Предложения с прямой речью

Содержание

Предложения с прямой речью, примеры. Как составить предложение с прямой речью

Предложения с прямой речью
Образование 13 марта 2014

Сегодняшняя наша тема – предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности – синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

  • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
  • «Сегодня на улице тепло, – заметила Анна. – Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
  • «Желаете выпить чаю?» – спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

  • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
  • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
  • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Чувствуете разницу? Тогда идём дальше.

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа предложения (повествовательное, восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

  • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», – слова автора;
  • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» – слова автора;
  • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» – слова автора.

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или вопросительный знак ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях – нет.

Приведём примеры:

  • «В лесу сегодня будет много грибов», – отметил дедушка.
  • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» – спросил мальчик.
  • «Как же много сегодня грибов в лесу!» – воскликнул Женя.

Готовы идти дальше?

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

  • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
  • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить знак вопроса или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

То есть после первой части слов автора ставится двоеточие, а дальше прямая речь и все знаки препинания выписываются так, как будто мы пишем предложение по первому правилу.

Непонятно? Тогда попробуем составить предложение с прямой речью такого типа:

  • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», – и положил в сумку зонт.
  • Игорь спросил: «Как твои дела?» – и протянул однокласснице букет полевых цветов.
  • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» – и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще – просто будьте внимательнее!

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после – точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы! В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

  • «Давай купим букет цветов, – предложила Лена. – Маме подарим».
  • «Бабушка очень любит этот сервиз, – заметил Роман. – Его дедушка подарил».

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы.

  • «Неплохо, – сказал Игорь, – было бы пройтись вечером по набережной».
  • «Кажется, – отметила девушка, – сегодня обещали дождь».

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно – нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

Разбор предложений с прямой речью практически ничем не отличается от обычного синтаксического разбора. Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике сложные предложения с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное – проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/189454/

Сложное предложение. Прямая речь

Предложения с прямой речью

Сложным называется предложение, состоящее из двух или нескольких объединенных по смыслу и интонации грамматических основ (простых предложений).

По способу связи выделяют два типа предложений: союзной и бессоюзной.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным): Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:

  • Между частями сложного предложения перед единичными союзами: и (й), и (и), или, или, если обе части имеют общее слово или общее придаточное предложение:Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.
  • Если обе части предложения однотипные (вопросительные, побудительные, восклицательные или именительный предложения):Во сколько собираемся и куда поедем?

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложносочиненных называется сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и объединяются с помощью сочинительных союзов и, да, а, но, однако, зато, или, или … или, то … то: Не встречаются горы с горами, а братаются люди с людьми.

Между частями сложносочиненного предложения могут относиться запятая, точка с запятой и тире.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным):
Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:

  • Между частями сложного предложения перед единичными союзами: и (й), и (и), или, или, если обе части имеют общее слово или общее придаточное предложение:Иногда в голубой вышине плыла облако или пролетала птичка.
  • Если обе части предложения однотипные (вопросительные, побудительные, восклицательные или именительный предложения):Во сколько собираемся и куда поедем?

Точка с запятой ставится:

  • Если части сложносочиненного предложения далекие по смыслу или имеют в своем составе другие знаки препинания:То, бывало, дождь холодный сечет, а перестоять непогоды негде: то, бывает, ветер осенний пробирает до костей, а обогреться негде.

Тире ставится:

  • Если вторая часть предложения выражает следствие, противопоставление или быструю смену событий:Может умереть и человек и рассыпаться в прах — и горит на звездах огромное ее дело!

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненных называется сложное предложение, в котором одно предложение подчиняется другому, части предложения неравноправны и соединяются союзами подчинительные или соединительными словами: что, как, если, потому что, как, несмотря на то, перед тем как:
Стихотворения Кобзаря рождены для того , чтобы не умирать никогда.

Предложение, от которого зависит другое предложение, называется главным, а предложение, которое подчиняется главному, придаточным. Придаточное предложение может стоять после главного, перед главным, а также в середине главного.

Все придаточные части отделяются от главного предложения запятыми. Если придаточные предложения присоединяется к главному сложенными союзами (несмотря на то, потому что, вследствие того что, по мере того как …), то запятая ставится либо перед всем союзом, либо внутри него:
Теплый туман стелился по полю и налив балку до краев, так что деревья утопали в нем.

Запятая не ставится между частями придаточного предложения:

  • Если они состоят из одного слова:Подвязывая светлый виноград, смеется девушка не знать из чего.
  • Соединенными единичным союзом и (й), и (и), или и (или), если обе части имеют общее слово или общую часть:Детям казалось, что уже вечер и сейчас придет мама.

