Окончания в творительном падеже

Содержание

Творительный падеж в польском языке. Narzędnik w języku polskim

Окончания в творительном падеже

Сегодня мы научимся с вами рассказывать о себе, например «я русская», «я бухгалтер». В русском языке мы отвечаем на вопрос «Кто? Что?», а в польском языке это будет звучать и строиться как «я являюсь кем? чем?» – русской, бухгалтером.

Это творительный падеж и он один из самых простых в польском языке, так как имеет наименьшее количество вариантов окончаний.

Существительные мужского рода, оканчивающееся на согласную, принимают окончание -em (iem):

pan – panem(господин – господином)
ojciec – ojcem(отец – отцом)

Женский род и существительные мужского рода, оканчивающиеся на -a принимают окончание -ą / -ią:

poeta – poetą(поэт – поэтом)
mama – mamą(мама – мамой)
pania – panią(госпожа – госпожой)
noc – nocą(ночь – ночью)

Средний род с окончанием:
-о, -е меняет окончание на -em / -iem:

oko – okiem(глаз – глазом)
ucho – uchem(ухо – ухом)
pole – polem(поле – полем)

-ę меняет окончание на -niem / -ciem (причем конечный -ę сохраняется):

cielę – cielęciem(теленок – теленком)
plemię – plemięniem(племя – племенем)

-um в единственном числе не меняется:

akwarium – akwarium(аквариум – аквариумом)

Во множественном числе в творительном падеже все существительные прибавляют окончания -ami (-mi).

Но особую форму в этом падеже во мн. ч. имеют слова:

brat – braćmi(брат – братьями)
dziecko – dziećmi(ребенок – детьми)
ludźi – ludźmi(люди – людьми)
koń – końmi(конь – конями)
przyjaciel – przyjaciółmi(приятель – приятелями)
liść – liśćmi(лист – листами)
pieniędzy – pieniędzmi(деньги – деньгами)

Например:

Jestem Rosjaninem. – Я русский.
Jesteś gościem. – Ты гость.
Pan Nowak jest profesorem. – Господин Новак – профессор.
Jestem Polką. – Я полька.
Jesteś mamą. – Ты мама.
Agnieszka jest studentką. – Агнешка – студентка.
Jesteśmy Anglikami. – Мы англичане.
Jesteście gospodyniami. – Вы хозяйки.
Ola i Ania są siostrami. – Оля и Аня – сестры.

Прилагательные в творительном падеже

выглядят так:

Прилагательные на -уПрилагательные на -i после k / g в основеПрилагательные на -i после любой другой согласной
м. и ср. р.nowym / cennymwysokim / długimgłupim
ж. р.nową / cennąwysoką / długągłupią
мн. ч.nowymi / cennymiwysokimi / długimigłupimi

Jestem dobrym pracownikiem. – Я хороший работник.

Jesteś prawdziwym artystą. – Ты настоящий художник.

Podróż do Paryża jest moim wielkim marzeniem. – Путешествие в Париж – моя большая мечта.

Jesteśmy dawnymi przyjaciółmi. – Мы давние друзья.

Jesteście ostatnimi klientami dzisiaj. – Вы последние клиенты сегодня.

Ci panowie są ważnymi osobami. – Эти господа – важные персоны.

Местоимения в творительном падеже

Обращаем Ваше внимание на формы личных местоимений в творительном падеже:

Jamnąмной
Tytobąтобой
Onnimим
Onaniąей
Mynamiнами
Wywamiвами
Oni, onenimiими

Но есть одна маленькая тонкость употребления творительного падежа.

Обратите внимание на следующие три предложения:

Jan Kowalski jest sympatycznym Polakiem. – Ян Ковальский – симпатичный поляк. (творительный падеж)

Pan Kowalski jest sympatyczny. – Господин Ковальский – симпатичный. (именительный падеж)

Pan Kowalski to jest sympatyczny Polak. – Господин Ковальский – симпатичный поляк. (именительный падеж)

В чем же суть?

