Образование форм местоимений
5. Образование форм местоимений
- притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
Чтокасается образования форм именсуществительных, то этот момент являетсяодним из самых сложных. Это связано стем, что нет каких-либо определенныхправил для запоминания написанийокончаний существительных и.п. мн. ч.(директор –директора; бухгалтер – бухгалтеры) ир.п. мн. ч. (мандарины– мандаринов, партизаны – партизан;вафля – вафель, ружье – ружей, басня –басен).
Но,несмотря на это, есть некоторые моменты,на которые, на наш взгляд, стоит обратитьвнимание:
- существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ов(томатов, апельсинов). НО: яблок;
- существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
- существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков, гольфов, клипсов;
- существительные ж. р. на -ня в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
- существительные ср. р. на -ье в большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ий(селенье – селений, побережье – побережий, раздумье – раздумий). НО: платьев, устьев и некоторые другие;
- в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска).
Б). Построение предложений с деепричастным оборотом
Выбираяправильное продолжение предложения,начинающегося с деепричастного оборота,следует учитывать, что действие, окотором идет речь в обороте, являетсядобавочным по отношению к основномудействию, речь о котором идет в сказуемом.
Следовательно, как основное, так идобавочное действие должно выполнятьсяодним и тем же лицом. Поэтому преждевсего очень важно обращать внимание наналичиеподлежащего(существительного или местоимения ви.п).
Но еще раз подчеркиваем: субъект,названный в подлежащем, должен выполнятьоба действия.
Сказуемоев таких предложениях может быть выраженоглаголом водной из трех форм.вформе повелительногонаклонения(Приехав вМоскву, обязательно сходитена Красную площадь);
вформе инфинитивав значении повелительного наклонения(Приехав вМоскву, нужносходитьна Красную площадь);
вформе 1-го или2-го лица изъявительного наклонения(Приезжая вМоскву, обязательно идемна Красную площадь).Подлежащее мылегко восстанавливается и относитсякак к сказуемому, так и к деепричастию.
1. Построение предложений с однородными членами
- Предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.
Втаких предложениях очень важно обращатьвнимание на то, могут ли оба этих словауправлять тем падежом, в котором стоитзависимое слово.
- Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами:не только…, но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента:
– Частидвойного союза должны соединятьнепосредственно однородные члены.
– Частидвойного союза являются постоянными,их нельзя заменять другими словами.
- Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.
- Пропуск предлога при однородных членах.
Толпылюдей были повсюду: наулицах, площадях, скверах.
Передсловом скверахнеобходимо добавить предлог в,так как это слово не употребляется спредлогом на.Правильный вариант: Толпылюдей были повсюду: наулицах, площадях, вскверах.
- Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
Впакете лежали апельсины,сок, бананы, фрукты.
Апельсиныи бананыявляются видовыми понятиями по отношениюк слову фрукты,следовательно, не могут стоять с ним водном ряду однородных членов. Правильныйвариант: Впакете лежали сокифрукты:бананы,апельсины.
- Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
Провожающиешли ссумками и печальными лицами.
- Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
Навстречудвигались жителисела, мужчины, дети.
Мужчиныи детитакже являются жителямисела.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5370259/page:3/
Таблица местоимений: все разряды и формы, примеры предложений
В русском языке особенное значение играют местоимения, без них невероятно сложно обходиться в речи и необходимо больше усилий, чтобы построить какое-либо предложение без их участия.
Они позволяют избежать тавтологии и могут заменить слово, указать на отношение между предметами и явлениями и охарактеризовать множество частей речи: существительное, прилагательное, числительное и даже наречие!
- Все личные местоимения
- Возвратные
- Притяжательные
- Относительные
- Вопросительные
- Указательные
- Определительные
- Неопределённые
- Отрицательные
По значению местоимения делятся на следующие разряды: личные, возвратные, притяжательные, относительные, вопросительные, указательные, определительные, неопределённые и отрицательные. По грамматическим признакам данная часть речи русского языка делится на три группы: обобщённо-предметные, обобщённо-качественные и обобщённо-количественные.
: слова синонимы, примеры в русском языке.
Все личные местоимения
Их функцией является указание на предмет или же лицо. В эту группу входят следующие слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
Первые четыре личных местоимения характеризуют лиц, участвующих в диалоге.
- Но я другому отдана; я буду век ему верна. (А. Пушкин)
- Вы помните, вы всё, конечно, помните… (С. Есенин)
- Чем больше мы друг другу говорим, тем меньше мы друг друга понимаем. (Э.Ремарк)
- На заре ты её не буди… (А. Фет)
Интересно отметить, что в русском языке существуют и устаревшие личные формы местоимений, вышедшие из нашего обихода. Например, оне, использовавшееся для обозначения группы лиц, которая состоит исключительно из объектов, относящихся к женскому роду.
Последние четыре слова из группы характеризуют лиц, не участвующих в диалоге.
- На заре она сладко так спит… (А. Фет)
- Он молчал невпопад и не в такт подпевал, он всегда говорил про другое… (В. Высоцкий)
Они выполняют роль дополнения или же подлежащего. Изменяются местоимения по падежам, числам и лицам. Местоимения, относящиеся к третьему лицу также могут изменяться по родам.
: виды подчинительной связи в словосочетании и предложении.
Возвратные
Возвратным является лишь одно местоимение — себя (и остальные его формы).
- Родительные падеж — у себя;
- Дательный падеж — к себе;
- Винительный падеж — в себя;
- Творительный падеж — перед собой (собою);
- Предложный падеж — при себе.
