Проблема ума в комедии «Горе от ума»

Содержание

Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова (проблематика произведения)

Проблема ума в комедии «Горе от ума»

В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности.  Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь, семья, нравственные ценности, но и злободневные для того периода проблемы: крепостное право, чинопочитание, воспитание и образование. Он смог описать эпоху конца 1810-х – начала 1820-х годов.

Основная проблема произведения, заявленная в названии, – проблема ума. Автор называет свое произведение историей про «25 глупцов и одного умного человека».

Умные люди, коим являлся Чацкий, всегда вызывали и будут вызывать ненависть у «царей» общества. Фамусовское общество изгоняет Чацкого, называя безумцев, хотя сами не блестят умом.

Именно ум, соединяясь с искренностью и честностью, становится причиной его непонимания другими. Отсюда и горе от ума.

С проблемой ума тесно связана проблема воспитания и образования. Образование для «века минувшего» не только ненужно, но даже опасно.

Поднимается в произведении также проблема чести. Чацкого, человека чести, изгоняют из общества, а такие как Молчалин, лжецы и льстецы, продолжают в нем существовать.

Проблема жизненных ценностей – еще одна проблема, раскрывающаяся в произведении. Чацкий видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам, а Молчалин – в том, чтобы «награжденья брать и весело пожить».

С образом Молчалина тесно связана и другая проблема – чинопочитания. В юном возрасте отец дал ему наставление: для продвижения по карьерной лестнице нужно всегда угождать.

Поэтому герой так и живет, используя Софью для корыстных целей.

Такой карьеризм, связанный с лицемерием, не дает честным людям наподобие Чацкого, не принимающего прислуживания, занимать высокие места, а таких, как Софья, просто губит.

Грибоедов также затрагивает проблему развития национальной культуры. Фамусовское общество во всем пытаются подражать зарубежью. Чацкий же, побывав за границей, возвращается на Родину для того, что все самое лучшее из зарубежью применить для развития своей страны.

Несмотря на попытку подражать всему иностранному, фамусовское общество живет по старым традициям. Так поднимается проблема крепостного права. Минувший век привык ни во что не ставить крестьян и обменивать их на борзых собак.

Таким образом, А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» поднимает самые разные проблемы, связанные не только с тем временем, но и с нашей современностью.

Вариант 2

Как писал о своей комедии сам А.С. Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». поднимаемая проблема в комедии – противостояние глупости и ума. Об этом напрямую нам заявляет и название сатирического произведения. Его нельзя оставлять без внимания. Эта проблема довольно глубока, поэтому оставить ее без должного внимания и детального разбора нельзя.

Первоначальное название комедии «Горе уму». Чуть позже оно было изменено на более звучное «Горе от ума». Почему автор изменил название?

Это было сделано потому, что первоначальное название напрямую заявляло о том, что в 19 веке любому умного человеку придется терпеть упреки и непонимание.

Грибоедов хотел передать названием немного другую смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что воодушевленный и умный человек может нанести себе вред от общества. Полностью суть пьесы в большей мере отображает название «Горе от ума».

Конфликт, на котором строится вся сатира берет основу у противостояния старого и нового века. Чацкий много общается с старомосковским обществом. В разговорах он вырисовывает свои системы взглядов, культурное наследие, мнение о образовании, семье, чести и совести.

Фамусов и все фамусовское общество является представителем старого века. В их мировоззрении успешный человек должен быть при деньгах и на высокой должности. Они предпочитают услужливость и поклонение правителям.

Таким образом они пробиваются по карьерной лестнице и заслуживают хорошую репутацию. Такие действия были многократно совершены Фамусовым и представителями его общества.

Их больше волнует мнение других людей о себе, хорошая репутация, чем простое человеческое счастье.

Молчалин является представителем более молодого поколения. Но его взгляды ничем не отличаются от фамусовского общества. Он придерживается идеала старого времени помещика-крепостника. Для них иметь свое мнение и пытаться отстоять его просто недозволенно.

Так он потеряет свою хорошую репутацию. В обществе он считается отличным учеником Фамусова. Он флиртует и влюбляет в себя дочь хозяина дома. Сам он никаких чувств к ней не испытывает, а лишь пытается за счет этого удержаться на своей «престижной» должности.

Всех героев «Горе от ума», исключая Чацкого, можно характеризовать следующими качествами: любовь к деньгам и чинам, приоритетное чужое мнение. Главный герой не понимает их менталитета. Его девиз: «служить делу, а не лицам».

Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он очень подло поступает к ней, ластясь на более высокую должность. Чацкий, как друг детства, к ней тоже не равнодушен. Но его она упрекает и недолюбливает. Это яркий пример того, как пагубно влияет такой стиль жизни на чувства и жизни многих.

Сочинение Темы и проблемы комедии Горе от ума

В комедии “Горе от ума” Александра Сергеевича Грибоедова присутствует очень много тем и проблем характерных для того времени. Именно из-за таких тем произведение запретили к печати, и не разрешалось ставить его в театре.

В произведении довольно много проблем. Грибоедов не боялся цензуры и рассмотрел все проблемы того общества. Нужно рассмотреть каждую тему и проблему отдельно. Для начала огромной проблемой того времени было крепостное право и то что помещики очень жестоко обращались с крестьянами.

Ни один нормальный человек не мог спокойно терпеть крепостное право. Так же Грибоедову не понравилось воспитание, и как учат образованию дворян. Не должно быть то, что если у человека есть деньги, то он получит самое лучшее образование, а если денег нет, то образование будет плохое.

Так же проблемой того общество было то что военные вообще не хотели сражаться за свою страну и сохранять здоровье и спокойствие граждан. Они хотели только получать самые высокие звания и чины. Так же каждый военный хотел получить много наград и иметь много денег.

Можно сделать вывод что произведение “Горе от ума” связано с декабристами. Эта комедия полностью описывала восстание декабристов.

Автор затрагивает не только такие социальные темы, но он пишет и про любовь, брак и семью. Конечно почти самая важная тема это драма Чацкого. Он любит Софью, а она отказывает ему во взаимности. Ведь Софья никуда не сможет уйти от фамусовского общества. Она никак не сможет полюбить и быть вместе с Чацким.

Грибоедов затронул в произведение “Горе от ума” важную проблему это то, что старое общество никак не может принять людей из нового света. Это такие люди у которых свое мировоззрение непохожее на остальных людей того общества. Они живут свободной жизни и никак не зависят от мнения других людей. Им нравится их жизнь, и они не будут подстраиваться под других, чтобы их уважали и не унижали.

И одна из самых серьезных проблем, которая прослеживается в комедии это проблема ума. Сам автор иногда называл свое произведение про большое количество глупцов и одного по-настоящему умного человека.

Умных людей, таких как Чацкий, в таком обществе вызывали ненависть у остального населения. Фамусовское общество пытается выгнать Чацкого, называя его безумным, хотя они сами вообще не являются умными людьми.

Чацкий слишком умный для таких людей и поэтому ему нет места в таком обществе.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/temy-i-problemy-komedii-gore-ot-uma-problematika-proizvedeniya

Сочинение. Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Проблема ума в комедии «Горе от ума»

..

[wp_campaign_1]

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему.

Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”.Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению.

Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье — вот чума, ученость — вот причина”.

Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет своемнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек.

Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания.

Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”.

Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум.

Это было замечено Чацким:Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!Там моську вовремя погладит!Тут в пору карточку вотрет!По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”.

В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.

Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями.

Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества.

Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого — ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом.

Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она — дочь своего отца.В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.

Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Источник: http://gdz-otvet.info/sochin/griboedov/sochinenie-problema-uma-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Проблемы ума в

Проблема ума в комедии «Горе от ума»

Проблемы ума в “Горе от ума” затрагиваются в первую очередь, о чем нам подсказывает само название. При написании этой комедии Грибоедов задался целью показать положение здравомыслящего, умного, неравнодушного к родной стране и судьбам людей молодого человека. Поднимаются в произведении и другие проблемы.

“Горе от ума” – комедия с говорящим названием. Для убежденных во всемогуществе знаний просветителей ум являлся синонимом счастья. Но общество не всегда принимает передовые идеи, а их носители часто считаются сумасшедшими.

Комедия Грибоедова – это произведение о реакции общества на новые идеи. Сначала она называлась “Горе уму”, и лишь потом название было заменено привычным для нас.

Данный шедевр был написана Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1823 году.

Безумен ли главный герой?

Проблемы ума в “Горе от ума” раскрываются в противопоставлении главного героя всему московскому дворянскому обществу. Бросившим вызов традициям и общественным нормам героем в комедии является Александр Андреевич Чацкий.

