Понтий Пилат (Мастер и Маргарита)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часть 3. Понтий Пилат: подкидыш и сын звездочёта

Понтий Пилат (Мастер и Маргарита)

Апокрифический сюжет Страстей Христовых почти полностью сосредоточен на Понтии Пилате – его мыслях, чувствах и поступках. Его жизнь меняется после встречи с бродячим философом Га-Ноцри, хотя тот и не пытался переубедить его или склонить к своим взглядам на жизнь.

3 1369 27 Июля 2017 в 23:41

Классической является та книга, которую некий народ или группа народов на протяжении долгого времени решают читать так, как если бы на ее страницах все было продуманно, неизбежно, глубоко, как космос, и допускало бесчисленные толкования.

Хорхе Луис Борхес «По поводу классиков»

«Мастер и Маргарита» – это роман, в котором больше не сказано, чем сказано. Все впечатление создается именно через эффект атмосферы, полного погружения во времена происходящего, и в гораздо меньшей степени через описания причинно-следственных связей или интерпретации событий.

Точно так же образ Иешуа складывается в большей мере через несказанное: «Показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал…».

Апокрифический сюжет Страстей Христовых почти полностью сосредоточен на Понтии Пилате – его мыслях, чувствах и поступках. Его жизнь меняется после встречи с бродячим философом Га-Ноцри, хотя тот и не пытался переубедить его или склонить к своим взглядам на жизнь.

Просто своим присутствием, своим существованием, той искренней простотой и уверенностью в собственной правоте Иешуа переворачивает весь мир жестокого прокуратора, потому что для него «правду говорить легко и приятно».

Понтий Пилат. Что есть Истина?

Жизнь Пилата переполнена ненавистью: он ненавидит свою работу («не обижайтесь, кентурион, мое положение, повторяю, еще хуже»), ненавидит Ершалаим («нет более безнадежного места на земле.

Я не говорю уже о природе! Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать»), но главное – он полностью разуверился в людях и потерял всякий интерес к ним.

Единственное существо, к которому он был привязан, был его пес Банга.

У Булгакова получилось очень узнаваемо описать звуковые нехватки Пилата: стремление к уединению, отстраненность от людей, ощущение бессмысленности своей жизни, отсутствие удовлетворения, радости, счастья. Эти состояния выливаются у него в характерный для звуковиков недуг – гемикранию – доводящий его до того, что он «малодушно помышляет о смерти».

На современном языке гемикрания – это мигрень, заболевание, при котором болит половина головы. Как и тогда, так и сегодня медицина не определяет конкретную причину и не может предложить гарантированного медикаментозного лечения от этого заболевания, имеющего отчетливую психосоматическую природу.

На вопрос «что такое истина?» он получает неожиданный ответ, который попадает точно в цель.

Удивительно точное понимание происходящего, поразительная способность этого странного бездомного ощущать состояние другого человека вплоть до его мыслей, желаний и слабостей и необычная философская убежденность, что все люди добрые, полностью противоречит мировоззрению прокуратора и вместе с тем притягивает его внимание, он хочет слушать Иешуа еще и еще.

Все это словно бросает вызов, возбуждает интерес прокуратора и запускает мыслительный процесс одновременно с желанием подискутировать.

Пилат получает то, чего так долго был лишен – пищу к размышлениям и достойного собеседника.

В один миг проходит его головная боль, он забывает о терзающем его розовом запахе и палящем солнце, в мыслях молниеносно складывается оправдательный вердикт «бродячий философ оказался душевнобольным».

Прокуратор жаждал еще, общение с Иешуа наполняло новыми смыслами, идеями, и тем болезненней для Пилата оказываются новые сведения в деле нищего философа. «Закон об оскорблении величества…» не мог быть нарушен без последующей смертной казни.

«Погиб!», потом: «Погибли!..»

Мгновенные озарения прокуратора предвосхищают трагическое развитие событий. Он понимает, что казнь неизбежна, но он не готов пожертвовать карьерой, а то и собственной жизнью ради спасения бродяги-философа.

Мучительное бессмертие

Именно об этом эпизоде собственной трусости Понтий Пилат будет вспоминать и расплачиваться две тысячи лет. Собственноручно организованный персональный ад – вот расплата за поступок, идущий вразрез с личными представлениями о справедливости и законности.

https://www.youtube.com/watch?v=EHGXZFusxN4

Все его попытки вернуть себе внутреннее равновесие: погребение казненных, убийство предателя Иуды, возврат «кровавых денег» Каифе, помощь Левию Матвею – не могут искупить самый страшный, по мнению Пилата, из человеческих пороков…

«Бессмертие… пришло бессмертие…»

Вот она, расплата – бесконечное страдание, невозможность умереть, находясь в перманентном состоянии неудовлетворенных потребностей звукового вектора. Настоящая пытка, которая в реальной жизни рождает мысли о суициде, который кажется единственно возможным выходом. Вот, что есть настоящий ад – полная неспособность прекратить свои страдания.