Если Вы после глагола «быть» употребляете
существительное + прилагательное = творительный падеж

Если Вы после глагола «быть» употребляете
только прилагательное = именительный падеж

Если Вы после глагола «быть» употребляете существительное + прилагательное, а перед глаголом еще и ставите частичку to = именительный падеж

To są kreatywne studenci. – Это креативные студенты.

Kraków jest polskim miastem. – Краков – это польский город.

Ewa jest wysportowaną kobietą. – Ева – спортивная девушка.

Stanisław Barańczak jest dobrym poetą. – Станислав Баранчак – это хороший поет.

To jest moja matka. – Это моя мама.

Oni są dobrymi nauczyceliami. – Они хорошие учителя.

To jest wysoka kobieta. – Это высокая девушка.

Источник: https://speakasap.com/ru/pl-ru/grammar/tvoritelnyj-padezh/

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже

Окончания в творительном падеже

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
  2. Развивать умения применять правило.
  3. Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Задачи урока: создать условия для:

  1. раскрытия особенностей правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже;
  2. совершенствования правописания безударных падежных окончаний имён существительных;
  3. развития навыков орфографической зоркости(все изученные орфограммы), развития умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность;
  4. воспитания навыков самостоятельной работы, навыков работы в парах.
  5. Воспитание общечеловеческих качеств: уважение, терпение, наблюдение.

1. Организационный момент

– Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

“ Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости” –на доске

2. Чистописание

– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.

К словам подберите антонимы

  • плохой-
  • трусливый-
  • толстый-
  • горячий-

– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)

хх хх…..

– Прочитайте слова с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между

– Выпишите междометия.

– Прочитайте. Что они обозначают?

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций

Что можете сказать об остальных словах?

– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.

3. Словарная работа.

– Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.

– Запишите слова в два столбика.

* учащийся у доски комментирует запись слов.

Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.

Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.

– Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный )

– Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

– Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

– Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились? 

Падеж- работяга

4. Постановка проблемного вопроса.

– Какие вопросы у вас возникли?

– Какой падеж взял себе такой псевдоним?

– Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы

– Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

Запись на доске оформляет ученик.

Падеж – работяга?  труд работа творить

– По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? Творить

– Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

– А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский.

“Творительный” падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, – недаром в других языках сходный падеж так и зовут: “инструментальный”, “орудийный”.

– Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

– С тем, – заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

– Труд учеников – учёба в школе и дома.

– Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Формулирование темы и цели урока

– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?

“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”

– Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке?

Расширить знания об особенностях творительного падежа

7. Изучение нового материала

« Что мы узнаём о творительном падеже »

* составление кластера.

– Как понимаете слово победа? Его лексическое значение.

(Успех в бою, в войне; успех в борьбе за что-либо, достижение; успешное осуществление чего-либо)

8. Работа по карточке

(У каждого карточка на столе)

Расположите предложения, соответствуя буквам в слове победа.

В выделенных существительных определите падеж.

Едва утром выглянет тусклое солнышко, а птички уже проснулись.

Они спят, как под пуховым одеялом.

А ямки – спальни останутся.

Днём они разлетаются по всему лесу.

Без труда эти лесные курочки зарываются с головой в снег и спят там до утра.

Под снегом зимой спят куропатки, рябчики, тетерева, глухари.

Прочитайте.

 Можно ли сказать, что это текст? Почему?

– Восстановите текст, используя слово победа.

Расположите предложения, соответственно буквам в слове победа.

– Прочитайте текст, который вы записали.

9. Физкультминутка

1предложение – полный грамматический разбор.(1ученик у доски)

– А есть ли в этом тексте сложное предложение? Прочитайте его.

– Как связаны между собой части сложного предложения.

– А какое предложение называется сложным ?

– Какие ещё два предложения можно соединить, и будет вот эта схема

[] , а []

– В каком падеже стоят выделенные существительные?

– Докажите.

