Повелительное наклонение глагола

Содержание

Глаголы повелительного наклонения. Конспект урока в 6 классе

Повелительное наклонение глагола

Напомним, в русском языке существует три вида наклонения глаголов:

Повелительное наклонение это грамматический признак глагола, который выражается целым рядом глагольных форм, побуждающих к чему-либо.

Это может быть приказ (повеление, отсюда и название), просьба, вежливое поручение, совет или какое-то другое волеизъявление. Причем смысловой оттенок никак не отображается при написании или образовании форм. Все зависит от интонации или мотива побуждающего к действию.

Будь добр, передай, пожалуйста, соль.

Подайте мою шляпу.

Давайте напишем письмо.

Немедленно выйди из воды!

Пусть расскажет о себе.

Также следует учесть, что формы повелительного наклонения существуют вне времени или имеют ирреальное значение (глагол не связан с реальной действительностью). Другими словами, реализация действия возможна, но не является обязательным условием.

Улыбнитесь!

Верни мои вещи.

Пускай увидят.

Формы повелительного наклонения

Глаголы повелительного наклонения могут изменяться по числам и лицам.

Определение или образование повелительного наклонения

Для того чтобы правильно определить наклонение, нужно знать, как оно образовывается.

Любая форма образуется с помощью основы настоящего или будущего времени и прибавлением к ней суффикса (-и-; -й-; -ся-), окончания или формообразующей частицы. Они могут быть как единственного, так и множественного числа.

Также к глаголам повелительного наклонения может быть прибавлена частица –ка. Она смягчает приказание или приводит его в игривую форму.

Улыбнись-ка, подойди-ка, потанцуй-ка и т.д.

Либо образование происходит благодаря прибавлению слов давай, давайте, пускай, пусть.

Давай попробуем, давайте познакомимся, пускай плачет, пусть удивится.

Конспект урока для 6 класса

Урок данной темы завершает изучение наклонений глагола; учащиеся знакомы с понятием «наклонение», с изъявительным и условным наклонениями.

Урок составлен в соответствии с § 76 учебника Л. М. Рыбченковой.

Глаголы повелительного наклонения

  • изучение нового материала;
  • развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;
  • воспитание культуры поведения и общения.
  • Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
  • Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • Коммуникативные: умение выразить мысль;
  • Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Комбинированный.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение сведений о наклонении глагола: устный ответ по таблице учебника (§74, упр. 524).

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время). Например: бежал, бежит, будет бежать.

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Б) Распределительный диктант: записать глаголы в 3 столбика (изъявительное, условное и повелительное наклонение):

    Расскажу, расскажите, рассказал бы, отрезала, отрезали бы, отрежь, отрежьте, приготовили, приготовлю, приготовьте, приготовил бы, лежишь, лёг бы, ляг, лягте.

    При проверке учащиеся объясняют свой выбор; следует обратить внимание на орфограммы, которые встретились в словах, отметить их при формулировании целей урока.

  3. Целеполагание, мотивация, планирование работы на уроке (учащиеся формулируют цели: узнать, как образуются глаголы повелительного наклонения, как правильно использовать их в речи, на какие орфограммы следует обратить внимание при написании данных глаголов и т. д.).

  4. Наблюдение над языковым материалом (глаголы из диктанта), определение их способа словообразования; поиск информации в учебнике, подготовка устного ответа (работа в парах).

    Учащиеся отвечают, что формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени с помощью суффикса -И или без суффикса: дышат – дыши, отрежут – отрежь. (По мере выполнения упражнений эти сведения будут дополняться).

  5. Тренировочные упражнения:

    А) упр. 543-поставить глаголы в форму повелительного наклонения;

    дополнительное задание – морфологический разбор данных глаголов (наблюдение над грамматическими формами).

    Не тратить время понапрасну! – Не тратьте время понапрасну!

    Не тратьте – глагол, нач. форма – тратить, несовершенный вид, переходный, невозвратный, 2-е спряжение, повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо; в предложении является сказуемым.

    Б) Лингвистическая задача: образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения, не изменив при этом ни одной буквы в слове: смотрите, любите, дарите.

    (СмотрИте – смОтрите, любИте – лЮбите, дарИте – дАрите).

    Приведите свои примеры таких глаголов.

    В) Орфографическая работа: сравнение форм повелительного и изъявительного наклонений (пишИте – пИшете, поднимИте – поднИмете и т. д.) – таблица в упр. 545 и материал упр. 546.

