Падежи прилагательных

Как правильно склонять имена прилагательные

Падежи прилагательных

Прилагательные, как можно логически заключить из названия – это одни из основных частей речи, прилагающиеся к существительным и являющиеся их определением, к ним ставится вопрос «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?».

Имена прилагательные склоняются с изменением окончания, то есть, изменяются в зависимости от существительного, характеристики и качества которого они определяют. Правильное склонение имен прилагательных в 4 классе было в программе у всех.

Но кто-то прогулял, кто-то проболел, а кто-то просто не учил или забыл – словом, склонение имен прилагательных и причастий стоит повторить, чтобы не совершать досадных ошибок при заполнении важных документов, написании отчетов или выполнении домашнего задания для сына или дочери.

Запомнить: Имена прилагательные почти все склоняются, то есть, изменяются по числу, роду и падежу так же, как и существительное, от которого оно зависит.

Говоря проще, если существительное употребляется в предложении в им. п. ед. ч. муж. р. – например, школьный блокнот или синий мяч, — то и прилагательное тоже будет иметь именительный падеж ед. ч. муж. р., соответственно, окончание –ый или –ий. Это одно из правил склонения имен пр-ых, 4 класс.

Определяем род нужной части речи

Чтобы разобраться в склонении прилагательных и причастий, для начала следует понять, как определять род и какое окончание ставить в им. п. В русском языке их используется три:

  • мужской;
  • женский;
  • средний.

Соответственно, окончания будут:

  • для мужского — -ый, -ий;
  • для женского — -ая, -яя;
  • для среднего — -ое, -ее;
  • для множественного числа — -ие, -ые.

Для определения вначале определяется род того существительного, от которого оно зависит в предложении. Нужно просто поставить вопрос, и все будет ясно. Для примера:

Яркое солнце: солнце – оно, это средний, солнце какое? – яркое, это прилагательное ср. р. в ед. ч. и им. п.

Или:

Красивая кукла: кукла – она, это женский, кукла какая? – красивая, это та же жен. р. в ед. ч. и им. п.

Или:

Красный портфель: портфель – он, это муж. р., портфель какой? – красный, это та же часть речи муж. р. в ед. числе и им. п.

Как склонять по падежам

Всего их шесть – запомнить их в 4 классе, как и склонение имен прилагательных по падежам было не так-то и просто. Но на самом деле ничего сложного тут нет, все логично и закономерно. Самое главное, что требуется от прилежного ученика – это запомнить вопросы. Поставив вопрос, можно будет точно определить, какое окончание должно быть у склоняемой части речи.

Кроме того, помните, что при склонении прилагательных множественного числа или единственного, при склонении прилагательных женского рода, мужского или среднего они обязательно перенимают тот падеж, в котором употребляется главное существительное, качества которого они описывают.

Чтобы все стало ясно, рассмотрим простой пример:

На столе лежит зеленая тетрадь.

Сначала определяем имя существительное, его род, число и падеж. Для этого ставим вопрос: лежит что? – тетрадь, тетрадь она, значит, это женский род в им. п. (вопрос «что?» относится к этому падежу). Теперь ставим следующий вопрос: тетрадь какая? – зеленая, это и есть прилагательное, тоже женского рода в им. п.

Если падеж существительного изменится, то он изменится вместе с окончанием и у другой части речи. Например:

У меня нет зеленой тетради. – Ставим вопрос: нет чего? – тетради, это существительное женского рода в род. п., так как «кого?чего?» вопросы этого падежа. Тетради какой? – зеленой, следовательно, прилагательное «зеленой» тоже женского рода и стоит в предложении в род. п.

Склонение имен прилагательных множественного числа осуществляется по тем же правилам. То есть, всегда сначала определяйте склонение существительного, затем ставьте вопрос – и вы поймете, какое окончание нужно писать.

Если вы не помните вопросы падежей ни для одной части речи в русском языке и нет времени или желания их заучивать, то тогда придется использовать тяжелую артиллерию – скачать таблицу, распечатать ее, заламинировать и повесить над рабочим столом. Со временем вы все-таки запомните их, и будете использовать автоматически, уже не заглядывая в шпаргалку.

