Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

Содержание

Проблема воспитания и образования в комедии

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»
Искусство и развлечения 26 февраля 2015

Проблема воспитания и образования восемнадцатого века ставится в главном произведении Дениса Фонвизина, а развитию конфликта способствует поведение героев и их характеристика. “Недоросль” – блестящая комедия о лжеинтеллигентах, которые берут уроки у передовых учителей государства, а сами совершенно ничего не усваивают. Таким был и главный персонаж, Митрофан.

Краткое содержание. “Недоросль” как лучшая воспитательная комедия

Семейство Простаковых собирается женить единственного сына Митрофана на умнице и красавице Софье. На невесту имеет виды и Скотинин, который после торжества желает завладеть живностью деревни – свиньями, до которых он большой охотник.

Однако Софья не испытывает чувств ни к одному из женихов и ждет третьего – воспитанного и образованного юношу Милона. Незадолго до свадьбы объявляется дядя девушки Стародум, который сообщает о большом наследстве. Простаковы, услышав об этом, желают ускорить сватовство, а перед этим обучают грамоте своего сына.

С этого момента начинаются события. Как же решается проблема воспитания и образования в комедии “Недоросль”?

Митрофан – несовершеннолетний юноша, который еще не отслужил на государственной службе и не отличается острым умом. На уроках он грубит учителям и подтрунивает над ними, совершенно не уважает мать и заявляет: “Не хочу учиться, а хочу жениться!”. К счастью, в деревне вовремя появляется Стародум с Милоном, которые собираются забрать Софью от Простаковых.

Мать семейства не перестает настаивать на своем и хвалится мнимыми достижениями сына. Стародум убеждается, что Митрофану необходимо прежде всего дать хорошее образование и воспитание: недоросль говорит неграмотно и не может ответить на простые вопросы. Женитьба Софьи с ним так и не состоится, поскольку девушка дает согласие Милону.

Простаковы остаются в своей деревне, а Стародум уезжает с новоиспеченными женихом и невестой.

Проблема образованности в обществе 18 века на примере семейства Простаковых

Эпоха Просвещения в России и во всем мире ознаменовывается развитием научной и философской мысли. Открывались салоны, школы, поскольку наличие хорошего образования считалось модным, особенно среди дворян. Просвещение не заканчивалось на знании иностранных языков и умении вести себя в обществе: человек должен уметь читать, писать и считать.

Проблема воспитания и образования в комедии “Недоросль” ставится иным образом: люди старшего поколения, такие как госпожа Простакова, считают, что обучение вовсе не нужно. Митрофану в жизни не пригодится арифметика: “Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько”.

Тем не менее Простакова заставляет сына учиться, чтобы тот достойно выглядел в глазах общественности.

Образы положительных и отрицательных героев

“Недоросль” – классицистическая комедия, в которой соблюдены все единства, в том числе и наличие говорящих имен.

Читателю несложно догадаться, что Простакова, Скотинин и Вральман являются отрицательными героями: первая проста как три копейки, второй отличается пристрастием к скоту, третий заврался так, что сам забыл о своем происхождении; на примере другого негативного персонажа, Митрофанушки, автором поднимается актуальная проблема воспитания и образования.

В комедии “Недоросль” Стародум, Правдин и Милон являются носителем добродетели. Они хотят вызволить Софью из деревни Простаковых, и у них это получается. Этим людям было дано лучшее воспитание и они рассуждают о “невеждах без души”, таких как Митрофан. Речь положительных героев возвышенна, поэтому читатели цитируют их до сих пор.

Образ Митрофана

Комедия “Недоросль” становится интересной благодаря нетипичному характеру главного героя. Госпожа Простакова не чает души в своем единственном сыне.

Она хвалится его хорошим образованием, хотя он так и не научился грамоте и остальным наукам.

Фонвизин написал лучшую классицистическую комедию, изображавшую конфликт просвещения, в который читатель может углубиться, прочитав полное содержание.