    -ИТЕ пишется в форме повелительного наклонения (независимо от спряжения) и в форме изъявительного наклонения в глаголах II спряжения; Например: Полюбите его! Вы его любите?

    -ЕТЕ пишется в форме изъявительного наклонения в глаголах I спряжения;

    Ищите потерянного щенка! Вы его плохо ищете!

Вывод об особенностях правописания данных глаголов.

Г) Работа по культуре речи: как правильно образовывать форму повелительного наклонения от некоторых глаголов (бежать, ехать, класть, положить, лечь: беги, поезжай, клади, положите, лягте).

Наблюдение над языковым материалом: в каких формах приказ звучит категорично, как можно смягчить просьбу и т. д.

Заполнение таблицы упр. 549.

Инфинитив: Стоять! Молчать!

Повелительное наклонение: Помолчите!

Условное наклонение: Помолчали бы вы!

Повелительное наклонение с частицей –КА: Помолчите-ка!

Д) Практическая работа: переписать кулинарный рецепт, заменяя глаголы в инфинитиве глаголами в повелительном наклонении 2 лица множественного числа (упр. 550).

Разогреть масло на сковороде. Вырезать в середине кусочка хлеба сердечко, поджарить с одной стороны.

– Разогрейте масло на сковороде. Вырежьте в середине кусочка хлеба сердечко, поджарьте с одной стороны.

При проверке объяснить орфограммы (мягкий знак в глаголах повелительного наклонения) и пунктограммы (запятая при однородных членах предложения).

  • Подведение итогов, рефлексия.

  • Разбор домашнего задания: §76, упр. 551

    (составить связный рассказ на одну из предложенных тем, используя различные способы выражения советов. Темы: «Как не опоздать в школу», «Как переходить улицу», «Как выбрать компьютерную игру»).

  • Поделитесь статьей в соц. сетях:

    Источник: //olgadyachenko.ru/glagoly-povelitelnogo-nakloneniya-primery.html

    Повелительное наклонение глагола: примеры. Окончания глаголов повелительного наклонения

    Повелительное наклонение глагола

    «Дождик, дождик, уходи! Дай по лужам побродить!» – в этом детском стихотворении мы видим глаголы, в которых выражена просьба. Они называются повелительными.

    Повелительное наклонение глагола в русском языке

    В русском языке такие слова употребляется в побудительных предложениях. Формы этих глаголов имеют ирреальное значение, это значит, что они не связаны с действительностью, потому что называемое таким образом действие возможно, но не обязательно произойдёт на самом деле. Вот несколько примеров предложений, в которых используются глаголы в форме повелительного наклонения:

    • Анатолий Андреевич, разрешите сдать отчёт в течение недели (просьба).
    • Не тяните с этим слишком долго (совет).
    • Пусть это будет в последний раз (требование).
    • Молчать. Слушать (приказ).

    Формы единственного числа

    Глаголы повелительного наклонения изменяются по числам и лицам. В этой таблице приведены примеры форм ед. числа.

    Повелительное наклонение глагола: примеры единственного числа
    1-е лицо
    2-е лицоВстань, потянись, солнцу улыбнись. Почувствуй утреннюю свежесть. Открой свои глаза. Почисти зубы, умойся. Накрой-ка на стол
    3-е лицоПускай не ходит враг по дорогам наших сёл. Пусть смело идёт солдат в бой

    Если мы обращаемся с побуждением не к одному человеку, то используем глагол в форме повелительного наклонения во множ. числе.

    Они изменяются также по лицам и, в отличие от изменения предыдущих форм, могут употребляться в первом лице.

    Это объясняется тем, что один человек не может самого себя просить выполнить что-либо, но обращаться с просьбой о совместном действии к людям, находящимся рядом, может.

    Повелительное наклонение глагола: примеры множественного числа
    1-е лицоПойдём в лес по грибы. Давайте сделаем ремонт. Давайте попробуем обсудить спокойно. Пойдёмте на урок
    2-е лицоОткройте учебники. Выполните упражнение. Покажите-ка свою работу
    3-е лицоПусть уйдут наши печали. Да не наступят для тебя лихие дни, страна моя!

