Окончания причастий

Содержание

Конспект

Окончания причастий

Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-).

Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся.

При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед: увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый. Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от гла­гола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый.

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффик­сами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый).

Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядае­мый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умо­лить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый).

Признаки, кото­рые обозначены отглагольными прилагательными, являют­ся постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуют­ся от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- (прочитанный, увиденный, решённый, понятый).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ.

При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается (заклеить — заклеенный, увидеть — увиден­ный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный).

Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — спле­тённый).

Таблица «Правописание суффиксов причастий»

Конспект урока «Правописание суффиксов причастий».

Следующая тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».

Разделы:  «Орфография» и «Причастие»

Источник: //uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B9/

Суффиксы причастий и деепричастий

Окончания причастий

Причастия и дее­при­ча­стия име­ют харак­тер­ные для них суф­фик­сы. Приведем таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий и дее­при­ча­стий.

Глаголы обра­зу­ют при­ча­стия и дее­при­ча­стия. Эти гла­голь­ные сло­ва сле­ду­ет научить­ся отли­чать друг от дру­га, так как зна­ние при­ча­стия и дее­при­ча­стия важ­но для син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния и пра­виль­ной поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния.

Причастие обра­зу­ет при­част­ный обо­рот, кото­рый в зави­си­мо­сти от усло­вий в кон­тек­сте может выде­лять­ся и не выде­лять­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. А дее­при­ча­стие и дее­при­част­ные обо­ро­ты тре­бу­ют обя­за­тель­ной поста­нов­ки запя­тых.

Отличительным при­зна­ком при­ча­стий и дее­при­ча­стий явля­ют­ся спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, при­су­щие толь­ко этим сло­вам. Рассмотрим подроб­но суф­фик­сы при­ча­стий и дее­при­ча­стий.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные и стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Выбор без­удар­ной глас­ной в суф­фик­сах при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла.

Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни, обра­зо­ван­ные от осно­вы гла­го­ла пер­во­го спря­же­ния, име­ют суф­фикс -ущ-/-ющ:

  • веять — ве́ют — ве́ющий ветер;
  • колы­хать­ся — колышутся — колышущиеся зна­ме­на.

Если дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зо­ва­ны от осно­вы гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния, то в их мор­фем­ном соста­ве ука­жем суф­фикс -ащ-/-ящ-:

  • хва­лить — хва́лят- хва́лящий ребен­ка;
  • нежить­ся — не́жится — не́жащийся на солн­це.

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия, обра­зо­ван­ные от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ют суф­фик­сы -ом-/-ем-:

  • вести — ведут — ведомый нами;
  • раз­ре­шать — раз­ре­шают — раз­ре­шаемый вопрос.

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­са -им-:

  • мучить — мучат — му́чимый жаж­дой пут­ник;
  • видеть — видят — ви́димый изда­ли.

Таблица

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фик­сов -вш- и -ш-. Выбор суф­фик­са зави­сит от конеч­ной бук­вы осно­вы:

  • после глас­ной пишет­ся суф­фикс -вш- ;
  • после соглас­ной — суф­фикс -ш-.

Например:

  • молоть — молол — моловший кофе;
  • толочь — толок — толокший зер­на.

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн- и -т-.

Причастия, обра­зо­ван­ные от  гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся бук­ва­ми «а», «я» , име­ют суф­фикс -нн-:

  • под­ко­вать — под­ко­вал — под­кованная лошадь;
  • взле­ле­ять — взле­леял — взле­леянный роди­те­ля­ми.

Если осно­ва гла­го­ла закан­чи­ва­ет­ся на глас­ный «и» или на соглас­ный, то в мор­фем­ном соста­ве при­ча­стия ука­жем суф­фикс -енн-:

  • вырас­тить — вырастил — выращенный садов­ни­ком;
  • сбе­речь — сбе­рёг — сбе­режённый мате­рью.