Недоросль Митрофанушка изображается недалеким с первых страниц комедии. Шестнадцатилетний юноша еще не находился на государственной службе и неохотно учится. Он является собирательным образом всех “маменькиных сыночков”, которые ведут паразитический образ жизни, живя под опекой родителей и не отвечая им добром на заботу и ласку. В семье, где вырос Митрофан, царит невежество и бескультурье.

Образы учителей и их характеристика

Госпожа Простакова нанимает трех учителей своему сыну: Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана. Первый является самым достойным и честным.

Пафнутьич Цыфиркин ответственно относится к вопросу просвещения и изо всех сил пытается научить Недоросля арифметике, однако испытывает притеснения со стороны Простаковой и Вральмана.

В конце комедии он отказывается от платы за свой труд, поскольку, как он сам признается, ему не удалось научить Митрофана своей науке.

Недоучившийся семинарист Кутейкин хвастает, что происходит из ученых, однако и ему не удается найти верного подхода к Недорослю. За четыре года обучению грамматике Митрофан “новой строки не разберет”. В финале Кутейкин требует оплаты не только за часы учительства, но и за сношенную обувь.

Вральману удалось добиться расположения у Простаковых лестными речами. Лжеучитель утверждает, что Митрофану достаточно знать, как держаться в обществе, а арифметика и грамматика не пойдут ему на пользу.

Вскоре Стародум разоблачает Вральмана: он узнает в нем своего отставного кучера, который начал заниматься новым ремеслом.

Проблема воспитания и образования в комедии “Недоросль” решается в финале: Митрофана решают отдать в армию, поскольку юноша глух к наукам и элементарному этикету.

Смысл последних сцен

В названии комедии раскрывается сущность Митрофана, его отрицательная характеристика. Недоросль не только глух к вопросам просвещения, но и проявляет элементарное неуважение к старшему поколению.

Он шокирует свою мать, которая не чаяла в нем души и делала для него все самое лучшее. О таких, как госпожа Простакова, говорят, что они перелюбили своих детей.

“Да отвяжись, матушка” – говорит ей Митрофанушка, после чего бедная женщина падает в обморок, а Стародум заключает: “Вот злонравия достойные плоды”.

В финал автор заложил глубокий смысл: люди, которые поначалу были глухи к наукам, очень редко обретают желание обучаться через долгие годы, поэтому продолжают оставаться неучами. Необразованность порождает и другие отрицательные человеческие качества: скупость, грубость, жестокость.

В конце пьесы носители добродетели – Софья, Милон, Правдин и Стародум – уезжают из деревни Простаковых. “Невеждам без души” остается самим выбрать путь своего развития: у них должно поменяться мировоззрение, или они останутся такими же бездушными.
Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/128817/

Комедия «Недоросль»: недостатки образования, проблема воспитания и формирования облика истинного гражданина

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

> Литература > Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» появилась в 1782 году, когда правление императрицы Екатерины Великой вступило в свою завершающую фазу.

После подавления восстания Пугачёва императрица отказалась от ранних проектов по демократизации управления и перешла к выстраиванию абсолютистского государства.

  • Духовная жизнь конца екатерининской эпохи
  • Стиль классицизм в литературе
  • «Недоросль» и концепции воспитания
  • Моральные качества семейства Простаковых
  • Воспитание Митрофанушки — отрицательный пример
  • Воспитание Софии — положительный пример
  • Столкновение двух концепций и значение комедии

Важным этапом на этом пути стало закрепление положения дворянства как самого привилегированного и наиболее защищённого государством класса.

Исключению дворянства из фактически всего населения страны и его последующему преобладанию над этим населением в значительной степени способствовала отмена обязательной службы.

В силу этого разрушилась традиционная с петровских времён схема карьерного роста молодого дворянина в соответствии с Табелью о рангах.

Таким образом, возможность прожить жизнь, как хочется, приводила к определённому безразличию и фатализму в сознании ребёнка, выросшего в дворянской семье, и отчасти в сознании его родителей.