    Образование глаголов. Окончания глаголов повелительного наклонения

    Такие глаголы имеют форму второго лица и образуются от формы наст. и буд. времени, в котором выделяется основа (часть слова без окончания):

    • ходит – ход-;
    • пишет – пиш-;
    • читает – чита-;
    • установит – установ-;
    • оставит – остав-.

    К основе присоединяется суффикс -и- (-й-) или нулевой суффикс:

    • ход + и;
    • пиш + и;
    • чита + й;
    • установ + и;
    • оставь + нулевой суффикс.

    Окончания этой глагольной формы выражают грамматическое значение числа.

    Повелительное наклонение глагола. Примеры предложений с глаголами в единственном числе
    • От этого тяжкого бремени меня избавь.
    • Никогда не играй на проезжей части, это опасно для жизни.
    • Уже давно пора спать, собери игрушки и ложись в постель.
    • Дашенька, достань с полки альбом с фотографиями.
    • Анатолий, сбрось мне на почту свой годовой отчёт по проделанной работе.
    • Добавь к своей работе побольше примеров.
    Повелительное наклонение глагола. Примеры предложений с глаголами во множественном числе
    • Отворите двери, выходите в поле!
    • Не забывайте выключать свет, выходя из комнаты.
    • Оставьте меня, уйдите.

    Если в повелительной форме глагола в единственном числе стоит мягкий знак, то он останется и перед окончанием множественного числа, и перед суффиксом -ся:

    • исправьте, исправься;
    • останьтесь, останься;
    • сбросьте, сбросься;
    • не спорьте;
    • не трожьте,
    • извольте.

    В деловой сфере

    Глагол в форме повелительного наклонения довольно активно используется в различных сферах деятельности. Например, в деловой сфере мы используем инструкции.

    Что необходимо предпринять при пожаре?

    При обнаружении признаков возгорания:

    • незамедлительно позвоните в пожарную охрану города, села или иного населённого пункта;
    • эвакуируйте людей;
    • примите посильные меры по тушению возгорания.

    Руководители предприятия:

    • продублируйте сообщение о возгорания в пожарную охрану и проинформируйте вышестоящих лиц и ответственного дежурного;
    • организуйте спасение людей, используя все возможные средства;
    • проверьте, включены ли системы противопожарной автозащиты;
    • отключите электроэнергию или выполните мероприятия, по устранению возгорания;
    • прекратите все работы в объекте возгорания, кроме тех, что связаны с ликвидацией пожара;
    • удалите работников и иных лиц из опасной зоны, кроме участвующих в тушении пожара;
    • осуществите руководство по тушению возгорания до прибытия пожарной охраны;
    • обеспечьте соблюдение требований безопасности всеми работниками, принимающими участие в тушении пожара;
    • организуйте защиту материальных ценностей;
    • встретьте подразделение пожарной охраны;
    • обеспечьте оказание необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим от возгорания;
    • проинформируйте руководителя тушения пожара обо всех особенностях объекта возгорания;
    • организуйте привлечение сил и средств к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией возгорания и предупреждением его развития.

    В учебной деятельности

    В учебной деятельности предложения с глаголами повелительного наклонения используются, например, в алгоритмах.

    Пример – применение правила правописания безударных гласных:

    1. Измени слово или подбери однокоренное слово.
    2. Выдели корень.
    3. Найди корень, в котором гласная стоит под ударением.
    4. Проверь по этому корню все оставшиеся слова.

    В бытовой деятельности

    В быту предложения с глаголами повелительного наклонения используются в руководствах по применению бытовой техники, проведению ремонтных работ, приготовлению блюд, изготовлению одежды и тому подобное.

    Возьмём, например, рецепт приготовления пищи:

    • Соломка из говядины. Двести грамм говядины и одну луковицу нарежьте одинаковой соломкой длиной семь-восемь сантиметров. Накалите на очень сильном огне сковороду, растопите 100 г свиного жира. Опустите в него нарезанные мясо и лук, обжарьте, при этом всё время помешивайте, не допуская подгорания. Через две минуты добавьте в сковороду чайную ложку столового вина, столько же говяжьего бульона, соль и сахар по вкусу. Доведите до кипения и подавайте к столу, украсив зеленью.
    • Салат из огурцов в кисло-сладком соусе. Для начала приготовьте заливку: растворите две чайные ложечки сахарного песка в двух же чайных ложечках яблочного уксуса. Вымойте огурцы, нарежьте, поместите нарезанные кусочки в салатник, мелко накрошите зелень, перемешайте. Залейте соусом из сахара и уксуса. Можно подавать к столу.