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Бессоюзным называется предложение, в котором составные части связаны в единое целое без помощи союзов и соединительных слов: Степ подбегал к обрыву и остановился — дальше бежать некуда: внизу, до самого горизонта, зеленело и менялось море. В бессоюзном сложном предложении между его частями относятся такие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире: В глубине леса стучал дятел, пищали синицы.

Прямая речь. Знаки препинания при ней

Прямая речь — это речь других, передано точно (не переменной), с соблюдением интонации от имени того, кто сказал или написал. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают, кому она принадлежит. Прямая речь может стоять после слов автора или перед ними, а может разрываться словами автора.

Знаки препинания при прямой речи:

  • Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. В конце предложения ставится нужный по смыслу знак препинания: восклицательный знак, знак, многоточие: А: «П (?)». Удивляюсь, радуюсь, у сердца спрашиваю: «Скажи, вещее сердце, скоро мир будет?».
  • Если прямая речь стоит перед словами автора, то она берется в кавычки, после нее ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) и тире. Слова автора пишутся со строчной буквы: «П», — а. «Кто творит умного и доброго человека — лучший мастер», — таково было решение стариков.
  • Если прямая речь разорвана словам автора, то в начале и в конце прямой речи относятся кавычки. Другие знаки препинания относятся так:
    1. Если слова автора разделяют прямую речь, которая является одним предложением, то они с обеих сторон выделяются запятыми и тире: «П, — а, — п». «Иди, дочка, — говорит мать, — не возраст удивляет».
    2. Если слова автора разделяют прямую речь на границе двух предложений, то после первой части прямой речи ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) и тире, а после слов автора — точка и тире. Второе предложение прямой речи пишется с большой буквы. Лапки закрываются в конце прямой речи: «П! — А. — П. .. ». «Воскресни, Россия! — Страстно молил Я. Гоян. — Воскресни в казацких степях под своим высоким голубым небосводом … »
    3. Когда одна часть слов автора относится к первой части прямой речи (стоящий до разрыва), а вторая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, прямая речь продолжается с большой буквы «П! — А: — П. ». «Я слышал об этом, — сказал он и добавил: — А кто не слышал …»
  • Если слова автора разорваны прямой речью, после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, после нее ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) А: «П», а. Хорошо проявляет наше отношение к поджигателям войны выражение: «Кто взял меч, от меча и погибнет», хоть меч отнюдь не является оружием современных бойцов.
  • Когда есть диалог, то вместо кавычек ставится тире. Каждая реплика начинается с новой строки, а знаки препинания в предложении относятся такие же, как при прямой речи:— Бабушка! — Говорит он. — Хотел я посмотреть, очень длинный мир.— Увы! Смотрел бы из ворот, а лезть высоко малом не годится.
  • Если реплики берутся в кавычки и записываются подряд без слов автора, то между ними ставится тире. «На добрый, ты моя дорогая» — «На добрый, мой любимый друг» — «Что сегодня снилось тебе, милая?» — «Сон приснился, и дивненький очень». — «Что же за чудо снилось тебе, милая?» — «Мне снились билии лелеет ..» — «Радуйся, милая, потому Лелия — цветок чистой и любой надежды!».

Источник: http://xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C/

Предложения с прямой речью — Гипермаркет знаний

Предложения с прямой речью

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 5 класс>>Русский язык: Предложения с прямой речью

Предложения с прямой речью

Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи:

«Я послезавтра на Волгу поеду», – сказал Саша. (А. Чехон)

В этом предложении слова авторв — сказал Саша; прямая речь заключена в кавычки. Авторские слова (слова, вводящие прямую речь) часть включают глаголы сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул и др.

Слова автора могут стоять перед прямой речью или ниже неё:

1) М. Горький писал: «Хорошая книга, –просто праздник. 2) «Всем хорошим во мне я обязан книгам» – говорил М. Горький.3) «Какие книги вы любите?» – спросила Вера Васильевна. 4) «Удивительное это дело – книга! Вот подлинно уж диво дивное!» – написал Лев Кассиль.

Схемы предложений с прямой речью

1)    А: «П». 2) «П», -а.3) «П?» – а.4) «П!» – а.

На письме прямая речь заключается в кавычки.

Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.

Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.

Прямая речь. Правила

Из примеров, приведенных на этом уроке, вы уже выяснили для себя, какие могут быть предложения с прямой речью и разобрали схему предложений с прямой речью, а сейчас давайте попробуем сформулировать определение и узнаем, что же называется прямой речью.

Прямой речью называются принадлежащие кому-либо слова, но которые передаются без изменений.

По-другому можно еще сказать, что прямая речь – это такая структура, в которой передают дословно слова того человека, которому эти слова или речь принадлежат.

Давайте приведем пример:

1. Меня позвала мама: «Саша, иди домой!»;2. «Который час?» – спросил Саша; 3. «Полпервого» – ответила мама.4. «Можно я еще немного погуляю?» – попросил Саша.5. Мама сказала: «Вначале нужно пообедать и садиться за уроки».