Именно поэтому в XVIII веке резко возрастает количество так называемых недорослей — юных дворян, не получивших необходимого документа о прохождении домашнего обучения.

Без этого документа было невозможно вступление во взрослую жизнь: получение подходящего статусу места и вступление в брак. Это стало одной из причин создания комедии Фонвизина.

Духовная жизнь конца екатерининской эпохи

Несмотря на ужесточение цензуры и сужение границ дозволенного для писателя и художника? искусство и культура находились на подъёме. Екатерина обладала глубокими познаниями в культуре и искусстве, состояла в переписке с выдающимися зарубежными мыслителями эпохи Просвещения.

Императрица способствовала появлению литературных журналов, чаще всего сатирических, и сама была редактором еженедельника «Всякая всячина».

Хотя существует мнение, что под своим именем она публиковала сочинения более талантливых авторов, невозможно отрицать её образованность и подвергать сомнению намерение посредством журналистики и иронии указать обществу на его недостатки.

Стиль классицизм в литературе

Господствующим художественным стилем эпохи был классицизм. Его отличительные черты состояли в следующем:

  1. Жёсткая структура текста.
  2. Требования соблюдения закона трёх единств: места, времени и действия.
  3. Ориентация на образцы античной культуры.
  4. Торжественность и академизм.

Упорядоченность и назидательный элемент идеально вписывались в тогдашние требования к театральному представлению.

Необходимость завершить действие в тот же день, когда оно началось, и в том же месте до известной степени упрощала техническую сторону постановки. Перебор античных образцов и создание на их основе однотипных пьес спровоцировали театральный бум.

Чтобы прикрыть слабость текста и придать некое значение произведению, драматурги использовали многочисленные моральные сентенции в финале. Морализаторство придавало определённую значимость пьесе и полностью соответствовало литературному кредо Екатерины: «Сатира в улыбательном духе».

Со временем античные персонажи и сцены уступают место отечественному материалу. Не в последнюю очередь это связано и с деятельностью Фонвизина как драматурга. Для усиления воспитательного элемента пьесы часто используются «говорящие имена». Их задача: выразить отношение автора к своему персонажу и пороку или же добродетели, им олицетворяемыми.

В «Недоросле» говорящими именами наделены все: слабый и глупый отец семейства Простаков, его жена, урождённая Скотинина, вместе со своим братом — грубые и невежественные люди, даже жестокие.

Сам недоросль — бестолковый Митрофанушка, как будто бы застывший в детском возрасте со своим уменьшительно-ласкательным именем.

Ничего не смыслящие учителя с фамилиями Кутейкин, Цыфиркин и Вральман в характеристике даже не нуждаются.

Другой шлюз, с помощью которого автор озвучивал публике свои идеалы и фактически напрямую обращался к ней, — наличие в структуре пьесы «героя-резонёра».

Это положительный персонаж, который порицает пороки главных героев и предлагает в итоге свою платформу улучшения нравов. В «Недоросле» таких резонёров два. Оба они наделены говорящей фамилией.

Условно их можно классифицировать в соответствии с занимаемой позицией:

  • Правдин играет активную роль, благодаря ему отрицательные персонажи в финале наказаны. Это чиновник, которому становится известно о бесчинствах Простаковой и её брата в своих имениях. В итоге он производит конфискацию их имущества в пользу государства.
  • Стародум выражает идеи автора, связанные непосредственно с проблемой воспитания и образования в комедии «Недоросль». Будучи воспитателем своей племянницы Софии (как известно, с греческого это имя переводится «мудрость») он проповедует моральные ценности и заботится о её нравственном облике.

Можно заключить, что в совокупности говорящие фамилии и резонёры исполняют необходимую классицизму назидательно-дидактическую роль.

Итак, с одной стороны, мы имеем заданную стилем необходимость воспитания и совершенствования общества, с другой — наличие в России конца XVIII века огромного количества не получивших даже примитивного образования молодых дворян.