    Источник: //fb.ru/article/265761/povelitelnoe-naklonenie-glagola-primeryi-okonchaniya-glagolov-povelitelnogo-nakloneniya

    Формы множественного числа

    Если мы обращаемся с побуждением не к одному человеку, то используем глагол в форме повелительного наклонения во множ. числе.

    Они изменяются также по лицам и, в отличие от изменения предыдущих форм, могут употребляться в первом лице.

    Это объясняется тем, что один человек не может самого себя просить выполнить что-либо, но обращаться с просьбой о совместном действии к людям, находящимся рядом, может.

    Повелительное наклонение глагола: примеры множественного числа
    1-е лицоПойдём в лес по грибы. Давайте сделаем ремонт. Давайте попробуем обсудить спокойно. Пойдёмте на урок
    2-е лицоОткройте учебники. Выполните упражнение. Покажите-ка свою работу
    3-е лицоПусть уйдут наши печали. Да не наступят для тебя лихие дни, страна моя!

    Повелительное наклонение. Buyurum / emir kipi

    Повелительное наклонение глагола

    Повелительное наклонение в турецком языке выражает приказ к совершению действия (иди – git, уходите – gidin, возьми – al и т.д.)

    А иногда повелительное наклонение служит для выражения уважительного отношения, предложения или просьбы (buyurunuz – проходите (дословно: извольте пройти), geliniz – приходите (дословно: извольте прийти)).

    Bugün akşam bize gel.– Сегодня вечером приходи к нам.

    Onlar bankadan parayı alsınlar ve bana getirsinler. – Пусть они заберут деньги из банка и принесут мне.

    Dersini öğren yoksa sınavı veremezsin. – Учи уроки или не сдашь экзамен.

    Повелительное наклонение образуется очень просто:

    Утвердительная форма

    Основа глагола + личное окончание местоимений

    Важно вспомнить, что основа глагола образуется путем отбрасывания из инфинитива суффикса -mak, -mek.

    yazmak – писать
    Ben (я)
    Sen (ты)yaz (пиши)
    O (он, она, оно)yaz-sın (пусть пишет)
    Biz (мы)
    Siz (вы, Вы)yaz-ın (пишите) или yaz-ınız (буквальный перевод – извольте написать)
    Onlar (они)yaz-sınlar (пусть пишут)
    gülmek – смеяться
    Ben (я)
    Sen (ты)gül (смейся)
    O (он, она, оно)gül-sün (пусть смеётся)
    Biz (мы)
    Siz (вы, Вы)gül-ün (смейтесь) или gül-ünüz (буквальный перевод – извольте смеяться)
    Onlar (они)gül-sünler (пусть смеются)

    Обратите внимание на то, что форм повелительного наклонения для лиц я и мы нет. Для этих двух вариантов мы будем использовать в турецком желательное наклонение.

    Если мы посмотрим на форму вы, то видим две формы. Например, gül-ün или gül-ünüz (смейтесь).

    Первая форма gül-ün используется для выражения приказа. Образовывается такой глагол по общему правилу:

    основа глагола + личное окончание местоимений.

    Вторая форма gül-ünüz уже используется для выражения уважительного отношения(в данном случае это больше предложение или просьба, нежели приказ). Это правило можно применить ко всем глаголам в повелительном наклонении и только для уважительной формы Вы. Образуется следующим образом:

    основа глагола + ınız (iniz, unuz, ünüz).

    Аффиксы как вы, наверное, догадались, определяются Законом гармонии гласных на «4».

    В зависимости от контекста и смысла предложения (или приказ или просьба (предложение)) уже выбираем нужную форму и аффикс.

    Annene mektup yaz yoksa merak eder. – Напиши маме письмо, а то она будет переживать.

    Siz gidin eve o bizde kalsın. – Вы уходите домой, пусть он останется у нас.

    Onları sinemaya götür. Komedi bakıp gülsünler. – Отведи их в кинотеатр. Пусть они смеются над комедией.

    Geldiğinize sevindik. Buyurunuz evimize. – Мы рады вашему приходу. Проходите (дословно извольте пройти) к нам домой.