Ряд стра­да­тель­ный при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от гла­го­лов с осно­вой на глас­ный с помо­щью суф­фик­са -т-:

  • тереть — тертый в поро­шок;
  • про­по­лоть — про­по­лотый с утра;
  • вымыть — вымытый начи­сто.

Суффиксы деепричастий несовершенного вида

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов это­го же вида с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -а/-я:

  • (что делать?) спус­кать­ся — спус­каются — (что делая?) спус­каясь по лест­ни­це;
  • колы­хать — колышут — колыша воду;
  • щеко­тать — щекочут — щекоча щеку;
  • управ­лять — управ­ляют — управ­ляя пер­со­на­лом.

Суффиксы деепричастий совершенного вида

От осно­вы инфи­ни­ти­ва совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся дее­при­ча­стия с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -в-, -вши-, -ши-:

  • побла­го­да­рить — побла­го­да­рив за теп­лый при­ем;
  • запы­хаться — запы­хавшись от быст­ро­го бега;
  • при­нести — при­нёсши новость.

Рассмотрим подроб­нее, от чего зави­сит, какой суф­фикс выбрать в обра­зо­ва­нии дее­при­ча­стия.

1. Если осно­ва про­из­во­дя­щей фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, то дее­при­ча­стие име­ет суф­фикс -в-:

  • составить — соста­вив план;
  • укрепить — укре­пив сте­ну.

2. Суффикс -вши- обра­зу­ет дее­при­ча­стия от воз­врат­ных гла­го­лов с осно­вой на глас­ный:

  • сознаться — сознавшись в обмане;
  • остаться — оставшись на пару минут.

В мор­фем­ном соста­ве дее­при­ча­стий, обра­зо­ван­ных от воз­врат­ных гла­го­лов с осно­вой на соглас­ный, ука­жем фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ши-:

  • увлечься — увлекшись иде­ей;
  • запечься — запёкшись на огне;
  • обжечься — обжёгшись паром.

Таблица

Суффиксы при­ча­стий и дее­при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Деепричастия(Что делая? Что сде­лав?)-а/-яв дее­при­ча­сти­ях несо­вер­шен­но­го видаубе­гая, чув­ствуя, ста­ра­ясь, изде­ва­ясь, при­жи­ма­ясь
-в/-вши/-шив дее­при­ча­сти­ях совер­шен­но­го видасде­лав, уви­дев, попы­тав­шись, поин­те­ре­со­вав­шись, обра­до­вав­шись, раз­ба­вив­ши, испёк­ши, бро­сив­ши
Причастия(Какой? Какая? Какое? Какие?)-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го вре­ме­николю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистя­щий
-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го вре­ме­ниотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слы­ши­мый
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ниотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отпра­вив­ший­ся
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ниото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, раз­мо­ло­тый

Как отличить деепричастие от причастия?

Чтобы научить­ся отли­чать дее­при­ча­стие от при­ча­стия, сна­ча­ла выяс­ним, какое сло­во мож­но назвать дее­при­ча­сти­ем.

  • укреп­ляю здо­ро­вье, зани­ма­ясь пла­ва­ни­ем (укреп­ляю и зани­ма­юсь);
  • любо­вал­ся вос­хо­дом солн­ца, рисуя пей­заж;
  • открыв учеб­ник, про­чи­та­ем пра­ви­ло;
  • выпол­ни­ла зада­ние, создав про­ект.

Деепричастия, явля­ясь про­из­вод­ны­ми гла­голь­ны­ми фор­ма­ми, так же, как и гла­гол, име­ют посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — несо­вер­шен­ный или совер­шен­ный вид.

Деепричастия отли­чим от при­ча­стия по харак­тер­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам:

  1. Деепричастия име­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы -а/-я, -в/-ши/-вши.
  2. Деепричастие отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав?
  3. В пред­ло­же­нии эта гла­голь­ная фор­ма зави­сит от ска­зу­е­мо­го.
  4. Деепричастие явля­ет­ся обсто­я­тель­ством, а при­ча­стие — опре­де­ле­ни­ем (ска­зу­е­мым — в крат­кой фор­ме).
  5. Деепричастие не изме­ня­ет­ся.

