«Преступление и наказание» главные герои

Содержание

Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» главные герои

Анализ образов главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мир главных героев романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — это мир потерянных в большом городе маленьких людей, которые пытаются найти своё место под солнцем и согреться любовью. Необычные и такие жизненные, неоднозначные и совершающие порой непонятные поступки, главные герои романа раскрывают суть произведения: смысл человеческой жизни — в любви и всепрощении.

Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

  • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
  • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
  • но самое главное мытарство — это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников.

Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание.

Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека.

Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа — Свидригайлов.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов — развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них — система бы разрушилась.

Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека — арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку.

Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Сочинения, связанные с Достоевским:

  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Идиот», анализ романа
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского
  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского

По произведению: «Преступление и наказание»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/dostoevsky/88-analiz-obrazov-prestuplenie-i-nakazanie

Образы героев в «Преступлении и наказании» – Русская историческая библиотека

«Преступление и наказание» главные герои

отдельную статью об образе Раскольникова в романе

Интересно проследить, как создавался Достоевским образ Свидригайлова. В черновых записях «Преступления и наказания» этот герой именуется А–овым, по фамилии одного из каторжан Омского острога Аристова, который в «Записках из мертвого дома» характеризуется как предел «нравственного падения… решительного разврата и… наглой низости».

«Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью… Это было чудовище, нравственный Квазимодо. Прибавьте к тому, что он был хитер и умен, красив собой, несколько даже образован, имел способности.

Нет, лучше пожар, лучше мор и голод, чем такой человек в обществе!» Свидригайлов и предполагался воплощением такого полного нравственного уродства.

Однако и самый этот образ и отношение к нему автора оказались несравненно более сложными: наряду с шулерством, грязным развратом и жестокостью, доведшей его жертву до самоубийства, он оказывается неожиданно способным и на добрые дела, на человеколюбие и великодушие. Свидригайлов – человек огромной внутренней силы, потерявший ощущение границ между добром и злом.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Образ Лебезятникова в «Преступлении и наказании»

Все другие образы романа не подвергались большой переработке.

Делец и карьерист Лужин, считающий любые средства приемлемыми для достижения своих корыстных целей, пошляк Лебезятников, принадлежащий к числу тех людей, которые, по словам Достоевского, «пристают к самой модной ходячей идее, чтобы опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат», – были задуманы такими же, какими мы их видим в окончательной редакции романа. Между прочим, подчеркивая типичность образа Лебезятникова, Достоевский создает даже термин «лебезятничество». По некоторым данным, в характере Лебезятникова были отражены некоторые личные черты знаменитого русского критика В. Белинского, который поначалу приветствовал сочинения молодого Достоевского, а потом подверг их критике с топорно-примитивных «материалистических» позиций.

Образ Разумихина в «Преступлении и наказании»

Образ Разумихина в процессе работы над «Преступлением и наказанием» также остался неизменным по своему идейному содержанию, хотя по первоначальным наметкам он должен был занять гораздо большее место в романе. Достоевский видел в нем положительного героя.

Разумихин выражает почвеннические взгляды, присущие самому Достоевскому. Он выступает против революционных западных веяний, отстаивает значение «почвы», славянофильски понимаемых народных основ – патриархальности, религиозно-нравственных устоев, терпения.

Рассуждения Разумихина у Порфирия Петровича, его возражения сторонникам «теории среды», которые социальными условиями жизни объясняли поступки человека, возражения фурьеристам и материалистам, стремящимся якобы нивелировать человеческую натуру, ликвидировать свободу воли, утверждения Разумихина, что социализм – западная идея, России чуждая, – все это прямо перекликается с публицистическими и полемическими статьями Достоевского.

Разумихин является в ряде вопросов выразителем позиций автора и потому особенно ему дорог.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Образ Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании»

Образ Сони Мармеладовой определился не сразу. В самых ранних записях упоминается только «дочь чиновника», «она». Достоевский, очевидно, вначале предполагал больше подчеркнуть профессиональные черты этой героини: «Встречает раз ее промышляющую. Скандал на улице. Она украла» (Вторая записная книжка, стр. 15).

В конце той же записной книжки занесены размышления о характере этого образа: «NB. Дочь чиновника мимоходом, чуть-чуть и оригинальнее вывести. Простое и забитое существо. А лучше грязную и пьяную с рыбой» (стр. 149).

