Особенности композиции романа «Обломов»

Сюжет и композиция романа «Обломов»

Особенности композиции романа «Обломов»

В основе сюжета романа И.А.Гончарова история жизни главного героя Ильи Ильича Обломова. В основе трагедии главного героя — обломовщина, то есть существование многих поколений дворян помещиков, которое было основано на паразитизме.

Композиция романа как отражение замысла писателя

Композиция «Обломова» выстроена писателем по строгой логике отображения национального характера, выраженного в образе главного персонажа.

Логика деления на части:

  • 1 часть — день Обломова, его характер, история детства. Персонажи, оттеняющие характер героя.
  • 2 часть — история любви Обломова и Ольги Ильинской. Противопоставление главного героя и Штольца.
  • 3 часть — Конец любви, отношения героя с Агафьей Тихоновной.
  • 4 часть — конец Обломова.

Первая часть романа — отображение характер героя

По замыслу Гончарова сюжет произведения разделен на 4 основные части. Цель первой части — показать характер Обломова от жизни в деревне и проблемах по службе.

  • 1 глава — портрет героя, обстановка, характеризующая его. Захар как альтер эго своего барина;
  • 2-4 главы — характеристика жизни, от которой отказывается Обломов

( Волков — воплощение светской жизни, Судьбинский — карьеры, службы, Пенкин — литературных занятий, публицистики, Волков и Тарантьев как приживалы при барине) ; подготовка появления Штольца;

  •  5-6 главы — рассказ о службе, причины отвращения к жизни у героя, рассказ о его учении. Внутренняя жизнь Обломова

(» Так пускал он вход свои нравственные силы, так волновался часто по целым дням, и только тогда разве очнется с глубоким вздохом от обаятельной мечты или от мучительной заботы, когда день склонится к вечеру… Тогда он опять проводит его мучительным взглядом и печальной улыбкой и мирно опочиет от волнений»);

  • Характеристика Захара и его отношений с барином

( » Он принадлежал двум эпохам, и обе наложили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов» ,»старинная связь была неистребима между ними»);

  • главы 2-8 — невозможность для Обломова действовать и решать практические дела: чтение письма из имения, обращение героя ко всем, даже доктору, за советом и помощью — неспособность к деятельности.
  • 9 глава — Сон Обломова — центральное место романа, объясняющее суть обломовщины как явления.
  • 10-11 главы — проясняют характер слуг, в частности показывают преданность Захара барину, подготавливают приезд Штольца, который и появляется в конце 10 главы.

Вторая часть романа  «Обломова» — любовная линия сюжета

2 часть романа в общей композиции посвящена истории любви героя и Ольги Ильинской, а также отображению испытания героя любовью, попытке вырвать его из обломовщины. Девиз этой части — «теперь или никогда».

  • 1-2 главы — о Штольце как альтернативе Обломову, соединение немецкого (отец) и русского (мать) —

» Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…», «…сам он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…», у Обломова «всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров…»

  • 3-4 главы — диалоги главного героя и Штольца. Обломовская критика современной жизни

(«это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала человеку природа», обломовская идиллия — покойная жизнь, без суеты, без войн, карьеры).

Программа Штольца

(» Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни»). Обломовщина — диагноз Штольца.

  • 5 глава — Знакомство Обломова и Ольги Ильинской. Цель Штольца и Ольги -спасти Илью Ильича от обломовщины. Пение Ольги

(» Давно не чувствовал он такой бодрости и такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг».)

  • Отношение Ольги к Обломову. Сначала только цель пробудить его к жизни

(«Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее»).

Ветка сирени (6 глава) как символ искренней любви не только героя , но и Ольги.

  • 7 глава — Преображение жизни Захара как отголосок жизни барина.
  • 8-12 главы — развитие любви: встречи. Сомнения, объяснение, письмо Ильи Ильича, упоение счастьем. Ольга

«А теперь она поняла, что только что начала жить».

Обломов —

«Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал — она тут». «Для меня любовь эта — все равно что…жизнь… Жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг; мне как будто бог послал ее — и велел любить».

Преображение героя

(«Обломов сиял, идучи домой. У него кипела кровь, глаза блистали».)

Третья часть композиции «Обломова» — крах героя

В 3 части Гончаров показывает крушение своего главного героя. Илья Ильич не выдерживает испытания любовью. Появление другой героини — Агафьи Тихоновны.

