Повествование

Повествование как функционально-смысловой тип речи

Повествование

        Повествование – основа произведения, кровеносная система романа. Автор может писать, как ему вздумается, но он так или иначе повествует о чем-то. Поэтому автору, задавшему целью освоить теорию литературы, не худо бы знать и о таком функционально-смысловом типе речи, как повествование, побольше.

Типы повествования

В зависимости от характера содержания выделяют изобразительное и событийное повествование.

        Изобразительное повествование

Задача изобразительного повествования – изобразить последовательность физических действий, смену физических состояний природы или персонажа.

  • Строится на однородных сказуемых, выраженных глаголами совершенного вида:

 «Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали» М.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Здесь выделенные однородные сказуемые передают последовательную смену действий персонажа. В это фрагменте преобладает лексика с предметным значением, задача которой создать у читателя эффект присутствия при описываемых действиях.

  • Последовательность действий может выражаться не только однородными сказуемыми, но и рядом самостоятельных предложений. В этом случае изобразительная сила увеличивается, поскольку самостоятельное предложение дает читателю большее количество дополнительных деталей.

«До этого момента Буш сидел неподвижно. Затем он встал. Широко улыбаясь, приблизился к Зое Семеновне. Внезапно провел какое-то стремительное футбольное движение. Затем – могучи ударом лакированного ботинка вышиб поднос из рук ошеломленной женщины. Помещение наполнилось звоном». С.Довлатов «Копромисс».

В этом фрагменте большее значение имеет не фиксация конкретных действий, а из значение применительно к ситуации.

Значимость действий подчеркивается и замедление ритма повествования: однородные сказуемые, относящиеся к одному субъекту – Бушу – располагаются в разных самостоятельных предложениях.

Неадекватность действий персонажа подчеркивается обстоятельствами образа действия (широко улыбаясь, внезапно), что являет собой описание внутреннего мира персонажа.

        Событийное повествование

Цель событийного повествования – дать представление о последовательности событий, поступков, изменений в жизни лица, группы лиц, государства и т.д., Основу событийного повествования составляет последовательность предложений, обозначающих события и действия.

Если в изобразительном повествовании главным содержанием текста является фиксация конкретных физических действия, явлений чувственно воспринимаемого мира, то в событийном повествовании внимание читателя обращено на элементы мира событий: собственно события, поступки, решения.

         «Намерения своего относительно заграницы Персиков не осуществи, и 20-й год вышел еще хуже 19-го. Произошли события, и притом одно за другим. Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена.

Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой остановились на одиннадцати с четвертью, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб, и наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской» М.Булгаков «Роковые яйца»

        В этом примере предложения со сказуемыми в форме глаголов совершенного вида передают последовательность событий за довольно большой период времени.

Предложения автономны, то есть ярко выраженной логической связи между ними нет. Порядок следования их определен хронологий развития событий.

Акцент сделан на сообщении о последовательных событиях, а не на их фиксации органами чувств человека.

Динамичность повествования

        Повествование всегда динамично, поскольку фиксирует переход от одного действия или состояния к другому, то есть изображает действительность в процессе изменения и развития. Динамичность повествования достигается с помощью:

  • Глаголов совершенного вида: пришел, увидел, победил.
  • Наречий и наречных слов со значением времени: сперва, вдруг, затем, изредка и т.д.
  • Союзы: разделительный союз то -‑то, сопоставительный союз чем ‑ тем, союзы со значением времени лишь только, как только и т.д.

Роль повествования в тексте

        Удельный вес повествования в текстах различен. Но чаще всего повествование чередуется с описанием в композиционных целях.

Например, у Пушкина, писателя с ярко выраженной склонностью к повествовательности, даже описание интерьера содержит повествовательные черты: «Герман вошел в спальню.

Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампадка» (А.С.Пушкин «Пиковая Дама»)

        У Тургенева тоже часто можно встретить соединение повествование и описания, хотя описательные фрагменты в его прозе по сравнению с прозой Пушкина более обширны и легко вычленимы в тексте: «Вот вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село… В лесу все темней и темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы» И.С.Тургенев «Ермолай и мельничиха».

