Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Главным героем поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является русский народ, от лица которого семеро странников-правдоискателей рассказывают нам о нем, о его невзгодах и значительно меньших радостях.

Вопрос, ставший заголовком поэмы, волновал каж­дого читателя России, особенно же — мужика, разорен­ного и истерзанного хищнической крепостнической сис­темой.

Ко времени, описанному в поэме, данное общест­венное устройство изжило себя полностью и никаких положительных перспектив привнести в крестьянский быт не могло.

Об этом свидетельствуют говорящие на­звания деревень, откуда были те семеро мужиков-правдоискателей: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Не вызывает удивления их же­лание найти того, кому в мире грубого засилья и бес­просветности живется вольготно и весело.

На сей счет у каждого из семи мужиков есть свое мнение. И мнений получается ровно семь — по одному на человека. Единства не наблюдается, и оттого начи­нается долгий путь героев по русской земле в поисках счастливого человека.

Вопрос, вынесенный в заголовок поэмы правомочен, что сама природа вмешивается в происходящее и да­рит мужикам в помощь волшебную скатерть-само­бранку, которая будет их кормить, поить, чинить. В общем, компания получает все возможности для ре­шения проблемы счастья.

Семь уже существующих мнений отражают перво­начальные направления поиска:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстозадому! —

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потупился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю…

И действительно, на первый взгляд речь идет о представителях привилегированных классов общест­ва. Однако есть ли для этих людей счастье на самом деле — задача, которую предстоит выяснить семерым дотошным мужикам.

Вначале вопрос о счастье был задан священнику. Оказалось, что не так уж и сладок поповский хлеб.

Не­обходимость быть среди прихожан настоящим пасты­рем, то есть крестить, исповедовать, соборовать, быть утешителем — и все это невзирая на время года, пого­ду и состояние здоровья, — оказалось достаточно тяж­ким бременем.

Вдобавок про попов во все времена хо­дило много разнообразных, часто непристойных шуток, анекдотов и песен. И с этим не самым приятным явле­нием приходилось иметь дело духовенству.

По словам попа, он и ему подобные действительно жили несладко. Тяжелой была не только бытовая сто­рона жизни священнослужителя, много забот требова­ли и добыча денег на нужды прихода, и взаимоотноше­ния с обществом.

С другой стороны, после разговора с попом выясня­ется, что в словах его было много лицемерия. Во вся­ком случае, материальное состояние духовенства в действительности было значительно лучше, чем хо­тел показать поп:

Попова каша — с маслицем,

Попов пирог — с начинкою,

Поповы щи — с снетком!

Жена попова толстая,

Попова дочка белая.

Попова лошадь жирная,

Пчела попова сытая,

Как колокол гудет!

Однако это мнение мужиков, а сам поп счастливым себя не считает. Да и не во всем он так уж неправ. Дей­ствительно, приходится ему и ездить в любую погоду, и скрепя сердце принимать нищенские подношения от бедняков, которым эти деньги не помешали бы самим.

Так или иначе, поп не попадал в категорию счаст­ливых. Путь надо было продолжать.

В следующем эпизоде — на сельской ярмарке — бросается в глаза неожиданно осчастливленный про­пойца Вавила, спустивший все свои деньги. Ему для радости было достаточно, чтобы нашелся добрый чело­век, который подарил-таки его внучке козловые боти­ночки. В этот момент загадочное русское счастье ока­залось очень близко от его искателей…

Довелось мужикам задать вопрос о счастье помещи­ку. И здесь оказывается, что помещик, который был для своих крепостных царем и богом, тоже не считает себя счастливым. Он ностальгически вспоминает далекие времена, когда вся земля принадлежала таким, как он.

Причем помещикам принадлежали не только леса, поля, луга, но и люди, которые на них жили. Господин был во­лен распоряжаться своими холопами так, как заблаго­рассудится. На своей земле помещик мог закатывать праздники, каких «французу и не снилося».

И власть была только у барина — у его кулаков, его силы.

Вместе с этим помещик сетует на то, что якобы рань­ше отношения барина и холопа были более близкими, бо­лее отеческими. Барин мог, не гнушаясь, праздновать с крестьянами Пасху, мог и наказывать, и миловать.

Помещик сетует на перемены, произошедшие в России, не пытаясь трезво разобраться ни в том, кто на самом деле виноват в столь чудовищном истощении страны, ни в том, какие на самом деле были чувства у холопов, принимающих барские «милости».

Счастья, как выясняется, нет и у помещика:

Порвалась цепь великая,

Порвалась — расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Еще один из путей поиска счастья на Руси заходит в тупик.

Автор не рассматривает более подробно прочих из семи кандидатур, выдвигаемых первоначально на роль носителей счастья, потому что находятся несколько сюжетных линий, а с ними и новых образов, значи­тельно более интересных с точки зрения обнаружения в них заветного зернышка счастья.

Одним из этих образов в поэме Некрасова — «гу­бернаторша» Матрена Тимофеевна. История жизни этой женщины вначале не производит впечатления возможного олицетворения в этом образе счастья.