– С какими предлогами употребляются?

– Выполняя эту работу, на какие моменты, вы ещё обратили внимание?

Существительные в творительном падеже имеют окончание

1 скл.-ой,-ей,-ёй 2 скл.-ом, -ем3 скл.– ю

и являются второстепенным членом предложения.

– На что мы опираемся при проверке? (алгоритм) 

– Давайте вспомним алгоритм.

– Назовите слова помощники 1скл., 2скл., 3скл..

10. Работа по теме урока.

– Итак, на какие вопросы отвечает творительный падеж?

– Какие предлоги употребляются в творительном падеже?

– Каким членом предложения является имя существительное в творительном падеже?

– Как проверить безударные окончания имён сущ. в творительном падеже?

(таблица)

– Приведите примеры имён существительных 1скл., 2скл.,3скл. в ТВ. падеже.

– Так какие окончания имеют имена существительные в ТВ. падеже?

– Вывод.

12. Проверка ЗУН

Дифференцированная работа ( по карточкам )

Карточка (усложнённый)

Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделите окончания.

Любоваться (город), заросло (камыш), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лиса), следит (птица), свернулась (клубок).

карточка (простой)

Вставьте пропущенные окончания. Определите склонение, падеж.

Чертеж…м, снег…м, пляж..м, сугроб…м, грач…м, страниц…й, медвед…м, мороз…м, пловц…м, гостинц…м.

Инд-но – (у доски: вставить окончание,определить склонение и падеж)

с ветк…за тропинк…за магазин…м
в театр…в кроват…до деревн…
с мальчик…миз жизн…в печал…
над пристан…с подруг…йпод крыш…

14. Итог урока

 Как проверить безударные окончания имён существительных?

– Какие окончания имеют имена существительные 1скл. в твор. падеже?

2скл.? 3скл.?

– Сегодня на уроке мы познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы. –

Урок окончен. Мне было интересно работать на уроке.

15. Выставление оценок. Домашнее задание.

15.06.2013

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/635332/

Творительный падеж

Окончания в творительном падеже

А.П. Печеный, 2012

Творительный падеж – один из косвенных падежей. Наиболее характерным значением творительного является инструментальное, что в т.ч. получило отражение в его названии. Тем не менее, оно является далеко не единственным: разные значения творительного образуют разветвлённую и местами весьма нетривиальную сеть.

1. Морфология

Творительному падежу соответствуют следующие окончания: -ой (-ою) / -ёй (-ёю) /-ей (ею) (водой / водою, землёй / землёю, больной / больною, мной / мною, башней / башнею, верхней / верхнею), -ом / -ём / -ем (столом / конём / морем, санаторием), -ым / -им (больным / рабочим), -ыми / -ими (больными, позывными / вашими, синими), -ми (детьми, всеми), -ами / -ями (ножницами, двумястами / гуслями, стульями), -[jу] (рожью, пятью), -а (сорокá),-мя (двумя), -у (полутора), ∅ (кофе, хаки).

Окончания творительного падежа одновременно с собственно падежным значением выражают также:

у имён субстантивных типов склонения — значение числа;

у имён адъективного (красный), адъективно-возвратного (выдающийся), I (дядин) и II (весь) местоимённых типов склонения (то есть большинства прилагательных, всех причастий, некоторых местоимений и существительных) – значения числа и рода (в ед.ч.).

Подробно см. статьи Склонение, Склонение существительных, Словоизменение прилагательных, Местоимение, Числительное.

1.2. Словообразование

Отдельные формы творительного падежа в настоящий момент находятся на разных стадиях словообразовательной конверсии, в данном случае перехода из имени существительного в другие части речи, главной из которых является наречие (о процессе адвербиализации форм творительного падежа см.

, например, [Тихомирова 1958]). В таком случае бывшее окончание творительного падежа служит словообразовательным суффиксом. Эти формы несут обстоятельственное значение времени (ночью), места (лесом) или образа действия (шагом).