  • 1-4 главы — вмешательство жизни, требующей от него действия: ситуация с квартирой не разрешена, Обломов остается. Внимание Обломова к Агафье Тихоновне

(«Деревню напоминают, Обломовку»).

Начало интриги Ивана Матвеевича и Тарантьева против Обломова. Отсутствие у героя знаний о жизни. Разговоры о свадьбе и реакция на них Обломова

(«Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе…»)

  • 5-6 глава -начало конца любви (в ответ на предложение Ольги покататься по Неве —

«Что ты? Бог с тобой! Этакой холод…» ),

на разговоры о свадьбе —

» Погоди, Ольга: к чему так торопиться?»

Нежелание ехать к Ольге. Постепенное возвращение к прежнему образу жизни — мысли поселиться рядом с Ольгой-

«…но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте».

  • 7 глава — объяснение с Ольгой, последний взлет

(«Вы увидите, ты и Андрей, до какой высоты подниает человека любовь такой женщины, как ты!»)

  • 8-10 главы — столкновение Обломова с жизнью ( письмо из имения, разговор с Иваном Матвеевичем, наивность в практических делах, стремление избавиться от них с чужой помощью)
  • 11 глава — последнее объяснение с Ольгой- конец отношений

(«Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего больше не хочешь… да я не такая»)

Четвертая часть — общий итог «Обломова»

В 4 части писатель показывает постепенное приближение к концу. Временные рамки: прошел год, полтора, пять лет.

  • 1 глава — любовь Агафьи Тихоновны

(«… полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку»). «Его отношения к ней были гораздо проще:… воплощался идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».

  • 2 глава — объяснение со Штольцем . Штольц :

» Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

(«Дружба утонула в любви»).

  •  5-7 главы — Штольц утраивает дела Обломова (раскрывает интригу Тарантьева и Ивана Матвеевича). Решительный поступок героя — пощечина Тарантьеву — ответ на оскробления Штольца.
  • 8 глава — жизнь Штольца и Ольги. Духовный рост Ольги. Женщина в русской литературе — духовно выше героя. Ольга об Обломове —

«никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его будет всегда чисто, светло, честно…»

  • 9 глава — Последняя встреча Штольца и Обломова.

» Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины». Последний поступок героя. На слова Штольца об Агафье Тихоновне Обломов с достоинством говорит, что это его жена.

  • 10-11 главы — своеобразный эпилог — жизнь после смерти героя. Достоинство Агафьи Тихоновны

(» Она на все отвечает достоинством своей скорби и гордым молчанием»).

Деятельность Штольца. Воспитание сына Обломова, Андрея, в семье Штольца и Ольги. Судьба Захара как отражение судьбы барина. То же нежелание и неумение жить. Обломовщина — как приговор.

Композиция романа Гончарова — искусное переплетение глав, которые помогают автору воссоздать тип русского национального характера, показать его принципы, характерные черты, предначертанность судьбы.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-a-goncharov-syuzhet-i-kompozitsiya-romana-oblomov

Особенности композиции романа “Обломов”

Особенности композиции романа «Обломов»

Сюжетно-композиционное построение “Обломова” Смысловые особенности композиции “Обломова” “Весна” и “Лето” Обломова “Осень” и “Зима” Обломова Выводы

Роман Гончарова ” Обломов ” был опубликован в 1859 году и сразу заинтересовал современников писателя глубиной раскрытых в произведении вопросов.

В романе автор впервые описал такое тенденциозное для российского общества явление как “обломовщина”, остро обозначив конфликт между героями, живущими прошлым, и героями-создателями будущего.

Однако не менее важным аспектом для понимания идейного смысла произведения является композиция “Обломова”, построенная из четырех основных частей, отображающих разные этапы становления личности и душевного состояния Ильи Ильича.

Сюжетно-композиционное построение “Обломова”

Для понимания идейно-смысловых функций композиции романа “Обломов” Гончарова необходимо кратко пересказать основные сюжетные линии произведения.

В первой части автор рисует перед читателем один день из жизни Ильи Ильича. Ленивый,

погрязший в “обломовщине” Обломов весь день проводит на постели, так и не решаясь подняться и заняться какими-либо делами. Более того, он не поднимается даже чтобы поздороваться с пришедшими к нему Волковым, Судьбинским и Пенкиным, а затем Алексеевым и Тарантьевым.