Оно указывает на объект, явление или лицо, которое является действующим в диалоге.
- Я часто думаю о себе, как о важном и умном человеке.
- Несмотря на её скромное поведение, она нередко любовалась собой, часами крутясь перед зеркалом.
Возвратные местоимения играют роль дополнения.
: что такое страдательное причастие в русском языке?
Притяжательные
Притяжательными изменяемыми являются местоимения наш, ваш, твой, свой, мой. Их функция — указывать на принадлежность предмета какому-либо лицу.
- Учитель сказал, что моё сочинение было самым лучшим!
- Каждому в семье необходимо выполнять свои обязанности по дому, чтобы везде был порядок.
- Мне страшно, потому что твоя собака рычит на меня.
- Ваше новое платье очень идёт Вам к лицу.
- Это было нашей первой наградой, полученной за отличное выполнение работы.
Изменение притяжательных местоимений схоже с тем, как изменяются прилагательные. То есть по родам, числам и падежам. В предложении они выступают в качестве определений, всегда согласованных.
Неизменяемыми притяжательными являются местоимения её, его, их. Это изменённые личные местоимения, употребляемые в форме родительного падежа и третьего лица.
- Её платиновые волосы приковывали восторженные взгляды прохожих.
- Его голос был твёрд и строг.
- Их работа была выполнена великолепно!
Относительные
Они отвечают на вопросы какой? чей? кто? что? который? сколько? каков? Нередко употребляются для того, чтобы связать несколько простых предложений в составе сложного.
- Было шумно, поэтому для меня оказалось сложным понять, кто произнёс эти слова.
- Посмотри,сколько коров пасётся на лугу!
- Заблудший, я не знал пути домой, но возвращаться в тёмный лес, из которого только что вышел, не собирался.
- Маму выписали из больницы, и я смог увидеть своего маленького брата. Он был совсем не таким, каким я себе его представлял.
- Мне не хотелось подслушивать, но любопытство взяло верх, и я стал прислушиваться, о чём говорят эти двое.
Вопросительные
Они чаще всего употребляются в вопросительных предложениях русского языка. У местоимений кто/что нет ни рода, ни числа, ни лица. Местоимения какой, чей, который, каков изменяются по родам и числам. Все они, кроме слова каков, изменяются по падежам.
- Кто приходил к нам сегодня утром? Я слышала шум.
- Что это за свёрток лежит на столе?
- Какой цвет тебе нравится больше: оранжевый или красный?
- Чей пёс лаял сегодня ночью и не давал всем спать?
- Который час?
- Каков он на лицо?
Указательные
Местоимения этот, это, тот, такой, тогдатак, являются указательными. Они призваны выделять предмет из группы ему подобных. Например:
- Этот щенок нравится мне больше остальных.
- Это платье выглядит потрясающе!
- Тот человек кажется мне подозрительным.
- Такой взгляд может свести с ума любого.
- Тогда мы были очень счастливы и спокойны.
Важно не перепутать местоимение это с частицей. «Это твоя работа выиграла в конкурсе?» В данном предложении слово «это» не является местоимением.
Определительные
Сам, самый, весь, всякий, каждый, любой иной, другой являются примерами местоимений определительных.
Этот довольно большой раздел делится ещё на несколько. В первый входят местоимения сам и самый. Они обладают выделяющей ролью и придают индивидуальность объекту, о котором идёт речь.
- Сам директор фирмы принялся за решение этой проблемы.
- Самый большой подарок жизни — крепкая и любящая семья.
Слово весь охватывает всю широту характеристики лица. Например:
- Весь огород был истоптан козами.
- Солнце освещало всю комнату.
- Всё собрание было на месте.
Иной, другой имеют противоположное значение тому, о чём шла речь ранее.
- Мы нашли иной выход из сложившейся ситуации.
- Оказалось, что до его дома ведёт другая дорога.
Всякий, каждый, любой показывают на возможность выбора из большинства.
- Всякий может сказать, что он хороший и искренний человек.
- Каждый знает, какая дождливая погода здесь бывает.
- Любой может попытать удачу в этом аттракционе.
Неопределённые
Они образованы от вопросительных и относительных. Например, от местоимения что образовано неопределённое местоимение кое-что; из местоимения который образуется неопределённое некоторый.
- Говорят, что некто ворвался в дом нашей соседки и украл всё ценное, что в нём было.
- Нечто страшное и пугающее произошло вчера ночью.
- Некоторые вещи настолько секретны, что не подлежат обсуждению у всех на виду.
- От стоящей в помещение духоты некая дама упала в обморок.
- Несколько собак с лаем бросились догонять несчастную кошку.
- Кое-кто говорит, что всё, сказанное Олегом в этот вечер, было ложью.
- Бумажка, висевшая на здании недостроенной церкви, гласила о том, что всё собрание просит пожертвовать прихожан хоть сколько-нибудь денег на завершение ремонта.
Отрицательные
Они либо описывают отрицательные характеристики предметов или же лиц, или указывают на полное их отсутствие.
- Никто из нас не ожидал подобного поворота событий.
- Ничто не могло переубедить его.
- Никакими силами мы не могли отговорить его от этого безрассудного поступка.
- Он раскаялся, осознав, что некого винить в этом поступке, кроме него самого.
- Леночке решительно нечего было делать и от скуки она праздно моталась из одного конца квартиры в другой.
Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/tablitsa-mestoimenij-ih-razryady-i-formy-s-primerami.html