Эти два аргумента приводят Фонвизина к написанию комедии, посвящённой нравственной проблематике. «Недоросль» оказался столь успешным и злободневным, что попросту проигнорировал некоторые каноны классицизма и опередил своё время.

Моральные качества семейства Простаковых

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» постулируется уже самим названием. Фактически главное обвинение предъявляется родителям Митрофанушки, вовсе не стремящимся дать отпрыску качественное образование.

Вместо этого, они нанимают всяких шарлатанов, которые едва смыслят в науках ими преподаваемых.

Возможно, это ощущается семейством Простаковых, но бездарность учителей — не повод им отказывать: главное — получить документ во взрослую жизнь, а не научить ребёнка чему-то полезному.

В настоящее время XVIII век воспринимается как эпоха Просвещения, когда закладывались основы фундаментальных наук, характеризуется развитием философии и окончательной секуляризацией сознания.

И в это же время Простакова училась только по «Домострою» и была глубоко возмущена умением нынешних девиц читать. Отец Митрофанушки, человек от природы глупый и вдобавок стеснённый наделённой крутым нравом женой, проявляет полное безразличие к обучению сына.

В таком контексте неудивительно, что недоросль хочет жениться, а не учиться.

Линия на обвинение родителей в том, что дети глупы и жестоки подчёркивается фамилиями. По отцу Митрофанушка — Простаков, а вот по матери — Скотинин.

Глупость, унаследованная от одного родителя, сочетается в недоросле с жестокостью, взятой от другого.

Впору только порадоваться, что младший Простаков так и не стал Митрофаном: он издевается над нянькой Еремеевной и другими крепостными, вместо того, чтобы учиться, резвится во дворе, ссылаясь на болезнь.

Важно заметить, что именно в этом Фонвизин делает значительное отступление от норм классицизма, согласно которым персонаж должен быть либо строго положительным, либо отрицательным.

По-человечески жаль Простакова, которого жена временами колотит, а сын ни во что не ставит.

Сама Простакова, озабоченная тем, чтобы содрать побольше с крестьян, безумно любит сына, и когда тот в финале говорит: «Да отвяжись ты, матушка», падает от потрясения в обморок.

Воспитание Митрофанушки — отрицательный пример

Сцены «уроков» с Митрофанушкой уверенно можно назвать наиболее комичными: дверь превращается в прилагательное, поскольку это нечто «приложено к своему месту», преподаватель арифметики в негодовании резюмирует, что ученик до трёх сосчитать не может, а учитель по всем наукам — бывший кучер, воспользовавшийся потребностью дворянства в учителях.

Своей сатирой Фонвизин жёстко критикует современное ему состояние дел, когда образование необходимо, чтобы лишь получить место, жениться и в итоге унаследовать состояние родителей. Драматург чётко указывает на то, что нынешний недоросль — впоследствии чиновник, который в силу происхождения будет способен воздействовать на судьбу страны.

Кроме того, желание Митрофанушки жениться во многом связано с желанием поскорее избавиться об опостылевших родителей: единственная добрая мысль, которую он может сказать матери, состоит в жалости к тому, как она устала в его сне колотить батюшку. В остальном же отец и мать — «всякая дрянь».

Воспитание Софии — положительный пример

В противовес глупости и жестокости семейства Простаковых, Фонвизин рисует более благожелательную картину, посвящённую воспитательным методам состоятельного дворянина Стародума.

Здесь проблема воспитания в произведении «Недоросль» раскрывается с другой стороны. Стародум вкладывает в голову своей племянницы Софии идеи того, как стать разумным и добропорядочным гражданином.

Девушка от природы является рассудительной и благоразумной, хотя Простаковы-Скотинины видят только тугой кошелёк её дяди, за который в буквальном смысле разворачивается борьба. Она желает выйти замуж за достойного человека, снискать о себе доброе мнение, и Стародум всячески поощряет её в этом.