От­данная замуж в далекую сторону, в чужую недружную семью, она оказалась на положении незваного гостя, к которому нет и не может быть хорошего отношения.

И вступиться за нее было некому — муж ее уезжал надолго на заработки.

Матрена пережила многое —: чужбину, тяжкий труд, потерю ребенка. В довершении всех бед мужа за­бирают в солдаты, что по тем временам означало конец всему — солдатчина длилась целых двадцать пять лет и с нее возвращались далеко не все. К тяготам службы добавлялась еще и опасность погибнуть — в те времена войны были не таким уж и редким явлением.

Муж Матрены попал в солдаты не по-честному, об­маном. И казалось, полагаясь только на свои силы, правды добиться было нельзя. Но женщина совершила поступок, который требовал от простой мужички нема­лой воли и мужества. Она пошла на поклон к губерна­тору, сумела пробиться к нему и добиться для Филип­па избавления от службы.

Матрена Тимофеевна сама говорит мужикам, что в женской доле на Руси ничего похожего на счастье отыскать нельзя. Но ведь она была счастлива, когда вновь обрела мужа. А значит, есть и в тяжелой доле русской бабы место неуловимому счастью, которое упорно ищут семеро героев.

Вторым образом воплощения мимолетного счастья стал дед Савелий, бывший каторжник, которому было уже сто лет и который в своей жизни повидал еще больше невзгод. Савелий вообще производит на чита­теля впечатление человека если не счастливого, то уж точно не несчастного. Савелий — это настоящий бога­тырь не только физически, но и духовно.

Именно благодаря образу Савелия читатель начнет по-настоящему понимать, в чем истинное счастье русско­го человека. В предыдущих главах встречалось немало моментов, когда оно было рядом, но осознания подлинных причин и самой сущности счастья еще не наступало.

В самом деле, предыдущие его проявления были иллюзорными и сиюминутными. Настоящим собранием всевозможных вариантов обманчивого счастья являет­ся глава «Счастливые». Несмотря на многообещающее название, ее содержание наполнено горькой иронией Некрасова.

Кто из них, мимолетных героев главы, счастлив по- настоящему, а не только потому, что все могло быть хуже, да вот, обошлось?

Счастливым себя полагает старый, чуть живой сол­дат, довольный тем, что выжил в многочисленных сра­жениях, что не умер в мирное время, когда солдатское житье едва ли можно было назвать более легким. Но на самом деле этот солдат, вернувшись из армии, оказался почти нищим, больным и никому не нужным. Счастья нет, потому что старый солдат просто-напрос­то не знает, как оно выглядит.

И похваляющийся своей силой каменотес тоже не видит своего будущего, которое наглядно является пе­ред ним в облике Трифона, сорвавшего спину по моло­дой запальчивости на непосильной работе. Получается, что для рабочего человека счастье находится за семью замками.

Хоть и рассказывает тот же самый Трифон историю того, как он сумел выжить, проехав в вагоне, где кроме него было еще немало лихорадочных. Каждо­го, кто в невыносимой жаре и духоте не выдерживал, высаживали из поезда, обрекая практически на смерть.

Трифон пытается это выдавать за счастье.

Вовсе уж карикатурно выглядят похвальбы дворо­вого человека, любимого раба князя Переметьева. Он гордится тем, что болеет подагрой — господской болез­нью, что ему доводилось вылизывать за князем тарел­ки и допивать иностранные напитки. Ответ ему был очень прямым и четким:

…Проваливай!

У нас вино мужицкое,

Простое, не заморское —

Не по твоим губам!

Свое счастье доказывал белорус, которому медве­дица изодрала лицо, и нищие, которые вообще живут, выпрашивая по дворам подаяние.

Счастье в поэме ведет себя очень необычно. Оно должно было бы присутствовать у богатых, привилеги­рованных, но и у них нет счастья в жизни.

Недаром жаловались на свою судьбу поп и помещик, недаром автор показывает полупарализованного Последыша, богатство которого оказывается всего лишь лакомым кусочком для родственников.

Оказывается, в таких людях материальное благополучие и власть убили жажду быть счастливыми.

Именно желание счастья становится в поэме важ­ной ступенью, до которой обязательно надо добраться, если хочешь его обрести. Пусть глава «Счастливые» и оказывается всего лишь набором недоразумений, но

все равно эти люди, каждый по-своему, хотели счастья.

Образ богатыря Савелия — это уже настоящий ключ к счастью. Савелий рассказывая Матрене историю своей жизни, говорит о том, как давным-давно он и многие другие люди жили где-то далеко в лесу, куда было не­легко дотянуться не только загребущим рукам помещи­ка, но и полиции. Это время описывается как настоящее благо, потому что люди были хозяевами сами себе.

Именно ощущение самих себя господами своей жиз­ни помогало Савелию и его односельчанам бороться. Попав на каторгу за расправу с немцем-приказчиком, Савелий все равно не был сломлен.

Душа его осталась свободной, а свобода оказалась одним из важнейших факторов, которые позволяли человеку назвать себя счастливым. Причем это должна быть свобода настоя­щая. «Счастливые» обладали свободой в очень малой степени.