Каждое предложение, в котором присутствует прямая речь, состоит из таких двух частей, как слова автора и прямая речь. Эти части предложения связаны между собой по смыслу и интонации.

Еще можно сказать, что прямая речь является чужой речью, хотя она и передана дословно от лица той особы, которому она принадлежит.

В предложениях с прямой речью слова автора, подчеркивают, выделяют или указывают на особу, которой эта речь принадлежит.

Если говорить о порядке построения предложения с прямой речью, то это не имеет никакого значения, так как слова автора могут быть после прямой речи или же стоять перед ней.

Приведем пример:

«Вы не подскажите, где находится аптека?» – спросил незнакомец.Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».«Огромное спасибо!» – поблагодарил незнакомец.

Мы с вами видим, что в первом предложении слова автора находятся после прямой речи, а вот во втором предложении – перед прямой речью.

А теперь давайте посмотрим на рисунок и вспомним основные схемы, которые бывают в предложениях с прямой речью:

Упражнение.

1. Составьте предложения, в которых слова автора будут стоять в конце предложения.

2. Придумайте небольшой рассказ, в котором прямая речь и слова автора могут быть, как вначале предложения, так и в конце.

3. Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь:

Знаки препинания

При написании предложения с прямой речью следует запомнить, что прямая речь всегда пишется в кавычках, а первое слово прямой речи, обязательно пишется с заглавной буквы.

Например: Никита спросил: «А ты уже сделал уроки?»

Если слова автора стоят вначале предложения, то перед прямой речью нужно поставить двоеточие:

А: «П». А: «П?» А: «П!»

Если же прямая речь написана перед словами автора, то после прямой речи перед словами автора мы обязательно ставим тире. Но следует заметить, что в этом случае слова автора следует писать с маленькой буквы.

Также, следует запомнить, что в конце прямой речи перед словами автора, в зависимости от предложения, необходимо поставить запятую, восклицательный или вопросительный знак:

«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.

Домашнее задание

1. С помощью приведенных схем придумайте свои предложения и запишите их в тетрадь. 2. Выберете предложения с прямой речью из известных сказок и составьте схемы по этим предложениям.3.

Какие знаки препинания стоят в этих предложениях? Попробуйте объяснить, почему в предложении используются именно эти знаки.4.

Прочитайте внимательно предложения и перепишите их так, чтобы в них присутствовала прямая речь:

Младшая дочка попросила отца, чтобы он привез ей аленький цветочек. Учитель сообщил ученикам, что на следующем уроке будет контрольная работа. Марья Васильевна сообщила, что в субботу мы пойдем в театр. Папа сообщил, что в пятницу мы едим на море.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.  Русский язык5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа

Источник: http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81_%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%D1%8E

Предложения с косвенной речью

Предложения с прямой речью

Меню
Авторизация/Регистрация
Литература Чужая речь и способы ее передачи
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,что я мог быть замешан в гнусном бунте.
частьПридаточная часть

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!»
Предложение с косвенной речью.Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ: 

Я спросил, когда отправляется поезд.

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг.

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

Цель высказывания в косвенной речиСпособ присоединения косвенной речи
Повествовательное предложениеЧТО, БУДТО
Вопросительное предложениеМестоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
Побудительное предложениеЧТОБЫ

IV.Глава: «Несобственно-прямая речь»

Несобственно-прямая речь

Несобственно-прямая речь (далее – НПР)- это один из способов передачи чужой речи, характеризующийся речевой контаминацией автора и персонажа. В силу своих особенностей проблема чужого высказывания на протяжении развития лингвистической мысли всегда стояла в центре интересов ученых.

Но, если изучение прямой и косвенной речи, в общем-то, не отразилось на развитии лингвистических идей, то изучение НПР сыграло и играет важную роль в продвижении идей в лингвистике и смежных с ней областях гуманитарного знания.

Например, НПР является основополагающим компонентом такой значимой концепции, как теории «автора» М.М. Бахтина, В.В. Виноградова.

Исследования «образа автора» в литературном произведении стали в последнее время очень популярными, в связи с чем несобственно-прямой речи уделяется все большее внимание.

Такой интерес к данному литературному приему понятен, ведь в несобственно-прямой речи слова персонажа доходят до читателя как бы сквозь призму сознания автора-повествователя, неотделимо от его речи, являясь ее частью.

И это сближение дает исследователю гораздо больше возможностей для анализа, чем прямая речь, на время которой, автор отходит на второй план, выпадает из произведения.

Существует особый способ передачи чужой речи, который содержит в себе особенности, как прямой речи, так и отчасти речи косвенной.