        Вывод прост: несмотря на то, что все тексты можно разделить на разные речевые действия, трудно обнаружить стерильно чистые формы описания или повествования. Писатель делает акцент на различных гранях действительности, используя вперемешку повествование с описанием, и в результате они создают у читателя нужное автору разнообразие восприятия.

В статье использованы материалы работы: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»

Источник: //pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/199-povestvovanie.html

Типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение

Повествование

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно.

Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям.

Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? —  летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи.

Источник: //school-of-inspiration.ru/tipy-rechi-povestvovanie-opisanie-rassuzhdenie

Типы повествования -Литературоведение и теория литературы

Повествование
Типы повествования

Типы повествования — это избираемые автором художественного (прозаического, поэтического, драматического, кинематографического, музыкального и др.) произведения способы воплощения сюжета в тексте.

Наррация («рассказывание») как процесс возможна лишь в форме того или иного режима повествования, предполагающего, помимо многих других аспектов, выбор повествовательной точки зрения (например, от первого лица, от третьего лица) и выбор «голоса» нарратора (англ.

 narrative voice) — определенной техники подачи сюжетной информации (например, с помощью прямого воспроизведения мыслей и чувств персонажа, иллюзии безусловного присутствия нарратора при всех событиях, чтения чужого письма, пересказа с чужих слов, догадок и проч.

) Кроме того, режим повествования предполагает конструирование идиолекта нарратора — речевых черт лица, ведущего повествование («рассказчика» или «повествователя»), от нейтрального, стёртого, «нулевого» в плане фразеологии до оригинального, настоящей речевой маски, в наиболее яркой форме воплощаемой в форме сказа, нарративная специфика которого заключается в выстраивании стилистико-дискурсивного противостоянии автора и рассказчика.

В роли нарратора может выступать, например,

  1.  вымышленный автором и интегрированный в текст рассказчик, обладающий именем, элементами биографии и т. д., но внешний по отношению к событиям, разворачивающимся в тексте (Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя),
  2.  автор-повествователь («Война и мир» Л. Н. Толстого или «Мёртвые души» Н. В. Гоголя),
  3.  один из участников событий произведения (хроникёры в романах Ф.М.Достоевского) и др.

Типы нарраторов могут резко отличаться по их способности проникать в сознание героев (одного или нескольких), по степени их осведомлённости, вовлечённости в события, ангажированности, эмоциональной привязанности к тем или иным персонажам, заметности для читателя, оригинальности идиостиля и целому ряду других. Кроме того, в произведении может быть целая система нарраторов, более или менее эксплицитно представленных в тексте (яркий пример — «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова).

Типичная композиция повествовательных текстов включает:

1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию;

4) развязку (итог событий)

В терминологии отечественного литературоведения заметна связь с «теорией словесности» прошлого века, которая, в свою очередь, опиралась на разработанное классической риторикой учение о таких композиционных формах прозаической речи, как повествование, описание и рассуждение.

В современном русском литературоведении место «рассуждения» в этой триаде, как правило, занимает характеристика; в то же время возникло (под влиянием работ М.М.

Бахтина) резкое противопоставление речи, цель которой — изображение предмета (обычно таковы высказывания повествователя или рассказчика), и прямой речи персонажа, которая является предметом изображения.

В результате вся совокупность вы­сказываний, имеющих изобразительные задачи, стала называться «по­вествованием», а прежде равноправные с ним «описание» и «рассуждение» (характеристика) превратились в его составные элемен­ты.

Естественно, что термин перестал обозначать какую-либо опреде­ленную структуру и соотноситься с каким-либо определенным предметом. Так, если А. П. Чудаков считает, что «излагаются» повест­вователем (рассказчиком) не только «события», но и «характеристи­ки», то по мнению В.А. Сапогова, повествование «представляет собой изображение действий и событий во времени, описание, рассуждение, несобственно-прямую речь героев».

Отсутствие сколько-нибудь строгих определений понятия прояви­лось в том, что авторы работ, посвященных классификации видов повествования,—как в русском, так и в западном литературове­дении — сам этот термин никак не оговаривают. 

Повествовательная точка зрения

Под повествовательной точкой зрения в художественном тексте подразумевается позиция нарратора по отношению к излагаемым событиям.