    Отрицательная форма

    Основа глагола + отрицательная частица (-ma / -me) + личное окончание местоимений

    Выбор нужной отрицательной частицы (-ma / -me) зависит от суффикса глагола в инфинитиве.
    Если глагол заканчивается на -mak, то выбираем частицу -ma.
    Если глагол заканчивается на -mek, то выбираем частицу -me.

    kalmak – оставаться
    Ben (я)
    Sen (ты)kal-ma
    O (он, она, оно)kal-ma-sın
    Biz (мы)
    Siz (вы, Вы)kal-ma-y-ın или kal-ma-y-ınız
    Onlar (они)kal-ma-sınlar
    okumak – читать
    Ben (я)
    Sen (ты)oku-ma
    O (он, она, оно)oku-ma-sın
    Biz (мы)
    Siz (вы, Вы)oku-ma-y-ın или oku-ma-y-ınız
    Onlar (они)oku-ma-sınlar

    Если в любом слове встречается ситуация, когда два гласных сливается, то между ними ставится разделительная буква у.

    Такую ситуацию вы могли увидеть в словах oku-ma-y-ın, oku-ma-y-ınız, kal-ma-y-ın и kal-ma-y-ınız. Во всех случаях была использована разделительная буква у.

    Onlar otelde kalmasınlar. Bize davet et. – Пусть они не остаются в отеле. Пригласи их к нам.

    İşte gazete okuma yoksa müdür çok kızar. – Не читай на работе газету, а то директор разозлится.

    Öyle bakma yoksa fark ederler. – Не смотри так, а то они заметят.

    Yarın o bize gelmesin, ben evde olmayacağım. – Пусть завтра он не приходит к нам, меня не будет дома.

