Определенно личные предложения

Определенно личные предложения: примеры из художественной литературы, таблица

Определенно личные предложения

Предложения, содержащие в себе и подлежащее, и сказуемое, намного привычнее разбирать, так как их смысл абсолютно прозрачен. Однако синтаксис русского языка очень подвижен, поэтому все большую популярность в нем набирают определенно-личные предложения, примеры которых из художественной литературы будут разобраны ниже.

Что это за предложения? Полное представление об этом типе синтаксических конструкций дает наша статья.

Что это за предложения?

Определенно-личные предложения – это вид сказуемостного речевого высказывания с опущенным подлежащим, однако оно все равно подразумевается говорящим. Сказуемое идет в форме 1, 2 лица ед. и мн. ч. и выражается глагольной формой.

По правилам, подобные единицы текста являются отражением беседы или субъективной мысли говорящих.

Акцент делается именно на конкретное действие, а не на того, кто это действие будет совершать.

Данные законченные высказывания очень похожи на двусоставные неполные с опущенным подлежащим, потому что хотя подлежащего и нет, но оно угадывается из контекста.

Обратите внимание! Эти высказывания используются в диалогах с яркими эмоциями и предполагающими энергичность или динамику речевой деятельности.

Изучаются определенно-личные предложения в программе в 8 классе средней школы. Именно тогда преподаватели начинают обращать внимание школьников на определенно-личный вид единицы текста, который уже давно встречался в художественных произведениях, а также в диктантах и изложениях.

Например, фраза учителя: «Открываем тетради!» – это и есть подобное высказывание, где сказуемое имеет форму 1 лица мн. ч. Учитель в разговоре опускает подлежащее «мы», однако из контекста и так понятно, о ком идет речь. И действительно, главное здесь действие, а под подлежащим подразумевается любой класс.

! Уроки русского: синтаксис — что изучает данная наука

Определенно-личные предложения

Следующий пример: «Запиши задание!». В данном случае сказуемое стоит в форме 2 лица единственного числа, так как кроме местоимения «ты» никакое другое подлежащее здесь поставить нельзя.

Далее примеры на:

1 лицо ед. ч. и мн. ч.:

  • Думаю о покупке мопеда давно.
  • Сделаю эту работу до обеда.
  • Буду смотреть, как одеваться завтра по погоде.
  • Помоги открыть дверь!
  • Зайдите ко мне после планерки!

Простые и сложные предложения

Естественно, что все законченные высказывания могут быть либо простыми, либо сложными.

Простое предложение подразумевает наличие в синтаксической конструкции одной основы. Под этим термином понимается присутствие хотя бы одного главного члена. Сложное же совмещает в себе несколько основ.

Например:

Простое определенно-личное – Сможем приехать к вам завтра.

Сложное – Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, сядем в копны свежие под соседний стог (С. Есенин)

Здесь целых три основы – «знаю, выйдешь и сядем». Причем все три сказуемых стоят в форме разного лица и числа:

  1. Знаю – 1 лицо ед. ч.
  2. Выйдешь – 2 лицо ед. ч.
  3. Сядем – 1 лицо мн. ч.

Если в высказывании не одна грамматическая основа, то это называется сложной синтаксической единицей текста. А в ее составе – три простых.

! Что такое обобщенно личные односоставные предложения: примеры

Односоставные распространенные предложения

Кроме числа грамматических основ подобные высказывания бывают распространенными и нераспространенными из-за присутствия второстепенных членов.

Обратите внимание! Второстепенные члены в синтаксических единицах – это определения, обстоятельства и дополнения. Подлежащее и сказуемое – это главные члены.

Распространенными считаются конструкции синтаксиса, где есть эти второстепенные элементы помимо главных.

Примеры определенно-личных предложений

Например:

Смотрю на будущность – с боязнью…(М.Ю. Лермонтов).

После проведения синтаксического разбора, то есть раскладывания данной синтаксической единицы текста по члена предложения, можно отметить, что в нем присутствует не только сказуемое «смотрю» в форме 1 л. ед. ч.