Важно: выше были приведены основные правила склонения прилагательных за 4-ый класс. Но не все так просто. Есть и небольшие исключения, о которых тоже нужно помнить, чтобы писать всегда правильно и грамотно и суметь помочь ребенку с домашним заданием.

Исключения из правил

Русский язык недаром считается одним из самых сложных — правил много, и к тому же почти на каждое из них есть исключение. Понять, почему так, сложно не только иностранцу, изучающему русский – нам тоже иногда тяжело. Итак, плохая новость: склоняются не все прилагательные:

  1. Краткие не изменяются по падежам.
  2. Стоящие в простой сравнительной форме не изменяются вообще.

Кроме того, есть группа определенных слов (как правило, заимствованных из иностранных языков), которые определяют качество предмета, но при этом не изменяются и не склоняются никогда. Например: мини, макси, индиго, хаки.

Их легко спутать с существительными, выручит опять же постановка вопроса: юбка мини цвета хаки. Ставим вопрос: юбка какая? – мини. Цвета какого? – хаки.

Они не будут получать окончание или менять его в зависимости от склонения существительного, которое описывают.

Что еще нужно знать

Отдельно следует запомнить, как изменяются притяжательные части речи, то есть, отвечающие на вопросы «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Например:

Мамин суп.

Р п. – маминого супа

Д. п. – маминому супу

В. п. — мамин суп

Тв. п. – маминым супом

П. п. – мамином супе

Аналогично изменяются притяжательные части речи мужского и среднего рода, а также множественного числа – в любом случае всегда основное правильно ставить вопрос.

Также в русском языке существуют так называемые субстантинированные части речи – то есть те, которые преобразовались в существительные. Это, к примеру, такие слова, как «лаборантская» (комната), «больной» (человек), «премиальные» (деньги). Такие части речи подчиняются стандартным правилам склонения, о которых подробно было рассказано выше.

Во взрослом возрасте часто приходится жалеть о том, что не было сделано в юности. Такая простая вещь, как склонения различных частей речи, порой может стать причиной больших сложностей и проблем. По счастью, есть гугл и справочники, но все же лучше контролируйте знания своих детей своевременно, чтобы в будущем они не столкнулись с вашими проблемам.

Источник: //nach-shkola.ru/kak-pravilno-sklonyat-imena-prilagatelnye.html

Род, число, падеж прилагательных

Падежи прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род – вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род – вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род – вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число   Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсинИ. п. (какая?) вкусная ягодкаИ. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п.  (какого?) вкусного апельсинаР. п. (какой?) вкусной ягодкиР. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсинуД. п. (какой?) вкусной ягодкеД. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсинВ. п. (какую?) вкусную ягодкуВ. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсиномТ. п. (какой?) вкусной ягодкойТ. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсинеП. п. (о какой?) о вкусной ягодкеП. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? – вижу младшего брата.

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою, -юю. Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

И. Бунин

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

Например:

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) – ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) – яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлтые, весенние (цветы)

Р. п. (каких?) жёлтых, весенних (цветов)

Д. п. (каким?) жёлтым, весенним (цветам)

В. п. (какие?) жёлтые, весенние (цветы)

Т. п. (какими?) жёлтыми, весенними (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлтых, о весенних (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

Например:

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква – ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая – ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Полные и краткие формы имён прилагательных

Разряды имён прилагательных

Степени сравнения имён прилагательных

Морфологический разбор имени прилагательного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 152, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 181, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 49, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 55, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 89, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 95, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 98, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 99, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 162, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 148, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 152, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 45, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 116, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 204, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 176, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 178, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 316, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 32, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 37, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 55, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 78, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 25, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 51, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 53, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 87, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 70, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 96, Полякова, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 106, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 119, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 363, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 366, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 318, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 76, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 79, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 85, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 99, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 104, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 109, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 114, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 248, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 293, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 296, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 244, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© 2019 – budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: //budu5.com/manual/chapter/32

Как определить падеж прилагательного

Падежи прилагательных

19.03.2018

В предложении имя прилагательное зачастую связано с именем существительным и полностью с ним согласовано.

То есть если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода, если существительное стоит в дательном падеже, то и прилагательное,соответственно, стоит в дательном падеже. Например, красивому дереву.