    1. Завтра вечером приходи к нам. Будет очень весело. – Yarın akşam bize gel. Çok eğlenceli olacak. (eğlence – веселье)
    2. Скажи своему другу, пусть прочитает моё сообщение. – Arkadaşına söyle benim mesajımı oku. (mesaj – сообщение)
    3. Скажи отцу, пусть возьмёт ключи, а то не сможет попасть домой. – Babana söyle anahtarını al yoksa eve giremez. (anahtar – ключ)
    4. На улице очень сильный дождь. Скажи им, пусть они вернутся домой. – Çok yağmur var. Söyle onlara eve dön. (yağmur – дождь, dönmek – возвращаться)
    5. Повтори заново. Пусть услышат ребята, которые опоздали. – Yine tekrar et. Geciken arkadaşlar duy. (yine – заново / снова, gecikmek – опаздывать)
    6. Ты очень болен. Сегодня не ходи в школу. – Çok hastasın. Bugün okula git. (okul – школа / университет)
    7. У меня болит голова, не разговаривай много. – Başım ağrıyor fazla konuş. (baş – голова)
    8. Это вообще не смешно. Не смейся! – Hiç komik değil. Gül! (komik olmak – быть смешным)
    9. Не забудь мои слова, или потом будешь жалеть. – Sözlerimi unut yoksa sonra pişman olursun. (söz – слово)
    10. Выучи уроки, а потом пойдешь гулять. – Derslerini öğren sonra gezmeye gidersin. (ders – урок, gezmek – гулять)
    11. Перед тем как пойти на работу покушай, а то будешь весь день голодным. – İşe gitmeden yemek ye yoksa bütün gün aç kalırsın. (bütün gün – весь день)
    12. Присядьте на кресло. Директор скоро вас примет у себя. – Otur koltukta. Müdür biraz sonra sizi kabul eder. (koltuk – кресло, müdür – директор)
    13. Останься сегодня дома. Я очень соскучилась по тебе. – Bugün evde kal. Seni çok özledim. (özlemek – скучать)
    14. Вечером не кушай, я отвезу тебя в ресторан. – Akşam yemek ye, seni restorana götüreceğim. (akşam – вечер)
    15. Поблагодари дедушку. Он купил тебе много подарков. – Dedene teşekkür et. Sana çok hediyeler almış. (dede – дедушка, hediye – подарок)
    16. Я очень рада вашему визиту. Проходите! – Geldiğinize sevindim çok. Buyur! (sevinmek – радоваться)
    17. Не пей спиртное. Сегодня ты будешь водить машину. – İçki iç. Bugün araba kullanacaksın. (içki – напиток (спиртное), araba – машина)
    18. Не расстраивайся. Сегодня вечером всё наладится. – Üzül. Bugün akşam herşey hallolacak. (halletmek – уладить)
    19. Пусть они меня не ждут, я сильно опаздываю. – Beni bekleme çok gec kalıyorum. (gec kalmak – опаздать)
    20. Расскажи мне все, что произошло вчера, может, я тебе помогу. – Dün neler olduğunu bana anlat, belki yardım ederim. (belki – может быть / наверное, yardım etmek – помогать)
    21. На улице потемнело, поэтому не ходи гулять. – Hava karardı o yüzden gezmeye git. (hava karardı – потемнело)
    22. Не курите! Это очень вредно для вашего здоровья! – Sigara içme! Sağlığınıza çok zarar veriyor. (sağlık – здоровье)
    23. Как доедешь домой, обязательно, напиши мне сообщение. – Eve varınca bana mutlaka mesaj yaz. (varmak – дойти / доехать)
    24. Вечером уберись дома, а то гости придут. – Akşama evi temizle, misafirler gelecekler. (gelmek – прийти, misafir – гость)
    25. Помогите папе. Он сегодня очень много работал. – Babanıza yardım ed. O bugün çok çalıştı. (baba – отец, çalışmak – работать)
    1. Завтра вечером приходи к нам. Будет очень весело. (eğlence – веселье)
    2. Скажи своему другу, пусть прочитает моё сообщение. (mesaj – сообщение)
    3. Скажи отцу, пусть возьмёт ключи, а то не сможет попасть домой. (anahtar – ключ)
    4. На улице очень сильный дождь. Скажи им, пусть они вернутся домой. (yağmur – дождь, dönmek – возвращаться)
    5. Повтори заново. Пусть услышат ребята, которые опоздали. (yine – заново / снова, gecikmek – опаздывать)
    6. Ты очень болен. Сегодня не иди в школу. (okul – школа / университет)
    7. У меня болит голова, не разговаривай много. (baş – голова)
    8. Это вообще не смешно. Не смейся! (komik olmak – быть смешным)
    9. Не забудь мои слова, или потом будешь жалеть. (söz – слово)
    10. Выучи уроки, а потом пойдешь гулять. (ders – урок, gezmek – гулять)
    11. Перед тем как пойти на работу покушай, а то будешь весь день голодным. (bütün gün – весь день)
    12. Присядьте на кресло. Директор скоро вас примет у себя. (koltuk – кресло, müdür – директор)
    13. Останься сегодня дома. Я очень соскучилась по тебе. (özlemek – скучать)
    14. Вечером не кушай, я отвезу тебя в ресторан. (akşam – вечер)
    15. Поблагодари дедушку. Он купил тебе много подарков. (dede – дедушка, hediye – подарок)
    16. Я очень рада вашему визиту. Проходите! (sevinmek – радоваться)
    17. Не пей спиртное. Сегодня ты будешь водить машину. (içki – напиток (спиртное), araba – машина)
    18. Не расстраивайся. Сегодня вечером всё наладится. (halletmek – уладить)
    19. Пусть они меня не ждут, я сильно опаздываю. (gec kalmak – опаздать)
    20. Расскажи мне все, что произошло вчера, может, я тебе помогу. (belki – может быть / наверно, yardım etmek – помогать)
    21. На улице потемнело, поэтому не иди гулять. (hava karardı – потемнело)
    22. Не курите! Это очень вредно для вашего здоровья! (sağlık – здоровье)
    23. Как доедешь домой, обязательно, напиши мне сообщение. (varmak – дойти / доехать)
    24. Вечером уберись дома, а то гости придут. (gelmek – прийти, misafir – гость).
    25. Помогите папе. Он сегодня очень много работал. (baba – отец, çalışmak – работать)

    Источник: //speakasap.com/ru/tr-ru/grammar/povelitelnoe-naklonenie/

    Наклонения глагола в русском языке: повелительное, условное, изъявительное

    Повелительное наклонение глагола

    Вы здесь

    Тема про наклонения глагола – одна из самых несложных грамматических категорий, которая усваивается быстро и легко. Помешать могут лишь трудности необычного и непредсказуемого характера родного языка. С одной стороны, кажется, что все понятно, а с другой, при встрече с конкретным заданием можно «впасть в ступор».

    Что такое глагольное наклонение, откуда взялось и зачем нужно?