По степени морфологической и синтаксической автономности их можно разделить на несколько групп.

i) В первую группу входят наиболее автономные формы творительного падежа. В их число входят формы с наречными синтаксическими функциями, которым в настоящее время не соответствуют существительные с полной парадигмой.

Это слова урывками, сторицей, кубарем, живьём, поедом, мимоездом, мимоходом, ползком, целиком, прямиком, босиком, тайком, ненароком, битком, ничком, пешком, слишком, тишком, рядышком, мельком, ходуном, скопом, мимолётом, чохом, слыхом, телешом, нагишом, ощупью, опрометью, полностью.

В таких случаях синхронно, разумеется, суффикс творительного можно выделять лишь аналогически. В большинстве случаев имеются свидетельства того, что ранее эти слова употреблялись как полноценные существительные; ср., например, кубарь в словаре Даля.

Эта группа неоднородна: так, помимо наречия ощупью существует и наречие на( )ощупь, рядышком образовано от ряд путём добавления уменьшительного суффикса и постановки в форму творительного. Таким образом, на континууме между полностью наречной формой и формой существительного вышеперечисленные элементы расположатся в разных местах.

Следует отдельно сказать и о форме молчком. Это форма творительного от слова молчок, которое, морфологически являясь существительным, на деле представляет собой глагольную форму типа хвать, прыг и др. Других форм, характерных для существительного, у слова молчок не наблюдается; его парадигма исчерпывается парой форм молчок и молчком.

ii) Во вторую группу входят предложные сращения — пишущиеся слитно сочетания предлога с его зависимым (а в случае с незачем — ещё и с частицей), мотивацию которых синхронно не всегда возможно проследить. Этот список невелик — в него входят слова засим, затем, зачем, незачем и замужем, а также задаром и недаром. По частеречным функциям этот список неоднороден: незачем и зачем — наречия, замужем — предикатив.

iii) Третью группу составляют формы творительного слов с существующей синхронно парадигмой, однако имеющие сдвиг ударения. В неё входят слова кругóм и верхóм. При этом, тогда как верхóм представляет из себя чистое наречие, кругóм может употребляться и как предлог:

(1) Тогда делалось до озноба ощутимо, что кругом дорожек кишат и колеблются песчинки, безбрежная пустынная живая земля. [О. Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней (2001)]

Аналогичные формы без сдвига ударения также используются в конструкциях с творительным: вéрхом в пространственной со значением траектории (см. п. 2.3.4), крýгом в пространственной со значением формы (стулья стояли крýгом).

iv) В четвёртой группе — слова, морфологически и фонетически ничем не отличающиеся от свободных форм творительного синхронно существующих слов, но отличающиеся собственной моделью управления либо синтактикой. В эту группу входят вводное слово словом, производный предлог посредством, наречие рядом с возможностью присоединения нетипичного зависимого (рядом с ним), союзы чем и тем.

v) Пятую группу составляют формы творительного, морфологически и фонетически никак не отличающиеся от соответствующих форм существительных; они несут, тем не менее, нетривиальный семантический сдвиг, на этом основании данный случай можно, тем не менее, относить к конверсии. Это слова временами, местами, волей, неволей, волей-неволей, случаем, порой, запоем, путём ‘как следует’, мигом, наездом, разом, рядком, порядком, бочком, торчком, гуськом, особняком, залпом, даром, часом, частью.

Этот ряд уже достаточно близок формам творительного, употребляющимся в различных конструкциях, таких как творительный сравнения.

Единственное различие состоит в том, что в данном случае семантику сдвига нельзя описать общим образом; слова из приведенного выше списка представляют собой частные и «закрытые» словообразовательные модели.

Так, слова временами и местами нельзя интерпретировать по общим моделям для времени (годами, неделями, часами ‘в течение долгого времени’) и места (полями, лесами ‘через соответствующие местности’).