«Пьяная с рыбой» – это, очевидно, образ пьяной, избитой проститутки, выброшенной на улицу и колотящей соленой рыбой по лестничным ступеням, образ, который нарисован героем «Записок из подполья».

Но уже в следующей записной книжке Соня Мармеладова предстает перед читателем такой, как и в окончательном тексте романа, – воплощением христианской идеи: «NB. Она считает себя постоянно глубокой грешницей, павшей развратницей, которой не замолить спасения» (Первая зап. кн., стр. 105).

Образ Сони – апофеоз страдания, пример высочайшего подвижничества, полного забвения собственной личности. Жизнь для Сони немыслима без веры в бога и бессмертие души: «Что я без бога-то была», – говорит она. Эту мысль в черновых набросках к роману очень ярко выражал и Мармеладов.

В ответ на замечание Раскольникова, что бога, может быть, и нет, Мармеладов говорит: «То есть бога-то нет-с и пришествия его не будет… тогда… тогда жить нельзя… Слишком зверино… тогда в Неву и я бы тотчас же бросился. Но, милостивый государь, это будет, это обещано, для живых, что ж, что же тогда для нас и останется… Кто бы ни был живущий, хотя бы в (…

) по горло, но если только он и в самом деле живущий, то он страдает, а стало быть, ему Христос нужен, а стало быть, будет Христос. Господи, что это вы сказали? Не верят в Христа только те, которые потребности в нем не имеют, которые мало живут и которых душа подобна камню неорганическому» (Вторая записная книжка, стр. 13).

Эти слова Мармеладова не нашли места в окончательной редакции, очевидно, потому, что после объединения двух замыслов – романа «Пьяненькие» и повести о Раскольникове – образ Мармеладова отошел на второй план.

В то же самое время тяжелая жизнь низов города, изображенная Достоевским с такой яркостью и рельефностью, не может не вызвать протеста, проявляющегося в той или иной форме. Так, Катерина Ивановна, умирая, отказывается от исповеди: «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

Во время печатания «Преступления и наказания» в «Русском вестнике» между писателем и редакцией этого журнала наметились расхождения. Редакция потребовала изъятия главы романа, в которой Соня читает Раскольникову евангелие (4 глава 4 части по отдельному изданию), с чем Достоевский не соглашался.

В июле 1866 года Достоевский сообщал А. П.

Милюкову о своих разногласиях с редакцией «Русского вестника»: «Я с ними с обоими [Любимовым и Катковым] объяснялся – стоят на своем! Про главу эту я ничего не умею сам сказать; я написал ее в вдохновении настоящем, но может быть она и скверная; но дело у них не в литературном достоинстве, а в опасении за нравственность.

В этом я был прав – ничего не было против нравственности и даже чрезмерно напротив, но они видят другое, и, кроме того, видят следы нигилизма. Любимов объявил решительно, что надо переделать. Я взял, и эта переделка большой главы стоила мне по крайней мере трех новых глав работы, судя по труду и тоске, но я переправил и сдал».

Посылая переработанную главу в редакцию, Достоевский писал Н. А. Любимову: «Зло и доброе в высшей степени разделено, и смешать их и использовать превратно уже никак нельзя будет. Равномерно прочие означенные Вами поправки я сделал все, и, кажется, с лихвою… Все то, что Вы говорили, я исполнил, все разделено, размежевано и ясно. Чтению евангелия придан другой колорит».

«Не знаю, что будет далее, – писал Достоевский Милюкову, – но эта начинающая обнаруживаться с течением романа противоположность воззрений с редакцией начинает меня очень беспокоить».

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3897-obrazy-geroev-v-prestuplenii-i-nakazanii

Преступление и наказание: главные герои. Характеристика Раскольникова

«Преступление и наказание» главные герои

Каждый из нас наверняка слышал историю об убитой топором старушке сумасшедшим студентом – это и есть роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Главные герои вплетены в цепь сложных событий, из которых находят выход. Произведение научит каждого рассудительно жить, искренне прощать и горячо любить.

Идею “Преступления и наказания” Достоевский вынашивал шесть лет. В 1859 году он рассказал в письме брату, что собирается немедленно приступить к написанию романа-исповеди. Сам писатель на себе испытал весь ужас каторжной жизни и хотел этим поделиться с читателями.

Роман Достоевского “Преступление и наказание” был написан после его других шедевров – “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома” были прелюдией к более грандиозной книге.