Дереву (чему?) – дательный падеж, средний род, единственное число. Следовательно, и прилагательное имеет такую же характеристику.

В случае, когда прилагательное не связано с существительным, род, число, падеж определяется по самому прилагательному.

Падеж прилагательного

Прилагательные в каждом падеже имеют определенные окончания.

  • Им. п.: какой? какая? какое? -ый, -ий, -ая, -ое, -ые;
  • Р. п.: какого? какой? какими? -ого, -ой, -ых, -их;
  • Д. п.: какому? какой? каким? -ому, -ой, -ым, -им;
  • В. п.: какой? какую? какое? какие? -ый, -ий, -ую, -ое, -ые;
  • Т. п.: каким? какой? какими? -ым, -им, -ой, -ыми, -ими;
  • П. п.: о каком? о какой? о каких?-ом, -ой, -ых, -их.

Краткие прилагательные по падежам не склоняются.

Падеж прилагательного также можно определить по глаголу, с которым оно связано. Например, к глаголу «гордиться» всегда присоединяются только прилагательные в творительном падеже.

Род прилагательных

Прилагательные мужского рода (в именительном падеже) имеют окончания -ый, -ий. Например, красивый, редкий.

Прилагательные среднего рода имеют окончание -ое. Например, красивое, редкое.

Прилагательные женского рода имеют окончание -ая. Например, красивая, редкая.

Краткие прилагательные мужского рода не имеют окончаний (открыт), женского рода – имеют окончание -а (открыта), среднего рода – -о (открыто).

Окончания прилагательных в других падежах даны выше в подразделе «Падежи прилагательных».

Число прилагательных

Прилагательные в единственном числе имеют окончание -ый, -ий, -ая, -ое. Например, красивый, редкий; красивая, редкая; красивое, редкое.

Прилагательные во множественном числе имеют окончание -ые, -ие. Например, красивые, редкие.

Краткие прилагательные во множественном числе оканчиваются на -ы, -и. Например, открыты, редки.

Таким образом, род, число, падеж прилагательных проще всего определить по существительному, к которому оно относится. Если же прилагательное в предложении не связано с другими частями речи, можно определить падеж или род, задав вопрос. Обычно окончания вопросов и самих прилагательных совпадают.

Источник:

интернет проект BeginnerSchool.ru

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Пример:

Дятел угощался вкусными шишками ели. → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (какими?) вкусными.

Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый, -ий.

Мужской род: какой? -ой, -ый, -ий: лихой, смелый, великий

Средний род: какое? -ое, -ее: белое, синее

Пример: В цирке был веселый клоун. → был (кто?) клоун ИП, клоун (какой?) смелый. м.р. ИП

Прилагательное мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого, -его: ближнего, веселого.

Пример:

Сережа позвал своего любимого щенка → позвал (кого?) щенка РП, щенка (какого?) любимого. м.р. РП

Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому, -ему: красивому, ближнему.

Мы подъехали к красивому зданию. → подъехали (к чему?) к зданию ДП, зданию (какому?) красивому. с.р. ДП

Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым, -им: хорошим, веселым.

Самолет летел над огромным городом. → летел над (чем?) городом ТП, городом (каким?) огромным. м.р. ТП

Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом, -ем: о веселом, о ближнем.

Я рассказал о любимом писателе. → рассказал (о ком?) о писателе ПП, писателе (каком?) любимом. м.р. ПП

Прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой, -ей. красивой, старшей.

Она была веселой девочкой. → была (кем?) девочкой ТП, девочкой (какой?) веселой. ж.р. ТП

В творительном падеже могут быть еще окончания -ою, -ею.

Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую, -юю.

Они пошли на вечернюю дискотеку. → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП, дискотеку (какую?) вечернюю. ж.р. ВП

Спасибо, что Вы с нами!

Источник:

Изменение имен прилагательных по падежам | Открытый класс

Тема: Изменение имён прилагательных по падежам

Цель:

*       познакомить учащихся с приемом распознавания падежа имени прилагательного;

Источник: //novpedkolledg2.ru/sovety/kak-opredelit-padezh-prilagatelnogo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.