, но и два второстепенных члена – «на будущность», являющееся дополнением и отвечающим на вопрос винительного падежа: «На кого? На что?» и обстоятельство образа действия «с боязнью», отвечающее на вопрос: «Как?».

Примеры из литературы

В текстах художественных произведений известных писателей подобные синтаксические конструкции встречаются в диалогах, а также в определенном типе «Я»-повествования (то есть истории героев, рассказанной от первого лица).

Чтобы лучше понять структуру таких единиц текста, нужно проводить синтаксический разбор.

Например:

  1. Приветствую тебя, пустынный уголок! (А.С. Пушкин). В основу входит одно сказуемое в форме 1 л. ед. ч. (то есть подойдет к нему местоимение «я»). Данная конструкция является восклицательной, простой (всего одна основа), односоставной (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определенно-личной (сказуемое в форме 1 л. ед. ч.). Кроме того, оно распространенное (помимо основы есть «тебя» – дополнение, выраженное личным местоимением, и обращение – «уголок», а также его определение «пустынный», выраженное относительным прилагательным). Далее в разборе будут употребляться сокращения.
  2. Плывем пустынной Ладогой, //Под яркой аркой-радугой… (В.Я. Брюсов). В основу включено одно сказуемое в форме 1 л. мн. ч. (то есть к нему подходит местоимение «мы»). Данное законченное речевое высказывание является повеств. (в конце стоит многоточие), невоскл., прост. (всего одна грамматическая основа), односост. (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определ.-лич. (сказуемое в форме 1л. мн. ч.), распр. (кроме основы есть дополнение «Ладогой», выраженное им. сущ. собственным, определение «пустынной», выраженное относительным прил., а также дополнение «аркой-радугой», выраженное сущ., и определение «яркой», выраженное прил.).
  3. Ездили на Воробьевку, за березками? (И.С. Шмелев). Грамматическая основа состоит здесь из одного сказуемого в форме 2 л. мн. ч. (то есть к нему подходит местоимение «вы»). Это речевое высказывание является вопрос., невоскл., прост. (всего одна грамматическая основа), односост. (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определ.-лич. (сказуемое в форме 2 л. мн. ч.), распр. (кроме основы есть обстоятельство места «на Воробьевку», выраженное сущ. собственным, а также уточняющее дополнение «за березками», выраженное сущ.).
  4. Не торопись, не спеши, подождем.//Забудем на миг неотложное дело.//Смотри: ожила трава под дождем, //И старое дерево помолодело.(К. Симонов). Последнее четверостишие Константина Симонова является довольно интересным и самобытным примером введения определенно-личных синтаксических конструкций для усиления атмосферы стихотворения. Ясно, что лирический герой обращается к своей подруге, обращая ее внимание на такие «незначительные вещи», как сияющая росой трава после дождя, на старое дерево, ставшее вдруг молодым после спасительной влаги. Все это замечает первым только лирический герой, и главное здесь не конкретное обращение, а действия – не торопись, не спеши, подождем и т.д.

Рассматривая данное стихотворение, стоит для начала остановиться на самой первой строчке, являющейся законченным высказыванием.

Определение и примеры определенно-личных предложений

На первый взгляд, оно кажется простым, однако, обратившись к синтаксическому разбору, можно понять, что перед читателем: повествовательное (в конце стоит точка), невосклицательное, сложное (первая грамматическая основа – это однородные сказуемые «не торопись, не спеши» в форме 2 л. ед. ч., так как можно подставить местоимение «ты», а вторая – это сказуемое «подождем» в форме 1 л. мн. ч., так как легко «встраивается» местоимение «мы»).

Тогда получается, что первое и второе предложения – определенно-личные, нераспространенные (ввиду отсутствия второстепенных членов).

Вторая синтаксическая единица четверостишия по аналогии с предыдущими будет повест., невоскл., прост., односост., определ.-личн., распр.

А третье еще сложнее первого – повествовательное, невосклицательное, сложн.( в нем целых три предл.):

  1. Односоставное,определ.-личн., нераспр.
  2. Двусост., распр.
  3. Двусост., распр.

Важно! Все пословицы, например, «Любишь кататься – люби и саночки возить» не относятся к определенно-личным синтаксическим конструкциям. Это обобщенно-личные речевые высказывания, так как под местоимением «ты» подразумевается не конкретное лицо, участвующее в беседе, а любой человек.