Изначально произведение планировалось стать небольшой по объему повестью, но Достоевский, углубляясь в душу придуманного героя, поднимал сложные морально-этические вопросы, на раскрытие которых недостаточно было бы нескольких листов.

Финал с идеей любви автор задумал неслучайно: ему хотелось воспроизвести сюжет, когда Иисус Христос спасает покаявшегося грешника.

“Преступление и наказание”: главные герои произведения

В романе автор задействовал немного лиц, вокруг которых происходит основная череда событий. Главный герой – Родион Романович Раскольников, отставной студент, который решается на убийство Алены Ивановны, старой процентщицы. Лизавета – сестра закладчицы, которая тоже погибает от рук молодого человека.

За раскрытие преступления берется опытный следователь Порфирий Петрович. Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна – мать и сестра Родиона Раскольникова. Семья живет скромно и пытается помочь бедному студенту. Дуня даже числилась служанкой у Аркадия Ивановича Свидригайлова, который пытался ее развратить.

Чтобы окончательно позабыть свое прошлое, девушка принимает предложение богатого господина Петра Петровича Лужина выйти замуж и переехать в Петербург. Андрей Семенович Лебезятников – отставной чиновник, который ютится в небольшой квартире с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми.

Раскольников влюбляется в его старшую дочь Соню, которая и будет впоследствии его спасением. Дмитрий Прокофьевич Разумихин – верный друг Родиона, который в трудные минуты заботится о Дуне и Пульхерии Александровне.

Основная сюжетная линия романа

Родион Раскольников живет на деньги матери и иногда продает свои вещи процентщице Алене Ивановне. Старуха настолько его раздражает, что он подгадывает время, врывается в квартиру и зарубает ее топором. Внезапно возвращается сестра Елизавета, которая тоже становится несчастной жертвой.

Он поступил как жестокий человек, но характеристика Раскольникова – его положительные качества – позволяет смотреть на него читателям с другой стороны.

Он одержим желанием завладеть богатством старухи только потому, что беден сам, но совесть не позволяет присвоить награбленное себе, и он избавляется от наживы.

После преступления Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна навещают Родиона и пытаются ему помочь – он кажется им больным. В первых главах Раскольников знакомится в кабаке с разорившимся чиновником Лебезятниковым, который по пьяни бросается под лошадь и погибает.

Из-за несчастного случая Родион узнает семью умершего и обращает внимание на старшую дочь Соню, которой признается в убийстве старухи и ее сестры.

Понятливая девушка просит, чтобы он покаялся, а следователь не торопится сажать его в тюрьму и дает несколько дней погулять на свободе.

Анализ эпилога

В послесловии автор повествует о заточении главного героя в сибирской крепости. Здесь характеристика Раскольникова меняется – он становится чувственным и совестливым, кается в преступлении и не пытается себя оправдать.

Дуня говорит матери, что сын уехал в долгую командировку, но старушка, не дождавшись его, умирает от болезни. Разумихин не оставляет друга в беде и решается переехать в Сибирь. Поразившись благородством друга, Дуня выходит замуж за этого человека.

Соня находила все способы увидеться с Родионом – они любят друг друга, и ни расстояние, ни приговор не страшили их.

Женские и мужские образы в романе

В каждом произведении героев можно разделить на положительных и отрицательных. Образы в “Преступлении и наказании” настолько колоритные, что читатель не сразу может дать им оценку.

Достоевский изображает Раскольникова двуликим человеком: у преступника оказывается большое любящее сердце, стремление помочь ближнему, желание покаяться.

Неоднозначное мнение складывается и о Лебезятникове – он большой любитель выпить, редко вспоминает о семье, но оправданием этому становится его наивность и нестабильное материальное положение. Описанию несчастной жизни разорившегося чиновника уделяется несколько страниц в романе “Преступление и наказание”.

Главные герои произведения преимущественно положительные, а среди второстепенных выделяются два отрицательных мужских образа – Свидригайлов и Лужин.

Разумихин – лучший друг Раскольникова, являющийся поддержкой и ему самому, и его семье.

Женские образы Пульхерии Александровны, Дуни и Сони в романе идеализированы, и одной только старухе-процентщице невозможно дать оценку: герою она казалась скупой и злой, а о других ее качествах Достоевский умалчивает.