Он – тот единственный здравомыслящий, который противостоит “двадцати пяти глупцам”. Но в произведении отношение к этому персонажу других лиц совсем не такое.

Окружающим не виден ум Чацкого, скорее наоборот – молодого человека они называют безумцем.

Мнение Фамусова о Чацком (“Горе от ума”)

Проблемы произведения раскрываются через призму восприятия разных героев, в том числе Фамусова, мнение которого довольно типично. Этот высокопоставленный чиновник считал, что Чацкого не следует считать деловым и умным человеком, поскольку его поступки часто идут вразрез с общепринятыми нормами.

Он не может с выгодой для себя управлять имением и получать от этого большие доходы, обирая крестьян с целью личной наживы.

Чацкий не воспользовался на государственной службе возможностями и связями, чтобы построить карьеру, добиться наград и высоких чинов, а вместо этого занялся науками, получал за границей образование, что считалось неразумным у дворян, принадлежащих к старшему поколению.

Доводы Фамусова основываются на мнении Чацкого по различным общественным проблемам и позволяют чиновнику считать его опасным человеком и отождествлять с безумием и вольнодумством особенность его мышления.

И правда, разве будет умный с точки зрения дворян человек провоцировать резкую критику тех, с кем он общается в доме Фамусова? По этому поводу Александр Сергеевич Пушкин сказал грубовато, но метко о том, что Чацкому не нужно было “сыпать бисер” перед этими людьми – “свиньями”.

Напрасны его речи о безнравственности дворян и помещиков, о нарушении законов и о других пороках современного общества, ведь гости Фамусова непременно единодушно объявят за такое поведение сумасшедшим главного героя произведения “Горе от ума”.

Проблема поколений здесь также намечается, поскольку дети будут всегда впереди своих отцов, неся в мир новые идеи. Люди, подобные Чацкому, – это передовая молодежь, ищущая пути развития общества.

Проблемы ума в “Горе от ума” рассматриваются также через призму восприятия Софьи. Это дочь Фамусова, в которую влюблен наш герой. Девушка также считает, что ум Чацкого бесполезен, даже вреден для окружающих. Ей не нравится критика Александром Андреевичем всего, что дорого ей самой. В его поведении и речах девушка видит озлобленность, желчность, недовольство всем.

Она понимает, что с этим раздраженным человеком нелегко быть рядом, постоянно выслушивать его, хотя и считает ум Чацкого гениальным, блестящим. Но для семейной жизни более подходящим является “ум” Молчалина, то есть умение приспосабливаться к обстоятельствам и находить выгоду во всем. Чацкий вынужден согласиться с этим.

Такие люди, по его словам, “блаженствуют на свете”.

Мнение большинства

Проблемы “Горе от ума” – это проблемы общественного мнения, согласно которому приспособленчество считается проявлением здравого смысла.

В понимании большинства действительно Молчалин ведет себя гораздо дальновиднее своего соперника, когда ищет среди авторитетных людей, в том числе женщин, покровительства, поскольку хочет “весело пожить” и получить награды.

Он скромен, вежлив, услужлив и непременно “дойдет до степеней” в этом обществе, так как не высказывает умных мыслей, что позволяет его знакомым ощущать превосходство над мелким служащим.

Какие “умы” нужны старому московскому дворянству?

Молчалин точно знает, как нужно действовать “с умом” для того, чтобы использовать свое положение на службе в личных целях. В этом он сближается со Скалозубом, который также глуповат, но “счастлив в товарищах”. Этот человек готов достичь желаемого любыми средствами – он метит в генералы.

Именно такие “умы” и требовались московскому дворянству, а главный герой с его отличным от других, критическим отношением к миру не вписывался в эту среду, хотя Фамусов и рекомендовал Чацкого гостям как человека “с головой”.

Отдавая должное образованности главного героя, он считает, что данным приобретением следует пользоваться осторожно, умело и лишь для достижения в обществе высокого положения либо обогащения.

Иначе ум может навредить Чацкому, что и происходит с ним в итоге.

Почему Александр Андреевич вынужден покинуть это общество?

Проблемы ума в “Горе от ума” представителями дворянства решаются в конце концов изгнанием главного героя из фамусовского общества.

Софья, как и ее отец, причисляет Чацкого к сумасшедшим из желания отомстить за то, что тот насмехался над Молчалиным. Александр Андреевич вынужден покинуть ее дом, так как здесь не был принят.

Он не нашел ни друзей, ни единомышленников, а лишь познал горе от своего ума и бежит, чтобы заглушить душевную боль.