Разница между Простаковыми и Стародумом проявляется и в методах воспитания. Простакова поручает образование сына совсем неподходящим для этого людям и сама часто вмешивается в учебный процесс. Стародум же общается со своей племянницей, обучение происходит в виде назидательных бесед.

Он не желает задавить её авторитетом и знаниями, вместо этого он делится своим опытом, кратко резюмируя его ёмкой фразой вроде «честный человек должен быть совершенно честный человек», «есть счастье всего этого больше.

Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Столкновение двух концепций и значение комедии

В сочинениях о проблеме воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» часто выделяют два побудительных мотива автора, повлёкших за собой создание этого произведения:

  • критика состояния образования и нравственного облика дворянства;
  • сатира на глупость, царящую внутри привилегированного класса.

Верно это лишь отчасти. Действительно, Фонвизин возмущён, что рано или поздно Простаковы придут к власти и окажутся причастны к управлению. Но представляется, что «Недоросль» не столько сатира на государственное устройство, сколько сатира на людей, формирующих общество.

Истинный смысл пьесы состоит в упрёке тем родителям, которые пренебрегая своими обязанностями, выпускают в свет детей бесталанных и вдобавок жестоких.

Автор понимает, что родители и не видят прока в образовании или в воспитателях, поэтому в финале вся материнская любовь Простаковой оказывается отвергнута, а Стародум произносит крылатую фразу: «Вот злонравия достойные плоды».

Нравственный урок комедии состоит именно в этом: глупость, жестокость и безразличие родителей являются причиной появления столь большого количества ни к чему не приученной молодёжи.

Финалом, где Простаковы лишились имения и сына, Фонвизин подчёркивает их вину и призывает задуматься над тем, какими путями можно было бы избежать такой развязки. Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» имеет определяющее значение именно в контексте обязанностей родителей по отношению к ребёнку.

Исправить же трагикомическую ситуацию с дверями-прилагательными можно лишь в том случае, если родители-Простаковы начнут совершенствовать мир с себя.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/problema-vospitaniya-i-nravstvennosti-v-komedii-nedorosl.html

Сочинение. Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

..

Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. «Линяние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства.

Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях: по закону 1736 г. срок учения недоросля продолжено до 20 лет. Тот же закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную им науку.

Эти люди не понимали своего дворянского положения, а в положении сословия происходил перелом, требовавший полного к себе внимания. Образованные русские люди того времени настойчиво твердили, что всему русскому дворянству необходимо знание гражданских законов и состояния собственного отечества, русской географии и истории.

В ту же осень, когда впервые был сыгран «Недоросль», в Петербурге была создана комиссия об учреждении народных школ в России. И понятно, что Фонвизин, как активный деятель Просвещения, не мог не участвовать в обсуждении проблем образования и воспитания в стране. По этому так много места занимают эти проблемы в его комедии « Недоросль».

Итак, Митрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки — его собственная мать. В «Недоросле» показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии.

Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает. Хозяйка дома Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну.

При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу.

Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным.

Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер. По мнению П. А.

Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью»Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина.

Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры.

Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить», «великий государь, есть государь премудрый», «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает». Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум»В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей.

https://www.youtube.com/watch?v=-S8W-DNmdF0

Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина.

Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше ущербное телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных игр: «Кто хочет стать миллионером» и «Слабое звено». И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующие глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/fonvizin/sochinenie-problemy-obrazovaniya-i-vospitaniya-v-komedii-fonvizina-nedorosl/

Проблема воспитания в комедии

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

Комедия Фонвизина «Недоросль» стала знаковым произведением в русской литературе. Прежде всего, она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы, поскольку во многом опередила свое время как по тематике, так и по форме.

Отличие от классицистической комедии

На первый взгляд может показаться, что «Недоросль» написана в точном соответствии с рамками царившего на тот момент в литературе классицизма.

К примеру, в комедии соблюдаются принципы единства времени, места и действия, персонажи разговаривают согласно своему социальному статусу, а комизм часто построен на моментах ситуативных. На этом, пожалуй, сходство с классицистической комедией заканчивается.

