Однородные второстепенные члены предложения

Русский язык. 4 класс. Тема урока: Главные и второстепенные однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Однородные второстепенные члены предложения

План-конспект урока Русского языка в 4 классе.

Тема: Главные и второстепенные однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Цели:

1. Формировать навык оформления на письме предложений с однородными членами.

2. Учить анализировать по составу предложения с однородными членами.

3. Развивать речь учащихся.

4. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  1. Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
  2. Карточки для составления схемы «Классификация членов предложения».

План урока

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний
  3. Чистописание
  4. Сообщение темы и постановка задач урока
  5. Усвоение новых знаний
  6. Закрепление изученного материала
  7. Итог урока. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный этап

— Прозвенел звонок — начался урок!

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний

Упр. 58

— Читаем предложение и объясняем, какие буквы вставили в слово, почему.

рЕбята (сл.сл), опИсания (пишет), прИроды (сл.сл.), трАвинке (травы), цвЕтке (цвет), лИсточек (лист), интЕреснейшие (сл.сл.)

— Поставили ли запятые? Почему? (здесь есть однородные члены предложения, которые связаны интонацией перечисления)

— Давайте вспомним классификацию членов предложения. Какими могут быть члены предложения? (главными и второстепенными)

— Главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?» — это… (подлежащее)

— Как мы подчеркиваем подлежащее? (одной чертой)

— Главный член предложения, который отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?» — это… (сказуемое)

— Как мы подчеркиваем сказуемое? (двумя чертами)

— Как мы подчеркиваем второстепенные члены предложения? (волнистой линией)

— Если в предложении есть слова, которые относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос, то какие это члены предложения? (однородные)

— Мы с вами уже знаем, что однородные члены предложения могут быть и главными, и второстепенными.

— Посмотрите, какая схема у нас получилась! Эта схема сегодня будет нам на уроке помогать.

3. Чистописание

О О О ОО Ш Ш Шш Шо Шо Шоко Ол

Словарные слова: Олень, шоколад

Ш..к..лад

— Прочитайте слово. Какие буквы вы бы вставили? (две буквы о)

Подбор ассоциаций:

— В этом слове мы найдем спрятавшиеся слова: шок, кол. Если я получу кол, у мамы будет шок, и она мне больше не купит шоколада.

Шок кол шоко шоколад шоколадный

Подбор родственных слов: шоколадный

— Отгадайте загадку:

Я скажу, а ты — поверь.Пробегал по лесу зверь.Нёс на лбу зверь неспроста,Два огромнейших куста,Их ему носить не лень

Зверя же зовут?…(Олень)

— Какое место в слове олень опасное? Какую букву вставим? (о)

— Какое слово спряталось внутри? (лень) А как мы вздыхаем, когда нам лень что-то делать, но надо? (Ох) -> Ох лень

— Посмотрите, как еще можно запомнить: на рогах у оленя очень удобно можно положить букву О, и она никуда не укатится!

Ох ох лень лень оле оле олень оленина

Подбор родственных слов: олений, оленина

— Попробуйте составить предложение, в котором будет сразу два наших новых слова олень и шоколад. Запишите его.

4. Сообщение темы и постановка задач урока

— Сегодня мы продолжаем работать с предложениями, в которых есть однородные члены. Мы с вами будем находить однородные члены предложения и объяснять, являются они главными или второстепенными однородными.

5. Усвоение новых знаний

Упр. 59

Учитель читает стихотворение.

— Понравилось вам стихотворение? Красиво описана природа? Какая радость произошла в стихотворении? (родился оленёнок)

Первое предложение разбирает учитель, показывая образец разбора предложения с однородными членами. Последнее предложение разбирает и комментирует ученик у доски.

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

6. Закрепление изученного материала

Упр. 60. Составление предложений с однородными членами, разбор и составление схемы (1 ученик у доски)

Упр. 61

Чтение текста учителем

— Из чего делали конфеты?

— Как делали конфеты в древнем Риме?

— А как их делали французы?

— Что используют сегодня при производстве конфет? Что добавляют в конфеты для аромата?

Составление плана (Учитель записывает на доске)

— У нас есть три абзаца, три части. Давайте дадим им название. Как назовем первую часть / вторую / третью?

— Опорные слова:

1 часть – полакомиться, финики, мёд, орехи

2 часть – древний Рим, орехи с мёдом и семечками; французы, засахаривали

3 часть – при производстве, для аромата, ванилин

Пересказ текста по плану на доске (2-3 ученика)

— Назови предложение, в котором есть однородные члены.

7. Итог урока. Рефлексия

— Могут ли однородные члены предложения быть подлежащим? А сказуемым? А второстепенными членами предложения?

— Кому было что-то непонятно на уроке?

8. Домашнее задание

Упр. 62

Источник: //lit-dety.ru/uroki-2/rus-yaz-4-glavnye-i-vtorostepennye-odnorodnye-chleny-predlozheniya.html/

Однородные и однородные второстепенные члены предложения: определение, примеры

Однородные второстепенные члены предложения

> Русский язык > Однородные и однородные второстепенные члены предложения, примеры

Когда вам необходимо охарактеризовать точнее какой-либо предмет или явление (или их свойства), описать их более конкретно и выразительно, доходчиво, чтоб собеседник полнее понял вашу мысль, к вам на помощь приходят однородные члены предложения. Без них ваша мысль утратит полноту и понятность.

  • Как выявить однородные группы слов предложения в простом предложении
  • Выделение однородных членов
  • Как подчеркивать однородные члены?
  • Фразеологические обороты

Однородные члены ─ это такие характеристики, которые имеют отношение исключительно к одному объекту, в предложении они будут подчинены только одному слову. Они описывают разнообразные стороны одного и того же лица, действия или качества.