Где найти прибежище герою?

Существовало ли такое место в нашей стране, где герои, подобные Чацкому, могли найти прибежище, чтобы залечить свои раны? Наверное, Александру Андреевичу следовало ехать туда, где уже начинали создаваться тайные общества декабристов, в которых ценили таких людей и находили применение их силе и знаниям для преобразований, назревающих в России. Ум, как представляли его передовые дворяне, должен быть вольным, свободным. Вольнодумство для декабристов было не определением опасного недуга, порока или ругательным словом, а наоборот, очень ценилось.

“Горе от ума” и близость к будущим декабристам

Смелость главного героя отметили бы его современники с передовыми убеждениями, поскольку Чацкий был по духу очень близок будущим декабристам, которые задавались теми же вопросами.

Проблемы комедии “Горе от ума” так или иначе были свойственны всем будущим революционерам. Чацкий также ощущал потребность бороться с невежеством, косностью, несправедливостью, жестокостью и другими многочисленными пороками современного ему общества.

Это отмечал в своем произведении Грибоедов (“Горе от ума”).

Проблемы героя – не в нем самом, а именно в окружающей действительности, которая его не понимала и не принимала.

Общаясь с представителями старого московского дворянства, Чацкий осознал враждебное отношение к себе, непонимание. Положение героя осложнялось еще и одиночеством и трагедией в любви.

Поэтому Александр Сергеевич Грибоедов и определил состояние Чацкого как “горе от ума”, с чем нельзя не согласиться.

Источник: http://fb.ru/article/168435/problemyi-uma-v-gore-ot-uma-a-s-griboedova

Проблема ума в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Проблема ума в комедии «Горе от ума»

Проблемы ума в “Горе от ума” затрагиваются в первую очередь, о чем нам подсказывает само название. При написании этой комедии Грибоедов задался целью показать положение здравомыслящего, умного, неравнодушного к родной стране и судьбам людей молодого человека. Поднимаются в произведении и другие проблемы.

“Горе от ума” – комедия с говорящим названием. Для убежденных во всемогуществе знаний просветителей ум являлся синонимом счастья. Но общество не всегда принимает передовые идеи, а их носители часто считаются сумасшедшими.

Комедия Грибоедова – это произведение о реакции общества на новые идеи. Сначала она называлась “Горе уму”, и лишь потом название было заменено привычным для нас.

Данный шедевр был написана Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1823 году.

Мнение Фамусова о Чацком (“Горе от ума”)

Проблемы произведения раскрываются через призму восприятия разных героев, в том числе Фамусова, мнение которого довольно типично. Этот высокопоставленный чиновник считал, что Чацкого не следует считать деловым и умным человеком, поскольку его поступки часто идут вразрез с общепринятыми нормами.

Он не может с выгодой для себя управлять имением и получать от этого большие доходы, обирая крестьян с целью личной наживы.

Чацкий не воспользовался на государственной службе возможностями и связями, чтобы построить карьеру, добиться наград и высоких чинов, а вместо этого занялся науками, получал за границей образование, что считалось неразумным у дворян, принадлежащих к старшему поколению.

Доводы Фамусова основываются на мнении Чацкого по различным общественным проблемам и позволяют чиновнику считать его опасным человеком и отождествлять с безумием и вольнодумством особенность его мышления.

И правда, разве будет умный с точки зрения дворян человек провоцировать резкую критику тех, с кем он общается в доме Фамусова? По этому поводу Александр Сергеевич Пушкин сказал грубовато, но метко о том, что Чацкому не нужно было “сыпать бисер” перед этими людьми – “свиньями”.

Напрасны его речи о безнравственности дворян и помещиков, о нарушении законов и о других пороках современного общества, ведь гости Фамусова непременно единодушно объявят за такое поведение сумасшедшим главного героя произведения “Горе от ума”.

Проблема поколений здесь также намечается, поскольку дети будут всегда впереди своих отцов, неся в мир новые идеи. Люди, подобные Чацкому, – это передовая молодежь, ищущая пути развития общества.

Софья Фамусова

Проблемы ума в “Горе от ума” рассматриваются также через призму восприятия Софьи. Это дочь Фамусова, в которую влюблен наш герой. Девушка также считает, что ум Чацкого бесполезен, даже вреден для окружающих. Ей не нравится критика Александром Андреевичем всего, что дорого ей самой. В его поведении и речах девушка видит озлобленность, желчность, недовольство всем.