Это несобственно-прямая речь, специфика ее заключается в следующем: как и прямая речь, она сохраняет особенности речи говорящего – лексико-фразеологические, эмоционально-оценочные; с другой стороны, как и в косвенной речи, в ней выдерживаются правила замены личных местоимений и личных форм глаголов. Синтаксической особенностью несобственно-прямой речи является невыделенность ее в составе речи авторской.

Несобственно-прямая речь не оформляется как придаточная часть (в отличие от косвенной) и не вводится специальными вводящими словами (в отличие от прямой речи). Она не имеет типизированной синтаксической формы.

Это чужая речь, непосредственно включенная в авторское повествование, сливающаяся с ним и не отграничивающаяся от него.

Ведется несобственно-прямая речь не от имени лица, а от имени автора, рассказчика, чужая речь воспроизводится в речи автора с присущими ей особенностями, но в, то, же время не выделяется на фоне авторской речи. Ср.

: Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!» (прямая речь). – Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль (косвенная речь). – Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль! (несобственно-прямая речь).

Несобственно-прямая речь – это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как прием сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ подачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы речи прямой и вместе с тем дает возможность не отграничивать резко эту речь от авторского повествования. Например:

Толька вышел в огород. На высоких грядах, покрытых снегом, растекалось солнце. Беззаботно синело небо. Воробей присел на забор, подпрыгнул, повернулся вправо и влево, воробьиный хвост задорно торчал вверх, круглый коричневый глаз удивленно и весело поглядел на Тольку, – что такое происходит? Чем это пахнет? Ведь до весны еще далеко! (Пан.).

Она была безжалостна, она ничего не прощала людям. В своем юном задоре она не понимала, как это можно опуститься до того, чтобы клевать носом у конвейера. Что вам снится, гражданка? Убирайтесь спать домой, я справлюсь без вас…

Иногда и ее размаривало от усталости. Тогда она не запевала песни, как другие делали: пение отвлекало ее от работы.

Она предпочитала поссориться с кем-нибудь, чтобы взбодриться, – например, придраться к контролерам, что они два раза просматривают один и тот же взрыватель.

Видимо, им двоим тут делать нечего; так пусть, которая лишняя, идет в транспортеры. Пусть кинут жребий – кому оставаться на конвейере, кому возить тележки…

А то можно было поднять шум на весь цех, чтобы сбежались и профорг, и парторг, и комсорг, и женорг, все орги, сколько их есть, и сам начальник товарищ Грушевой: что за безобразие, опять ящики не подают вовремя, она двенадцать минут просидела без капсюлей, держат бездельников, когда это кончится!.. Ей очень нравилось, что все начинают ее уговаривать, а Грушевой бежит звонить по телефону, кого-то распекать и жаловаться директору (Пан.).

В художественной литературе часто несобственно-прямая речь употребляется в виде второй части бессоюзного сложного предложения и отражает реакцию действующего лица на воспринимаемое им явление.

Например: Ах, как хорошо было участковому Анискину! Поглядел на ситцевые занавески – эх, какие веселые! Потрогал ногой коврик – эх, какой важный! Вдохнул комнатные запахи – ну, как в детстве под одеялом! (Лип.).

Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!»

Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль.

Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль!

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО.  высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика.

Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос.

Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой).

Перейти к загрузке файла
Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:- Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?- Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.(Чуковский)

В зависимости от места расположения прямой речи меняется обычно порядок расположения главных членов предложения в авторской речи. Вводящие прямую речь слова оказываются всегда рядом с ней.

Так, в авторской речи, предшествующей прямой, глагол-сказуемое помещается после подлежащего, например: …Кермани весело сказал: «Гора становится долиной, когда любишь!» (М. Г.).

Если же авторские слова располагаются после прямой речи, глагол-сказуемое предшествует подлежащему, например: «Ты будешь архитектором, да?» – внушала и спрашивала она (М. Г.).

Авторские слова в интерпозиции всегда имеют порядок сказуемое – подлежащее: «Ну, ладно! – говорит Изюмин. – Делу – время, потехе – час! Пойду!» (Лип.).

Заключение

Информация, в данной курсовой работе позволяет утверждать, что прямая речь является прототипическим, немаркированным способом передачи высказываний и мыслей при встраивании их в устный нарративный дискурс.

Кроме того, доля различных промежуточных типов чужой речи приблизительно равна доле косвенной, причем сами эти контексты «стремятся» минимально отходить от «оригинала».

Самым частотным отступлением является потеря исходной интонации.

Литература

Бабайцева В.В., Инфантова Г.Г., Николина Н.А., Чиркана И.П. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ч. 3: Синтаксис. – Ростов-на-Дону, 1997.

Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1977.

Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. – М., 1989.

Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973.

Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976.

Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. – М., 1977.

Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1986.

Источник: https://studbooks.net/2145999/literatura/predlozheniya_kosvennoy_rechyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.