Завершает первую часть глава “Сон Обломова” – единственная глава в романе, имеющая название.

Это обусловлено не только историей создания произведения (задумка книги появилась еще в 1847 году, а в 1849 году Гончаров публиковал “Сон Обломова” как самостоятельное произведение, которое затем легло в основу романа “Обломов”), но и важностью сна для понимания явления “обломовщины”, ее влияния на Илью Ильича как центральной цели его жизни.

Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.

Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Гончаров описывает как счастье возлюбленных, так и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы друг друга, в которые они влюбились, не соответствуют реальности.

Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье у Пшеницыной, которая создает для него ту самую, желанную атмосферу Обломовки. Ольга же выходит замуж за Штольца. Оканчивается роман смертью Обломова.

Смысловые особенности композиции “Обломова”

В романе “Обломов” композиция делится на четыре основные части, символизирующие четыре этапа жизни героя, соответствующие порам года. Не удивительно, что тема природы в романе занимает одно из центральных мест – все события как будто дополняются пейзажами, погодой или изображением природы.

“Весна” и “Лето” Обломова

Роман начинается с “зимы” в жизни Обломова – состояния полусна, почти “умирания”, когда человек практически не встает с постели, дожидаясь своей кончины. Следующим этапом – второй частью – становится “весна” Ильи Ильича – возрождение от “зимнего” сна и шаги навстречу новой жизни и новой любви.

Пограничным моментом между “зимой” первой части и “весной” второй становится сон Обломова, повествующий о фактической “весне” жизни героя – его детстве в родной деревне.

Функциональная роль сна в композиции романа – это плавный переход от апатии и “зимы” к “весне” путем воспоминаний о молодости, радости и жизни сквозь сон – то есть, по сути, сон Обломова является вещим, так как далее его жизнь снова становится похожа на его молодость – наполненную чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой же стороны, приход “весны” героя во сне указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна, а не реально происходящим с героем. На это указывают также слова Ольги при их расставании о том, что она не в силе изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с “зимы” Обломова, автор указывает, что герой уже безвозвратно погружен в состояние сонной, приводящей к распаду “обломовщины”.

На смену весенней влюбленности героев, символом которой становится хрупкая ветка сирени, приходит “лето” (третья часть романа) как в душе героя, так и в отношениях между Ольгой и Обломовым.

Они думают о необходимости жениться, но безинициативность и страх Обломова перед будущим не дает этому случиться.

Расставание возлюбленных представляет собой конец “лета” подчеркнутый снегопадом, в который попадает Обломов по дороге домой – словно напоминание о том, что герой вновь впал в зимний мертвенный сон и апатию, из которых его могли вывести только Ольга и Штольц.

“Осень” и “Зима” Обломова

Четвертая часть романа представляет собой “осень” и “зиму” личности Обломова – спокойную, мертвенно тихую жизнь у Пшеницыной.

Перед смертью Ильи Ильич будто возвращается в родную Обломовку, при этом все больше погружаясь в мечтания, которым не суждено сбыться.

На момент фактической смерти личность Обломова уже была мертва – он давно существовал вне реального мира, погрузившись в иллюзорный мир “зимней” полудремы.

При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.

Выводы

Главной особенностью композиции романа “Обломов” является “закольцованность” внутреннего состояния главного героя. В начале произведения Илия Ильич не только погружен в “обломовщину” он сам является частью этой далекой, оторванной от большого мира Обломовки.

То же самое мы видим и в конце произведения – Обломов духовно и физически умирает, как и умирает его родная деревня.

В философских масштабах композиция романа указывает на неотвратимость течения времени, смен пор года и этапов жизни, на конечность не только человека и деревни, но и целой истории рода с его традициями, на смену которым обязательно приходит что-то новое.

Данная характеристика и описание особенностей композиции романа рекомендованы к изучению 10 классам перед написание сочинения на тему “Композиции романа “Обломов””.

Источник: https://ege-essay.ru/osobennosti-kompozicii-romana-oblomov/

Особенности композиции романа Обломов сочинение

Особенности композиции романа «Обломов»

Роман «Обломов» довольно интересен по своему построению и развитию происходящих в нем событий. Сюжет построен на описании почти всей жизни главного героя, вплоть до самой его смерти. Затронуты в произведении философские темы.