А вот Савелий был свободен куда полнее.

Главой «Пир на весь мир» Некрасов подводит итог поискам счастья. Описанию счастья посвящены именно ее строки, песни и рассказы богомольцев.

Показательным является рассказ странника-бого­мольца Ионушки о разбойнике Кудеяре. Разбойничий атаман, наложивший на самого себя покаяние и для от­пущения грехов обязанный ножом срезать вековой дуб, убивает этим самым ножом пана. Дуб рушится, пропадает груз грехов и вместе с этим освобождением Кудеяр обретает счастье.

В подтверждение необходимости свободы служит и рассказ Игнатия о мужицком грехе. Именно грехом Некрасов считает готовность многих людей оставаться в кабале. Добровольный отказ от счастья через отказ от его важнейшего элемента — свободы, действительно есть грех. Это предательство:

Все прощает Бог, а Иудин грех Не прощается.

Ой, мужик, мужик! ты грешнее всех И за то тебе вечно маяться.

В последних строках автор показывает нам, что сча­стье заключается не просто в том, чтобы жить со сво­бодной душой, но и в том, чтобы нести эту свободу дру­гим. И неспроста носителем счастья оказывается песен­ник Григорий, сын Трофима. Именно песня всегда была самым доступным средством украшения жизни.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему проблема народного счастья в поэме Кому на руси жить хорошо
  • проблема народного счастья в поэме кому на руси жить хорошо
  • сочинение на тему проблема народного счастья кому на руси жить хорошо
  • сочинение на тему проблема счастья в поэме кому на руси жить хорошо
  • сочинение на тему проблемы народного счастья в поэме кому на руси жить хорошо

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-problema-schastya-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html

Проблема счастья поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»

“Народ освобожден, но счастлив ли народ?”. Этим вопросом, сформулированным в стихотворении “Элегия”, Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении “Кому на Руси жить хорошо” проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь, либо же, в случае с паломниками, благодать.

А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека.

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

Эволюция понятие “счастье” в сознании главных героев

“Покой, богатство, честь” – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением.

Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь.

И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки.

Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться.

И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: “… помещик зарыдал”.

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином.

На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них.

Проблематика поэмы “Кому на Руси жить хорошо” изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников.

У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке.

Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу.

Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

“Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны…”

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т. е. свободой.

Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты.

Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

“Хорошо, легко,
Ясно на сердце”

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

“Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости,

Избыткова села”

Видно, что здесь на первое место ставится уже не “избыток” – достаток, а “непоротость”, знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит.

Недаром в главе “Последыш” многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться.

Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

“Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива”…

Вывод

Итак, как видим, в поэме “Кому на Руси жить хорошо” проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека.

Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути.

Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова.

Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему “чахотку и Сибирь”.

Но он воплощает в поэме “Кому на Руси жить хорошо” народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему “Проблема счастья поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

Проблема счастья поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Источник: https://home-task.com/problema-schastya-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо» — сочинения для 10 класса

Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»

  1. Введение
  2. Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев
  3. Образ счастья как свободы в поэме
  4. Вывод

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?».

Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно.

В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья.

Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю.

В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать.

А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека.
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением.

Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь.

И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки.

Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться.

И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином.

На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них.

Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников.

У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке.

Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу.

Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Множество вопросов встает перед спорщиками в произведении Н.А.Некрасова. Основной – кто живет счастливо? Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» выходит за рамки привычного понимания философского понятия «счастье». Но это и понятно. Проблему пытаются решить мужики самого низшего сословия. Им кажется, что счастливыми могут быть и вольные, и богатые, и веселые.

Составляющие счастья

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении.

Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований. Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны.

Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне.

Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске.

Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.

Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Составляющие истинного счастья

В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства.

Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы. Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.

Яким Нагой. Голод и тяжелая жизнь крестьянина не убила в душе стремления к красоте. Во время пожара он спасает картины. Жена Якима спасает иконы.

Значит, в душе женщины живет вера в духовное преображение людей. Деньги остаются на втором плане. А ведь их они копили долгие годы. Сумма поражает – 35 целковых.

Настолько нищая наша Родина в прошлом! Любовь к красивому выделяет мужчину, вселяет веру: вино не зальет «кровавый дождь» души крестьянина.

Ермил Гирин. Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана. Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя.

Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.

Григорий Добросклонов. Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.

Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, – это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.

Ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» можно не найти. Сомнения проникают в души читателей. Счастье – странная категория. Оно может прийти на минуту от радости обычного бытия, приводит в состояние блаженства от вина, еле уловимо в минуты любви и ласки.

Что нужно сделать, чтобы все были счастливы в понимании простого человека? Перемены должны затронуть строй и уклад страны. Кто способен провести такие реформы? Даст ли воля это чувство человеку? Вопросов появляется еще больше, чем в начале чтения поэмы.

В этом и есть задача литературы: заставить думать, оценивать, планировать поступки.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1467-problema-schastya-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.