Пример

Слушая его увле­ка­тель­ные рас­ска­зы о путе­ше­стви­ях, я все­гда удив­ля­юсь.

Деепричастие «слу­шая» отве­ча­ет на вопрос что делая? Эта гла­голь­ная фор­ма име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -я:

слу­шать — слу­шают — слу­шая.

Это дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида.

Удивляюсь (когда?) слу­шая его увле­ка­тель­ные рас­ска­зы о путе­ше­стви­ях.

Деепричастие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми (обо­рот) отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос, пояс­ня­ет глагол-сказуемое и явля­ет­ся в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ным чле­ном — обсто­я­тель­ством вре­ме­ни.

Добавить сайт в избранное

Источник: //RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-prichastii-deeprichastii.html

Окончания причастий: правописание

Окончания причастий

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

Применим это правило, просклоняв причастия.

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе
родит. п.какого?нет чистящего средства, пятновыводящего раствора
дательн. п.к какому?к чистящему средству, пятновыводящему раствору
винитель. п.какой? какое?увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор
творит. п.с каким?с чистящим средством, пятновыводящим раствором
предлож. п.о каком?о чистящем средстве, пятновыводящем растворе
окончания причастий в женском роде в ед. числе
родит. п.какой?нет отбеливающей пасты
дательн. п.к какой?к отбеливающей пасте
винитель. п.какую?увидел отбеливающую пасту
творит. п.с какой?с отбеливающей пастой
предлож. п.о какой?об отбеливающей пасте
окончания причастий во множеств. числе
родит. п.каких?нет дезинфицирующих средств
дательн. п.к каким?к дезинфицирующим средствам
винитель. п.какие?увидел дезинфицирующие средства
творит. п.с какими?с дезинфицирующими средствами
предлож. п.о каких?о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

  1. На пестреющ… лужайке.
  2. Опавш… листву.
  3. О летающ… мотыльке.
  4. За отнят… игрушку.
  5. К сидящ… малышке.
  6. Ребят, рассказывающ… о путешествии.
  7. От растревоженн… улья.
  8. Народы, борющ…ся за свободу.
  9. Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
  10. Плескавш…ся волну.

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

действующий предметпредмет, испытывающий действие со стороны другого предмета
котом (что он сделал?) запрыгнул(каким?) запрыгнувшимиз чашки (что с ней сделал?) опрокинул(какой?) опрокинутой

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

  1. В окно видно заросш… кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

Практическое задание № 4

Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

  1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
  3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
  5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Практическое задание № 5

Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта.

Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву.

Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

Ответы к практическим заданиям

№ 1

  1. На пестреющей (какой?) лужайке.
  2. Опавшую (какую?) листву.
  3. О летающем (каком?) мотыльке.
  4. За отнятую (какую?) игрушку.
  5. К сидящей (к какой?) малышке.
  6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
  7. От растревоженного (какого?) улья.
  8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
  9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
  10. Плескавшуюся (какую?) волну.

№ 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
  2. Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
  3. По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.
  4. Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
  5. В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
  6. На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
  7. В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
  8. На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
  10. За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.

№ 3

  1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.

№ 4

  1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
  3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
  5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

№ 5

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта.

Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву.

Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

Глаголы и причастия

Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
  • Собака лает – лающая собака.
  • Мальчик стоит – стоящий мальчик.
  • Грибы собрали – собранные грибы.
  • Поле засеяли – засеянное поле.
  • Рассказали историю – рассказанная история.
  • Лёд растаял – растаявший лёд.
  • Местность исследовали – исследованная местность.
  • Вещи разбросали – разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали – обрадованные дети.
  • Окна осветились – освещённые окна.
  • Океан дремлет – дремлющий океан.
  • Тропинки заросли – заросшие тропинки.
  • Слова написали – написанные слова.
  • Стоят столбы – столбы стоящие.
  • Волны пенятся – пенящиеся волны.
  • Предмет движется – движущийся предмет.
  • Птиц потревожили – потревоженные птицы.
  • Народ борется – борющийся народ.
  • Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли – вырытая канава.

Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:

ед.числомн. число
1 лицоя читаю, я вижумы читаем, мы видим
2 лицоты читаешь, ты видишьвы читаете, вы видите
3 лицоон читает, он видитони читают, они видят

В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:

ед.число
мужской родон читал, видел
женский родона читала, видела
средней родоно читало, видело
множественное числоони читали, видели

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.

Источник: //fb.ru/article/264258/okonchaniya-prichastiy-pravopisanie

Как определить окончание причастия

Окончания причастий

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию и имеет грамматические признаки глаголов и прилагательных.

Причастия, как и прилагательные, склоняются по родам, числам и падежам, пр этом окончания причастий совпадают с окончаниями прилагательных.

Как и глаголы, причастия бывают настоящего и прошедшего времени, действительного и страдательного залога.

В русском языке особенности написания суффиксов и окончаний причастий определяются:

  • Спряжением глагола, от которого образовано причастие;
  • Формой причастия (полной или краткой);
  • Формой существительного или местоимения, с которым согласуется причастие по падежу, роду и числу.

Как правило, ошибки делают при написании безударных гласных в суффиксах причастий настоящего времени (образованных от основы настоящего времени – личной формы глаголов 3-го лица, мн. числа, НВ)

От каких глаголов образуютсяДействительные причастияСтрадательные причастия
1-го спряжения-ущ/-ющпрыгать – прыгающий,зовут – зовущий-ем/-омомывают – омываемый;несут – несомый
2-го спряжения-ащ/-ящмолчат – молчащий,шумят – шумящий-имкорят – коримый,измеряют – измеримый

В таблице приведены падежные окончания причастий единственного и множественного числа.

Полные формы причастий (действительные и страдательные)
ПадежЕдинственное числоМножественное число
мужской родженский родсредний род
И. п.-ий/-ыйпрочитанный,называемый,звенящий-аяпрочитанная,называемая,звенящая-ее/-оепрочитанное,называемое,звенящее-ые/-иепрочитанные,называемые,звенящие
Р. п.-его/-огопрочитанного,называемого,звенящего-ей/-ойпрочитанной,называемой,звенящей-его/-огопрочитанного,называемого,звенящего-ых/-ихпрочитанных,называемых,звенящих
Д. п.-ему/-омупрочитанному,называемому,звенящему-ей/-ойпрочитанной,называемой,звенящей-ему/-омупрочитанному,называемому,звенящему-ым/-импрочитанным,называемым,звенящим
В. п.-ий/-ый/-огопрочитанный,называемого,звенящий-уюпрочитанную,называемую,звенящую-ее/-оепрочитанное,называемое,звенящее-ых/-ихпрочитанных,называемых,звенящих
Т. п.-им/-ымпрочитанным,называемым,звенящим-ей/ойпрочитанной,называемой,звенящей-им/-ымпрочитанным,называемым,звенящим-ыми/-имипрочитанными,называемыми,звенящими
П. п.-ем/-омо прочитанном,о называемом,о звенящем-ей/ойо прочитанной,о называемой,о звенящей-ем/-омо прочитанном,о называемом,о звенящем-ых/-ихо прочитанных,о называемых,о звенящих
Краткие формы причастий (только страдательные)
нулевое окончаниепрочитан, называемпрочитана, называемапрочитано, называемопрочитаны, называемы

Будь в числе первых на доске почета

Источник:

Правописание причастий

Однако в глаголах, образованных от глаголов на -ить, пишется -ива́ю, -ива́ть: полить — полива́ть, поливаю, кроме затмить — затмева́ть, затмева́ю.

69. В суффиксах глаголов после шипящих под ударением вместо о пишется ё (е): растушёвывать, размежёвывать, раскорчёвывать (ср.: растушев́ать, размежева́ть, раскорчева́ть).