Интересны приемы автора, с помощью которых он раскрывает характеры героев, это противопоставление одному другого. А их внутренние состояния он описывает с помощью времен года, которые соответствуют и душевным переживаниям персонажей и развитию событий в романе.

Сам роман поделен на четыре логических части. В первой предстает перед читателем главный герой – Илья Ильич Обломов. Показан его быт. В его лице автор так же представляет и весь русский народ, живущий по таким же принципам как и Илья Ильич. Взору читателя предстает типичная «обломовщина». Противопоставляется «русской лени» друг героя – Штольц. Он полная его противоположность.

Во второй части романа Обломов, благодаря своему товарищу, начинает появляться в свете, просыпаться для жизни. Делает он это очень неохотно. Но получает большой толчок к действию, встретив Ольгу. Вторая часть – это пробуждение Обломова ото сна.

Третья полностью посвящена любви Ольги и Ильи Ильича. Это самая действенная часть романа, где развитие событий достигает своей наивысшей точки. Обломов полностью пробудился и даже готов к активным действиям.

Но в четвертой – последней части он возвращается вновь в так любимую им «обломовщину», где ему привычно и спокойно. Герой вновь погружается в душевный сон. И даже возможность счастья с любимой женщиной оказывается неспособной пробудить его полностью. Он предпочитает покой. И поэтому женится на Пшенициной, которая это способна ему обеспечить.

В этом произведении Гончаров показывает типичное состояние русских людей, находящихся в «обломовском» сне. И такой план развития событий в жизни присущ многим. Этот план выражается в частях произведения – пробуждение, попытка изменить действительность, даже проявление активных действий и итог – возврат в привычное состояние.

Вариант №2

После выхода в свет в 1859 году произведения И.А. Гончарова «Обломов» в России появилось понятие «обломовщины». В обществе остро встал вопрос о противостоянии людей, живущих привычным прошлым и тех, кто устремлен в будущее и жаждет изменить мир вокруг.

В произведении «Обломов» автор рассказывает о судьбе, потерявшего интерес к жизни человека — Ильи Ильича. Он описывает четыре временных витка: зиму, весну, лето и осень в мире главного героя, при этом символично изображая соответствующие пейзажи и природные явления за окном.

Гончаров логично поделил роман «Обломов» на честеры части.

Начало произведения знакомит читателя с ведущим персонажем — Ильей Ильичем Обломовым и его ленивым, рутинным и тоскливым ежедневным существованием.

Целый день он проводит лежа в кровати, даже не встав поприветствовать пришедших к нему Волкова, Судьбинского и Пенкина, а позже Алексеева и Тарантьева. Сюжет первой части книги завершается сном Обломова.

Перед ним встают картины из детства, вспоминается его жизнь в родной деревне. Так, автор постепенно подводит героя к «весеннему» периоду жизни в жизни Обломова.

Знаменательное событие второй части романа — приезд близкого друга Ильи Ильича – Андрея Ивановича Штольца. Этот персонаж полная противоположность главного героя.

Сначала без особого воодушевления, но именно благодаря Штольцу, Обломов постепенно пробуждается ото сна и выходит в общество. В его жизни наступает настоящая весна, когда он знакомится с Ольгой.

Между ними завязываются близкие отношения.

Третья часть произведения самая насыщенная и яркая. Здесь между Обломовым и Ольгой разгораются сильные чувства, они говорят о женитьбе.

Но Илья Ильич боится будущего и проявляет мало инициативы в отношениях, поэтому они с Ольгой расстаются. По возвращению домой Обломов попадает в снегопад посреди лета, так И.А.

Гончаров показывает читателю, что главный персонаж вновь попадает в свой мир иллюзий.

В заключительной части романа в жизни героя наступает «осень» – он обыденно и скучно проживает свои дни с Пшеницыной. Обломов все больше уходит в мир несбывшихся мечтаний, а незадолго до смерти отправляется в родную деревню Обломовку.

Основная мысль романа «Обломов» и его отличительная композиционная особенность – это то, что внутренний мир Ильи Ильича похож на замкнутый круг. Автор проводит параллель между сменяющимися временами года и этапами жизни главного героя.