Достаточно популярной в нарратологии является аналогия между ролью нарратора художественного текста и оператором в кинематографе, который может снимать с некоторой внешней точки зрения, охватывая пространство событий целиком, может быть в центре действия, держа ручную камеру, использовать несколько камер и т. д.

Повествование от первого лица

В этом режиме повествования нарратором является рассказчик, одновременно выступающий в роли персонажа и обозначающий себя с помощью местоимения первого лица «я» или — гораздо реже — «мы» (как в «Толстой тетради» Аготы Кристоф).

Обычно такой тип рассказчика дает возможность эффективно выражать скрытые и недоступные внешнему наблюдателю мысли и чувства рассказчика, открывает путь разнообразным формам самонаблюдения и рефлексии персонажа, что сближает его с дневниковым письмом.

Нередко рассказчиком выступает герой, чьи мысли оказываются доступны читателю, но обычно не другим действующим лицам. Повествование от первого лица предрасполагает к конструированию нарративного идиостиля рассказчика, с особым выбором лексики, идиоматики, другими языковыми особенностями.

Повествование от первого лица может сближаться с объективированным повествованием от третьего лица, когда повествующее «я» словно не отдает себе отчёта в том, что излагает историю, и наоборот, на самом факте рассказывания может сделан акцент, если «я»-рассказчик подчёркивает, кому, зачем, когда и где он осуществляет акт наррации.

Такой эксплицитный рассказчик обычно является участником описываемых событий: главным героем (Печорин в повестях «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова), второстепенным участником событий (Максим Максимыч из повести «Бэла» из «Героя нашего времени» М.Ю.

Лермонтова), случайным свидетелем (офицер-рассказчик в повести «Максим Максимыч» из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова), последовательным хроникёром, практически не участвующим в действии (Антон Лаврентьевич Г-в из «Бесов» Ф.М.Достоевского). Также возможно совмещение и переключение этих ролей (доктор Ватсон из «Записок о Шерлоке Холмсе» совмещает роли хроникёра и второстепенного персонажа).

Фундаментальными чертами персонажа-рассказчика от первого лица являются субъективность в подаче и осмыслении событий и трактовке мотивов действий других персонажей, неполнота сведений, которыми он располагает, эксплицитный психологизм его оценок других действующих лиц.

Кроме того, такой «я»-рассказчик может иметь цель ввести адресата в заблуждение или дать намеренно искажённый образ событий. «Я»-нарратив предполагает, что читатель выстраивает свой образ рассказчика и в ходе восприятия текста корректирует конструируемый рассказчиком образ реальности, восстанавливая, что «на самом деле» произошло.

Характерной приметой литературы нового времени стали повествования от нестандартного первого лица, где в роли нарраторов выступают люди с психическими нарушениями, асоциальные типы, животные и даже неодушевлённые предметы («Чёрный кот» Э.А.По, «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А.Гофмана и многие другие).

Рассказы от лица животных и предметов довольно быстро стали использоваться в детской литературе (ср. «Дневник фокса Микки» Саши Чёрного).

Фигура рассказчика от первого лица накладывает и известные ограничения на авторское повествование, в частности потому, что вовлечённый в действие герой, находящийся в определённом месте в определённое время, не может достоверно знать, что происходит в другом месте, что осложняет естественное воплощение параллельных сюжетных линий. Для преодоления этих ограничений используется целых ряд сюжетных ходов, превратившихся в штампы (подслушивание разговоров, чтение чужих писем и проч.)

Долгое время в качестве терминологического обозначения этой повествовательной формы, в том числе и в работах М.М.Бахтина, использовался немецкий термин Ich-erzählung.

Повествование от второго лица

Наверное, самый редкий способ повествования в литературе (хотя и довольно распространен в создании текстов для песен) – повествование от второго лица, в котором рассказчик обращается себе на «ты», таким образом заставляя читателя почувствовать, что он или она – персонаж внутри истории.

  Повествование от второго лица часто объединяют с повествованием от первого лица -рассказчик делает эмоциональные сравнения между мыслями, действиями и чувствами «ты» и «я».  Часто рассказчик – персонаж, совершающий действия внутри истории, в таком случае технически используется повествование от первого лица. В письмах и поздравительных открытках также используется повествование от второго лица.

