Признаки прилагательного у причастия

Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия

Признаки прилагательного у причастия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель урока: Сформировать умение опознавать причастие с опорой на его формальные показатели – суффиксы. Знакомство учащихся с грамматическими признаками причастия. Формирование умения различать причастия и прилагательные. Умение конструировать.

Цели для учащихся:- вспомнить морфологические признаки глагола и прилагательного- научиться пользоваться алгоритмом- научиться применять полученные знания на практике- научиться конструировать предложения по заданной схеме

– в конце темы ученик должен уметь отличать причастие от других частей речи, правильно использовать их в речи, знать причастие как самостоятельную часть речи.

Формируемая область понимания: целостное представление о причастии как особой форме глагола, отличительные признаки этой часта речи. Закрепление и развитие общеучебных навыков, связанных с умением распознавать причастие. Воспитание на материале темы (связь с художественной литературой, программными произведениями по курсу 7 класса).

Тип урока: Урок первичного изучения новой части речи (модульной конструкции)

Видконтроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

Комплексная дидактическая цель: в результате овладения новыми знаниями учащиеся должны;

– усвоить теоретические сведения о причастии

– уметь применять их на практике

– уметь моделировать полученные знания

– находить в тексте все изученные орфограммы, уметь ими пользоваться. Уметь конструировать и пользоваться новыми конструкциями речи.

– чувствовать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища.

Литература к уроку:

В, В. Бабайцева,, ” Русский язык “, Москва Л 993 г.

РЯШ № 3, 1994 г. РЯШ № 4, 6 – 7 кл. 1986 г. РЯШ 5, 1981 г.

А. С. Хазанова ” Русский язык “

Л.В. Цвайг (практическое руководство)

Розенталь ” Сборник упражнений по русскому языку “.

Причастие как особая форма глагола. Признаки прила­гательного и глагола у причастия

, УЭ – 0 Цели и задачи модуля.

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными

элементами учащиеся должны; знать: – определение причастия, его отличительные признаки – алгоритм узнавания причастия уметь: – применять теоретические сведения на практике – конструировать предложения

– владеть схемой сочинения – рассуждения

увидеть: специфику причастий ,их роль в художественном тексте

систематизировать: полученные знания, изученные орфограммы.

развивать: общеучебные навыки (самоконтроль, взаимоконтроль), учиться, работать на более высоком уровне – творческом, поисковом.

УЭ – 1 Цель: Дать представление о причастии (значение, морфоло­гические признаки, синтаксическая роль), Повторение изу­ченных орфограмм.

Перед вами алгоритм, с помощью которого вы узнаете отличительные признаки причастия.

1. Значение, вопрос признак по действию (временный) какой?
2. Можно заменить другой конструкцией ?

да (мест, которой + глагол) 3. От какой части речи образуется ?
глагола

4. Признаки глагола

вид, время (у глагола время – непостоянный признак у причастия – постоянный)

5. Как изменяется

 
как прилагательные (р, ч. п.) 6. Роль в предложении

 
определение

Сопоставьте признаки причастия с прилагательными. Запишите

их. 1. Значение, вопрос признак постоянный, какой ?

2. Можно заменить другой конструкцией ?
  
нет (синоним: темный – мрачный)

3. От какой части речи образуется ?   от существительного

4. Как изменяется ? р, ч.п.

5. Роль в предложении ? определение

Опираясь на алгоритм, найдите в тексте причастия и прилагательные.

1. Выпишите их в два столбика.

2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Я ш …. л по пр … красной д … лин … С горной в … ршины проб … вался прозрач (?) ный и быстрый ручей, Цв … тущие р … внины ра (с)(сс)т … лались справа и слева.

Разросшийся табак в изобили … покрывал склоны холма. Р скошные цветы апельсиновые и лимо (н)(нн) ые дерев(?) я дикови (н)(нн) ые р …

с гения всё было одето в великолепный зеленый наря т/д.

1. Проверь себя по ключу 1.

2. Взаимопроверка. Оценка друг друга.

УЭ – 2 Цель; отработка образца рассуждения при доказательстве принад­лежности слова к причастию или прилагательному.