Казнить нельзя помиловать

Люди рождаются и умирают день за днем, и Раскольникову начинает казаться, что нет ничего страшного в том, если он убьет старуху-процентщицу. Но в праве ли он так рассуждать? Роман “Преступление и наказание” поднимает сложные философские вопросы, ответы на которые впоследствии находит сам герой.

Родион долго думает, “казнить” старуху или “помиловать”, но все-таки сомневается в надобности ее существования, и поэтому решает, что если она окажется на том свете, всем будет спокойнее.

На месте преступления убийца ведет себя менее уверенно: он теряется и даже не в состоянии вынести все богатства процентщицы. Его мучают галлюцинации, фобии, он сходит с ума от безысходности.

Лучше бы он помиловал Алену Ивановну, ведь сейчас, после ее смерти, он остался ни с чем.

Характеристика Родиона Раскольникова: тварь он дрожащая или право имеющий?

У главного героя нет маниакальных наклонностей, и он решается на убийство Алены Ивановны сознательно. Старуха доживает свой век наедине с богатством, которое пригоднее сиротам, а не той, которая ни в чем не нуждается.

План Раскольникова кажется предельно простым, но герой не думает о последствиях. Эта юношеская наивность стала причиной последующих неудач бедного студента.

Роман “Преступление и наказание” учит думать о последствиях, а не быть таким нерассудительным, как главный герой.

Перед Раскольниковым дилемма: тварь он дрожащая или право имеющий? Герой считает, что в этом мире он должен утвердиться через убийство, осуществив свое главное желание – так поступил бы сильный человек. Эта философия и приводит Раскольникова в тупик.

Какую участь выбирает герою Ф. Достоевский? «Преступление и наказание» как роман-предупреждение

Даже самый страшный злодей имеет право быть оправданным. Поступок Раскольникова можно понять: автор сначала лишает его разума, а потом направляет на пусть истины. Родион испытывает муки совести не потому, что совершил преступление, а потому, что посчитал себя “право имеющим”.

Раскольников совсем молод и глуп, и будет неправильным осуждать его.

Покорившись лозунгу “цель оправдывает средства”, он убивает Алену Ивановну, но не просто так – он заботится о матери, будущем сестры, помогает семье покойного Мармеладова, думает об обездоленных детях и собирается часть денег выделить нуждающимся сиротам.

Будь он обеспеченным человеком, он никогда не пошел бы на убийство, и тогда не свершились бы преступление и наказание. Главные герои – друг Родиона, его мать и сестра – не осуждают его, а пытаются понять.

Искреннее покаяние возвышает любого преступника, и раскаявшийся Раскольников будет достоин иной жизни с человеком, который будет всегда рядом, поможет и поддержит – с Соней Мармеладовой. Достоевский выбирает концовку, когда жизнь человека не заканчивается на эшафоте, а имеет продолжение.

Сонечка Мармеладова: спаситель и ангел-хранитель

Любовь способна творить чудеса. Она изменяет человека изнутри, направляет на путь истины и дает стимул жить дальше. Для Родиона Раскольникова спасением оказалась Соня.

“Преступление и наказание” повествует о том, как меняется главный герой после встречи с этой девушкой: без нее он умер бы в тюрьме от болезни и скуки, вряд ли осознал бы свой поступок, не покаялся.

Перед признанием в убийстве он выходит на улицу и целует землю, искренне сожалеет о случившемся.

В произведении описывается любовь двух несчастных людей, которые стали по-своему счастливы. Когда-нибудь Раскольников выйдет из тюрьмы, и они с Соней заживут полноценной жизнью и будут благодарить судьбу за то, что после множества испытаний она позволила им встретиться друг с другом.

Источник: https://autogear.ru/article/158/602/prestuplenie-i-nakazanie-glavnyie-geroi-harakteristika-raskolnikova/

Главные герои произведения преступление и наказание

«Преступление и наказание» главные герои

В каждом произведении героев можно разделить на положительных и отрицательных. Образы в «Преступлении и наказании» настолько колоритные, что читатель не сразу может дать им оценку.

Достоевский изображает Раскольникова двуликим человеком: у преступника оказывается большое любящее сердце, стремление помочь ближнему, желание покаяться.

Неоднозначное мнение складывается и о Лебезятникове – он большой любитель выпить, редко вспоминает о семье, но оправданием этому становится его наивность и нестабильное материальное положение. Описанию несчастной жизни разорившегося чиновника уделяется несколько страниц в романе «Преступление и наказание».

Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Герои романа «Преступление и наказание»

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей.

Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон.

Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».

Герои романа Преступление и наказание сочинение

Роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского популярно во всем мире и считается одним из самых сильных и кровавых литературных произведений. Героями произведения выступают не только персонажи, но и сам город – Петербург, ставится действующим лицом произведения.

Достоевский, Преступление и наказание: краткое содержание, главные герои

Середина 19 века. Бедный район Петербурга, примыкающий к Екатериненскому каналу и Сенной площади («Преступление и наказание»: образ Петербурга» — отдельная интересная тема). Летний вечер.

Раскольников Родион Романович, бывший студент, выходит из своей каморки, расположенной на чердаке, и отправляется к Алене Ивановне, старухе-процентщице, чтобы отнести заклад — последнюю свою ценную вещь.

Так начинает Достоевский «Преступление и наказание», краткое содержание которого мы описываем.

Несмотря на поднимающееся в его душе отвращение к кровавому насилию, Раскольников все же совершает тяжкий грех. Кроме того, помимо старухи он убивает ее кроткую сестру Лизавету, невольную свидетельницу тяжкого преступления. Родиону с трудом удается побег с места преступления, при этом он прячет старухины богатства в случайном месте, даже не оценив их реальной стоимости.

Преступление и наказание — главные герои

Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, влюблённая в своего брата до самопожертвования.

В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчёту, но не смогла пойти на связь с Свидригайловым ради его спасения.

Выходит замуж за Разумихина, найдя в нём искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.

Мир героев «Преступления и наказания»

Естественно, что герои, лишенные семьи, лишены и домашнего очага. Ни у кого из них нет своего места. Все они: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Пульхерия Александровна с Дуней, Свидригайлов, Лужин – существуют на чужом месте и временно.

Они временно живут на квартирах, в номерах, ютятся в углах и находят временное пристанище у знакомых. Причем многих из них (Мармеладова, Лужина, Раскольникова) настойчиво выгоняют и с этого случайного места.

Почти все герои «Преступления и наказания» предстают перед читателями вольными или невольными «вечными странниками».

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание»

Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона.

Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества.

Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов.

Если Родион хотел отнять кафтан и разделить его между теми, у кого и рубахи нет, то Лужин и куска рубахи пожалеет для неимущих и уж точно не будет разбойничать во благо общества. Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами.

Какая характеристика главных героев — Преступление и наказание

Соня Мармеладова. Дочь чиновника Семена Мармеладова. Соня не имеющая никаких талантов, честная и трудолюбивая девушка. Робкая девушка, которая боится новых знакомств. Терпеливая особа, она переносит все трудности. По мнению своей мачехи Соня добрая и благородная девушка. Правда немного доверчивая, это проявляется в случае с Лужиным.

Соня не имеет каких-то конкретных знаний, коротко говоря малообразовання. Соня не злапямятная, она не держит зла за все обиды от своей мачехи. Это говорит и о ее терпении. Соня стесняется своей постыдной работы, но другой заработок ей недоступен.

Но все это временно, в дальнейшем Соня испытает счастье и познает себя в любимой работе, которая принесет доход и славу.

Рекомендуем прочесть:  На двойню дают материнский капитал

Центральный герой романа Преступление и наказание

Достоевский говорит о том, что подобного рода идеи могут родиться только в «нездоровом» обществе. В романе сама среда, образ жизни людей становятся причиной рождения этой ужасной теории.

Петербург сравнивается Достоевским с домом без форточек: все погрязли в разврате, пошлости, среда неумолимо затягивает людей, делает их либо бесчеловечно жестокими, либо совершенно бессильными, в любой момент готовыми совершить самоубийство.

Один из персонажей свиты Сатаны, всё время ходящий в нелепой клетчатой одежде и в пенсне с одним треснутым и одним отсутствующим стеклом. В своём истинном облике оказывается рыцарем, вынужденным расплачиваться постоянным пребыванием в свите Сатаны за один когда-то сказанный неудачный каламбур о свете и тьме.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» (Школьные сочинения)

Фёдор Михайлович показывает Родиона Раскольникова одновременно и убийцей, и жертвой. Главный герой убивает процентщицу и её сестру, но после преступления не получает желаемого результата, он становится жертвой своих мыслей. Автор не обвиняет Раскольникова, но и не пытается его защитить. Ему жаль Родиона настолько, насколько он его презирает.