Совершенный вид причастия

Глаголы имеют особую форму—причастие. Например: работающий, работавший (от глагола работать); строящий, строивший (от глагола строить). Причастие — это такая форма глагола, которая обладает признаками как глагола, так и прилагательного.

Подобно прилагательному, причастие обозначает признак предмета. Но в отличие от прилагательного причастие обозначает такой признак предмета, который указывает на действие или состояние предмета; работающий человек, т. е. тот человек, который работает; спящий ребёнок, т. е. тот ребёнок, который спит.

Причастие имеет ряд признаков глагола: 1) причастие бывает настоящего и прошедшего времени: работающий —настоящее время, работавший — прошедшее время; 2) причастие может быть совершенного и несовершенного вида: работавший — несовершенный вид, поработавший — совершенный вид; 3) причастие может быть возвратным; моющийся; 4) причастие требует того же падежа, что и другие глагольные формы: читающий (что?) книгу; сравните: читать книгу, читаю книгу, читай книгу (но чтение книги).

С другой стороны, причастие имеет ряд признаков прилагательного: 1) причастие изменяется по родам и числам, как прилагательное: работающий, работающая, работающее, работающие (сравните: могучий, могучая, могучее, могучие); 2) причастие склоняется, как прилагательное: работающий, работающего, работающему и т. п.

В предложении основная роль причастия та же, что и прилагательного: оно обычно служит второстепенным членом предложения (определением).

Действительное и страдательное причастия

Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных.

Действительное причастие — это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий рисовавший, (или нарисовавший) картину.

Страдательное причастие — это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.

Причастия совершенного и несовершенного вида

Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать—читающий, читавший, читаемый (несоверш.

вид); прочитать—прочитавший, прочитанный (соверш. вид). При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия как настоящего, так и прошедшего времени.

А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени

I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) для глаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения.

1) Везут — везущий 2) Держ-ат—держащий

Работа-ют—работающий Вид-ят — видящий Бор-ют-ся — борющийся Стро-ят-ся — строящийся

II. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: читать— читавший, видеть — видевший, нести — нёсший.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются—борющийся; бороться — боровшийся.

Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.

Примечание. Причастия на щий(могущий,лежащий) проникли в литературный язык из старославянского языка.

В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий), которые позже превратились в обыкновенные прилагательные, т. с. утратили значение времени действия.

Поэтому в русском языке имеются такие пары: стоящий—стоячий, текущий — текучий, колющий — колючий. Первое слово каждой пары—старославянского происхождения, второе — русского.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: кита-ют, чита-ем-ый; видят, вид-им-ий.

Источник: //novpedkolledg2.ru/instruktsii/kak-opredelit-okonchanie-prichastiya.html

А16. Гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий

Окончания причастий

Для того чтобы обойти “подводные камни”, к заданию А16 готовься пошагово. 

Личные окончания глаголов

В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени 

  • в окончаниях глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): имеешь, имеет, имеем, имеете, имеют
  • в окончаниях глаголов 2-го спряжения – и, а (я):  смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят

Значит, для правильного написания гласных в безударных окончаниях нужно уметь безошибочно определять спряжение глагола!

Вспомни:

  1. Ко 2-му спряжению относятся глаголы:
    • с суффиксом -и в основе неопределённой формы: любить 
      Исключение: 
      Брить, стелить– глаголы 1-го  спряжения: бреет, бреют, стелет, стелют и их производные: постелить, застелить, перестелить и другие.

    • 7 глаголов-исключений с суффиксом -е в основе неопределённой формы.
      Запомни их: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотретьи  их производные,
      например:  посмотреть, осмотреть, высмотреть, досмотреть, насмотреться, засмотреться и другие.

    • 4 глагола с суффиксом -а.

      Запомни их: гнать, держать, слышать, дышать и их производные: прогнать, догнать, выгнать, изгнать и другие.

  2. К 1-му спряжению относятся  остальные глаголы c безударными окончаниями: играть, рисовать, тянуть, кинуть и другие.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1-го спряжения, а в других – 2-го. Проспрягаем эти глаголы:

Хотеть – хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1-го спр., во мн. – 2-го).

Бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн .ч. – окончание 2-го спр.)

Чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн. ч. – окончание 2-го спр.)

Лишь у глагола хотеть в форме ед.ч. окончания в безударном положении.

Внимание:

Глаголы есть и дать и производные от них не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний. Об этом см. подробнее: Русская грамматика. Раздел 11. Глагол. Проблемы для задания А15 они не представляют, поскольку окончания у них под ударением.

Суффиксы причастий настоящего времени

Причастия могут быть разными: действительными и страдательными, настоящего и прошедшего времени.

Избежать ошибок в их правописании поможет осознание того, что причастия настоящего времени образованы от основы глагола настоящего времени, а причастия прошедшего времени – от основы неопределённой формы глагола.

Поэтому при выборе суффиксов причастий настоящего времени определяй спряжение глагола. Это поможет правильно выбрать суффикс. А для безошибочного написания причастий прошедшего времени важно знать суффикс в основе неопределённой формы глагола. 

1. Суффиксы  -ущ(-ющ),- ащ(-ящ) в действительных причастиях настоящего времени: знающий, любящий

Определи спряжение глагола! 

В причастиях, образованных

  • от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий, читающий.
  • от глаголов 2-го спряжения –  -ащ (-ящ): любящий, видящий  

Обрати внимание:
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:

 знает, знают –  1-е спряжение, основа зна+ суффикс -ющ  →знающий, 
любит, любят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ →любящий.

 2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый

 Определи спряжение глагола!

В причастиях, образованных от глаголов

  • 1-го спряжения, пиши  суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,
  • 2-го спряжения – -имлюбимый, видимый

Обрати внимание:
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:

 поднимает, поднимают –  1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем → поднимаемый,
любит, любят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс –им → любимый. 

Суффиксы причастий прошедшего времени


1. Гласные перед суффиксами  -вш, -ш  в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола. 

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: видевший←видеть,  слышавший←слышать.

 2. Различение гласных суффикса глагольной основы  -а (я) перед суффиксом -нн  и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов

  • с суффиксом -а- -я-,  перед суффиксом причастия -нн-  пиши буквы а(я): потерянный ← потерять , 
  • с суффиксами -и- или -е-, в суффиксе -енн-пиши букву е: наполненный ← наполнить

Шаг 4. Используй ход рассуждений

Задание:

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?1) запиш…шь, закручива…мый2) вытащ…шь, наполн…нный3) изуча…шь, закле…вший

4) накин…шь, муч…мый

Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011. Русский язык.
Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. – М.: АСТ; Астрель. ФИПИ. С. 30.

 Выполнение: 

1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: записать, вытащить, изучать, накинуть.

2. Определи спряжение: записать – 1-е спр., вытащить – 2-е спр., изучать – 1-е спр., накинуть – 1-е спр.

3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: запишешь, вытащишь, изучаешь, накинешь

4. Определи гласные в суффиксах причастий. Уверенные в правильности выполнения пп. 1-3 могут анализировать далее только строки 1), 2) и 3). Остальным стоит разобраться со всеми четырьмя примерами причастий.

1) закручива…мый – страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глагола, от которого оно образовано: закручива…мый – от закручивать (1-е спр.), пишем гласную е: закручиваемый. 

Необходимый ответ найден. 

Для проверки правильности своего заключения выполняем анализ дальше.

2) наполн…нный – страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: наполн…нный – от наполнить. Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом -и-, пишется суффикс -енн-, то пишем гласную е: наполненный.

3) закле…вший – действит. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: закле…вший – от заклеить. Поскольку в действительных причастиях прошедшего времени сохраняется суффикс глагольной основы неопрделённой формы глагола, то пишем гласную и: заклеивший.

4) мучимый – страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо знать спряжение глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: мучимый от мучить (2-е спр.), суффикс -им-: мучимый.

5. Соотнеси все полученные данные и сделай вывод: правильный ответ – строка 1). 

Источник: //russkiy-na-5.ru/articles/285

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.