Слова торчок и гусёк, кажется, синхронно никак не связаны семантически с рассматриваемыми застывшими формами творительного падежа. Семантический сдвиг у частью таков же, что и у слова полностью; различие лишь в том, что слово часть с полной парадигмой, в отличие от слова *полность существует на синхронном уровне.

Не вошедшие в эти списки слова и словосочетания, хотя более или менее лексикализованы, могут интерпретироваться и быть описаны в рамках общих моделей (таких как конструкции с творительным сравнения (согнуть дугой, см. п. 2.3.9) и творительным времени (ранним апрелем, см. п. 2.3.6) и потому в данном разделе не рассматриваются.

Об адвербиализации формы творительного падежа см. также Наречие / п. 2.3.2.

2. Употребление: синтаксис и семантика

1) Именная группа в творительном падеже может синтаксически зависеть от:

глагола: управлять заводом, быть учителем;

в том числе в пассивном залоге: Инициативной группой организуется субботник;

существительного: пальцы веером, губки бантиком;

прилагательного: богатый пушниной, гордый собой;

предлога: с Петей, за диваном;

а также употребляться за пределами предложения — в заголовках (ср. формы из п. 1.2): Путём зерна (В. Ходасевич), Тайгой (А. Вознесенский). Подробный разбор употреблений форм творительного в составе различных конструкций см. п. 2.3.

2.2. Проблемы описания семантики творительного

Источник: http://rusgram.ru/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6

Творительный падеж в русском языке. Окончания

Окончания в творительном падеже

25Май16/11/2018

В этой заметке вы познакомитесь с окончаниями творительного падежа. А это значит, что вы сможете рассказать:

  • о своих любимых занятиях, интересах и увлечениях (хобби);
  • вместе с кем вы, например, идёте вечером в театр;
  • кем вы работаете, кем хотите стать;
  • и многое другое!

Итак, знакомьтесь, творительный падеж в русском языке!

Если вы предпочитаете видеоуроки, смотрите:

Думаю, вам будет несложно запомнить эти окончания. Почему? В творительном падеже окончания существительных и прилагательных очень похожи друг на друга. Смотрите сами!

Окончания женского рода для существительных и прилагательных – абсолютно одинаковые (кроме слов на -ь): -ой после твёрдых согласных и -ейпосле мягких согласных или гласных:

  • (китайская культура) → Иван интересуется китайской культурой.
  • (своя пенсия) → Алексей Петрович недоволен своей пенсией.

А вот в случае с мягким знаком (ь) в конце слова нужно добавить букву:

  • (радость) → Марине предложили повышение, и она с радостью согласилась!

Примечания:

1) После букв ж, ш, ч, щ и ц окончания зависят от ударения (всё как обычно: -о́й под ударением, -ей без ударения):

  • (учи́тельница) → Наташа работает учи́тельницей младших классов.
  • (хрипотца́) → Сергей много курит, поэтому голос у него с хрипотцо́й.
  • (лу́чшая подруга) → Завтра я встречаюсь с моей лу́чшей подругой.
  • (чужа́я личная жизнь) → Маша никогда не сплетничает, она совершенно не интересуется чужо́й личной жизнью.

2) Надо запомнить:

  • дочь → с до́черью
  • мать → с ма́терью

Окончания прилагательных и существительных мужского (и среднего) рода тоже похожи между собой:

  • -ом/-ем – для существительных;
  • -ым/-им – для прилагательных;

И, как всегда, выбор одного окончания из пары зависит от твёрдости / мягкости последнего согласного. Это значит, что окончания мы трансформируем следующим образом:

  • _ и -ом
  • , и -ем
  • -ый, -ой, -ое-ым
  • -ий, -ее-им.

Вот несколько примеров:

  • (важный проект) → Наша команда сейчас работает над одним важным проектом.
  • (русский язык) → Сейчас я занимаюсь русским языком.
  • (новое вечернее платье) → Оля хвастается своим новым вечерним платьем.
  • (домашнее вино) → Гостеприимные хозяева угостили нас домашним вином.