Краткий сюжет преступление и наказание

Действие происходит летом в Петербурге. Бывший студент Родион Романович Раскольников живет в тесной комнате, похожей на шкаф или на гроб, в полной нищете.

Он кругом должен хозяйке, у которой снимает каморку, потому всячески старается избегать встреч с нею.

Однажды, уже под вечер, Раскольников идет к Алене Ивановне, старухе-процентщице, которая проживает в одной квартире со своей сводной сестрой Лизаветой.

Источник: http://russianjurist.ru/alimenty/glavnye-geroi-proizvedeniya-prestuplenie-i-nakazanie

Ф.М. Достоевский

«Преступление и наказание» главные герои

Преступление и наказание – самый известный роман Ф.М. Достоевского, совершивший мощный переворот общественного сознания. Написание романа символизирует открытие высшего, нового этапа творчества гениального писателя. В романе, с присущим Достоевскому психологизмом, показан путь мятущейся души человека сквозь тернии страданий к постижению Истины.  

История создания

Путь создания произведения был весьма нелегок. Замысел романа с лежащей в его основе теорией о «сверхчеловеке», начал зарождаться еще во время пребывания писателя на каторге, он созревал в течение многих лет, но сама идея раскрывающая сущность «обыкновенных» и «необыкновенных» людей  выкристаллизовалась во время пребывания Достоевского в Италии.

Начало работы над романом ознаменовалось слиянием двух черновиков – незавершенного романа «Пьяненькие» и наброски романа, сюжет которого построен на исповеди одного из каторжан.

Впоследствии, в основу сюжета легла история о бедном студенте Родионе Раскольникове, убившем ради блага своей семьи старуху-процентщицу.

Полная драм и конфликтов жизнь большого города стала одним из главных образов романа.

Над романом Фёдор Михайлович работал в 1865-1866-х годы, и практически сразу после окончания в 1866 году он был опубликован в журнале «Русский вестник».

Отклик среди рецензентов и литературного сообщества того времени был весьма бурным – от бурного восхищения до резкого неприятия. Роман подвергался неоднократной инсценизации  и впоследствии был экранизирован.

Первая театральная постановка в России состоялась в 1899 году (примечательно, что за границей ее поставили 11-ю годами раньше).

Описание произведения

Действие происходит в бедном районе Петербурга 1860-х годов. Родион Раскольников, бывший студент, закладывает старухе-процентщице последнюю ценную вещь. Преисполненный ненависти к ней он замышляет страшное убийство.

По пути домой он заглядывает в одно из питейных заведений, где знакомится с совершенно опустившимся чиновником Мармеладовым.

Родион выслушивает тягостные откровения о несчастной судьбе его дочери, Сони Мармеладовой, вынужденной с подачи мачехи зарабатывать на жизнь своей семьи проституцией.

Вскоре Раскольников получает письмо от матери и ужасается моральному насилию над его младшей сестрой Дуней, которое учинил над ней жестокий и развратный помещик Свидригайлов.

Мать Раскольникова надеется устроить судьбу своих детей, выдав замуж за Петра Лужина, весьма обеспеченного человека свою дочь, но при этом все понимают, что любви в этом браке не будет и девушка вновь будет обречена на страдания.

Сердце Родиона разрывается от жалости к Соне и Дуне, и мысль об убийстве ненавистной старухи прочно закрепляется в его сознании. Он собирается потратить деньги процентщицы, заработанные неправедным путем, на благое дело – избавление страждущих девушек и юношей от унизительной нищеты.

Несмотря на поднимающееся в его душе отвращение к кровавому насилию, Раскольников все же совершает тяжкий грех. Кроме того, помимо старухи он убивает ее кроткую сестру Лизавету, невольную свидетельницу тяжкого преступления. Родиону с трудом удается побег с места преступления, при этом он прячет старухины богатства в случайном месте, даже не оценив их реальной стоимости.

Душевные страдания Раскольникова вызывают социальное отчуждение между ним и окружающими, от переживаний Родион заболевает. Вскоре он узнает, что в совершенном им преступлении обвинен другой человек – простой деревенский парень Миколка. Болезненная реакция на разговоры окружающих о преступлении становится слишком заметной и подозрительной.

Далее в романе описываются тяжкие мытарства души студента-убийцы, пытающегося обрести душевный покой, найти хоть какое-то моральное оправдание совершенному преступлению.