Таблица определенно-личных предложений

Чтобы запоминание данного правила происходило легче, можно сформировать небольшую таблицу-подсказку:

1 лицо единственного числа1 лицо множественного числа2 лицо единственного числа2 лицо множественного числа
1.Буду ждать вас к десяти утра.1.Сегодня идем в театр.1.Обязательно сделай уборку!1.Заберите посылку на почте!
2.Могу сделать вам эксклюзивное предложение?2.Будем держать руку на пульсе.2.Часто купаешься в море?2.Откройте ваши тетради.
3.Обязательно закончу работу в указанный срок.3.Сыграем в шахматы?3.Задаешь слишком много вопросов!3.Чувствуйте себя как дома!

Подведем итоги

Таким образом, подобные законченные речевые высказывания – это особый вид односоставных конструкций русского языка, где подлежащее опущено, а сказуемое стоит в форме 1, 2 лица ед. и мн. ч.

Начинают изучать данное правило по школьной программе в 8 классе. Пословицы и поговорки к такому виду синтаксических конструкций не относятся.

Источник: //znaniya.guru/russkij-i-literatura/opredelenno-lichnye-predlozheniya.html

Определенно-личные односоставные предложения с примерами. Конспект урока для 8 класса

Определенно личные предложения

В предложении, несмотря на отсутствие подлежащего, понятно, что речь идет от определенного действующего лица. Для проверки можно добавить отсутствующее подлежащее, восстановив его по смыслу, и это будет местоимение 1-го или 2-го лица.

Люблю жаркие солнечные дни лета.

(добавляем «я», получим: «Я люблю жаркие солнечные дни лета» — двусоставное предложение).

Будем собирать грибы? (Мы будем собирать грибы?)

Сказуемое определённо-личного предложения может быть выражено:

Глаголом первого или второго лица изъявительного наклонения.

Послезавтра еду к бабушке.

Поедешь в город?

Пойдёте направо, там увидите дом.

Глаголом  второго лица повелительного наклонения.

Сегодня задержитесь после уроков разобрать домашнее задание.

Передайте мне книгу.

Возьми кусочек торта.

Чтобы не перепутать определенно-личные предложения с неполными двусоставными, следует запомнить небольшое правило:

Вспомнил прошлое.

(Можно подставить Я, ТЫ, ОН и т. д., так как глаголы прошедшего времени не имеют лица; следовательно, предложение не является односоставным определённо-личным, это неполное предложение с пропущенным подлежащим).

Очень часто в определенно-личных предложениях присутствует обращение, которое не является членом предложения, но его путают с подлежащим. Тем самым совершают ошибку, считая его двусоставным.

Марина, позанимаемся еще. (Марина – обращение, определенно-личное односоставное)

Марина позанимается еще. (двусоставное, где Марина — подлежащее).

Конспект урока русского языка в 8 классе

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Определенно-личные предложения.

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей определённо-личных предложений;
  • развитие умений находить определённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Комбинированный.

1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.
(На предыдущем уроке была дана общая характеристика односоставных предложений, рассмотрена таблица видов односоставных предложений по типу главного члена; на последующих уроках эта таблица дополняется и конкретизируется по каждому виду).

Вы можете посмотреть конспект предыдущего урока на тему «Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы».

Один ученик у доски готовит устный ответ по схеме «Виды односоставных предложений» — назывные и глагольные, с примерами.

В это время – орфографическая разминка (словарный диктант):

Стричь волосы, отрежьте хлеба, приготовьте ответ, оставьте вещи, жечь костёр, привлечь к участию, отметьте абзац, пишешь без ошибок, читаешь выразительно, давайте сделаем вместе, мочёные яблоки, выглаженная рубашка, истинное положение дел, традиционный вопрос, обновлённое здание, мощённая булыжником улица, сложенные в поленницу дрова.

Объяснение орфограмм, самопроверка.

Рассказ ученика о видах односоставных предложений.

2. Анализ предложений по наличию главных членов, подготовка к восприятию темы.