  Вначале произведения читатель наблюдает сонное, апатичное и неживое существование Обломова, которое ассоциируется с зимним увяданием в природе. Весна и лето в романе олицетворяют возрождение к жизни Ильи Ильича, его состояние влюбленности, накала чувств и появления надежд на лучшее будущее.

В конце романа И.А. Гончарова — глубокая, тихая осень и смерть главного персонажа.

Роман «Обломов» актуален во все времена, потому что и сейчас в нашем обществе живут люди, которые ни к чему не стремятся и не хотят никаких перемен.

Композиции «Обломов»… особенности

Роман И.А.Гончарова «Обломов» – замечательное произведение отечественной литературы, повествующее о необычном социальном явлении под названием «обломовщина».

Главный герой, Илья Ильич, – сложная и противоречивая личность, мечтающая одновременно и об идеальной жизни, и о вечном отдыхе.

Чтобы наиболее полно раскрыть образ своего героя, Гончаров создал особенную композицию романа, отображающую духовное развитие личности Обломова.

Книга разделена на четыре части – различные этапы жизни героя, каждый из которых соотносится с определенным временем года: повседневная жизнь Ильи Ильича (серая рутина, скука, однообразие, зима), его встреча с лучшим другом после давней разлуки и знакомство с Ольгой Ильинской (обновление чувств, души, новые эмоции, весна), затем их любовные отношения (ощущение счастья, гармонии, лето) и дальнейшая жизнь возлюбленных после разрыва (возвращение к рутине, угасание страстей и чувств, депрессия, осень). Поэтому тема природы играет важную роль в романе. Описание жизни природы, рассветов и закатов, приход весны и осени буквально дополняют образ Обломова. Однако действие начинается не зимой, а в начале мая, из-за чего времена года несколько смещены. Гончаров не просто так сравнивает жизнь Ильи Ильича со сменой времен года. Автор указывает и на то, что время циклично. Роман начинается с состояния непрерывного сна души Обломова и заканчивается абсолютно тем же, только вот уже «вечным» сном – герой умирает. Гончаров отмечает, что жизнь его – это замкнутый круг. Как бы Илья Ильич не пытался начать жизнь сначала, изменить ее, он все равно возвращается в бездну лени и неподвижности, апатии.

Таким образом, роман Гончарова «Обломов» – это история о замкнутом круге, по которому ходит герой. У него не хватает сил изменить свою жизнь к лучшему и наполнить ее яркими эмоциями и людьми. В конечном итоге он всегда возвращается к скучной и серой повседневности, как и теплое солнечное лето к холодной, мертвой зиме.

10 класс кратко

Особенности композиции романа Обломов

Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Мертвые души Гоголь 9 класс

    Н.В. Гоголь, является великим русским писателем, который оставил после себя очень большое количество великолепных произведений, которые составляют золотой фонд нашей литературы. В большинстве своих произведений, он высмеивает

  • Образ и характеристика Софьи Фамусовской в комедии Горе от ума 9 класс сочинение

    Интересным персонажем в комедии «Горе от ума» является Софья Фамусова. Она не разделяет позиций Чацкого, но и не относится к фамусовскому обществу, занимая промежуточное положение. Раньше Софья была влюблена в Чацкого, но к его приезду всё изменилось.

  • Сочинение на тему Самовоспитание ОГЭ 15.3 (9 класс)

    С детства моим воспитанием занимались родители, бабушка и дедушка. Каждый вкладывал в меня определенные понятия о жизни, доброте, справедливости. Все мои действия и поступки анализировались ними

  • Сочинения на тему Рассказ старого учебника 6 класс

    Конечно же, возникает вопрос: кто я? Я обыкновенный учебник, наверное, самый старый, который можно найти в этой небольшой школьной библиотеке. Если бы я мог говорить, то делал бы это не переставая, ведь у меня так много интересных историй.

  • Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Тематика произведения «Герой нашего времени», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, обширна. Она включает в себя и тему любви, и тему дружбы, и тему судьбы. Рассмотрим последнюю из перечисленных.

  • Сочинение Повесть о настоящем человеке

    Сегодня хочется поговорить о людях. А точнее, о настоящих людях. Кто он такой, каков он, настоящий человек? В условиях современной действительности, в условиях экономической и политической ситуации в стране,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/osobennosti-kompozicii-romana-oblomov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.