Она понимает, что с этим раздраженным человеком нелегко быть рядом, постоянно выслушивать его, хотя и считает ум Чацкого гениальным, блестящим. Но для семейной жизни более подходящим является “ум” Молчалина, то есть умение приспосабливаться к обстоятельствам и находить выгоду во всем. Чацкий вынужден согласиться с этим. Такие люди, по его словам, “блаженствуют на свете”.

Какие “умы” нужны старому московскому дворянству?

Молчалин точно знает, как нужно действовать “с умом” для того, чтобы использовать свое положение на службе в личных целях. В этом он сближается со Скалозубом, который также глуповат, но “счастлив в товарищах”. Этот человек готов достичь желаемого любыми средствами – он метит в генералы.

Именно такие “умы” и требовались московскому дворянству, а главный герой с его отличным от других, критическим отношением к миру не вписывался в эту среду, хотя Фамусов и рекомендовал Чацкого гостям как человека “с головой”.

Отдавая должное образованности главного героя, он считает, что данным приобретением следует пользоваться осторожно, умело и лишь для достижения в обществе высокого положения либо обогащения.

Иначе ум может навредить Чацкому, что и происходит с ним в итоге.

“Горе от ума” и близость к будущим декабристам

Смелость главного героя отметили бы его современники с передовыми убеждениями, поскольку Чацкий был по духу очень близок будущим декабристам, которые задавались теми же вопросами.

Проблемы комедии “Горе от ума” так или иначе были свойственны всем будущим революционерам. Чацкий также ощущал потребность бороться с невежеством, косностью, несправедливостью, жестокостью и другими многочисленными пороками современного ему общества.

Это отмечал в своем произведении Грибоедов (“Горе от ума”).

Проблемы героя – не в нем самом, а именно в окружающей действительности, которая его не понимала и не принимала.

Общаясь с представителями старого московского дворянства, Чацкий осознал враждебное отношение к себе, непонимание. Положение героя осложнялось еще и одиночеством и трагедией в любви.

Поэтому Александр Сергеевич Грибоедов и определил состояние Чацкого как “горе от ума”, с чем нельзя не согласиться.

Источник: https://schoolessay.ru/problema-uma-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Проблема ума в комедии «Горе от ума»

План-конспект урока по литературе в 9 классе

Тема:

Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (2 часа)

Тип урока: акцентное вычитывание драматического текста

Форма: творческая мастерская, работа в группах

Задачи:

– сравнить различные типы ума героев комедии, опираясь на святоотеческое наследие;

– раскрыть смысл заглавия комедии;

– выявить авторский идеал.

Индивидуальные задания перед уроком

  • Раскрыть понятие ума в православной традиции (под руководством учителя готовит группа обучающихся, которые потом станут консультантами в группе)

  • Выбрать реплики героев, говорящих об уме (готовит индивидуально 1 обучающийся)

Ход урока

Индукция
– Цель нашего урока: раскрыть проблему ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

– Понятие ума для современного человека важно, согласны? (Давайте договоримся, сейчас на мои вопросы вы будете отвечать «да» и «нет» знаками: 1 поднятая рука – «да», не поднимаете руку – «нет», две поднятые руки – «неоднозначный ответ»).

Умный – знает законы ядерной физики

Умный может с закрытыми глазами разобрать и собрать машину

Умный знает все новости в классе

Умный прислушивается к разным мнениям

Умный слушает только себя

Умный знает о жизни все

Умный учится на чужих ошибках

Умный знает, как разбогатеть

Умным быть престижно

Умный всего добивается в жизни

Умный всегда добрый

Умный всегда счастливый

– А что говорят герои комедии, давайте послушаем (сценка в исполнении одного актера – см. Приложение 1).

Социоконструкция и социализация

– Как по-разному говорят герои об уме. Наша задача сегодня на уроке выяснить: кто же из героев умен, и кому от ума горе. Опираясь на святоотеческое наследие, консультанты составили опорную таблицу, в которой отражены 4 силы ума.

Выступление консультантов (см. Приложение 2).

– Давайте посмотрим, на что направляют свои усилия герои, к чему ведут их поступки.