Определить вид предложений: двусоставное или односоставное, выписать односоставные, указать их тип (назывное или глагольное).

Сложенные в поленницу дрова.

Складываю в поленницу дрова.

Мы сложили в поленницу дрова.

Анализируем предложение с одним главным членом в форме сказуемого: Складываю в поленницу дрова.

Каким глаголом выражено сказуемое? (наст. вр., 1 л., ед.ч., изъявит. накл.)

Можем ли мы мысленно подставить в предложение подлежащее? Какое здесь возможно местоимение? (Я).

То есть мы можем определить то лицо, от имени которого идёт сообщение? Такие односоставные предложения и называются определённо-личными.

3. Изучение теоретического материала учебника (§ 22): самостоятельное чтение, поиски нового, ответы учащихся (озвучивание теоретического материала, подбор примеров).

4. Синтаксический разбор предложений (ученики работают у доски):

С разбором выбирай друзей.

С интересом читаю все новые произведения этого талантливого писателя.

Буду старательно готовиться к зачёту.

(Устно заменить форму единственного числа глагола на множественную, сделать вывод о том, что главный член в определённо-личном предложении может быть выражен глаголом в 1 и 2 лице настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонений).

5. Наблюдения над языковым материалом:

Сравнить два предложения и определить, какое из них является односоставным определённо-личным, учащиеся работают самостоятельно, затем при проверке обосновывают свой выбор, аргументируют.

Ребята, выполняйте все рекомендации инструктора.

Ребята выполняют все рекомендации инструктора.

(Вывод о том, что предложение с обращением может быть односоставным определённо-личным; надо помнить, что обращение не является членом предложения). Синтаксический разбор (на доске) предложения.

Выполнили все рекомендации инструктора.

(Вывод о том, что предложение со сказуемым в прошедшем времени является двусоставным неполным).

6. Тренировочные упражнения из учебника № 146 (продолжить текст, используя определённо-личные предложения), № 147 (выписать из текстов односоставные определённо-личные предложения, в каждом подчеркнуть сказуемое, указать, каким глаголом оно выражено).

7. Творческое задание (по группам): составить небольшой текст, в котором использовать определённо-личные предложения;

  • одна группа готовит текст «Утренняя зарядка»;
  • вторая – «Как приготовить салат из свежих овощей»;
  • третья – «Инструкцию по применению будильника».

Чтение и обсуждение текстов, вывод о том, где в речи нам могут встретиться определённо-личные предложения.

Взаимооценивание, определение, какой группе удалось составить самый интересный и насыщенный определённо-личными предложениями текст.

8. Подведение итогов урока, рефлексия.

9. Домашнее задание: выбрать примеры определённо-личных предложений из литературы или составить свой текст-поздравление (с днём рождения, новым годом) с использованием определённо-личных предложений.

Примеры текстов, созданных учащимися в ходе выполнения творческого задания:

  • «Утренняя зарядка». Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимем руки вверх, глубоко вдохнём, опустим руки вниз, выдохнем. Повторите это упражнение 7-10 раз. Наклонитесь вперед, постарайтесь коснуться руками пола. Выпрямитесь, разведите руки в стороны. Присядьте и встаньте 5-7 раз. Отдохните, восстановите дыхание. Теперь умоемся и пойдём завтракать.
  • «Как приготовить салат из свежих овощей». Возьмите 2 огурца средней величины, два помидора, луковицу, зелень. Тщательно вымойте всё, луковицу почистите. Порежьте огурцы кубиками, помидоры – дольками. Измельчите зелень. Лук порежьте кольцами. Смешайте всё в салатнице, полейте подсолнечным маслом или майонезом. Не забудьте посолить по вкусу. Приятного аппетита!
  • «Инструкция по применению будильника». Вытащите будильник из коробки. Вставьте батарейку. Будьте внимательны! Если её вставить неправильно, будильник работать не будет. Включите будильник. Проверьте, работает ли он. Поставьте стрелку звонка на необходимое время. Убедитесь, что будильник включен для звонка. Спокойно ложитесь спать.

Источник: //olgadyachenko.ru/opredelyonno-lichnye-odnosostavnye-predlozheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.