Основным же отличием можно назвать то, сколь важно воспитание в комедии «Недоросль» для автора и читателя.

Что волновало Фонвизина

Большинство исследователей, рассматривая комедию «Недоросль», утверждают, что основной конфликт в данном случае строится на любовной линии, а проблематика носит в основном социальный характер.

При этом активно подмечается наличие темы классового неравенства, стремления к социальному благоустройству.

Конечно, в такого рода утверждениях есть определенная доля истины, однако проблематика данного произведения куда более глубока.

Просто невозможно не заметить тему воспитания, на которой Фонвизин акцентировал внимание читателя. Именно передачу опыта последующим поколениям, формирование в них человечности автор преследовал, создавая своих персонажей. Обращая читательское внимание на воспитание, Фонвизин «Недоросль» писал с особым старанием, филигранно прорабатывая каждое слово, каждое действие своих персонажей.

Если обратиться к тексту, можно заметить, что проблема воспитания в комедии «Недоросль» освещается на примере двух героев: Митрофанушки и Софьи.

Обладая очень тонким авторским чутьем, способностью улавливать малейшие нюансы, Фонвизин демонстрирует читателю сложившуюся ситуацию сразу с двух сторон, в разрезе двух пониманий.

Автор прямо-таки заостряет внимание читающего на контрасте между главными героями.

Моральная чистота, почтение к старшим, духовность Софьи очень ярко отделена от жестокости, невоспитанности Митрофанушки. Именно за счет этого противопоставления основная проблематика в пьесе становится особенно очевидной.

Контраст между героями старшего поколения

Проблема воспитания в комедии «Недоросль», конечно, не могла бы в полной мере выразиться без задействования героев предыдущего, старшего поколения.

В данном случае речь тоже идет о вполне очевидном контрасте: Стародум, заботящийся о Софье, очень отчетливо противопоставляется семейству Простаковых.

Автор ни минуты не скрывает этого факта, а наоборот, старается его всячески подчеркнуть, снова и снова выдвигая его на передний план для читателя.

Контраст в данном случае дополнительно подчеркивается и речевой разницей между героями. Внимательный читатель или же зритель сразу заметит, сколь разительно отличие между речью Простаковых и Стародума. Воспитание в комедии Фонвизина «Недоросль» проявляется еще и на этом, сугубо речевом уровне, причем как в старшем, так и в младшем поколении.

Исключительно положительные герои

Ранее уже говорилось о том, что комедия «Недоросль» стала настоящим скачком вперед для русской литературы. Этого вопроса следует коснуться особенно, поскольку он является ключевым в понимании произведения.

Для классицистической пьесы, к которым чаще всего и относят комедию Фонвизина, характерна целостность в характере героев. В данном случае имеется в виду тот факт, что положительный герой не может иметь никаких отрицательных качеств и наоборот.

В данном же случае ситуация совершенно иная. Проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается на примере двух семейств: Стародума и Софьи, Простаковых и Митрофанушки.

Согласно логике классицистического искусства, первые два из названных героев должны быть исключительно положительными. На деле же, при пристальном рассмотрении текста произведения, можно заметить, что автор довольно строг и к ним.

В Стародуме, к примеру, обнаруживается некоторая «законсервированность», неприятие общества в той форме, в которой оно сложилось на данный момент.

Софья же, несмотря на все ее весьма очевидные достоинства, имеет и недостатки: она не может похвастаться, к примеру, особой способностью отстаивать собственное мнение, что Фонвизин откровенно осуждает.

Исключительно отрицательные герои

Примерно та же ситуация складывается и в отношении Простаковых. Несмотря на жестокость матери Митрофанушки, ее чрезвычайно узкие, ограниченные взгляды, в ней есть и положительные качества. К примеру, госпожа Простакова наделена способностью искренне любить собственное дитя и заботиться о нем в силу своих возможностей.