Пользуясь алгоритмом, докажите, что выбранные гобой слова

относятся 1) к причастию; 2) к прилагательному.

Построй свой ответ как сочинение – рассуждение.

Заслушивается монологический ответ двух учеников. Далее

взаимоконтроль с оценкой.

УЭ – 3 Цель: Формирование умения различать прилагательные и причастия, условие выбора гласных в кор. прилагательных и причастиях.

1. К словосочетанию прил. + сущ.х подобрать однокоренные

словосочетания прич.х+ сущ,

темный лес –

синий горизонт –

шумный поток –

зеленый холм –

Выдели суффиксы причастий.

2. Составь словосочетания (устно), ползущее – ползучее

горящие – горячие текущая – текучая дремучий – дремлющий

3. Запиши окончания данных словосочетаний

а) в именительном, родительном и предложном падежах множественного числа.

Выглянувший солнечный луч

Приближающаяся грозовая туча

Улыбающееся детское лицо

б) в винительном и предложном падежах единственного числа. Серебристая сверкающая дорога

Поросшая камышом и залитая водой тропинка. Бескрайняя волнующая даль.

4. Согласуй прич. и при л. с существительным (умирающий) звезды виднелись кое – где на (побледневший) (зеленоватый) небе. Я мечтал о (бодрящий) (морской) воздухе, о (чудесный) (белый) песок. В воздухе стоял (сладкий) запах (распускающийся) зелени, Я часто приходил к уже (высохший) и (заросший) (густой) камышами пруду. Проверь себя по ключу № 2.

УЭ-4 Цель; Сформировать навык нахождения глагола» от которого образовано причастие. Определять вид, время причастия. 1. Из текста выпиши причастия, запиши глагол, от которого оно образовано, укажи вид и время причастия.

Образец: распустившиеся листья – листья, которые распустились

– сов.в, прош. время.

Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной речонки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространявшего вокруг свой неповторимый аромат.

УЭ-5 Цель; Научить конструировать предложения,

“Они (причастия) служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу” Ломоносов.

1. Перестройте предложения, заменив один из глаголов причастием.

а) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково,

б) Корабль стоял у острова и качался на волнах'.

в) Подошел Пятница и посмотрел на меня уныло и хмуро.

2. Замени

а) Пятница, который сидел в кустах, выстрелил.

б) Тревога, которую я не мог объяснить, заставила меня насторожиться.

3.

а) Я спал на подстилке, которую бросил прямо на землю.

б) Я увидел под горой зеленые ростки, которые только

что выбились из земли.

4.

Шторм, который начался утром, бушевал целый день.

УЭ-6 Цель: Закрепить навык синтаксического разбора предложения.

Алгоритм работы:

Предложение характеризуется:

1. По цели высказывания – повеет,, вопросит., побудительное

2. По интонации – восклицательное, невосклицательное.

3. По количеству грамматических основ – простое, сложное (с/ с; с/п, б /с, с разными видами связи)

4. По наличию одного/двух главных членов – двусоставное, односоставное.

5. По наличию второстепенных членов – распространенное, нераспространенное,

6. По наличию осложняющих членов – неосложненное, осложненное.

Из-за подземных толчков от стоявшей у моря скалы оторвалась верхушка и рухнула вниз.

УЭ-7 Цель: Проверить знания учащихся по изученной теме.

Тест (проверяет учитель)

I. Найти словосочетание причастие + существительноех

1. Чернеющая пропасть

2. Черная ночь

3. Спелый крыжовник

4. Теплый дождь

II. Прилагательное + существительноех

1. Засеянное поле.

2. Летящая птица,

3. Светлое небо.

4. Собранные грибы,

III. Причастиех + существительное

1. Услышанная повесть

2. Спеющая в саду,

3. Разросшийся куст.

4. Высохшая трава.

IV. Запишите окончания причастий.

1. Исчезнуть в потемневш [ем] небе.

2. Плыть по разливш [ей]ся реке.

4. Растянувш [ее] ся по дороге войско.

5. Говорим портрете, рисуем [ом] художником.