  Возможно, наиболее яркий пример этого способа – современная проза Джея МакИнерни «Яркие огни, большой город». В этой новелле повествование от второго лица призвано создать интенсивное ощущение близости между рассказчиком и читателем, заставить читателя прочувствовать бессилие от развития сюжета, слепо затягивающего в водоворот саморазрушения и последущего спасения.

 

«Ты не из тех, кто окажется в таком месте в этот утренний час. Но ты здесь, и не можешь утверждать, что обстановка совершенно неузнаваема, хотя и не видны детали. Ты – в ночном клубе, болтаешь с бритоголовой девушкой. Клуб называется то ли «Горе», то ли «Логово Ящериц». Все может стать понятней, стоит лишь ускользнуть в уборную и добавить чуть «боливийской пудры».

С другой стороны, может и нет. Тоненький голос внутри тебя настаивает, что вот это эпидемическое отсутствие ясности – результат того, что уже и так перебрал».

Повествование от третьего лица

Этот способ предоставляет наибольшую гибкость автору, в связи с чем наиболее распространен в литературе. В повествовании от третьего лица автор обращается к каждому персонажу на «он», «она», «они» – и никогда на «я» или «мы» (от первого лица), или «вы»/ «ты» (от второго лица).

Рассказчик в повествовании от третьего лица – невовлеченное существо, которое передает историю, но не является персонажем внутри таковой.

  Единственное число (он/она) имеет место в повествовании от третьего лица наиболее часто, хотя известно успешное использование множественного числа (они), как, например, в рассказе «Дети-цветы» Максин Свонн.

  Еще более распространено, к слову, совмещение единственного и множественного числа в течение истории, соотносительно числу людей, которых показывает автор в определенный момент развития сюжета. 

Иногда в повествовании от третьего лица персонаж может обратиться к себе от третьем лице, например, «(имя героя) хотел бы поехать с тобой».

Фокализация

Термин «фокализация» был предложен в начале 1970-х годов французским структуралистом Жераром Женеттом в качестве развития идей Ж.Пуйона и Ц.Тодорова для обозначения повествовательной перспективы и стал ключевым для нарратологии. Всего выделяется три типа фокализации, которые, впрочем, обладают динамической, текучей природой и не могут быть очерчены четко:

  • нулевая фокализация (фр. focalisation omnisciente ou zéro): классический нарратив с повествователем-«богом», знающим всё о своих героях, их мысли и чувства, их прошлое, настоящее и будущее, способным присутствовать одновременно в разных местах; в текстах с нулевой фокализацией объём знаний читателя превосходит объём знаний персонажа. Пример текста с доминированием нулевой фокализации — «Война и мир» Льва Толстого.
  • внутренняя фокализация (фр. focalisation interne): читателю доступен взгляд на мир исключительно с точки зрения «фокального персонажа» (фр. personnage focal), его глазами, что проявляется, в частности, в использовании дейктических и других референциальных средств. Читатель получает информацию о мире текста преломленной через призму субъективного сознания героя, неполную и отражающую его интерпретацию событий. Объём знаний читателя равен объёму знаний персонажа. Последовательная внутренняя фокализация реализуется, например, в «Романе с кокаином» М. Агеева, где сочетается с повествованием от первого лица, и в повести «Степь» А.П.Чехова в рамках объективированного повествования от третьего лица, передающего взгляд на события с точки зрения главного героя — девятилетнего мальчика Егорушки.
  • внешняя фокализация (фр. focalisation externe): взгляд на героя оформляется с помощью внешней нейтрального, объективированного, безоценочного нарратива, который можно уподобить беспристрастной камере оператора-документалиста, находящегося, однако, внутри мира текста. Персонаж при этом обладает большим объёмом знаний, чем читатель. Последний может только выдвигать более или менее правдоподобные мотивировки действий героя.

В реальных художественных текстах разные типы фокализации могут формировать сложные структуры с доминированием одного из них.

05.03.2016, 20113 просмотров.

Источник: //myfilology.ru/137/1293/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.