Работа в группах

Афиширование

Разумение

(Чистота души желаний)

Целомудрие души

Сообразительность

(Различение добра и зла) Мудрость

Понимание (Ответственность)

Справедливость

Быстрота (Бесстрашие) Мужество

Чацкий

Ум с сердцем не в ладу: слышит, что Софья его не любит, но отказывается этому верить. Видит истинное лицо Молчалина, но не обращает внимания на добродетели, за которые Софья полюбила своего избранника. Мир вокруг он считает недостойным. Уверен, что имеет право судить других, причем оценки его жестки и ироничны. Но Чацкий решительный, смелый. Он хочет идеального служения.

Зачем Чацкий возвращается в Москву?

Имеет ли право Чацкий требовать ответ от Софьи о ее влюбленности? («Ни на волос любви!»)

Действительно ли Чацкий любит Софью? (Д.3, я.1)

Что значат слова Чацкого: «Ум с сердцем не в ладу»? (Д.1, я.7)

Что ответил Чацкий на вопрос Фамусова о намерении жениться?

В какой момент притворился Чацкий перед Софьей? (Д.3, я.1)

Верит ли Чацкий в «участье в ком живое»? (Д.4., я. 3)

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!». А Чацкий верует? («Я верю собственным глазам»)

Понимает ли Чацкий, за что Софья любит Молчалина? (Д.3, я.1, я. 3)

Какие достоинства не увидел Чацкий в Молчалине? (Д. 3, я. 13)

Отчего Чацкий испытывает «мильон терзаний»? (Д.3., я. 22), и каким горем сжата его душа?

С каким значением употребляет слово «благонравный» Чацкий?

(Д. 4., я. 14)

Найдет ли Чацкий «где оскорбленному есть чувству уголок!»?

Справедлив ли Чацкий в своих укорах Москве? (Д. 1, я.7)

Как понимает службу Чацкий? (Д.2, я.2)

Прочитайте монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть», согласны ли вы с этим? (Д.2, я.2)

Как характеризует фраза Чацкого «Ваш век бранил я беспощадно»?

Как характеризует фраза Чацкого о Молчалине «Пускай себе сломил бы шею, вас чуть было не уморил» (Д.2, я.8)

Можно ли упрекнуть Чацкого в малодушии?

Софья

В Софье есть человеческое достоинство, искренность.Ум для Софьи — залог семейного благополучия и счастья. Она ищет не внешнего успеха, как отец, не внутреннего превосходства, как Чацкий, – Софья ищет душевной чистоты и доброты.

Ей кажется, что она нашла их в Молчалине – и потому она готова пожертвовать положением в обществе ради верности своему возлюбленному и своим идеалам, в нем воплощенным. Верит, что он ей послан Богом.

Она стыдится, но не света и, видимо, даже не унижения, а лишь своей душевной слепоты, нравственной ошибки: она обманулась и выбрала не того.

Связана ли была Софья каким-нибудь обещанием Чацкому? Завлекала ли она Чацкого надеждой?

Знала ли Софья о чувствах Чацкого? (Д.3., я.1)

Почему и когда София пустила слух о сумасшествии Чацкого? (Д. 3., я. 14)

Являются ли добродетелями те черты у Молчалина, которые называет Софья? (Д.1., я. 6 + Д.3., я.1)

Знает ли Софья истинное лицо Молчалина?

Верную ли характеристику Чацкого дает она? (Д.1, я.7)

Какие два слова истины открывает она Чацкому? (Д.3., я.1)

Как Софья встречает Чацкого, почему ее любезность сменяется холодностью и враждебностью?

не свои беды – для вас забавы» – Д. 2., я.5 + «…вы желчь на всех излить готовы..» – Д.3., я.1) Признает ли София себя виноватой? (Д.4., я. 13)

Почему Софья скрывает отношения с Молчалиным? ( Д. 1., я. 5 + Д.2, я. 9., 11)

В каком случае София готова рассказать все отцу? (Д.4., я. 12)

Фамусов

Ум Фамусова житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями, но при этом опирается на традиции в воспитании, сложившиеся и проверенные веками.

Он знает, что такое добро и зло, но не особенно стремится воплощать это сам в жизни, он может и нарушить заповедь, главное, чтобы это никто не увидел. Боится не разрушения добродетелей, а утраты своего личного спокойствия.

Обличение Софьи не производит в Фамусове никакого чувства, кроме досады, что о стыде его узнают другие. Он и благопристойный, степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дня не сварится.

Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества.

В чем проявляется забота Фамусова о дочери?

Вспомните перечисление Фамусовым предстоящих дел. Что составляет основу его жизни?