Как определить падеж имён существительных

Человек, делающий ошибки в написании окончаний существительных, не может считаться культурным гражданином своей страны. И если кто-то спросит: “Кем?”, “чем?” – какой падеж отвечает на эти вопросы?”, следует ответить правильно.

В частности, это может звучать так: естественно, это падеж творительный! Например, в предложении «Цветущие растения опыляются насекомыми и ветром» кроме подлежащего «растения» есть дополнения «насекомыми» и «ветром».

Зададим вопросы к тем словам, которые выполняют в предложении роль дополнений: “кем?”, “чем?” Какой падеж отвечает на них, мы уже выяснили – творительный. Теперь осталось лишь выбрать нужный вариант из таблицы окончаний. Рассмотрим более детально все варианты склонения.

Сложность правописания в русском языке заключается в том, что существуют склонения существительных. На практике определять падеж существительного нужно для того, чтобы правильно писать окончания. Для этого производят разбор фразы по членам предложения. В творительном падеже окончания у существительных также различаются.

Какое именно окончание писать в безударном положении, зависит от того, к какому склонению они относятся, какой имеют род и в каком числе употребляются в данном контексте. Например, у существительных 1 склонения в единственном числе творительный падеж имен существительных имеет окончания -ой, -ей, -ёй.

В качестве примера можно использовать предложение: «Дети с улыбкой наблюдали за смешной обезьянкой». В данном случае к словам «обезьянкой» и «с улыбкой» можно задать вопросы “кем?”, “чем?” Какой падеж отвечает на них? Каждый должен знать, что ответом будет – творительный. Также нужно определить склонение этих существительных и число.

Поскольку оба слова относятся к 1 склонению и стоят в единственном числе, то и окончание у них должно быть -ой, так как слова эти склоняются по типу твёрдого варианта.

Окончания существительных 1 склонения единственного числа в творительном падеже – мягкий вариант

В мягком варианте в этой позиции прослеживается окончание -ей или -ёй. В качестве примеров можно взять предложения «Таня с тётей всю зиму ухаживали за раненой цаплей, а весной выпустили её на волю.

И птица взлетела над землёй, воспарила, грациозно взмахивая крыльями!» Здесь в первом предложении встречаются слова «с тётей», «цаплей», оканчивающиеся на -ей.

А во втором предложении есть слово «землёй» с окончанием в творительном падеже -ёй.

Окончания существительных 2 склонения единственного числа в творительном падеже – твёрдый вариант

Во 2 склонении существительные в единственном числе, стоящие в творительном падеже, окончания имеют -ом, -ем, -ём.

Рассматривая предложение «Ребята с удовольствием ухаживали за кроликом», легко установить, что дополнения «с удовольствием» и «кроликом» используются в единственном числе и относятся ко 2 склонению.

Помогут понять, что это – творительный падеж, вопросы: «с чем?» – с удовольствием, «кем?» – кроликом. Следовательно, и окончания у этих слов будут -ем, -ом.

Окончания существительных 2 склонения единственного числа в творительном падеже – мягкий вариант

В мягком варианте в этой позиции прослеживается окончание -ем и -ём.

В качестве примера можно привести следующее предложение: «Валентин сделал ход конём, на что Марина в ответ ферзём «скушала» его ладью».

Здесь слова 2 склонения «конём» и «ферзём» стоят в творительном падеже единственного числа и оканчиваются на -ём. А в примере «Над полем пролетали журавли» слово «над полем» имеет окончание -ем.

Окончания существительных 3 склонения единственного числа в творительном падеже

В 3 склонении у существительных в единственном числе в творительном падеже пишется окончание -ью. В предложениях «Наталья с радостью бежала на тренировку.

Со своей лошадью наездница встречалась как с самым близким другом» слова «с лошадью» и «с радостью» относятся к 3 склонению, стоят в единственном числе. Отвечают они на вопросы «кем?», «чем?».