В комедии «Недоросль» тема воспитания раскрывается скорее путем демонстрации самого Митрофанушки, в котором совершенно невозможно выделить хоть какое-то минимально положительное качество. Он жесток, груб, ограничен и совершенно ленив.

По сути, в данных условиях он и не мог стать другим – полнейшее отсутствие строгости у матери, мягкотелость и безразличие отца при тотальной опеке, совершенно наплевательское отношение учителей – все это просто не могло сформировать другую личность.

Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» показано особенно отчетливо, в мельчайших подробностях. Читатель просто не может остаться равнодушным к столь вопиющему поведению по отношению к растущему, формирующемуся ребенку, которому в результате предстоит попросту предать собственную мать.

Дополнительные аспекты

Не стоит забывать и о том, что тема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается не только через главных героев.

По большому счету, на формирование личности Митрофанушки оказывают большое влияние и другие персонажи пьесы: Скотинин, Вральман, Кутейкин, Цыфиркин и, конечно, Еремеевна. Все названные персонажи так или иначе еще более усугубляют сложившуюся ситуацию.

Элементарная лень, ограниченность или слепая любовь, с которой относится к Митрофану его няня, никак не способствуют воспитанию нравственности, духовной чистоты.

Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» вызывает откровенное осуждение. Даже комичные ситуации, которые по законам классицистической комедии должны вызывать улыбку, приводят читателя в итоге скорее к горечи.

Даже финальная сцена с госпожой Простаковой, где добро, казалось бы, побеждает зло, не вызывает улыбки или радости – она глубоко печальна и сподвигает к длительному мыслительному процессу.

Возмущение и порицание

В комедии «Недоросль» тема воспитания звучит одинаково остро по отношению к духовному и рациональному воспитанию.

Недостаток нравственной чистоты Фонвизин демонстрирует путем включения героев в конкретные ситуации, в которых их поведение не вызывает ничего кроме недоумения и некоторого отвращения.

Что же касается нежелания постигать науки, Фонвизин осуждает это чрезвычайно остро, практически в каждом случае заметно негодование автора по поводу такого рода отношения к обучению.

Если в первом случае тема воспитания в комедии «Недоросль» остается открытой для читателя, который самостоятельно должен сделать вывод на основании конкретных поступков, то во втором случае выбора не остается – Фонвизин открыто указывает на пороки Митрофанушки, того же Кутейкина и, конечно, Простаковых.

Несмотря на то, что Фонвизин осуждает те или иные поступки своих героев, он не морализирует открыто в своей комедии. В данном случае имеется в виду тот факт, что реакция читателя провоцируется наглядностью действий, обличением человеческих пороков, а не разговорами о них, прямой дискуссией.

Именно поэтому проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается максимально полно, глубоко задевает читателя.

Фонвизин мастерски продемонстрировал в ней самые темные, самые пыльные уголки русского общества своего времени, благодаря чему комедия не только дошла до наших дней, но и не утратила ни толики своего значения.

Простаковы всегда будут вызывать осуждение, Скотинин – возмущение, а Митрофанушка – некоторую долю отвращения. Тем не менее читатель абсолютно уверен и в том, что всегда будут оставаться такие, как Софья, Правдин или Милон, на которых можно ориентироваться и которыми стоит гордиться.

Фонвизин сегодня

С особым вниманием относятся сегодня к великой комедии о русской жизни: ее активно изучают в школах и университетах. Столь глубока она по своей сути, столь жива, что даже сегодня подрастающее поколение видит четкую разницу между добром и злом, невежеством и нравственностью, справедливостью и корыстолюбием.

Не зря текст фонвизинского «Недоросля» давным-давно разошелся на афоризмы, не зря до сих пор его ценят и любят, и, конечно, не зря еще многие годы он будет изучаться подрастающим поколением, ведь формирование нравственности в человеке – это главное.

Источник: http://fb.ru/article/158619/problema-vospitaniya-v-komedii-nedorosl-d-i-fonvizina

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.