Ключ № 1

по прекрасной (долине) с горной (вершины) прозрачный и быстрый ручей роскошные цветы диковинные растения великолепный, зеленый наряд / цветущие равнины разросшийся табак

Ключ № 2

1. темнеющий лес

синевший (ющ) горизонт шумящий поток

зеленевший (ющ) холм

2. а)

Имен. падежРодит. падежПредл. падеж
ие, ые, иих, ых, ейих, ых, ах
ие, ые, иих, ыхих, ых, ах
ие, ие, аих, ихих, их, ах

б)

Винит. падежПредл. падеж
ую, ую, уой, ей, е
ую, ую, уей, ой, е

“,”author”:”Автор: Вера Некрасова”,”date_published”:”2019-04-03T11:47:00.000Z”,”lead_image_url”:”http://lh5.ggpht.com/-pfgilmzqyDc/T2mVTMS7tUI/AAAAAAAAAIQ/yuUdNWcu_ow/w1200-h630-p-k-no-nu/clip_image001_thumb.gif?imgmax=800″,”dek”:null,”next_page_url”:”http://russkayarech.blogspot.com/p/5.html”,”url”:”http://russkayarech.blogspot.com/2012/03/blog-post_1715.html”,”domain”:”russkayarech.blogspot.com”,”excerpt”:”ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Цель урока: Сформировать умение опознавать причастие с опорой на его формальные показатели – суффиксы. Знакомство уча…”,”word_count”:1197,”direction”:”ltr”,”total_pages”:2,”pages_rendered”:2}

Источник: http://russkayarech.blogspot.com/2012/03/blog-post_1715.html

Признаки глагола и прилагательного у причастия – правило

Признаки прилагательного у причастия

Выполняя морфологический разбор, необходимо знать признаки глагола и прилагательного у причастия. Эта тема изучается по школьной программе в шестом-седьмом классах. О том, как не запутаться, анализируя причастие, расскажем подробнее.

Трудная часть речи

Для начала необходимо разобраться, что же такое причастие. Единого мнения на этот счет не существует. Мнения лингвистов разделились. Одни считают, что это глагольная форма, поскольку именно действие – основное его значение.

Но нельзя отрицать и его внешнего сходства с именем прилагательным. Они отвечают на один и тот же вопрос, имеют общую систему склонения, схожие личные окончания.

Поэтому мы можем смело утверждать, что причастия имеют признаки глагола и прилагательного.

Другие языковеды говорят о том, что наличие целого ряда признаков дает право называться ему самостоятельной частью речи. И те, и другие по-своему правы. Действительно, причастие вызывает много споров. Например, возможность вступать в причастный оборот говорит о его самостоятельности. Но при этом прямая зависимость от глагола не дает назвать его самостоятельным в полной мере.

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Правило, регламентирующее, какие черты эта форма взяла от других частей речи, несложное.

Первое, что стоит знать, это происхождение причастия. Исторически оно восходит к глаголу и имеет с ним ряд общих признаков. Они очень тесно взаимосвязаны. Например, от глаголов несовершенного вида мы можем образовать только причастия этого же вида (прочитать (сов.в.) – прочитавший (сов.в.).

У самой глагольной формы категории спряжения нет. Тем не менее, она очень зависит от него. Например, правописание суффиксов причастий напрямую от него зависит. Глаголы первого спряжения дают суффиксы –ущ и –ющ: ) бежать (1 спр.– бегущий, строить (2 спр.) – строящий.

Что касается страдательных причастий, то здесь будет писаться – ом(ем) от 1 спр.: влечь – влекомый, занимать – занимаемый. От глаголов 2 спр. Образуется суффикс –им: зависеть – зависимый.

Как видим, связь этих двух частей речи неразрывна, и потому рассматривается причастие как особая форма глагола.

Признаки прилагательного тоже нельзя не заметить. Во-первых, это внешнее сходство. Самой распространенной ошибкой школьников считается неумение по внешнему виду отличить одно от другого. Главное – помнить, что причастие всегда образуется только от глаголов, но внешнюю оболочку берет у им.прил.

Во–вторых, оба они отвечают на вопрос «какой?» и имеют практически одинаковые окончания. Например: красивЫЙ – прочитаннЫЙ, желтУЮ – напечатаннУЮ.

В-третьих, у них общая синтаксическая роль – оба являются в большинстве случаев определениями.