Я люблю хлеб, особенно пшеничный и ржаной.

В этом простом предложении с однородными членами ими являются прилагательные «ржаной» и «пшеничный». В другом примере:

На улице стало светлее от солнечного света и улыбок.

─ это имена существительные.

Но однородные члены могут оказаться любой частью речи: глаголом, существительным, наречием.

Мы трудились, надрывались и ударно вкалывали на этой стройке века.

: что такое подчинительная связь, примеры в сложных предложениях.

Как выявить однородные группы слов предложения в простом предложении

Определить подобные члены предложения очень просто. Они подчинены только тому слову, которое характеризуют, к ним можно отнести один и тот же вопрос. При этом они независимы друг от друга.

Лена обожает танцы, ритмичную музыку и фитнес.

В данном случае, это слова, относящиеся к подлежащему «Лена» и отвечающие на вопрос, что именно ей нравится. Они являются именами существительными. Если убрать из примера то или другое дополнение, смысл предложения не поменяется, но мы меньше узнаем о вкусах Лены. При этом однородные члены могут быть главными в предложении или второстепенными.

: сложносочиненные предложения, примеры в литературе.

Например:

  • Витя, Маша и Дарья сдали ЕГЭ на отлично. В данной ситуации однородные слова являются подлежащими, главными членами предложения. Это имена отличников, Вити и Маши с Дарьей.
  • Вечер был холодным, дождливым и скучным. В этом конкретном примере простого предложения главные члены ─ это подлежащее «вечер» и сказуемое «был», а слова, отвечающие на вопрос, каким был этот вечер ─ второстепенные.
  • Гоголь стал великим писателем, хотя он не смог закончить и решил сжечь второй том своей поэмы о похождениях Чичикова. Приведенное выше утверждение является сложным предложением из двух частей, во второй части которого сказуемые ─ главные члены предложения ─ представляют собой глаголы, являющиеся однородными членами.
  • Вечер был ветреный и холодный, но мы наслаждались красками разгорающегося заката, видом на озеро и темнеющей зеленью леса вдалеке. А это пример использования второстепенных однородных членов (как подлежащих, так и сказуемых) в пояснительном сложносочиненном предложении с распространёнными однородными членами. Распространёнными называются те, что имеют в своём подчинении другие характеристики или слова.

: созвучные слова – это что такое, определение и примеры.

Выделение однородных членов

В предложении однородные слова можно выделить с помощью:

  • Запятых без союзов. Наш народ любит просторы, мир, труд, хороший отдых.
  • Одиночных соединительных союзов. Вокруг простиралась степь или, по-американски, саванна. Налетевший порыв ветра принёс свежесть и влажность с залива. В данном случае запятые между союзами не ставятся.
  • Противопоставительных союзов. Ты силой ничего не добьёшься, зато лаской да покорностью при дворе сможешь достигнуть многого. Перед противопоставительным союзом запятая обязательна.
  • Союзов повторения. Из-за тебя я лил и кровь, и пот, и слёзы. Или музыка была слишком современной, или действо было далеко от всяких гармоний, но он был потрясен какофонией на этом шоу. Запятая не ставится только перед первым союзом повторения.
  • Союзов двойных. Не столько напряженный труд, сколько суета и безответственность царили в отделе. Ночь прошла, оставив не только воспоминания о снах, но и страхи ночных кошмаров.

Важно помнить, что запятые нужно ставить перед вторым союзом, когда вы пишете предложение в котором слова соединены таким образом!

: слова синонимы, примеры в русском языке.

Как подчеркивать однородные члены?

При анализе предложения в письменном тексте однородные члены подчеркиваются одинаково, в зависимости от того, какую функцию в предложении они несут. Сказуемые подчеркиваются как сказуемые (двойной сплошной чертой), определения подчеркиваются как определения (волнистой), и так далее.

  • Мне всё равно, чем писать: ручкой, карандашом или фломастером. Это пример, в котором однородные имена существительные являются дополнениями, следовательно, их нужно подчеркивать пунктирной линией.
  • конференция состоится во вторник, двадцать второго марта, в три часа. Здесь однородными оказываются указания на время и дату. Они отвечают на вопрос «когда, во сколько», значит, они служат обстоятельствами и подчеркивать их нужно пунктирной с точками линией.

Важно помнить, что в анализируемом тексте в одной фразе могут существовать сразу несколько групп однородных слов, при этом они вполне могут оказаться различными частями речи.

Гиацинты, крокусы и азалии в этом парке благоухали и дурманили мою голову своим запахом.

В этой несложной фразе быстро определяются две группы: три подлежащих и два сказуемых. Первую группу нужно подчеркивать, как подлежащие (имена существительные, названия цветов), вторую группу слов ─ как сказуемые, двумя сплошными.

: виды подчинительной связи в словосочетании и предложении.

Фразеологические обороты

С фразеологическими оборотами вас ждет более сложный случай в плане пунктуации. Запомните, что в устойчивых оборотах запятые никогда не ставятся. Их не так уж и много, вы можете их просто зазубрить:

  • И стар и млад.
  • Ни рыба ни мясо.
  • И так далее.

Вам нужно просто очень внимательно анализировать текст и потренировать собственную память на фразеологизмах. Не такое уж сложное дело!

Отзывы и комментарии

Источник: //obrazovanie.guru/russkij-yazyk/odnorodnye-i-odnorodnye-vtorostepennye-chleny-predlozheniya-primery.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.