Творительный падеж, в котором стоят эти существительные, диктует окончания этих слов -ью.

Окончания существительных во множественном числе в творительном падеже

Существительные в творительном падеже, употребляемые во множественном числе, имеют окончания -ами, -ями, -ми.

«Можно часами любоваться лемурами, удивляясь тому, как ловко они кушают, беря аккуратно еду лапками, подобно людям!» В этом примере присутствуют существительные во множественном числе, которые стоят в творительном падеже «лемурами», «лапками».

Определив падеж и число этих существительных, грамотный человек обязательно напишет окончания -ами. У некоторых существительных в подобной позиции пишется окончание –ми. Например, в предложении «Бегущими лошадьми можно любоваться бесконечно долго» таковым словом является «лошадьми», которое отвечает на вопрос «кем?»

Семантические роли существительных в творительном падеже

Форма творительного падежа может играть в предложении самые разные роли. Например, существительное может выступать как:

  • инструмент (резать ножом, писать ручкой, пилить бензопилой);
  • средство (красить ресницы тушью, чистить зубы пастой);
  • пациенс (командовать взводом, дирижировать оркестром);
  • агенс (обучение ведётся доктором наук);
  • эффектор (рассаду побило градом, ветром сорвало шляпу);
  • причина (мучиться скукой, болеть ветрянкой);
  • траектория (ехать полем, хлынуть горлом);
  • время (ранним утром, поздним вечером);
  • стимул (восхищаться умом, пахнуть мёдом);
  • мера (завозить мясо вагонами);
  • аспект (отличается ловкостью, нравится покладистостью);
  • эталон сравнения (прыгать молодым козликом, ржать конём, смотреть злобным лемуром).

Окончания прилагательных в творительном падеже

Чтобы не ошибиться в написании окончаний прилагательных, к ним следует задавать вопросы. Прилагательные будут иметь такие же окончания, как и у задаваемых к ним вопросов.

  1. Например, к прилагательным женского рода единственного числа можно задать вопрос «какой?», значит и оканчиваться они будут на -ой, -ей. «Роскошной розой расцвела девчушка со второго этажа». Здесь прослеживается такая связь: розой (какой?) роскошной. В мягком варианте используется вариант -ей: «Ранней весной берёзка у дороги будто бы накрывается кружевной зелёной шалью». Следует поставить вопрос «какой?» к прилагательному «ранней» от слова «весной».
  2. К прилагательным мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа задаётся вопрос «каким?» Окончания у них, соответственно, будут -им или -ым. Например: «Тайным чувством томима, Татьяна долго не могла заснуть…» В этом предложении нужно рассмотреть словосочетание «тайным чувством», где к слову «тайным» задаётся вопрос «каким?», следовательно, прилагательное имеет окончание -ым, так как склоняется по твёрдому варианту. А в мягком варианте прилагательное будет оканчиваться на -им, например: «Поздним вечером Николай возвратился домой усталый, но счастливый». Существительное «вечером» определяется прилагательным «поздним» и отвечает на вопрос «каким?», поэтому оканчивается на -им.
  3. К прилагательным множественного числа в творительном падеже задают вопрос «какими?». Исходя из правила правописания, окончания этих прилагательных будет -ыми в твёрдом варианте или -ими – в мягком. «Весёлыми смешками провожали зрители неудавшегося артиста». Здесь словосочетание «весёлыми смешками» демонстрирует склонение по твёрдому варианту. А в качестве примера склонения в мягком варианте можно воспользоваться предложением «Она смотрела своими синими глазами ему прямо в душу».

Кстати, следует отметить и такой факт, что тому же правилу правописания окончаний прилагательных подчиняются причастия и некоторые местоимения, числительные, имеющие форму прилагательного.

Источник: http://fb.ru/article/143706/kem-chem---kakoy-padej-otvechaet-na-eti-voprosyi-formyi-tvoritelnogo-padeja

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.