каждом варианте ответа выделить корни.

2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный),  второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1)                      В каждом варианте ответа выделить корни.

2)                      Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке.

Какое проверочное слово к слову КАСАТЬСЯ?

Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3)                      Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4)                      К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5)                      Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)   р…стительный, переск..чил, вн..мал

2)   д…лины, нап..дение, в…дать

3)   ст…реть, закл..наю, пон…мать

4)   тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Ответы: 4, 4, 1.

Рекомендуем:

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

Безударные гласные в корне

Источник: https://krasferret.ru/kosnutsja-kak-pishetsja/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.