Какие условия для создания семьи предлагает Фамусов Чацкому? (Д.2, я. 2)

Догадался ли Фамусов о том, что Софья от него что-то скрывает?

Открыл ли Фамусов для себя истинное лицо Чацкого? (Д.4., я. 15)

Нужно ли учиться, «на старших глядя», как советует Фамусов?

Справедливы ли обвинения, брошенные Фамусовым Чацкому («опасный человек», «карбонарий»)?

Что разрушает Чацкий, по мнению Фамусова? (Д.3., я. 21)

Как решает наказать он Софью? (Д.4., я. 14)

Какого бунта боится Фамусов?

Чего остерегаться должен Чацкий, по мнению Фамусова? (Д.2., я. 5)

Почему Фамусов говорит о том, что его судьба плачевна? (Д.4., я. 15)

Молчалин

Его философия предполагает не угождение вышестоящим, а угождение всем. Это можно даже принять за подобие христианской любви к ближним. Но причиной такого поведения выступает вовсе не забота о благе другого, а подсказанное его осторожным умом опасение нажить врагов. В нем нет гордыни, но обман его совсем не украшает.

«Какою ворожбою умел к ней в сердце влезть!»

Какие истинные причины ухаживания были у Молчалина (Д.4., я. 12)

Какое истинное лицо открыла в нем София? (Д.4., я. 12)

Какие два таланта признает за собой Молчалин? (умеренность и аккуратность)

Взманили ли Молчалина почести и знатность?

Как находит покровительство Молчалин? (Д.3., я.4)

Хватает ли сил у Молчалина при-знать себя вино-ватым? (Д.4., я. 12) (кстати, этой сцены не было в первоначальном варианте)

Разрыв, самоконструкция и афиширование

– Было ли у вас единое мнение? Легко ли вы соглашались друг с другом?

– Послушайте следующие высказывания:

А.С. Пушкин1 в письме к Бестужеву: «”В комедии Горе от ума кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов.

А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий [и] благородный [молодой человек] и добрый малой, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он – очень умно.

Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными”.

И.А. Гончаров2 в статье «Мильон терзаний», посвящённой «Горю от ума», давал герою такую характеристику: “…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством…”

Как писал сам А.С.Грибоедов3 в письме к П.А. Катенину 14 февраля 1825 года: “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”

– Почему такие разные интерпретации? Кто же прав?

– Чем отличается первоначальное заглавие комедии «Горе уму» от окончательного варианта?

– Горе не в том, что Софья полюбила не того. Трагедия заключается в том, что того в пьесе просто нет. Никто не обладает теми качествами души, которых ищет Софья.

– Сравните еще два суждения. Здесь больше общего или различий?

  1. Из Первого послания апостола Павла4 к коринфянам: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто».

  2. Гельвеций5 (фр. философ-материалист): «Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает».

-Значит, если ум не ведет к мудрости, целомудрию, …, к добродетели, если ум не освящается любовью, то это горе? Можно ли это состояние назвать «помрачением», «ослеплением» ума? Это состояние навсегда, или из него можно выйти? Как?

– Послушайте Преп. Исаака Сирина6: «Пусть тебя гонят, ты не гони. Пусть тебя распинают, ты не распинай. Пусть тебя обижают, ты не обижай. Пусть на тебя клевещут, ты не клевещи… Веселись с веселящимися, и плачь с плачущими, ибо это – признак чистоты. С больными болезнуй. С грешными проливай слезы. С кающимися радуйся. Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своею пребывай один».

Рефлексия

Выскажитесь, как вам работалось сегодня в Мастерской, какие были удачи, что показалось трудным. Почему? Кто нам особенно сегодня помогал?

Домашнее задание

  1. Дать характеристику ума остальных персонажей.

  2. Конспект статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

  3. Индивидуальные задания к интегрированному уроку.

1 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т., т. 10. – Л., 1979, с.97.

2 Гончаров И.А. Мильон терзаний./ Грибоедов А.С. Горе от ума: Комедия.- М.: Дет. лит., с.158.

3 А.С.Грибоедов. Сочинения в стихах. – Л., 1987, с.388.

4 Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (1 Кор. 12: 31-13: 8)

5 Гельвеций Мысли и размышления. – http://bspu.unibel.by/pages/obschixxi/source/0943.html

Источник: https://infourok.ru/problema-uma-v-komedii-as-griboedova-gore-ot-uma-248483.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.