«…причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».

Только со временем, осознав случившееся, Пилат понимает, что теперь уже «он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!», ведь тот дал ему гораздо больше, чем карьера, деньги, власть, и где-то даже больше, нежели жизнь. Он дал ему СМЫСЛ, веру в людей и исцеление от гемикрании.

Всякая власть есть насилие над людьми

Иешуа Булгакова – обычный человек: ему присущи волнения и страхи, он не творит чудеса и не укрощает стихии, у него всего один ученик и вовсе нет родителей, он не заявляет о своем божественном происхождении, а живет простой жизнью. Как умеет, как знает, как считает правильным для себя. Обычность Иешуа намеренно бросается в глаза, чтобы потом, позже превратиться в необъяснимую силу, в удивительную способность менять жизни людей бесповоротно.

Не было пафоса, не было проповедей, не было наставлений. Была лишь истина.

Звуковая способность включить в себя другого человека – осознать его нехватки, желания и страдания, как свои, помноженная на силу уретрального природного альтруизма. Таков Иешуа.

Крайне редкое сочетание психологических свойств человека, способного перевернуть весь мир, изменить ход истории и открыть новые пути развития человечества.

«…всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Вот оно, видение новой, уретральной, социальной формации. Царство истины и справедливости – звуковая идея построения духовного общества.

Когда происходит раскрытие психики, когда каждый понимает другого, как себя, воспринимает желания другого, как свои, он уже не может никому причинить вред.

В таком обществе нет необходимости в законах и культурных ограничениях для управления, оно естественным образом живет по понятиям справедливости и милосердия, не для себя, но для всех.

Булгаков представляет глазам читателя самое рождение христианства – в душе Левия Матвея и Понтия Пилата. Их внутренние перемены от прикосновения к духовному поражают своей глубиной и кажутся невозможными.

Конечно же, такой поворотный момент истории не мог остаться без личного внимания Воланда. «Усталому прокуратору померещилось, что кто-то сидит в пустом кресле». Кто же это был, не иностранец ли с Патриарших прудов, который потом и расскажет эту историю?

И не по той же причине Воланд оказывается в Москве 30-х годов? Еще одна историческая веха. Время, когда идеология вытеснила религию из повседневной жизни миллионов русских людей.

Подкидыш и сын звездочета

На протяжении двух тысяч лет имя римского прокуратора произносится вместе с именем Сына Божьего в молитвах христиан по всему миру.

«…помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат».

Великий прокуратор считает за честь быть помянутым рядом с Иешуа, не имеющим таких пышных регалий, но стоящим на голову выше любого человека в своем духовном развитии.

И теперь по прошествии двух тысяч лет Понтий Пилат искупил свою вину и может быть отпущен на свободу. Туда, куда он так стремился все это время, к тому, «с кем он так стремится разговаривать».

– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

Их встреча, наконец, состоялась, когда мастер отпускает выстраданного и отстрадавшего героя своего романа.

Христианство выполнило свою роль, человечество прошло этот путь, и теперь людям необходимо кое-что другое. Внутренние перемены иного рода. Самопознание. Духовный рост, который начинается с психологической грамотности. Путь к Творцу. Личный путь каждого.

«Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков».

***

Михаил Афанасьевич – гениальный писатель, сотворивший гениальное произведение вне времени. Прочтение романа сквозь призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана раскрывает в нем новые грани и дает уникальную пищу для ума, стимулирует мышление и дарит ни с чем не сравнимое наслаждение открытий.

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/m-bulgakov-master-i-margarita-chast-3-pontij-pilat-podkidysh-i-syn-zvezdochjota

Понтий Пилат

Понтий Пилат (Мастер и Маргарита)

Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, вынесший смертельный приговор Иисусу Христу. Известный по Новому Завету и роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

В биографии Понтия Пилата слишком много белых пятен, поэтому часть жизни до сих пор для исследователей остается загадкой, которую мастера-историки пытаются разгадать. Понтий Пилат происходит из сословия всадников. Такая информация предложена в нескольких источниках.

Римский префект Иудеи Понтий Пилат

Существуют источники, в которых сказано, что Понтий Пилат появился на свет в 10 году. Вотчиной будущего прокуратора стал город Лугдуне в Галлии. В современном мире этот населенный пункт является французским Лионом. Исследователи утверждают, что «Pontius» – это имя, которое дали при рождении мужчине, указывает на римский род Понтиев.