Нам удалось выяснить, какие признаки глагола и прилагательного у причастия. Подробнее стоит остановиться на каждом из них.

В видовые отношения причастия вступают точно так же, как и глаголы.

В русском языке их две разновидности: совершенный и несовершенный. Определить их нетрудно. Стоит лишь задать вопрос к самому причастию или к глаголу, от которого они образованы.

Например: плавать – что делать? (нес.в.) – плавающий – что делающий? (нес.в.); поговорить – что сделать? (сов.в.) – поговоривший – что сделавший? (сов.в.)

На самом деле, необходимо помнить один простой прием: если вопрос к глаголу или причастию начинается с буквы «С», то вид будет совершенный.

Возвратность

Следующим признаком, который причастие взяло от глагола, является возвратность. Определить его несложно. Если в слове имеется суффикс –ся или его вариант –сь, то такую форму назовут возвратной. Например: смеющийСЯ – возвр, плавающий – невозвр.

Теперь, когда мы помним, что причастие обладает признаками глагола и прилагательного, стоит сказать, что и эта категория к у них изменяется по общему правилу. Если глагол возвратный, то и его форма обязательно сохранит эту особенность. Если у него не будет суффикса –ся, то и у причастия он не появится.

Если это правило не соблюдать, то в противном случае получится неправильно образованная форма. Согласитесь, слова вертевший и вертевшийся имеют абсолютно разное значение. В первом случае к причастию требуется дополнение, например: вертевший кого-то (что-то).

Во втором же действие возвращается на себя, поэтому его лицо выполняет самостоятельно.

Помните, что –ся исторически происходит от местоимения себя. Поэтому все причастия с этим значением называют возвратными.

Время

Нам удалось детально разобрать некоторые признаки глагола и прилагательного у причастия, но это еще не все. Следующей мы рассмотрим категорию времени.

Причастие, как и глагол, имеет несколько его форм. Настоящее и прошедшее время можно определить не только по смыслу и вопросу, а также и по суффиксу.

Если перед нами причастие с суффиксами –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -ом, -ем, -им, то оно передает действие, происходящее в данный момент. Например: поющий, говорящий, влекомый, повторяемый, гонимый. Можно подставить к каждому из них вспомогательное слово «сейчас».

Когда же мы видим причастия с суффиксами -вш, -ш, -енн, -т, нн, то в таком случае они обладают категорией прошедшего времени. Например: игравший, росший, принесенный, перемолотый.

Категорией будущего времени эта глагольная форма не обладает.

На этом постоянные (то есть те, которые нельзя изменить) признаки глагола и прилагательного у причастия заканчиваются. Перейдем к остальным.

Непостоянные признаки

Все, что глагол «подарил» своей форме – причастию, мы рассмотрели. Теперь стоит сказать о тех, которые достались ему от имени прилагательного. Этими категориями являются род, число и падеж. Эти признаки непостоянны и могут изменяться.

Род причастия легко определить по окончанию. Если это –ый(ий), то слово мужского рода: падающИЙ, расколотЫЙ.

Когда в слове окончание –ая, оно женского рода: приходящАЯ.

Соответственно, с флексией –ое причастие будет среднего рода: принесеннОЕ.

Категория числа также не вызовет трудностей. Если действие выполняет одно лицо, перед нами ед.ч., если же несколькими – множественное. Например: видевший – видевшие.

Падеж причастия, как и у им.прил., необходимо определять по слову, с которым оно употребляется.

Например: летающий шар – им.п., горящим пламенем – твор.п.

Образец разбора

Теперь, когда изучены морфологические признаки прилагательного и глагола у причастия, покажем, как нужно его разбирать.

Мы подходим к строящемуся дому.

  1. Нач.форма – строящийся (признак по действию)
  2. Образовано от глагола строиться путем прибавления суффикса –ящ.
  3. Постоянные признаки:
  • Несов.вид
  • Настоящее время (суф.-ящ)
  • Возвратный (суф.-ся).

4. Непостоянные признаки:

5. В предложении является определением.

Источник: http://fb.ru/article/241087/priznaki-glagola-i-prilagatelnogo-u-prichastiya---pravilo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.