    Сам термин и необходимость обозначения его возникла еще в средних веках. Истоки появления идут из греческого словаря и латыни, где это слово звучит примерно одинаково: enkliss и inclinatio. На Руси в структуру славянских языков понятие наклонение ввел Мелетий Смотрицкий еще в 16-17-ые века.

    Количество видов наклонений было далеко не три, как сейчас это считается нормой. Кто-то утверждал, что его не существует, а кто-то выделял даже неопределенные, потенциальные, недействительные наклонения и еще столько же. Неопределенным наклонением считался инфинитив глагола.

    Недействительным – употребление сочетания слов «чуть не поймал», например. И, потенциальное: «не скажу, что…». В современной грамматической энциклопедии сохранилось даже волюнтативное наклонение. Это употребление глагола совершенного вида в будущем времени в союзе с частицей «как». Например: «а он как треснет!».

    К счастью, знать и понимать следует только три основных.

    Функция наклонения заключается в определении характера связи действия (ее наличия или отсутствия) с лицом или же предметом. То есть эта категория оценивает реальную связь между каким-то действием и тем, кто его совершает, или собирается, и происходит ли оно вообще. Чтобы лучше понять смысл этих слов, надо рассмотреть все отличия форм и соответствующих нюансов.

    Как различаются формы глагольных наклонений?

    Чтобы ответить на вопрос как определить наклонение глагола, надо четко знать все три его формы.

    Не отличается большой сложностью изъявительное наклонение. Тут надо всего лишь знать о следующем:

    • Данное наклонение свидетельствует о реально произошедшей действительности, различающейся по времени.
    • О совершенном и несовершенном виде надо знать следующее: у несовершенного вида есть все временные формы, включая прошедшее, настоящее время и будущее сложное. Например, ловил – ловлю – буду ловить. А у совершенного вида есть только прошедшее с будущим простым, например, поймал – поймает.
    • Следует помнить о способности глаголов прошедшего времени изменяться по числам, причем в единственном числе могут изменять род. Пример: сбежали (мн. ч.), сбежал (ед.ч. м.р.), сбежала (ед.ч. ж.р.), сбежало (ед.ч. ср.р.)
    • Красной тряпкой в глаза должен светить суффикс -л- от формы прошедшего времени. Ведь он присоединяется сразу к основе слова и после него идет родовое, нулевое (у м.р.) или числовое окончание. Пример: победи-л, победи-л-а, победи-л-и.

    Если в глаголе его основа имеет конечную букву согласную, есть суффикс -ну- или -чь-, то они меняются либо удаляются. Например, вынести – вынес, вылезть – вылез; воздвигнуть – воздвиг – воздвиг-л-а; прилечь – прилягут – приляжет.

    Легко заметить именно эту форму наклонения по тому, что уже реально произошло, сейчас идет или планируется сделать в будущем точно. Ведь недаром само слово «изъявительное» имеет корень «явь».

    о наклонениях глаголовЗдесь возможно также пару нюансов:

    • Изъявительное наклонение глагола можно спутать с повелительным, когда совпадает глагол в 1 лице множественного числа.
    • Различаются окончания у глаголов в изъявительном (И.н.) и повелительном наклонении (П.н.). В И.н. – окончание -ете- либо –ите- в 1 лице множественного числа зависит от спряжения, в П.н. практически всегда –ите-. Сравнение:  Если выберете (1 спряжение, 2 лицо) чебака – клюнет щука или окунь. Выберите (П.н.) именно этого живца, не пожалеете! В первом случае в И.н. обязательно в предложении есть условие, при котором должно совершиться действие. Спряжение учитывается, а во-втором случае – нет.

    Для примера будет приведен маленький текст.

    Отрывок из цикла рассказов про червячка Пашку

    Наступило дивное лето. Наконец, пузатый, молодой червяк Пашка медленно пробивает себе ход на поверхность земли, ближе к воздуху. Он пока не подозревает об опасности, которая поджидает его и его соседей. Да и не хочет он думать о ней. Пашка – очень добрый, дружит с инфузориями туфельками и сапрофитами, и амебу то не обидит.

    Ест обычно только почвенные бактерии, чтоб гумус создавать. Не то, что другие омерзительные паразиты…. И, вот, через несколько часов червяк оказался в плодородной мягкой почве, наслаждается теплом.