Уже во взрослые годы мужчина оказался на должности прокуратора Иудеи, сменив на этом посту Валерия Грата. Это эпохальное событие произошло в 26 г. н.э.

Прокуратор Иудеи

В литературе Понтий Пилат предстает перед читателями в образе жестокого человека. Современники прокуратора же дают мужчине немного иную характеристику: упрямый, безжалостный, жесткий, грубый, агрессивный «зверь», у которого не было никаких моральных границ и преград.

На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.

Понтий Пилат и Иисус Христос

Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.

Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.

Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.

Понтий Пилат и Иисус Христос

Священники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.

Совет приговорил Христа к смерти, но это решение не было окончательным, так как итоговую точку в аналогичных делах мог поставить исключительно прокуратор. И вот появился он – Понтий Пилат, одетый в белоснежный плащ. Это действо получило в будущем название «суд Пилата».

Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.

Понтий Пилат показывает толпе Иисуса Христа после избиения плетьми

Собранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни.

Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой.

До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.

Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.

Вынесение смертного приговора Иисусу Христу
В это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.

Но даже это не остановило людей от негодования. Общественность призывала прокуратора вынести более серьезный приговор. Ослушаться народ Понтий Пилат не мог из-за некоторой доли трусости, поэтому решил казнить Иисуса Христа. После этого «преступления» прокуратор прошел процедуру омовения рук. Это позволило зафиксировать непричастность к совершенному убийству.

Личная жизнь

Исторические справки подтверждают, что Понтий Пилат состоял в браке с Клавдией Прокулой. Супруга известного прокуратора представляла собой незаконнорожденную дочь императора Тиберия, соответственно, внучку правителя Августа Октавиана.

Понтий Пилат и его жена Клавдия Прокула

Спустя многие года Клавдия пришла к христианству. Уже после смерти Прокулу причислили к лику святых. Ежегодно жену Понтия Пилата почитают 9 ноября.

Смерть

Казнь Иисуса Христа не прошла бесследно для Понтия Пилата. Прокуратор вынужден был покинуть Святую Землю и отправиться в Галлию. Это единственные достоверные сведения о последнем этапе жизни мужчины. Историки считают, что совесть не позволила Понтию Пилату продолжать спокойно жить, поэтому прокуратор совершил самоубийство.

Остатки могильного камня Понтия Пилата

В других источниках сказано, что после ссылки в Галлию Нерон подписал указ о необходимости наказания экс-прокуратора. Мужчину должны были казнить. Ни один человек не может противостоять императору. По другим сведениям, Пилат скончался в результате суицида, после чего тело Понтия обнаружили в реке. Это случилось на одном из высокогорных озер Альп.

Образ в культуре

В культуре образ Понтия Пилата используют регулярно. Но самым ярким до сих пор считают произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь Понтий Пилат – главный герой-злодей, который уничтожил Иисуса Христа. Автор рассказывает в одной из частей романа о встрече Иешуа Га-Ноцри, проповедовавшего добро, и прокуратора.

Должность Пилата предполагала то, что от Понтия требуется справедливость по отношению к обвиняемым. Но давление общества не всегда позволяло оставаться таковым. Однажды прокуратор желал наказать Иуду, который предал Иешуа. Но это вызвало бурю эмоций отнюдь не в народе, а в душе Понтия Пилата. Сомнения раздирали прокуратора.

Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита»

Книга «Мастер и Маргарита» уже давно «разобрана» на цитаты, которые появляются в социальных сетях. Автор поднял на поверхность те самые извечные вопросы о добре и зле, справедливости и предательстве.

Роман «Мастер и Маргарита» получил несколько экранизаций. Первый фильм представили общественности в 1972 году. Спустя 17 лет зрители познакомились с новым видением книги Булгакова, представленным режиссером. Большую популярность снискал телесериал, который вышел на российские экраны уже в 2005 году. Понтия Пилата в этом романе на ТВ сыграл известный советский актер Кирилл Лавров.

Память

  • 1898 – «Игра страсти»
  • 1916 – «Христос»
  • 1927 – «Царь царей»
  • 1942 – «Иисус из Назарета»
  • 1953 – «Плащаница»
  • 1956 – «Понтий Пилат»
  • 1972 – «Пилат и другие»
  • 1988 – «Последнее искушение Христа»
  • 1999 – «Иисус»
  • 2004 – «Страсти Христовы»
  • 2005 – «Мастер и Маргарита»
  • 2010 – «Бен-Гур»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/27628-pontii-pilat.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.