Светлой нитью проходит через роман общение Родиона с несчастной, но при этом доброй и высокодуховной девушкой Соней Мармеладовой. Ее душа мятется от несоответствия внутренней чистоты греховному образу жизни и Раскольников находит в этой девушке родственную душу.

Одинокая Соня и университетский друг Разумихин становятся опорой для измученного страданиями бывшего студента Родиона.

Со временем, следователь по делу убийства Порфирий Петрович выясняет подробные обстоятельства преступления и Раскольников, после долгих нравственных мучений, признает себя убийцей и отправляется на каторгу. Самоотверженная Соня не покидает своего самого близкого друга и отправляется вслед за ним, благодаря девушке происходит душевная трансформация главного героя романа.

Родион Раскольников

(Иллюстрация И. Глазунова Раскольников в своей каморке)

Двойственность душевных порывов заключена в фамилии главного героя романа.

Вся его жизнь пронизана вопросом – будут ли оправданы нарушения закона, если они совершены во имя любви к ближним? Под давлением внешних обстоятельств Раскольников на практике проходит все круги морального ада, связанного с убийством ради помощи близким людям.

Катарсис наступает благодаря самому дорогому человеку – Соне Мармеладовой, которая помогает обрести покой душе мятущегося студента-убийцы, несмотря на тяжкие условия каторжного существования.

Подробнее: Родион Раскольников: характеристика и образ героя

Соня Мармеладова

Мудрость и смирение несет образ этой удивительной, трагичной, и в тоже время возвышенной, героини. Ради благополучия ближних она попрала самое дорогое, что у нее есть – свою женскую честь.

Несмотря на ее способ заработка, Соня не вызывает малейшего презрения, ее чистая душа, приверженность идеалам христианской морали приводят в восхищение читателей романа.

Будучи верным и любящим другом Родиона, она идет с ним до самого конца.

Подробнее: Соня Мармеладова: характеристика и образ героини

Аркадий Иванович Свидригайлов

Загадочность и неоднозначность этого персонажа заставляет в очередной раз задуматься о многогранности человеческой натуры. Хитрый и порочный человек с одной стороны, он к концу романа проявляет свое попечение и заботу о своих осиротевших детях и помогает Соне Мармеладовой восстановить свою испорченную репутацию.

Подробнее: Свидригайлов: характеристика и образ героя

Петр Лужин

Успешный предприниматель, человек с респектабельной наружностью производит обманчивое впечатление. Лужин холоден, корыстолюбив, не гнушается клеветой, он желает от своей жены не любви, а исключительно раболепия и покорности.

Подробнее: Петр Лужин: характеристика и образ героя

Анализ произведения

Композиционное построение романа представляет собой полифоническую форму, где линия каждого из главных персонажей многогранна, самодостаточна, и в то же время активно взаимодействует с темами остальных персонажей.

Также особенностями романа является удивительная концентрированность событий – временные рамки романа ограничены двумя неделями, что при таком значительном объеме является довольно редким явлением в мировой литературе того времени.

Структурная композиция романа довольно проста – 6 частей, каждая из них в свою очередь делится на 6-7 глав.

Особенностью является несинхронизированность дней Раскольникова с четкой и лаконичной структурой романа, что подчеркивает сумбурность  внутреннего состояния главного героя.

Первая часть описывает три дня жизни Раскольникова, а со второй – количество событий нарастает с каждой главой, достигая удивительной концентрации.

Еще одной особенностью романа является безысходная обреченность и трагическая судьба большинства ее героев. До конца романа с читателем останутся лишь молодые персонажи – Родион и Дуня Раскольниковы, Соня Мармеладова, Дмитрий Разумихин.

Сам Достоевский считал свой роман «психологическим отчетом одного преступления», он уверен, что душевные муки преобладают над юридическим наказанием. Главный герой отходит от Бога и увлекается популярными в то время идеями нигилизма и только к концу романа происходит возврат к христианской нравственности, автор оставляет герою гипотетическую возможность покаяния.

Итоговый вывод

На протяжении романа «Преступление и наказание» происходит трансформация мировоззрения Родиона Раскольникова от близкого к Ницше, который  был одержим идеей о «сверхчеловеке», к христианскому – с его учением о Божественной любви, смирении и милосердии.

Социальная концепция романа тесно переплетается с евангельским учением о любви и всепрощении.

Весь роман пропитан истинным христианским духом и заставляет воспринимать все происходящие в жизни события и поступки людей сквозь призму возможности духовной трансформации человечества.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.