    Но вдруг бесформенный огромнейший монстр каким-то острым инструментом задевает его, скребя по попавшимся камушкам, и Паша сначала завис в воздухе, а потом попал в какую-то небольшую емкость с вкусной чайной заваркой. Это Гаврил Захарыч будет рыбачить на него через неделю, но червячок- то ничего не знал…. Пока Пашка от страха съежился и потолстел, хотя не жевал в неволе.

    Тут еще и родственников в этой же коробочке положили. И тогда прогудел своей ротовой полостью Пашенька родным: «Надо как-то выбираться отсюда! Как появится спокойствие, обязательно исследуем место, в которое попали».

    В тексте употреблены глаголы прошедшего времени. Это глагол совершенного вида: наступило, оказался, завис, попал, не знал, съежился, потолстел, не жевал, положили, прогудел, попали; и несовершенного вида – не жевал.

    Главный признак прошедшего времени – это суффикс  -л-. Это надо зарубить на носу.

    Глаголы настоящего времени несовершенного вида: пробивает, не подозревает, поджидает, не хочет, наслаждается, задевает. Здесь признаком будет окончание -ет 3 лица единственного числа. (Окончания ставятся и согласно спряжению).

    Будущим временем обозначены слова: будет рыбачить (будущее сложное), появится и исследуем (будущее простое).

    В контексте последнего предложения словосочетание «исследуем место» будет говорить именно об изъявительном наклонении, хотя по значению может показаться, что это повелительное. Тут следует быть осторожными, так как тут идет констатация факта будущего, а не побуждение к борьбе.

    Как не ошибиться с обнаружением условного наклонения?

    Во-первых, само название – условное наклонение глагола говорит о каком-то обязательном условии, при котором должно что-то произойти, но этого еще не было, либо о желании осуществления чего-либо. Во-вторых, его нередко именуют как сослагательное наклонение глагола.

    А в-третьих, здесь главным моментом будет глагол прошедшего времени с частицей бы или б, которая всегда пишется раздельно с глаголами. Она может стоять в любом месте предложения.

    Глаголы в этом наклонении могут изменяться только по числам и родам в единственном числе, впрочем, как и обычный глагол прошедшего времени.

    Рассмотрим пример с различным местоположением частиц б/бы:

    …пока Пашка лежал в коробочке на полке холодильника он все мечтал: «Если б я был сильным, разорвал бы эту емкость и сбежал с друзьями! Эх! Порвать бы эти дырочки на крышке и убежать!», – с тоской думал червячок, – «Придумать мне эдакий хороший план бы, чтоб сбежать отсюда!».

    Как отличить повелительное наклонение от остальных?

    Повелительное наклонение глагола может выражать такие побуждающие эмоции, как приказ, просьба,  запрет, совет, предложение или команда. Время у него полностью отсутствует. Здесь формы повелительного наклонения глаголов зависят от лица, числа и указательных слов.

    • В первом лице – обычно высказывается предложение сделать что-нибудь всем вместе, и начинаться оно может со слова «давайте».
    • Во втором лице единственного числа главную роль играет 0-вой суффикс либо -и-. Во множественном числе к глаголу присоединяется окончание -те.
    • В третьем – часто встречаются слова: «пусть, да, пускай» в сочетании с глаголом будущем времени.

    Важно различать один нюанс: формы 2-ого лица множественного числа выглядят следующим образом:

    Повелительное наклонение: выберите, постелите

    Изъявительное наклонение: выберете ( I спр. ), постелите ( II спр. )

    На примере того же рассказа рассмотрим как это выглядит на практике:

    … «Давайте устроим побег!» – закричал друг Пашки червяк Болтун. «Не надо! Не бегите пока мы в холоде! Должно быть тепло вокруг, чтоб чувствовать запах земли родной!»  – но его никто не слышал, потому как началась паника. Один порвал дырочку в крышечке, другой выпрыгнул и упал на нижнюю полку холодильника.

    Всем холодно и страшно, но бежать приготовились все: подлезли ближе к крышке. Но тут Захарыч вспомнил о них и отнес баночку в огород, не подозревая о том, что червячки не такие простые, как кажется. И это было их счастье. «Вперед! Ползем к свободе!», – пропищал Пашка, – «Не забудьте меня!».

    Дедушка был раздосадован, потеряв 50 упитанных червяков, но Пашки и его родных и след простыл.

    Источник: //www.rutvet.ru/in-nakloneniya-glagola-v-russkom-yazyke-povelitelnoe-uslovnoe-izyavitelnoe-7677.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.